2 просмотров

Как подводные лодки проходят босфор

Испугавшая НАТО новейшая русская подлодка прошла через Босфор (ФОТО, ВИДЕО)

Новейшая подводная лодка «Старый Оскол», вооруженная крылатыми ракетами «Калибр», проследовала проливами Босфор и Дарданеллы и вошла в Черное море.

В среду 29 июня дизель-электрическая подлодка (ДЭПЛ) проекта 626 «Варшавянка» прошла через турецкие проливы и направилась к месту постоянного базирования в город Новороссийск. Перед этим субмарина успешно завершила испытания на Балтийском и Северном флотах.

Подлодка «Старый Оскол» стала всемирно известной после июньского инцидента в Северном море. В начале месяца капитан английского фрегата Kent отрапортовал о «перехвате» русской подводной лодки. В Минобороны России сильно удивились «подвигу» британца в связи с тем, что ДЭПЛ «Старый Оскол» открыто шла в надводном положении в международных водах, ни от кого не прячась.

Если бы речь вдруг и зашла о перехвате, то шансы стать его жертвой значительно выше у английского фрегата, так как за скрытность и бесшумность подлодки класса «Варшавянка» в НАТО прозвали «Черными дырами». Низкая шумность дизель-электрической субмарины и мощный гидроакустический комплекс позволяют подводной лодке обнаруживать суда противника значительно раньше, чем они смогут узнать о приближении «Старого Оскола», а имеющиеся на борту лодки современные торпеды и ракеты «Калибр» могут решать разные задачи.

Современная подлодка в июне 2015 года вошла в состав Военно-морского флота России.

Статья в тему:  Когда можно ловить с лодки на волге

Недавно в Министерстве обороны России сообщили, что в рамках межфлотского перехода подводная лодка не будет совершать стрельб и учений. Она идет в надводном положении.

Как сообщается, она вызвала повышенное беспокойство у НАТО, во время перехода ее сопровождали корабли разных стран «Северо-атлантического альянса», а в турецких проливах за ней также шел фрегат ВМФ Турции.

Справка:

ДЭПЛ «Старый Оскол» — 3-я в серии из шести дизель-электрических подводных лодок проекта 636.3 «Варшавянка», строящихся на заводе «Адмиралтейские Верфи» в Санкт-Петербурге для Черноморского флота. Две из них уже несут службу в ВМФ России, четвертая — ДЭПЛ с именем «Краснодар» проходит испытания, еще две лодки достраиваются.

Этот проект российских субмарин относится к 3-му поколению дизельных подлодок, которые являются одними из самых малошумных, по сравнению с иностранными аналогами, и имеют более высокую в сравнении с предыдущими русскими проектами боевую эффективность, новейшие комплексы ракетно-торпедного вооружения, радиоэлектроники и гидроакустики.

Усовершенствованный проект 636 признан настолько удачным, что уже в этом году будет заложена новая серия подводных кораблей для Тихоокеанского флота. Планируется, что субмарины этого типа поступят на все российские флоты. «Варшавянки» могут погружаться на 300 метров, двигаются под водой со скоростью 20 узлов и могут провести 45 суток в автономном плавании. Подлодки вооружены торпедами и знаменитыми крылатыми ракетами «Калибр».

«Авианосец США отправится к берегам Крыма, Турция дала добро на проход через Босфор»

FOI: Россия не сможет заблокировать Статьи 14 и 18 Конвенции Монтре о пересмотре водоизмещения нечерноморских военных кораблей

Портал 19fortyfive, близкий к Пентагону, опубликовал любопытную статью Ставроса Атламазоглу, военного эксперта издания. Называется материал «России это не понравится: У ВМС США есть авианосец вблизи Украины». Он пишет: «Авианосная ударная группа Harry S. Truman („Гарри Трумэн“) в настоящее время находится в Средиземном море и может оказаться в пределах досягаемости Украины в течение короткого периода времени». Помимо головного корабля в состав АУГ входят ракетный крейсер San Jacinto, эсминцы USS Bainbridge, USS Cole, USS Gravely, USS Jason Dunham, а также норвежский фрегат Fridtjof.

Статья в тему:  Почему подводные лодки собирают в северодвинске

Несмотря на то, что Байден заявил, будто Вашингтон не окажет прямой военной поддержки Киеву, в полную боевую готовность, тем не менее, приведена еще и десантная группа Essex, которая сейчас расположена в Аравийском море и Персидском заливе. Она базируется на одноименном вертолетоносце класса «Оса», а также десантных док-кораблях Portland («Портленд») и Pearl Harbor («Перл-Харбор»). На них размещается примерно три тысячи элитных звездно-полосатых морпехов.

Что касается авиации, то прямо сейчас готовы броситься на «защиту Украины» в общей сложности девять эскадрилий и воздушных отрядов ВВС США и ВМС США, что якобы позволит свести на нет преимущества береговой авиации ВКС РФ. Короче, все по-взрослому.

«Наши моряки всегда готовы предоставить гибкие возможности для выполнения задач, начиная от поддержки операций по обеспечению безопасности на море и обеспечения возможностей реагирования на кризисные ситуации, до расширения сотрудничества в области безопасности на театре военных действий и обеспечения передового военно-морского присутствия в районах операций флота», — заявил капитан Гэвин Дафф, командир авианосца «Гарри Трумэн».

Да, по мнению автора 19fortyfive, сохраняющееся присутствие авианосной ударной группы «Гарри Трумэна» в регионе (близком к Украине) является скорее демонстрацией поддержки союзникам по НАТО и Украине, чем угрозой применения силы в отношении России. Но не так все просто, как кажется.

На первый взгляд, смысл публикации Атламазоглу вроде бы и ежу понятен, тем более, что эксперт фактически признает, что русских не напугать АУГ, которая бросила якорь в Ионическом море между Грецией и Италией. Это все равно, что у черта на куличках.

Статья в тему:  Где собирают лодочные моторы микатсу

Другое дело — отправить авианосец Соединенных Штатов прямо в Черное море. Вот бы тогда Москва заволновалась. Конечно, кто-то скажет, с чего бы России напрягаться, если есть Конвенция Монтре (в дальнейшем просто «Монтре»), подписанная в июле 1936 года? Этот договор, как известно, ограничивает проход через Дарданеллы и Босфор боевых кораблей нечерноморских стран водоизмещением 15 тыс. тонн, тогда как «Гарри Трумэн» вытесняет 100 тыс. тонн.

Кстати, и Анкара неоднократно заявляла, что будет придерживаться букве «Монтре», даже если является членом НАТО. Значит, тема закрыта? Оказывается — нет. Янки давят на турков, требуя переписать этот договор, регулирующий режим прохода через Дарданеллы и Босфор.

Аналитик Арон Лунд из Шведского агентства оборонных исследований (FOI) напоминает, что 5 апреля 2021 года турецкие власти задержали десять своих отставных адмиралов, которые предостерегали от выхода из «Монтре». За закрытыми дверями им что-то популярно объяснили, после чего никто из правдорубов больше не высказывался на сей счет.

Для Анкары «Монтре» значит больше, чем для других подписантов. В 2014—2019 годах через Дарданеллы и Босфор ежегодно совершалось в среднем 42 258 морских транзитов, подавляющее большинство из которых составляли торговые суда. Если бы все они платили, как за проход через Суэцкий канал, то сейчас в Турции не было бы экономического кризиса.

В частности, как отмечалось в отчете Chatham House за 2017 год, проливы являются одним из самых важных глобальных коридоров для экспорта продовольствия. Через них осуществляется целых 12% мировой торговли зерном, в том числе пятая часть мировой пшеницы.

Статья в тему:  Как обшить лодку алюминием

Теперь о самом неприятном. Янки уже не раз подчеркивали, что США не являются подписантом «Монтре» и соблюдают договор по инерции — во многом из-за уважения к былой мощи СССР, который, однако, развалился 30 лет назад.

«Вашингтон и его союзники по НАТО благосклонно относились к рамочному соглашению „Монтре“ во время Холодной войны, поскольку оно не позволяло Москве быстро перемещать корабли советского ЧФ в Средиземном море, — подчеркивает Арон Лунд.- Но в период после окончания Холодной войны Румыния и Болгария, по-видимому, не без подсказки США, выступали за пересмотр договора в интересах обеспечения более гибкого входа НАТО в Черное море».

Эксперт FOI напоминает, что были времена, когда и Анкара готова была отказаться от «Монтре», но Сталин пригрозил войной, что на многие десятилетия вперед образумило турков. По большому счету, из-за страха нового конфликта с Россией (тогда еще СССР) Турция вступила в НАТО.

Сегодня баланс сил в Черном море на стороне РФ, но все изменилось бы, если США могли бы направлять сюда авианосцы и стратегические подлодки. Так ли это — другой вопрос! Во всяком случае, такой точки зрения придерживаются янки, несмотря на наши береговые противокорабельные комплексы.

Россия и Турция обменялись колкостями по поводу проливов в 2015 и начале 2016 года, в тот момент, когда напряженность возросла после вмешательства России в Сирию, отмечает Арон Лунд. Уже тогда турки напомнили по своим каналам о нюансах «Монтре», насчет которых нужно обязательно помнить русским.

Статья в тему:  Сколько стоит новая yamaha r1

Оказывается, Статья 28 позволяет любой из договаривающихся сторон Конвенции выдвинуть требование об ее отмене. Если это произойдет, стороны соберутся для переговоров по новому соглашению, но при любом раскладе через два года после первоначального заявления договор прекращает свое действие, хотя «принцип свободы транзита и судоходства», предусмотренный в Статье 1, будет действовать «неограниченно долго».

Кроме того, Статья 29 устанавливает механизм периодических поправок в соответствии со скользящим пятилетним графиком, начиная со вступления Конвенции в силу в 1936 году. Текущий пятилетний период истекает 9 ноября 2026 года, и предложение о внесении поправок должно быть выдвинуто самое позднее в августе 2026 года. Как раз к этому времени Эрдоган обещает закончить строительство дублера Босфора — канала «Стамбул».

Теперь о том, может ли американский авианосец подойти к берегам Крыма? Оказывается — да, если будут внесены поправки в Статьи 14 и 18, которые касаются водоизмещения военных кораблей, идущих через Дарданеллы и Босфор. Для пересмотра, напоминает FOI, потребуется согласие трех четвертей подписантов «Монтре», включая три четверти прибрежных государств Черного моря, одним из которых должна быть Турция.

Москва, однозначно, окажется в гордом одиночестве, тогда как Анкара, обладающая правом вето, может ввести непрямые высокие и даже запредельные тарифы для транзита и легко обойти запрет на взимание платы за проход через проливы. Например, экологический сбор, страховку от аварии или за обязательный эскорт турецких Сил безопасности. Все это есть и сейчас, но стоит пока очень недорого.

Статья в тему:  Как правильно упаковать лодку пвх барк

В целом Турция не может в одиночку внести поправки к Конвенции, но обладает правом блокировать любое предложение, выдвинутое другими участниками «Монтре». Тем не менее, прямо сейчас переподписание Конвенции несет больше рисков для Анкары, чем преференций. Но Эрдоган, с учетом летящей в пропасть экономики, запросто может согласиться на пересмотр Статей 14 и 18 в обмен на экстренную экономическую помощь.

В качестве оправдания он скажет: «Сорри, Путин! Очень деньги нужны!»

И еще: в декабре 2019 года Эрдоган, напоминает FOI, сделал опасное для России заявление о политическом аспекте строящегося канала «Стамбул». Он сказал: «Я не использую [политический аспект «Монтре”] сейчас, но когда придет время, мы будем использовать и это».

Поэтому не исключено, что через несколько лет мы и впрямь прочтем в ИноСМИ, что «Авианосец США отправится к берегам Крыма, Турция дала добро на транзит через Босфор или канал „Стамбул“».

Российский подводный флот может оказаться запертым в Черном море

Как известно, статус проливов Босфор и Дарданеллы был определен Конвенцией Монтре. Согласно ей, черноморские державы, к числу которых относится Россия, имеют право проводить через эти водные артерии любые военные корабли, кроме подлодок, за исключением тех случаев, когда того требует плановый ремонт или обновление состава флота. Именно регулярный проход российских субмарин через турецкие проливы и Средиземное море на ремонт в Санкт-Петербург и обратно на Черное море и стал проблемой.

Статья в тему:  Можно ли хранить лодку пвх на боку

Не секрет, что США и их союзники по НАТО полностью доминируют в Средиземноморье. Но, начиная с 2014 года, ситуация несколько изменилась. Отношения с Западом обострились, а Россия ввязалась в войну в Сирии на стороне официального Дамаска. Наши дизель-электрические подводные лодки «зачастили» с ремонтом и стали помногу времени проводить неподалеку от сирийских берегов. При этом по пути к месту приписки «Ростов-на-Дону» и «Краснодар» успевали отстреляться «Калибрами» по антиправительственным террористическим группировкам, действующим в САР. Именно эти крылатые ракеты и вызвали определенную обеспокоенность в НАТО.

Командующий силами США в Европе и Африке Джеймс Фогго по этому поводу заявил:

«Кило» – это натовская классификация наших ДЭПЛ проектов «Палтус» и «Варшавянка». Главным их достоинством являются малошумность, за что подлодки получили в западной прессе прозвище «черная дыра», а также их вооружение. Мистер Фогго прав, «Калибры» из Средиземного моря действительно могут поражать цели и в Старом свете, и в Африке, и на Ближнем Востоке. Если понадобится.

Конечно, таким «транзитным» способом держать в том регионе много ДЭПЛ много не получится, но и столь скромного количества хватает для того, чтобы вызвать обеспокоенность у американских военных. Западные эксперты требуют, чтобы Россия соблюдала требования Конвенции и переводила свои субмарины через проливы к месту ремонта без лишних задержек. В противном случае, по их мнению, Анкара может закрыть отечественным подлодкам Босфор и Дарданеллы. Станет ли это делать Турция?

Статья в тему:  Как разводить бензин в лодочный мотор

Вопрос очень неоднозначный. С одной стороны, президент Эрдоган называет своего коллегу Путина «другом». С другой стороны, Турция и Россия находятся по разные стороны сразу в двух региональных конфликтах на Ближнем Востоке и в Африке: в Сирии и Ливии, соответственно. Если «султан» захочет, он вполне может отыграться на наших подводниках. К сожалению, формально он будет прав. России явно нужна собственная военно-морская база на Средиземноморье и надежный тыл в виде крепкого союзника, на территории которого она будет находиться.

Босфорский ответ?

Ходят слухи, что Турция создаёт некие препятствия для российских кораблей в Чёрном море. СМИ пишут о «подводных лодках», то оказывающихся «случайно» там же, где проходят корабли черноморскими проливами, а то «следящих» за крейсером «Москва» у берегов Сирии. Целая толпа экспертов бросилась рассуждать о «морском» ответе Анкары на российские экономические меры, введённые указом Путина от 28 ноября. Однако в действительности российские военные корабли не имеют никаких проблем с прохождением проливов Босфор и Дарданеллы.

Утром 1 декабря в газете «Взгляд» появилось сообщение о затруднениях с прохождением пролива Босфор. Издание сослалось на ряд источников.

Согласно данным онлайн-системы отслеживания перемещения кораблей, 29 ноября российские суда перемещались зигзагами и кругами, долго ожидая разрешения зайти в пролив. Линии же движения судов других стран в тот день этим не отличались. Судно «Братск» ожидало разрешения с 10.00 до 19.00, «Волгобалта» — с 03.00 до 17.00. Эту информация поступила из Центра транспортных стратегий (Украина).

Статья в тему:  Где взять лодку в геншин импакт

Сайт Haberler.com написал, что транспорт ВМФ России «Яуза» при прохождении им пролива Дарданеллы встретила турецкая субмарина. Дело было утром 30 ноября в районе Ченаккале. В качестве доказательства сайт привёл видео и фото.

Эти публикации, добавим от себя, для иных «аналитиков» стали поводом развить «тему». В сети появились домыслы разного рода блоггеров и газетчиков, объявивших, что Турция собирается ставить России палки в колёса и даже совсем перекрыть проливы, отвечая тем самым на «санкции» Москвы. Западные СМИ тоже не молчали — собственно, переполох часто начинается именно с западных публикаций. А там обсуждали «инцидент» с «Яузой», которую якобы нарочно «встретила» турецкая подлодка. Про сочинения о «кругах» и «зигзагах», позаимствованных от украинского источника, говорить и вовсе не стоит.

1 декабря на сайте РИА «Новости» появилась заметка, в которой приводились слова военно-дипломатического источника. Он сказал агентству, что корабли ВМФ РФ не испытывают проблем с прохождением проливов Босфор и Дарданеллы.

«Никаких проблем с прохождением черноморских проливов российскими кораблями в настоящее время не наблюдается, хотя это вполне нормальное явление, что некоторые суда ожидают своей очереди на прохождение пролива в связи с его загруженностью или природными катаклизмами, затрудняющими судоходство», — сказал собеседник.

Он напомнил, что турецкие власти иногда закрывают проливы из-за тумана. Бывает также, что из-за скопления судов в проливной зоне открывают движение сначала в одну сторону, а затем в другую.

Статья в тему:  Как правильно сложить лодку из пвх в рюкзак

«Что касается турецкой подводной лодки, то нет ничего экстраординарного в том, что она встретилась с нашим транспортом — эти лодки регулярно проходят пролив в обе стороны, так же, как и остальные корабли ВМС Турции», — сказал источник агентства.

Как отмечает «Российская газета», 28 ноября пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков назвал возможность перекрытия Турцией черноморских проливов для российских судов апокалиптическим сценарием.

Что до мнения военных, то встречу в Дарданеллах военного транспорта с турецкой подлодкой генералы не посчитали нужным даже комментировать. Информированные источники «Российской газеты» в Минобороны утверждают, что инцидента в проливе не было. Судно шло своим ходом, а лодка своим. Больше того, упомянутую «Яузу» в проливе сопровождал катер береговой охраны Турции, в полном соответствии с международными протоколами.

Известен и комментарий представителя США в НАТО.

Турция будет соблюдать международное право и не закроет проход российских военных и гражданских кораблей через черноморские проливы. Об этом 30 ноября «РБК» сообщил постпред США в НАТО Дуглас Льют.

Турция соблюдает Конвенцию в Монтрё 1936 года, гарантирующую свободный проход через проливы всех судов, сказал в ходе телеконференции Дуглас Льют. Корреспондент «РБК» спросил у него насчёт возможности закрытия Босфора и Дарданелл для прохода российских военных кораблей (в том случае, если Турция сочтёт себя находящейся под угрозой военной опасности), и Льют ответил, что не видит для этого оснований.

Статья в тему:  Сколько стоит новая yamaha r1

«Пока я не видел никаких признаков, что Турция как-либо намерена ограничивать судоходство через проливы, — цитирует постпреда агентство. — В течение десятилетий Турция очень серьёзно относилась к своим международным обязательствам, зафиксированным в Конвенции в Монтрё. Я полагаю, что ситуация не изменится».

Известен также комментарий бывшего начальника Главного штаба ВМФ РФ и командующего Черноморским флотом адмирала Виктора Кравченко. Он сказал РИА «Новости», что Турция не сможет блокировать проливы Босфор и Дарданеллы для российских кораблей.

«Турция не сможет закрыть Черноморские проливы для российских кораблей и судов, направляющихся в Сирию — это будет нарушением международного права и конвенции Монтрё в частности, а ведь её подписало большинство государств мира на тот период времени», — отметил эксперт.

Кравченко напомнил, что в период Второй мировой войны Турция, несмотря на давление Германии, соблюдала нейтралитет и не закрывала Босфор и Дарданеллы.

Тем не менее, есть мнения о вероятной причастности турецких властей к «придиркам», касающимся именно российских судов.

Михаил Войтенко, эксперт по морскому судоходству, главный редактор издания «Морской бюллетень», сказал «Российской газете», что некоторые трудности, возникшие у российских судов, скорее всего являются предупреждением. Они представляют собой «такой тонкий намёк со стороны Турции на возможные последствия дальнейшего ухудшения отношений между Турцией и Россией».

Правда, «юридически турки ничего не нарушают». Центр контроля судов в проливе Босфор полностью контролирует судоходное движение. «Если этот центр говорит какому-то судну, которое подошло со стороны Чёрного моря, стой и жди, пока мы тебя пропустим, то судно будет стоять и ждать, — сказал эксперт. — И никуда оно не денется, поскольку не имеет права идти в Босфор без разрешения этого трафик-контроля…» Турецкие же власти скажут, что они ни при чем: у Центра контроля движения свои требования к безопасности мореплавания. «Чтобы доказать, что это не так и что это предвзято, понадобится очень много времени», — считает Войтенко.

Статья в тему:  Где собирают лодочные моторы микатсу

Председатель Движения поддержки флота, капитан 1-го ранга Михаил Ненашев сказал газете «Взгляд», что «в перспективе турецкие власти могут использовать проливы Босфор и Дарданеллы в противостоянии с Россией под видом регулирования загруженности движения в них».

Он отметил, что похожие ситуации уже возникали: Турция, например, заявляла, что в проливе проходит танкер особого водоизмещения, надо стоять и ждать, однако проходит время, а танкера нет. «Сразу становится ясно, что это надуманная причина, чтобы ставить препятствия для нашего судоходства», — считает эксперт.

По его словам, турки останавливали российские суда под надуманными предлогами и в период напряжённых отношений, и в эпоху ухудшения отношений Москвы с Вашингтоном, когда шла холодная война между США и СССР. Вместе с тем, уверен собеседник газеты, «турки за последние 70 лет не чинили препятствий американцам».

Ненашев убеждён, что Турция стремится «задействовать военно-морские силы в этом образовавшемся по их вине противостоянии, потому что они хотят показать зубы, в том числе и с помощью морского потенциала».

Итак, Минобороны России, судя по данным «РГ», утверждает, что никаких инцидентов в проливе не было, а «Яузу» сопровождал катер береговой охраны Турции. Кроме того, военно-дипломатический источник сказал РИА «Новости», что корабли ВМФ РФ не испытывают проблем с прохождением проливов Босфор и Дарданеллы.

Известен и комментарий представителя США в НАТО. Как сказал постпред США в НАТО Дуглас Льют, Турция будет соблюдать международное право и не закроет проход российских военных и гражданских кораблей через черноморские проливы.

Статья в тему:  Когда можно ловить с лодки на волге

Наконец, добавим в заключение, туркам сейчас не резон обострять и без того напряжённые отношения с Россией.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: