0 просмотров

Как правильно буксировать лодку

Как правильно буксировать лодку

§ 57. Буксировка судов.

Любительские моторные суда, как правило, не приспособлены для буксировки и для них любая буксировка сопряжена с риском повредить корпус, вырвать швартовные устройства, получить крен или перевернуться.

Однако иногда катерам любителей в порядке оказания помощи приходится буксировать на большие расстояния потерявшие самостоятельное движение или управление катера, яхты и шлюпки. Буксировка производится при помощи буксирного троса.

Буксирный трос может быть растительным, капроновым или металлическим; он может подаваться как с буксирующего, так и с буксируемого судна. Чем длиннее буксирный трос и чем больше он провиснет, тем меньше будут рывки.

Провисающий буксирный растительный трос выполняет роль амортизатора.

На маломерном судне, как правило, нет специальных буксирных приспособлении. Поэтому для буксировки и снятия с мели других судов на маломерном судне можно завести вокруг корпуса брагу, за которую крепят буксирный трос.

Пример заведенной браги показан на рис. 131, когда при помощи браги снимают судно с мели за буксирный конец, поданный с носа.


Рис. 131. Буксировка на одном тросе

Если же судно производит съемку с мели или буксирует, то буксирный конец соответственно за брагу будет крепиться с кормы.

Во время буксировки буксирный трос не должен опускаться в воду, так как он может намотаться на гребной винт или задеть за грунт.

Статья в тему:  Руль лодки как называется

Ослабление с попаданием в воду буксирного троса, особенно при движении в верховьях рек, на порогах и перекатах, на быстром течении, где буксируемое судно тяжело всходит вверх по течению, вызовет мгновенный относ судов от курса, снос к берегу или разворот судов поперек реки.

При плавании на волне длина буксирного троса должна быть равной целому числу длин волн, чтобы обеспечить буксирующему и буксируемому судам одновременное прохождение по гребням волн или по их впадинам.

Буксируемое судно крепить непосредственно под корму катера не рекомендуется.

Буксировка на очень коротком тросе с увеличением хода буксирующего катера обычно влечет за собой увеличение осадки кормы буксировщика, носа буксируемого судна и ухудшает управление.

При этом вода может попасть в носовую часть буксируемого судна, усиливаются рывки троса в местах его крепления на судах.

Нельзя закреплять буксирный трос на одном из бортов судна из-за крена на этот борт, возникающего на ходу, особенно в момент перехода на большую скорость.

Трос на буксируемом судне крепится за дректов якоря, если он хорошо закреплен на судне, или за швартовные устройства, если они надежны.

Буксирный трос должен крепиться внутри судна в диаметральной плоскости с таким расчетом, чтобы его можно было в любой момент и легко отдать как с буксируемого, так и с буксирующего судна.

На буксируемых шлюпках буксирный конец рекомендуется крепить за носовую банку шлюпочным узлом, прихватив фалинем к носовому рыму. Во избежание резких рывков и разрывов троса буксировку следует начинать на самом малом ходу.

Статья в тему:  Надувная лодка нужна ли регистрация

Перед тем как начнет натягиваться буксирный трос, ход стопорят. Когда буксирный трос натянется и буксируемое судно тронется с места, снова дают самый малый ход и затем постепенно увеличивают его до нужного.

Опытный судоводитель начинает буксировку («выходит на буксир») без рывка. Начиная буксировку, нужно следить за тем, чтобы буксирный трос не попадал в винт.

Для уменьшения рыскливости буксируемого судна его можно вести на двух тросах, для чего делают оттяжку к основному буксирному тросу при помощи стопорного узла.

Скорость хода при буксировке зависит от того, сколько судов идет в составе, какова их конструкция и водоизмещение, от силы волнения, ветра и т. д.

Для буксировки нескольких катеров, яхт, шлюпок впереди ставятся суда, наиболее прочные и крупные, сильно нагруженные, имеющие большую осадку.

Во время буксировки катера за транспортным составом при раскате состава катер может задеть за берег. Кроме того, за кормой последних барж возникает движущийся за составом поток воды, который может подтягивать буксируемые катера к составу, в зазор между двумя кормами барж, а при приближении состава к берегу — в зазор между берегом и кормой барж.

Попадание подбуксированного катера на границу этого попутного тока, т. е. в разнородные струи, может вызвать опрокидывание катера.

Плавающие бревна, попадающие под состав, выскакивают из-под кормы последних барж с большой силой и могут пробить корпуса подбуксированных к составу катеров или шлюпок.

На каждом буксируемом судне должен быть рулевой для управления судном с целью устранить или хотя бы уменьшить рыскливость.

Статья в тему:  Как стартует ракета с подводной лодки

При буксировке залитого водой судна нужно принять все возможные меры для увеличения плавучести: снять грузы, откачать воду и т. д.

В тихую погоду и на малых расстояниях очень часто применяют удобный во многих отношениях способ буксировки под бортом, при котором буксируемое и буксирующее суда счаливаются вместе бортами (борт о борт). Особенно удобна буксировка таким способом, когда на буксируемом судне никого нет.

При буксировке под бортом нужно совместить швартовные устройства буксируемого судна с катером и между бортами судов проложить мягкие кранцы.

Если буксируемое судно несколько больше, чем катер (буксир), то катер должен быть расположен ближе к корме буксируемого судна.

В этом случае поворот на 180° следует производить по возможности в сторону буксируемого судна, но при этом иметь в виду, что буксирующее судно при повороте может навалиться бортом на буксируемое и вызвать его крен.

Нельзя подбуксироваться бортом катера к большему по водоизмещению и высоте борта судну для совместного следования. Это ведет к резкому крену подбуксированного катера ввиду подсасывания и волнообразования.

При волнении буксировка разрешается только в кильватер; буксировка счаленных бортами судов недопустима.

Судно с подвесным мотором может буксировать, и то только в случае крайней необходимости, легкую шлюпку или скутер. Буксирный трос крепится за банку или скобу с таким расчетом, чтобы его можно было быстро отдать.

Если производится буксировка нескольких судов в кильватер, каждое буксируемое судно отдельно крепится за корму впереди идущего судна.

Статья в тему:  Сколько стоит лодочный мотор ямаха 8

Может применяться подбуксировка судов отдельно к одному общему буксирному тросу (рис. 131), равному длине всего состава и закрепленному на катере-буксировщике стопорным узлом.

К буксирному тросу суда также крепятся стопорными узлами. Каждое из судов должно управляться.

На буксируемом и буксирующем судах должны быть острые ножи, а лучше топоры для перерубания буксирного троса в случае невозможности его быстро отдать.

§ 58. Снятие судна с мели.

Судно садится на мель чаще всего из-за недостаточной специальной подготовки и невнимательности судоводителя, незнания им фарватера и условий плавания, отсутствия или неправильной корректировки навигационных карт, а также из-за неисправности навигационных приборов, в частности компаса.

Севшее на мель судно может загородить фарватер и вызвать прекращение судоходства на реке.

Севшее на мель маломерное судно может быть задето или прижато к берегу идущими мимо самоходными судами, буксируемыми и толкаемыми составами. Особенно опасна посадка судна в стороне от фарватера во время паводка.

С убылью воды оно совсем обсыхает и снятие его с мели по мере убыли воды все более и более затрудняется. В такое же положение попадают иногда суда, севшие на мель во время попуска воды через плотины.

Чтобы не оказаться на сухом месте с убылью воды, судам, стоящим у берега на якоре или ошвартованным у причалов, если в местах стоянки нет достаточного запаса глубины под килем, нужно отходить на более глубокие места.

При отсутствии волнения, как только судно натолкнется на мель, нужно немедленно дать полный ход назад.

Статья в тему:  Как установить лодочный мотор на лодку

С посадкой судна на мель прекращается его поступательное движение, спутная придонная волна обгоняет судно, приподнимая его.

Придонная волна при своевременно данном ходе назад способствует снятию судна с мели. Если судно с мели не сходит, нужно метрштоком промерить глубины около судна и обмерить осадку.

Это можно сделать также отпорным крюком или веслом. Важно узнать, где находится большая глубина, чтобы знать, в какую сторону надо снимать судно с мели.

При большом волнении и усиливающемся ветре, направленном на отмель, возникает опасность выброски катера дальше на мель.

При этом как будто бы незначительная посадка на мель грозит серьезными повреждениями, а иногда и аварией.

Посадка катера на мель во время волнения опасна тем, что катер можно сильно повредить ударами о дно.

Для снятия с мели следует давать попеременно ход вперед и назад, перекладывая руль с борта на борт, раскачивать судно, а затем дать полный ход назад при прямо поставленном руле.

Этот маневр повторяют, если есть основание надеяться, что так можно снять судно с мели.

Если судно стало на мель носом, то следует несколько увеличить плавучесть носовой части, перемещая людей или груз к корме. Если судно стало на мель одним бортом, то целесообразно создавать крен на другой борт.

Если судно зашло на мель не слишком далеко, то можно сняться с мели, упираясь в дно шестами примерно под углом 35°.

В теплое время года небольшой катер свободно можно снять с мели силами экипажа. Но на большом течении или волнении это опасно: на судне должны остаться один-два человека, а выходящим в воду необходимо надеть спасательные нагрудники.

Статья в тему:  Когда можно ловить с лодки в латвии

Если катер попал на подводное препятствие (сваю, камень), нужно сначала попытаться отойти назад, соответственно изменяя крен и дифферент.

На больших моторных катерах могут быть надувные лодки, которые можно использовать для подачи троса на берег, заводки в сторону фарватера якоря, разгрузки судна с целью уменьшения его осадки.

При совместном походе нескольких катеров снятие с мели можно организовать с помощью других катеров с меньшей осадкой путем буксировки с мели.

Не рекомендуется снимать судно с каменистой отмели без предварительной разгрузки его и увеличения плавучести.

В том случае, если маломерное судно осталось на мели во время отлива и снять его невозможно, нужно в ожидании прилива поставить его на киль с помощью подпор.

Шлюпку можно снять с мели, передвигая ее на круглых бревнах, подложенных под киль так, чтобы была поднята носовая часть (рис. 132).


Рис 132. Снятие шлюпки с мели:

1 — круглые бревна; 2 — фалинь; 3 — якорный канат; 4 — штерты, на которых подвешен якорный канат

Работы по передвижению шлюпки можно облегчить использованием обнесенного вокруг нее якорного каната, который подвешивается на штертах.

Разумеется, на все возможные случаи точных рецептов снятия с мели дать нельзя.

Буксировка другой лодки. (Просматривает: 1)

Sleepy_PIP

  • 01.12.2012

Извините если это уже было — тогда направте на истинный URL.
Мне в селд. сезоне видимо прийдется буксировать другую лодку.
Если кто такое уже делал — поскажите пожалуста — где вернее и как крепить буксировочный конец.
Буксир — лодка ПВХ с 6 или 9.8 лошадками, так-ж загруженная исключительно для водоизмещенки .

Статья в тему:  Как слить бензин с лодочного мотора

Сморю и понимаю что мотор пытается вывернуть верх таранца в сторону кормы — наружу . от того вот и возник вопрос — цеплять резиновыми демпферами за то что есть на самой ПВХ от зади — наверное получается не верно .
а как правильно?
И вообще это хочется знать — ибо а вдруг кого прийдется аварийно вытаскивать на водоемах на большие расстояния?

По поводу хода, управления и прочего с «прицепом» все уже почитал. не в этом вопрос .

Xamep

Член Клуба
  • 01.12.2012

Re: буксировка другой лодки.

Вы бы ещё подсказали по какому водоёму,на какое расстояние и какую лодку собираетесь буксировать?

Sleepy_PIP

  • 01.12.2012

Re: буксировка другой лодки.

ну не по морю конечно. т.е. волнение до полуметра, не более. какую лодку — а тут вот как раз и вопрос. в широком смысле — это любую ПВХ или любую не большую жесткую а-ля казанка. загрузка не известна но априрори не превышает допустимых норм.
расстояния — не морские, но все в водоизмещенке и в потенциально плохую погоду — от 1 до 15км. к примеру.

а какое это отношение имеет к технологии подцепления буксируемого судна к буксиру? мой вопрос (может быть я не правильно сформулировал) — именно в этой технологии .
PS: собственно эта фраза многое скажет: «И вообще это хочется знать — ибо а вдруг кого прийдется аварийно вытаскивать на водоемах на большие расстояния?»

Статья в тему:  Когда можно плавать на лодке в беларуси 2021

Xamep

Член Клуба
  • 01.12.2012

Re: буксировка другой лодки.

Если ПВХ/ПВХ,небольшое расстояние и тихо на воде-удобней чалиться бортами. При буксировке «в кильватер» при тихой погоде и недалеко(примерно 5 км.) я крепил трос к зажимным струбцинам на моторе(на ПВХ-ке). Если «реально заморочились» этой темой-поставьте на транец рым-кольца!

Sleepy_PIP

  • 01.12.2012

Re: буксировка другой лодки.

  • 01.12.2012

Re: буксировка другой лодки.

на такой лодке лучше бортами связаться,на прицепе таскают лодками с моторами от 40 лс. и выше. В водоизмещающем режиме прицеп дёргать тебя будет и рыскать из стороны в сторону.

snikulin-78

Заблокирован
  • 01.12.2012

Re: буксировка другой лодки.

вот так буксировал http://www.youtube.com/watch?v=VfRXgC0fSeg креплю за петлю на моторе

Sleepy_PIP

  • 01.12.2012

Re: буксировка другой лодки.

вообще-то видал в реалии буксировку лодкой на водоизмещенке другой лодки на водоизмещенке без мотора. на буксире был двигатель 3.5л.с. . демпфера — автомобильные «жгуты» типа для крепления груза (ранее такие в тренажерах появились ) . конечно веса не сопостовимы, как и двигатели. блин. не запомнил как там к буксиру все крепилось .

бортами — пробовал — очень плохая управляемость, особенно когда буксир — ПВХ, а груз — типа пластиковой лодки 2/3 казанки . сразу отказались от такого варианта . но — потом уже не было ничего — т.е. отриц. опыт поимел, положительного — нет .

видимо прийдется на воде уже эксперементировать коли точно никто не скажет .
и уже видимо точно в кильваторном строю .

———- Сообщение добавлено в 17:09 ———- Предыдущее сообщение размещено в 17:06 ———-

Статья в тему:  Как сделать шумоизоляцию лодочного мотора

сорри. так и не понял за что зацеплено . понял одно — за верх таранца. првда там у вас и для буксира и для буксируемго — весов не хватает для водоизещенки .

Как правильно и неправильно буксировать лодку

3 правила для буксировки лодки которые я не учёл. И надувные и корпусные лодки, иногда приходится буксировать по воде. Лучше знать заранее, как правильно это делать.

Вчера, рыбачили с товарищем, на моей лодке (Крым с мотором Suzuki DT 30). В тиховодной протоке, в коряжнике на глубине 2.5 — 3 метра, клевал неплохой окунь. Отводной поводок, частенько наглухо застревал в кустах на дне. А дроп шот, хоть и менее результативный — но почти не садился в глухие зацепы.

Фото автора. Окунь клевал на отводной поводок и мелкий джиг.

В самый разгор клёва, пришлось прервать рыбалку. По телефону сообщили, что на входе в эту протоку, на русле Оби — лодка с неисправным мотором. Человек с нашей лодочной станции, как говорится, «терпит бедствие». Людей на реке, бросать нельзя. Идём к нему.

У него лодка Неман 2. Подлечить его мотор на месте — невозможно. Решаю брать на буксир и тянуть к лодочной станции (24 километра против течения реки).

Для справки:

Есть три способа соединения буксирующей лодки с буксируемой:

1. Буксировка в кильватер — буксируемый объект буксируется с помощью буксирного троса носом или кормой вперед в кильватер буксирующему катеру

2. Буксировка лагом (борт о борт)—буксируемый объект ошвартован бортом к буксирующему (носом или кормой вперед)

Статья в тему:  Как снять фурнитуру с лодки пвх

3. Буксировка способом толкания — буксировщик (толкач) идет сзади (но это уже не наш случай — это когда буксируют баржу).

Естественно, я выбираю первый способ. Кильватерный. Лагом, это если недалеко. И если лодка надувная. А корпусные. Мы бы ободрали и замяли борта обеих лодок, пока шли эти три часа.

Привязываем Неман за носовой рым (его якорным тросом) к транцу моей лодки, за одну из двух штатных ручек, расположенных на транце Крыма. Длина троса около 10 м.

«Потерпевшего» пересаживаем в мою лодку. И я пытаюсь выйти на глиссирование.

Буксирую лодку. Река Обь

Но то ли с моим мотором в 30 л.с., то ли с таким прицепом и загрузкой (3 человека = примерно 300 кг. в сумме + бенз и шмурдяк в лодке = примерно 80-100 кг) выйти в режим глиссирования не удаётся. А жаль. Было бы быстрее и экономичнее по бензину.

В прежние годы, приходилось буксировать лодки рыбаков, попавших в беду на реке. Именно — буксировать на заметное расстояние (километров 20-30). Просто — помочь добраться до берега, держа или привязав лодки «борт к борту» (лагом) — это бывает часто и сложностей не вызывает.

Но тогда у меня были лодки с более мощными моторами. Без особых усилий, выходил на глисс. И — быстро доходил до города, вместе с болтающейся сзади, аварийной лодкой. Вчера пришлось идти почти 3 часа, со скоростью 9-10 км/час.

Мои ошибки:

1. Надо было попробовать менять длину троса (пробовать и короче и длиннее). Так, чтоб нос буксируемой лодки не упирался в бурун от буксирующей (их, как видно на фото №2 — может быть несколько).

Статья в тему:  Когда можно плавать на лодке в беларуси 2021

2. Привязать к моему транцу не с одного края — а связав треугольник — за обе ручки на транце (пункт «б» на рисунке). Я вчера, привязал с одной стороны (пункт «а»).

3. Надо выбрать оптимальную скорость. Если мощность буксирующего мотора не позволяет выйти в режим глиссирования — буксир идёт в переходном режиме. В этом случае, корпус глиссирующей лодки — образует максимальные волны.

Надо снизить скорость с 9-10 км/ч., например до 7 км/час. Или ещё ниже — чтоб двигаться не в переходном, а в водоизмещающем режиме.

И ещё:

Привязывать за рым-ручку на уровне палубы (как в моём случае — на фото №2) неправильно. Но другого варианта не было.

Место крепления троса на обеих лодках, должно быть как можно ближе к ватерлинии. На многих корпусных и ПВХ лодках — есть такие рымы, на самом форштевне. Если нет, советую их сделать. Красной стрелкой обозначено неправильное место для крепления буксировочного троса. Желтой — правильное.

Надеюсь, что статья была полезной. Всем — здоровья и удачи на воде! Ваш Лодочник.

Методы вождения маломерных судов в различных условиях обстановки

Важным условием безопасности на воде является строгое соблюдение правил катания на лодке:

— Запрещается управлять лодкой в нетрезвом состоянии.

— Посадку в лодку производить, осторожно ступая посередине настила.

— Располагаться в лодке нужно равномерно только на штатных сиденьях.

Статья в тему:  Сколько стоит лодочный мотор ямаха 8

—Нельзя садиться на борт лодки, это может привести к её переворачиванию.

— Меняться местами, переходить из лодки в лодку необходимо без резких движений, только у берега.

— Нельзя прыгать из лодки на берег или мостик.

— Нельзя раскачивать лодку и нырять с неё.

— Запрещается кататься на лодке детям без сопровождения взрослых. Согласно правил плавания на маломерных судах, на каждого ребенка в возрасте до четырнадцати лет в лодке должен находиться один взрослый.

— Нельзя перегружать лодку сверх нормы.

— Нельзя пересекать курс моторных судов, близко находиться к ним.

— Опасно подставлять борт лодки параллельно идущей волне.

— Волну надо «резать» носом лодки поперёк или под углом.

— Необходимо соблюдать осторожность на мелководье в незнакомых местах, следить за выступающими из воды предметами, а также расставленными сетями.

Маломерные суда имеют различные конструктивные формы, обводы и размеры корпуса, виды и количество двигателей, винтов, формы и площади рулей и другие элементы. В связи с этим судоводителю при управлении и маневрировании на конкретном судне необходимы знания маневренных элементов этого судна, а также достаточный опыт плавания и умение практически применять полученные знания. Только при этих условиях обеспечивается безопасность эксплуатации маломерного моторного судна.
Судоводителю следует опытным путем установить:
1. Скорости судна при различных режимах работы двигателя (малый, средний и полный ход).
2. Диаметры циркуляции при различных углах перекладки руля и скорости.
3. Расстояния, которые судно проходит:
а) до полной остановки после остановки двигателя с полного хода (среднего хода, малого хода);
б) до полной остановки, если с полного (среднего, малого) хода вперед дать задний ход;
в) до полной остановки, если с заднего хода дать передний ход (полный, средний, малый). 4. В какую сторону покатится нос (корма), если:
а) стоящему судну дать передний (задний) ход при различных положениях руля (прямо, право на борт, лево на борт); —
б) с переднего хода дать задний ход при различных положениях руля (прямо, право на борт, лево на борт);
в) с заднего хода дать передний ход при различных положениях руля (прямо, право на борт, лево на борт).
Эти сведения рекомендуется (особенно начинающему судоводителю) и следует использовать их до приобретения достаточного практического опыта, когда маневрирование судном будет производиться уверенно, с четким пониманием как поведет себя судно в том или ином случае и какие действия необходимо предпринять, чтобы получить желаемый результат от маневра.

Статья в тему:  Как слить бензин с лодочного мотора

Некоторые общие особенности управления маломерным судном, которые полезно знать и учитывать:
1.При движении против течения управлять судном значительно легче, чем при движении по течению. Это связано с тем, что под действием течения судно хорошо слушается руля даже на малом ходу.
2. При движении по течению судно слушается руля, если его скорость больше скорости течения.
3. При движении против течения поворот на обратный курс следует производить «из тихого течения» в сторону «быстрого течения», в этом случае более сильное течение быстро забрасывает нос в сторону обратного курса.

  1. При следовании по течению поворот на обратный курс следует производить «из быстрого течения» в сторону «тихого течения».
    В этом случае большее течение более эффективно забрасывает корму в сторону противоположную повороту.
    5. При наличии сильного бокового ветра поворот на обратный курс следует производить «на ветер», чтобы избежать навала судна на берег. Это правило особенно необходимо соблюдать при поворотах в уз­ких участках.
    6. При подходе к мелкому берегу на лодке с подвесным мотором для предотвращения повреждений лопасти винта, мотор следует заглушить и поднять.
    7. При следовании судна по течению (вниз) подход к причалу осуществить проще, если пройти мимо причала, развернуть судно и швартоваться против течения.
    8. Судно, имеющее постоянный крен на борт, при положении руля «прямо» стремится уклониться носом в сторону повышенного борта. Для удержания судна на курсе необходимо переложить руль на некоторый угол в сторону накрененного борта.
    9. Наилучшая управляемость достигается путем придания судну небольшого дифферента на корму.
    Подход к берегу. Этот маневр на внутренних водоемах на маломерном судне выполняется часто. Для безопасного подхода судоводитель должен правильно выбрать место. Желательно, чтобы берег был пологим, чистым от препятствий и песчаным. Когда подход к месту стоянки осуществляется в незнакомом месте, необходимо двигаться с минимальной скоростью, промеряя наметкой глубину и характер грунта. На реке движение к берегу следует начинать против течения и затем маневрировать так, чтобы нос коснулся грунта под углом к берегу близким к 90°,на озере — против ветра. На мелководье при подходе к берегу на мотолодке мотор должен быть поднят.
    При подходе к берегу на сильном прибое (как правило это вынужденный маневр) груз и пассажиров следует переместить ближе к корме. Необходимо стремиться держать судно (корму) перпендикулярно волне, а при подходе к судну каждой крупной волны уменьшать или останавливать ход. Когда до берега остается небольшое расстояние и очередной гребень волны начинает подходить к носу судна и поднимать его, следует дать ход вперед, стараясь не отставать от волны. Неудачно выполненный маневр в последний момент подхода к побережью, может привести к нежелательным последствиям (сильный удар днищем; разворот судна лагом к волне и захлестывание лодки водой и т.п.), поэтому все пассажиры должны быть в спасательных жилетах, заранее получить инструктаж и четко знать свои действия в зависимости от обстановки. Как только нос коснется грунта всем следует быстро выпрыгнуть в воду и руками вытащить лодку или катер как можно дальше на берег.
    Следует помнить, что в условиях сильного ветра и волнения подход к берегу опасен, особенно в незнакомом месте.
    Стоянка у берега. Распространенным способом стоянки маломерного судна у необорудованного берега является его закрепление с помощью концов, протянутых с кормы к вдавленному (зарытому) на берегу якорю. При наличии деревьев и крепких кустов швартовные концы крепятся за них.
    При значительных колебаниях уровня воды судно можно поставить на две растяжки — носовую и кормовую.
    Отход (отвал) от берега. Подготовив судно к плаванию отход осуществляется следующим образом. Пассажиры размещаются ближе к корме (чтобы поднять нос) и дается задний ход. Если судно не сдвигается, то путем перекладки руля и реверсирования судно раскачивается. Через некоторое время грунт под днищем подмывается и судно начнет движение задним ходом, корма выводится на более глубокое место и двигатель переключается на максимальный задний ход.
    На небольших катерах и мотолодках отход от берега осуществляется с помощью весла, отпорного крюка, а при необходимости и с участием пассажиров.
    Во время значительного волнения отвал задним ходом, особенно на моторных лодках, опасен, т.к. помимо возможности повредить винт, не исключено, что при движении к волне кормой мотор и судно могут быть захлестнуты водой. В этом случае благоразумнее отвалить от берега с поднятым мотором, затем на глубине его опустить и начать движение. При сильном ветре не исключено, что перед опусканием мотора придется стать на якорь, чтобы лодку не навалило на берег.
    Подход к другому судну. Техника выполнения этого маневра близка швартовке к причалу, однако в зависимости от метеоусловий и типа судна, к которому необходимо причалить, требуется более отточенное искусство. Швартоваться следует к другому судну только после его полной остановки. К судну средних и больших размеров подход осуществляется, как правило, в его средней части с подветренного борта. Это позволяет остановить катер (мотолодку) за несколько» метров до места швартовки, расположить его (ее) параллельно дрейфующему судну и регулировать положение так, чтобы соприкосновение произошло в районе заранее опущенных кранцев.
    При швартовке к другому маломерному судну, наиболее часто оба судна некоторое время на малом ходу двигаются параллельными курсами, постепенно приближаясь друг к другу и сбрасывая скорость. Подход к стоящему на якоре или лежащему в дрейфе другому катеру (моторной лодке, яхте) должен производиться с учетом течения (которое может развернуть судно), ветра и волнения. Маневрирование следует согласовать с судоводителем другого судна и быть предельно осторожным и внимательным, чтобы не повредить суда и не нанести травм людям, находящимся на борту. Швартовка, как правило, обеспечивается подачей только носового швартова, чтобы в любой момент его можно было отдать и отойти от борта. Пассажиров необходимо проинструктировать, чтобы они находились на штатных местах и не держались руками за борт, который обращен в сторону другого судна.
    Снятие судна с мели. В случае посадки судна на мель, следует учитывать то обстоятельство, что за судном движется придонная волна, которая обгоняя остановившееся судно, приподнимает его и при своевременно (практически сразу же после остановки судна) данном ходе назад может способствовать снятию судна с мели. В том случае, если судно не сошло с мели, делаются промеры глубины вокруг судна. По результатам промеров определяется большая глубина, в сторону которой и снимается судно с мели.
    При посадке на мель носовой частью попеременно дается передний и задний ход с одновременной перекладкой руля с борта на борт. После раскачки судна дается полный ход назад с прямым положением руля. При этом целесообразно создать дифферент на корму, путем перемещения груза и пассажиров.
Статья в тему:  Надувная лодка нужна ли регистрация

При посадке на мель одним бортом создается крен на противоположный борт.
В зависимости от степени посадки на мель и условий (температура воды, сила ветра, волнение, течение, глубина, тип судна) используются шесты, багры, весла, надувные резиновые катки для подкладки под киль, завозные якоря для отдачи на глубине, троса для крепления на берегу, разгрузка судна для уменьшения осадки, другие мелкосидящие катера и мотолодки в качестве буксира.
После снятия с мели необходимо тщательно осмотреть корпус судна, установить и по возможности устранить полученные повреждения, убедиться в отсутствии поступления воды внутрь.
Буксировка. Буксировка одним маломерным судном другого осуществляется в вынужденных случаях, когда нет другой возможности оказать помощь. На практике используются два способа буксировки в кильватер и под бортом.
Буксировка в кильватер осуществляется на тросе длиной от 10 до 15 метров. Способ крепления троса на судах выбирается в зависимости от наличия на них швартовых устройств, но он должен находится в диаметральной плоскости судов. На большинстве маломерных судов киповой планки не предусмотрено, поэтому трос следует пропустить через петлю.
Движение на буксирующем судне нужно начинать медленно и плавно, чтобы избежать резкого рыв­ка. Когда слабины троса остается немного, следует застопорить ход и лишь при натяжении троса начать движение на минимальной скорости, постепенно увеличивая обороты. На небольших судах убрать слабину троса можно отходя друг от друга на веслах. Если слабину не выбрать, то трос можно намотать на винт или порвать его.
Во время буксировки нельзя резко поворачивать и изменять режим работы двигателя, трос должен быть постоянно натянут и не опускаться в воду.
Если на буксируемом судне оставлен судоводитель, то он должен находиться в спасательном жилете и при помощи руля удерживать судно на курсе в кильватер буксировщику. На поворотах судоводитель буксируемого судна перекладывает руль на 10-20° (на циркуляции до 30°) в наружную сторону поворота.
На волнении длина буксирного троса регулируется так, чтобы оба судна одновременно проходили по гребням или впадинам волны. Если на буксируемом судне поврежден корпус, то необходимо принять меры для повышения плавучести судна, течь должна быть обязательно ликвидирована.
В ночное время буксировка чрезвычайно опасна и во избежание аварии от нее следует воздержаться.
Буксировка под бортом (лагом) может осуществляться в тихую погоду и на сравнительно небольшие расстояния. Суда крепятся друг к другу (счаливаются) так, чтобы корма буксируемого судна была смещена вперед вдоль буксировщика на треть его корпуса. Это повышает управляемость во время букси­ровки. Во избежание повреждения корпусов между ними закладываются мягкие кранцы.

Статья в тему:  Когда можно ловить с лодки в латвии

Буксируемое судно во время движения будет стре­миться повернуть буксировщик в свою сторону, т.к. сопротивление встречного потока воды с этой стороны уве­личивается более, чем в 2 раза. Поэтому руль на буксировщике следует держать отклоненным к противоположному от места швартовки борту.
При необходимости развернуться на обратный курс, это осуществляется путем перекладки руля буксировщика на борт, с которого находится буксируемое судно. Диаметр циркуляции при этом будет минимальным.

Постановка на якорь. Для постановки на якорь следует выбирать защищенные от сильных ветров и волнения места без течения или с ровным течением и песчаным дном, на ракушечнике, гальке, каменистом грунте якорь держит хуже.

К месту якорной стоянки следует подходить на небольшой скорости против течения. После погашения инерции переднего хода, когда судно остановилось и начало движение назад (под действием течения) отдается якорь.
Если якорный канат (цепь) натянулся, а затем появилась слабина, значит, якорь «забрал» грунт. Если канат попеременно то ослабевает, то натягивается — означает, что якорь ползет (не держит). В этом случае следует потравить канат, т.е. увеличить его длину. Если и это не поможет, то по якорному канату (цепи) на скобе с тонким линем рекомендуется опустить балласт (груз) до середины вытравленного каната.
Длина якорного каната зависит от скорости течения, направления ветра, близости берегов и отмелей. При сильном течении длина вытравленного каната доходит до десятикратной глубины. Когда якорь «забрал» конец каната на судне (дректов) крепится за кнехт, а если это цепь, то она крепится стопором.
Съемка с якоря. Этот маневр начинается с выборки якорного каната после прогрева двигателя. Перед отрывом якоря от грунта при необходимости дается передний ход, который обеспечивает удержание судна от сноса течением. При этом необходимо следить, чтобы якорь не ушел под корму и канат не намотался на винт.
Если якорь засел в грунте, его вырывают, маневрируя на малом ходу.

Статья в тему:  Как сделать шумоизоляцию лодочного мотора

Судоводитель, освоивший рекомендации и получив достаточно практический опыт, управление судном будет производить уверенно, с четким пониманием как поведет себя судно, чем застрахует себя и пассажиров от несчастного случая.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector