3 просмотров

Как подводная лодка пробивает лед

Какой толщины лёд проламывает подлодка?

Самой первой всплыла среди льдов советская ракетная подводная лодка К-33 проекта 658 в декабре 1961 года. Тогда судно 8 раз ломало лед толщиной до 40 см. Сильно ли изменились возможности подлодок с тех времен?
И да, и нет. Насколько известно из открытых источников, советский рекорд – 2,5 метра.

25 августа 1995 года, Северный полюс.

В августе 1995 года на Северном полюсе самая большая подводная лодка в мире проекта 941 “Акула” ТК-20 “Северсталь” начала всплытие для учебных стрельб. Стоит сказать, что подлодки не всплывают где захотят. Для этого ищут полынью или промоину.

Полынья – незамёрзшее или уже растаявшее место на ледяной поверхности реки, озера, моря.
Промоина (во льду) – отверстие во льду, промытое течением.

ТК-20 “Северсталь после всплытия

ТК-20 “Северсталь после всплытия

В тот день, 20 августа, подлодку течением развернуло, и она встала поперек полыньи. Несмотря на это, всплыли, правда не без последствий. Даже на самой большой подлодке в мире такая толща льда оставила на память следы.

Эту же вмятину видно, кстати, на первой фотографии.

У моряков США рекорд 1.55 м. на подлодке USS Charlotte (SSN-766), 29 ноября 2005 года (4 фото):

Толщина льда 61 дюйм (1.55 м)

Толщина льда 61 дюйм (1.

Толщина льда 61 дюйм (1.55 м)

Толщина льда 61 дюйм (1.55 м)

Толщина льда 61 дюйм (1.55 м)

Статья в тему:  Почему всплывает подводная лодка

Рекорды это хорошо, однако лёд бывает разный. Да и сама необходимость ломать лёд более метра отсутствует. Во-первых, нужно беречь лодку. Во-вторых, люки пусковых шахт могут и не справиться с такими кусками льда. Тогда вся команда выходит очищать судно. В-третьих, лодка может и застрять.

В марте 2018 года подлодка США USS Hartford (SSN 768) застряла во арктических льдах во время учений по отработке ударов по территории РФ

Толстый лед повредит не столько каркас, сколько резиновое поглощающее покрытие. От удара он может расползтись, и лодка потеряет свою акустическую малозаметность. Это куда серьезнее.

Поэтому по обыкновению современные подлодки флота РФ в среднем всплывают так: 0,6 м льда без хода и 0,8 м – на ходу. А больше и не надо, беречь дорогую технику надо.
А как вы думаете: надо ли ломать всё и везде? И что вы знаете об этом вопросе.

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Топ-5 самых известных атомных подлодок “Севмаша”, которые всплывали во льдах Арктики

Впервые в истории российского Военно-морского флота (ВМФ) три атомные подводные лодки (АПЛ) выполнили одновременное всплытие из-подо льда в ограниченном районе радиусом 300 м. Также впервые в истории российского флота была выполнена практическая торпедная стрельба атомной подлодки из-подо льда с последующим оборудованием полыньи в точке всплытия торпеды и ее подъем на поверхность. Это состоялось в ходе арктической экспедиции “Умка-​​​​2021” при участии Русского географического общества. Об этом 26 марта доложил президенту РФ Владимиру Путину главнокомандующий ВМФ адмирал Николай Евменов.

Статья в тему:  Где найти лодку в гта 5

Как подчеркнул глава государства, нынешние комплексные учения в Арктике продемонстрировали способность российского флота действовать в суровых северных широтах, а арктическая экспедиция не имеет аналогов как в истории советского периода, так и в современной истории Российской Федерации. Проведение подобных экспедиций ВМФ будет продолжено и в дальнейшем.

В соответствии с опубликованной Минобороны РФ на YouTube видеозаписью во всплытии принимали участие, предположительно, подлодки проекта 667БДРМ и проекта 955 “Борей”, построенные на крупнейшей отечественной верфи “Севмаш” (в составе Объединенной судостроительной корпорации).

Именно здесь было построено больше половины всего атомного флота Советского Союза и России. “В освоении ряда направлений строительства атомоходов мы были первопроходцами. Родина первой отечественной атомной подлодки, “Севмаш” и по сей день не имеет конкурентов в этой области среди российских предприятий. Здесь создана сильная кораблестроительная школа, которая позволяет нам решать такие задачи, которые не под силу ни одной верфи Росси, — рассказывал в одном из интервью ТАСС генеральный директор предприятия Михаил Будниченко.

1. Первая отечественная АПЛ “Ленинский комсомол” (К-3)

17 июля 1962 года подлодка проекта 627 “Ленинский комсомол”, построенная на Севмаше в 1958 году, под командованием капитана 2-го ранга Льва Жильцова впервые в истории отечественного флота всплыла в районе Северного полюса.

“Все помню до мельчайших подробностей. Это было ведь главным событием всей моей жизни. Штурман доложил мне о приближении к полюсу за пятьдесят минут. Вахтенный офицер объявил об этом по радио. Все бодрствовали. Стали готовить завтрак, торт испекли. Александр Иванович Петелин предложил мне выступить по трансляции, поздравить всех участников похода со столь знаменательным событием, — рассказывал Жильцов о походе. — Я человек не сентиментальный, но тогда говорить было трудно от нахлынувших чувств. Ровно в 6.50 прозвучало: “Есть полюс!” И в ответ во всех отсеках раздалось дружное “Ура!”. На обратном пути мы всплыли почти у полюса. Описать то зрелище у меня слов не хватит. Передали донесение на флот. Получили ответное радио. Тут же пришла и правительственная телеграмма с поздравлениями”.

Статья в тему:  Чем обработать старую резиновую лодку

За успешное выполнение специального задания контр-адмирал А. Петелин, капитан 2-го ранга Л. Жильцов, инженер-капитан 2-го ранга Р. Тимофеев удостоились звания Героя Советского Союза. А весь личный состав атомохода — государственных наград.

2. “Последователь” первой АПЛ — корабль проекта 627А К-181

В период с 25 сентября по 4 октября 1963 года атомоход проекта 627А, построенный в 1962-м, совершил арктический поход в район Северного полюса. 29 сентября 1963 года в 6 часов утра лодка вышла в расчетную точку. Корабль проплыл подо льдом более тысячи миль.

29 сентября 1963 года эхоледомеры показали, что непосредственно в районе Северного полюса имеется полынья достаточных размеров (толщина льда в 40 см не предоставляла для подлодки никаких проблем — прим. ТАСС). В 6 часов 51 минуту она произвела всплытие в полынье, в непосредственной близости от полюса. На льду на специально установленной мачте были подняты государственный и Военно-морской флаги. Экипажу разрешили сойти на лед, где состоялся митинг.

3. “Верхотурье” на Северном полюсе

К-51 “Верхотурье” первой в линейке атомоходов проекта 667БДРМ (шифр “Дельфин”) в ходе арктического похода осуществила всплытие на Северном полюсе. Это произошло в сентябре 1987 года. После всплытия экипаж субмарины выполнил пуск двух баллистических ракет из надводного положения на минимальную дальность по полигону Чижа на мысе Канин Нос (Архангельская область).

Статья в тему:  Сколько подводных лодок у россии 2017

“Верхотурье” была построена на Севмаше в 1984 году. Такие лодки имеют длину 167 и ширину 12 м, водоизмещение около 18 тыс. тонн. Максимальная глубина погружения — 400 м, крейсерская скорость под водой — до 24 узлов (около 44,5 км/ч), экипаж — 140 человек. На их вооружении — 16 пусковых установок межконтинентальных баллистических ракет (МБР) “Синева”. Всего с 1984 по 1990 год было построено семь крейсеров этого типа. В настоящий момент в составе флота находится шесть таких лодок.

4. “Дмитрий Донской” ставил эксперименты в Арктике

Атомные подводные лодки проекта 941. В Советском Союзе их называли “Акулами” (по классификации НАТО — “Тайфун”, проектант — Центральное конструкторское бюро морской техники “Рубин”): “Дмитрий Донской”, ТК-202, ТК-12, ТК-13, ТК-17, “Архангельск” и “Северсталь”. Они занесены в Книгу рекордов Гиннесса как самые большие атомные подводные лодки в мире. По уникальности технических решений проект 941 остается непревзойденным в мировом кораблестроении и до сих не утратил своей роли.

По данным пресс-службы Севмаша, сконструированы и построены так, чтобы могли выполнять задачи во льдах Арктики — рубка имеет ледовые подкрепления, облегчающие всплытие.

“Дмитрий Донской” в 1983 и 1985 годах выполняла задачу на Северном полюсе: испытать воздействие льда на корпус корабля при всплытии.

“Наша атомная подводная лодка первый раз пошла в Арктику в 1983 году, чтобы определить свои возможности во льдах и произвести стрельбу, — вспоминал ветеран-подводник Валерий Кисеев (в то время — командир БЧ-5 “Дмитрий Донской”). — На Севмаше перед походом крышу рубки укрепляли специальными подкреплениями. На Северном полюсе, используя приборы, искали лед двухметровой толщины для всплытия крейсера. “Дмитрий Донской” успешно проламывая лед, несколько раз всплывал в разных районах. Снизу лед мягкий, как тесто, верхняя часть плотная. При всплытии на крышке находилась льдина весом 30-50 тонн. В течение 5-7 минут группа подводников ее раскалывала и сбрасывала. После всплытия производили стрельбу ракетами”.

Статья в тему:  Можно ли ловить на лодке

5. “Северсталь” всплыла во льдах и отстрелялась

Еще одна подлодка проекта 941 — АПЛ “Северсталь” постройки 1989 года — в ноябре 1996-го совершила поход на Северный полюс, успешно всплыла во льдах и произвела учебный пуск МБР.

Лодка этого проекта способна своим корпусом взломать лед толщиной до 2,5 метров, но на ход управления это не никак влияет, ведь лодка имеет легкий (внешний) и прочный (внутренний) корпуса. “На корабле есть специальные приборы, которые измеряют толщину льда. Мы ищем полынью, сначала носом поднимается лодка, потом уже рубка. Сверху легкий корпус имеет резиновое покрытие, предназначенное для улучшения скрытности”, — рассказывал в интервью ТАСС механик “Северстали” Дмитрий Краснов, который начинал свою службу на “Дмитрии Донском”.

По данным открытых источников, лодка совершила восемь боевых служб, произвела три ракетные стрельбы. Именно эта лодка считается самой боевой, она была на Северном полюсе, стреляла всем боекомплектом (20 ракет) — из надводного и подводного положения. Это было в 1997 году при капитане 1-го ранга Александре Богачеве, который является мировым рекордсменом по числу запусков баллистических ракет под его командованием (всего – 58).

Кстати, до сих пор на корпусе этой лодки, которая находится у причала Беломорской военно-морской базы Северного флота, видна вмятина. По воспоминаниям Богачева, этот инцидент произошел в 1995 году при всплытии корабля за несколько дней до залпа.

Статья в тему:  Как правильно ставить мотор на лодку

“Было очень сильное течение, мы нашли полынью. Причем, по данным навигационного комплекса, точность всплытия была великолепной, то есть именно в географической точке, — рассказывал он. — Начали всплывать — полынья уходит. Попытались подогнать лодку под полынью, никак не получается, полынья быстрее. Три с половиной часа гонялись, но в конце концов всплыли все-таки. Но как оказалось, на глубине примерно 40 метров лодку течением развернуло, и она не вдоль полыньи встала, а поперек. Корма подо льдом оказалась, и льдина большая разломилась пополам. Часть, которая попала на корпус, ударила и сделала вмятину на правом борту”.

“У подводников надежда только на себя и свой крейсер”

В ходе прошедшей арктической экспедиции “Умка-2021” экипажи атомных субмарин в очередной раз доказали, что льды Северного Ледовитого океана – идеальная маскировка для таких подводных кораблей. Они становятся практически неуязвимыми для вероятного противника. Проломил корпусом лед, произвел пуск ракеты и скрылся.

Как рассказывал в интервью ТАСС экс-командир атомного подводного ракетного крейсера “Александр Невский” (проект 955 “Борей”) капитан 1-го ранга Василий Танковид, процесс всплытия российской подлодки во льдах значительно отличается по сравнению с американцами. “Мы выполняем эти маневры самостоятельно при обеспечении определенных сил. А у них сейчас в основном идет так: перед всплытием прилетает вертолет, на месте делает оценку обстановки, толщины льда и все остальное, потом устанавливает приводящие системы, которые непосредственно обеспечивают точность всплытия. Там готовится площадка для всплытия”, — говорил он.

Статья в тему:  Какая лодка лучше стеклопластиковая или алюминиевая

Танковид отмечал, что “у нас все строится на основании прогнозов и оценки ледовой обстановки, накопленного опыта подледного плавания”. Все остальное лежит на плечах экипажа, который постоянно ведет ледовую разведку, анализ, оценку и контроль ледовой обстановки. “У нас нет помощников. У подводников надежда только на себя и свой крейсер — мы сами себя обеспечиваем”, — особо подчеркивал экс-командир “Борея”.

Подготовил Роман Азанов

КОГДА ЛЕД КРЕПЧЕ ЖЕЛЕЗА

Освещение ледовой обстановки для подводных лодок в арктических районах

Ледовая обстановка — состояние ледового покрова на морях и внутренних водных путях, влияющее на условия и безопасность плавания кораблей (судов), характер и способы боевых действий кораблей сил флота. Ледовая обстановка характеризуется количеством льда, его толщиной, уровнем деформированности, сплоченности, подвижности, положением и состоянием кромки льда, наличием и размерами трещин, полыней и разводий [1].

Для определения ледовой обстановки проводится ледовая разведка — сбор и изучение данных о характере и состоянии ледового покрова в полностью или частично замерзающих морях с целью обеспечить боевые и повседневные действия сил флота (войск), плавание судов и другие виды хозяйственной и научной деятельности. В задачи ледовой разведки входит всестороннее изучение ледового покрова: границ его распространения, толщины, сплоченности; наличия трещин и разводий в нем; положения кромки льда; направления и скорости его дрейфа; возраста; торосистости льда, а также поиск ледяных островов и определение других характеристик ледяного покрова.

Статья в тему:  Который ямаха пср 3000

Данные ледовой разведки используются для разработки ледовых прогнозов и решения частных задач, например, организации дрейфующих станций, создания взлетно-посадочных полос и так далее. Ледовая разведка проводится летательными аппаратами, метеорологическими искусственными спутниками Земли, кораблями и судами, наземными и дрейфующими гидрометеостанциями, дрейфующими автоматическими радиометеостанциями. Технические средства ледовой разведки могут быть визуальными или инструментальными: РЛС бокового обзора, измерители толщины льда, эхоледомеры, обнаружители разводий, аэрофотосъемочная аппаратура, радиационные термометры, актинометрические датчики [2] и так далее.

В Арктике сбор, анализ и доведение данных о ледовой обстановке в целях эффективного управления силами в боевой и повседневной деятельности составляют сущность освещения ледовой обстановки и проводятся в интересах подводных лодок по данным их собственных средств, внешних источников информации и с использованием атласов, справочников и пособий.

В зависимости от сложившейся обстановки или полученных приказов, подводная лодка, действующая подо льдом, должна быть способна в кратчайшее время всплыть в надводное положение. Такое всплытие осуществляется на чистой воде (в полынье (рис. 1), разводье, канале и т. п.); с проламыванием льда (рис. 2); в полынье, образовавшейся от взрыва торпед, подготовленных для подрыва льда.

Всплытие в надводное положение производится с целью выполнения боевой задачи (рис. 3), приказа; проведения сеанса связи (передачи информации) и определения места; для отработки всплытия; в аварийной ситуации при невозможности ведения борьбы за живучесть в подводном положении по решению командира.

Статья в тему:  Как построить маленькую лодку в майнкрафте

Подготовка к всплытию во льдах — длительная и кропотливая работа. Предпочтительнее всплывать на «чистой воде» в полынье (рис. 4), разводье (рис. 5) или с продавливанием тонкого льда. Но это не всегда возможно. Если подводная лодка длительное время находится в ограниченном районе, где определен дрейф льда, разведаны участки чистой воды или ровного тонкого льда, то трудностей не возникает. Сложнее, когда по 12–24 часа нет информации о ледовой обстановке. За это время небольшие участки открытой воды под действием дрейфа и подвижек льда затягиваются, ровный тонкий лед наращивает толщину и торосится, а траектория дрейфа льда очень сложна (рис. 6) [4].

При невозможности всплыть в полынье (на чистой воде) подводная лодка проламывает лед. Подводная лодка того или иного типа в зависимости от конструктивных особенностей «продавливает» лед только определенной толщины (рис. 7).

Толщина однолетнего льда к началу таяния может достигать 1,5–2,0 метров, и за летний период он обычно полностью не исчезает, а сохраняется до нового ледообразования. Двухлетний лед (2,0 метра и более) толще и плотнее однолетнего, поэтому и осадка его больше. Многолетний паковый лед занимает большую часть ледового покрова Арктики, это основное препятствие для всплытия подводных лодок. Толщина пакового льда на относительно ровных участках равна в среднем 3–3,5 метрам. Нередки торосы (рис. 8) с заглублением до 20,0 метров [5]. Все подводники, готовящиеся к походам в Арктику, должны уяснить: лед крепче железа.

Статья в тему:  Как сделать лодку из железа

Рис. 1. Внешний вид полыньи в Арктике

Из этой краткой характеристики арктических льдов видны необходимость и важность освещения ледовой обстановки в интересах каждой подводной лодки, действующей в условиях Арктики (рис. 9). В первую очередь речь идет об обеспечении безопасности плавания, выборе тактических приемов и способов применения оружия. Данные о ледовой обстановке, полученные от всех источников информации, наносятся на путевую карту. На­носятся границы льда различной толщины, положения полыней и разводий, айсбергов. Ледовая разведка проводится непрерывно, с учетом времени работы технических средств, взаимных помех и обеспечения скрытности. Технические средства применяются комплексно. [6].

Учитывается глубина и скорость хода подводной лодки, которые влияют на выбор применяемых средств. К средствам ледовой разведки подводной лодки относятся эхоледомеры (рис. 10), гидроакустический комплекс, станции миноискания (рис. 11), навигационные обнаружители (рис. 12) и оптико-электронные средства (рис. 13).

Сбор, обработка и подготовка информации с целью доведения до командира подводной лодки достоверных данных о ледовом покрове являются задачами навигационно-гидрографического и гидрометеорологического обеспечения. Необходимо определить и выявить координаты кромок сплошного и дрейфующего льда; наличие крупных полыней, разводий, каналов, однолетних ледяных полей; толщину льда, направления и скорости его дрейфа; опасные и особо опасные явления гидрометеообстановки; прогноз ледовой обстановки и т.д. Собранную, обработанную и подготовленную информацию управляющий командный пункт передает на подводную лодку [7, 8].

Статья в тему:  Который ямаха пср 3000

Рис. 3. Пуск ракеты

Ледовая разведка в интересах подводной лодки, действующей в арктических районах, осуществляется силами различных ведомств и подразделений обеспечения флота: самолетами и вертолетами гражданской авиации и Воздушно-космических сил, судами и кораблями Российской Федерации, орбитальной группировкой космических аппаратов дистанционного зондирования Земли, дрейфующими станциями «Северный полюс», гидрографическими экспедициями, автоматическими ледовыми гидрометеостанциями. Главная задача освещения ледовой обстановки — гарантированно довести до подводной лодки достоверную и своевременную информацию о ней для конкретного района действий.

Рис. 4. При всплытии в полынье возможна и такая встреча

Актуальность применения перечисленных выше средств велика. Дело в том, что информация от системы «Север», действующей в интересах гражданского судоходства, подводным лодкам не поступает. Хотя и предусмотрено доведение системой ледовых карт, прогнозов, рекомендаций в формате электронной картографической навигационно-информационной системы (ЭКНИС) практически в реальном времени. И группировка Российских искусственных спутников Земли не в полном объеме освещает Арктический регион (рис. 14), из-за чего потенциальная возможность улучшения ледовой разведки не реализуется. В результате информация о толщине льда, сплоченности, дрейфе, наличии полыней и разводий доступна только от иностранных искусственных спутников Земли.

Рис. 5. Небольшое разводье среди льда

Ситуацию с мониторингом ледовой обстановки в незондируемых сегодня районах должны были исправить радиолокационные космические аппараты серии «Арктика-Р». Они предназначались для вскрытия ледовой обстановки, проведения разведки нефти, газа и других полезных ископаемых в арктическом регионе (рис. 15). Однако данный проект пока не реализован.

Статья в тему:  Можно ли ловить на лодке

Рис. 7. Лед на носовой надстройке подводной лодки, хорошо видна структура льда

Большой интерес для обеспечения подледного плавания (ПЛ) представляет опыт использования автономных и телеуправляемых необитаемых подводных аппаратов (АНПА, ТНПА) для работы в ледовых условиях.

Рис. 9. Редкое гостеприимство Арктики

Возрастающий интерес к освоению арктического шельфа, необходимость обеспечения походов подводных лодок в арктические районы, научная и экономическая целесообразность диктуют необходимость иметь в России такие аппараты.

Рис. 13. Выраженная граница льда, наблюдаемая в оптикоэлектронные средства

Тема полярных исследований с использованием АНПА и ТНПА изучается в США, Великобритании, Германии, Дании, Норвегии, Японии, Китае. Эти страны уже имеют аппараты, способные работать в ледовых условиях: Autosub, Bluefin-2, ROV Nereid, DeepC, MARIDAN, SeaOTTER, HUGIN 3000 и 4500, Urashima и другие [9]. На АНПА Autosub с помощью направленного вверх многолучевого эхолота (МЛЭ) EM 2000 еще в 2004 году удалось получить 3D-изображение нижней кромки льда. Ширина полосы обследования составила около 100 метров.

Комплексное освещение ледовой обстановки в интересах подводных лодок, действующих в условиях Арктики, должно быть подчинено минимизации рисков мореплавания, повышению эффективности и боевой устойчивости при различных по сложности действиях в ледовой обстановке. Развитие средств комплексного освещения ледовой обстановки целесообразно проводить по следующим направлениям:

• улучшение характеристик, наглядности и полноты отображения информации собственных средств ледовой разведки, установленных на подводной лодке, включая морское телевидение, станции миноискания, эхоледомеры, обнаружители и т.п.;

Статья в тему:  Чем обработать старую резиновую лодку

• создание внешних средств ледовой разведки (автономных или телеуправляемых), передающих на носитель (подводную лодку) информацию по кабельному или гидроакустическому каналу связи (возможны другие каналы), а также средств ледовой разведки, дрейфующих вместе со льдом, либо стационарно размещенных на дне и обеспечивающих многостороннюю связь с корреспондентом;

• доведение ледовой обстановки до подводной лодки в реальном масштабе времени;

• проведение научных исследований по вычислению полыней, тонкого льда в различных арктических районах, по карто­графированию морского дна.

Все это позволит повысить эффективность применения оружия подводными лодками и обеспечит их безопасное подледное плавание в условиях Арктики.

1. Морской словарь. Т. 1. — М.: Воениздат МО СССР, 1959.

2. Военно-морской энциклопедический словарь. — М.: Воениздат, 2003.

3. Военная энциклопедия. Т. 6. — М.: Воениздат, 2002.

4. Деев М.Г. Льды Арктики и климат Северного полушария. — М.: Мысль, 1986. — 245 с.

5. Арикайнен А.И., Чубаков К.Н. Азбука ледового плавания. — М.: Транспорт, 1987. — 223 с.

6. Дреммог В.В., Шифрин Л.С. Навигационная гидрометеорология, второе издание. — М.: Транспорт, 1978. — 178 с.

7. Бушуев А.В., Волков Н.А., Лощилов В.С. Атлас ледовых образований. — Л.: Гидрометеоиздат, 1974. — 139 с.

8. Дерюгин К.К., Карелин Д.Б. Ледовые наблюдения на морях. — Л.: Гидрометиздат, 1954. — 168 с.

9. Аналитический отчет Тяжелые автономные необитаемые аппараты ч. 1, 2. — СПб: Рубин, 2016.

Статья в тему:  Почему всплывает подводная лодка

Взломанный лед: как подводные ракетоносцы научили всплывать в Арктике

Сегодня это крупнейший мировой научно-исследовательский центр. Вот лишь небольшой перечень направлений его деятельности: фундаментальные исследования в области морской и речной техники; разработка и обоснование программ кораблестроения и судостроения; разработка и экспертиза проектов морских и речных кораблей, судов и сооружений; исследования в области гидродинамики, прочности, энергетики и электроэнергетических систем, физических полей, гидроакустики; проектирование электротехнического оборудования, гребных винтов, движительных комплексов; проектные решения и разработки по созданию платформ для добычи нефти и газа на морском шельфе.

Бассейн Крыловского центра, в котором проходят натурные испытания всего, что будет работать в водной среде, самый большой в мире – его длина составляет 1 322 метра.

А начиналось все в 1894 году, когда в строй ввели первый российский опытовый судостроительный бассейн на территории Новой Голландии. В его создании участвовала целая плеяда отечественных ученых самых различных направлений, морских офицеров и адмиралов, высокопоставленных чиновников. В середине ХХ века уже в новом месте – тогда на окраине Ленинграда – был построен научно-исследовательский центр, которому в 1944 году присвоили имя академика А.Н. Крылова.

Историческое здание первого опытового судостроительного бассейна в Новой Голландии сохранилось вплоть до ХХI века. Но место оказалось слишком лакомым для недалеких историческим умом, но состоятельных людей. Бассейн и все постройки вокруг него разрушили, территорию отдали под коммерческое строительство. А ведь могли отстроить на этом месте, ничего не руша, интереснейший музей истории морской техники и ее создания. Был бы он сегодня одной из жемчужин мировых музеев техники и, несомненно, приносил немалый доход в городскую казну. Жаль, конечно, но главное – сам Крыловский центр в его нынешнем виде сохранился и работает очень активно.

Статья в тему:  Сколько подводных лодок у россии 2017

Обо всех направлениях его деятельности рассказать в одной публикации невозможно.

Например, в центре ведут работы по адаптации разработок, которые велись исключительно в военных целях, к гражданскому судостроению. В частности, в рамках проекта “ЭкоБот” создается энергомодуль на топливных элементах. Он будет построен на базе отечественных батарей топливных элементов с твердополимерным электролитом и конвертора органического топлива. Планируется, что его мощность составит один мегаватт. Этого хватит и на движение судна, и на его освещение, и на работу приборов.

Суда, оснащенные такой энергетикой, будут экологически чистыми, отсюда и название – “ЭкоБот”. Расчеты показывают, что в десятки раз уменьшатся выбросы вредных веществ и парниковых газов, в том числе по окислам серы, азота, СО и до тридцати процентов выбросы углекислого газа, что позволит получить годовую экономию российских квот вредных выбросов в окружающую среду по Киотскому протоколу в размере нескольких десятков миллионов тонн при серийном переходе на судовые энергоустановки с топливными элементами.

По словам специалистов, простота в эксплуатации, автоматическое управление и увеличение сроков техобслуживания делают их пригодными для оснащения даже безэкипажных судов.

Вне сомнения, одно из самых интересных направлений – исследования, связанные с плаванием и работой в арктических широтах.

Россия возвращается в Арктику всерьез и навсегда. Для обеспечения этого возврата необходимы совершенно новые разработки в области арктических технологий. И они ведутся.

Статья в тему:  Где найти лодку в гта 5

Сейчас в Крыловском центре просчитаны концептуальные проекты судов и морской техники высокого ледового класса. Это целая линейка атомных и дизель-электрических ледоколов для использования на Севморпути и Арктическом шельфе, научно-исследовательские суда для работы в полярных широтах, включая научно-исследовательские суда для рыбопромысловой отрасли, имеющие уникально низкий уровень шума, суда для развития шельфовых проектов, начиная с судов 3D-сейсморазведки, арктических буровых судов и заканчивая всеми видами буровых и эксплуатационных платформ для широкого диапазона глубин, ледовых и метеорологических условий.

Для исследований в области строительства различных объектов в Арктике введена в эксплуатацию ландшафтная аэродинамическая труба, которая по своим техническим возможностям является уникальной даже по мировым меркам. Благодаря большим размерам ее рабочей части можно проводить аэродинамические испытания крупномасштабных портовых сооружений, терминалов отгрузки углеводородов, угля, руд, а также макетов кораблей, судов, морских платформ, прибрежных объектов военной и гражданской инфраструктуры. По полученным результатам будут даваться конкретные рекомендации по конфигурации и размещению корабельных надстроек и вертолетных площадок, наиболее благоприятным местам строительства различных объектов.

Аэродинамические испытания крупномасштабного макета будущего атомного ледокола “Лидер” с хорошей детализацией и воспроизведением пограничного слоя атмосферы существенно повысят точность предсказания аэродинамических характеристик. Определяются аэродинамические нагрузки на надводную часть судна, которые необходимы для оценки его управляемости. Ведутся измерения поля скоростей воздушных потоков над взлетно-посадочными площадками – это необходимо для выбора безопасной траектории (глиссады) посадки на ледокол вертолетной техники. Также исследуется задымляемость надстройки судна выхлопными газами от вспомогательных энергоустановок, что необходимо при оптимальном выборе размещения выхлопных и заборных отверстий системы вентиляции.

Статья в тему:  Как правильно ставить мотор на лодку

Такие исследовательские работы при создании ледоколов в нашей стране ведутся впервые. И “Лидер” действительно станет лидером в части реализованных в нем ноу-хау с хорошей предварительной проработкой.

В истории Крыловского центра есть одна малоизвестная страница, связанная с Арктикой. “Российская газета” рассказывает об этом первой.

Сама Природа подарила нам огромную и абсолютно защищенную стартовую площадку для межконтинентальных баллистических ракет – ледовый панцирь Ледовитого океана. Находящийся под его прикрытием подводный ракетоносец невозможно отследить. Поэтому его удар будет всегда гарантирован и сокрушителен для врага. Проблема в том, что всплыть для залпа в урочный час, проломив двухметровую толщу льда, оказалось делом почти невозможным.

Все американские подлодки, всплывавшие в Арктике, были многоцелевыми. Стратеги у них не всплывают до сих пор. И почти каждое всплытие превращалось в проблему. Иногда удавалось высунуть из-подо льда только рубку, случалось, что всплывшая субмарина намертво вмерзала в лед, и “утопить” ее обратно получалось с огромным трудом.

Те же проблемы были и у нас. В Крыловском центре над их решением бились долгие годы. Было проведено множество расчетов и огромное количество сложнейших экспериментов. И только в 1979 году первый советский атомный подводный ракетоносец смог взломать ледовый панцирь и всплыть.

Пусть об этом расскажет непосредственный участник тех событий, ныне советник генерального директора “Крыловского государственного научного цента” Валерий Николаевич Поляков.

Статья в тему:  Как построить маленькую лодку в майнкрафте

Вот его воспоминания:

– В конце 1970-х годов состоялась серия натурных экспериментов по всплытию стратегических атомных подводных лодок в арктических льдах. Причины интереса к Арктике тогда были совершенно понятны.

Во-первых, в арктических льдах не ходят иностранные надводные боевые корабли, и, следовательно, опасность обнаружения ими наших подлодок отсутствовала.

Во-вторых, полеты иностранных самолетов ПЛО в Арктике сопряжены с большими трудностями, требуют большого опыта и их появление в арктическом небе было достаточно редким событием, особенно в сравнении с акваториями Атлантического и Тихого океанов.

В-третьих, нашим подводным ракетоносцам с баз на Кольском полуострове в арктические акватории можно было попасть без преодоления мощных противолодочных рубежей в Северной Атлантике, а вот американским субмаринам надо было либо проходить мелководным Беринговым проливом из Тихого океана, либо протяженным маршрутом из баз на Атлантическом побережье США и в северной Англии.

После прихода на работу в Крыловский научный центр, тогда ЦНИИ им. А.Н. Крылова, мне пришлось активно заниматься всем комплексом вопросов, связанных с отработкой методик боевого применения АПЛ в ледовых условиях. Поэтому закономерным стало мое включение в состав группы ученых и специалистов промышленности, принявшей участие в боевом походе атомного подводного ракетоносца в Арктику, что оставило неизгладимый след в моей памяти.

Подводный ракетоносец, следуя нашим рекомендациям, без проблем взломал лед и всплыл. Четверо специалистов, включая меня, были высажены на лед, после чего подлодка погрузилась в глубину. А мы остались одни среди белого безмолвия. Даже страшно было думать о том, что наша субмарина еще раз всплыть не сможет. Однако она, совершив циркуляцию подо льдом, снова всплыла в двухстах метрах от места нашей высадки. Радость наша была неописуемой.

Статья в тему:  Как сделать лодку из железа

После этого всплытия на арктическом льду вблизи острова Визе в нескольких сотнях километров от Северного полюса состоялся футбольный матч между сборной “хозяев” – личным составом АПЛ и “гостями” – командированными учеными и специалистами, который “гости” вчистую проиграли, что, впрочем, нисколько не омрачило общее приподнятое настроение от хорошо выполненной работы.

Более десяти раз мы всплывали из-подо льда, толщина которого достигала порой двух метров, раз за разом на практике успешно отрабатывая методики боевого применения атомных подводных ракетоносцев в арктических условиях. Прямо оттуда, с борта подводной лодки, руководству Советского Союза был направлен подробный доклад о результатах всего комплекса проведенных работ, в итоге получивший его высокую оценку. Как следствие этого арктического похода трое из экипажа АПЛ были удостоены звания Герой Советского Союза, на долю же командированных ученых и специалистов выпала Государственная премия.

При следующих походах в Арктику, уже в начале 1980-х, производились учебные пуски по Камчатскому полигону Кура.

Был отработан способ всплытия во льдах, позволяющий избавиться от тяжелого ручного труда по освобождению палубы от взломанного льда. Эксперименты позволили уточнить ледовую нагрузку на корпус всплывающей подводной лодки и соответственно более правильно определять местную прочность корпусных конструкций.

Проведенный цикл испытаний и отработки методик всплытия в арктических условиях позволили приступить к планомерной боевой подготовке личного состава и кораблей к действиям в высоких широтах и накапливать соответствующий опыт. Использование отечественных ракетных подводных комплексов стратегического назначения в Арктике дало возможность существенно увеличить вклад морских стратегических ядерных сил в обеспечение гарантированной защиты нашего государства…

Статья в тему:  Какая лодка лучше стеклопластиковая или алюминиевая

Можно добавить, что наш способ всплытия во льдах оказался настолько уникальным, что его удалось даже запатентовать. Американские подводники, наверное, сейчас знают эту технологию всплытия, но не применяют ее. Вероятно, просто потому, что рядом с ними не было и нет таких специалистов Крыловского научного центра, которые научили наших подводников не бояться льда еще 40 лет назад.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: