1 просмотров

Как потонула подводная лодка курск

Сбывшееся пророчество о «Курске»

Еще в 1980 году известная прорицательница Ванга произнесла пророчество, которое не воспринял бы серьезно любой здравомыслящий человек. Кто знал, что это предсказание в точности сбудется, заставив похолодеть от ужаса миллионы людей.

«В конце века, в августе 1999 или 2000 года, Курск окажется под водой, и весь мир будет его оплакивать». Кто тогда, в далекие восьмидесятые, мог понять, что речь идет не о городе Курске, который находится на большом отдалении от ближайшего моря, а о будущей субмарине, названной в честь этого города. Пророчество оказалось страшной правдой, и 12 августа 2000 года весь мир узнал об ужасной трагедии в холодных водах Баренцева моря. Катастрофа подводной лодки К-141 «Курск» и по сей день остается загадочным, полным противоречий событием, оставшимся глубоким шрамом на истории современной России…

  1. История создания
  2. Вооружение
  3. Служба подводной лодки К-141 «Курск»
  4. Катастрофа и спасательные работы
  5. Альтернативные версии гибели подводной лодки
  6. Память
  7. Видео

История создания

Атомная подводная лодка «Курск» — субмарина, долгое время считавшаяся лучшей в Военно-морском флоте России. Проект подводных кораблей 949А «Антей» был разработан в СССР в конце 1960-х годов.

Советский союз значительно уступал своему главному противнику, США, в количестве авианосцев, поэтому главной целью атомоходов «Антей» — была возможность тихо подойти к хорошо охраняющемуся вражескому кораблю на расстояние удара и уничтожить цель.

Подводная лодка «Курск» была заложена в Северодвинске в 1992 году.

Уже в 1994 году ее спустили на воду и прикрепили к составу Северного флота. Субмарина считалось особой гордостью еще и потому, что ее построили в очень тяжелое для страны время. Она считалась символом новой России.

Статья в тему:  Как включить синтезатор yamaha

Вооружение

АПЛ «Курск» вооружилась ракетами «Гранит» и торпедами для противодействия атомным подводным лодкам противника. Являясь малозаметным судном, с низким уровнем шума, она могла доставить противнику массу неудобств одним своим нахождением в акватории базирования вражеских кораблей. Вооружение подводной лодки было самым современным и позволяло наносить высокоточные удары как по надводным, так и подводным целям.

Размеры субмарины впечатляли. Ее длина составляла исполинские 154 метра, а водоизмещение в режиме погружения оценивалось почти в 24 тысячи тонн.

Служба подводной лодки К-141 «Курск»

Подводная лодка «Курск» была гордостью и флагманом не только Северного флота, но и всего ВМФ России.

Неоднократно субмарина была задействована в военных учениях, в том числе и широкомасштабных.

Так, в 1999 году в акватории Средиземного моря подлодка в режиме автономного плавания успешно произвела учебное уничтожение кораблей НАТО. Тем самым, «Курск» ликвидировал основные силы противника в одиночку, на деле доказав свою высокую эффективность.

Катастрофа и спасательные работы

Учения, проходящие на Баренцевом море в августе 2000 года – считались крупнейшими с момента распада Советского союза. Разумеется, важнейшую роль в сценарии играла лучшая подводная лодка России – АПЛ «Курск».

Субмарина должна была в ходе испытаний скрываться от вероятного обнаружения, а в намеченное время произвести учебное торпедирование корабля условного противника. Но планам не суждено было сбыться.

В 11-28 по местному времени раздался взрыв, мощностью по разным данным от 1.5 до 4 баллов по шкале Рихтера. Известно, что он был зафиксирован многими сейсмическими станциями и датчиками. Сообщалось, что его уловили даже на Аляске. Через 135 секунд случился второй взрыв, гораздо более мощный, чем первый.

Статья в тему:  Как правильно поставить мотор на лодку пвх

Уже в 13-50 раздаются первые «звоночки» о случившемся несчастье. Экипаж подводной лодки не выходит на связь в намеченное время. Командующий Северным флотом сразу же вылетает на базу, в Североморск. Пока никаких официальных объявлений не следует, но становится понятно, что произошло непоправимое.

В этот же день, в 23-30 объявляется режим «тревога» — с этого момента военные начинают поиск пропавшего судна.

В середине ночи, 13 августа, проясняется примерный район поиска, но лишь к 16-20 удается обнаружить АПЛ «Курск». С ней устанавливается технический контакт, но очевидно, что подводная лодка лежит на грунте, то есть потерпела аварию.

Можно сказать, что уже с этого момента начинаются действия руководства, которые вызывают как минимум шок. Спасательная операция долго не объявляется – только 14 августа в 7 утра первые спасатели приступают к робким попыткам спуститься на глубину. Большие чины выглядят так, будто сами не понимают происходящего и не знают, как действовать в сложившейся ситуации.

Это вызывает шквал негативных эмоций от всех россиян, но прежде всего от родственников терпящих бедствие моряков. Мир облетают кадры с отдыхающим в Сочи президентом страны. После, многие становятся свидетелями не менее душераздирающих видеозаписей, когда Владимир Путин встречается с родственниками подводников. Без преувеличения, за судьбой атомохода следит весь мир.

Практически сразу свою помощь предлагает Норвегия, обладающая хорошо обученным поисковым флотом. Ее батискафы, способны вести поисково-спасательные работы на большой глубине. Но руководство России долго отказывается от любого вида помощи, а когда соглашается, становится понятно, что бесценное время потеряно безвозвратно.

Статья в тему:  Какой краской лучше покрасить лодку

Только 21 августа первые спасатели смогли открыть люк и проникнуть на затонувшую лодку. В этот момент стало понятно, что спасать уже некого. «Курск» был полностью затоплен.

По итогам расследования командование Северным флотом объявило, что причиной гибели подводной лодки «Курск» стала взорвавшаяся учебная торпеда. После этого субмарина ударилась носовой частью о грунт, что привело к детонации остального боезаряда. Экипаж практически полностью погиб, а тем, кому удалось чудом остаться в живых, отмеряно было не более 6 часов.

Список погибших составил 118 человек.

Так закончилась история подводной лодки, на которую российское военное руководство возлагало особые надежды. А причины ее гибели до сих пор окутаны чередой тайн и случайных совпадений.

Альтернативные версии гибели подводной лодки

Так случилось, что катастрофа «Курска» стала одной из самых больших загадок в российской истории. И причин для этого оказалось более, чем достаточно.

Во-первых, действия руководства России подчас не поддаются логическому обоснованию.

Во-вторых, очень много сомнений порождает спасательная операция, которая, казалось, искусственно затягивалась, насколько это возможно.

В-третьих, российские военные крайне неохотно отнеслись к идее поднять субмарину, хотя логично предположить, что это упростило бы следствие и пролило бы свет на причину трагедии. В итоге, решено было поднимать АПЛ по частям, с отпиленной носовой частью, а это как минимум настораживает.

Оправдания руководства страны, что это была необходимость из-за непонятного состояния атомного двигателя все же оставляли сомнения.

В-четвертых, на сегодня известно огромное количество материалов, похожих на правду, доказывающих пребывание в акватории Баренцева моря американских подводных лодок, которые могли по чистой случайности послужить причиной гибели флагмана российского флота.

Статья в тему:  Как глубоко опускается подводная лодка

Узнать всю правду о трагедии с «Курском», вероятно, не получится уже никогда. Понять, что это было: возможное начало Третьей Мировой войны или банальная безалаберность, скорее всего, не удастся даже будущим поколениям.

И вся эта загадочность, безусловно, порождает большое количество конспирологических версий и теорий с массой доказательств и опровержений. Самые популярные альтернативные версии трагедии с «Курском» следующие:

  • Случайное столкновение с американской субмариной-шпионом;
  • Преступная халатность при установке боевых торпед;
  • Умышленный саботаж учений. Известно, что на флоте были представители Китая, которые были заинтересованы в заключении больших контрактов на поставки русского оружия. Вероятно, из-за действий некой третьей стороны подводная лодка по неизвестной причине была ликвидирована. Разумеется, на высшем уровне правда была раскрыта быстро, но дальше последовала политическая игра, а народу «скормили» наиболее правдоподобную версию произошедшего.

Пожалуй, ни одна версия не была столь популярна, как вероятное столкновение со слишком «любопытными» натовскими субмаринами.

Точно известно, что масштабные учения на Севере России привлекли особое внимание со стороны США.

Позже выяснилось, что подводная лодка «Мемфис» имела задачу максимально близко приблизиться к арене учений и наблюдать за разворачивающимися событиями. С этого момента начинаются самые спорные гипотезы, которые зачастую подкрепляются множеством фактов.

Одним из главных двигателей этой версии является фильм-расследование французского режиссера Жана Мишеля Карре «Подводная лодка в мутной воде». Так, известно, (для этого даже приводились фото и видеодоказательства) что «Мемфис» становился на срочный ремонт в ближайшей норвежской базе сразу после катастрофы с русской подводной лодкой.

Статья в тему:  Как называется лодка северян

Многие очевидцы и спасатели утверждают, что слышали сигналы бедствия с «Курска», а это означает, что экипаж мог оставаться в живых долго. Это не вяжется с официальным заключением, что практически все моряки погибли мгновенно от взрывов и затопления.

С другой стороны, сигналы бедствия могли исходить с поврежденного «Мемфиса», который либо столкнулся с русской подводной лодкой, либо был подбит ответным запуском торпеды.

О возможной «перестрелке» говорит и доказанный факт фиксации двух взрывов.

Кроме того, в акватории неподалеку от места катастрофы был найдет спасательный буй, выпущенный с подводной лодки. В свою очередь, в большинстве источников утверждается, что на «Курске» буй остался на своем месте.

Большой резонанс вызвала и официальная версия взрыва учебной торпеды на борту АПЛ. В некоторых источниках можно встретить факты, которые гласят просто о недопустимом разгильдяйстве на российском флоте.

Новейшая торпеда, заправляемая водородным топливом, была поставлена неправильно, что привело к утечке горючего вещества, его дальнейшему воспламенению, а потом и детонации основного боезаряда. Согласно этой теории подводная лодка не была приспособлена к установке вооружения такого класса, а при подготовке к учениям был допущен ряд вопиющих ошибок, которые, накладываясь друг на друга, в итоге привели к трагическому исходу.

Через некоторое время после трагедии набрала высокую популярность версия, согласно которой Владимир Путин умышленно скрывал от общественности истинные причины катастрофы в Баренцевом море. В пользу данной теории говорит тот факт, что все большие начальники, которые имели доступ к информации или вели спасательные работы, были отправлены на отдых вскорости после окончания расследования.

Принятое, безусловно, президентом решение, согласно которому субмарину поднимали в распиленном состоянии – тоже заставило общественность усомниться в прозрачности расследования.

Всему экипажу присвоили ордена мужества посмертно, а капитан удостоился чести стать героем России. И даже здесь создавалось впечатление, что правительство пытается выкрутиться, потому что формально высокие звания давались за учения в Средиземном море в 1999 году.

Статья в тему:  Как удалить старую латку на пвх лодке

Существует большое количество доказательств того, что руководство России плотно контактировало с американскими спецслужбами сразу после случившегося. Кроме того, стало известно, что через несколько дней США простили России большой долг, а директор ЦРУ тайно посещал Россию уже через несколько часов после случившегося, когда лодку еще даже не искали. В свою очередь, это заставляет поверить, что президент России умышленно принял во внимание версию с ошибкой собственных военных и придал ее огласке для того, чтобы избежать вероятного военного конфликта с США.

Народное недовольство спровоцировало и последовавшее значительно позже интервью Владимира Путина известному американскому журналисту и телеведущему Ларри Обрайану. На вопрос ведущего «Что случилось с подводной лодкой «Курск»?», президент России с ухмылкой ответил: «Она утонула».

Широкий общественный резонанс вспыхнул вновь, когда были подняты тела подводников. Среди прочего стало известно о письме капитана Дмитрия Колесникова. Народные умы взбудоражила часть записки, которая сразу подверглась грифу «Секретно». Руководство сослалось на то, что вырезанная часть письма носит сугубо личный характер, но жена капитана до сих пор не получила оригинал записки своего мужа.

Кто знает, возможно, выжившие моряки, в полной темноте, на ощупь, написали слова, которые простым людям знать не положено.

Память

Трагическая гибель новейшей российской субмарины не оставила равнодушным, казалось бы, никого. С той поры написано много стихов и книг, которые посвящены памяти погибших моряков. Широкий успех в кинотеатрах получил снятый по мотивам трагедии фильм «72 метра».

Народная память увековечена в множестве памятников и монументов, которые установлены по всей стране.

Наиболее известные из них расположены в Москве, Курске, Северодвинске и Мурманске.

Статья в тему:  Как установить дистанционное управление на лодку пвх

Все это свидетельство того, что трагедия с АПЛ «Курск» — большая рана в памяти народа России, именно поэтому в этой истории так много непонятого и непринятого, а недосказанное до сих пор отзывается болью и бессилием в умах миллионов человек.

Видео

Не забывайте оставлять свои комментарии на сайте и делится своим мнением о субмарине «Курск».

Новости Барнаула

Опросы

Спецпроекты

  • Газ на Алтае
  • Налоги для физических лиц
  • FITamic
  • FM-Продакшн
  • Все проекты
  • Правила поведения на сайте

  • Рубрики
  • Алтай
  • Барнаул
  • Коронавирус сегодня
  • Бийск
  • Рубцовск
  • Республика Алтай
  • Политика
  • Экономика
  • Правила жизни Искателей
  • Общество
  • Недвижимость
  • Происшествия
  • Мобильный репортер
  • Экология
  • Здоровье
  • Авто
  • Инфографика
  • Культура
  • Туризм
  • Спорт
  • Наука
  • Только о хорошем
  • Тесты и игры
  • Люди говорят
  • Образование
  • Кухня
  • Дача
  • Только на amic.ru
  • Подкасты
  • Вакансии
  • А это вообще законно?!
  • AmicМилосердие
  • Марафон победы

Прямой эфир

Лучшая лодка, лучший экипаж: хроника гибели атомной подводной лодки “Курск”

Трагедия, которая потрясла мир. 20 лет назад в Баренцевом море затонула подводная лодка “Курск”. Погиб весь экипаж – 118 человек. Как спасали и надеялись на чудо – в хронике amic.ru.

Во время учений Северного флота в Баренцевом море в установленное время атомная подводная лодка (АПК) К-141 “Курск” не вышла на связь. В районе, где находился “Курск”, в 23:44 (здесь и далее указано московское время, – прим. ред.) был зафиксирован взрыв.

Статья в тему:  Какое масло лить в редуктор yamaha jog

На поиски “Курска” вышла группа кораблей под командованием адмирала Вячеслава Попова. Подводный крейсер был обнаружен лежащим на грунте на глубине 108 метров в 04:51. В 07:15 министр обороны Игорь Сергеев доложил о случившемся президенту России Владимиру Путину.

В этот день в 11:00 утра командование российского флота сделало первое официальное заявление о том, что АПЛ легла на дно. В заявлении было сказано, что с “Курском” поддерживается радиосвязь. Позже по заявлению представителя флота стало известно, что связь с людьми поддерживается только через перестукивание. Также было сказано, что опасности для жизни экипажа подлодки нет, а через спасательный аппарат “колокол” идет подача топлива, кислорода и продув систем АПЛ.

После осмотра крейсера стало понятно, что “Курск” воткнулся в дно под углом 40 градусов. У подлодки разворочена носовая часть, выведена из строя всплывающая спасательная камера. Главком ВМФ адмирал Владимир Куроедов делает заявление, что шансов на спасение людей очень мало.

15 августа Главный штаб ВМФ делает официальное заявление, что начинается спасательная операция. Экипаж АПЛ планировали эвакуировать при помощи спасательных снарядов. Суда аварийно-спасательной службы, атомный крейсер “Петр Великий” и еще около 20 кораблей и спасательных судов сосредоточились над местом трагедии. Однако тяжелые погодные условия не позволили начать спасательную операцию. Волнение моря в районе катастрофы составляло 4-5 баллов.

Генеральный конструктор ЦКБ МТ “Рубин” Игорь Баранов признал, что воздуха на “Курске” хватит всего на 5-6 дней. В Москве создают правительственную комиссию по расследованию причин аварии крейсера. Возглавляет комиссию вице-премьер Илья Клебанов. В это же время в Брюсселе представители Министерства обороны РФ начали переговоры с НАТО.

Статья в тему:  Где выхлоп у лодочного мотора

В этот же день, 15 августа 2000 года, представителям СМИ заявили, что члены экипажа субмарины живы. Однако неизвестно, есть ли раненые и пострадавшие.

Наконец-то погодные условия позволили начать спасательную операцию – волнение моря составило 2 балла. Со спасательного судна “Рудницкий” спущен глубоководный спасательный аппарат “Приз”. За ночь было принято несколько неудачных попыток проникнуть к лодке.

Адмирал Куроедов делает заявление, что Россия примет любую предложенную Западом помощь.

К месту трагедии вышло норвежское судно Seaway Eagle с глубоководными водолазами на борту и транспортное судно Normand Pioneer с британскими специалистами и оборудованием.

Спасательная операция, которую продолжают российские спасатели, не дает результата.

К месту катастрофы прибыло норвежское судно Normand Pioneer с британской спасательной мини-лодкой LR5. Стартовала новая, международная фаза операции по спасению экипажа “Курска”.

Норвежские водолазы обследовали подводную лодку на предмет повреждений и наличия воздушных подушек в кормовых отсеках. Иностранным спасателям удалось разблокировать вентиль аварийно-спасательного люка, но проникнуть внутрь не смогли. Они срочно изготовили специальный инструмент для вскрытия люка.

Норвежцам удается вскрыть верхний спасательный люк девятого отсека. Шлюзовая камера пуста. После спасатели открывают внутренний люк девятого отсека. Внутри оказывается вода. Внутрь корпуса субмарины введена видеокамера. С ее помощью спасатели хотели определить состояние седьмого и восьмого отсеков “Курска”. В девятом отсеке крейсера обнаружено тело члена экипажа.

В этот же день начальник штаба Северного флота вице-адмирал Михаил Моцак официально подтвердил, что экипаж АПЛ К-141 “Курск” погиб.

Статья в тему:  Как правильно поставить мотор на лодку пвх

Владимир Путин своим указом объявил 23 августа днем траура. Президент России вылетел в Североморск, где встретился с родными и близкими погибших моряков. В СМИ появляется информация, что в порту норвежского города Берген находится американская подлодка “Мемфис”. Крейсер зашел в порт 18 августа для пополнения запасов.

Этот день в России объявлен днем траура.

Генеральный прокурор России Владимир Устинов объявил о возбуждении уголовного дела по факту гибели субмарины.

Президент России подписал указ о награждении государственными наградами членов экипажа атомной подводной лодки “Курск” (посмертно). Звание Героя Российской Федерации присвоено капитану I ранга Геннадию Лячину (посмертно). Остальные члены экипажа награждены орденами Мужества. В этот же день Путин подписал указ “Об увековечении памяти экипажа атомного подводного крейсера “Курск”.

В США признают, что в момент аварии “Курска” рядом с ним находились две американские субмарины. Но при этом они отрицают, что причиной катастрофы стало столкновение с одной из них.

19 сентября

Владимир Путин принял решение приступить к операции по подъему останков экипажа “Курска” и самого крейсера. Операция по подъему тел была намечена на октябрь – ноябрь 2000 года, по подъему субмарины – ориентировочно на сентябрь 2001 года.

Начинается операция по подъему тел погибших моряков-подводников. В восьмой отсек затонувшей АПЛ спустился первый российский водолаз – мичман Сергей Шмыгин.

В ночь на 26 октября водолазы осмотрели тела членов экипажа “Курска”. После взрыва в шестом, седьмом, восьмом и девятом отсеках люди были живы. В кармане погибшего командира девятого отсека Дмитрия Колесникова нашли предсмертную записку. Вначале была опубликована только первая часть текста: “13:15. Весь личный состав из шестого, седьмого и восьмого отсеков перешел в девятый. Нас здесь 23 человека. Мы приняли это решение в результате аварии. Никто из нас не может подняться наверх”. Позже журналистам рассказали о второй части записки. Там было написано, что два-три человека пытались выйти из лодки через аварийно-спасательный люк, однако это не удалось, потому что отсек был заполнен водой.

Статья в тему:  Какой краской лучше покрасить лодку

В Североморске на Приморской площади прошла ритуальная церемония прощания с четырьмя подводниками, которые погибли в результате катастрофы.

В конце октября в Баренцевом море прекращены все работы в девятом отсеке лодки.

Начались и затем были прекращены работы по вскрытию корпуса в третьем отсеке. Отсек в тот же день законсервировали. Телекамеры показали “значительные разрушения, нагромождение аппаратуры, отсечных механизмов, фрагментов приборов”. В тот же день в Санкт-Петербурге на Серафимовском кладбище прошли похороны капитан-лейтенанта Дмитрия Колесникова.

7 октября 2001 года

Началась операция по подъему АПЛ “Курск” со дна Баренцева моря.

22 октября 2001 года

Атомоход “Курск” установлен на киль-блоки в плавдоке № 50 судоремонтного завода в Росляково. Для работы на субмарине были сформированы восемь следственных групп, они приступили к работе в полном объеме после полной откачки воды из подлодки. В состав групп включены специалисты Северного флота, представители Московского и Санкт-Петербургского военных округов.

27 октября 2001 года

Генеральный прокурор России заявляет, что визуальный осмотр атомохода позволяет заключить, что пожар происходил по всей лодке. В эпицентре температура достигала 8 тысяч градусов по Цельсию. Полностью водой лодка была заполнена максимум за восемь часов.

Из отсеков “Курска” за период осени 2000 года и осени-зимы 2001 года были извлечены и опознаны 115 из 118 погибших подводников.

26 июля 2002 года

Генеральный прокурор России сообщил, что гибель “Курска” произошла вследствие взрыва, центр которого локализован в месте расположения учебной торпеды, внутри четвертого торпедного аппарата, и дальнейшего развития взрывного процесса в боевых зарядных отделениях торпед, находившихся в первом отсеке АПЛ.

Статья в тему:  Как удалить старую латку на пвх лодке

Устинов также заявил, что Генпрокуратура закрыла уголовное дело о гибели атомохода “Курск” за отсутствием состава преступления.

По его словам, в действиях должностных лиц, ответственных за проведение учений в Баренцевом море, изготовление, эксплуатацию и установку торпеды, ставших причиной гибели “Курска”, нет состава преступления. Версия столкновения и версия мины исключена.

Гибель экипажа стала самой масштабной катастрофой в истории отечественного подводного флота.

Подлодка Курск: почему она затонула, и можно ли было спасти людей

12 августа 2000 года в 11 часов 28 минут крейсер «Пётр Великий» зафиксировал сильную вспышку в акватории в месте, где проходили учения российского Северного флота. После чего последовал гидравлический удар. Через пять часов после этого по плану предстоял сеанс связи с подводной лодкой К-141 «Курск». Новейшая и абсолютно, по отзывам специалистов, надежная подводная лодка. Но в назначенный срок установить с ней связь так и не удалось. В этот момент мало кто подозревал, что разворачивается одна из крупнейших трагедий в истории современной России. Это была первая и крупнейшая авария после того, как пост главы государства занял Владимир Путин.

Что произошло

В эпоху Брежнева командование флота СССР задумывалось о способах противостояния авианосным группировкам США. Строить аналогичные коробки в СССР не имели возможности. Было принятое решение нести ассиметричный ответ. Так появились подводные лодки проекта 949А. Эти лодки известны еще как «Антеи». Это своеобразный заключительный подарок современной России от Советского Союза. Последнюю подводную лодку из этой программы достроили уже в момент, когда распадался СССР. Десятый из одиннадцати запланированных экземпляров примерил на себе номер К-141 и название, которому суждено в дальнейшем стать одному из самых трагичных, – «Курск».

Статья в тему:  Как установить дистанционное управление на лодку пвх

90-е годы для российского флота оказались одними из самых сложных. Дело было даже не столько в состоянии флота, сколько в проблемах в командовании и квалификации экипажа. Из-за недостатка средства отсутствовала возможность проводить плановые тренировки. В два заключительных года прошлого столетия «Курск» не провел ни одной торпедной стрельбы. Летом 2000 года состоялся ремонт лодки, но к этому моменту его экипаж не был в море уже девять месяцев. Вскоре экипажу предстояло принять участие в крупнейших учениях морского флота России. При этом задача перед ним была поставлена не самая простая: необходимо было провести учение с торпедами типа «Кит», с которыми ни экипаж, ни командование ранее не имело дела. 10 августа лодка отправилась на учения. Через два дня командир «Курска» вышел на связь и сообщил, что учения проходят согласно плану. Ровно в 09:00 «Курск» занял свою позицию для проведения учебной стрельбы.

В 11 часов 28 минут происходит взрыв торпеды в первом отсеке. Взрыв приводит к гибели тех, кто находился в первом и втором отсеке. Находившиеся в третьем отсеке моря начали отходить на корму, но доходят только до четвертого. Дальше «Курск» бьется о морское дно на глубине 108 метров. Происходит детонация оставшихся торпед, после чего взрывная волна проходится по отсекам, и останавливается только за счет прочных переборок вокруг атомного реактора. В корме остаются живыми 23 моряка. «Пётр Великий», который так и не смог выйти на связь с «Курском», бьет тревогу только ближе к полуночи. Учения прекращают, на воду выходят спасатели. Только в этот момент все понимают, что с подлодкой произошла катастрофа.

Статья в тему:  Как глубоко опускается подводная лодка

Причины бедствия

«Курск» находят на дне только в 04:51 следующего дня. Становится очевидно, что ее уже не спасти. Флот не располагает необходимым техническим оснащением, подготовка спасателей на недостаточно высоком уровне. В этом время выжившие 23 моряка еще находились в корме, но они прекрасно понимали, что, скорее всего, погибнут. Об этом свидетельствуют записки, оставленные капитан-лейтенантом Дмитрия Колесникова. В них он приводит имена уцелевших членов экипажа, а также сообщает, что «шансов выжить у нас, похоже, немного, 10-20%».Чтобы избежать затопления потерпевшей бедствие подлодки, экипаж повысил давление, но ситуация с каждой минутой ухудшалась, вода медленно, но верно пробиралась в девятый отсек.

Из записки, оставленной капитана-лейтенантом Садиленко, можно понять, насколько кошмарными были последние часы жизни моряков:

« Нас 23 человека в 9 отсеке. Чувствуем себя плохо, ослаблены действием угарного газа. Кончаются регенерационные патроны. При выходе на поверхность не выдержим компрессии. Еще протянем максимум один день».

Вскоре произошло событие, которое стало для моряков фатальным. На пластины аварийной системы регенерации воздуха попало машинное масло, что привело к возгоранию, но пожар быстро погас. Проблема была в том, что огонь выжег кислород, а девятый отсек наполнился угарным газом. Это означало, что к началу спасательной операции спасать уже было некого.

Один из вопросов, который тревожил и до сих тревожит людей, – что стало причиной бедствия? Официальные версии скептики практически сразу же отбросили. Наиболее широко распространилась версия о том, что «Курск» столкнулся с НАТОвской подлодкой. Они находились в Баренцевом море в тот момент, обе американские подводные лодки в теории могли столкнуться с «Курском», но они намного меньше российской подлодки, это значит, что удар и торпедирование неминуемо привело к их уничтожению. Поэтому данная версия довольно быстро отпала.

Статья в тему:  Как включить синтезатор yamaha

Намного правдивей выглядит версия о торпедировании российской подлодки. Даже публиковали фотографии погибшей подлодки, на которой видно большое круглое отверстие на борту. Но здесь есть важный момент: торпеды не оставляют круглых отверстий с ровными краями. В случае с «Курском» края были действительно ровными. К тому же внутри не были обнаружены следы от инородной торпеды. Внутри «Курска» обнаружили только деформации, ставшие следствием внутреннего взрыва. К тому же было бы довольно сложно не обнаружить поблизости НАТОвскую подлодку. Поэтому версия о торпедировании тоже не выглядит правдоподобной. Впрочем, есть немало людей, которые склоняются именно к этой версии.

Что же произошло на самом деле? Вероятней всего, произошла детонация учебной торпеды. В используемой в тот день на «Курске» торпеде 65-76 задействован пероксид водорода и керосин. При контакте с керосином пероксид водорода делится на воду и кислород с обильным выделением тепла. Проще говоря, взрывается. Именно такие следы взрыва были обнаружены на уцелевших и поднятых со дна обломках торпеды.

Можно ли было спасти моряков

Когда «Рудницкий» прибывает на место происшествия, спасть уже было некого. Но в первый день спасательной операции командованием была дана ложная надежда о том, что в «Курске» остаются выжившие. Также было объявлено, что с членами экипажа установлен контакт по звуку изнутри. На самом деле контакта не было, изнутри стучал якорь-цепь о якорный клюз и автоматическая аварийная станция подлодки. Но ошибка командования заключалась в том, что изначально не была установлена природа этого звука. Ложные сведения только усугубили и без того катастрофическую ситуацию. Все это, конечно, становилось поводом для гнева не только родственников моряков, но и всей небезразличной российской публики. 19 числа открывают люк, находят воздушный пузырь в девятом отсеке, но выживших в нем нет. Таким образом, от взрывов 95 человек погибли сразу, а 23 остались в живых еще некоторое время. Подъем «Курска» со дна стал отдельной международной миссией.

Статья в тему:  Сколько стоит обучение на права на лодку

К-141 “Курск” – Российский Атомный Подводный Ракетоносный Крейсер и его экипаж.

Экипаж АПРК “Курск” в парадном строю. 30 июля 2000 год.

Все за сегодня

Политика

Экономика

Наука

Война и ВПК

Общество

  • Культура
  • История
  • Религия
  • Спорт
  • Россия глазами иностранцев

ИноБлоги

Подкасты

Мультимедиа

  • Фото
  • Инфографика
  • ИноВидео
  • ИноАудио

Общество

«Курск»: 20 лет трагедии, которая потрясла, но укрепила неопытного Путина (Diario de Noticias, Португалия)

Взрыв торпеды на борту ядерной подводной лодки 12 августа 2000 года, произошедший во время военных учений в Баренцевом море, привел к гибели 118 человек. Российского президента, вступившего в должность за несколько месяцев до трагедии, критиковали за запоздалый ответ, но он пережил этот кризис.

Владимир Путин всего несколько месяцев находился в должности президента России, когда 12 августа 2000 года столкнулся со своим первым большим испытанием — катастрофой на ядерной подводной лодке «Курск», которая унесла жизни 118 членов экипажа. Запоздалый ответ Путина критиковали семьи погибших и СМИ, но он пережил этот кризис и выучил урок.

«Курск», ядерная подводная лодка длиной 150 метров, была одной из жемчужин первых масштабных военно-морских учений с момента падения Советского Союза десятью годами ранее, в них принимали участие еще 30 других кораблей и подводных лодок. Это была попытка демонстрации силы перед растущей НАТО, спровоцированная войной в Косово 1999 года и началом ухудшения отношений между странами.

Статья в тему:  Какое масло лить в редуктор yamaha jog

В субботу в 7:30 утра в 140 километрах от побережья Мурманска в Баренцевом море был зарегистрирован взрыв. Торпеда, которую собирались запустить, взорвалась на борту «Курска», гордости Северного флота, спущенной на воду в 1995 году. Две минуты спустя взорвались оставшиеся торпеды, но атомные реакторы не пострадали.

На борту было 118 подводников.

Неопытный президент

Владимир Путин, бывший агент российской разведки, назначенный премьер-министром за год до трагедии и ставший исполняющим обязанности президента в новогоднюю ночь после неожиданной отставки Бориса Ельцина, не прервал свой отпуск в Сочи на Черном море. Это вызвало критику прессы и семей погибших подводников. «Эта катастрофа должна была стать основным приоритетом государства, начиная с президента», — писали тогда в газете «Известия».

Президенту, официально избранному в марте и прошедшему процедуру инаугурации в мае, о трагедии сообщили только сутки спустя. Позже выяснится, что хотя большая часть моряков умерла мгновенно, 23 из них выжили и оказались заперты на морском дне, ожидая помощи, пока у них не кончился кислород.

Контекст

Daily Mail: глубины отчаяния на подлодке «Курск»

Норвежский подводник: людей с «Курска» можно было спасти (FF)

«Курск: Последняя миссия» – правдивая история в фильме-катастрофе (The Times)

ABC: «Курск» могла потопить американская подлодка?

Взрыв был зарегистрирован норвежскими сейсмографами (его сила была эквивалентна землетрясению в 4,2 балла по шкале Рихтера), но российские военно-морские силы узнали об аварии только 9 часов спустя и только тогда начали спасательную операцию. Население еще ничего не знало. Первое официальное объявление было сделано еще через 48 часов, в понедельник.

Статья в тему:  Как называется лодка северян

Помощь была отправлена, но низкое качество материалов, отсутствие технической возможности и плохая погода на Баренцевом море мешали попыткам пристыковаться к подлодке. Позже было установлено, что подводный аппарат, который должен был оказать помощь, никогда не проходил учений с «Курском». Это объяснялось экономическим кризисом и отсутствием у российских Вооруженных сил, как и у всей страны, денег.

Запоздалый ответ

Только спустя 4 дня после аварии одетый в свободную одежду Путин сделал первое заявление, сказав, что ситуация «критическая», и что Россия обладает «необходимыми средствами спасения». Президент, обладавший уровнем популярности в 73%, был назван безэмоциональным циником.

В этот же день он наконец-то принял помощь других стран, которую раньше военно-морской флот России отвергал. В начале даже говорилось, что причиной катастрофы стало столкновение с иностранной подлодкой.

Путин вернулся в Москву только 18 августа и сообщил, что вероятность спасти экипаж была «очень низка, но существовала». Ему понадобилось еще 4 дня, чтобы наконец поехать в Мурманск, где он встретился с убитыми горем семьями, пообещал выплатить им денежные компенсации и достать со дна тела погибших, что и произошло в октябре 2001 года.

Накануне приезда Путина, норвежские водолазы после 30 часов работы (и борьбы с российской бюрократией) наконец смогли открыть задний люк подлодки и обнаружили, что отсек заполнен водой. Теперь было официально известно: выживших нет.

Статья в тему:  Где выхлоп у лодочного мотора

23 были живы в течение часов или дней

«Милые мои Наташа и сынок Саша. Если у вас это письмо, значит, меня нет. Я вас обоих очень люблю» — значилось в письме, которое в октябре обнаружили на теле старшего мичмана Андрей Борисова. Это доказало, что как минимум 23 моряка выжили во время первого взрыва и смогли укрыться в кормовом отсеке. Они оставались в живых, пока у них не кончился кислород. По официальной версии они погибли от отравления дымом спустя 8 часов, но есть предположения, что они оставались в живых в течение 5 дней.

23 августа было объявлено днем траура. В телеобращении, вышедшем в этот день, Путин признал ответственность за то, как была проведена спасательная операция, и попросил прощения. Однако в то же время он обвинил СМИ, которыми владели олигархи, в нападках и заявил, что они хотят разрушить его президентство.

Год спустя, отвечая на вопрос журналиста, Путин отметил, что возможно ему следовало вернуться в Москву раньше, но ничего бы все равно не изменилось. «У меня было одинаковое количество связи, что в Сочи, что в Москве, но с точки зрения пиара нужно было бы показать большее рвение вернуться», — заявил он.

Жесткие действия против СМИ

Освещение действий в СМИ, критика Путина во время происшествия, фото жен подводников, кричащих на выглядящего обеспокоенно президента — все это стало началом конца свободы прессы в России. Сейчас большинство СМИ в стране контролируется государством.

Статья в тему:  Сколько стоит обучение на права на лодку

«С гибелью „Курска” началась ложь, — рассказал адвокат Борис Кузнецов, представлявший семьи 55 подводников в 15 годовщину трагедии». «Когда „Курск” затонул, государство стало вмешиваться в судебную и в правоохранительную системы. Государство стало подминать под себя средства массовой информации. Весь процесс свертывания демократии в России начался именно с гибели „Курска”», — сказал он в интервью «Радио Свобода».

Никто никогда не был признан виновным в этой трагедии. Командующий военно-морским флотом Владимир Куроедов подал в отставку, но ее не приняли, и он ушел только в 2005 году. Путин отстранил 13 высших чиновников, включая командующего подводными лодками Северного флота вице-адмирала Олега Бурцева, но все они получили должности в правительстве или в государственных компаниях, сообщало «Радио Свобода».

Путин воспользовался последствиями трагедии, чтобы изменить модель российской армии, и впервые главой Министерства обороны страны стал гражданский — Сергей Иванов. С 2000 года стал расти военный бюджет.

В 2018 году вышел фильм «Курск» режиссера Томаса Винтерберга. Одну из главных ролей сыграл Колин Фёрт. Фильм основан на книге журналиста Роберта Мура «Время умирать».

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: