0 просмотров

Как подводная лодка всплывает из подо льда

В потолок ледяной: подлодки пробьют полынью для всплытия ракетой

«Стальные акулы» взломают арктический лед реактивными снарядами. Для новейших атомных подлодок разработаны и сейчас проходят испытания ракеты, разрушающие торосы. Они позволяют создать полынью, откуда субмарины смогут нанести удар. Подледное плавание, а главное, всплытие — самые сложные элементы в боевой работе корабля. Ошибка при исполнении таких маневров может привести к тому, что лодка получит повреждения или застрянет во льдах. Новые ракеты-«взломщики» серьезно расширят возможности российских АПЛ, отмечают эксперты.

Приказ важнее погодных условий

Сейчас новые боеприпасы проходят испытания в составе атомных подлодок проектов 955 «Борей» и 855 «Ясень» российского ВМФ, рассказали «Известиям» источники в Минобороны.

Специальные ракеты представляют собой неуправляемые реактивные снаряды (НРС). В ходе испытаний они подтвердили способность в нужном месте пробить прорубь в любых торосах. Эти спецбоеприпасы необходимы для обеспечения пуска стратегических ракет из подводного состояния, а также подъема на поверхность всплывающих спасительных капсул, с помощью которых эвакуируются экипажи при аварии. Подлодки смогут запускать НРС не только из подледного положения, но и находясь на поверхности, уточнили источники «Известий» в военном ведомстве.

Первые испытания НРС прошли летом 2014 года. Тогда запускали ракеты без взрывчатого вещества в боевой части, но со снаряженным двигателем. Использование взрывчатки на начальном этапе посчитали излишним, так как процесс ее разрушительного воздействия на лед давно известен.

Статья в тему:  Как почистить кондиционер ямаха

В ВМФ входят ракетные подводные крейсеры стратегического назначения, которые являются морской частью Сил ядерного сдерживания, отметил контр-адмирал, экс-командир АПЛ, Герой России Всеволод Хмыров.

Все эти атомные подводные лодки должны действовать в любой ситуации и не зависеть от условий окружающей среды, — сообщил эксперт «Известиям». — После поступления команды о применении оружия, они обязаны в максимально короткие сроки ее исполнить. И лед не должен стать для этого помехой. Проделывание полыньи — один из тактических приемов, позволяющий в нужные сроки провести ракетную атаку. Подлодка может пробить панцирь и корпусом, но при этом рискует получить повреждения. Поэтому обычно, если позволяет время, ракетоносцы ищут уже существующие проруби или выходят за кромку льда.

Северный Ледовитый океан является особо важным регионом для проведения операций подводного флота, напомнил военный эксперт Дмитрий Болтенков.

Подледное плавание в Арктике — опасное дело, но оно дает ряд неоспоримых преимуществ, — рассказал эксперт «Известиям». — Спутники, самолеты и вертолеты не видят субмарин, а использовать сбрасываемые гидроакустические буи, которые ищут подводные цели по шуму, в Арктике нельзя — они просто не смогут пробить лед. По этой причине обнаружить подлодку под зимним панцирем практически невозможно, что делает ответный удар российских стратегических ракетоносцев по стране-агрессору неизбежным.

Кроме того, Северный Ледовитый океан — это стратегически важный морской перекресток. Под торосами можно незамеченным подобраться к Аляске или, обогнув Гренландию с севера, выйти в Атлантику, резюмировал эксперт.

Статья в тему:  Как сшить чехол на лодку

Торпеды не помогли

В ВМФ СССР для проделывания прорубей использовали штатные торпеды. Однако на практике они оказались не столь эффективными, как ожидалось. Командованию уже тогда стало очевидным, что для этого нужны специальные средства.

Сейчас все экипажи АПЛ отрабатывают навыки по ледовому и подледному плаванию, поэтому готовы к их выполнению. В США команды субмарин готовят иначе: как правило, их нацеливают на выполнение одной боевой задачи в случае начала масштабных боевых действий. По этой причине далеко не все из подводников знакомы с арктическими условиями мореплавания, и здесь американцы уступают российским морякам. Однако в последние годы ВМС США стали обращать больше внимания на отработку действий в Севером Ледовитом океане и прилегающих морях.

Гонка в северных широтах

В Арктике между США и СССР 60 лет назад шла своеобразная гонка, подобная космической, — военные моряки двух стран старались первыми пройти подо льдами к Северному полюсу и всплыть там. В 1962 году советская подлодка К-3 «Ленинский комсомол» была близка к успеху. Однако подняться на самом полюсе ей не удалось из-за льда толщиной до 5 м.

В следующем году подлодка К-181 проекта 627А «Кит» преодолела под зимним панцирем более 1 тыс. морских миль и 29 сентября 1963 года всплыла на Северном полюсе. В честь важного события моряки подняли государственный и военно-морской флаги.

Статья в тему:  Город где плавают на лодках

Рывок к макушке планеты был важен и с научно-технической точки зрения. Во время похода проводились испытания новой аппаратуры. В частности, экспериментального навигационного комплекса «Сигма» и ряда других приборов. О важности события говорит тот факт, что в походе старшим на борту К-181 был командующий Северным флотом адмирал Владимир Касатонов. А по его итогам командиру лодки капитану II ранга Юрию Сысоеву было присвоено звание Героя Советского Союза.

С тех пор значение Арктики, причем не только военное, но и экономическое, возросло. Благодаря глобальному потеплению и сокращению площади ледяной шапки Севморпуть становится рентабельнее других маршрутов доставки грузов между Азией и Европой. Потенциально по нему могут перевозить до половины евроазиатских товаров — в таком случае торговый оборот маршрута будет измеряться в сотнях миллиардов долларов.

Представители США не раз заявляли, что Севморпуть должен быть транспортной артерией, открытой для всего мирового сообщества. В 2018 году, например, по нему без предупреждения прошел корабль тылового обеспечения ВМС Франции «Рона». Его командир заявил, что целью похода было «развитие знаний о регионе».

Россия, в свою очередь, разработала правила прохода по Севморпути иностранных военных кораблей. Им предлагают объявлять о своих планах за 45 суток и обязательно брать на борт наших лоцманов.

Топ-5 самых известных атомных подлодок “Севмаша”, которые всплывали во льдах Арктики

Впервые в истории российского Военно-морского флота (ВМФ) три атомные подводные лодки (АПЛ) выполнили одновременное всплытие из-подо льда в ограниченном районе радиусом 300 м. Также впервые в истории российского флота была выполнена практическая торпедная стрельба атомной подлодки из-подо льда с последующим оборудованием полыньи в точке всплытия торпеды и ее подъем на поверхность. Это состоялось в ходе арктической экспедиции “Умка-​​​​2021” при участии Русского географического общества. Об этом 26 марта доложил президенту РФ Владимиру Путину главнокомандующий ВМФ адмирал Николай Евменов.

Статья в тему:  К чему снится плыть в лодке по морю

Как подчеркнул глава государства, нынешние комплексные учения в Арктике продемонстрировали способность российского флота действовать в суровых северных широтах, а арктическая экспедиция не имеет аналогов как в истории советского периода, так и в современной истории Российской Федерации. Проведение подобных экспедиций ВМФ будет продолжено и в дальнейшем.

В соответствии с опубликованной Минобороны РФ на YouTube видеозаписью во всплытии принимали участие, предположительно, подлодки проекта 667БДРМ и проекта 955 “Борей”, построенные на крупнейшей отечественной верфи “Севмаш” (в составе Объединенной судостроительной корпорации).

Именно здесь было построено больше половины всего атомного флота Советского Союза и России. “В освоении ряда направлений строительства атомоходов мы были первопроходцами. Родина первой отечественной атомной подлодки, “Севмаш” и по сей день не имеет конкурентов в этой области среди российских предприятий. Здесь создана сильная кораблестроительная школа, которая позволяет нам решать такие задачи, которые не под силу ни одной верфи Росси, — рассказывал в одном из интервью ТАСС генеральный директор предприятия Михаил Будниченко.

1. Первая отечественная АПЛ “Ленинский комсомол” (К-3)

17 июля 1962 года подлодка проекта 627 “Ленинский комсомол”, построенная на Севмаше в 1958 году, под командованием капитана 2-го ранга Льва Жильцова впервые в истории отечественного флота всплыла в районе Северного полюса.

“Все помню до мельчайших подробностей. Это было ведь главным событием всей моей жизни. Штурман доложил мне о приближении к полюсу за пятьдесят минут. Вахтенный офицер объявил об этом по радио. Все бодрствовали. Стали готовить завтрак, торт испекли. Александр Иванович Петелин предложил мне выступить по трансляции, поздравить всех участников похода со столь знаменательным событием, — рассказывал Жильцов о походе. — Я человек не сентиментальный, но тогда говорить было трудно от нахлынувших чувств. Ровно в 6.50 прозвучало: “Есть полюс!” И в ответ во всех отсеках раздалось дружное “Ура!”. На обратном пути мы всплыли почти у полюса. Описать то зрелище у меня слов не хватит. Передали донесение на флот. Получили ответное радио. Тут же пришла и правительственная телеграмма с поздравлениями”.

Статья в тему:  Как восстановить подводную лодку в гта 5

За успешное выполнение специального задания контр-адмирал А. Петелин, капитан 2-го ранга Л. Жильцов, инженер-капитан 2-го ранга Р. Тимофеев удостоились звания Героя Советского Союза. А весь личный состав атомохода — государственных наград.

2. “Последователь” первой АПЛ — корабль проекта 627А К-181

В период с 25 сентября по 4 октября 1963 года атомоход проекта 627А, построенный в 1962-м, совершил арктический поход в район Северного полюса. 29 сентября 1963 года в 6 часов утра лодка вышла в расчетную точку. Корабль проплыл подо льдом более тысячи миль.

29 сентября 1963 года эхоледомеры показали, что непосредственно в районе Северного полюса имеется полынья достаточных размеров (толщина льда в 40 см не предоставляла для подлодки никаких проблем — прим. ТАСС). В 6 часов 51 минуту она произвела всплытие в полынье, в непосредственной близости от полюса. На льду на специально установленной мачте были подняты государственный и Военно-морской флаги. Экипажу разрешили сойти на лед, где состоялся митинг.

3. “Верхотурье” на Северном полюсе

К-51 “Верхотурье” первой в линейке атомоходов проекта 667БДРМ (шифр “Дельфин”) в ходе арктического похода осуществила всплытие на Северном полюсе. Это произошло в сентябре 1987 года. После всплытия экипаж субмарины выполнил пуск двух баллистических ракет из надводного положения на минимальную дальность по полигону Чижа на мысе Канин Нос (Архангельская область).

Статья в тему:  Где спустить лодку на истринском водохранилище

“Верхотурье” была построена на Севмаше в 1984 году. Такие лодки имеют длину 167 и ширину 12 м, водоизмещение около 18 тыс. тонн. Максимальная глубина погружения — 400 м, крейсерская скорость под водой — до 24 узлов (около 44,5 км/ч), экипаж — 140 человек. На их вооружении — 16 пусковых установок межконтинентальных баллистических ракет (МБР) “Синева”. Всего с 1984 по 1990 год было построено семь крейсеров этого типа. В настоящий момент в составе флота находится шесть таких лодок.

4. “Дмитрий Донской” ставил эксперименты в Арктике

Атомные подводные лодки проекта 941. В Советском Союзе их называли “Акулами” (по классификации НАТО — “Тайфун”, проектант — Центральное конструкторское бюро морской техники “Рубин”): “Дмитрий Донской”, ТК-202, ТК-12, ТК-13, ТК-17, “Архангельск” и “Северсталь”. Они занесены в Книгу рекордов Гиннесса как самые большие атомные подводные лодки в мире. По уникальности технических решений проект 941 остается непревзойденным в мировом кораблестроении и до сих не утратил своей роли.

По данным пресс-службы Севмаша, сконструированы и построены так, чтобы могли выполнять задачи во льдах Арктики — рубка имеет ледовые подкрепления, облегчающие всплытие.

“Дмитрий Донской” в 1983 и 1985 годах выполняла задачу на Северном полюсе: испытать воздействие льда на корпус корабля при всплытии.

“Наша атомная подводная лодка первый раз пошла в Арктику в 1983 году, чтобы определить свои возможности во льдах и произвести стрельбу, — вспоминал ветеран-подводник Валерий Кисеев (в то время — командир БЧ-5 “Дмитрий Донской”). — На Севмаше перед походом крышу рубки укрепляли специальными подкреплениями. На Северном полюсе, используя приборы, искали лед двухметровой толщины для всплытия крейсера. “Дмитрий Донской” успешно проламывая лед, несколько раз всплывал в разных районах. Снизу лед мягкий, как тесто, верхняя часть плотная. При всплытии на крышке находилась льдина весом 30-50 тонн. В течение 5-7 минут группа подводников ее раскалывала и сбрасывала. После всплытия производили стрельбу ракетами”.

Статья в тему:  Как проверить зарядку на лодочном моторе

5. “Северсталь” всплыла во льдах и отстрелялась

Еще одна подлодка проекта 941 — АПЛ “Северсталь” постройки 1989 года — в ноябре 1996-го совершила поход на Северный полюс, успешно всплыла во льдах и произвела учебный пуск МБР.

Лодка этого проекта способна своим корпусом взломать лед толщиной до 2,5 метров, но на ход управления это не никак влияет, ведь лодка имеет легкий (внешний) и прочный (внутренний) корпуса. “На корабле есть специальные приборы, которые измеряют толщину льда. Мы ищем полынью, сначала носом поднимается лодка, потом уже рубка. Сверху легкий корпус имеет резиновое покрытие, предназначенное для улучшения скрытности”, — рассказывал в интервью ТАСС механик “Северстали” Дмитрий Краснов, который начинал свою службу на “Дмитрии Донском”.

По данным открытых источников, лодка совершила восемь боевых служб, произвела три ракетные стрельбы. Именно эта лодка считается самой боевой, она была на Северном полюсе, стреляла всем боекомплектом (20 ракет) — из надводного и подводного положения. Это было в 1997 году при капитане 1-го ранга Александре Богачеве, который является мировым рекордсменом по числу запусков баллистических ракет под его командованием (всего – 58).

Кстати, до сих пор на корпусе этой лодки, которая находится у причала Беломорской военно-морской базы Северного флота, видна вмятина. По воспоминаниям Богачева, этот инцидент произошел в 1995 году при всплытии корабля за несколько дней до залпа.

Статья в тему:  Как сделать прицеп под лодку пвх

“Было очень сильное течение, мы нашли полынью. Причем, по данным навигационного комплекса, точность всплытия была великолепной, то есть именно в географической точке, — рассказывал он. — Начали всплывать — полынья уходит. Попытались подогнать лодку под полынью, никак не получается, полынья быстрее. Три с половиной часа гонялись, но в конце концов всплыли все-таки. Но как оказалось, на глубине примерно 40 метров лодку течением развернуло, и она не вдоль полыньи встала, а поперек. Корма подо льдом оказалась, и льдина большая разломилась пополам. Часть, которая попала на корпус, ударила и сделала вмятину на правом борту”.

“У подводников надежда только на себя и свой крейсер”

В ходе прошедшей арктической экспедиции “Умка-2021” экипажи атомных субмарин в очередной раз доказали, что льды Северного Ледовитого океана – идеальная маскировка для таких подводных кораблей. Они становятся практически неуязвимыми для вероятного противника. Проломил корпусом лед, произвел пуск ракеты и скрылся.

Как рассказывал в интервью ТАСС экс-командир атомного подводного ракетного крейсера “Александр Невский” (проект 955 “Борей”) капитан 1-го ранга Василий Танковид, процесс всплытия российской подлодки во льдах значительно отличается по сравнению с американцами. “Мы выполняем эти маневры самостоятельно при обеспечении определенных сил. А у них сейчас в основном идет так: перед всплытием прилетает вертолет, на месте делает оценку обстановки, толщины льда и все остальное, потом устанавливает приводящие системы, которые непосредственно обеспечивают точность всплытия. Там готовится площадка для всплытия”, — говорил он.

Статья в тему:  Где находится музей подводной лодки

Танковид отмечал, что “у нас все строится на основании прогнозов и оценки ледовой обстановки, накопленного опыта подледного плавания”. Все остальное лежит на плечах экипажа, который постоянно ведет ледовую разведку, анализ, оценку и контроль ледовой обстановки. “У нас нет помощников. У подводников надежда только на себя и свой крейсер — мы сами себя обеспечиваем”, — особо подчеркивал экс-командир “Борея”.

Подготовил Роман Азанов

ЛЕД КАКОЙ ТОЛЩИНЫ МОЖЕТ ПРОБИТЬ ПОДВОДНАЯ ЛОДКА ПРИ ВСПЛЫТИИ.

Совсем недавно в СМИ прошло сообщение, что в льдах Арктики всплыла подводная лодка ВМС США. Из комментариев «экспертов» стало известно, что всплытие было неудачным, американская субмарина застряла, и экипажу пришлось ее освобождать с помощью ломов и бензопил.

У людей незнающих возникают вопросы- чего все так прутся в эту, покрытую льдом, Арктику, а так же- какую толщину льда может проламывать своим корпусом субмарина при всплытии?

Почему подводники разных стран упорно пытаются освоить льды Арктики? Ответ прост- для ракет, запущенных с «шапки» Земли , очень короткое подлетное время до любой из стран потенциальных целей при нанесении ядерного удара. И что самое главное- даже сегодня не существует эффективных средств обнаружения и уничтожения АПЛ если та, скрывается под арктическими льдами. Вроде все просто- загоняй подводные ракетоносцы в Арктику и диктуй свою непреклонную волю всему мировому сообществу. Всплыл , шарахнул ракетами, погрузился и ушел по тихому.

Статья в тему:  Сколько стоит покататься на лодке в венеции

Просто, да не очень. Проблема в том, что толщину арктического льда легче в метрах исчислять, чем в сантиметрах и тем более- миллиметрах. В таких льдах могут ходить только специализированные суда-ледоколы. Да и то- не всякие и не везде. К примеру, в России только строятся три атомных ледокола, которые будут способны преодолевать лед толщиной до 3-х метров, но это не значит, что они смогут бороздить льды Арктики так же свободно, как яхта олигарха Абрамовича Средиземное море.

А как же всплывают подводные лодки в Арктике? Лед какой толщины они могут проламывать при всплытии? Никакой. Подводная лодка не может всплыть в ледяном поле обычным способом, ломая лед своим корпусом. Дело в том, что легкий корпус подводной лодки (обтекатель прочного корпуса) сделан из легкого алюминиевого сплава. Повредить (смять) такой корпус очень легко, а любое, даже легкое повреждение может вывести АПЛ из строя. Но ведь лодки всплывают в Арктике и даже проводят учебные пуски баллистических ракет, спросят читатели! Как же они это делают?! А делают они это так- АПЛ ходит подо льдом и ищет полынью, где нет сплошного льда. Это может продолжаться сутками и даже неделями, а можно и вовсе не найти. Тут, как повезет. При этом не получить «подсказку» командования, так как из подо льда нельзя произвести сеанс связи. На советских подводных лодках устанавливались видеокамеры, с помощью которых и происходил поиск подходящей для всплытия полыньи. Нашли полынью. Расположились под ней. «Продулись». Всплыли. Никаких киношных трюков, когда при всплытии ПЛ глыбы льда разлетаются от удара в разные стороны, распугивая белых медведей

Статья в тему:  Как сделать прицеп под лодку пвх

Когда я служил на РТМе, у нас были инструкции на случай аварийной ситуации, если для спасения экипажа необходимо произвести всплытие, но нет времени на поиск полыньи. В этой ситуации можно произвести торпедный залп и попытаться взломать лед подрывом торпеды. Или выпустить через торпедный аппарат подготовленных аквалангистов( я как раз был одним из таковых) с зарядами взрывчатки. Аквалангисты устанавливают заряды, возвращаются на АПЛ, дальше подрыв и бла-бла-бла, бла-бла-бла. На бумаге все складно, но на практике этого никто и никогда не делал, так что в такие ситуации лучше не попадать. Сложное это дело, уважаемые читатели- ходить подо льдами. Не даром в СССР, за удачные всплытия АПЛ на Северном Полюсе, командиров представляли к званию «Герой Советского Союза», а экипаж награждался орденами и медалями.

Взломанный лед: как подводные ракетоносцы научили всплывать в Арктике

Сегодня это крупнейший мировой научно-исследовательский центр. Вот лишь небольшой перечень направлений его деятельности: фундаментальные исследования в области морской и речной техники; разработка и обоснование программ кораблестроения и судостроения; разработка и экспертиза проектов морских и речных кораблей, судов и сооружений; исследования в области гидродинамики, прочности, энергетики и электроэнергетических систем, физических полей, гидроакустики; проектирование электротехнического оборудования, гребных винтов, движительных комплексов; проектные решения и разработки по созданию платформ для добычи нефти и газа на морском шельфе.

Статья в тему:  Как проверить зарядку на лодочном моторе

Бассейн Крыловского центра, в котором проходят натурные испытания всего, что будет работать в водной среде, самый большой в мире – его длина составляет 1 322 метра.

А начиналось все в 1894 году, когда в строй ввели первый российский опытовый судостроительный бассейн на территории Новой Голландии. В его создании участвовала целая плеяда отечественных ученых самых различных направлений, морских офицеров и адмиралов, высокопоставленных чиновников. В середине ХХ века уже в новом месте – тогда на окраине Ленинграда – был построен научно-исследовательский центр, которому в 1944 году присвоили имя академика А.Н. Крылова.

Историческое здание первого опытового судостроительного бассейна в Новой Голландии сохранилось вплоть до ХХI века. Но место оказалось слишком лакомым для недалеких историческим умом, но состоятельных людей. Бассейн и все постройки вокруг него разрушили, территорию отдали под коммерческое строительство. А ведь могли отстроить на этом месте, ничего не руша, интереснейший музей истории морской техники и ее создания. Был бы он сегодня одной из жемчужин мировых музеев техники и, несомненно, приносил немалый доход в городскую казну. Жаль, конечно, но главное – сам Крыловский центр в его нынешнем виде сохранился и работает очень активно.

Обо всех направлениях его деятельности рассказать в одной публикации невозможно.

Например, в центре ведут работы по адаптации разработок, которые велись исключительно в военных целях, к гражданскому судостроению. В частности, в рамках проекта “ЭкоБот” создается энергомодуль на топливных элементах. Он будет построен на базе отечественных батарей топливных элементов с твердополимерным электролитом и конвертора органического топлива. Планируется, что его мощность составит один мегаватт. Этого хватит и на движение судна, и на его освещение, и на работу приборов.

Статья в тему:  Где спустить лодку на истринском водохранилище

Суда, оснащенные такой энергетикой, будут экологически чистыми, отсюда и название – “ЭкоБот”. Расчеты показывают, что в десятки раз уменьшатся выбросы вредных веществ и парниковых газов, в том числе по окислам серы, азота, СО и до тридцати процентов выбросы углекислого газа, что позволит получить годовую экономию российских квот вредных выбросов в окружающую среду по Киотскому протоколу в размере нескольких десятков миллионов тонн при серийном переходе на судовые энергоустановки с топливными элементами.

По словам специалистов, простота в эксплуатации, автоматическое управление и увеличение сроков техобслуживания делают их пригодными для оснащения даже безэкипажных судов.

Вне сомнения, одно из самых интересных направлений – исследования, связанные с плаванием и работой в арктических широтах.

Россия возвращается в Арктику всерьез и навсегда. Для обеспечения этого возврата необходимы совершенно новые разработки в области арктических технологий. И они ведутся.

Сейчас в Крыловском центре просчитаны концептуальные проекты судов и морской техники высокого ледового класса. Это целая линейка атомных и дизель-электрических ледоколов для использования на Севморпути и Арктическом шельфе, научно-исследовательские суда для работы в полярных широтах, включая научно-исследовательские суда для рыбопромысловой отрасли, имеющие уникально низкий уровень шума, суда для развития шельфовых проектов, начиная с судов 3D-сейсморазведки, арктических буровых судов и заканчивая всеми видами буровых и эксплуатационных платформ для широкого диапазона глубин, ледовых и метеорологических условий.

Статья в тему:  Сколько стоит покататься на лодке в венеции

Для исследований в области строительства различных объектов в Арктике введена в эксплуатацию ландшафтная аэродинамическая труба, которая по своим техническим возможностям является уникальной даже по мировым меркам. Благодаря большим размерам ее рабочей части можно проводить аэродинамические испытания крупномасштабных портовых сооружений, терминалов отгрузки углеводородов, угля, руд, а также макетов кораблей, судов, морских платформ, прибрежных объектов военной и гражданской инфраструктуры. По полученным результатам будут даваться конкретные рекомендации по конфигурации и размещению корабельных надстроек и вертолетных площадок, наиболее благоприятным местам строительства различных объектов.

Аэродинамические испытания крупномасштабного макета будущего атомного ледокола “Лидер” с хорошей детализацией и воспроизведением пограничного слоя атмосферы существенно повысят точность предсказания аэродинамических характеристик. Определяются аэродинамические нагрузки на надводную часть судна, которые необходимы для оценки его управляемости. Ведутся измерения поля скоростей воздушных потоков над взлетно-посадочными площадками – это необходимо для выбора безопасной траектории (глиссады) посадки на ледокол вертолетной техники. Также исследуется задымляемость надстройки судна выхлопными газами от вспомогательных энергоустановок, что необходимо при оптимальном выборе размещения выхлопных и заборных отверстий системы вентиляции.

Такие исследовательские работы при создании ледоколов в нашей стране ведутся впервые. И “Лидер” действительно станет лидером в части реализованных в нем ноу-хау с хорошей предварительной проработкой.

В истории Крыловского центра есть одна малоизвестная страница, связанная с Арктикой. “Российская газета” рассказывает об этом первой.

Статья в тему:  Как сшить чехол на лодку

Сама Природа подарила нам огромную и абсолютно защищенную стартовую площадку для межконтинентальных баллистических ракет – ледовый панцирь Ледовитого океана. Находящийся под его прикрытием подводный ракетоносец невозможно отследить. Поэтому его удар будет всегда гарантирован и сокрушителен для врага. Проблема в том, что всплыть для залпа в урочный час, проломив двухметровую толщу льда, оказалось делом почти невозможным.

Все американские подлодки, всплывавшие в Арктике, были многоцелевыми. Стратеги у них не всплывают до сих пор. И почти каждое всплытие превращалось в проблему. Иногда удавалось высунуть из-подо льда только рубку, случалось, что всплывшая субмарина намертво вмерзала в лед, и “утопить” ее обратно получалось с огромным трудом.

Те же проблемы были и у нас. В Крыловском центре над их решением бились долгие годы. Было проведено множество расчетов и огромное количество сложнейших экспериментов. И только в 1979 году первый советский атомный подводный ракетоносец смог взломать ледовый панцирь и всплыть.

Пусть об этом расскажет непосредственный участник тех событий, ныне советник генерального директора “Крыловского государственного научного цента” Валерий Николаевич Поляков.

Вот его воспоминания:

– В конце 1970-х годов состоялась серия натурных экспериментов по всплытию стратегических атомных подводных лодок в арктических льдах. Причины интереса к Арктике тогда были совершенно понятны.

Во-первых, в арктических льдах не ходят иностранные надводные боевые корабли, и, следовательно, опасность обнаружения ими наших подлодок отсутствовала.

Статья в тему:  Где находится музей подводной лодки

Во-вторых, полеты иностранных самолетов ПЛО в Арктике сопряжены с большими трудностями, требуют большого опыта и их появление в арктическом небе было достаточно редким событием, особенно в сравнении с акваториями Атлантического и Тихого океанов.

В-третьих, нашим подводным ракетоносцам с баз на Кольском полуострове в арктические акватории можно было попасть без преодоления мощных противолодочных рубежей в Северной Атлантике, а вот американским субмаринам надо было либо проходить мелководным Беринговым проливом из Тихого океана, либо протяженным маршрутом из баз на Атлантическом побережье США и в северной Англии.

После прихода на работу в Крыловский научный центр, тогда ЦНИИ им. А.Н. Крылова, мне пришлось активно заниматься всем комплексом вопросов, связанных с отработкой методик боевого применения АПЛ в ледовых условиях. Поэтому закономерным стало мое включение в состав группы ученых и специалистов промышленности, принявшей участие в боевом походе атомного подводного ракетоносца в Арктику, что оставило неизгладимый след в моей памяти.

Подводный ракетоносец, следуя нашим рекомендациям, без проблем взломал лед и всплыл. Четверо специалистов, включая меня, были высажены на лед, после чего подлодка погрузилась в глубину. А мы остались одни среди белого безмолвия. Даже страшно было думать о том, что наша субмарина еще раз всплыть не сможет. Однако она, совершив циркуляцию подо льдом, снова всплыла в двухстах метрах от места нашей высадки. Радость наша была неописуемой.

Статья в тему:  К чему снится плыть в лодке по морю

После этого всплытия на арктическом льду вблизи острова Визе в нескольких сотнях километров от Северного полюса состоялся футбольный матч между сборной “хозяев” – личным составом АПЛ и “гостями” – командированными учеными и специалистами, который “гости” вчистую проиграли, что, впрочем, нисколько не омрачило общее приподнятое настроение от хорошо выполненной работы.

Более десяти раз мы всплывали из-подо льда, толщина которого достигала порой двух метров, раз за разом на практике успешно отрабатывая методики боевого применения атомных подводных ракетоносцев в арктических условиях. Прямо оттуда, с борта подводной лодки, руководству Советского Союза был направлен подробный доклад о результатах всего комплекса проведенных работ, в итоге получивший его высокую оценку. Как следствие этого арктического похода трое из экипажа АПЛ были удостоены звания Герой Советского Союза, на долю же командированных ученых и специалистов выпала Государственная премия.

При следующих походах в Арктику, уже в начале 1980-х, производились учебные пуски по Камчатскому полигону Кура.

Был отработан способ всплытия во льдах, позволяющий избавиться от тяжелого ручного труда по освобождению палубы от взломанного льда. Эксперименты позволили уточнить ледовую нагрузку на корпус всплывающей подводной лодки и соответственно более правильно определять местную прочность корпусных конструкций.

Проведенный цикл испытаний и отработки методик всплытия в арктических условиях позволили приступить к планомерной боевой подготовке личного состава и кораблей к действиям в высоких широтах и накапливать соответствующий опыт. Использование отечественных ракетных подводных комплексов стратегического назначения в Арктике дало возможность существенно увеличить вклад морских стратегических ядерных сил в обеспечение гарантированной защиты нашего государства…

Статья в тему:  Как почистить кондиционер ямаха

Можно добавить, что наш способ всплытия во льдах оказался настолько уникальным, что его удалось даже запатентовать. Американские подводники, наверное, сейчас знают эту технологию всплытия, но не применяют ее. Вероятно, просто потому, что рядом с ними не было и нет таких специалистов Крыловского научного центра, которые научили наших подводников не бояться льда еще 40 лет назад.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: