0 просмотров

Как построить маленькую лодку

Как сделать лодку из досок своими руками

Покупка лодки – дело достаточно затратное. Именно поэтому многие задаются вопросом о том, как сделать самостоятельно свое маленькое и надежное судно. Процесс создания лодки не такой уж сложный, как может показаться на первый взгляд. Тем не менее он достаточно кропотлив и требует большого внимания к деталям.

Первым и самым важным этапом является определение, из чего будет сделано судно. Вариантов не так много, давайте их рассмотрим:

  • Особенности изготовления ↓
  • Определяемся с размерами ↓
  • Необходимые материалы и инструменты ↓
  • Процесс изготовления ↓
  • Тестирование лодки ↓
  • Блиц-советы ↓
  • Ткань на основе резины. Конечный итог – надувная лодка.
  • Пластик.
  • Сталь.
  • Дерево.
  • Фанера.

Каждый из вариантов имеет свои достоинства и недостатки, которые сразу бросаются в глаза. Но сейчас речь пойдет о лодке, сделанной из дерева.

Определившись с материалом можно переходить к следующим стадиям планирования и подготовки.

Особенности изготовления

Особенностей действительно много, поэтому давайте их детально рассмотрим:

  1. Работа с деревом. Первая и главная особенность – умение работать с деревянными конструкциями и с деревом в частности. Нужно понимать, какие доски лучше всего выбрать, как их правильно изгибать, какие нагрузки может выдержать тот или иной материал. Перед началом работы лучше всего подготовится и почитать книги по работе с деревом. Найти их очень легко, они имеются в свободном доступе в сети Интернет.
  2. Выбор материалов для сборки. Помимо древесины необходимо сразу определиться с другими материалами, которые помогут скрепить лодку и защитить её от протекания. Они должны подходить для материала, который был выбран и хорошо с ним взаимодействовать.
  3. Место сборки. Для изготовления обязательно понадобится достаточно много места, а также времени. У профессионалов на изготовление и сборку может уйти от 4 до 10 дней, в зависимости от сложности. Новичку же понадобится в несколько раз больше времени. Именно поэтому важно выбрать сухое и удобное место.
  4. Инструменты. Для облегчения и ускорения процесса понадобится целый ряд инструментов (который рассмотрим позже). Помимо этого желательно иметь дополнительную пару рук на некоторых этапах сборки.
Статья в тему:  Какие документы нужны чтобы плавать на лодке

Это основные особенности, которые необходимо знать, но по ходу работы, вполне вероятно, придется столкнуться и с другими.

Чертеж лодки из досок для самостоятельного изготовления

Определяемся с размерами

Один из важнейших этапов на стадии планирования. От размера зависит вместимость, грузоподъемность и вес. Очень важно соблюдать правильные габариты, чтобы лодка была устойчивой на воде.

Их можно менять на свое усмотрение, но в пределах разумного:

  • Длина всей конструкции. Длина может колебаться от двух до четырех метров. Если судно рассчитано на одного, то длина должна быть 1.8 – 2.5 метров. Два человека – примерно 3 метра. Три человека – 3.5 – 4 метра. Лодка длиной 3 – 4 метра вполне может выдержать до 5-6 человек, вопрос здесь больше в комфорте.
  • Ширина. Тоже один из основных критериев. Средние показатели ширины 1 – 1.5 метров. Чем больше ширина, чем устойчивее чудно. С другой стороны, чем больше ширина, тем меньше маневренность. Необходимо найти золотую середину. Она для каждого разная в зависимости от тела человека, груза, который будет перевозиться, а также длинны всей конструкции.
  • Высота борта. Средняя и рекомендованная высота борта – 50 сантиметров. Опять же сделать её можно как выше, так и ниже, в зависимости от желания.

Именно отталкиваясь от данных габаритов, необходимо будет делать все детали в дальнейшем. На глаз определить эти габариты сложно, поэтому лучше всего сделать чертеж для наглядности.

Переходя к чертежам сразу нужно сказать, что необязательно иметь талант к черчению. В данный момент чертеж можно сделать, не имея подобных навыков онлайн в Интернете. Можно сделать трехмерную модель, которая будет соответствовать всем требованиям и желаниям.

Статья в тему:  Нужен ли номер на лодку пвх

На чертеже помимо основных размеров нужно сразу определиться с размерами других, более мелких, но не менее важных деталей. Лучше всего сделать чертежи и для них отдельно, чтобы в дальнейшем не пришлось их подгонять.

Базовые плоскости, необходимые для построения теоретического чертежа корпуса лодки

Необходимые материалы и инструменты

Разобравшись со всеми теоретическими вопросами, переходим к практике. Сбор всех инструментов и материалов и подготовка их к работе финальная часть подготовки, поэтому к данному процессу необходимо отнестись с особенной внимательностью.

Рассмотрим перечень инструментов и инструментов, которые понадобятся при сборке:

Лучше всего брать древесину, которая как минимум год пролежала в сухом месте на ровной поверхности

Доски, которые послужат основным материалом. Лучше всего выбрать сосну или ель. Она отлично подходит для подобных целей благодаря своим характеристикам. Доски должны быть без трещин и выпадающих сучьев. Многие считают, что доска должна быть вообще без сучков, но это заблуждение. Они никак не повредят лодке, если крепко держаться. Проверить это можно ударив по ним молотком или даже кувалдой. Подобный краш-тест во многих сразу вселяет понимание всей ситуации. Помимо этого лучше всего брать древесину, которая как минимум год пролежала в сухом месте на ровной поверхности.

  • Полиуретановый клей.
  • Гвозди. Понадобятся гвозди разной длины, в большом количестве. Но нужно понимать, что часто их можно будет заменить шурупами.
  • Шурупы. Как и гвозди, они должны быть разной длинны.
  • Шуруповерт и дрель. Шуруповерт подойдет любой, а вот дрель необходима не очень мощная, чтобы она не расколола древесину. Можно использовать даже ручную дрель. Не рекомендуется заменять дрель перфоратором.
  • Электролобзик.
  • Наждачная бумага.
  • Рулетка.
  • Пакля.
  • Водоотталкивающая краска (в большом количестве).
  • Кисти для нанесения краски.
  • Смола. Ею можно заменить клей, хотя работа с ней требует большего внимания и умения.
  • Шприц, для нанесения клея в труднодоступные места.
  • Паракорд. Понадобится для придания бортам необходимой формы. Можно заменить другими плотными веревками, которые способны выдерживать большие нагрузки.
  • Листы металла (могут послужить отличным дном для лодки, а также при их помощи можно хорошо скрепить некоторые детали).
  • Антисептик. Понадобится для пропитки древесины.
  • Лак. Желательно использовать качественный лак для яхт.
  • Статья в тему:  Как происходит погружение подводной лодки

    Это основной перечень того, что пригодится при сборке. Помимо этого в процессе могут пригодиться другие инструменты. Например, ножовка, молоток, зажимы и прочее.

    Подбор досок для обшивки днища лодки-плоскодонки

    Процесс изготовления

    Переходим к самому интересному, процессу изготовления. Представим его в виде пошаговой инструкции.

    Тут нет места спешке и недочетам, поэтому делаем все предельно внимательно и четко:

    Заранее подготовленная деталь по чертежам, которая послужит задним бортом, теперь должна отлично подходить по габаритам

    Первый этап изготовления всех деталей по чертежам и их подготовка. Сюда входит подготовка бортов. Две широкие (которые послужат бортами) необходимо подготовить, убрав с них опасные места. Для этого пригодится напильник и наждачная бумага.

  • Далее с одной стороны каждой доски отпиливаем край под углом в 45 градусов. С заиленных концов снимаем фаску таким образом, чтобы при соприкосновении обе доски идеально подходили друг к другу и не имели зазора. Это будет носовая часть лодки.
  • Теперь необходимо закрепить их в таком положении. Для этого переем треугольный брусок и с внутренней стороны плотно прикладываем на стык. При необходимости все подгоняем и намертво скрепляем борта с данным бруском при помощи гвоздей или шурупов. Для того чтобы эти места не протекали, края соприкасающихся досок необходимо пропитать сначала антисептиком, а после смолой или клеем, а только после скреплять.
  • Теперь бортам необходимо придать необходимую форму. Необходимо взять паракорд и обвязать его вокруг бортов придавая желанную форму. Чтобы все получилось, внутри устанавливаем распорки, которые должны быть такой же ширины, как и ширина будущего судна. Сделать все самому на этом этапе сложно, поэтому лишняя пара рук не помешает.
  • Придав бортам форму, можно переходить к задней части лодки. Заранее подготовленная деталь по чертежам, которая послужит задним бортом, теперь должна отлично подходить по габаритам. Крепко прикрепляем её к бортам при помощи клея, а также гвоздей или шурупов.
  • Теперь, когда основа лодки готова, можно переходить к созданию дна. Его можно сделать из листов металла или из дерева.
  • В случае с металлом, вырезаем лист, который по размерам будет на несколько сантиметров шире дна лодки, и крепим это к бортам. Важно понимать, что именно на этих стыках чаще всего бывают протечки. Поэтому для крепежа не жалеем клея или смолы на стыках, а шурупы или гвозди забиваем на расстоянии 1.5 – 2 см друг от друга по всем контуру. Для надежности и лучшей защиты от протекания на стыках можно использовать паклю. Выступающий по краям металл при помощи молотка плотно загибаем к бортам.
  • В случае с деревянным дном все немного сложнее. Лучшего всего делать его из одной широкой доски, которая может закрыть сразу все дно. Придаем ей необходимую форму и поступаем с ней, так же как и в случае с металлом.
  • На этом этапе лодка уже почти готова. Теперь необходимо обработать её антисептиком, устранить все возможные зазоры, через которые может поступать вода и покрасить в несколько слоев водоотталкивающей краской. Далее покрываем все это лаком для яхт. Перед нанесением каждого нового слоя, необходимо предыдущему дать полностью высохнуть.
  • Последний этап – внутренняя отделка. Можно установить скамейки, подставки для ног и другие «фишки», которые только пожелает конструктор.
  • Статья в тему:  Что сейчас с подводной лодкой курск

    Тестирование лодки

    После создания и сбора судна переходим к его тестированию.

    Тестировать лодку можно по-разному, но лучше всего во сколько этапов:

    • Первый тест на проверку водонепроницаемости можно сделать во дворе. Для этого переворачиваем лодку и устанавливаем её на какую-то опору (стулья, скамейки, стол). Далее выливаем на неё большое количество воды. Для этого лучше всего использовать шланг и «поливать» минут 5 -10. После этого лодку можно перевернуть и проверить, попала ли внутрь вода.
    • Теперь, зная, что шхуна не пропускает воду, можно перейти к выходу на большую воду. Точнее говоря испробовать её в деле. Настоятельно рекомендуется первые полчаса не выплывать на большую глубину, ведь если что-то сделано не так и лодка начнет быстро набирать воду, достать на мели её куда легче.

    Настоятельно рекомендуется первые полчаса не выплывать на большую глубину

    Блиц-советы

    Давайте рассмотрим несколько советов, которые могут пригодиться новичку в нелегком деле конструирования и сборки:

    • При сборке не стоит жалеть материалов. Например, при скреплении бортов с дном лодки стоит потратиться лишнее время, но плотно пройтись по всем стыкам клеем или смолой. В дальнейшем подобные погрешности исправить будет очень сложно.
    • Делать с запасом. Лишние части всего можно убрать, например, отпилить брусок в носу лодки. Это касается и всех остальных деталей.
    • Перед тем как использовать большие гвозди или шурупы, желательно сделать для них отверстия при помощи дрели. Это позволит предотвратить появление трещин.
    • Не стоит скупиться на материалы. Чем качественней древесина, тем дольше и лучше она прослужит в дальнейшем.
    Статья в тему:  Сколько стоит лодка воронеж

    Самодельные лодки из фанеры

    Приобрести готовую лодку сможет не каждый, поскольку цены очень кусачие. К тому же, не все конструкции отвечают запросам различных клиентов. Если взять надувные лодки, то это не очень надежные модели, поскольку могут запросто повредиться в сложных условиях. А это означает, что они не очень надежные. В таких случаях принимается решение на изготовление лодки своими руками из фанеры. Строительство маломерного плавсредства, начинается с зарисовок, которые потом трансформируются в весьма профессиональные чертежи.

    Это увлекательный процесс и он под силу только тем рыбакам, которые находятся в постоянном творческом поиске. Кроме этого, построение лодки – это как фактор самоутверждения. Но если посмотреть на процесс серьезно, то ведь сложного ничего нет.

    Лодка своими руками из фанеры

    Небольшое плавсредство, которое в состоянии взять на борт 2-3 рыболова, имеющее не большой вес, можно легко сделать из фанеры, как одного из самых доступных строительных материалов. Причем, лодка может передвигаться как при помощи весел, так и с помощью лодочного мотора или паруса. Для этого не потребуется особой, профессиональной подготовки, что вполне посильно даже новичкам.

    Фанера является достаточно прочным материалом, для того, чтобы построить маленькое судно, не говоря уже о дорогостоящих яхтах, где при их изготовлении широко используется и фанера. Кроме этого, она просто поддается обработке, при применении электрических или ручных приспособлений.

    Статья в тему:  Как измерить мощность лодочного мотора

    Кроме этого, если на такую лодку установить мотор, то она может развить солидную скорость при не плохих ходовых характеристиках. К тому же, фанерная лодка на много надежнее надувной лодки.

    Материалы и инструменты

    Во-первых, придется подобрать соответствующее по пощади, помещение, где могла бы свободно разместиться лодка. Желательно, чтобы помещение отапливалось, так как все работы могут происходить зимой. Летом, вряд ли кто-нибудь начнет строить лодку: летом нужно уже плавать на ней. Мало того, помещение должно быть вентилируемым, с возможностью поддержания оптимального температурного режима. Поскольку работать придется с деревом, то влажность должна быть оптимальной.

    Чтобы начертить схему, нужно иметь:

    • чертежные принадлежности;
    • карандаши;
    • резинки;
    • лекала;
    • линейки и треугольники;
    • рейсшина;
    • картон и чертежная бумага;
    • клей для бумаги;
    • калькулятор.

    На этапе постройки потребуется:

    • электролобзик;
    • молоток;
    • топор;
    • струбцины (до 10-ти шт, не меньше);
    • кисточки, шпатели (металлические и резиновые);
    • шуруповерт;
    • электро и ручной рубанок;
    • отвертки;
    • стамески;
    • степлер;
    • циркулярная и ручная пила.

    Материалами для изготовления могут послужить:

    • фанера (лист 1,5х1,5 метра), толщиной 4-5 мм;
    • доски сосновые или дубовые;
    • стеклоткань для оклейки корпуса лодки;
    • шпаклевка для заделки щелей;
    • водонепроницаемый клей;
    • олифа или водоотталкивающая пропитка для дерева;
    • краска масляная или водостойкая эмаль;
    • гвозди, шурупы, саморезы;
    • металлическая полоса, металл для различного крепежа.

    Основные размеры лодки

    Если использовать фанеру, толщиной 5 мм, то оптимальными окажутся такие ее размеры:

    1. Общая длина плавсредства – 4,5 метра.
    2. Ширина плавсредства (в самом широком месте) – 1,05 м.
    3. Глубина лодки – 0,4 метра.
    Статья в тему:  Но как только я вылез из лодки

    Из чего состоит лодка

    Лодка состоит из узлового элемента – киля, который служит базой и к которому крепятся прочие элементы лодки. Нос лодки называется форштевнем и с обратной стороны находится ахтерштевень. С помощью этих компонентов лодке придается продольная жесткость. Подобные детали конструкции могут быть выполнены как из цельного отрезка дерева или отдельных составляющих, соединенных способом склеивания, а так же сбитых гвоздями или скрученных шурупами.

    Форма корпуса определяется наличием поперечных силовых элементов, которые называются шпангоутами. Доски, соединенные со шпангоутами, форштевнем и ахтерштевнем, формируют борта лодки.

    Если этот остов обшить фанерой, то получится лодка. Внутри лодки настилается настил – слань, который является нижней палубой, чтобы защитить дно лодки.

    Лодки из фанеры под мотор

    Лодки под мотор особо не отличаются своими конструкционными соображениями, по сравнению с лодками, предназначенными для движения под веслами или под парусом. Отличие заключается лишь в организации места для крепления двигателя. Как правило, на корме крепится транцевая доска, где и устанавливается лодочный мотор.

    Отдельные конструкции маломерных судов оснащают и другими элементами, такими как кокпит, палубные стрингеры, боковые стрингеры и др. Для улучшения устойчивости и непотопляемости, в плавсредствах предусматриваются специальные промежутки, которые заполняются монтажной пеной. Подобный подход позволяет исключить возможность затопления лодки, если она опрокинется.

    Рабочие чертежи лодки

    Вся работа по постройке лодки начинается с чертежей, которые должны быть составлены профессионально. Если этого сделать невозможно, то можно обратиться за помощью в Интернет, где можно подыскать уже готовые чертежи. Главное, чтобы они соответствовали основным воображениям. Но и здесь нужно быть внимательным, чтобы не пропустить основные этапы по сборке лодки и изготовлению дополнительных узлов.

    Статья в тему:  Как управлять лодкой в раст

    Как правило, большинство чертежей рисуется на миллиметровой бумаге. Это даст возможность детально просчитать все узлы конструкции.

    Большой эскиз чертежа можно нарисовать по следующему алгоритму:

    • Проводится линия, которая условно делит лодку на две части. При этом учитывается тот факт, что две части, левая и правая должны быть симметричными и абсолютно одинаковыми.
    • Проведенная линия делится на несколько равных отрезков. Впоследствии, на этих участках будут установлены шпангоуты.
    • Рисуется как вертикальное отображение, так и проекция сверху.
    • По поперечным отметкам вычерчиваются формы шпангоутов.
    • Проверяются основные размеры всех составляющих в масштабе.
    • Форма шпангоутов вычерчивается в масштабе 1:1 на картоне или толстой бумаге.
    • Гибкие линии формы лодки вычерчиваются с помощью линейки или лекала.

    Полученный рисунок складывается вдоль прочерченной линии для проверки на симметричность. Обе части должны безупречно повторять друг друга.

    Перенос рисунка на деревянную заготовку

    После очередной проверки чертежей на правильность, их переносят на картон. Толстая и жесткая бумага облегчит этап переноса чертежей на заготовки. Рисунок переносится на заготовку с учетом всех контуров и обводов в точности, как он начерчен, без всевозможных напусков, уменьшений и увеличений размеров.

    При копировании рисунков следует учитывать направление волокон древесины. В данном случае, все зависит от конструкции элементов лодки. Если элемент изготавливается из фанеры, то слои фанеры сами по себе расположены таким образом, что волокна каждого последующего слоя располагаются перпендикулярно предыдущего слоя.

    Что касается изготовления футоксов, то их можно сделать и больше, по высоте, поскольку их потом можно будет обрезать.

    Технологические этапы изготовления

    Чтобы построить лодку из фанеры своими руками, нужно проделать следующие шаги:

    • перенести рисунок на шаблон;
    • перенести рисунки из шаблонов на дерево;
    • установить киль и закрепить форштевень;
    • закрепить шпангоуты;
    • закрепить охтерштевень и транцевую доску (для мотора);
    • обшить днище фанерой;
    • обшить борта;
    • загерметизировать стыки и стрингеры;
    • пошпаклевать и покрасить корпус лодки.
    Статья в тему:  Что сейчас с подводной лодкой курск

    Корпус лодки

    Остов лодки и его корпус собираются из заготовленных деталей. Процесс сборки должен проходить аккуратно и внимательно, во всех плоскостях.

    Шпангоуты к килю крепятся сначала предварительно и лишь только после очередного контроля закрепляются окончательно. Причем, крепление должно быть надежным, поскольку лодку придется переворачивать перед обшивкой ее фанерой.

    Собираем внутренний контур футоксов

    Крепость конструкции, в том числе и бортов, зависит от того, насколько надежное крепление футоксов. Футоксы являются составной частью конструкции шпангоута, который состоит из флортимберса и двух футоксов.

    Флортимберс – это нижняя часть шпангоута, которая предназначена для закрепления к килю. Футоксы – это боковые части шпангоутов, к которым крепятся борта лодки. Места креплений футоксов и флортимберса конструктивно выполнены несколько шире, что увеличивает устойчивость всей конструкции. Особенно это важно для плавсредств, где будут установлены двигатели, которые увеличивают нагрузку на конструкцию в целом и при движении в частности.

    Материал для форштевня

    Форштевень имеет непростую форму, что обусловлено нагрузками, действующими на него в процессе движения лодки. Одним из самых подходящих материалов для его изготовления может послужить дуб, но, в крайнем случае, можно воспользоваться и вязом.

    Повезет, если удастся отыскать отрезок подходящего дерева, имеющего природный изгиб. Если такой возможности нет, то можно изготовить форштевень из отдельных элементов, методом склеивания. Если хочется иметь цельную конструкцию, то нужно взять топор и другие инструменты, и вырубить его согласно форме лодки.

    Конструкция киля

    Киль является самым простым компонентом конструкции лодки, и представляет из себя типичную доску, толщиной 25-30 мм и длиной 3,5 м.

    Статья в тему:  Как измерить мощность лодочного мотора

    Бортовые доски

    Для этого, выбирают здоровые, ровные и без сучков доски, 150 мм в ширину и до 5 м в длину.

    Изготовление транца

    Транец предназначается для крепления лодочного мотора. Доска для транца должна иметь толщину 25 мм. Если используется фанера, то лучше склеить несколько слоев, чтобы в итоге получилась подходящая толщина (20-25 мм). Основание для крепления мотора должно быть жестким, поэтому его толщина не должна быть меньше 20 мм. Если необходимо, то транцевая доска усиливается сверху деревянным бруском. В данном случае, все зависит от способа крепления лодочного мотора.

    Изготовление каркаса лодки

    Каркас собирается в следующей последовательности:

    • устанавливается киль;
    • устанавливаются штевни;
    • размечаются места установки шпангоутов;
    • установка шпангоутов;
    • крепеж шпангоутов, штевней и транца к боковым доскам;
    • проверка правильности установки всех элементов, перед окончательным их креплением;
    • места соединения элементов конструкции желательно обработать водостойким составом или олифой.

    Обшивка лодки фанерой

    Согласно рабочего чертежа, из фанеры вырезаются заготовки для обшивки корпуса лодки.

    • каркас лодки опрокидывается вверх дном;
    • все поверхности киля и шпангоутов обрабатывают наждачной шкуркой и делают их абсолютно ровными;
    • детали дна лодки устанавливают на свое место и закрепляют с помощью степлера, после чего места крепления пробивают гвоздями;
    • бортовые элементы обшивки для начала примеряют, а потом крепят аналогичным образом, как и при креплении днища;
    • при проклейке заготовок, следует обращать внимание на направление волокон внешного слоя фанеры. Они должны располагаться вдоль, а не поперек лодки.

    Работа с клеем

    Работы с клеем направлены на то, чтобы получить прочную конструкцию, а при случае, заполнить им швы или трещины. При работе с фанерой, проклеиваются все места соединения заготовки с килем и шпангоутами. После пробивки гвоздями, клеем заполняют зоны соединения фанеры с несущими элементами, если они не прилегают плотно.

    Для улучшения прочности и ходовых качеств плавсредства, фанерная обшивка обклеивается стеклотканью. Подобная защита деревянной конструкции повышает долговечность лодки. Стеклоткань одинаково распределяется по плоскости обшивки, при этом не желательны складки или появление пузырей, что указывает на плохое качество работы. Ткань клеится от киля, по направлению к бортовым доскам.

    Статья в тему:  Сколько стоит лодка воронеж

    Покраска

    Как только поверхность лодки хорошо просохнет, приступают к следующему этапу – шпаклевке и покраске. Отлично подойдут готовые шпаклевочные смеси на искусственной основе. Красится лодка в два этапа: сначала наносится грунтовочный слой, а затем один или два слоя краски.

    Самодельные лодки из фанеры. От чертежей до спуска на воду

    Решение на постройку маломерного плавсредства, как правило, принимается по разным причинам. Сложность с покупкой новой лодки, ограниченность бюджета, особенность водоема, желание реализовать свою давнюю мечту это немногие из тех причин, что толкают любителей лодочников взяться за карандаш и бумагу и начать чертить проекции своей новой лодки.

    Творческий, увлекательный процесс постройки судна от расчета размеров до окончательной окраски корпуса позволяет не только реализовать потенциал творчества, но и своими руками создать пригодное для различных видов применения судно.

    Как делаются самодельные лодки из фанеры?

    Небольшое, устойчивое, способное поднимать на борт 2-3 человека и одновременно легкое судно, имеющее возможности хождения, как с помощью весел, так и мотора или паруса, вполне возможно, создать и без специальной подготовки, ибо лодки такого класса создать по плечу и новичкам. И именно для таких самоделок, применяющих самые простые инструменты и ограниченных в средствах, самым доступным материалом является фанера.

    Прочный и одновременно легко поддающийся обработке как с помощью электрических, так и ручных инструментов фанера очень широко применяется не только в строительстве маломерных судов, но и вполне солидных морских яхт.

    Инструменты и материалы

    Как ни странно, для самостоятельной постройки лодки самым необходимым условием является правильно подобранное помещение, в котором свободно можно расположить лодку, при этом обязательным условием является наличие вентиляции и при работе в холодную пору года отопления, способного поддерживать комфортную температур для работы и не допускать перепадов температуры воздуха.

    Статья в тему:  Как управлять лодкой в раст

    При изготовлении чертежей понадобятся:

    • чертежные принадлежности:
    • карандаши;
    • резинки;
    • лекала;
    • длинные металлические линейки и большие треугольники;
    • рейсшина;
    • картон и чертежная бумага;
    • клей для бумаги;
    • калькулятор;

    В процессе постройки будут нужны:

    • электрический лобзик;
    • молоток;
    • топор;
    • струбцины (и скорее всего, очень много – как минимум 10 штук);
    • кисти, шпатель металлический, шпатели резиновые;
    • шуруповерт;
    • рубанки ручные или электрорубанок;
    • отвертки;
    • стамески;
    • степлер;
    • пилы ручные и электрическая циркулярная пила;

    В качестве материалов для изготовления рекомендуется:

    • фанера стандартных размеров 1,5м *1,5м;
    • доски – сосновые, дубовые:
    • ткань для оклейки корпуса;
    • шпаклевка для заделывания трещин и стыков листов;
    • специальный водонепроницаемый клей;
    • олифа натуральная или водоотталкивающая пропитка для дерева;
    • краска масляная (в случае если владелец приверженец традиционного способа окраски корпуса) или специальная эмаль для корпусов суден;
    • гвозди, шурупы, саморезы;
    • металлическая полоса, металл для уключин и креплений;

    Параметры будущей лодки

    Оптимальными параметрами для лодки из фанеры толщиной 4-5 мм является:

    1. общая длинна корпуса от носа до транца 4.5 метра;
    2. ширина поверху в самом широком месте корпуса – 1,05 метра;
    3. глубина лодки – 0.4 метра.

    Из чего состоит лодка

    Главным элементом каркаса лодки является киль – основание, на которое крепятся все остальные части корпуса.

    Нос лодки, образуемый форштевнем, крепится с одной стороны, а в корме – ахтерштевень. Это элементы, отвечающие за продольную жесткость конструкции. Они могут быть как из цельного дерева, так и составными – склеенными отдельными частями, и закрепленные гвоздями или шурупами.

    Изгибы корпуса и поперечные формы образуются благодаря шпангоутам – поперечным элементам корпуса, придающим ему дополнительную жесткость. Доски поверху форштевня и ахтерштевня, соединенная со шпангоутами по обеим сторонам образуют борта.

    Полученный таким образом каркас обшивается поверху фанерой.

    Статья в тему:  Лодка как делится

    Внутри лодки делается настил – слань, он, выполняет роль нижней палубы для того, чтобы не становиться на днище лодки.

    Лодки из фанеры под мотор

    Лодки для использования мотора, принципиально не отличаются от тех, которые предназначены под весла или парус. Основное отличие здесь заключается в том, что для крепления двигателя видоизменена корма – у них установлена транцевая доска или транец из многослойной фанеры, способной выдержать крепление двигателя.

    Отдельные более современные лодки могут иметь и другие элементы маломерных судов такого класса – кокпит, палубные стрингеры, боковые стрингеры. Для обеспечения плавучести в таких лодках предусматриваются герметичные ниши для заполнения пеной способные держать лодку на поверхности в случае опрокидывания.

    Составление чертежа

    Составление чертежа фактически самый главный этап постройки судна. В отдельных случаях рекомендуется использовать чертежи, выкладываемые на сайтах и находящиеся в открытом доступе. Но и здесь необходимо проявлять максимальную внимательность и представлять все этапы роботы и составные элементы судна.

    Масштабный чертеж рекомендуется строить на миллиметровой бумаге, такое построение позволит просчитать все детали корпуса.

    Этап построения общего эскиза чертежа можно представить следующим алгоритмом:

    • проводится осевая или диаметральная плоскость, это линия, делящая корпус по длине на две равные части. Поскольку лодка имеет симметричное изображение, то чертеж требует идеальной подгонки всех элементов.
    • диаметральная плоскость (ДП) делится на одинаковые отрезки, это будут места расположения шпангоутов;
    • вычерчивается вертикальная проекция лодки и проекция вид сверху;
    • по поперечным линиям вычерчиваются планы шпангоутов;
    • проверяется согласованность расположения и масштабы всех элементов.
    • Составленный эскиз шпангоутов вычерчивается в масштабе 1:1, чертеж вычерчивать в таком масштабе рекомендуется на жесткой бумаге или картоне, делается это для облегчения переноса на фанеру или дерево.
    • Плавность изгибов рекомендуется производить по отмеченным точкам с помощью металлической линейки, от борта к килю.

    Как переносить изображение с шаблонов на дерево

    После проверки симметричности всех деталей они переносятся на картон. Такой картонный шаблон необходим для облегчения изготовления элементов из дерева. Шаблоны переносятся на дерево с точным соблюдением контуров, при этом не допускается добавление дополнительных припусков и увеличение размеров.

    Статья в тему:  Какие документы нужны чтобы плавать на лодке

    При переносе шаблонов на доски нужно соблюдать порядок расположения волокон, чтобы они как можно меньше шли поперек.

    Процесс изготовления

    Условно процесс изготовления содержит следующие этапы:

    • перенос чертежа на шаблоны;
    • вычерчивание шпангоутов, перенос на дерево;
    • выкладка киля;
    • установка форштевня;
    • крепление шпангоутов;
    • закрепление ахтерштевня или транцевой доски (для моторных лодок).
    • обшивка днища фанерой;
    • обшивка бортов;
    • проклейка стыков листов, стрингеров;
    • шпаклевка, покраска корпуса.

    Корпус лодки

    Остов лодки, его корпус собирается из готовых деталей, при этом сам процесс требует аккуратности подгонки всех элементов как в горизонтальной, так и в вертикальной плоскости.

    Крепление шпангоутов к килю проводится сначала временно, а после окончательной проверки окончательно с таким расчетом, чтобы во время установки обшивки, когда корпус переворачивается килем вверх, все элементы были надежно закреплены.

    Строим внутренний контур футоксов

    Жесткость бортов во много зависит от того насколько прочно закреплены они на футоксах, и как сами футоксы могут обеспечивать жесткость конструкции. Конструктивно, шпангоут лодки состоит их трех основных частей – флортимберса и двух футоксов.

    Флортимберс – часть шпангоута являющаяся основанием для крепления днища и прикрепляемая к килю судна. Футоксы – это боковые части на которые крепятся борта. Место соединения флортимберса и футоксов делается немного шире, от такого решения выигрывает прочность конструкции. Такое решение необходимо, прежде всего для судов, предназначенных для установки двигателя, чтобы обеспечить запас прочности.

    Материал для форштевня

    Сложная форма форштевня должна обеспечивать не только отличную форму, но и прочность, ведь нос судна испытывает дополнительные нагрузки при движении. Лучшим материалом для форштевня является дуб, можно использовать и вяз как очень прочную породу дерева.

    Статья в тему:  Как погрузить лодку на багажник одному

    Наилучшим вариантом может быть элемент имеющий естественный изгиб, но если такового нет, можно использовать и деталь, собранную из нескольких частей, склеенных по продольной оси лодки или поперек. Технология изготовления проста сначала проводится изготовление элемента по форме корпуса, а потом обтачиваются кромки для плотного прилегания бортов.

    Делаем киль

    Киль в такой модели плавательного средства является самой простой конструкцией – это обычная доска толщиной 25-30 мм, длиной 3,5 метра.

    Бортовые доски

    Бортовые доски выбираются ровные, без сучков и мест поражения грибком и гнили, Ширина доски 150 мм, длина 5 метров.

    Транец

    В различных моделях транец делается для крепления мотора. Транцевая доска или транец собирается из доски толщиной 25 мм, или многослойной фанеры, усиленной сверху бруском. Такое усиление позволяет более прочно зажимать струбцину крепления двигателя.

    Каркас лодки

    Последовательность сборки каркаса:

    • выкладка киля;
    • установка штевней;
    • разметка по килю мест установки шпангоутов;
    • установка шпангоутов;
    • соединение шпангоутов, штевней и транца бортовыми досками;
    • проверка геометрии, окончательное закрепление деталей.
    • Места соединения деталей перед креплением рекомендуется обработать водоотталкивающим составом или пропитать олифой.

    Обшивка лодки фанерой

    По вырезанным шаблонам выпиливаются из листов фанеры детали днища и бортов.

    Далее:

    • каркас переворачивают вверх килем;
    • наружные поверхности киля и шпангоутов зачищают, делают поверхность идеально ровной;
    • места соединения киля, шпангоутов, стрингеров промазывают клеем;
    • укладывают детали днища, фиксируют с помощью степлера, а далее пробивают гвоздями;
    • бортовые элементы сначала примеряют, а потом по аналогии с днищем проклеивают и прибивают гвоздями, с таким условием, чтобы не было зазора между полотном днища и бортов.
    • При установке полотен, необходимо следить, чтобы волокна наружного слоя шпона были направлены вдоль корпуса не поперек.

    Клеевые работы

    Клеевые работы, проводимые на разных этапах постройки судна связаны с созданием прочного соединения склеиваемых деталей, заполнения полостей между деталями.

    Для улучшения защиты фанерной обшивки от воздействия воды поверх фанеры приклеивается стеклоткань. Такое решение позволяет существенно продлить ресурс лодки. Ткань равномерно разглаживается по поверхности, при этом не допускается оставление складок ткани и воздушных пузырей. Приклеивание происходит от киля к бортовым доскам.

    Статья в тему:  Но как только я вылез из лодки

    Покраска

    После полного высыхания ткани проводится шпаклевка поверхности и последующая покраска. Для шпаклевки рекомендуются современные готовые шпаклевочные смеси на синтетической основе. Покраска может проходить в два этапа – грунтовка и покраска краской, или покрытие двумя слоями краски.

    Регистрация судна

    Постановка на учет лодки самостоятельной постройки имеет некоторые особенности. При первичной регистрации плавсредства необходимо подать в Госинспекцию по маломерным судам:

    • паспорт;
    • индивидуальный налоговый номер;
    • согласованный и подписанный инспектором Акт первичного технического освидетельствования на судно с заключением о признании судна годным к эксплуатации;
    • чеки на материалы, используемые при постройке;
    • квитанцию об оплате госпошлины за регистрацию;
    • регистрационную карточку;
    • заявление на регистрацию.

    Образцы всех документов с онлайн-калькуляторами расчета суммы платежа можно найти в открытом доступе в интернете.

    Постройка лодки из фанеры для мастера, как правило, не заканчивается простым испытанием лодки на большой воде. Это как показывает практика настолько захватывающий и увлекательный процесс, что после первой постройки обязательно будет и вторая, при этом опыт, полученный при первой постройке в дальнейшем будет не только обогащен новыми приемами и технологиями, но и усовершенствован новыми техническими решениями в конструкции лодки.

    Теперь клюет только у меня!

    Этого карпа поймал с помощью активатора клева. Теперь домой без рыбы никогда не возвращаюсь! Настало время и вам гарантировать свой улов. Лучший активатор клева года! Сделано в Италии.

    Самодельная лодка из фанеры своими руками

    Из-за достаточно высоких цен на лодки, покупка готового изделия заводского стандарта становится затруднительной. К тому же модель, изготовленная согласно государственным стандартам не всегда удовлетворяет потребности потребителя. К примеру, надувные лодки достаточно мобильны и удобны в транспортировке, но велик процент быстрого износа ввиду физических повреждений корпуса. Долгожданная рыбалка или активный отдых на воде может внезапно закончиться из-за малейшего прокола.

    Статья в тему:  Как происходит погружение подводной лодки

    Опытные рыболовы, желающие сберечь накопленные деньги, и получить плавсредство, соответствующее всем требованиям, принимают решение собственноручно сделать лодку из листов фанеры. Лодка из фанеры своими руками достаточно увлекательное дело для рыбаков, желающих творчески проявить свою личность. Кораблестроение начинается с определения величины плавсредства, набросков, которые по ходу доработок становятся мастерски выполненными чертежами.

    Из чего состоит лодка

    В начале конструирования лодки для рыбалки необходимо ознакомиться с терминологией. Итак:

    1. Киль. Основание для крепления всех имеющихся элементов конструкции. Основной элемент корпуса.
    2. Форштевень. Носовая часть лодки.
    3. Ахтерштевень. Противоположная носу сторона плавсредства.
    4. Шпангоуты. Поперечные детали, которые создают необходимую жесткость и плавный контур корпуса.
    5. Слань. Индивидуальный настил, расположенный по дну лодки.
    6. Борта лодки. Борта формируются из досок, которые установлены над форштевнем и ахтерштевнем, объединенные в процессе крепления со шпангоутами.

    Размеры лодки, ее виды и формы

    Поскольку лодками пользовались еще наши предки, в истории сохранились модели, которые и сейчас можно изготовить в домашних условиях. Стандартная фанерная лодка предусмотрена на одного или двух человек с общей массой не более 150 кг. Длина лодки не должна превышать 2,7 м, ширина 1,2 м, а высота бортов на миделе не выше 30 см. масса фанерной лодки около 29 кг.

    Наиболее популярные модели лодок, которые вполне возможно изготовить своими руками:

    • Скиф, или плоскодонка, прекрасно подходит для плавания в тихих водах. Довольно легкая в строительстве и надежна в эксплуатации. Отличительной чертой стала ее легкость – длинную лодку может спокойно унести человек в одиночку.
    • Динги, лодка для плавания в неспокойной воде. Отличается от остальных разновидностей днищем с килем и носовым транец-форшпигелем.
    • Русский тузик, каноэ, лодка-фофан. Модели с ободами двойной кривизны, что характерно выпуском моделей только в промышленных условиях. Для изготовления плавсредства собственными силами стоит отдать предпочтение лодке с ободами одинарной кривизны.
    • Фанерная лодка. В домашних условиях можно построить лодку вместе с мотором, визуально походящую на катер.
    Статья в тему:  Нужен ли номер на лодку пвх

    Особенности изготовления

    Самодельные фанерные модели востребованы как у рыболовов, так и у любителей отдыха на воде. Для создания маломерного плавсредства нужны инструменты, качественные стройматериалы, немножечко усилий и в короткий срок фанерное чудо будет готово.

    Важно отметить, что лодка из фанеры собственными руками, не только экономит средства, но и имеет ряд преимуществ:

    • надежность и длительный срок службы конструкции;
    • маленький вес. Достаточно весомый аргумент при транспортировке и спуске на воду;
    • вместительность лодки до 5 пассажиров.

    Материалы и инструменты

    Наиболее важные технические характеристики конструкции, такие как надежность и долгий срок эксплуатации, непосредственно зависят от выбора строительного материала для ее изготовления. Именно поэтому стоит серьезно подойти к выбору материала. Фанера, используемая для производства корпусной мебели, для конструирования плоскодонки не подойдет. В связи с этим, лучше всего отдать предпочтение таким маркам:

    • БС. Фанера обладает устойчивостью к воде за счет пропитки шпона бакелитовым клеем. Очень высокая стоимость материала.
    • БК. Фанера обладает устойчивостью к влаге за счет пропитки шпона бакелитовым лаком. Стоимость в разы ниже марки БС.
    • ФСФ. Фанера обладает устойчивостью к влаге за счет пропитки на основе фенолформальдегидных смол. Подходит по всем критериям для конструирования лодки.

    Кроме фанеры для создания лодки необходимы:

    • трафарет. Для новичков в этой сфере продаются специальные шаблоны во весь размер плавсредства;
    • брусья и доски;
    • стеклоткань для изоляции швов;
    • яхтный лак или водоэмульсионная краска;
    • эпоксидный клей;
    • проволока медная;
    • шурупы;
    • гвозди.

    Набор инструментов для постройки плавсредства простой:

    • карандаш и рулетка;
    • шпатель;
    • струбцины;
    • рубанок;
    • молоток;
    • электролобзик;
    • шлифмашинка.

    Этапы изготовления

    Рассмотрев все модификации материалов, и приготовив весь инструмент, следует переходить к первому этапу создания самодельной лодки из фанеры.

    Статья в тему:  Но как только я вылез из лодки

    Чертежи лодки и перенос их на материал

    Строительство модели из фанерных листов начинается с грамотно оформленных чертежей. Новичкам можно воспользоваться подсказками всемирной паутины, либо приобрести чертежи в магазине. Чертежи, составленные профессиональными конструкторами на чертежной бумаге, дают возможность подробно изучить все углы конструкции.

    Чертеж в реальный размер модели можно отобразить следующим образом:

    • по центру листа проводится линия, разделяющая чертеж лодки из фанеры на две равные части. Непременным условием составляет симметричность сторон;
    • начерченная линия условно разделяется на четыре равных отрезка для установки шпангоутов;
    • графически отображается вертикальное изображение и вид модели сверху;
    • по нанесенным диаметральным линиям вырисовывают формы шпангоутов;
    • для контроля точности чертежа сверяются основные параметры всех фракций в заданном масштабе;
    • на плотной бумаге вырисовывается в масштабе 1:1 форма шпангоутов;
    • пользуясь лекалами и длинной линейкой, прорисовывают гибкие линии модели;
    • составленный набросок складывают вдоль горизонтальной линии и сверяют на точность начерченных деталей. Обе части рисунка должны быть идентичны друг другу.

    Чертеж перемещают на картон после детальной сверки. Жесткая бумага облегчает процесс перенесения на фанеру чертежа. Изображение переносится на фанеру с учетом всех соблюдаемых масштабов, в соответствии с тем, как оно нарисовано. Увеличение или уменьшение размеров категорически недопустимо. Важно при копировании зарисовок на фанеру принимать во внимание направление волокон древесины. На этом этапе это зависит от конструкции элементов модели, так как слои фанеры расположены таким образом, что волокна каждого последующего слоя располагаются перпендикулярно предыдущего слоя.

    Сборка корпуса модели плавсредства

    Раскройка деталей для самодельной конструкции трудностей не вызывает. Для распила деталей потребуется электролобзик. Очень важно распиливать детали электролобзиком, так как другой инструмент может оставить кривую линию среза, и детали останутся в сколах.

    После распила всех элементов необходимо отшлифовать все составляющие конструкции и просверлить в них отверстия для сшивания корпуса. Отверстия следует просверлить с равным расстоянием в 100 мм для сохранения эстетичности внешнего вида. Сшивать днище конструкции следует капроновой нитью, так как капроновая нить достаточно прочная, не поддается гниению, после пропитки эпоксидной смолой выступает в роли армирующего элемента.

    Статья в тему:  Что сейчас с подводной лодкой курск

    Обработка швов клеем и установка дополнительных элементов

    Последующие работы сводятся к небольшому алгоритму:

    1. по краю кормы и транца необходимо высверлить отверстия;
    2. прикрепить транец ко дну;
    3. из двух одинаковых частей необходимо выпилить детали для борта принимая во внимание наклон транца;
    4. по краям бортов и скулы днища следует просверлить отверстия с равным расстоянием в 150 мм;
    5. на этапе скручивания деталей стоит учитывать, что борта, установленные на днище, должны быть примотаны скрученными концами наружу. Транец расположен между бортами;
    6. прикрепить к готовой конструкции сидения и шпангоут;
    7. отступив 300 мм от сидений, выпиливаются проемы под уключины. Это место следует укрепить брусками;
    8. после выполненных работ все стыки деталей проклеиваются тремя слоями стекловолокна и смазываются эпоксидным клеем. Перед оклейкой откусываются все наружные скрепки.
    9. после полного высыхания клея на стыках швов, вклеивают банку и перегородку;
    10. во все пустые отверстия, оставшиеся после временного крепления, эпоксидной смолой вклеивают деревянные нагеля;
    11. таким же образом склеивают наружные швы;
    12. чтобы уберечь дно от механических повреждений, следует приделать к нему киль и наружные стрингеры.

    Финишная отделка плавсредства

    После всех проведенных манипуляций остается завершающий этап отделочных работ по корпусу.

    Последовательность финишной обработки готовой конструкции:

    1. Зашкуривание наждачной бумагой все неровные фрагменты эпоксидной смолы;
    2. Влагостойкой шпатлевкой выравниваются все полученные в процессе стройки изъяны;
    3. Готовую конструкцию покрывают лаком или влагоустойчивой краской в несколько слоев;
    4. Приобретение весел или изготовление их своими руками.

    Для предупреждения гниения лодки с течением времени, не обойтись без проведения профилактических обработок по всему корпусу. При постоянном уходе и бережном использовании самодельная лодка из фанеры прослужит длительное время.

    голоса
    Рейтинг статьи
    Ссылка на основную публикацию
    Статьи c упоминанием слов: