Как правильно называется задняя часть лодки
Курс подготовки судоводителей маломерных судов
Настоящий курс, представляет собой учебное пособие для подготовки судоводителей яхт, катеров и гидроциклов для сдачи экзамена на право управления маломерным судном в ГИМС МЧС Российской Федерации. Цель курса – помочь начинающему судоводителю получить базовые знания о судах и реках, правилах плавания на внутренних водных путях РФ, безопасности движения по воде и подготовиться к экзаменам на право самостоятельного управления судном. Книга предназначена для широкого круга читателей, интересующихся возможностью безопасного и приятного отдыха на воде и желающих получить право самостоятельного управления речными маломерными судами. В формате pdf.a4 сохранен издательский макет.
Оглавление
- ВВЕДЕНИЕ
- ГЛАВА 1. Классификация маломерных судов
- ГЛАВА 2. Устройство судна
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Курс подготовки судоводителей маломерных судов предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Рис. 1 Типичная моторная яхта
1 — Носовой релинг; 2 — Форлюк; 3 — Кранцы; 4 — Леерноя стойка; 5 — Леерное ограждение; 6 — Штурманский мостик; 7 — УКВ антенна; 8 — GPS антенна; 9 — Навигационные огни; 10 — Телевизионная антенна; 11 — Радиолокационная антенна; 12 — Кормовая палуба; 13 — Спасательная подкова; 14 — Шлюпбалка; 15 — Спасательный плот; 16 — Платформа для купания; 17 — Палубный душ; 18 — Кранцы; 19 — Транец; 20 — Механизм рулевого привода; 21 — Топливный танк; 22 — Гребной винт; 23 — Кронштейн гребного вала; 24 — Гребной вал; 25 — Ватерлиния; 26 — Утка; 27 — Надводный борт; 28 — Кают-компания; 29 — Обеденный стол; 30 — Правый двигатель; 31 — Камбуз; 32 — Правый бортовой огонь; 33 — Контрольно-измерительные приборы; 34 — Навигационные приборы; 35 — Каюта; 36 — Гальюн с душем; 37 — Носовая каюта — кубрик; 38 — Форштевень.
Основные элементы судна
Маломерное судно, как и любое транспортное судно, по своей композиции делится на корпус (само судно) и надстройку или рубку. надстройка — конструкция над корпусом судна, являющаяся продолжением его бортов, или помещение, расположенное на палубе по всей ширине судна (корпуса).
Рубка — конструкция на палубе, не занимающая всей ширины корпуса судна (остаются проходы на палубе вдоль бортов). На маломерных судах рубкой часто называют помещения для управления судном и двигателем.
Носовая часть палубы называется баком, надстройка над ним — баковой. Кормовая часть палубы называется ютом, надстройка над ним ютовой. Надстройки и отдельные имеют только крупные катера и моторные яхты. Большинство моторных катеров имеет надстройку, где рубка совмещается с помещением для пассажиров. Вместо надстройки часто устанавливают бортовые ограждения от захлестывания воды, с ветровым стеклом и неполным постоянным или откидным тентом.
Корпус судна является основной частью судна, он состоит из набора и обшивки. Набор состоит из продольных и поперечных связей, служащих основанием для обшивки — оболочки судна, обеспечивающей корпусу водонепроницаемость и совместно с набором прочность и жесткость. Очертания корпуса, как правило, плавны, заострения характерны только для носа и кормы.
Переднюю оконечность судна называют носовой, а заднюю — кормовой, боковые стороны, или стенки корпуса, называют правым и левым бортами, если смотреть с кормы на нос судна. Часть корпуса, находящуюся под водой, называют подводной, а над водой — надводной. Нижнюю часть корпуса называют днищем, а верхнюю, горизонтальную, — палубой. Палуба на маломерных судах, например мотолодках, может отсутствовать.
Для более полного представления об устройстве корпуса маломерного судна на рис.1 изображена схема корпуса современно го металлического катера.
Элементы набора
Судовым набором называется совокупность продольных и поперечных балок, образующих каркас судна, корпуса.
Набор корпуса судна являясь каркасом, делается из наиболее прочных материалов. Состоит он из продольных и поперечных связей. Основной продольной связью является киль, установленный в диаметральной плоскости судна. У деревянных судов он представляет собой прочный брус из крепких пород дерева (дуб, ясень и т. п.), а у металлических — утолщенную полосу металла. В носовой части судна непосредственно к килю присоединяется форштевень. Это загнутый кверху брус или металлический угольник, являющийся продолжением киля. Подобный брус или угольник, но установленный в кормовой части, называется ахтерштевнем. У деревянных судов форштевень и ахтерштевень, как и киль, изготовляют из прочных пород дерева. Кормовая часть моторных судов обычно заканчивается транцем. Он представляет собой раму из брусков дерева тверядых пород, обшитую снаружи досками или фанерой. Транец надежно крепится к килю. Для судов с подвесными моторами транцы должны быть повышенной прочности, так как они воспринимают упор гребного винта и вибрацию работающего двигателя.
Продольные и поперечные балки судового набора располагаются в определенной последовательности, называемой системой набора. В зависимости от соотношения продольных и поперечных балок системы набора подразделяются на: продольную, по перечную и комбинированную (рис.2)
Рис. 2 Системы набора
Продольными элементами (балками) судна являются:
Киль продольная балка днищевого набора, проходящая посередине ширины судна;
Форштевень переднее конструктивное оформление (продолжение киля), им заканчивается набор корпуса судна с носа.
ахтерштевень конструктивное оформление кормовой оконечности судна (продолжение киля), им оканчивается набор корпуса судна с кормы. На моторных лодках с кормы находится транцевая доска (транец).
Стрингеры продольные балки днищевого и бортового набора. В зависимости от места расположения они бывают: бортовые, днищевые и скуловые;
Карлингсы продольные подпалубные балки;
Продольные ребра жесткости продольные балки меньшего профиля, чем у стрингеров и карлингсов. По месту расположения они называются подпалубными, бортовыми или днищевыми и обеспечивают жесткость наружной обшивки и настила палубы при продольном изгибе.
Поперечные элементы (балки) судна:
Флоры поперечные балки днищевого набора, протянувшиеся от борта до борта. Они бывают водонепроницаемые, сплошные и бракетные;
Шпангоуты вертикальные балки бортового набора, которые соединяются внизу с флорами при помощи книц. Кница это деталь из листовой стали треугольной формы, используемая для соединения различных деталей корпуса. На малых судах (лодках) флоры могут отсутствовать и шпангоуты являются цельными балками бортового и днищевого набора.
Бимсы поперечные балки подпалубного набора, проходящие от борта до борта. При наличии вырезов в палубе бимсы разрезаются и называются полубимсами. Они одним концом соединяются со шпангоутом, а другим крепятся к массивному комингсу, который окаймляет вырез в палубе, с целью компенсации ослабления палубного перекрытия вырезами. На рис. 3 изображено простейшее устройство корпуса маломерного судна с указанием основных элементов набора, а на рис. 4 представлен более полный набор корпуса деревянной моторной лодки.
Рис. 3 Устройство корпуса маломерного судна место крепления
Рис. 4 Элементы набора деревянного корпуса моторной лодки
Рис. 5 Разрез катера
1 — перо руля, 2 — гельмпорт, 3 — румпель секторного типа, 4 — транец, 5 — отверстие газовыхлопа, 6 — настил палубы, 7 — привальный брус, 8 — решетка воздухозаборника, 9 — степс, 10 — кормовой флагшток, 11 — клотик флагштока, 12 — кормовой сигнальный огонь, 13 — шахта воздухозаборника, 14 — фальшборт, 15 — платформа кокпита, 16 — задрайка, 17 — леер (релинг), 18 — дверь фальшборта, 19 — крышкалюка, 20 — поручень, 21 — комингс люка моторного отсека, 22 — крыша ходовой рубки, 23 — сиденье рулевого, 24 — штурвал, 25 — карлингс 26 — бортовой сигнальный (отличительный) огонь, 27 — топовый сигнальный огонь, 28 — клютик мачты, 29 — пульт управления судном, 30 — бимс, 31 — мачта, 32 — подушка крепления мачты, 33 — крыша кубрика (каюты), 34 — водонепроницаемая переборка, 35 — швартовная утка, 36 — киповая планка, 37 — комингс люка, 38 — горловина (лаз в переборке), 39 — бимс, 40 — таранная переборка, 41 — лобовая стойка кубрика, 42 — комингс кубрика, 43 — боковая стоика кубрика, 44 — переборка, 45 — стенка кубрика, 46 — водонепроницаемая переборка, 47 — бортовой стрингер, 48 — фундамент двигателя, 49 — полубимс, 50 — комингс кокпита, 51 — ахтерпиковая переборка, 52 — кронштейн гребного вала, 53 — гребной винт
Шпангоуты судна нумеруются от носа к корме. Расстояние между шпангоутами называется шпацией. Вертикальные, отдельно стоящие стойки круглого или иного сечения, называются пиллерса ми. Пиллерс служит для подкрепления палубы и в своей нижней части упирается в места пересечения флор (шпангоутов на малых судах) с днищевыми продольными балками (киль, стрингер, кильсон), а в верхней части бимсов с карлингсами.
Корпус судна может быть разделен на отдельные отсеки при по мощи поперечных и продольных водонепроницаемых переборок.
Крайняя носовая часть судна между форштевнем и первой переборкой называется форпик, а крайний кормовой отсек ахтерпик.
У моторных лодок водонепроницаемая конструкция у транца, об разующая нишу и предназначенная для размещения лодочного мотора, называется моторной нишей.
Моторную нишу, расположенную выше уровня воды и снабженную шпигатами отверстиями для слива воды, называют нишей-рецессом.
На рис. 5 показан разрез катера для пояснения основных наименований его корпуса и надстроек.
Главные размерения судна
Основными элементами, отличающими одно судно от другого, являются их геометрические характеристики: длина, ширина, высота борта и осадка. Эти характеристики своего судна, или, как их называют, главные размерения, судоводитель должен знать. Изменения размерений, зависящие одно от другого, например осадку и высоту надводного борта, он должен проверять.
Изменение количества груза и людей на борту меняет осадку и высоту надводного борта, создает крен и дифферент, что отражается на навигационных качествах судна: плавучести, остойчивости, ходкости, устойчивости на курсе и др.
Основные элементы судна. Типы маломерных судов.
Модератор: Valery
Основные элементы судна. Типы маломерных судов.
Сообщение Moysha1968 » 29.02.2016 01:14
Часто, когда пишешь или читаешь про внутрянку лодки, появляется много умных названий частей скелета и палубы. Все не запоминается и приходится судорожно лазить по инету в пoиск ах расшифровки. Валер, предлагаю эту тему выделить жирным шрифтом и постоянно повесить наверх, чтобы проще было искать. Фотку скелета с основными элементами судна (катера), взятую мной из инета, в виде исключения из Правил, для общего удобства пользования прошу не удалять. Слямзил на одном сайте. Внешняя ссылка
Основные элементы судна
Рассмотрим основные элементы судна. Маломерное судно, как и любое транспортное, состоит из корпуса (само судно) и надстройки или рубки. Корпус судна — основная часть, в которую входит набор и обшивка. Набор состоит из продольных и поперечных связей, служащих основанием для обшивки — оболочки судна, обеспечивающей корпусу водонепроницаемость и совместно с набором прочность и жесткость. Очертания корпуса, как правило, плавны, заострения характерны только для носа и кормы. Переднюю оконечность судна называют носовой, а заднюю — кормовой; боковые стороны, или стенки корпуса — правым и левым бортами, если смотреть с кормы. Часть корпуса, находящуюся под водой, называют подводной, а над водой — надводной, нижнюю часть корпуса — днищем, а верхнюю, горизонтальную — палубой. Палуба на маломерных судах, например на мотолодках, может отсутствовать.
Ахтерштевень — конструктивное оформление кормовой оконечности судна (продолжение киля). Им оканчивается набор корпуса судна с кормы. Ахтерштевень может состоять из двух частей: передней — старнпост, через который проходит гребной вал, и задний — рудерпост, на который навешиваемся руль. На моторных лодках с кормы находится транцевая доска ( т р а н е ц).
Бимсы — поперечные подпалубные связи палубы. Корпус маломерного судна можно разделить поперечными переборками, которые делаются водонепроницаемыми. Переборки доходят до палубы или различны по высоте. Крайняя носовая часть судна между форштевнем и первой носовой переборкой называется форпиком, крайний кормовой отсек — ахтерпиком.
Буртик — продольная деревянная обносная рейка с наружной стороны бортов, которая выполняет роль наружного привального бруса, служащего для защиты бортов от повреждения.
Ватерве́йс — толстые деревянные брусья палубного настила, идущие по бортам вдоль всего судна. Служат для продольного крепления судна и стока воды. На современных судах водосточный жёлоб, идущий по верхней палубе вдоль бортов, по которому вода через шпигаты стекает за борт.
Кабеста́н — (от франц. cabestan), в морском деле также шпиль — механизм для передвижения груза, состоящий из вертикально установленного вала, на который при вращении наматывается цепь или канат, прикрепленные другим концом к передвигаемому грузу, например якорю.
Карлингсы — продольные подпалубные связи.
Кикер– вспомогательный мотор.
Киль — основная продольная связь, идущая по всей длине судна от форштевня до ахтерштевня в виде балки. Киль является элементом, обеспечивающим прочность судна.
Кокпит — вырез или углубление в палубе для размещения людей.
Комингс — конструкция, окаймляющая вырез в палубе для ограждения люков и кокпитов от захлестывания их водой.
Кринолин– надводная горизонтальная поверхность, расположенная позади транца. Название пошло от разновидности юбки. Кринолин бывает как во всю ширину транца, так и с одной или двух сторон. Служит для установки основного или вспомогательного мотора, как купальная платформа и т.п.
Моторная ниша — водонепроницаемая конструкция у транца судна, образующая выемку в корпусе судна и предназначенная для размещения подвесного мотора и обеспечения требуемой высоты надводного борта.
Надстройка — конструкция над корпусом судна, являющаяся продолжением его бортов, или помещение, расположенное на палубе по всей ширине судна (корпуса). Высокая и развитая надстройка не только ухудшает остойчивость судна, но и увеличивает его парусность — воздействие ветра на судно.
Планширь — плоский брус, накрывающий кромку обшивки и торцы шпангоутов.
— продольный брус с внутренней стороны борта деревянной шлюпки на высоте ватерлинии, а чаще выше нее, связывающий верхние концы шпангоутов одного борта;
— деревянный или металлический брус, установленный снаружи борта для предохранения судна от повреждения во время ударов при швартовке.
Рецесс на моторной лодке – углубление в палубе кормы, а также в транце, служащее для размещения верхней части подвесного мотора. Буквальный перевод слова “рецесс” – снижение, спад, углубление.
Рубка — отдельная часть надстройки или конструкции на палубе, не занимающая всей ширины корпуса судна (остаются проходы на палубе вдоль бортов). На маломерных судах рубкой часто называют помещение для управления судном и двигателем. Надстройки и отдельные рубки имеют только крупные катера и моторные яхты. На большинстве моторных катеров надстройка и рубка совмещаются.
Рыбины — деревянные щиты из реек, которые укладываются на дно шлюпки в целях предохранения обшивки от порчи ногам.
Слань, или пайол — щиты из досок, которые укладываются на шпангоуты для предохранения их и обшивки.
Стрингеры — внутренние продольные связи для крепления обшивки. Они делятся на бортовые и днищевые — кильсоны.
т р а н е ц – вертикальная часть кормы судна (как правило плоская). На маломерных судах т р а н е ц используется для установки мотора. т р а н е ц может быть с вырезом (рецессом) для установки мотора.
Фальшборт — легкая конструкция — продолжение борта над палубой в носовой и средней частях судна. В кормовой части фальшборт называется гакабортом. Фальшборт может быть временным (деревянным или брезентовым), поднимаемым на время волнения, при проходе порогов, движении под парусом и т. д.
Форштевень — переднее конструктивное оформление (продолжение киля). Им заканчивается набор корпуса судна с носа. У маломерных моторных судов форштевень, как правило, наклонный, плавно переходящий в киль.
.
Шпангоуты — поперечные бортовые связи корпуса. Расстояние между двумя шпангоутами называется шпацией. В теоретическом чертеже штангоутами называют обводы поперечного сечения судна.
Кроме корпуса, маломерное судно имеет ряд устройств: рулевое, швартовное, якорное и т. д.
Обводы корпуса судна.
Обводы корпуса определяют режим движения маломерных судов и могут иметь самые различные формы. Основные три типа обводов подводной части корпуса — это плоскодонные, круглоскулые и остроскулые.
Плоскодонные обводы характеризуются плоскими образованиями днища при угле килеватости, равном или близком к нулю.
Круглоскулые обводы характеризуются плавным переходом днищевой ветви в бортовую (закругленная скула).
Остроскулые обводы имеют на шпангоутах излом (острые образования) в месте соединения днища и бортов.
Скулой корпуса называется линия вдоль корпуса, соединяющая точки излома шпангоутов.
Реданными называются остроскулые обводы с уступом (ступенькой, реданом), расположенным поперек днища; реданов может быть и больше одного.
Безреданными называются остроскулые обводы с ровным плавным по длине днищем, не имеющим реданов.
Катамаранные обводы характеризуются наличием двух, расположенных по бортам, килевых образований днища, а тримаранные обводы — наличием трех килеватых образований днища.
Смешанными называются обводы, часть шпангоутов которых остроскулая, а часть — круглоскулая.
Судном называется инженерное сооружение, способное перемещаться по воде и нести на себе грузы и людей. Таким образом, судном будет и байдарка, и океанский лайнер. Суда, построенные для военных целей и входящие в состав Военно-Морского Флота принято называть кораблями.
Маломерные суда используются для туристских походов и прогулок, рыбной ловли и охоты, спорта и т. д. Широко применяются они и для нужд народного хозяйства. Во многих районах (особенно в Сибири) маломерные суда являются основным транспортным средством индивидуального пользования в период навигации.
На всех гребных судах могут применяться как бортовые, так и подвесные или стационарные лодочные моторы (исключение составляют только академические гребные суда). На парусных яхтах может возникнуть необходимость в передвижении под мотором. На гребные и парусные суда при использовании мотора распространяются все правила, относящиеся к судам с механическими двигателями.
Режимы движения маломерных моторных судов различны: это водоизмещающие и глиссирующие суда, суда на подводных крыльях и воздушной подушке.
Водоизмещающие суда поддерживаются всегда на плаву только за счет архимедовой «силы поддержания», равной массе воды, вытесняемой судном.
Водоизмещающие суда хотя и обладают наибольшей мореходностью по сравнению с другими судами, скорость их значительно ниже последних.
Глиссирующие суда в неподвижном состоянии поддерживаются на плаву за счет той же «силы поддержания», что и водоизмещающие суда. С повышением скорости глиссирующие суда поддерживаются на воде уже за счет динамических подъемных сил, возникающих на плоских участках днища. Глиссирующее судно начинает глиссировать, когда его плоское днище на ходу располагается под углом атаки к поверхности воды в 3—6° при определенной минимальной скорости, в зависимости от полного веса судна с оборудованием, мотором и пассажирами.
К моторным лодкам (мотолодкам) относятся все серийно выпускаемые прогулочные суда с подвесными моторами . Мотолодками также называют самодельные суда с маломощными стационарными лодочными двигателями, эксплуатируемыми в водоизмещающем режиме движения. Такие лодки местной постройки в отличие от глиссирующих имеют сравнительно плавные обводы.
Катера – это маломерные суда со стационарным двигателем . Служебные катера могут быть построены для эксплуатации в глиссирующем и водоизмещающем режимах движения. Катера повышенной мореходности имеют палубу, кокпит, надстройку.
Ботами называют моторные лодки и катера длиной обычно 6-8 м с шлюпочными (водоизмещающими) обводами, предназначенные для плавания на открытых водных пространствах и в устьях больших рек.
Моторно-парусный бот. Боты имеют обычно надстройку и стационарный двигатель. Боты, имеющие и двигатель, и парусное вооружение, называют моторно-парусными ботами. Боты разделяются в зависимости от задач, которые они выполняют, на лоцманские, промысловые, спасательные, водолазные и т. п.
К шлюпкам относятся все гребные и моторные маломерные суда, являющиеся штатными плавсредствами кораблей и судов всех видов флота. Они служат для спасания людей, транспортных (сообщение с берегом и другими судами и т. д.) и специальных (завоз якорей, забортные и другие работы) целей. Поэтому шлюпки называют — спасательными, рабочими т. д.
Яхты — это, в первую очередь, парусные, а также моторные, моторно-парусные суда различного водоизмещения, предназначенные для отдыха на воде, туризма и спорта. Отсюда моторная яхта, моторно-парусная и просто парусная.
Глиссером является моторное судно, имеющее реданы – поперечные уступы на днище (чаще один, реже несколько). Одноместные гоночные глиссеры с подвесными моторами называют скутерами. Если маломерное судно для увеличения скорости хода имеет подводные крылья, то его принято называть катером (мотолодкой) на подводных крыльях.
ОСНОВНЫЕ НАЗВАНИЯ ЭЛЕМЕНТОВ КОРПУСА СУДНА
Приведём основные термины, связанные с конструкцией корпуса судна, которые должен знать инженер-кораблестроитель.
Ø Ахтерпик – крайний кормовой отсек судна (рис. 1.1).
Ø Ахтерштевень – открытая или замкнутая рама в кормовой оконечности, являющаяся продолжением киля. Через ахтерштевень проходят баллер руля и гребной вал.
Ø Бак – носовая надстройка. Высокий бак защищает носовую палубу от заливаемости при ходе на волнении, улучшает всхожесть судна на волну.
Ø Балка набора корпуса судна – жесткий элемент набора корпуса судна, предназначенный для восприятия продольных и поперечных нагрузок.
Ø Бимс – поперечная балка палубы (рис. 1.2, 1.3). На бимсах лежит настил.
Ø Бортовой стрингер – продольная рамная балка борта (рис. 1.4).
Ø Бракета – листовая деталь прямоугольной или более сложной формы, предназначенная для соединения набора корпуса судна и присоединения его к обшивке или настилу (рис. 1.3).
Ø Бракетный флор – флор двойного дна с поперечной системой набора, состоящий из бракет, соединённых поперечными рёбрами жёсткости. Это разновидность так называемого открытого флора – более лёгкого по сравнению со сплошным флором. Бракетные флоры ставятся между сплошными. Они обеспечивают меньшую массу перекрытия, большую технологичность и ремонтопригодность.
Ø Брештук – треугольный или трапециевидный горизонтальный лист, соединяющий форштевень или ахтерштевень с бортовым набором, палубой и наружной обшивкой корпуса судна.
Ø Бульб – каплевидное обтекаемое утолщение корпуса в носовой подводной оконечности судна, снижающее волновое сопротивления при движении на тихой воде.
Ø Вертикальный киль – рамная балка днища, проходящая в диаметральной плоскости (ДП) (рис. 1.4).
Ø Верхняя палуба судна – непрерывная по всей длине самая верхняя палуба корпуса судна.
Ø Выкружка наружной обшивки корпуса судна – изогнутый лист наружной обшивки корпуса судна в районе выхода гребного вала.
Ø Горизонтальный киль – средний утолщённый пояс обшивки днища судна.
Ø Днищевой стрингер – продольная рамная балка днища (рис. 1.4).
Ø Заделка корпуса судна – листовая деталь, предназначенная для заделки вырезов в конструкциях корпуса судна, через которые проходит набор судна.
Ø Карлингс – продольная рамная балка палубы (рис. 1.2, 1.3).
Ø Квартердек – возвышающаяся уступом на неполномерную высоту междупалубного расстояния кормовая часть верхней палубы судна.
Ø Кильсон судна – днищевой стрингер, – обычно термин «кильсон» используется для корпусов судов внутреннего плавания или судов с одинарным днищем – в этом случае кильсон представляет собой сварной тавр.
Ø Кница – треугольная деталь, подкрепляющая концы балок.
Ø Козырек судна – конструкция, являющаяся продолжением наружной обшивки судна над уровнем открытой верхней палубы или палубы бака в носовой оконечности для уменьшения заливания палубы водой.
Ø Комингс – ограждение люка или полоса, окаймляющая вырез
(рис. 1.5).
Ø Кормовой подзор судна – наклонная часть кормовой оконечности корпуса судна, выступающая за ахтерштевень.
Ø Крайний междудонный лист – наклонный лист настила второго дна, примыкающий к скуловому листу (рис. 1.6).
Ø Кринолин – выступающий участок палубы в корме судна; конструкция за линией наружной обшивки корпуса судна для предохранения от повреждения винтов, рулей, подводных крыльев и других выступающих частей.
Ø Кронштейн гребного вала судна – конструкция снаружи судна для создания опоры гребным валам, состоящая из ступицы, через которую проходит вал, и одной или двух лап, крепящихся к корпусу судна.
Ø Кронштейн руля судна – конструкция в корме судна, предназначенная для опоры руля.
Ø Лацпорт – закрывающиеся ворота в корпусе судна – для погрузки-выгрузки накатных грузов и колёсной техники.
Ø Ледовая наделка судна – отливка или конструкция из листов с набором, устанавливаемая за рулем судна для защиты его от льда.
Ø Ледовый пояс – утолщенный пояс обшивки борта в районе ватерлинии.
Ø Леерное ограждение – лёгкое ограждение палубы у борта.
Ø Набор корпуса судна – каркас из продольных или поперечных металлических балок и ребер, который придает корпусным конструкциям судна заданную форму и вместе с обшивкой к настилам обеспечивает им необходимую жесткость и прочность.
Ø Накладной лист судна – лист, подкрепляющий другой лист, образующий какую-либо корпусную конструкцию судна и устанавливаемый на него всей своей плоскостью.
Ø Настил корпуса судна – соединённые вместе листы, вместе с горизонтальными балками формирующие палубы, платформы и второе дно.
Ø Обшивка судна – оболочка из металлических листов, вместе с набором формирующая днище, борта корпуса и внутренние переборки.
Ø Паз – соединение листов обшивки по продольным кромкам (рис. 1.7).
Ø Палуба переборок судна – самая верхняя палуба судна, до которой доведены поперечные непроницаемые переборки, делящие корпус судна на отсеки.
Ø Палубный стрингер – крайний пояс настила верхней палубы у борта.
Ø Пандус судна – пологая наклонная плоскость между палубами судна для проезда безрельсового транспорта.
Ø Переборка – вертикальное внутреннее перекрытие корпуса судна.
Ø Перекрытие судна – участок обшивки или настила корпуса судна, подкрепленный набором корпуса и ограниченный опорным контуром, на который опирается набор.
Ø Пиллерс – колонна, стойка, поддерживающая палубу.
Ø Пилон судна – обтекаемая пространственная конструкция, являющаяся опорой для двигателей, редукторов, винтов и других механизмов судов на воздушной подушке.
Ø Планширь – полоса, идущая по верху фальшборта.
Ø Пластина – часть обшивки, ограниченная с четырех сторон балками набора.
Ø Платформа судна – палуба судна, расположенная ниже верхней палубы и простирающаяся лишь на часть длины судна.
Ø Подпалубная цистерна – цистерна под палубой навалочного судна.
Ø Полубимс – бимс, проходящий не по всей ширине судна, а от борта до карлингса или до выреза в палубе.
Ø Потеряй – район обшивки, где два пояса переходят в один (рис. 1.7).
Ø Пояс наружной обшивки судна – ряд листов наружной обшивки судна в продольном направлении, имеющих общие пазы.
Ø Привальный брус судна – конструкция, устанавливаемая снаружи вдоль борта судна, для предохранения бортового перекрытия от повреждения при швартовке.
Ø Разносящий стрингер судна – стрингер судна уменьшенной высоты и небольшой протяженности, служащий для распределения локальных нагрузок, приложенных к корпусу судна.
Ø Распорка корпуса судна – балка набора корпуса судна составного или катаного профиля, устанавливаемая преимущественно горизонтально, препятствующая сближению каких-либо частей корпуса судна.
Ø Ребро жесткости корпуса судна – ребро в виде профильного элемента, подкрепляющее лист обшивки, настила или балку набора корпуса судна составного профиля и обеспечивающее местную жесткость.
Ø Скуловая цистерна – цистерна навалочного судна в районе скулы, обычно треугольной формы.
Ø Скуловой пояс – пояс, соединяющий обшивки днища и борта.
Ø Слип судна – конструкция в кормовой оконечности судна, образованная наклонным участком палубы и ограничивающими вертикальными продольными переборками, для подъема из воды на палубу судна орудий для лова рыбы и небольших судов.
Ø Спонсон – выступающий за линию борта участок верхней палубы судна с подкрепляющими его конструкциями.
Ø Стационарная направляющая насадка судна – кольцеобразная наделка на корпусе судна, в которой помещается гребной винт.
Ø Стойка – вертикальная балка переборки (рис. 1.2).
Ø Стрингер судна – усиленная продольная балка набора корпуса судна бортового или днищевого перекрытия.
Ø Стык – соединение листов обшивки по поперечным кромкам (рис. 1.7).
Ø Съемный лист судна – лист с подкрепляющим набором или без него, который закрывает вырез в корпусе судна и крепится к нему при помощи разъемного соединения.
Ø Съемный настил судна – настил из съемных сплошных плоских, рифленых или перфорированных листов, устанавливаемых поверх обрешетника корпуса судна, подкрепляемых при необходимости набором.
Ø Твиндек – пространство между палубами.
Ø Тоннельный киль – конструкция в ДП судна в виде тоннеля в двойном дне, ограниченного по сторонам днищевыми стрингерами.
Ø Транец – плоский срез кормы судна.
Ø Трюм – грузовое пространство между нижней палубой и днищем.
Ø Фальшборт – жёсткое ограждение палубы у борта (рис. 1.5).
Ø Флор – поперечная рамная связь днища (рис. 1.8, 1.4, 1.3).
Ø Форпик – крайний носовой отсек судна (рис. 1.1).
Ø Форштевень – брус, образующий переднюю оконечность судна (продолжение киля в носовой части).
Ø Холостая балка – балка основного набора у судов внутреннего плавания.
Ø Цепная труба судна – непроницаемая труба в корпусе судна, соединяющая палубу судна с цепным ящиком, через которую проходит якор-ный канат.
Ø Шельф – рамная горизонтальная балка переборки.
Ø Ширстрек – верхний пояс бортовой обшивки, примыкающий к верхней непрерывной палубе судна. Является одной из основных продольных связей и делается толще остальных поясов обшивки борта с целью
увеличения общей прочности корпуса судна.
Ø Шпангоут – поперечная балка борта (рис. 1.3, 1.4).
Ø Шпангоутная рама судна – рама, расположенная по периметру в поперечном сечении корпуса судна и состоящая из последовательно соединенных друг с другом балок поперечного набора днища, шпангоутов,
бимсов.
Ø Шпунтовый пояс – пояс обшивки, примыкающий к брусковому
килю.
Ø Ют – кормовая надстройка.
Ø Якорная труба судна – непроницаемая труба в корпусе судна,
соединяющая палубу судна с бортовым перекрытием, через которую пропускается якорный канат и в которую втягивается веретено якоря.
![]() |
Рис. 1.1. Деление корпуса судна на отсеки
Рис. 1.2. Поперечный разрез по нижним палубам и борту
Рис. 1.3. Мидель-шпангоут небольшого судна
![]() |
Рис. 1.4. Поперечный разрез двойного дна
![]() |
Рис. 1.5. Разрез палубы Рис. 1.6. Скула судна
Рис. 1.7. Стыки и пазы листов обшивки корпуса судна
Рис. 1.8. Поперечный разрез днища малого судна
Термины конструкции судов
Некоторые термины и определения, касающиеся прогулочных судов .
Судно — плавающее сооружение, имеющее водонепроницаемый корпус и предназначенное для перевозки необходимого количества нагрузки. Состоит из корпуса и надстройки или рубки.
Корпус судна — конструкция , состоящая из каркаса в виде соединенных друг с другом балок различного назначения (набор корпуса) и водонепроницаемой оболочки (наружная обшивка днища, бортов и палубы). Носовая оконечность судна называется форштевнем, а кормовая — ахтерштевнем или транцем. Боковые стороны корпуса — правым и левым бортами, если смотреть с кормы. Часть корпуса, находящуюся под водой, называют подводной, а над водой — надводной, нижнюю часть корпуса днищем, а верхнюю, горизонтальную — палубой. Палуба на малых судах, например на мотолодках, может отсутствовать.
Надстройка — закрытое сооружение на палубе, простирающееся от борта до борта или отстоящее от любого из бортов судна на расстояние не более 4 % ширины судна.
Рубка — отдельная часть надстройки или конструкции на палубе, отстающая от бортов не менее чем на 4 % ширины корпуса судна (остаются проходы на палубе вдоль бортов). На малых судах рубкой часто называют помещение для управления судном и двигателем.
Полурубка — часть кокпита, закрытая развитым остеклением до места водителя в районе мидельшпангоута. Сверху закрывается жестким или мягким тентом.
Каюта — помещение для ночлега или укрытия от непогоды, в котором можно находиться только в лежачем положении.
Фальшборт — легкая конструкция — продолжение борта над палубой в носовой и кормовой частях судна.
Кокпит — углубление в палубе для размещения людей и багажа.
Моторная ниша — водонепроницаемая самоотливная конструкция у транца судна, образующая нишу. Предназначена для размещения подвесного мотора в момент откидывания и обеспечения требуемой высоты надводного борта.
Каркас (набор) корпуса судна — состоит из продольных и поперечных связей: киля, форштевня, ахтерштевня, стрингеров и шпангоутов.
Киль — основная продольная связь, идущая по всей длине судна от форштевня до ахтерштевня в виде жесткой конструкции.
Стрингер — продольная непрерывная связь корпуса судна. Придает корпусу прочность и жесткость. Они делятся на бортовые, скуловые и днищевые.
Зиги — крутые выдавки на листе металла в виде полукруга или трапеции на бортах, или продольного редана на днище лодки. Являются продольными жесткостями, заменяя стрингеры.
Карлингсы — продольные подпалубные связи, поддерживающие бимсы.
Шпангоуты — поперечные связи корпуса, имеющие днищевые и бортовые ветви. В теоретическом чертеже шпангоутами называют обводы поперечного сечения судна. Конструктивные шпангоуты устанавливаются в корпусе судна.
Флор — в малом судостроении днищевая поперечная связь, не имеющая продолжения по бортам.
Шпация — расстояние между шпангоутами.
- продольный брус с внутренней стороны борта деревянного судна, связывающий верхние концы шпангоутов одного борта;
- деревянный или металлический брус, установленный снаружи борта для предохранения судна от повреждения во время ударов при швартовке.
Планширь — деревянный брус с закругленной поверхностью, или стальная полоса особой формы, уложенная поверх фальшборта.
Бимсы — поперечные подпалубные связи, являющиеся частью поперечного набора.
Буртик — продольная деревянная обносная рейка с наружной стороны бортов, которая выполняет роль наружного привального бруса, служащего для защиты бортов от повреждения.
Слань — щиты из досок или фанеры, которые укладываются на шпангоуты для предохранения их и обшивки, а также для выравнивания пола в трюме или кокпите.
Банка — поперечная доска, сиденье в лодке, связывает борта лодки, опираясь на продольные брусья — подлегарсы. Вместо подлегарсов могут быть зиги или выдавки в корпусе пластмассовых и металлических судов.
Битенг — на прогулочном судне прочно закрепленая вертикальная конструкция в виде трубы с поперечиной. Служит для крепления швартовов, буксирного или якорного канатов.
Бушпритная площадка — в носовой части судна продолжение палубы за пределы корпуса. Используется, в основном, для лова рыбы в море. Не редко ограждается релингом.
Дейдвуд — узкая кормовая часть судна, примыкающая к килю и ахтерштевню.
Дейдвудная труба — труба, через которую гребной вал выходит из корпуса.
Комингс — вертикальное водонепроницаемое ограждение люков и других вырезов в палубе судна.
Переборка — поперечная (или продольная) перегородка, выделяющая в корпусе отдельные помещения — отсеки. Бывают водонепроницаемые или открытые. Крайний передний отсек — форпик, кормовой — ахтерпик.
Пиллерс — вертикальная или наклонная стойка, поддерживающая бимс, банку и т. п.
Степс — гнездо для установки мачты.
Транец — плоская или слегка выпуклая кормовая часть корпуса.
Трап — всякая лестница на судне. Трапом также называется доска (или доски) с набитыми на нее брусками, служащая для посадки людей с берега или причала. Трапы с поручнями называются обычно сходнями.
Фальшкиль — доска или брус, закрепленные снаружи киля для защиты его от повреждения при посадке на мель, вытаскивани судна на берег и т. п.
Фундамент — конструкция для крепления к корпусу двигателя либо другого оборудования.
Полубимс — бимс в грузовых люках, шахтах люков, перерезанный этими вырезами.
Радарная арка — арочная конструкция выше палубы, надстройки или рубки для размещения радаров, световых приборов, водных лыж и т. д. Может иметь жесткое или мягкое покрытие.
Рулевая тумба — конструкция в виде тумбы в кокпите для крепления рулевого и дистанционного управления мотором. Может иметь полости для хранения мелких предметов и ветровое стекло.
Рулевое устройство — судовое устройство, служащее для изменения направления движения судна. Может быть пассивным, когда на перо руля действует поток воды при движении судна. Подвесные лодочные моторы, поворотно-откидные колонки и водометы являются активными рулями, поскольку при управлении судном изменяется угол направления тяги движителя.
Дистанционное управление — механизм, позволяющий управлять рулем, газом и реверсом судового мотора с места водителя.
Траверса — деталь, соединяющая два или более установленных подвесных моторов для их синхронного поворота при управлении.
Боуден — гибкая конструкция в виде кабеля с оболочкой и сердечником, позволяющая передавать поступательное усилие в обеих направлениях. Применяется в дистанционном управлении.
Потопчина — часть палубы между бортом и кокпитом или надстройкой.
Блок плавучести — конструктивный элемент внутри корпуса малого судна в виде сплошного или составного блока, имеющего плотность значительно меньше единицы. Предназначен для обеспечения непотопляемости.
Объем плавучести — герметичный объем внутри малого судна, предназначен для обеспечения непотопляемости.
Кринолин — конструкция в корме для защиты руля. На малых судах служит для размещения вспомогательной лодки, купания и т. д.