6 просмотров

Как определить подводную лодку

Найти подводную лодку

Главным достоинством подводной лодки, с момента ее изобретения почти 400 лет назад, была незаметность. Скорее всего так будет и впредь, но за все эти годы появилось множество методов обнаружения подводных лодок.

Все способы поиска подводных лодок можно разделить на две группы: активные и пассивные. Активный метод — с использованием своего излучения и отражения сигнала, пассивный — только излучение или возмущение среды вызванные целью.

Визуальный метод

Вода прозрачна и лодку банально видно с воздуха пока она находится на небольшой глубине. А уж если она не погрузилась, то кильватерный след будет виден и с орбиты, а главное, он будет хорошо заметен еще некоторое время после погружения.

Также интересным приемом поиска можно считать наблюдение за морем ночью. В воде обитает огромное количество светящихся организмов. Любой объект прошедший сквозь «облако» флуоресцентного планктона оставит длинный и хорошо заметный шлейф. Даже если глубина будет большой, этот шлейф может подняться ближе к поверхности и демаскировать подводную лодку. Правда нет никаких данных об эффективности такой методики. Свечение ведь довольно слабое.

Так светится планктон в некоторых частях мирового океана

Известный факт, скорость распространения колебаний зависит от плотности среды. Жидкость плотнее газа, а значит шум издаваемый подлодкой будет распространяться в ней очень хорошо. В 4,5 раза быстрее, если сравнивать атмосферу на уровне моря и воду на поверхности. Именно поэтому эхолокация — это самый популярный метод.

Статья в тему:  Как проверить лодку керосином

Интересно, что вода в море-океане на однородна, скорость звука зависит от температуры и давления. К тому же существуют такие явления как «подводные звуковые каналы», где звук распространяется на большее расстояние и зоны с эффектом «акустической тени», в которой лодка может скрываться.

Любая подводная лодка, противолодочный корабль, самолет или вертолет имеет на борту ГАС (гидроакустическую станцию). У подлодки или надводного корабля она является частью конструкции, либо может быть буксируемой, в авиации — только буксируемой (или сбрасываемой). Но работают все гидролокаторы одинаково, улавливают звук (пассивный режим) или испускают свои звуковые сигналы, чтобы обнаружить отраженный от препятствия эхо-сигнал.

По тому же принципу работают гидроакустические буи, которые обычно сбрасывают с самолетов, вертолетов или кораблей противолодочной обороны и стационарные системы подобные американской SOSUS. Слушают море.

Для подводников, существует хороший способ остаться не обнаруженной — поменьше шуметь. Но когда применяется активная эхолокация, шансов становится меньше, ведь создать покрытие или форму совершенно не отражающее звуковые волны невозможно, так же как и в случае с радиолокатором и самолетом-невидимкой — абсолютной невидимости не существует.

Кильватерный след

Это шлейф из вихрей который оставляет за собой любое судно при движении. Обычно его хорошо видно, но в случае субмарины это не так, если она находится глубоко под поверхностью. Это проблема для всех, кроме другой подлодки.

Статья в тему:  Как самому сделать крепление под удочки на надувной лодке

Эхолокаторы созданные в СССР были менее эффективны по сравнению с аналогами у вероятного противника. Поэтому в 70 годах 20 века была создана целая серия устройств позволяющих отслуживать чужие субмарины по их кильватерному следу (СОКС). Работает устройство используя принцип когерентной оптической томографии, это то же самое, что и эхолокация, но вместо звуковых волн — оптические, инфракрасного диапазона. Дело в том, что длинный хвост из вихрей созданных винтом по другому переломят свет, чем относительно спокойная жидкость вокруг, а значит, достаточно чувствительный датчик это заметит.

Проект 971 «Щука-Б» то, что выглядит как трубки на рубке — СОКС

Магнитометр

Подводная лодка, это большое металлическое судно, а значит имеет достаточно сильное собственное магнитное поле, по которому ее можно засечь. Для этого используется магнитометр. Фактически, это обычная электромагнитная катушка. Впервые такой прием был применен в далеком 1915 году и тогда это была просто индукционная петля, лежащая на дне, в которой возникал ток при проходе над ней корабля.

Проблема с магнитометрическим способом существенная, чтобы что-то найти нужно оказаться почти точно над (или под) целью. Чуть влево или вправо, цель останется незамеченной. Магнитометры применяются в противолодочной авиации, но не как основной метод обнаружения подводной лодки, а как вспомогательный.

P-3 «Orion». Магнитометр выглядит как длинная балка на хвосте. Красный квадрат на фюзеляже — блок гидроакустических буев

Статья в тему:  Из чего сделать шпонку для лодочного мотора

Выхлопные газы

Если субмарина оборудована двигателем внутреннего сгорания, а не ядерным реактором или воздухо-независимым двигателем, ее можно обнаружить по специфическому запаху. В английском прибор-газоанализатор так и называется «нюхач» sniffer. Но время идет и «сесть на хвост» подводной лодке с воздухо-независимой или атомной силовой практически невозможно.

По неподтвержденным данным, существуют приборы способные определить наличие в воде даже ничтожного количества посторонних примесей, таких как частички краски или обшивки. Но это похоже скорее на легенду, чем на действительно рабочий прием.

Тепловой след и радиация

Ядерный реактор нуждается в охлаждении. Для этого используется морская вода, которая после ее использования становится теплее. В инфракрасном диапазоне волн тепловой след достаточно заметен даже из космоса, чтобы демаскировать субмарину. Тоже касается и следов радиации в использованной воде, ее также можно обнаружить. Не ядерным силовым установкам точно так же нужно охлаждение, хотя и не такое интенсивное, как реактору.

Радиолокация

Один из самых современных методов. Еще во время Второй Мировой появилась возможность обнаруживать поднятый перископ или шноркель (выхлопную трубу) субмарины при помощи радаров. Но сегодня существуют и более продвинутые методы — поиск по возмущениям водной поверхности. Причем сам объект может двигаться на большой глубине, а след от него в виде специфических зыби, можно выделить на фоне стандартного волнения океана.

С таким эффектом знаком любой рыбак наблюдавший так называемый горб Бернулли и Волны Кельвина. Рыба глубоко, ее не увидеть с помощью зрения, но на поверхности воды при быстром движении появляется заметные круги.

Статья в тему:  Чем субмарина отличается от подводной лодки

Примерно так выглядит возмущение от движущегося под водой объекта

Эффект известный, но до наших дней использовать его не было возможности. Сейчас специальное программное обеспечение уже может отличить обычные волны в океане от рисунка Волн Кельвина высотой несколько миллиметров, полученном с помощью радара.

Например, у японского специализированного самолета «Кавасаки» Р-1 сразу 4 радара дающие обзор на все 360 градусов. Наверняка они появились на борту не просто так.

Kawasaki P-1. Есть и магнитометр, и акустические буи, и радары

Итак, найти подлодку можно используя несколько приемов: услышать, увидеть, заметить ее след или изменение физических полей. А лучше использовать сразу несколько способов поиска подводных лодок, для надежности. Не стоит сбрасывать со счетов и прослушивание радио эфира (подводникам нужно иногда выходить на связь) и возможность предугадать вероятный маршрут и банальный шпионаж. Скрытность не бывает абсолютной.

От “Черной дыры” до “Лошарика”: феномен скрытности российских подлодок

В США разрабатывают новый беспилотник для борьбы с российскими подводными лодками. Его оснастят ядерными торпедами и бомбами. Кроме того, на дрон установят мощную радиолокационную станцию, которая позволит находить вражеские субмарины с точностью до метра. Классический способ обнаружения подлодок с помощью гидроакустической аппаратуры устарел. Силовые установки современных субмарин работают практически бесшумно. Как инженерам удалось этого добиться? И правда ли, что радары могут засечь подлодку даже по кашлю одного подводника? На вопросы ответили эксперты программы “Загадки человечества” с Олегом Шишкиным на РЕН ТВ.

Статья в тему:  Как правильно установить якорный рым на лодку пвх

Звонок дьявола

“Звонок дьявола” – это зловещее выражение придумали немецкие подводники. Союзники обнаруживали гитлеровские субмарины с помощью гидроакустической аппаратуры. Когда звуковые волны достигают корпуса подлодки, возникает специфический звук. Для подводников такой “звонок дьявола” почти всегда означал верную смерть.

“Гидроакустическая станция работает по корпусу и получает в ответ отраженный сигнал, лодку обнаруживают. Такой звук леденит кровь подводников. Это значит, что корабль вышел на лодку, взял ее координаты и сейчас будет бомбить”, – рассказывает капитан первого ранга запаса Василий Дандыкин.

Такие эпизоды часто показывают в фильмах о войне. Враг рядом, на лодке объявлен режим “тишина”. Почти все системы выключены, экипаж старается меньше двигаться и реже дышать, ведь акустические системы противника могут засечь даже кашель, и это не преувеличение кинематографистов. Неосторожный звук действительно приводил к гибели подводников.

Гонка за тишиной

После войны конструкторы изобрели систему регенерации воздуха для подводных лодок. Благодаря ей субмарины получили возможность не всплывать неделями, а в 1950-е началась “гонка за тишиной”. Инженеры старались сделать субмарины как можно незаметнее для сонаров.

“Лодкам старались придавать оптимальные гидродинамические условия, чтобы не было завихрений, именно они в воде они вызывают определенный шум. Чтобы вода плавно обтекала лодку. То есть придание идеальной формы корпусу лодки и ее рубки”, – делится корабельный инженер Евгений Смирнов.

Статья в тему:  К чему снится вода лодки

Подводные невидимки стали грозным оружием. Во время холодной войны в США создали масштабную звуковую систему слежения. Гигантские поля акустических антенн развернули у американского побережья и на севере Европы возле Норвегии. В то время возможности этой системы впечатляли. Советские подлодки первого поколения она обнаруживала за сотни километров. Обострилось противоборство двух систем: лодки старались снизить шум, ученые старались повысить чувствительность локаторов, которые этот шум фиксируют.

В ответ советские конструкторы построили самую тихую в мире субмарину “Палтус”, которую на Западе прозвали “Черной дырой”. Американской сети антенн она оказалась не по зубам. Корпус “Палтуса” по форме напоминает дирижабль. Нашим инженерам удалось снизить шум многих агрегатов, в том числе дизель-электрических двигателей.

Достижения “Варшавянки”

Обновленная модификация “Палтуса” получила название “Варшавянка”. Моряки утверждают, что под водой она ходит не громче, чем плещутся океанские волны. Самая шумная деталь лодки – гребной вал. На “Варшавянке” он изготовлен с применением бакаута, его еще называют железным деревом. При вращении оно выделяет масло, и за счет естественной смазки вал работает тише. Чтобы спрятаться от противника, “Варшавянка” может лечь на дно. Для атомных подводных крейсеров это слишком рискованный маневр, а для дизель-электрических – штатная ситуация, которую отрабатывают на учениях. В этот момент лодку обесточивают и объявляют режим тишины. Перемещение экипажа запрещено.

В наши дни на тренировке в Черном море состоялась дуэль двух субмарин такого класса, “Новороссийска” и “Ростова-на-Дону”, – кто кого быстрее обнаружит. Гидроакустик одной из лодок засек другую по звуку случайно открывшегося люка.

Статья в тему:  Сколько подводных лодок имеется в составе вмф россии

Движение вслепую

Гидроакустики – это не только уши, но и фактически глаза подводной лодки. Ведь на глубине она идет вслепую. Специалисты расшифровывают сигналы гидролокатора и оценивают окружающую обстановку. Хороший гидроакустик знает, какие звуки издает дельфин, айсберг или приближающаяся торпеда. У этих подводников даже есть шумовая библиотека.

“Каждый звук корабля имеет свой паспорт. То есть можно на расстоянии определить, какое это судно, каков его тип, как его называют. Какой это конкретно корабль”, – утверждает Дандыкин.

На субмарины часто охотятся противолодочные самолеты и вертолеты. В районы вероятного нахождения цели они сбрасывают гидроакустические буйки. По их показаниям летчики могут найти спрятавшуюся на глубине подлодку. Также используют детекторы магнитных аномалий. Массивные металлические объекты, такие как подводная лодка, искажают магнитное поле. Кроме того, субмарину можно обнаружить и по следу гребного винта.

Непобедимый “Лошарик”

Один из самых секретных проектов российского флота – АС-12 или “Лошарик”. Забавное прозвище атомной субмарине дали в честь героя советского мультфильма. В корпусе лодки несколько титановых сфер. Это отсеки, связанные между собой переходами. Такой корпус позволяет выдерживать давление на больших глубинах. По мнению военных экспертов, “Лошарик” – самая неуязвимая и бесшумная подлодка в мире.

О невероятных событиях истории и современности, об удивительных изобретениях и явлениях вы можете узнать в программе “Загадки человечества” с Олегом Шишкиным! Смотрите с понедельника по пятницу в 13:00 на РЕН ТВ.

Статья в тему:  Где находится подводная лодка в gta v

Обнаружение подводных лодок

Обнаружение подводных лодок — является первой и главной задачей при борьбе с ними. Успешное обнаружение лишает подводные лодки главного тактического преимущества: скрытности.

Скрытность присуща подводной лодке изначально. Кроме того, при создании лодок принимаются все меры к повышению скрытности. Следовательно, обнаружение не бывает легкой задачей. С развитием техники оно становится только труднее. Поэтому на него тратится бо́льшая часть времени и средств противолодочных сил.

Содержание

Физические поля

Как и всякий предмет, лодка своим присутствием влияет на окружающую среду. Иными словами, лодка имеет собственные физические поля. К более известным физическим полям подводной лодки относятся гидроакустическое, магнитное, гидродинамическое, электрическое, низкочастотное электромагнитное, а также тепловое, оптическое. Выделение физических полей лодки на фоне полей океана (моря) лежит в основе главных способов обнаружения.

Способы обнаружения по типу физических полей:

  1. Акустический
  2. Магнитометрический
  3. Радиолокационный
  4. Газовый
  5. Тепловой
  6. Электролитический
  7. Оптический (визуальный)

Кроме того, имеются косвенные способы обнаружения:

  • Радиоразведка и радионаблюдение
  • Наблюдение узкостей
  • Корреляционный анализ

Ни один отдельный способ не гарантирует обнаружения, и даже не гарантирует стабильного уровня работы. Поэтому все способы применяются совместно. Они постоянно исследуются и развиваются, и ведется поиск новых.

Акустический способ

Акустический способ является первым по важности. Звук распространяется в воде гораздо быстрее, чем в воздухе (около 1500 м/с) и на расстояния много бо́льшие, чем любые другие возмущения. В среднем дальность обнаружения акустическим способом на два порядка превосходит следующий за ним магнитометрический способ. Акустика позволяет обнаруживать подводные лодки на всех глубинах, не зависит от времени суток и мало зависит от погодных условий и сезона. Однако дистанция, точность и сама надежность обнаружения сильно (в десятки раз) меняются в зависимости от гидрологических условий моря. Например, наличие подводного звукового канала (на диаграмме) может резко повысить дальность обнаружения. Наоборот, слой скачка служит барьером и может сделать лодку акустически «невидимой».

Статья в тему:  Как скрафтить лодку в raft

Пассивный

Пассивный способ представляет собой обнаружение шумов, и гидроакустических сигналов (последнее нехарактерно), издаваемых самой подводной лодкой. В зависимости от конкретного применяемого устройства его называют также шумопеленгацией, шумо-локацией, гидроакустическим наблюдением, или обнаружением кильватерного следа.

Достоинствами пассивного способа являются его скрытность — цель не знает о факте обнаружения, сравнительно большая дальность — в отдельных случаях сильно шумящие объекты обнаруживаются на дистанциях 100÷150 миль, — и возможность классификации целей по характеру шумов.

С целью классификации составляется так называемая акустическая сигнатура (англ. acoustic profile ) цели. Она может включать: механические шумы, шумы оборудования, шумы обтекания, лопастной звук, звук на частоте вращения, кавитационный шум, шумы выступающих частей. Для подводных лодок самым шумящим объектом являются винты. Вторым по заметности (характерен для атомных ПЛ) — циркуляционный насос (ЦН) первого контура реактора. [1] Акустические сигнатуры позволяют мино-торпедам «Кэптор» избирательно поражать только подводные лодки. [2]

Недостатком пассивного способа является невозможность прямо определить дистанцию до цели: он дает только направление — пеленг на цель. Для определения дистанций в пассивном режиме приходится применять косвенные методы.

Пассивный способ является основным, применяемым подводными лодками и стационарными системами наблюдения. Он же является единственным в дежурном канале акустических систем наведения морского оружия — мин и торпед.

Активный

При активном способе гидроакустический приемник обнаруживает отраженный от цели звук (эхо), излучаемый синхронизированным передатчиком. Соответственно, способ называется еще эхо-пеленгованием или эхо-локацией. На таком принципе действуют гидролокаторы (ГАС) или радиогидроакустические буи (РГАБ).

Статья в тему:  Как улучшить лодку пвх

Достоинством активного способа является возможность непосредственно определять не только пеленг, но и дистанцию до цели.

Недостатками являются дальность обнаружения меньшая, чем пассивным способом — отраженный сигнал с расстоянием затухает ниже уровня полезного, а попытки увеличить дальность ведут к экспоненциальному росту интенсивности сигнала, которая ограничена технически; отсутствие скрытности обнаружения — подводная лодка слышит излучаемый сигнал на расстоянии примерно вдвое большем, чем поисковая ГАС слышит эхо; невозможность классификации целей — единственное, что можно достаточно надежно определить, это координаты цели.

По этим причинам активный способ характерен для: надводных кораблей, так как условия пассивного обнаружения для них ограничены собственными шумами; для радиогидроакустических буев и опускаемых ГАС; для подводных лодок, уточняющих элементы движения цели непосредственно перед атакой; и в боевом канале систем наведения морского оружия.

Магнитометрия

Магнитометрический способ основан на поиске искажений в магнитном поле Земли — магнитных аномалий. Присутствие больших масс ферромагнетиков, таких как корпус ПЛ, создает достаточно большие аномалии, чтобы их можно было обнаружить магнитометром.

В чикагском Музее науки и техники, в разделе «подводные лодки» имеется экспозиция, где посетитель может поставить простой эксперимент. На фанерном планшете не нанесено ничего, кроме координатной сетки. Под планшетом имеется несколько железных предметов. Их число и места заранее неизвестны. Равномерно двигая по планшету магнит, можно определить координаты, в которых движение встречает сопротивление — координаты аномалий.

Статья в тему:  Сколько подводных лодок имеется в составе вмф россии

Среди противолодочных сил единственным носителем аэромагнитометров, или датчиков магнитных аномалий (англ. Magnetic Anomaly Detector, MAD ), является авиация. Именно самолеты и вертолеты способны обследовать в короткий срок большие акватории, а их собственные магнитные поля невелики. Но даже при этом приходится выносить магнитометр подальше от корпуса. Поэтому противолодочный самолет узнаваем по жесткой хвостовой штанге, а вертолет по конусу-стабилизатору выпускаемого кабеля.

Достоинствами магнитометрического способа являются его простота и независимость от среды измерения — магнитное поле Земли в воде ведет себя почти так же, как в воздухе. Кроме того, способ пассивный, то есть цель не знает об обнаружении.

Основной недостаток — это малая дальность обнаружения. Магнитные аномалии быстро сглаживаются с расстоянием. Чтобы определить наличие аномалии, требуется проходить от нее не дальше чем в 1÷3 милях. При современных скоростях полета авиации, это означает практически прямо над лодкой. При этом чем ниже полет, тем легче заметить аномалию. Соответственно лодка, чтобы снизить вероятность обнаружения, может уходить на глубину.

Радиолокация

Вода непроницаема для длин волн, используемых в радиолокации. Поэтому радиолокационное обнаружение подводных лодок возможно только когда какая-либо их часть находится над водой.

То есть, обнаружение ограничено в основном дизельными ПЛ в перископном положении. Атомные лодки могут не всплывать под перископ достаточно долго, чтобы избежать обнаружения. Это является основным недостатком данного способа.

Статья в тему:  Из чего сделать шпонку для лодочного мотора

С другой стороны, его достоинством является высокая точность. Современные РЛС способны обнаруживать выдвижные устройства ПЛ даже на фоне помех от волнения 2÷3 балла. Так, головки РДП обнаруживаются радаром на дистанциях 12÷15 миль, перископы на дистанциях 4÷5 миль, а радиопеленгаторы и антенны радиоразведки на 1÷2 милях. [3]

Таким образом, радиолокация играет вспомогательную роль и используется для доразведки подводных лодок, ранее обнаруженных другими способами. Несмотря на это, радар является обязательной частью оборудования противолодочных сил.

Газоанализ

Газоанализаторы обнаруживают присутствие в воздухе углеводородов, которые характерны для продуктов горения. Иначе говоря, присутствие дизельного выхлопа подводных лодок. Аппаратура, буквально, имитирует способности человеческого носа. В английском она прямо называется англ. sniffer — нюхатель.

Способ был изобретен союзниками и широко применялся во время Второй мировой войны. С развитием атомных ПЛ его значение уменьшилось. Тем не менее, он не вышел из употребления, потому что даже под РДП лодки производят достаточно выхлопа для обнаружения. Основным носителем газоанализаторов является авиация.

Очевидно, что этот способ пригоден только против подводных лодок, использующих дизеля. В этом его главный недостаток. Кроме того, его надежность сильно зависит от погодных условий — силы ветра, влажности и температуры.

Достоинство способа — его пассивный характер.

Обнаружение по тепловому следу

Обнаружение по тепловому следу — разновидность инфракрасного метода, нацеленная на обнаружение атомных ПЛ.

Статья в тему:  К чему снится вода лодки

В качестве охладителя внешнего контура реактора АПЛ используют забортную воду. После сброса обратно за борт вода оказывается теплее окружающей.

Способ получил распространение потому, что оставляемый лодкой тепловой след много больше по размерам чем сама лодка, и значит обнаруживается легче. Кроме того, след имеет свойство со временем подниматься к поверхности (одновременно размываясь и остывая). Вышедший на поверхность след обнаруживается даже из космоса. Но стойкость его невелика: меньше получаса.

Разница температур обычно недостаточна, чтобы обнаружить лодку с одного замера. Требуется сравнение и сопоставление многих замеров. Поэтому применение ограничено сетями специализированных РГАБ, космической разведкой и реже — системами стационарного наблюдения.

Достоинствами этого способа являются большая дальность и его пассивный характер.

Недостатками являются недостаточная надежность одиночного замера, неустойчивость к помехам и в результате ограниченный круг применения — только против атомных ПЛ.

Химический

Экспресс-метод обнаружения атомных подводных лодок по следам радионуклидов цезия в морской воде разрабатывался в 1980-х годах. [4] Во второй половине 80-х годов в экспериментальном порядке методика использовалась в ВМФ СССР. Автор заявил внедрение. [4]

Недостатком данного метода является чрезмерная сложность, в том числе необходимость забора большого объема проб в сжатые сроки. [4]

Другие способы

С повышением скрытности атомных ПЛ разница, например, температур охладителя и забортной воды уменьшилась настолько, что для имеющихся датчиков стала плохо различима на фоне помех. То же можно сказать о магнитной аномалии ПЛ с титановым корпусом.

Статья в тему:  Где находится подводная лодка в gta v

Поскольку заметного прироста чувствительности датчиков не ожидается, упор перенесен на комплексную обработку данных от нескольких способов обнаружения. Так, разница температур от охладителя дополняется разницей от перемешивания воды винтом, акустической сигнатуры кильватерного следа, электрического потенциала между верхней и нижней поверхностями корпуса лодки, и других. На первый план выходят мощность процессора сигналов и накопление данных наблюдения, для выделения цели на естественном фоне моря. Так, использование протяженной буксируемой антенны (ПБА) системы SURTASS, состоящей из многих гидрофонов, качественно повысило акустическую контрастность целей.

Практика показывает, что комплексные методы позволяют не только обнаруживать современные атомные ПЛ, но и поддерживать контакт. [5]

Большую роль играли и играют косвенные методы обнаружения. Лодка не может постоянно держать наивысший уровень скрытности, так же как не может находиться под водой вечно. Рано или поздно она вынуждена обнаруживать себя. Все косвенные методы основаны на попытках предсказать место и время, когда лодка понизит скрытность, и этим воспользоваться.

Противолодочные силы

Основными силами для обнаружения и уничтожения подводных лодок являются противолодочные самолёты и корабли, торпедные и многоцелевые подводные лодки, противолодочные вертолёты, а их средствами — датчики, основанные на перечисленных выше методах, и специализированные процессоры обработки информации.

Также в целях обороны противолодочное вооружение устанавливается на другие виды боевых кораблей и на стратегические подводные лодки.

В 2010 году в США Агентство передовых военных разработок Министерства обороны (DARPA) начало разработку проекта автономных противолодочных кораблей с полностью автоматическим управлением — ACTUV. [6] В качестве основного средства обнаружения планируется использовать активную эхолокацию. [6]

Статья в тему:  Чем субмарина отличается от подводной лодки

После обнаружения

Само обнаружение ПЛ еще не гарантирует поражения. Чтобы противолодочные силы могли сблизиться и успешно атаковать, установленный контакт нужно поддерживать до их подхода. Из-за невысокой надежности всех методов поддержание контакта выливается в отдельную задачу, под названием слежение за подводными лодками.

Российская субмарина столкнулась с ищущим ее британским фрегатом

Фото: Ирина Мотина / РИА Новости

Российская подводная лодка и фрегат ВМС Великобритании «Тип 23» Northumberland столкнулись в Атлантическом океане. Об этом пишет The Sun.

По информации издания, инцидент произошел в конце 2020 года. Субмарина задела гидролокатор с буксируемой антенной решеткой — трос толщиной с водосточную трубу — британского фрегата, который ее отслеживал примерно в 200 милях к северу от Шотландии.

Он был сильно изжеван и непригоден для использования

После столкновения экипаж корабля был вынужден прервать задание и вернуться в порт для ремонта. Утверждается, что трос «протащили по корпусу субмарины». Вероятно, российская подлодка также получила повреждения. Столкновение сочли случайностью. При этом собеседник издания предположил, что российские подводники «облажались» и услышали внезапный и необычный звук, «как если бы вилку протащили по терке для сыра». В посольстве России в Лондоне от комментариев отказались.

Умение прятаться

Российский подводный флот, по признанию западных экспертов, качественно справляется со своей функцией по скрытному перемещению в мировом океане. В частности, 2 января дизель-электрическая подводная лодка «Новороссийск», относящаяся к Черноморскому флоту Военно-морского флота, появилась в водах Средиземного моря и вызвала панику у командования Военно-морских сил (ВМС) США и НАТО. По информации Avia.pro, подлодка приблизилась к району развертывания боевых кораблей США и ушла на глубину. «Попытки в течение двух последних суток отыскать российскую субмарину не увенчались успехом. Для этого были задействованы корабли, оснащенные радиолокаторами, и противолодочные самолеты, однако это также оказалось безуспешным», — отметил портал.

Статья в тему:  Как правильно установить якорный рым на лодку пвх

В апреле 2021 года подводная лодка Черноморского флота «Ростов-на-Дону» проекта «Варшавянка» также исчезла с радаров кораблей НАТО в Средиземном море. При этом она продолжила оставаться на связи с российским командованием и подавать сигналы. Собеседник агентства РИА Новости отметил, что противолодочные силы Североатлантического альянса дольше недели безуспешно пытались обнаружить российскую субмарину, несмотря на их «большие возможности» в Средиземном море. «Значит, в условиях боевых действий они находятся на прицеле, что их очень раздражает», — пояснил он.

В поисках подлодки и финансирования

Наиболее ярким примером безуспешных поисков российской подлодки можно считать события 2014 года, когда Швеция заявила о появлении в своих водах неопознанной субмарины. Поисковая операция продолжалась около недели и обошлась в 20 миллионов крон (1,8 миллиона евро). После завершения поисков министр обороны Швеции Петер Хультквист заявил, что военные нашли подтверждение того, что в территориальных водах страны находилась иностранная подлодка.

Позднее выяснилось, что источником сигнала оказался сломанный метеорологический буй, расположенный в Балтийском море. Обнаружить ошибку удалось при анализе записей с другой подлодки, на которой установлено более современное оборудование. Министерство обороны Швеции узнало об ошибке весной 2015 года, однако власти Швеции были проинформированы лишь спустя четыре месяца. К этому времени парламент уже успел одобрить увеличение расходов на оборону в размере 10 миллиардов крон (923 миллиона евро) и выделение дополнительных ресурсов на поиск иностранных подлодок.

голоса
Рейтинг статьи
Статья в тему:  Как проверить лодку керосином
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: