4 просмотров

Как построить лодку гулянку

Замена стационарного мотора на подвесной на водоизмещающем судне

Врунгель

Новичок
  • 22.01.2013
  • #1
  • Мюнхаузен

    Старожил форума
    • 22.01.2013
  • #2
  • Re: Подвесной мотор на лодку-гулянку 12метров

    Врунгель

    Новичок
    • 22.01.2013
  • #3
  • Re: Подвесной мотор на лодку-гулянку 12метров

    меркурий 30 л.с. короткая нога,08г.в.2х тк

    Врунгель

    Новичок
    • 22.01.2013
  • #4
  • Транец на гулянку под плм

    подскажите как сделать лучше транец,естьли какме нибудь ссылки

    timofey

    Старожил форума
    • 22.01.2013
  • #5
  • Re: Транец на гулянку под плм

    timofey

    Старожил форума
    • 23.01.2013
  • #6
  • Re: Транец на гулянку под плм

    Видел несколько гулянок переделанных под плм на одной батюшка ходит в рясе да и гулянка у них чуть ли не с купалами эт я конечно перегнул, но в своеобразном церковном стиле построена, на другой Саша бывший военный подводник, не помню какие моторы у их но по моему не больше 15 л/с и достаточно резво бегают, не разглядывал как они там всё сделали усиливали корму или нет не скажу, у обоих гулянок корма срезана под транец, или уже так сделана была, у Саши мотор на корме огорожен металлической конструкцией как я понял защита мотора так на всякий случай, одна знаю где стоит Сашин телефон то же где то был, с ними вам бы пообщаться может что дельное подскажет эксплуатируют гулянки с ПМЛ уже несколько лет

    Статья в тему:  Сколько стоит мотор ямаха 115

    Врунгель

    Новичок
    • 24.01.2013
  • #7
  • Re: Транец на гулянку под плм

    спасибо большое а можно телефон этого человека,проконсультироваться у него,сегодня поеду сфотогрофирую гулянку скину фотки

    Вложения

    Врунгель

    Новичок
    • 24.01.2013
  • #8
  • Re: Транец на гулянку под плм

    вот в интернете увидели пример этого транца

    ХОВЕРКРАФТ

    Коллега
    • 26.01.2013
  • #9
  • Re: Подвесной мотор на лодку-гулянку 12метров

    Здравствуйте! давно читаю форум, очень приятно читать мнение знающих авторитетных капитанов. но писать не решался, но здесь отвечу.
    я с 2007 года эксперементирую
    Купил и переоборудовал шлюпку под ПЛМ, но как выяснилось изготовление кронштейна и пр.оказались мелочью по сравнению с проблемой стабилизировать ватерлинию под избыточную мощность.
    И для гулянки я думаю эта проблема то же будет актуальна.
    Я думаю 30 ка с упорной плитой позволит вывести ее на переходной режим 18-20 км

    Как построить лодку гулянку

    «Странное чувство – как будто мы опоздали. Опоздали совсем на чуть-чуть. Вчера еще все было. а сегодня – нет. » – потом, уже после экспедиции, напишет капитан Чиркин в своем дневнике. По берегам реки только остовы деревянных лодок-гулянок и проросшая сквозь них трава. Волгари с настороженностью встречают любые расспросы. В семьях – только фотографии и воспоминания о мастерах-лодочниках, которыми были деды и прадеды. Целый пласт волжской жизни оказался вычеркнут, забыт, никому не нужен. В краеведческих музеях Поволжья – скалки, прялки, ухваты и чугунки. И ничего о мастерах-лодочниках.

    Статья в тему:  Как нарисовать рыбацкую лодку

    По берегам рек – и только там – осталась память о том, как жили волжские деревни до того, как пришли плотины и большая вода. О том, как по реке ходили огромные беляны, груженные лесом, и плоты. Как лес покупали с плотов, как строили лодки-гулянки. Как Волга жила, дышала, кормила своих людей.

    Во всем, как обычно, виноват шаман Сорокин. Вообще-то Игорь музейщик, но всем в Саратове известно, что он настоящий шаман. В начале нулевых поднял из праха и забвения дом художника Павла Кузнецова. Сейчас взялся за почти непосильное дело: вытаскивать из руин дом, в котором жил учитель Кузнецова, художник Гектор Баракки.

    История с гулянкой началась со смешного. Несколько лет назад Игорь поехал в Тольятти, где собирались музейщики со всего Поволжья – от Ярославля до Астрахани. Обсуждали музей Волги. И тут он возьми и скажи: «У меня уперли гулянку». И все вытаращились на Сорокина – не поехал ли он часом? Как можно украсть гулянку? Никто не понял, что Игорь говорил о лодке.

    Игорь Сорокин, вдохновитель проекта

    Искусствовед, известный саратовский музейщик, первый директор музея «Дом Павла Кузнецова» (1989—2007). Четырежды его проекты выигрывали гранты фонда Потанина «Меняющийся музей в меняющемся мире»: «Музейная долина», «Саратовское озеро: сакральная география», «Атлас Рима: руководство саратовскому водохлебу» и «Саратовская крепость: рассредоточенный музей истории города».

    Руководитель АНО Культурный центр «Дом Гектора Баракки».

    Статья в тему:  Как найти украденный лодочный мотор

    – Я никогда и в голову не брал, что гулянка – это местная лодка, – рассказывает он. – Рядом с музеем Павла Кузнецова лежала старая гулянка. Мы ее приспособили под разные наши акции. С детьми устраивали гулянку в гулянке. А потом ее украли.

    Там же, в Тольятти, Сорокин и выяснил, что никто из волжан не знает о такой лодке.

    Стали спрашивать. Выяснили, что «ареал обитания» гулянки примерно от Хвалынска до Камышина. Так родилась идея: найти лодки, найти мастеров, изучить и построить такую же, деревянную, самим. Вернуть лодку. Когда зашли в эту историю «по горло», поняли, что найти «деревяшку» задача непосильная. Но за каждой лодкой, когда-то ходившей по Волге, стоит история человека – мастера, рыбака.

    – Гулянка эта – она не сама по себе возникла, – объясняет Сорокин. – Мотор поставили в уже существующую рыбацкую лодку.

    – Сначала отсек просто технологически держал два борта, – вторит Сорокину музейщик Александр Капернаумов. – Потом его превратили в широкую лавку, потом приделали дверцы. Получился садок для пойманной рыбы. А уже когда появились моторы, в него их и стали устанавливать. Каюта появилась позже.

    Александр Капернаумов, участник проекта

    Художник, искусствовед, сотрудник Энгельсской картинной галереи. Работал вместе с Игорем Сорокиным в проектах «Саратовское озеро: сакральная география» и «Атлас Рима: руководство саратовскому водохлебу».

    Алексей Чиркин, руководитель проекта

    Статья в тему:  Как повесить мотор на резиновую лодку

    Яхтенный капитан, инструктор, судостроитель, инженер-механик. Участник проекта «Поморский карбас» (в команде «строителей»).

    – Все лето мы работали как раз на этой лодке, которая пришла к нам из 19-го столетия, – вспоминает он. – Деревянная, смоленая, ровно с этим мотором, что стоит здесь в коридоре.

    Мотор «Николай Николаевич» – Л6, 1953 года выпуска, довольно долго квартировал в штабе культурного центра «Дом Гектора Баракки». Имя свое он получил за старческий, скрипучий голос. По задумке, движок этот должен был встать на новую лодку, которую построят участники экспедиции.

    Когда концепция – использовать лодку как метод исследования жизни волгарей – обрела свой окончательный вид, появились и деньги на воплощение мечты. Заявку на грант от Культурного центра «Дом Гектора Баракки» одобрил Российский Фонд культуры в рамках конкурса «Гений места. Новое краеведение». И проект «Исследование гулянки» получил полтора миллиона рублей при условии, что еще полмиллиона участники где-то найдут сами.

    В саратовском фейсбуке забулькало: кудаааа такие деньги? поиск гнилушек на островаааах – это не краеведение! лучше бы потратили на… – и тут каждый желающий мог подставить свой вариант.

    Парни только плечами пожали. Полтора миллиона – сумма весьма скромная для решения тех задач, которые поставили для себя организаторы проекта. Организовать экспедицию, чтобы обойти 800 километров волжских берегов, собрать истории, снять кино, построить лодку, – все это стоит намного, намного дороже.

    Собака лает, караван идет. И караван пошел.

    Статья в тему:  Как подготовить лодку к покраске

    В августе в три парусные лодки загрузили вещи, еду, бензин – и полтора десятка исследователей отправились собирать истории. Среди прочих в составе экспедиции были студенты Московской школы нового кино. Группой операторов руководил ведущий преподаватель лаборатории режиссуры монтажа МШНК Илья Томашевич.

    С выбором киношников исследователи не ошиблись: Илья свой, саратовский. Он понимает местность.

    – Я на берег специально не ходил, – говорит капитан. – Я хотел, чтобы эти места, которые я знаю довольно давно – якобы знаю, – увидели другие люди.

    – Ее прямо при нас спустили на воду и отплыли то ли на рыбалку, то ли за грибами на острова, – рассказывает Томашевич. – Лодка была просто супер! Та самая, безо всяких наворотов. Мастер, который ее сделал, уже, к сожалению, умер.

    В том же Рыбном прямо на горке обнаружился памятник гулянке. У этой лодки, которая, как на руках, лежит на металлических опорах, своя история. Она появилась на свет в руках мастера-лодочника Александра Лопатина в 1974 году. Он сделал ее по заказу своего односельчанина Александра Алексеевнина. В 82-м мастер умер, а лодка ходила до 2014 года уже у другого хозяина. Даже побывала в аварии, после которой ей заменили некоторые детали. В 2019-м отбыла на вечную стоянку – в виде памятника, который соорудил Сергей Рябухин, хозяин той самой лодки, что «ушла за грибами».

    – В память отцов, – сказал он.

    Статья в тему:  Как делают алюминиевые лодки

    Еще двух лодочников экспедиция встретила в Терсе, небольшой деревеньке на отшибе. Владимир Ежов, по профессии столяр, свою лодку сделал четыре года назад, сам. Прежнюю, что ходила 20 лет, делал еще под руководством отца. И Николай Суханов – его гулянка уже свое отслужила. А была необычная – сделана из ветлы. Ветла – нетипичный материал для строительства лодок. В целом даже и не очень-то пригодный.

    – Не стало леса, – объясняет Илья. – Дело не только в том, что пришел металл. Плоты-лесовозы, которые возили лес с верховьев Волги до Астрахани, исчезли. С этих плотов где за бутылку, где за копейку деревенские мужики брали строительный лес, пригодный для лодок. Эта культура ушла, постепенно все иссякло. У нас пригодного для строительства лодок леса нет. В итоге металл заменил дерево. И вот мы находим лодку, которая от безысходности сделана из ветлы.

    Лодка «Татьяна» – живая, прям хоть сейчас на воду, но много лет простоявшая под навесом в яблоневом саду Ивана Павловича – нашлась в Ахмате.

    – Вниз по течению было много мифологии, – делится впечатлениями Илья Томашевич. – Там совершенно другие люди, другая обстановка, материал совершенно другой, чем вверх по Волге. Большие деревни – Синенькие, Золотое, Нижняя Банновка. Там мы встретили мужика, которому сто лет от роду. Он рассказывал, как в тридцатых годах прошлого века пацанва засмеяла какого-то деда, который шел по улице, неся с рыбалки всего две рыбки. «Да я что, – ухмылялся тот в ответ, – меня бабушка попросит, я пойду и еще поймаю». Рыбы было – море!

    Статья в тему:  Как правильно подключить тахометр к лодочному мотору

    Еще один старый рыбак когда-то строил лодки, а потом ему кто-то купил краски, и он начал писать – и лодки, и всю эту береговую волжскую жизнь.

    А потом они пришли в Ахмат. Не совсем заброшенное село, но все равно пустоватое. Мало деревенских, обилие дачников. Старый, полуразвалившийся храм. Потрясающий ландшафт и необыкновенной красоты виды.

    Дом Ивана Павловича Шарова нашли по подсказке местных жителей. Стучались к старику долго. Чуть было не ушли. Но он успел. Вышел, оглядел исследователей строгим взглядом – чего вам?

    Те бросились объяснять. Слово за слово, Иван Павлович оттаял, заговорил. Углядел интерес к гулянкам, подарил рыбачьи снасти. А потом возьми да и скажи: «А у меня тут во дворе гулянка стоит».

    Ивану Павловичу уже за девяносто. Он родился в Ахмате. В первый послевоенный призыв ушел в армию – попал на Дальний Восток, на военно-морскую службу. Как отслужил, поступил в Макаровку (Тихоокеанское высшее военно-морское училище им. Макарова), но, закончив, вернулся обратно в село – понял, что в плане карьеры ему на службе ничего не светит. А дома, где он с 14 лет был рыбаком, он нашел себе место.

    Лодок у Ивана Павловича было много. Эту, последнюю, он то ли сделал сам, то ли заказал у мастера (история умалчивает) в 1974 году. Ходил на ней тридцать лет и три года. Хотел подарить ее внуку. Но парень погиб в нелепой аварии. Так двадцать лет эта лодка и простояла под навесом, дожидаясь исследователей. Сохранилась она потому, что хозяин никогда не смолил ее продуктами нефтеперегонки. Только дегтярное древесное масло.

    Статья в тему:  Как найти скорость лодки относительно берега

    «Иван Палыч кряхтел-кряхтел, потом махнул рукой: «А, шут с вами, забирайте, черти!». Купили! Когда лодка, поднятая краном, поплыла по воздуху, Палыч незаметно смахнул слезу и прерывисто задышал…» – напишет потом в своем дневнике капитан.

    Как сделать лодку гулянку своими руками

    Лодка «Гулянка»

    История возникновения лодок

    Название возникло в советский период, в первой половине XX века, в Саратовской области, для обозначения типа самодельных лодок больших размеров (как правило, 6—12 метров в длину и 2—3 метра в ширину), изготавливавшихся из дерева в прибрежных деревнях.

    В 70-х годах на Саратовском судоремонтном заводе был разработан отдельный проект подобного судна, и на протяжении нескольких лет гулянки выполнялись заводом на заказ из металла. Лодки, изготовленные на заводе, отличались красотой и удобством, большой и светлой каютой, просторной палубой, исключительной прочностью, но имели существенную недоработку: мидель (широчайшая часть судна) был смещён ближе к носу, потому при установке более тяжёлого и мощного двигателя корма проседала и тащила за собой воду, существенно ограничивая ход. Из-за этого приходилось уделять особое внимание распределению веса при загрузке судна. По своим ходовым качествам и «грации» на воде эти суда уступали некоторым деревянным, изготовленным высококвалифицированными мастерами из поволжских деревень.

    В настоящее время гулянки почти не производятся.

    Фотографии лодок «Гулянок»

    Особенности конструкции лодки

    Это на редкость удачный по конструкции тип маломерного водоизмещающего судна, обладающий отличными мореходными качествами, удобством, простотой и надёжностью в эксплуатации.

    Статья в тему:  Сколько стоит лодка терхи

    Гулянки изготовляются как из дерева, так и из металла. Классическая гулянка выполнялась из дерева. Киль, форштевень, ахтерштевень, шпангоуты изготавливались из дуба, причём киль обивался снизу металлом толщиной 2-3 мм. Обшивка состояла из специально отобранных досок хвойных смолистых пород толщиной 30 мм и крепилась к остову медными или стальными гвоздями. Металлические суда имели сварную конструкцию и весь корпус выполнялся из холоднокатаной стали, слабо подвергающейся коррозии. Очень редко применялись нержавеющие стали, так как у таких марок металлов велик удельный вес и высока стоимость. Толщина стальной обшивки в среднем 2,5 мм. Двигатель располагается в специальном закрывающемся отсеке (рундуке), в котором также находятся топливные баки, хранятся инструменты, запчасти и всё необходимое для технического обслуживания судна.

    На гулянку обычно устанавливался простейший, надёжный и долговечный стационарный двигатель типа Л-6, Л12, используемый на генераторных установках, или автомобильный, встречались и дизельные типа 2-Ч, 4-Ч, или тракторный. Охлаждение осуществлялось забортной водой, поступающей в двигатель при помощи ловушки (самотёком), или при помощи помпы двигателя; вода выбрасывалась обратно в реку вместе с выхлопными газами через выхлопную трубу. Позади двигателя, на корме, располагается рулевой отсек, с возвышенности которого рулевой без труда мог обозревать акваторию при управлении судном. В середине (на миделе) находится открытый пассажирский отсек (кокпит) с боковыми деревянными лавками на 8—10 посадочных мест. Каждая лодка обязательно укомплектовывалась багром и длинными деревянными вёслами с противовесом.

    Статья в тему:  Сколько весит лодка пелла

    Большинство гулянок имеют каюты в носовом отсеке на 3—5 спальных мест. Однако существует и бескаютный вариант, что значительно увеличивает количество посадочных мест в кокпите: такие лодки применяются для перевозки пассажиров.

    Преимущества лодки

    Гулянка способна принять на борт до нескольких тонн груза, является удобным типом судна для отдыха, рыбалки, охоты, путешествий, перевозки людей и грузов. Скорость такого судна составляет в среднем 15—22 км/ч.

    При установке маломощного двигателя, например Л-6 (6 л.с.), средняя восьмиметровая гулянка с хорошими обводами и грамотно подобранным винтом передвигается по воде со скоростью 14-15 км/ч с расходом топлива 12-15 литров за летний световой день при почти постоянной работе двигателя. Невысокая конструкция судна избавляет его от излишней парусности и позволяет без труда двигаться на маломощном двигателе против сильного ветра в значительный шторм. К положительным качествам гулянки можно также отнести длинный по протяжённости свободный выбег (движение по инерции при выключенном двигателе), до нескольких сот метров на гладкой воде. Также, тяжёлое, объёмное судно уверенно справляется с большой встречной волной.

    Следует особо отметить то, что некоторые удачно спроектированные средние суда такого типа способны преодолевать воду глубиной всего 15—20 см.

    Аварии на подобных судах случаются крайне редко. Мощный форштевень и остов, обтянутый прочной обшивкой, позволяют многотонной лодке на полном ходу «втыкаться» в каменистый берег без всяких последствий.

    Статья в тему:  Как подготовить лодку к покраске

    Недостатки лодки

    К отрицательным качествам можно отнести недостаточную остойчивость судна — «валкость» при перемещении экипажа по палубе и с борта на борт. Причиной тому являются овальные борта, резко расширяющиеся от ватерлинии к бархоуту (привальному брусу). Но такая конструкция и тяжёлый, толстый киль не позволяют судну перевернуться даже при значительной перегрузке. Существенным «врагом» для гулянки является боковая волна, которая изрядно раскачивает судно, доставляя неприятные ощущения пассажирам.

    Ещё одним недостатком конструкции является то, что каютные металлические лодки из-за недостатка площади не снабжены плавбаками и в случае серьёзной аварии (большой пробоины) уходят на дно. Однако в целях безопасности судно снабжается спасательными средствами (спасательные пояса, нагрудники, круги). На металлических лодках открытого типа (без кают) плавбак занимает значительную часть носового отсека и одновременно является палубой. Деревянные лодки не тонут сами по себе, но тоже имеют закрытый носовой отсек с палубой на уровне борта, сооружённый для жёсткости корпуса и применяемый для хранения вещей и перевозки лёгкого малогабаритного груза.

    Обслуживание лодки

    Срок службы добротно выполненной лодки, как деревянной, так и металлической, в пресных водах при надлежащем уходе составляет 25-35 лет.

    На протяжении сезона навигации гулянка не требует особого ухода и хранится на плаву, при глубине не менее одного-двух метров, на канатных растяжках или якорях. Осенью тяжёлое судно вытаскивают на берег на специальной тележке или волоком, при помощи трактора. В исключительных случаях особо прочные большие металлические лодки оставляют на воде в зиму, соорудив вокруг бревенчатый пояс, чтобы защитить их от раздавливания льдом. Весной, перед спуском на воду, необходимо провести профилактические работы (обдирку и покраску днища, ревизию механизмов и т. п.). Обычно, деревянные суда требуют более тщательной и долговременной подготовки к спуску на воду.

    Статья в тему:  Сколько стоит лодка терхи

    Лодки типа «Гулянка» на видео

    Лодка «Гулянка» – обзор и характеристики судна

    Нет однозначного понятия о лодке «Гулянка», так как это собирательное представление о самодельных плавательных средствах, изготовленных на основании гребных рыбацких суден. Уже в 70-х годах на Саратовском заводе взяли чертежи лодки «Гулянка» за основу моторных лодок. Преимущественно лодка начала использоваться в промышленном рыболовном деле и пользуется спросом у групп рыбаков, предпочитающих длительные выезды на рыбалку. Лодка совмещает: грузоподъёмность, остойчивость и комфорт, но теряет ходовые качества, на глиссирование не выходит.

    Общее описание лодки Гулянка

    Моторная лодка «Гулянка» может изготавливаться как на металлическом, так и деревянном основании. Изначально в её основе использовалось исключительно дерево. В основе базовых элементов: ахтер- и форштевней, шпангоутов использовался дуб. Чтобы повысить прочность киля и предотвратить раскалывание древесины снизу набивался листовой металл 2-3 мм.

    В качестве обшивки использовались хвойные доски, наилучшими считались породы хвои с большим содержанием смолистых веществ. В основе лежали доски толщиной 30 мм. Для крепления досок к остову использовались устойчивые к коррозии гвозди, в основном медные.

    Как на металлическом, так и деревянном основании может изготавливаться моторная лодка «Гулянка»

    Модели, изготовленные из металла, соединялись посредством сваривания листов холоднокатаной стали. Выбор материала падал на разновидности металла с минимальными коррозирующими свойствами. Лучшими моделями оказались нержавеющие лодки. Средняя толщина металла – 2,5 мм.

    Статья в тему:  Сколько весит лодка пелла

    Изначально на лодке ходили под вёслами, а несколько позже начали ставить стационарный двигатель. Модели с мотором все равно не способны набирать большую скорость, их удел – движение в водоизмещающем режиме. Обычно в комплектации судна имеется специальный отсек, куда устанавливается двигатель и топливные баки. В качестве основного движителя обычно устанавливался простой, но долговечный двигатель: Л-6 или Л12 (брали их с генераторных установок). Некоторые мастера устанавливали автомобильные и тракторные моторы: 2-Ч, 4-Ч и т. п.

    Чтобы решить проблему нагревания моторов использовался насос, подающий забортную воду в двигатель. Встречаются варианты, в которых вода текла к двигателю самотёком. Выхлопная труба выпускала обратно в реку отработанные газы вперемешку с водой. Сзади двигателя на палубе размещалось рулевое управление, водитель находился на возвышенности и мог обозревать всю прилегающую область.

    С учётом того, что лодки предназначаются для длительного пребывания на борту, практически всегда в комплекте присутствует тент, размещающийся у бортов или рядом с моторным отсеком. Металлические лодки «Гулянка» оснащаются рубкой с каютой на 3-5 человек. Бескаютные модели позволяют разместиться до 15-20 пассажирам.

    При установке тента на борту с лёгкостью размещаются на ночь компании до 6 человек. Посередине лодки в кокпите на деревянных лавках могут размещаться 8-10 человек. В обязательном порядке лодка комплектуется удлинёнными вёслами из дерева и багром.

    История создания лодки

    Достоверно не известно, но скорее всего лодка «Гулянка» – это исключительно советская разработка, которая получила своё название в 20-40-х годах ХХ века. Наименование было необходимо для обозначения различных лодок и идентификации суден длиной 6-12 м и шириной 2-3 м во время изготовления в прибрежных деревнях.

    Статья в тему:  Как найти скорость лодки относительно берега

    Нержавеющие лодки оказались лучшими моделями

    Полноценный проект появился позже, уже в 70-х годах. Саратовский завод некоторое время выпускал лодку «Гулянка» под заказ, хотя в серийное производство она не попала. На предприятии изготавливались металлические модели. Заводские модификации оказались красивыми, удобными, имели вместительную и светлую каюту с широкой палубой. Лодка оказалась исключительно прочной и приспособленной для транспортировки большого груза.

    Недостатком заводской модели стала возможность легко идти по волне исключительно с лёгким, маломощным двигателем. В случае установки мощного и тяжёлого мотора, корма просаживалась и появлялось лишнее сопротивление воды. Причина негативного фактора – смещение широчайшей части лодки в сторону носовой части. Единственным способом комфортного перемещения являлось правильное распределение веса. По ходовым характеристикам часть самодельных лодок оказывалась лучше, чем заводские модели.

    Сегодня снова изготавливаются лодки «Гулянки», которые получают распространение на Поволжье, преимущественно нижней и средней части.

    Преимущества и недостатки

    К достоинствам модели причисляются:

    Гулянка: полвека спустя

    Слово найдено

    Вдохновителем этого путешествия стал человек, неутомимо продвигающий культуру, создатель музея художника Павла Кузнецова и вообще особая для Саратова персона – Игорь Сорокин.

    Именно ему принадлежит открытие любопытного факта: оказывается, на участке Волги примерно от Хвалынска до Камышина речные лодки местные жители называют “гулянки”. В Саратовской области так прозвали обычную рыбацкую лодку с закрывающимся отсеком-коробом для мотора посредине.

    Статья в тему:  Как нарисовать рыбацкую лодку

    Рядом с музеем Павла Кузнецова на улице долго стояла такая старая лодка, возле нее фотографировались посетители, устраивали игры для детей. А потом лодку украли. Вскоре после этого Игорь Сорокин поехал на сбор музейщиков со всего Поволжья в Тольятти и там поделился своей бедой: “А у меня гулянку украли. ” И не сразу сообразил, что никто не понимает, как это “гулянку” можно украсть.

    Почему прозвали так речную лодку, можно только догадываться. При этом общий смысл слова очевиден: на Волге есть где разгуляться и на чем гулять по этим бескрайним речным просторам, как не на лодке, может, отсюда и “гулянка”?

    Как рассказывает Игорь Сорокин, в волжских селах такие лодки использовали не только для рыбалки, но и для всяких других хозяйственных нужд. С пойменных заливных лугов на островах на них перевозили целые стога сена, с мельницы из соседнего села везли мешки с мукой, переправляли скотину, даже коров.

    Многие десятилетия, а скорее сотни лет, лодки-гулянки были частью образа жизни волжан, теперь безвозвратно ушедшего. В поиски за приметами прошлого и отправилась экспедиция.

    Из одного бревна

    Путешественники сначала прошли двести километров выше по течению от областного центра, потом спустились ниже Саратова еще на 200 километров. Во время этого пути участники экспедиции услышали и записали много рассказов о лодках, о том, как их строили, и обнаружили всего . две целые деревянные гулянки. На одной лодке до сих пор плавает житель села Рыбное, еще одна лодка стояла в саду возле дома в селе Ахмат. 90-летний рыбак Иван Павлович Шаров, который сберег эту лодку, после раздумий согласился продать ее. Теперь гулянка украшает на улице Соляной двор дома-музея художника Гектора Баракки.

    Статья в тему:  Как найти украденный лодочный мотор

    Как рассказывает руководитель экспедиции, яхтенный капитан, участник архангельского Клуба “Морские практики” Алексей Чиркин, в прежние времена деревянные лодки на Волге делали из некалиброванного северного леса, который сплавлялся плотами. На постройку гулянки шло одно сосновое бревно – хлыст длиной 9-12 метров. Бревно распускали на доски. Однако кормовая и хвостовая часть лодки, так называемые штевни, делались из дубовых кривуш, или кривуль – в селах их называли по-разному. Причем дуб использовался местный, саратовский.

    Лодку строили обычно два человека – мастер и помощник, в роли которого чаще всего выступал будущий хозяин лодки.

    В волжских селах лодки отличались по величине, где Волга шире, там лодки делали больше. Например, у села Воскресенское длина лодок составляла около 7,5 метра, а ниже по течению, где Волга разливается у села Ахмат, гулянки делали девяти с половиной, а то и десяти метров.

    История деревянных гулянок закончилась, когда в 50-е годы прошлого века Волгу перегородили плотинами гидроэлектростанций и стало понятно, что плоты по ней гонять больше не будут. Распиленные по шесть метров бревна, которые стали возить на баржах, для строительства лодок не подходили. Однако тут же нашелся другой материал.

    Сохранив выверенный веками тип обводов корпуса, форму подводной части и борта, умельцы стали делать гулянки из металла. Такие лодки ходят по Волге до сих пор.

    Статья в тему:  Как правильно подключить тахометр к лодочному мотору

    – Да в железке, конечно, летом жарко, а зимой холодно, она ржавеет, но она неприхотливая. С другой стороны, люди нам рассказывали, что деревянные лодки раньше служили по тридцать и больше лет. Я хожу по морям и знаю, что есть сейчас деревянные крупные суда, которые старше 150 лет, точно также их ремонтируют. Если ты ухаживаешь за вещью, она служит долго, – говорит Алексей Чиркин.

    Выучиться заново

    Экспедиция по волжским селам закончилась строительством новой лодки-гулянки по технологиям, не применявшимся уже более полувека. Лодку делали Алексей Чиркин и его сестра Ирина, по основной профессии преподаватель математики.

    – У меня уже был опыт строительства деревянных лодок, и я знал, что волжские мастера делали гулянку за две недели, а у меня же свой станочный парк и электричество, чего у них не было, поэтому рассчитывал уложиться недели в три, в крайнем случае за месяц, но и за полтора месяца не получилось управиться. Одно дело знания, а другое – умение и навыки, набитые глаз и рука. Многое пришлось открывать заново, – рассказывает мастер.

    Да и не все старинные технологии и материалы, как выяснилось, годятся в наше время. Например, сегодня трудно найти хорошую древесину, даже в богатых когда-то корабельными лесами северных краях.

    Недавно для другого историко-судостроительного проекта “Поморская шхуна”, в котором участвует Алексей Чиркин, он ездил искать корабельный лес на Онежский полуостров.

    Статья в тему:  Как повесить мотор на резиновую лодку

    – Выбираешь сосну подходящего диаметра, но, когда спиливаешь ее, становится видно, что по центру проходит чуть заметная полоска гнили, такое дерево уже не годится. Получается, срок жизни у деревьев сокращается, почему это происходит, нужно спрашивать ученых, – рассказывает Алексей.

    Поэтому сейчас деревянные корабли делают чаще всего из клееной древесины, она получается тяжелей обычного дерева, но зато у нее выше прочностные характеристики. Из такой сосны сделали и новую гулянку.

    Зато на лодке будет установлен аутентичный двигатель. Двигатель серии Л общехозяйственного назначения использовался для генераторов на кинопередвижках, на мотопомпах, и на лодки его ставили. Сконструировали этот мотор еще до войны и выпускали на заводе в Ульяновске до середины 60-х годов прошлого века. Для своей лодки Алексей отыскал целых два двигателя: Л-6 и Л-3. Цифра обозначает количество лошадиных сил.

    – Но первый из них весит 97 килограммов, и для лодки, которая у нас получилась слишком легкой – видимо, сказалось мое гоночное прошлое – оказался чересчур тяжелым, – говорит Алексей.

    Весной судостроители собираются возобновить работы, осталось проклеить швы лодки, и затем ее можно будет спускать на воду.

    Зачем лодка Саратову

    Наверное, кто-то, прочитав это, скажет: зачем нужно восстанавливать полузабытую деревянную лодку? Алексей Чиркин считает, что очень даже нужно.

    В недавнем прошлом главный смысл существования всех городов на Волге был в реке, которая являлась для них самой большой дорогой. Но сегодня память об этом почти утрачена. Это видно и по отношению к Волге людей, и по городской застройке, когда речные берега закрывают, застраивают высотными домами.

    Статья в тему:  Как делают алюминиевые лодки

    Когда-то на Волге работало множество судов, но сейчас от этого транспорта не осталось ничего. Все колесные пароходы сожжены, утоплены, порезаны.

    Алексей Чиркин рассказывает, как его в свое время поразил небольшой бретонский городок Дуарнен, где в устье реки разместился огромный корабельный музей под открытым небом. Причем музей живой, здесь же швартуются частные яхты.

    Почему же мы не ценим своего прошлого, не стараемся сберечь?

    Алексей Чиркин, Игорь Сорокин и их друзья мечтают о создании музея “Волжская флотилия”, хотя и понимают, насколько непросто эту идею реализовать. Но ведь самое сложное дело может начаться с малого. Например, с восстановления лодки-“гулянки”.

    У Алексея Чиркина много лет работа и жизнь связаны с яхтенным спортом и морскими походами. В 2017 году вместе с товарищами из содружества “Морские практики” он построил свое первое деревянное судно – старинный поморский карбас, на котором его друзья совершили плаванье по Белому морю от Мезени до Соловецких островов. За этот проект яхтсмены и судостроители получили высшую награду Российского географического общества “Хрустальный компас”. Сейчас Алексей вместе со своим другом Евгением Шкаруба готовится к постройке другого старинного судна – поморской шхуны. Место для верфи предоставил Северный (арктический) университет в Архангельске. Интересно, что чертежи шхун, на которых ходили поморы, сохранились только в одном из норвежских музеев в Бергене.

    Статья в тему:  Сколько стоит мотор ямаха 115

    – В Норвегии сберегли и традиции такого судостроения, даже инструменты остались, которые передавались из поколения в поколение, и теперь шхуну мы строим с помощью наших товарищей-корабелов из этой страны. Они уже несколько раз приезжали в Архангельск, чтобы объяснить разные технологические нюансы, – делится Алексей Чиркин.

    голоса
    Рейтинг статьи
    Ссылка на основную публикацию
    Статьи c упоминанием слов: