4 просмотров

Как правильно плыть на лодке

Методы вождения маломерных судов в различных условиях обстановки

Важным условием безопасности на воде является строгое соблюдение правил катания на лодке:

— Запрещается управлять лодкой в нетрезвом состоянии.

— Посадку в лодку производить, осторожно ступая посередине настила.

— Располагаться в лодке нужно равномерно только на штатных сиденьях.

—Нельзя садиться на борт лодки, это может привести к её переворачиванию.

— Меняться местами, переходить из лодки в лодку необходимо без резких движений, только у берега.

— Нельзя прыгать из лодки на берег или мостик.

— Нельзя раскачивать лодку и нырять с неё.

— Запрещается кататься на лодке детям без сопровождения взрослых. Согласно правил плавания на маломерных судах, на каждого ребенка в возрасте до четырнадцати лет в лодке должен находиться один взрослый.

— Нельзя перегружать лодку сверх нормы.

— Нельзя пересекать курс моторных судов, близко находиться к ним.

— Опасно подставлять борт лодки параллельно идущей волне.

— Волну надо «резать» носом лодки поперёк или под углом.

— Необходимо соблюдать осторожность на мелководье в незнакомых местах, следить за выступающими из воды предметами, а также расставленными сетями.

Маломерные суда имеют различные конструктивные формы, обводы и размеры корпуса, виды и количество двигателей, винтов, формы и площади рулей и другие элементы. В связи с этим судоводителю при управлении и маневрировании на конкретном судне необходимы знания маневренных элементов этого судна, а также достаточный опыт плавания и умение практически применять полученные знания. Только при этих условиях обеспечивается безопасность эксплуатации маломерного моторного судна.
Судоводителю следует опытным путем установить:
1. Скорости судна при различных режимах работы двигателя (малый, средний и полный ход).
2. Диаметры циркуляции при различных углах перекладки руля и скорости.
3. Расстояния, которые судно проходит:
а) до полной остановки после остановки двигателя с полного хода (среднего хода, малого хода);
б) до полной остановки, если с полного (среднего, малого) хода вперед дать задний ход;
в) до полной остановки, если с заднего хода дать передний ход (полный, средний, малый). 4. В какую сторону покатится нос (корма), если:
а) стоящему судну дать передний (задний) ход при различных положениях руля (прямо, право на борт, лево на борт); –
б) с переднего хода дать задний ход при различных положениях руля (прямо, право на борт, лево на борт);
в) с заднего хода дать передний ход при различных положениях руля (прямо, право на борт, лево на борт).
Эти сведения рекомендуется (особенно начинающему судоводителю) и следует использовать их до приобретения достаточного практического опыта, когда маневрирование судном будет производиться уверенно, с четким пониманием как поведет себя судно в том или ином случае и какие действия необходимо предпринять, чтобы получить желаемый результат от маневра.

Статья в тему:  Чем отличается шлюпка от лодки

Некоторые общие особенности управления маломерным судном, которые полезно знать и учитывать:
1.При движении против течения управлять судном значительно легче, чем при движении по течению. Это связано с тем, что под действием течения судно хорошо слушается руля даже на малом ходу.
2. При движении по течению судно слушается руля, если его скорость больше скорости течения.
3. При движении против течения поворот на обратный курс следует производить “из тихого течения” в сторону “быстрого течения”, в этом случае более сильное течение быстро забрасывает нос в сторону обратного курса.

  1. При следовании по течению поворот на обратный курс следует производить “из быстрого течения” в сторону “тихого течения”.
    В этом случае большее течение более эффективно забрасывает корму в сторону противоположную повороту.
    5. При наличии сильного бокового ветра поворот на обратный курс следует производить “на ветер”, чтобы избежать навала судна на берег. Это правило особенно необходимо соблюдать при поворотах в уз­ких участках.
    6. При подходе к мелкому берегу на лодке с подвесным мотором для предотвращения повреждений лопасти винта, мотор следует заглушить и поднять.
    7. При следовании судна по течению (вниз) подход к причалу осуществить проще, если пройти мимо причала, развернуть судно и швартоваться против течения.
    8. Судно, имеющее постоянный крен на борт, при положении руля “прямо” стремится уклониться носом в сторону повышенного борта. Для удержания судна на курсе необходимо переложить руль на некоторый угол в сторону накрененного борта.
    9. Наилучшая управляемость достигается путем придания судну небольшого дифферента на корму.
    Подход к берегу. Этот маневр на внутренних водоемах на маломерном судне выполняется часто. Для безопасного подхода судоводитель должен правильно выбрать место. Желательно, чтобы берег был пологим, чистым от препятствий и песчаным. Когда подход к месту стоянки осуществляется в незнакомом месте, необходимо двигаться с минимальной скоростью, промеряя наметкой глубину и характер грунта. На реке движение к берегу следует начинать против течения и затем маневрировать так, чтобы нос коснулся грунта под углом к берегу близким к 90°,на озере – против ветра. На мелководье при подходе к берегу на мотолодке мотор должен быть поднят.
    При подходе к берегу на сильном прибое (как правило это вынужденный маневр) груз и пассажиров следует переместить ближе к корме. Необходимо стремиться держать судно (корму) перпендикулярно волне, а при подходе к судну каждой крупной волны уменьшать или останавливать ход. Когда до берега остается небольшое расстояние и очередной гребень волны начинает подходить к носу судна и поднимать его, следует дать ход вперед, стараясь не отставать от волны. Неудачно выполненный маневр в последний момент подхода к побережью, может привести к нежелательным последствиям (сильный удар днищем; разворот судна лагом к волне и захлестывание лодки водой и т.п.), поэтому все пассажиры должны быть в спасательных жилетах, заранее получить инструктаж и четко знать свои действия в зависимости от обстановки. Как только нос коснется грунта всем следует быстро выпрыгнуть в воду и руками вытащить лодку или катер как можно дальше на берег.
    Следует помнить, что в условиях сильного ветра и волнения подход к берегу опасен, особенно в незнакомом месте.
    Стоянка у берега. Распространенным способом стоянки маломерного судна у необорудованного берега является его закрепление с помощью концов, протянутых с кормы к вдавленному (зарытому) на берегу якорю. При наличии деревьев и крепких кустов швартовные концы крепятся за них.
    При значительных колебаниях уровня воды судно можно поставить на две растяжки – носовую и кормовую.
    Отход (отвал) от берега. Подготовив судно к плаванию отход осуществляется следующим образом. Пассажиры размещаются ближе к корме (чтобы поднять нос) и дается задний ход. Если судно не сдвигается, то путем перекладки руля и реверсирования судно раскачивается. Через некоторое время грунт под днищем подмывается и судно начнет движение задним ходом, корма выводится на более глубокое место и двигатель переключается на максимальный задний ход.
    На небольших катерах и мотолодках отход от берега осуществляется с помощью весла, отпорного крюка, а при необходимости и с участием пассажиров.
    Во время значительного волнения отвал задним ходом, особенно на моторных лодках, опасен, т.к. помимо возможности повредить винт, не исключено, что при движении к волне кормой мотор и судно могут быть захлестнуты водой. В этом случае благоразумнее отвалить от берега с поднятым мотором, затем на глубине его опустить и начать движение. При сильном ветре не исключено, что перед опусканием мотора придется стать на якорь, чтобы лодку не навалило на берег.
    Подход к другому судну. Техника выполнения этого маневра близка швартовке к причалу, однако в зависимости от метеоусловий и типа судна, к которому необходимо причалить, требуется более отточенное искусство. Швартоваться следует к другому судну только после его полной остановки. К судну средних и больших размеров подход осуществляется, как правило, в его средней части с подветренного борта. Это позволяет остановить катер (мотолодку) за несколько” метров до места швартовки, расположить его (ее) параллельно дрейфующему судну и регулировать положение так, чтобы соприкосновение произошло в районе заранее опущенных кранцев.
    При швартовке к другому маломерному судну, наиболее часто оба судна некоторое время на малом ходу двигаются параллельными курсами, постепенно приближаясь друг к другу и сбрасывая скорость. Подход к стоящему на якоре или лежащему в дрейфе другому катеру (моторной лодке, яхте) должен производиться с учетом течения (которое может развернуть судно), ветра и волнения. Маневрирование следует согласовать с судоводителем другого судна и быть предельно осторожным и внимательным, чтобы не повредить суда и не нанести травм людям, находящимся на борту. Швартовка, как правило, обеспечивается подачей только носового швартова, чтобы в любой момент его можно было отдать и отойти от борта. Пассажиров необходимо проинструктировать, чтобы они находились на штатных местах и не держались руками за борт, который обращен в сторону другого судна.
    Снятие судна с мели. В случае посадки судна на мель, следует учитывать то обстоятельство, что за судном движется придонная волна, которая обгоняя остановившееся судно, приподнимает его и при своевременно (практически сразу же после остановки судна) данном ходе назад может способствовать снятию судна с мели. В том случае, если судно не сошло с мели, делаются промеры глубины вокруг судна. По результатам промеров определяется большая глубина, в сторону которой и снимается судно с мели.
    При посадке на мель носовой частью попеременно дается передний и задний ход с одновременной перекладкой руля с борта на борт. После раскачки судна дается полный ход назад с прямым положением руля. При этом целесообразно создать дифферент на корму, путем перемещения груза и пассажиров.
Статья в тему:  Как построить подводную лодку из лего

При посадке на мель одним бортом создается крен на противоположный борт.
В зависимости от степени посадки на мель и условий (температура воды, сила ветра, волнение, течение, глубина, тип судна) используются шесты, багры, весла, надувные резиновые катки для подкладки под киль, завозные якоря для отдачи на глубине, троса для крепления на берегу, разгрузка судна для уменьшения осадки, другие мелкосидящие катера и мотолодки в качестве буксира.
После снятия с мели необходимо тщательно осмотреть корпус судна, установить и по возможности устранить полученные повреждения, убедиться в отсутствии поступления воды внутрь.
Буксировка. Буксировка одним маломерным судном другого осуществляется в вынужденных случаях, когда нет другой возможности оказать помощь. На практике используются два способа буксировки в кильватер и под бортом.
Буксировка в кильватер осуществляется на тросе длиной от 10 до 15 метров. Способ крепления троса на судах выбирается в зависимости от наличия на них швартовых устройств, но он должен находится в диаметральной плоскости судов. На большинстве маломерных судов киповой планки не предусмотрено, поэтому трос следует пропустить через петлю.
Движение на буксирующем судне нужно начинать медленно и плавно, чтобы избежать резкого рыв­ка. Когда слабины троса остается немного, следует застопорить ход и лишь при натяжении троса начать движение на минимальной скорости, постепенно увеличивая обороты. На небольших судах убрать слабину троса можно отходя друг от друга на веслах. Если слабину не выбрать, то трос можно намотать на винт или порвать его.
Во время буксировки нельзя резко поворачивать и изменять режим работы двигателя, трос должен быть постоянно натянут и не опускаться в воду.
Если на буксируемом судне оставлен судоводитель, то он должен находиться в спасательном жилете и при помощи руля удерживать судно на курсе в кильватер буксировщику. На поворотах судоводитель буксируемого судна перекладывает руль на 10-20° (на циркуляции до 30°) в наружную сторону поворота.
На волнении длина буксирного троса регулируется так, чтобы оба судна одновременно проходили по гребням или впадинам волны. Если на буксируемом судне поврежден корпус, то необходимо принять меры для повышения плавучести судна, течь должна быть обязательно ликвидирована.
В ночное время буксировка чрезвычайно опасна и во избежание аварии от нее следует воздержаться.
Буксировка под бортом (лагом) может осуществляться в тихую погоду и на сравнительно небольшие расстояния. Суда крепятся друг к другу (счаливаются) так, чтобы корма буксируемого судна была смещена вперед вдоль буксировщика на треть его корпуса. Это повышает управляемость во время букси­ровки. Во избежание повреждения корпусов между ними закладываются мягкие кранцы.

Статья в тему:  Лодки барк или колибри что лучше

Буксируемое судно во время движения будет стре­миться повернуть буксировщик в свою сторону, т.к. сопротивление встречного потока воды с этой стороны уве­личивается более, чем в 2 раза. Поэтому руль на буксировщике следует держать отклоненным к противоположному от места швартовки борту.
При необходимости развернуться на обратный курс, это осуществляется путем перекладки руля буксировщика на борт, с которого находится буксируемое судно. Диаметр циркуляции при этом будет минимальным.

Постановка на якорь. Для постановки на якорь следует выбирать защищенные от сильных ветров и волнения места без течения или с ровным течением и песчаным дном, на ракушечнике, гальке, каменистом грунте якорь держит хуже.

К месту якорной стоянки следует подходить на небольшой скорости против течения. После погашения инерции переднего хода, когда судно остановилось и начало движение назад (под действием течения) отдается якорь.
Если якорный канат (цепь) натянулся, а затем появилась слабина, значит, якорь “забрал” грунт. Если канат попеременно то ослабевает, то натягивается – означает, что якорь ползет (не держит). В этом случае следует потравить канат, т.е. увеличить его длину. Если и это не поможет, то по якорному канату (цепи) на скобе с тонким линем рекомендуется опустить балласт (груз) до середины вытравленного каната.
Длина якорного каната зависит от скорости течения, направления ветра, близости берегов и отмелей. При сильном течении длина вытравленного каната доходит до десятикратной глубины. Когда якорь “забрал” конец каната на судне (дректов) крепится за кнехт, а если это цепь, то она крепится стопором.
Съемка с якоря. Этот маневр начинается с выборки якорного каната после прогрева двигателя. Перед отрывом якоря от грунта при необходимости дается передний ход, который обеспечивает удержание судна от сноса течением. При этом необходимо следить, чтобы якорь не ушел под корму и канат не намотался на винт.
Если якорь засел в грунте, его вырывают, маневрируя на малом ходу.

Статья в тему:  Как следует оставлять лодку на берегу для ночлега

Судоводитель, освоивший рекомендации и получив достаточно практический опыт, управление судном будет производить уверенно, с четким пониманием как поведет себя судно, чем застрахует себя и пассажиров от несчастного случая.

Правила плавания на лодке

ПАМЯТКА

населению по соблюдению правил плавания на лодке

Важным условием безопасности на воде является строгое соблюдение правил плавания на лодке.

Правила эти несложны, но необходимы для предупреждения несчастного случая:

– Перед тем как сесть в лодку, надо внимательно осмотреть ее, убедиться в ее исправности и прочности, проверить, на месте ли весла, руль, уключина, спасательные средства (круг или жилет) и черпак для отлива воды.

– Чтобы не нарушать во время посадки устойчивого равновесия лодки, надо входить в нее по одному, стараясь ступать на середину настила, равномерно рассаживаясь на сиденья.

– Во время движения лодки во избежание крена нельзя меняться местами и садиться на борт лодки.

– Грести веслами надо равномерно, сидящий «на вёслах» должен быть особенно внимательным, чтобы не удариться о борт другой лодки.

– Совершая прогулки по воде, надо двигаться всегда по правой стороне реки, по ходу лодки, стараясь держаться не дальше 20 метров от берега. Если же потребуется обогнать другую лодку, то это можно сделать, лишь обходя ее с левой стороны по движению лодки.

– Гребная лодка во всех случаях должна уступать дорогу моторным судам. Надо остерегаться пересекать путь теплоходам и катерам — это опасно. Услышав частые и короткие сигналы этих судов, гребная лодка должна уклониться в сторону или отойти от проходящего судна на безопасное расстояние. При этом, удаляясь от судна, надо стараться резать волну носом лодки. В противном случае волны от идущих по реке судов могут перевернуть лодку. Ни в коем случае нельзя допускать шалости во время движения лодки — это опасно для жизни.

Статья в тему:  Как правильно сложить лодку колибри км 280

– перегружать лодку сверх установленной нормы;

– пользоваться лодкой детям до 16 лет без сопровождения взрослых;

– брать в лодку детей, не достигших 7 лет;

– пересаживаться с одного места на другое;

– переходить с одной лодки на другую;

– прыгать с лодки в воду;

– кататься в вечернее и ночное время.

Если лодка все-таки опрокинулась, теряться нельзя. В первую очередь, надо оказать помощь не умеющим плавать. Очутившись в воде, следует держаться за борт лодки и, не наклоняя лодку на одну сторону, общими усилиями толкать ее к берегу.

Несчастного случая не произойдет, если строго соблюдать правила поведения на воде.

ликбез от дилетанта estimata

Новичку об основах в области экстремальных и чрезвычайных ситуаций, выживания, туризма. Также будет полезно рыбакам, охотникам и другим любителям природы и активного отдыха.

вторник, 24 апреля 2018 г.

Техника гребли веслами

В принципе, грести умеет каждый. Этот процесс также интуитивно понятен, как и езда на велосипеде. Но чем отличается опытный гребец от новичка. Тем, что первый преодолеет за одно и то же время гораздо большее расстояние и затратит при этом гораздо меньше сил. В чем основные ошибки новичка?
1. Гребля за счет силы рук и отсутствие работы корпуса.
2. Слишком сильное или слишком слабое погружение в воду лопасти весла.
3. Слишком малое перемещение весел в горизонтальной плоскости.
4. Слишком сильное сжатие весел ладонями рук.

Статья в тему:  Как выглядит пиратская лодка

Теперь по порядку. Первая ошибка, которую совершает человек, впервые взявший весла в руки – “мертвая хватка” с которой он вцепляется в рукоять весла. Эта абсолютно ненужная трата сил, которая приводит к быстрой усталости и потертости ладоней до крови.
Весло необходимо держать крепко, но свободно. В свое время, наш инструктор объяснял это так: представьте себе, что у вас в руках два маленьких котенка. Их необходимо держать крепко, что бы они не выпали, но в то же время их нельзя сжимать, что бы не причинить им боль. Весло – тот же котенок: крепко сожмете – задушите. Таким образом, ваша рука должна напоминать крюк, с помощью которого вы обхватили рукоять. Да, и еще, ваши ладони должны быть сухими, иначе очень быстро появятся потертости.

Перед началом гребли нужно принять исходное положение: сесть на банке прямо, заняв 3/4 ее ширины, чуть согнутые ноги должны упираться в упорки, кисти согнутых в локтях рук должны находиться на весле (одна на рукояти, другая на вальке) на ширине груди ладонями вниз.

Сам гребок делится на четыре фазы:

Разворот лопасти весла при гребле
1 — исходное положение; 2 — в начале разворота от себя; 3 — в конце разворота и в момент ввода в воду; 4 — на траверзе; 5 — в момент выноса из воды; 6 — при заносе
Статья в тему:  Какой аккумулятор для лодочного мотора

1. Начало гребка и захват воды – корпус наклонен вперед, руки вытянуты лопасть весла входит в воду перпендикулярно плоскости воды. Важно, что бы в момент захвата лопасть была развернута почти до вертикального положения с легким наклоном (не более 10 градусов) в сторону кормы. При этом погружать ее надо так, что бы верхняя кромка лопасти оставалась снаружи. Для некоторых типов весел рекомендуется погружать лопасть лишь на 2/3 ее длины. Тут правило такое: слишком глубоко погруженное весло – тормозит лодку и заставляет вас тратить лишние силы впустую. Мелко же погруженное весло создает лишь фонтаны разбрызгиваемой воды – красиво, но бесполезно – лодка не продвинется и на несколько метров, а вы и ваши пассажиры очень быстро окажетесь мокрыми.

2. Проводка – активная фаза гребка, во время которой вы придаете лодке ускорение. Лопасть совершает движение под водой, как бы отталкивая ее от себя . Тут над запомнить главное: проводка осуществляется за счет работы мышц спины и ног, а руки подключаются лишь в завершающей ее фазе. В момент зацепа воды наше тело должно быть наклонено вперед, а руки вытянуты. Во время проводки, не изменяя положения рук, мы тянем весло на себя за счет наклона корпуса назад и делаем медленный выдох. Таким образом, вы используете одновременно и массу своего тела, и силу мышц ног и спины. Руки, какие бы сильные они ни были, не смогут долго работать с такой нагрузкой. Используя лишь мышцы рук, вы быстро устанете и эффективность гребли снизится (не говоря уже о том, что на следующее утро они будут просто “отваливаться”).

Статья в тему:  Как зарегистрировать старую лодку

3. Вынос лопасти из воды. В конце проводки мы подтягиваем руками весло к себе, выносим его из воды и разворачиваем лопасть параллельно плоскости воды. Это необходимо для того, что бы свести к минимуму сопротивление воздуха. Правда, сделать это возможно не всегда – все зависит от типов уключин. Стандартная У-образная уключина деревянной лодки и кольцевая резиновой позволяют сделать это. Однако, в металлических лодках уключины часто вмонтированы в весла (внешне это выглядит как весло с торчащим из него штырем) – тут никаких разворотов быть не может.

4. Занос. Это фаза отдыха. Делаем глубокий вдох, медленно наклоняем корпус вперед, выпрямляя руки и заносим весло назад к носу лодки параллельно поверхности воды (ну, вы помните, конечно, что при гребле мы сидим лицом к корме и спиной к носу – не удобно, а что делать?). Заканчивается занос началом нового гребка и все повторяется сначала.

Плавание в штормовых условиях

реф-мех

капитан 1-го ранга

Я бывший моряк дальнего плавания и хочу поделиться с водомоторниками своими знаниями, как управлять мотолодкой в штормовых условиях. Думаю , что это многим будет интересно, потому что слишком много бед происходит из-за незнания судовождения. И на курсах судоводителей, кто их оканчивал, об этом почему-то умалчивают. Возможно из-за низкой квалификации преподавателей. А теперь о суте темы. От многих владельцев мотолодок, особенно всем известных “Прогрессов”, можно услышать, что они калоша, утюг и т.д. А виноваты в том, что они зарываются на попутной волне, не лодки а сами водители. Существует несколько явлений в судовождении. Одно из них, о котором пойдет речь, называется БРОЧИНГ . Попытаюсь объяснить, что это такое. Когда скорость судна равна скорости движения волны, а длина судна короче длины волны (а все наши мотолодки всегда короче), при сходе с крупной волны лодку всегда разворачивает лагом (бортом) к волне и она становится полностью неуправляемая, и как подводная лодка “ныряет” в переди идущую волну. Волна накрывает часть лодки и , если бы не ветровое стекло, кокпик (он же салон) заливает водой. Поэтому все крупные суда с высоким классом мореходности имеют увеличенную высоту носовой части судна (называются Бак), слышали наверное: “Эй” на баке. Боцман, ты, что оглох?”. Во избежании неприятностей необходимо всегда. при подходе к такой волне, срочно прибавить обороты двигателя (скорость), чтобы лодка обгоняла такую волну, а не наоборот. Кстати, если будет за штурвалом “Прогресса” опытный моряк, он просто или обойдет такую волну, или пропустит, или обгонит. Ну, а если прозевал, срочно прибавляй обороты. Волны-это тоже самое, что рытвины на советских дорогах, которые водители объезжают. Есть еще несколько явлений, а писать долго. Поэтому, предгагаю всем почитать вот эту вставку, там все подробно описано для тех, кому интересно.Меры по обеспечению безопасности судна при плавании в штормовых условиях

Статья в тему:  Что появилось раньше лодка или телега

При плавании судна в условиях шторма на попутном волнении или волнении с кормовых курсовых углов характеристики его основных мореходных качеств, таких, как остойчивость, качка и управляемость существенно изменяются.
Возникновению аварийной ситуации обычно предшествует одно из следующих трех явлений или их комбинация:
• значительное изменение или потеря поперечной остойчивости при прохождении вершины волны вблизи миделя судна. Наиболее опасным в этом отношении является движение судна на волнах, длина и скорость которых близки соответственно к длине и скорости судна. При этом время пребывания судна с пониженной ниже опасного уровня остойчивостью за кажущийся период волны может оказаться большим, чем время, потребное ему на наклонение из вертикального положения на опасный угол крена или на опрокидывание;

• захват волной, потеря управляемости и самопроизвольный неуправляемый разворот судна лагом к волне — брочинг. Наиболее опасным является захват на переднем склоне волн, имеющих скорость волны больше скорости судна и длину волны примерно равную длине судна. Брочингу в основном подвержены малые суда, имеющие длину менее 60 м.

Основными признаками изменения поведения судна на попутном волнении, свидетельствующими о его недостаточной безопасности в случае недостаточной остойчивости, являются:

• неожиданное самопроизвольное увеличение крена при нахождении вершины отдельных волн вблизи миделя судна, существенно превышающее значение предшествующих углов статического крена или амплитуд качки;

• длительное по сравнению с четвертью периода собственных колебаний судна наклонение судна на борт, задержка (зависание) в положении. максимального крена и медленное возвращение в исходное состояние. Такие наклонения в зависимости от наличия начального крена, вызванного несимметричной загрузкой, давлением ветра или иными причинами, могут быть асимметричными.

Статья в тему:  Как делать лодку в майнкрафте

В случае основного или параметрического резонансов бортовой качки значительно возрастает амплитуда бортовой качки судна в случаях, когда ее период (основной резонанс) приблизительно равен или вдвое превышает кажущийся период волны (параметрический резонанс).

В случае брочинга возникнут: значительные колебания скорости при прохождении волны относительно судна, его тенденция к разгону на переднем склоне попутной волны; ухудшится устойчивость на курсе, и судно будет стремиться; развернуться лагом к волне; увеличатся скорости и амплитуды перекладки руля, потребные для удержания судна на курсе; судно плохо. будет слушаться руля, поскольку при равенстве скоростей движения судна и волны прекращается обтекание пера руля потоком воды и остается только набегающий поток, вызванный работой гребного винта. В таком состоянии судно, двигаясь с достаточно большой скоростью и находясь на границе устойчивости движения, получает случайное . возмущение и резко разворачивается лагом к волне.

Большое значение при плавании в штормовых условиях имеет правильное управление рулем. Необходимо заблаговременно перекладывать руль, чтобы не допустить уход судна с заданного курса, перейти на ручное управление, так как в штормовых условиях наиболее важно сохранить управляемость судна, а это чаще всего можно достигнуть только перекладкой руля на большие углы.

Для любого судна, в зависимости от условий и степени шторма поворот на другой курс связан с целым рядом неприятных или даже опасных обстоятельств: усилением качки, зарыванием в волну, попаданием на палубу больших, масс воды и др. Перед началом поворота экипаж должен быть извещен об этом.

Статья в тему:  Как выглядит пиратская лодка

Поворот судна с встречных курсовых углов на попутные осуществляют перекладкой руля на подветренный борт в момент подхода -группы больших волн, с тем, чтобы в положении лагом к волне оно оказалось в период затишья, вторая часть поворота должна осуществляться быстрее, чтобы сократить время воздействия волн в опасном положении. Переход на кормовые курсовые углы может сопровождаться усилением бортовой качки вследствие сближения периода собственных .-колебаний судна и кажущегося периода волн, что следует оценить по диаграмме штормования.

В некоторых случаях (например, для тихоходных судов) поворот под ветер выполняют на заднем ходу.

Если на кормовых курсовых углах, то первая половина при повороте с попутного волнения на встречное должна выполняться на малом ходу, а вторая—как можно быстрее. Однако следует иметь в виду, что переход судна в зону усиленной бортовой качки на резонансных курсовых углах может потребовать дальнейшего маневрирования и чрезмерный разгон судна и его инерция могут сделать эти маневры более опасными.

Поворот судна на ветер требует большего времени, поскольку в этом случае ветер и волны препятствуют развороту, а управляемость ухудшается. Для сохранения управляемости можно использовать увеличение скорости судна. Для тихоходных судов с развитыми носовыми надстройками подобный разворот трудно осуществим либо невозможен.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: