5 просмотров

Как правильно ездить на моторной лодке

Управление моторной лодкой – важные советы

Для безопасного использования моторных лодок требуется обширное представление о взаимодействии твёрдого тела (лодки) с подвижной водной средой, которое обязательно должно закрепляться практикой.

Управление моторной лодкой совсем не схоже с управлением автомобилем, поэтому перед использованием водного судна стоит пройти специальные курсы или хотя бы попрактиковаться с опытными владельцами моторок.

Что влияет на управление лодкой

На уровень безопасности при обращении с лодкой влияют такие её характеристики, как обводы корпуса, конструкция винта и руля, а также сама мощность используемого двигателя .

Внешними или природными факторами, которые влияют на безопасность плавания, являются сила и направление ветра, течение, высота волны и глубина водоема.

Все стандартные манёвры при передвижении характеризуются рядом особенностей, которые присущи лишь моторной лодке.

У новичков часто возникают проблемы, связанные с осуществлением поворотов , а также с рулевым управлением.

При повороте штурвала вправо руль также разворачивается вправо, что способствует забросу кормы влево и развороту носа вправо. Но иная ситуация с реверсами, когда при том же положении руля корма уходит вправо.

Поэтому прежде чем пользоваться моторной лодкой, следует обстоятельно попрактиковаться, особенно в осуществлении манёвров с реверсами.

Что нужно знать владельцам лодок

Проверйте количество топлива

Чтобы избежать неприятных или и вовсе критических казусов, следует всегда проверять количество топлива до выхода в акваторию. У множества лодок, включая модели с подвесными моторами , топливо содержится исключительно в баке двигателя. На заправочных станциях для водных судов вам укажут, топливо какого типа нужно конкретному двигателю и нужно ли в него добавлять масло.

Статья в тему:  Как продлить права на лодку

Спасательные жилеты

Для организации безопасного плавания стоит позаботиться о наличии нужного количества спасательных жилетов. Совсем не помешает предварительно поинтересоваться у пассажиров, все ли умеют плавать, и в дальнейшем учитывать это при планировке маршрута.

На скорость и управление лодкой влияют скопления воды в льялах, поэтому сначала нужно полностью их выкачать. Перед запуском подвесного мотора следует поднять кожух, дабы избавиться от опасных паров топлива .

Также для безопасности следует прихватить подробную карту, если вы плохо знаете акваторию, по которой будет совершать плавание.

Отмели, различные препятствия, перепады глубины и прочее могут не просто спровоцировать неожиданные поломки и мелкие проблемы, но и вовсе стать угрозой для жизни.

Перед отплытием стоит продумать комплекс действий в случае выхода из строя мотора . Курс лучше прокладывать так, чтобы при поломке ветер подогнал судно к берегу, а не от него. Не будет лишним прихватить хороший якорь с определённой длиной каната.

Дополнительное оборудование

Обязательно нужно брать с собой в плавание пару вёсел . Для повышения уровня безопасности не помешает взять с собой также огнетушитель и какое-нибудь устройство, способное издавать громкие звуковые сигналы для оповещения в случае ЧП. Если вы запланировали плавание в ночное время суток, обязательно проверьте исправность навигационных огней и запаситесь мощным фонарем .

Проверяйте двигатель

Перед выходом в плавание проверяйте двигатель и давайте ему пару минут поработать на холостом ходу. Проверяйте работу двигателя на реверсе.

Статья в тему:  Как погружаются подводные лодки

Периодически проводите профилактический осмотр мотора. Не забывайте хорошо фиксировать швартовый трос, дабы тот не попал в винт.

Как и в случае с автомобильным движением, существуют определенные правила обгона других суден, расхождения с ними. С этими правилами также в обязательном порядке стоит ознакомиться.

Следуя указанным советам, вы сможете значительно обезопасить себя от опасных и попросту неприятных происшествий при плавании на моторной лодке.

Новые правила регистрации маломерных судов

Советуем ознакомиться с предыдущими нашими статьями по теме лодок:

Правильное управление лодкой ПВХ

26 Мар 2019 | 17:45

Как правило, при движении лодку ПВХ с мотором уводит влево. Это характерная особенность движения всех лодок с V-образным корпусом. К этому просто нужно привыкнуть.

Если вы только что приобрели давно желанное судно, не спешите разгоняться. Исследуйте ее поведение и маневренность на низких скоростях, постепенно наращивая ход.

От того, как установлен мотор, зависит качество движения. Например, чтобы приподнять корму, которая сидит слишком глубоко, и выровнять плавность движения, необходимо изменить угол наклона дейдвуда на моторе. Если при глиссировании лодка поднимает слишком много брызг, значит двигатель слишком сильно погружен в воду и его нужно закрепить выше. В этом поможет специальная накладка, которая регулирует высоту транца.

Если во время глиссирования ощущается проседание кормы, или лодка начинает дельфинировать, то необходимо заглушить мотор и перераспределить нагрузку на кокпит. Перенесите часть веса — груз, пассажиров — на нос лодки. Если же при движении, наоборот, нос опускается в воду, то распределение нагрузки происходит в обратную сторону.

Статья в тему:  Как в майне сделать лодку

Правильная развесовка на кокпите

Правильная развесовка гарантирует плавный ход, высокую скорость, комфорт и высокую управляемость судна. Для каждого типа лодки оптимальная схема распределения груза своя и прийти к ней можно только экспериментальным путем. Но все же существует несколько общепринятых правил:

  • не скапливайте весь груз в одной части кокпита;
  • при распределении веса принимайте в расчет наличие тяжелого подвесного мотора и его мощность;
  • вес водителя также имеет значение, так что не забудьте принять в расчеты и себя.

Что делать, если попал в шторм

Если в то время, когда вы путешествуете по широкой реке, большому озере или морю, поднялся сильный ветер в совокупности с высокими волнами, следует выполнять следующую инструкцию:

  1. Снизить скорость до минимальной подходящей для управления. Не забудьте, что лодка ПВХ имеет парусность.
  2. Не поддавайтесь панике — от вас зависит здоровье ваше и ваших пассажиров. Убедитесь, что людям и грузу не грозит опасность выпадения за борт.
  3. Аккуратно ведите лодку в сторону бухты или другого укрытия, которое позволит переждать непогоду.
  4. Если укрытия нет, то отойдите подальше от берега: на открытом пространстве волны меньше, а ветер не толкнет вас на прибрежные скалы.
  5. Маневрируйте, чтобы всегда оказываться носом к волне. Оптимальный вариант — движение зигзагом.
  6. Если на дне лодки скапливается вода, то появляется риск засорения сливного отверстия. Если на борту есть пассажиры, поручите одному из них прочистить слив. Если вы плывете один, то обязательно выделите несколько минут для прочистки клапана.
Статья в тему:  Сколько стоит гидроцикл yamaha

Базовые моменты при управлении моторной лодки ПВХ

Основной принцип управления лодкой ПВХ с подвесным мотором схож с управлением катера — маневрирование происходит кормой. То есть, если вы хотите повернуть лодку вправо, то корму необходимо увести влево, а при повороте штурвала влево лодка развернется вправо. Этот навык необходимо отработать на воде в месте, где нет других участников движения. Особенно важно не запутаться вблизи пловцов, при движении к причалу и вблизи других судов. Если на вашей лодке 2 двигателя, то есть возможность один из них включить на задний ход, а другому позволить вести судно вперед. Тогда повороты будут выполняться практически на месте.

Нужно принять во внимание, что при заднем ходе поворот штурвала влево повернет лодку также влево. Соответственно разворот кормы вправо повлечет за собой поворот лодки вправо. Если вы одновременно используете два двигателя, левый из которых ведет вперед, а на правом включен задний ход, то лодка повернется по часовой стрелке.

Если вам необходима быстрая остановка, поставьте переключатель передач на нейтралку. Когда двигатель начнет работать на холостых оборотах, плавно двигайте переключатель на “задний ход” до полной остановки судна. Последний шаг — перевод регулятора газа в нейтральное положение.

Если у вас появилась необходимость подобрать человека в воде, приближайтесь к нему крайне осторожно. Лучше всего делать это на холостом ходу. Маневрируйте кормой в сторону от пловца. Не подплывая нескольких метров необходимо перевести переключатель передач на нейтральную и заглушить двигатель.

Статья в тему:  Чем покрасить лодку из амг

Выход на глиссер

Чтобы плавно и устойчиво скользить по воде на высокой скорости нос лодки должен быть задран по отношению к корме на 1-3 градуса. Чтобы добиться такого положения нужно грамотно провести развесовку и оптимально настроить угол наклона мотора. помните, что эти два фактора гарантируют вам плавный ход и высокую маневренность.

Если вы не умеете выходить на глиссер, советуем вам почитать статью что такое глиссер, в которой мы рассказываем все тонкости этого метода.

Бывают случаи, когда во время движения давление воздуха в некоторых отсеках падает. Это может произойти, к примеру, вечером, когда температура воздуха заметно снижена. В этом случае заглушите мотор и подкачайте их баллоном, который входит в комплектацию лодки. Если сдулся только один отсек, возможно он поврежден. Если вы найдете место прокола, то починить лодку можно собственными силами подручными материалами.

Советы новичкам по управлению моторной лодкой

Сегодня мало какая рыбалка или охота обходится без использования моторной лодкой. Опытные рыбаки которые покупают меховые жилеты здесь и охотники, съевшие не один пуд соли, прекрасно могут управлять моторной лодкой. Но новички этого хобби обычно не имеют никакого представления о лодке и ее управлении на воде. Заблуждением считается то, что лодка ездит как автомобиль. Сила трения лодки на воде гораздо меньше, чем колес автомобиля на асфальте. И также под водой не видно преград (камни, коряги, отмели) так, как видно на дороге (ямы, камни). Поэтому прежде чем сесть в лодку с важным видом опытного водителя, следует знать несколько очевидных правил по управлению моторной лодкой:

Статья в тему:  Сколько вольт выдает лодочный мотор

Наличие удостоверения на право управления плавсредствами с подвесными моторами.

Такое удостоверение можно получить в управлении ГИМС, предварительно пройдя обучение и тестирование по данной программе.

Присутствие опытного судоводителя рядом.

Во время первых пяти самостоятельных поездок на лодках желательно присутствие опытного водителя. При различных экстремальных ситуациях (поломка мотора, поступление воды, посадка лодки на мель) опытный судоводитель поможет полностью оценить ситуацию и подскажет оптимальное решение.

Проверка наличия ремкомплекта и гребных весел.

При проверке экипировке в лодке необходимо обратить внимание на наличие гребных весел и набора ремонтных ключей. В случае поломки мотора только весла помогут добраться до берега и только при помощи ключей можно исправить мелкую поломку двигателя.

Проверка сливной пробки.

Перед спуском лодки на воду необходимо проверить сливную пробку на герметичность. При неплотном прилегании пробки к корпусу лодки возможно поступление воды вовнутрь. Своевременное обнаружение водотечности поможет избежать ряда проблем.

Спасательный жилет.

При нахождении на борту лодки все люди должны быть одеты в спасательные жилеты. Это является не только правилами ГИМСа, но и первая мера безопасности при падении за борт.

Запас топлива.

Перед отплытием важно проверить количество топлива. В этом случае желательно придерживаться правила трех: одна треть топлива на поездку, одна треть на возвращение обратно и одна треть на запас.

Статья в тему:  Сколько весит лодка крым

Воздушный клапан топливного бака.

Перед запуском двигателя следует проверить воздушный клапан на топливном баке. Он должен быть открытым, иначе при создании вакуума в баке во время работы двигателя может прекратиться подача топлива в мотор.

Рукоятка хода в нейтральном положении.

Прежде чем запустить двигатель, необходимо убедиться в нейтральном положении рукоятки хода. При положении рукоятки «вперед» или «назад» моторная лодка может дать ход во время запуска двигателя. Это может привести к падению за борт человека.

Прогрев мотора.

После запуска лодочного мотора следует некоторое время его прогреть. Во время прогрева двигателя не стоит отвязывать лодку от берега (дока).

Знание района плавания.

Перед отправлением в путь любой судоводитель обязан знать район плавания, в котором будет происходить передвижение моторной лодки. Это является залогом безопасности. Любой водоем имеет свои подводные камни, коряги и отмели. Наезд на одну из этих опасностей может привести не только к поломке двигателя, но и угрожать безопасности пассажиров.

Управление при волне.

Во время передвижения при больших волнах (0,5–1 м) следует удерживать лодку носом на волну, тем самым разрезая волны. При волне, бьющей в борт, существует опасность переворота лодки.

Отказ от резких поворотов.

При движении на моторной лодке не следует делать резких поворотов в стороны. Такие повороты могут привести к опрокидыванию лодки.

Статья в тему:  Как спустить надувную лодку

Держаться дальше от судов.

При передвижении на судоходных водоемах следует держаться дальше от судов, так как их ходовые и инерционные силы могут повлиять на движение лодки. Это может привести к опрокидыванию лодки или затягиванию под другое судно.

Расхождение левыми бортами.

Расхождение со встречными маломерными судами допускается только левыми бортами (Правила Плавания на ВВП). Немногие судоводители на моторных лодках придерживаются этого правила.

Плавание на моторной лодке является не только интересным и увлекательным, но и очень опасным и ответственным способом передвижения на воде. Поэтому к самостоятельному управлению моторной лодкой следует подходить после определенного обучения и практики.

Правила плавания на лодке

ПАМЯТКА

населению по соблюдению правил плавания на лодке

Важным условием безопасности на воде является строгое соблюдение правил плавания на лодке.

Правила эти несложны, но необходимы для предупреждения несчастного случая:

– Перед тем как сесть в лодку, надо внимательно осмотреть ее, убедиться в ее исправности и прочности, проверить, на месте ли весла, руль, уключина, спасательные средства (круг или жилет) и черпак для отлива воды.

– Чтобы не нарушать во время посадки устойчивого равновесия лодки, надо входить в нее по одному, стараясь ступать на середину настила, равномерно рассаживаясь на сиденья.

– Во время движения лодки во избежание крена нельзя меняться местами и садиться на борт лодки.

Статья в тему:  Как увеличить мощность китайского лодочного мотора

– Грести веслами надо равномерно, сидящий «на вёслах» должен быть особенно внимательным, чтобы не удариться о борт другой лодки.

– Совершая прогулки по воде, надо двигаться всегда по правой стороне реки, по ходу лодки, стараясь держаться не дальше 20 метров от берега. Если же потребуется обогнать другую лодку, то это можно сделать, лишь обходя ее с левой стороны по движению лодки.

– Гребная лодка во всех случаях должна уступать дорогу моторным судам. Надо остерегаться пересекать путь теплоходам и катерам — это опасно. Услышав частые и короткие сигналы этих судов, гребная лодка должна уклониться в сторону или отойти от проходящего судна на безопасное расстояние. При этом, удаляясь от судна, надо стараться резать волну носом лодки. В противном случае волны от идущих по реке судов могут перевернуть лодку. Ни в коем случае нельзя допускать шалости во время движения лодки — это опасно для жизни.

– перегружать лодку сверх установленной нормы;

– пользоваться лодкой детям до 16 лет без сопровождения взрослых;

– брать в лодку детей, не достигших 7 лет;

– пересаживаться с одного места на другое;

– переходить с одной лодки на другую;

– прыгать с лодки в воду;

– кататься в вечернее и ночное время.

Если лодка все-таки опрокинулась, теряться нельзя. В первую очередь, надо оказать помощь не умеющим плавать. Очутившись в воде, следует держаться за борт лодки и, не наклоняя лодку на одну сторону, общими усилиями толкать ее к берегу.

Статья в тему:  Как оформить покупку лодочного мотора

Несчастного случая не произойдет, если строго соблюдать правила поведения на воде.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: