Как поднимается и опускается подводная лодка
Как поднимается и опускается подводная лодка
Подводные лодки, как нетрудно догадаться из названия, созданы для нахождения под водой – причем, довольно длительного. Всплывать субмарине необходимо для пополнения запасов кислорода и проветривания помещений от углекислого газа, выделяемого в процессе дыхания членов экипажа. Основное предназначение подлодок – военное: многие страны используют их для разведки, контроля границ и поражения боевых целей. Однако порой субмарины нужны и для мирных целей – например, исследовательских экспедиций. Одна из потенциально опасных ситуаций – переворачивание субмарины вверх дном. Но может ли опрокинуться подводное судно?
Как появились подлодки
О подводных конструкциях, имевших общие черты с современными субмаринами, впервые упомянул изобретатель и художник эпохи Возрождения Леонардо да Винчи. Он составил чертежи аппарата, но впоследствии сам уничтожил их. Авторы книги «Подводные лодки//Жители моря» Г. Вильчек и А. Журавлев рассказывают, что сохранился лишь один схематический рисунок судна овальной формы с рубкой и люком. Считается, что да Винчи уничтожил остальные чертежи, поскольку оценил потенциальную опасность своего изобретения. В XV-XVI веках попытки создать субмарину не увенчались успехом: аппараты не могли находиться на глубине, погружались под воду и сразу всплывали.
Первую подлодку в 1620 году построил английский механик Корнелиус Ван Дреббель. Аппарат мог достигать глубины четырех метров, двигаться в любом направлении с помощью двенадцати гребцов. Когда в Европе произошел промышленный переворот, на смену физической силе пришли паровые, электрические и дизельные двигатели.
В России попытки создать подводную лодку предпринимались в годы правления Петра Великого, однако после смерти императора проект забросили и вернулись к нему уже в девятнадцатом столетии. Широкое распространение подлодки получили во время обеих мировых войн, а в 1955 году появились атомоходы – то есть, субмарины с атомным реактором в качестве энергетической установки.
Чрезвычайная ситуация
Что же случится, если подлодка по той или иной причине перевернется вверх дном? К счастью, о такой возможности мы рассуждаем лишь в теории, поскольку на практике подобных инцидентов до сих пор не зафиксировано. Вероятно, поэтому в источниках можно встретить прямо противоположные точки зрения. В любительских статьях встречается мнение, что переворачивание не принесет субмарине серьезного ущерба, хотя члены экипажа могут получить травмы, зачастую довольно серьезные. Сторонники данной точки зрения уверены, что субмарина быстро вернется в исходное положение, потому что вода компенсирует внешнее воздействие на нее. Другое дело – если подлодка перевернется на суше, но представить такую ситуацию еще сложнее: находясь на мели или на грунте, аппарат в принципе не способен двигаться.
Сторонники пессимистичной точки зрения утверждают следующее: если подлодка перевернется, это неминуемо приведет к поломке оборудования, протечке технических жидкостей и пожарам, а также многочисленным смертям. В книге «Устройство подводных лодок» С.Н. Прасолова указано, что подобная ситуация может случиться, если будет нарушена правильность конструкции аппарата. Механики научились бороться с креном – вот почему в реальности ни одна субмарина не перевернулась вверх дном. Важнейшее понятие, связанное с судостроительной отраслью, называется «остойчивость». Так называют способность субмарины противодействовать внешним силам и возвращаться в равновесие после того, как т.н. возмущающий фактор перестал ей угрожать.
Как предотвратить катастрофу
В труде «Теория подводных лодок» К.Ф. Игнатьева сказано, что остойчивость является одним из важнейших качеств любого плавающего средства. Достигается она благодаря соблюдению математически выверенных правил конструирования судов. Сам показатель определяется центром приложения сил Архимеда и расположением центра тяжести судна относительно центра приложения сил. Причем с подлодками дело обстоит сложнее, чем с обычными надводными судами. Для субмарин механикам следует выводить сразу два показателя остойчивости: как для полностью подводного положения, так и для положения над водой. Строгое соблюдение правил остойчивости гарантирует, что подводная лодка не перевернется. В худшем случае – она может накрениться, однако быстро и без ущерба для членов экипажа вернется в правильное положение.
В надводном положении субмарины имеют положительную плавучесть и вытесняют меньший объем воды по сравнению с положением под водой. Для гидростатического погружения субмарина должна иметь отрицательную плавучесть. Этого можно добиться двумя способами: повысить собственный вес подлодки или уменьшить ее водоизмещение. Для изменения веса у всех подводных лодок есть балластные цистерны – их заполняют воздухом или водой. Если необходимо добиться общего погружения (или, наоборот, всплытия), используются кормовые и носовые цистерны главного балласта. Существует и третий вид цистерн – их называют «цистерны контроля глубины» – с их помощью контролируют погружение при изменении внешних условий.
Таким образом, современная подлодка имеет крайне мало шансов перевернуться вверх дном, поскольку правильные расчеты вместе с грамотным использованием балласта просто не позволят этому произойти.
Устройство и принцип работы подводной лодки
Первым упоминанием о далеком «предке» современных субмарин считается германское сказание «Салман и Моролф», датированное 1190 годом. Его главный герой – Моролф сумел построить лодку из кожи и скрыться от преследования вражеских кораблей, погрузившись на дно, где он пробыл две недели. Как утверждает автор сказания, все это время Моролф дышал через длинную трубку.
Чертежи подводных аппаратов встречаются у гениального Леонардо да Винчи. Первым судном, способным передвигаться в подводном положении стала подводная лодка из дерева и кожи, построенная по проекту Корнелиуса Ван Дребеля в 1620 году, у которой в качестве передвижения использовался шест – с его помощью можно было отталкиваться от дна.
В XVIII – XIX веках предпринимались попытки создания подводных аппаратов в Англии, Франции, США и России. К началу ХХ века сложились основные концептуальные особенности подводных лодок, что положило начало разработке тактики применения субмарин в боевой обстановке на морских театрах военных действий.
Принцип работы подводной лодки
Для нормального функционирования подводной лодки она должна:
- выдерживать давление воды в подводном положении;
- обеспечивать управляемость при погружении, всплытии и смене глубины;
- иметь оптимальную обтекаемую форму;
- сохранять работоспособность в соответствии с ее ТТХ.
Принцип погружения и всплытия
Для погружения под воду специальные цистерны на борту субмарины заполняются балластом (забортной водой). Все в соответствии с законом Архимеда – для полного погружения необходимо уровнять вес лодки с весом вытесненной воды.
При всплытии осуществляется обратный процесс – продув балласта, вследствие чего вода вытесняется из цистерн сжатым воздухом. В подводном положении лодка может менять глубину погружения с помощью рулей.
Ёмкости, заполняемые забортной водой, носят название цистерны главного балласта (ЦГБ). Они разделены на три группы – носовую, среднюю и кормовую. ЦГБ заполняются в зависимости от выполняемого ПЛ маневра. К примеру, при срочном погружении балластом заполняется цистерна быстрого погружения.
Как плавает подводная лодка
Подводная лодка в надводном положении плывет с открытыми кингстонами (клапанами для приема или откачки забортной воды) и аварийными захлопками (клапанами, через которые при заполнении цистерн водой выходит воздух). Вентиляционные клапаны закрыты. Лодка держится на поверхности за счет воздушной подушки в ЦГБ. В подводном положении кингстоны и аварийные захлопки открыты, а клапаны вентиляции закрыты.
Прочность и водонепроницаемость
От этих важнейших характеристик зависит живучесть ПЛ. Их обеспечивает особая конструкция корпуса субмарины, который в свою очередь может состоять из двух корпусов – прочного и легкого или только из прочного. В первом случае речь идет о российских подводных лодках, во втором – об американских.
Прочный корпус принимает на себя давление воды, для чего ему придается специальная оптимальная форма. Внутри прочного корпуса находятся все основные системы и устройства подводной лодки. Для создания прочных корпусов используются в основном высокопрочные легированные стали и титановые сплавы. Толщина обшивки прочного корпуса при диаметре 8-12 м может составлять от 40 до 60 мм и более.
Легкий корпус обеспечивает оптимальное обтекание во время плавания. Для обеспечения радиолокационной невидимости его «одевают» в специальное противорадиолокационное, звукоизолирующее резиновое покрытие. Внутри легкого корпуса размещаются балластные и топливные (для ДЭПЛ) цистерны, рулевые тяги и гидроакустические антенны.
В подводном положении межкорпусное пространство заполняется водой. Так-как давление на легкий корпус снаружи и изнутри уравновешено, нет необходимости делать его прочным. Толщина обшивки легкого корпуса составляет, как правило, от 8 до 16 мм.
Разделение на отсеки обеспечивают подводной лодке дополнительную живучесть. Отсеки отделены друг от друга водонепроницаемыми дверями-переборками с быстродействующими запирающими устройствами.
Примерный перечень отсеков ДЭПЛ: носовой и кормовой торпедные отсеки; отсек главных гребных электродвигателей и электростанция; машинный отсек; жилые помещения команды; центральный пост.
Атомные подводные лодки
Первая в мире атомная подводная лодка – «Nautilus» была принята на вооружение в США в сентябре 1954 года. Спустя почти 5 лет, в январе 1959 года вступила в строй советская АПЛ К-3 проекта 627. По многим характеристикам, в частности, водоизмещению, скорости, числу гребных валов, автономности и численности экипажа они были схожи. И все же советская АПЛ имела на один реактор больше. Она превосходила американскую по мощности более чем в 2 раза и по скорости на 6 узлов.
Чтобы понять, как устроена атомная подводная лодка, следует уяснить главное ее отличие от обычной: это субмарина с ядерной силовой установкой, что дает ей ряд уникальных преимуществ:
- Ядерная энергия дает возможность АПЛ значительно увеличить время нахождения под водой – от 80 до 99 % всего ходового времени.
- Ядерное топливо – это гарантия неограниченной дальности плавания и независимости от береговых баз снабжения.
- Атомные энергетические установки обеспечивают субмарине скорость, соизмеримую со скоростью надводных кораблей.
- Помимо главной турбины, атомный реактор обеспечивает энергией многочисленные механизмы, системы и электронную аппаратуру.
Мощное вооружение современных российских АПЛ – баллистические и крылатые ракеты различных типов многократно повысило боевые возможности подводного флота, сделав его одной из важнейших составляющих ядерной триады.
Почему подводные лодки вообще должны всплывать на поверхность? Разве они не могут оставаться под водой бесконечно?
Подводные лодки – это огромные морские машины: они ныряют под воду и остаются там в течение длительных периодов времени, проводя военные операции или другие формы подводных исследований. Самое большое.
Содержание
- Почему дизельные подводные лодки иметь всплыть?
- Перезарядка батарей дизельных подводных лодок
- Трубка
- Связь
- Пайки и припасы
- Обслуживание
- “Человеческий” угол
Подводные лодки – это огромные морские машины: они ныряют под воду и остаются там в течение длительных периодов времени, проводя военные операции или другие формы подводных исследований. Самое большое преимущество, которое они предлагают, особенно в милитаристском контексте, заключается в том, что они могут спрятаться под водой, подальше от подозрительных глаз врага. Фактически, это главная причина, по которой они были впервые использованы в мировых войнах немецким флотом, чтобы нанести ущерб кораблям союзников.
Однако в тот момент, когда подводная лодка всплывает на поверхность, то есть появляется на поверхности воды, она становится гораздо более легкой целью для мощных орудий и пушек атакующих и эсминцев противника. Вот почему часто говорят, что если вы можете успешно заставить подводную лодку всплыть на поверхность, вы уже выиграли половину битвы.
При этом, если появление на поверхности воды настолько опасно для подводной лодки и ее экипажа, зачем ей вообще всплывать на поверхность? Я имею в виду, что мешает подводной лодке оставаться под водой неопределенное время? Разве он не может оставаться под водой на протяжении всей миссии?
Чтобы понять ответ на этот вопрос, полезно знать кое-что о подводных лодках.
Подводные лодки можно разделить на два типа в зависимости от типа двигателя, на котором они работают: дизель-электрический или ядерный.
Подводные лодки, работающие на дизельных электрических двигателях, принято называть дизельными подводными лодками или просто дизельными подводными лодками. Точно так же подводные лодки, которые используют энергию, вырабатываемую ядерным реактором на борту, называются атомными подводными лодками или просто атомными подводными лодками.
Вне зависимости от типа подводные лодки обычно периодически всплывают на поверхность, но причины для этого в обоих случаях разные.
Почему дизельные подводные лодки иметь всплыть?
Дизельные двигатели вырабатывают энергию в процессе внутреннего сгорания (слово «внутреннее» просто означает, что дизельное топливо сгорает. внутри основная часть двигателя). Обратите внимание, что двигатели внутреннего сгорания отличаются от двигателей внешнего сгорания.
Теперь вы можете вспомнить из школьного урока естествознания, что горение – это просто процесс сжигания чего-либо в присутствии кислорода. «Присутствие кислорода» здесь очень важно, особенно в случае больших металлических судов, работающих под водой, вдали от прямого и свежего источника кислорода.
Перезарядка батарей дизельных подводных лодок
Как следует из названия, дизельная подводная лодка работает на дизельном двигателе, а это значит, что она должна подниматься на поверхность (или хотя бы на перископную глубину). Высота перископов на подводных лодках может достигать 18 метров (около 60 футов). Когда подводная лодка погружается на глубину, равную высоте перископа, считается, что подводная лодка находится на глубине перископа.
Подводная лодка выходит на поверхность раз в несколько дней (а то и чаще) не только для того, чтобы получить свежий запас атмосферного кислорода над поверхностью воды, но и для утилизации отработанных газов, которые она производит на борту.
Трубка
Существует устройство, известное как шноркель (англичане называют его «фырканьем»), которое позволяет подводным лодкам работать под водой, при этом набирая воздух над поверхностью. Когда подводная лодка выходит на поверхность, ее дизельные двигатели работают и вырабатывают энергию, которая используется для подзарядки батарей, которые в конечном итоге приводят в действие подводную лодку.
Атомные подводные лодки, с другой стороны, полагаются на энергию, вырабатываемую ядерным реактором на борту. Реактор вырабатывает мощность, достаточную для работы всех электронных и электрических систем на борту, а также систем жизнеобеспечения экипажа. Следовательно, в отличие от дизельных подлодок, атомные подлодки могут работать дни или даже недели, не всплыв ни разу. Фактически, теоретически ядерный реактор на борту подводной лодки производит достаточно энергии, чтобы управлять подводной лодкой в течение нескольких десятилетий!
Связь
Радиосигналы плохо проходят под водой, особенно на глубинах, на которых подводные лодки обычно работают во время миссии. Следовательно, как атомные, так и дизельные подводные лодки должны всплывать на поверхность, чтобы поддерживать связь со своей базой, получать приказы и / или передавать важную информацию.
Пайки и припасы
Атомная подводная лодка может оставаться и работать под водой в течение пары десятилетий, при условии, что она снабжена достаточным количеством припасов и рационов для экипажа на борту, чтобы продержаться так долго.
Очевидно, это далеко не область возможного, поэтому подводные лодки должны всплывать, чтобы загрузить свежие припасы (с другого судна) и продолжить, особенно если это долгая миссия.
Обслуживание
Какой бы прочной и надежной она ни была, подводная лодка, в конце концов, остается просто машиной. Он имеет ряд систем различных типов – электрических, механических, электронных, гидравлических и т. Д., Которые позволяют ему работать под водой. Иногда у некоторых из этих систем возникают проблемы, которые бортовой экипаж не может исправить на ходу. Если какая-либо из этих проблем является критической, капитан обычно приказывает поменять поверхность субмарины, чтобы можно было произвести существенный ремонт.
“Человеческий” угол
Не будем забывать, что подводная лодка – это укомплектованный Судно, то есть им управляют люди. Иногда член экипажа получает травму или заболевает, и ему требуется надлежащая медицинская помощь. Также может быть какая-то чрезвычайная ситуация, связанная с людьми, которая потребует незапланированного восстановления поверхности подлодки.
Кроме того, люди – социальные животные. Oни иметь вести «социальную жизнь», т. е. разговаривать с друзьями, встречаться с людьми, посещать места, есть различную еду, зацикливаться на телепередачах, играть в видеоигры, гулять, долго ездить множество других вещей для поддержания их рассудка.
Чтобы команда не сошла с ума из-за недельного пребывания в металлической трубе, полностью оторванной от семьи, друзей и остального мира, миссии на подводных лодках планируются таким образом, чтобы «вращающийся», означающий, что ни один экипаж не должен нести бремя пребывания под водой «слишком долго». Чтобы это произошло, подводные лодки должны всплыть на поверхность, чтобы существующий экипаж мог высадиться, пока новый экипаж садится на подлодку для следующего этапа текущей миссии.
Управление подводной лодкой при всплытии в надводное положение
- Рубрика:
- Обучение |
- Основы управления ПЛ
Под всплытием подводной лодки понимается процесс перехода из подводного положения в надводное или перемещение в вертикальной плоскости с большей глубины на меньшую.
Различают два вида всплытия: нормальное и аварийное, которые могут производиться как на ходу, так и без хода. Без хода, как правило, подводная лодка всплывает в надводное noложение в районе возможного нахождения льда и в других случаях по решению командира подводной лодки.
Нормальное всплытие производится в повседневной и боевой деятельности подводной лодки при исправных технических средствах и ненарушенной герметичности прочного корпуса.
Аварийное всплытие производится в случаях, не терпящих отлагательств (аварии оружия, технических средств, пожары или нарушение герметичности прочного корпуса), и осуществляется одновременным продуванием части или всех цистерн главного балласта воздухом высокого давление.
Если подводная лодка находится на глубине, большей безопасной, то нормальное всплытие ее в крейсерское положение включает в себя, как правило, пять последовательных этапов:
всплытие (погружение) на глубину наибольшей дальности слышимости надводных кораблей (судов) по гидроакустическим условиям (но не меньшей безопасной и не большей, чем рабочая); — всплытие на безопасную глубину;
всплытие на перископную глубину;
всплытие в позиционное положение;
всплытие в крейсерское положение.
На глубине, обеспечивающей максимальную дальность обнаружения целей, производится прослушивание водной среды техническими средствами в режиме шумопеленгования на малошумной скорости для оценки надводной и подводной обстановки, определяются параметры движения обнаруженных целей и принимается решение на расхождение с ними.
Всплытие на безопасную глубину производится, как правило, на скорости с дифферентом 2-3° на корму. При подходе к безопасной глубине дифферент отводится к нулю. На безопасной глубине повторно прослушивается горизонт в режиме шумопеленгования. Прослушивание горизонта на кормовых курсовых углах осуществляется отворотом от курса на угол, больший величины кормового теневого сектора гидроакустического комплекса. При всплытии в полигонах (районах) боевой подготовки, а гак же при всплытии в неблагоприятных гидрометеорологических условиях в районах боевой службы и на переходах, по решению командира подводной лодки, производится круговое обследование водной среды в активном режиме для обнаружения неподвижных объектов. При обнаружении шумящей цели следует привести ее на курсовой угол 120° того борта, на котором она обнаружена, и добиться изменения пеленга изменением скорости хода, определить дистанцию до цели и далее маневрировать исходя из создавшейся обстановки. Надводная обстановка должна быть отображена в БИП на планшетах, устройствах наглядного отображения, индикаторах и других устройствах, обеспечивающих наглядность и полноту информации.
Только после уяснения обстановки командир подводной лодки оценивает возможность всплытия под перископ, назначает курс безопасного всплытия и объявляет учебную тревогу.
Всплытие подводной лодки на перископную глубину является ответственным и сложным маневром. Всплытие без подготовки, без анализа надводной обстановки (на авось), без принятия мер предосторожности и предусмотрительности, рано или поздно приведет к аварийной ситуации, аварии или катастрофе подводной лодки: попаданию под таранный удар надводного судна или столкновению с судном, лежащим в дрейфе.
Перед всплытием необходимо определить гарантированную минимальную дистанцию до целей, прослушиваемых гидроакустическим комплексом. Минимальная гарантированная дистанция до каждой из прослушиваемых целей определяется с помощью боевой информационно-управляющей системы и графическими способами на посту навигационной прокладки и БИП.
Командир отдает приказание на всплытие, если он уверен в безопасности и его уверенность основана на точных расчетах условий расхождения с целями.
Всплывать на перископную глубину следует с дифферентом 2-4° на корму на скорости хода не более 9 узлов. При этом всплывающая подводная лодка должна быть готова в любой момент прекратить всплытие и срочно погрузиться, для чего цистерна быстрого погружения готовится к заполнению. При всплытии на перископную глубину необходимо утяжелить подводную лодку для предотвращения выбрасывания ее на поверхность в свежую и штормовую погоду. Для этого на безопасной глубине погружения замеряют высоту волны с помощью эхоледомера и принимают соответствующее количество воды в цистерны вспомогательного балласта для обеспечения необходимой отрицательной плавучести.
При всплытии в полигонах (районах) боевой подготовки, при совместном плавании с надводными кораблями даются три пузыря на поверхность, последний за 2…3 минуты до всплытия под перископ. В темное время суток включаются ходовые oгни, а на подводных лодках, где они не видны в убранном состоянии, включаются и светильники телевизионного комплекса.
С подходом к перископной глубине следует уменьшить ход до дифферент отвести к нулю и заблаговременно поднять антенну поиска («Накат». и перископ. В темное время суток на ГКП подводной лодки и в боевой рубке выключают обычное освещение и включают красный свет, облегчающий адаптацию зрения наблюдателей в перископ. С выходом головки перископа из воды нужно быстро обследовать ближний и дальний горизонт и воздух сначала на носовых курсовых углах подводной лодки, а затем и по всему горизонту.
Особенно внимательно осматривают воздух, темную часть горизонта, районы у береговой черты и направление в сторону солнца. Если имеются участки горизонта, закрытые другими выдвижными устройствами, необходимо изменить курс, чтобы осмотреть весь горизонт. В темное время суток и в ограниченную видимость горизонт обследуется радиолокационной станцией. Все результаты осмотра горизонта и воздуха в перископ, поисковой и радиолокационной станцией записываются в вахтенный журнал. По необходимости использования поднимаются другие выдвижные устройства, антенны.
В случае обнаружения сигнала работающей радиолокационной станции или целей в перископ всплытие подводной лодки в зависимости от обстановки может быть прервано.
Если при осмотре водной поверхности обнаружено опасное сближение с судном на ходу или лежащем в дрейфе, подводная лодка уклоняется от него срочным погружением с заполнением цистерны быстрого погружения, опустив выдвижные устройства и переложив горизонтальные рули параллельно на погружение. С приходом на безопасную глубину производится расхождение с целью, после чего подводная лодка повторно всплывает на перископную глубину в готовности к немедленному погружению.
При всплытии на перископную глубину в районах фарватеров и больших грузопотоков коммерческих судов курсы всплытия необходимо располагать параллельно направлениям фарватеров. Одной из главных мер безопасности при всплытии подводной лодки вблизи работающего с ней обеспечивающего корабля (подводной лодки) является всплытие на параллельных курсах и равных скоростях подводной лодки и обеспечителя при нахождении последнего на кормовых курсовых углах и безопасной дистанции.
В штормовую погоду подводная лодка лучше держит перископную глубину, находясь лагом к волне. При нaличии волнения удержание подводной лодки на перископной глубине производится совместно носовыми (средними, рубочными) и кормовыми горизонтальными рулями за счет увеличения скорости хода, приема воды в уравнительную цистерну для утяжеления подводной лодки, перегонки воды из носовой дифферентной цистерны в кормовую и отвода дифферента к нулю.
Всплытие в позиционное положение возможно только после тщательного осмотра горизонта и воздуха и при четком представлении об обстановке в районе всплытия.
При наличии в районе всплытия надводных целей запрещается всплывать впереди по курсу надводного корабля (судна) в дистанции менее 60 каб и менее 30 каб на кормовых курсовых углах судна.
На перископной глубине командир подводной лодки приказывает: «По местам стоять к всплытию. Приготовить правый (левый) дизель на продувание главного балласта». Всплытие производится по команде «Всплывать» после доклада о готовности к продуванию ЦГБ. Рулевой перекладывает горизонтальные рули на всплытие и докладывает об изменении глубины через 0,5 метра. На глубине 5 метров носовые (средние) рули следует поставить в плоскость рамы и завалить.
После доклада рулевого «Лодка больше не всплывает” продувается средняя группа цистерн главного балласта и отдраивается нижний рубочный люк. В позиционном положении большие кормовые горизонтальные рули перекладываются на 15 град на всплытие. При необходимости даются „пузыри“ в концевые цистерны главного балласта. Только после этого отдраивается верхний рубочный люк. Верхний рубочный люк отдраивает лично командир подводной лодки после уточнения избыточного давления. Он первым выходит на мостик и оценивает обстановку.
Для всплытия из позиционного положения в крейсерское продуваются концевые группы цистерн главного балласта воздухом высокого или низкого давления. На дизельных подводных лодках цистерны главного балласта могут продуваться выхлопными газами дизеля, работающего одновременно на винт. При работе дизеля только на продувание подводная лодка осуществляет движение под главными гребными электродвигателями. На большинстве проектов подводных лодок ЦГБ продуваются только воздухом высокого давления.
В процессе продувания главного балласта командир электромеханической боевой части следит за равномерным продуванием цистерн главного балласта, осуществляя всплытие в крейсерское положение без крена и дифферента. В крейсерском положении по приказанию командира подводной лодки, заполняется цистерна быстрого погружения. После объявления боевой готовности №-2 и заступления вахты маневр всплытия завершается командой „От мест по всплытии отойти“.
Всплытие в крейсерское положение в штормовых условиях, на большой волне производится на курсах, как правило, против волны или под углом к ней 15…30°. В этом случае отдраивание верхнего рубочного люка и выход на мостик производится после продувания всего балласта.
Всплытие подводной лодки в надводное положение в ограниченную видимость обеспечивается надежным использованием радиотехнических средств и четкой работой БИП. После всплытия в надводное положение и выхода командира на мостик в условиях ограниченной видимости подаются звуковые „туманные“ сигналы согласно МППСС-72, включаются ходовые огни.
Решение на аварийное продувание цистерн главного балласта на глубине в случаях значительной потери плавучести, поступления воды внутрь прочного корпуса, нарастания аварийных дифферентов, пожаров и т. п. принимает командир подводной лодки, а в его отсутствие на ГКП — вахтенный офицер. В случаях, не терпящих отлагательств, решение на аварийное цистерн главного балласта принимает командир электромеханической боевой части (вахтенный с последующим докладом командиру подводной лодки (вахтенному офицеру).
Во всех случаях аварийного всплытия для обеспечения безопасности следует прослушать водную среду гидроакустическим комплексом (станцией), дать ряд посылок гидролокатором прямо по носу, выстрелить комбинированный сигнальный патрон (КСП), включить эхолот и ходовые огни и подавать другие сигналы, могущие привлечь к подводной лодке внимание. После всплытия в крейсерское положение в случае обнаружения крена выровнять его дополнительным продуванием цистерн главного балласта накрененного борта.