4 просмотров

Как поставить рулевое на лодку

Пошаговая установка дистанционного управления

Полезность установки дистанционного управления на лодку давно ни у кого не вызывает сомнений, ведь использование такой системы значительно увеличивает удобство пользования водным транспортом и создает более безопасные условия их эксплуатации. На сегодняшний день очень много судового оборудования управляется с помощью дистанционного управления. Перед его установкой следует подробней ознакомится с данной системой.

Принцип действия и установка

Система дистанционного управления состоит из:

1) Рулевого дистанционного управления

Дистанционное управление для лодочного мотора состоит из нескольких различных приспособлений: рулевого колеса, редуктора, рулевого троса и рулевой тяги. Эти элементы, с помощью закрепления между с собой, образуют систему управления.

При выборе рулевого дистанционного управления на лодку учитывайте, в первую очередь, мощность ее мотора. Грамотное сочетания мощности мотора и определенного вида редуктора дистанционного управления, предполагают лучшие результаты и обеспечивают наиболее эффективную эксплуатацию.

Одно-тросовая система дистанционного управления – в данное время наиболее распространённая система, устанавливается на импортных агрегатах. Управление осуществляется с помощью руля (штурвала), который установлен на валу рулевого редуктора. Вращательное движение штурвала через рулевой редуктор преобразуется в возвратно- поступательное движение рулевого троса, на конце которого крепится рулевой рычаг (он закреплен на специальную рейку в нижней части поддона лодочного мотора).

Отличительная особенность в этой системе – принцип работы рулевого редуктора, это так называемая “зубчатая” передача. В данный редуктор заводится наконечник троса с зубцами, а оболочка прикручивается к корпусу редуктора, создавая упор. При повороте рулевого колеса трос выходит/заходит со второго отверстия в специальный защитный чехол, который обычно набивают смазкой. Полная перекладка руля, как правило, осуществляется за два с половиной оборота. Другой конец рулевого троса подсоединяется к двигателю. Рубашка троса снова служит упором, а сам трос толкает/тянет двигатель, поворачивая его вправо-влево с помощью штока и рулевой тяги, которая подсоединяется к опорной пластине. Упор для рубашки может быть осуществлен несколькими способами, в зависимости от типа лодки и модели двигателя – к струбцине мотора или к транцу. На рулевом рычаге имеется рулевая тяга, благодаря ей можно менять угол приложения усилия при повороте и откидывать двигатель. Рулевой рычаг и опорная пластина под него устанавливается индивидуально для каждого мотора, это исключает все помехи при ходе штока и обеспечить максимальный угол поворота мотора.

Статья в тему:  Что нужно для постановки лодки на учет

2) Дистанционного управления реверсом и дроссельной заслонкой.

Для дистанционного управления переключением передач и дроссельной заслонки лодочного мотора необходимо дополнительно прокладывать в лодке два троса газ реверс, один из которых управляет дроссельной заслонкой, а второй служит для переключения передач редуктора двигателя. Управление осуществляется с помощью специальных пультов или, как их называют по-другому, коммандеров и машинок газ реверс. Наиболее удобная и отлаженная машинка газ-реверс – это та, которая приобретается вместе с мотором (фирменная).

Выбор рулевого лодочного троса

Первое при выборе троса – правильно рассчитать его длину. Для самостоятельного расчета длины нужно сложить следующие параметры: длину расстояния от центра рулевого редуктора до борта лодки, длину вдоль борта лодки и половину ширины транца. Положить рулевой трос можно по любому борту, правому или левому. Изгиб, равный 90 градусам, предполагает вычитание 10 см. Получился определенный результат, к которому добавим еще плюс 30 см, если трос крепиться непосредственно к двигателю. Обычно длину троса дистанционного управления указывают в футах, для этого полученный результат измерений умножаем на 3,28. Результат может быть не целым числом, в таком случае просто округляем полученный результат. В итоге получился примерный показатель длины троса.

После расчета длины троса, нужно определить подходящую категорию троса, это:

  1. тросы M-58, предназначены для использования в системах рулевого управления подвесных лодочных моторов мощностью до 55 л.с. (для судов, которые не глиссируют) и мощностью до 30 л.с. (для глиссирующих судов)
  2. тросы Big-T и M-66, подходят для эксплуатации в системах рулевого управления подвесных лодочных моторов мощностью до 300 л.с.
Статья в тему:  Чем отличается лодка от корабля

Рулевые тросы класса М-58 и Big-T стыкуются с рулевыми редукторами с помощью резьбового соединения. Тросы класса М-66 стыкуются с помощью механизма стопор-паз, оно менее надежно при избыточных нагрузках, но благодаря ему расширяется выбор рулевых редукторов.

Выбор троса для газа и реверса

Для начала нужно определить удобное место установки пульта дистанционного управления так, чтобы движению рукоятей и рычагов ничто не мешало. Далее замерить расстояние от пульта управления до транца. Расстояние от борта до середины транца (для одномоторной установки) или расстояние от борта до продольной оси мотора каждого мотора (для лодок с двумя моторами). К сумме этих длин прибавить 90 см. на петлю, чтобы при повороте мотора троса не имели критических перегибов (кроме лодок со стационарным мотором петля, поскольку у них мотор не подвижен). Для определения длины в футах полученный результат измерений умножаем на 3,28. Полученное значение округляем в большую сторону и получаем необходимую длину троса.

Помните, что разные модели тросов подходят не на все моторы. Так, например, трос управления «F03», «С2» предназначен для моторов компании Yamaha, Tohatsu, Suzuki, Honda, Nissan, Selva, а трос управления «F05», «С5» и «С16» подходит для моторов Mercury и Mariner. Так же выбор троса газа/реверса зависит от мощности мотора, года выпуска и других параметров. Чтобы подобрать подходящий трос без ошибок, лучше всего проконсультироваться у продавцов в нашем магазине.

Статья в тему:  Как выбрать эхолот для рыбалки с лодки видео

Рулевая консоль для лодки ПВХ: пошаговая инструкция по выбору и изготовлению консоли своими руками для управления мотором

Активные люди, которые всячески пытаются разнообразить свой досуг, все чаще проводят свободное от работы время на водоемах. Максимальное удовольствие получить на берегу не получится, поэтому они решаются спуститься на воду, предварительно закупив плавательное средство.

Развлечение может оказаться опасным, если заранее не предусмотреть некоторые нюансы, рулевые консоли надувных лодок станут неотъемлемым атрибутом самоходного приспособления, к их выбору следует подходить внимательно.

Чтобы рыбалка, охота или просто покорение пространства озера стали комфортнее, потребуется надежное управление. Современные модели даже позволяют следить за процессом дистанционно и получать все важные данные на дисплей.

Содержание

Что такое рулевая консоль для лодки

Для увеличения маневренности специалистами были присмотрены специальные приборы, на надувном судне они зачастую съемные, это помогает при транспортировке.

Качественная рулевая консоль мини-лодки ПВХ состоит из таких частей как:

  • Штурвал;
  • Стойка;
  • Редуктор;
  • Селектор передач.

Не исключается наличие эхолота, который способен оградить всех находящихся внутри людей от столкновения с мелью при прогулках на воде, рыбалке или охоте. Среди практичных дополнений следует отметить прибор для определения оборотов двигателя, вольтметр и триметр, который выдает данные по углу наклона.

Рекомендация! Устройство помимо удобства при маневрах служит хорошим противовесом, в момент небольшой качки находиться в судне намного комфортнее.

Статья в тему:  Можно ли заводить лодочный мотор без винта
  • Стандартный вариант

    Этот тип дистанционной рулевой консоли для алюминиевой лодки состоит из тросов для управления, механизма поворотов, реверса и контроллера газа.

    Вес устройства варьируется от 15 до 65 кг, поручни изготавливаются на заводе с применением нержавеющей стали, срок службы большой. Некоторые комплекты содержат сиденья, их мастера обтягивают тканевым полотном с плотной структурой.

    Сама панель создается из таких материалов как:

    • Пластмасс;
    • Стеклопластик;
    • Сталь;
    • Морская фанера.

    При подборе редуктора профессионалы советуют как можно точнее определить мощность двигателя, так для детали до 60 л. с. подойдет Т-67, на каркасе должен быть штурвал не более 40 см.

  • Мини модель

    Прежде чем переходить к закупке и установке рулевой консоли на лодку нужно определиться с габаритами дополнения. Рассматриваемый вид продукции, как понятно из названия, очень компактный, средние показатели приблизительно такие: 48 на 51 на 43.

    Монтаж простой, с процессом справятся даже новички, закрепление достаточно легкое, весит всего 4 кг, с транспортировкой проблем не бывает.

    Для фиксации составляющих потребуются специально разработанные крепления, обычно такие элементы входят в комплектацию при покупке. Есть место на передней стойке под дальнейшее расположение тахометра, эхолота или похожих приборов.

    Съемный вид

    Часто можно встретить боковые рулевые консоли на лодку подобного образца, их закупают для освобождения пространства внутри плавательного средства. Экземпляр достаточно прочный, но из нержавеющей стали его редко производят, зачастую отдается предпочтение стеклопластику, чтобы максимально облегчить конструкцию.

    Статья в тему:  Как заклеить китайскую лодку пвх

    Вес не превышает 3 кг, монтаж прост, в некоторых случаях используются пазы, другие варианты исполнения необходимо плотно притягивать крепежом. На ходу каркас не поддается вибрации, все формы идеально правильно закруглены, чтобы в экстренной ситуации не порвать ПВХ или не нанести травмы судовладельцу.

    Советы при выборе рулевой консоли

    Большинство людей решается делать рулевую консоль для лодки своими руками, но большая часть охотников и рыболовов предпочитает заводские экземпляры с витрин. В этой ситуации нужно прислушаться к советам экспертов, чтобы придя в специализированный магазин не совершить фатальных ошибок.

    При просмотре интересующего товара в магазине лучше сразу определиться с целью водного путешествия, будет это просто прогулка или комплексное мероприятие, и отталкиваться от этого. Стоит продумать, как часто будет спускаться на воду плавательное средство, от этого момента зависит основной материал.

    Примечание! Металл очень прочный, пластмасс гладкий, он не такой ломкий, как стеклопластик, морская фанера абсолютно водонепроницаемая.

    Размеры потребуется подгонять в каждом случае индивидуально, в зависимости от количества человек, которые будут садиться внутрь. Рейлинг очень практичен, в некоторых моделях он входит в комплектацию, на поручни получится запросто закрепить осветительные приборы или противотуманные фонари.

  • Палубное узкое приспособление

    Среди положительных сторон стоит выделить низкий вес, продукция выпускается в белом или сером оттенке, остальные визуальные оформления потребуют предварительного заказа.

    Статья в тему:  Чем покрасить лодку из стекловолокна

    При изготовлении на заводе производителе используется пластик, средние габариты выглядят так:

    • Длина 80 см;
    • Ширина 50 см;
    • Высота 115 см.

    Стоимость для большинства людей покажется демократичной, но материал не самый прочный из всех существующих на рынке.

    Каркас из нержавейки

    Подобные конструкции пользуются огромным спросом не только у владельцев стационарных приспособлений, но и у хозяев надувных видов. Диаметр трубы — не менее 2,5 см, чего вполне хватает для надежной и длительной эксплуатации.

    • Среди достоинств эксперты отмечают простоту монтажа, легкость, небольшие габариты, прочность основной составляющей, быстроту съема или установки.
    • Узлы установленных деталей всегда остаются открытыми, поскольку декоративные элементы отсутствуют, этот фактор нередко приводит к неудобствам.
    • При неловких движениях владелец запросто нарушит расположение дополнительных устройств, тахометра, эхолота или тросов, необходимо проявлять осторожность, а она будет отвлекать от поставленных задач.

    Не менее важно отметить то, что селектор реверса и газа монтируется только справа по ходу движения, в момент приобретения стоит обратить на это внимание.

    Как сделать и поставить руль на лодку, катер

    Руль (штурвал) на лодке или катере предназначен для изменения направления движения. Конструктивно это часть рулевой консоли, которую можно купить готовой или собрать самостоятельно.

    На больших плавсредствах оптимальна установка системы дистанционного управления мотором.

    Как сделать ручной руль для лодки

    Один из самых несложных способов сделать руль для лодки опубликовал Д. Рюмкин. Для изготовления штурвала потребуется:

    Статья в тему:  Как сделать весло для лодки своими руками

    • Квадратная алюминиевая трубка 15*15 мм, 2000 мм – 1 шт.
    • Алюминиевая трубка d=22 мм, длина 200 мм – 1 шт.
    • Алюминиевая трубка d=27 мм, длина 100 мм – 1 шт.
    • Пластиковая пластина, толщина около 2 мм, размер 300*600 мм – 1 шт.
    • Пластиковый кабеледержатель для гофры – 1 шт.
    • Алюминиевые пластины 70*70 мм – 3 шт.
    • Репшнур – 4 м.
    • Стропа – 500 мм.
    • Пряжки рюкзачные утяжные – 2 шт.
    • Алюминиевый карабин – 1 шт.
    • Кусок деревянного черенка d=30 мм, около 150 мм – 1 шт.
    • Эспандерная резинка – 1 шт.
    • Болты, гайки, барашки, клепки.

    1. Разрезать квадратную алюминиевую трубу на 4 части: 550, 550, 600, 300 мм.
    2. Две части по 550 мм скрепить параллельно друг другу: на одном конце между ними вставить кабеледержатель, а ближе к центру — соединить их тремя алюминиевыми пластинами (2 сверху, одна – снизу) с помощью клепок.
    3. Ко всему этому болтами и барашками перпендикулярно прикрепить часть квадратной трубы длиной 600 мм.
    4. Из пластиковой пластины вырезать перо руля и крепежные щечки. Скрепить их болтом с самоконтрящейся гайкой.
    5. Сплющить в тисках половину трубки d=22 мм и с двух сторон прикрепить щечки к этой части на два болта с гайками – получится баллер руля.
    6. Для изготовления румпеля сплющить один кончик трубки d=27 мм. В сплющенной части проделать два отверстия и скрепить ее с куском квадратной трубы длиной 300 мм.
    7. Перо руля с баллером продеть в кронштейн (через кабеледержатель). Сверху на баллер руля (трубку d=22 мм) надеть готовый румпель (трубку d=27 мм), просверлить их насквозь и скрепить болтом и барашком.
    Статья в тему:  Пустая лодка тысячи дверей как открыть геншин

    Лодочный штурвал готов.

    Как сделать рулевую консоль на лодку своими руками

    На консоль крепятся:

    • лодочный руль;
    • тахометр,
    • вольтметр,
    • эхолот.

    Также по желанию можно добавить сигнальные огни, прожектор поворотный, звуковой сигнал.

    Материал для изготовления ─ водостойкая фанера толщиной 12 миллиметров.

    Инструкция по изготовлению рулевой консоли на лодку:

    1. детали конструкции выпиливаются отдельно и собираются на мебельных уголках;
    2. края и соединения смазываются эпоксидным клеем;
    3. на лицевой панели делается отверстие для редуктора;
    4. на панель выводятся выключатели и приборы контроля работы мотора, и трос «моментальной» остановки мотора;
    5. консоль шлифуется, покрывается стеклотканью, грунтуется.

    После высыхания полученная рулевая покрывается морской краской. Осталось прикрепить ее к пайолу лодки на шурупы.

    Для полной комплектации дистанционного управления потребуется редуктор, коммандер, приборы контроля двигателя.

    Как поставить руль на лодку

    Устанавливать рулевую консоль следует посередине лодки (в длину), немного смещая её вправо, чтобы уравновесить реактивный момент винта. Редуктор для консоли выбирается по мощности двигателя.

    Для мотора в 60 л.с. оптимален редуктор Т-67. К нему подходят тросы модификаций T-09, M-58 и др. Диаметр рулевого колеса – не более 40 см.

    Для ПЛМ мощностью 60-110 л.с. рекомендуется редуктор T-71.

    T-85 рекомендуется для лодок с двигателем до 160 л.с.

    Как снять руль на лодке, если он не снимается

    Иногда бывает, что руль на лодке или на катере прикипел, приржавел и пр, в связи с чем снять его традиционным способом невозможно. Какие действия можно предпринять, чтобы снять руль с лодки или катера:

    Статья в тему:  Как отрегулировать клапана на yamaha ybr 125

    1. Закрутить держащую штурвал гайку на несколько оборотов (чтобы слетевшее рулевое колесо не отыграло в лицо), сесть за руль, упереться ногами в пол и сильно покачать руль – левой рукой к себе, правой от себя и наоборот, одновременно вытягивая его на себя.
    2. Подкрутить держащую штурвал гайку и руками либо подручными инструментами (например, молотком) выбивать его снизу.
    3. Не отворачивая до конца гайку – на 1-2 нитки резьбы, бить по лодочному рулю, с одной стороны вниз, а противоположной в верх. Для примера – правой рукой по рулю, а левой из-под руля. И наоборот – левой по рулю, а правой из-под руля. Периодически меняя направления ударов, можно применять одновременные удары обоих рук из-под руля.
    4. С помощником – один тянет руль вверх, второй подстукивает снизу молотком. Перед этим – подкрутить держащую руль гайку.
    5. Нагреть посадочный шлиц паяльником.
    6. Взять небольшой домкрат – винтовой или гидравлический, либо длинный болт (М10 и больше) с гайкой и планкой-шайбой, который надо упереть в вал. Прочную верёвку (годится стропа парашюта) завести за спицы руля и привязать к планке. Держать болт и крутить гайку. Когда натяг будет приличный, постучать по рулю снизу.

    Проще всего использовать специальный съемник.

    Крайний случай: отпилить рулевую колонку болгаркой, потом сварить ее или склеить.

    Как установить и подключить рулевое управление на лодку и катер для управления лодочным мотором

    Методика установки рулевого управления не зависит от того, по какому борту прокладывается трос!
    Левый борт или правый – Вам решать. Прокладывайте его как считаете нужным.

    Статья в тему:  К берегу реки где была лодка

    Обратите внимание! Перед прокладкой рулевого троса НЕОБХОДИМО узнать характеристики рулевого редуктора!
    Большинство рулевых редукторов позволяют проложить трос по любому борту, но некоторые только ПО ПРАВОМУ или только ПО ЛЕВОМУ.

    Для подбора, установки и подключения рулевого управления на лодку или катер необходимо подготовить лодочный мотор (ПЛМ) для присоединения к нему рулевого механизма. Если лодочный мотор был в комплектации “дистанционник”, то он готов для установки рулевого ДУ. Но часто бывает так, что мотор у нас румпельный и мы хотим поставить на него дистанцию. Для этого нам необходимо проделать ряд подготовительных работ.

    1.Подготовка румпельного лодочного мотора к подключению рулевого управления.

    Если мотор румпельный, то для подключения к нему дистанционного рулевого управления необходимо его переоборудовать. Большинство производителей моторов предлагают готовые комплекты для переделки ПЛМ под рулевое ДУ. Нередко вместо готового комплекта производитель предоставляет владельцу мотора самостоятельно определить потребность в компелектующих. В этом случае нам необходимо установить на подвесной лодочный мотор крепежную пластину, за которую будет цепляться рулевая тяга, которую необходимо приобрести. Далее нужно убедиться в том, что на моторе есть место крепления рубашки троса. Как правило, лодочные моторы оборудованы специальной трубой, находящейся в районе струбцин крепления мотора к транцу. Если таковой трубы на моторе нет, то необходима транцевая опора рулевого троса (она бывает в простом исполнении или в комплекте с транцевой накладкой).

    Статья в тему:  К берегу реки где была лодка

    Комплект для подключения рулевого ДУ:

    – крепежная пластина в количестве 1 шт. (если нет специального отверстия на моторе)

    – рулевая тяга в количестве 1 шт.

    – рулевая тяга для двух моторов в количестве 1 шт. (если планируется подключение двух ПЛМ или дополнительного подвесника)

    – транцевая опора рулевого троса в количестве 1 шт. (если нет специальной трубы для подключения троса)

    Итак, со стороны мотора всё готово. Что же осталось сделать?

    3.Подобрать, купить и подключить рулевоге управление на лодку.

    Обратите внимание!
    Перед покупкой рулевого троса ОБЯЗАТЕЛЬНО рассчитайте его длину, изучите классификацию рулевых тросов и проверьте совместимость троса с рулевым редуктором! Перед покупкой рулевого редуктора изучите их характеристики – под какой трос предназначен, количество оборотов для полной перекладки руля, длина вала, размеры.

    Полный состав комплекта рулевого управления на лодку или катер:

    – рулевой трос в количестве 1 шт.

    – рулевая тяга в количестве 1 шт.

    – рулевая тяга для двух моторов в количестве 1 шт. (если планируется подключение двух ПЛМ или дополнительного подвесника)

    – транцевая опора рулевого троса в количестве 1 шт. (если нет специальной трубы для подключения троса)

    Последовательность сборки и подключения рулевого управления.

    В сборке и подключении рулевого ДУ нет ничего сложного, с этим справится даже школьник:
    – заводим трос в рулевой редуктор (НЕ ЗАБЫВАЕМ ПРЕДВАРИТЕЛЬНО ЕГО СМАЗАТЬ!)
    – слегка накидываем рулевое колесо на вал редуктора и протаскиваем трос внутри редуктора поворотом руля (РУЛЬ НЕ ПРИКРУЧИВАЕМ!)
    – крепим рубашку троса за редуктор
    – устанавливаем специальную пластину из комплекта крепежа для рулевого редуктора на консоль
    – снимаем руль с рулевого редуктора, крепим редуктор к пластине и прокладываем трос в лодке
    – накинув руль на редуктор вращаем его и добиваемся того, чтобы шток рулевого троса вылез ровно наполовину своего хода (РУЛЬ НЕ ПРИКРУЧИВАЕМ!)
    – проверяем центровку руля (если руль по центру пропускаем следующий шаг)

    Статья в тему:  Пустая лодка тысячи дверей как открыть геншин

    Центровка руля
    . скоро будет руководство.

    – заводим шток троса в трубу или транцевую опору и крепим рубашку гайкой
    – цепляемся за мотор (если применяется рулевая тяга, то регулируем ее длину не сдвигая шток рулевого троса с ранее установленного положения)
    – вращая руль влево-вправо проверям, что МОТОР ВРАЩАЕТСЯ В НУЖНУЮ СТОРОНУ!
    Если при повороте руля влево мотор поворачивается наоборот вправо, значит рулевой трос заведён в редуктор неправильно!
    Вытаскиваем трос из рулевого редуктора и заводим его в соседнее отверстие. После чего опять проверяем правильность вращения мотора.

    – если всё сделано правильно, то снимаем руль с редуктора, крепим к консоли декоративную накладку, надев ее на вал редуктора
    – одеваем руль на вал редуктора и ТОЛЬКО В САМОМ КОНЦЕ НАДЕЖНО ПРИКРУЧИВАЕМ РУЛЬ ГАЙКОЙ!

    Рулевое управление подобрано, установлено и подключено!
    Осталось занять удобные места и наслаждаться проделанной работой!

    Примеры выполненных работ.

    голоса
    Рейтинг статьи
  • Ссылка на основную публикацию
    Статьи c упоминанием слов: