2 просмотров

Как обкатывать лодочный мотор тохатсу

Обкатка лодочных моторов Tohatsu

Начинается очередной сезон и водномоторники, новоиспеченные и со стажем, начинают “атаковать” магазины и покупать новые моторы. Если вы стали обладателем Tohatsu, то вам будет полезно узнать, что обкатка этих японских лодочных моторов имеет некоторые свои особенности. Расскажем сегодня о ней более подробно. Отдельно рассмотрим группы моторов с разделением по мощностям в том числе и TLDI с прямым впрыском топлива, т.к. там есть некоторые свои нюансы. Общие вопросы обкатки лодочных моторов можете посмотреть в этой статье.

Карбюраторные 2-х тактные моторы Tohatsu

Обкатка карбюраторных двухтактных моторов обязательно должна проходить на обогащенной маслом топливной смеси, за исключением моторов с индексом TLDI. Стандартно смесь готовится в пропорции 50:1, что предполагает на 5 литров бензина заливать 100 мл. масла. Но на время обкатки масла в топливе должно быть заметно больше и соотношение должно составлять 25:1, т.е. на те же 5 литров бензина уже нужно добавить 200 мл. масла. Всю информацию как готовить топливно-масляную смесь рекомендуем прочитать в инструкции по эксплуатации вашего мотора.

Масло для двухтактных моторов нужно использовать обязательно соответствующее стандарту TCW3. Автомобильно масло заливать ни в коем случае нельзя. Так же не рекомендуется смешивать масла разных производителей или марок, т.к. на совместимость они не тестируются, а при смешивании они могут вступить в реакцию, последствия которой никто предположить не сможет, вплоть до разложения и засорения фильтров и масляных каналов двигателя, что в свою очередь приведет к масляному голоданию и выходу мотора из строя.

Статья в тему:  Какой мотор нужен для резиновой лодки

Во время обкатки моторов на обогащенной масляной смеси будет идти повышенное выделение отработанных газов, мотор будет дымить. Это нормально. Так же возможно появление масла вокруг выхлопного отверстия и это тоже нормальное явление во время обкатки. Все нормализуется, когда вы перейдете на смесь 50:1 после периода обкатки.

И не забудьте заменить масло в редукторе после полной обкатки вашего мотора Tohatsu.

Обкатка моторов Tohatsu 2,5-3,5 л.с.

Время обкатки1-10 мин.10 мин.-3 ч.3-5 ч.После 5 ч.
Ручка газаХолостыеМенее 1/2Менее 3/4Полный газ
Обороты/мин500-35004000

Моторы 5 л.с.

Время обкатки1-10 мин.10 мин-2 ч.3-10 ч.3-10 ч.После 10 ч.
Ручка газаХолостыеМенее 1/2Менее 3/43/4Полный газ
Обороты/мин3000Полный газ на 1 мин. каждые 10 мин.4000 и полный газ на 2 мин. каждые 10 мин.

Моторы от 8 до 30 л.с.

Время обкатки1-10 мин.10 мин.-2 ч.2-3 ч.3-10 ч.После 10 ч.
Ручка газаХолостыеМенее 1/2Менее 3/43/4Полный газ
Обороты/мин3000Полный газ на 1 мин. каждые 10 мин.4000 и полный газ на 2 мин. каждые 10 мин.

Моторы 40-140 л.с.

Время обкатки1-10 мин.10 мин.-2 ч.2-3 ч.3-10 ч.После 10 ч.
Ручка газаХолостыеМенее 1/2Менее 3/43/4Полный газ
Обороты/мин3000Полный газ на 1 мин. каждые 10 мин.4000 и полный газ на 2 мин. каждые 10 мин.
Для моторов Tohatsu 40-50 л.с. с прямым впрыском масла топливную смесь для обкатки нужно готовить в пропорции 50:1 в топливный бак дополнительно к впрыску
Статья в тему:  Что увидели крокодила или лодку

Обкатка 4-х тактных лодочных моторов Tohatsu

Обратите внимание, что все новые четырехтактные моторы Tohatsu поставляются без моторного масла. Перед первым пуском обязательно залейте масло в картер. Производителем рекомендуется использовать моторное масло типа Genuine Tohatsu. Бензин следует заливать не этилированный с октановым числом 92 или выше.

По завершении обкатки замените масло в редукторе вашего мотора.

Четырехтактные моторы 2-30 л.с.

Время обкатки1-10 мин.10 мин.-2 ч.2-3 ч.3-10 ч.После 10 ч.
Ручка газаХолостыеМенее 1/2Менее 3/43/4Полный газ
Обороты/мин3000Полный газ на 1 мин. каждые 10 мин.4000 и полный газ на 2 мин. каждые 10 мин.
Данные модели оснащаются индикацией уровня масла. Если лампочка индикатора не горит, значит уровень в норме. Если же мигает или горит, то необходимо сразу же заглушить мотор и проверить уровень масла в картере. Ни в коем случае не запускайте мотор если лампочка индикатора горит или мигает.

Моторы Tohatsu TLDI с прямым впрыском топлива 40-90 л.с.

Моторы с индексом TLDI обкатываются несколько иначе чем обычные двухтактные моторы Tohatsu. Масло и бензин для моторов Tohatsu TLDI смешивать НЕ НУЖНО! Смешивать не надо ни во время обкатки ни после нее при обычной эксплуатации.

Как обкатывать лодочный мотор тохатсу

Для 2-х тактного мотора nопливная смесь должна быть подготовлена по инструкции эксплуатации ВАШЕГО мотора, обычно её делают из расчета 1:25 (0,4 литра масла на 10 литров бензина).

В 4-х тактном моторе заливаем масло до необходимого уровня.

Статья в тему:  Как повесить мотор на резиновую лодку

Обкатку мотора производят с установленным винтом и обязательно в воде. Запускать двигатель в небольших емкостях с водой не допускается – температура резко возрастает и попадающее туда масло нарушает нормальную работу мотора.

Если у Вас отсутствует опыт обкатки для контроля частоты вращения рекомендуем приобрести тахометр, к тому же тахометры обычно снабжены счетчиком моточасов.

Основная рекомендация – ПОСТОЯННАЯ и ПЛАВНАЯ регулировка оборотов, чтобы детали могли приработаться друг к другу на разных режимах работы.

ВАЖНО! По крайней мере первые 2-3 часа производите обкатку только с одним пилотом в лодке, это уменьшит нагрузку на двигатель и позволит увеличить его ресурс работы. Частая ошибка – после покупки мотора и лодки в первый же выходной всей семьей и со всеми друзьями быстрей на природу, решая при этом, что “Буду потихоньку газ давать и все нормально будет!”. Нет – не будет! Мотор сразу работает в запредельном режиме! При этом на малых оборотах ему приходится еще тяжелее. Это даже отдаленно не напоминает обкатку

Обкатка производится в течении 10 часов по следующей схеме.

1. Первые 10 минут.

Запускаем двигатель, подбираем минимально устойчивую частоту вращения и даем ему поработать без нагрузки (на нейтральной передаче). Время от времени следует менять частоту вращения коленвала двигателя от оборотов холостого хода до высоких (примерно 2000-3000 об/мин)оборотов и обратно.

Статья в тему:  Как построить лодку из стекловолокна

2. Следующие 50 минут.

Обкатка происходит на ходу (с включенной передачей). Не следует открывать дроссельную заслонку больше чем на половину(примерно 3000 об/мин). Время от времени следует изменять частоту вращения коленвала двигателя. Допускается полностью открыть дроссельную заслонку для выхода судна на глиссирование, затем прикрыть дроссель, чтобы обороты упали до 3000 или меньше.

3. Следующие 2 часа.

Обкатка происходит на ходу (с включенной передачей). Не следует открывать дроссельную заслонку больше чем на 3/4 (примерно 4000 об/мин). Допускается полностью открыть дроссельную заслонку для выхода судна на глиссирование, затем прикрыть дроссель, чтобы обороты упали до 4000 или меньше. Время от времени следует изменять частоту вращения коленвала двигателя.

4. Оставшиеся 7 часов.

Запустить мотор и погонять его с любой частотой вращения, но периоды работы с полностью открытой дроссельной заслонкой не должны превышать 5 минут.

5. После первых 10 часов работы мотора.

Необходимо заменить трансмиссионное масло в “ноге”. Повышенное количество масла в топливной смеси в обкаточный период способствует повышенному отложению нагара на электродах свечи зажигания. В связи с этим по завершении обкатки двигателя свечи зажигания необходимо осмотреть, очистить от нагара или, лучше, заменить.

Мотор должен работать в нормальном режиме. Для 2-х тактных моторов топливная смесь должна быть подготовлена из расчета 1:50 (1 литр масла на 50 литров бензина).

Обкатка лодочных моторов TOHATSU

Обкатка двухтактных лодочных моторов Tohatsu 5 л.с.

  1. 1-10 мин. – Холостой ход
  2. 10 мин.-2 ч. Менее чем 1/2 полного газа Примерно 3000 об/мин
  3. 2-3 ч. Менее чем 3/4 полного газа Возможна подача полного газа на 1 мин. каждые 10 мин.
  4. 3-10 ч. Менее чем 3/4 полного газа Примерно 4000 об/мин. Возможна подача полного газа на 2 мин. каждые 10 мин
  5. После 10 ч. Возможен полный газ
Статья в тему:  Как потопить подводную лодку

Обкатка двухтактных лодочных моторов Tohatsu 8-9.8 л.с.

  1. 1-10 мин. Холостой ход
  2. 10 мин.-2 ч. Менее чем 1/2 полного газа Примерно 3000 об/мин
  3. 2-3 ч. Менее чем 3/4 полного газа Возможна подача полного газа на 1 мин. каждые 10 мин.
  4. 3-10 ч. Менее чем 3/4 полного газа Примерно 4000 об/мин. Возможна подача полного газа на 2 мин. каждые 10 мин
  5. После 10 ч. Возможен полный газ

Обкатка двухтактных лодочных моторов Tohatsu 15-18 л.с.

  1. 1-10 мин. Холостой ход
  2. 10 мин.-2 ч. Менее чем 1/2 полного газа Примерно 3000 об/мин
  3. 2-3 ч. Менее чем 3/4 полного газа Возможна подача полного газа на 1 мин. каждые 10 мин.
  4. 3-10 ч. Менее чем 3/4 полного газа Примерно 4000 об/мин. Возможна подача полного газа на 2 мин. каждые 10 мин
  5. После 10 ч. Возможен полный газ

Обкатка двухтактных лодочных моторов Tohatsu 25-30 л.с.

  1. 1-10 мин. Холостой ход
  2. 10 мин.-2 ч. Менее чем 1/2 полного газа Примерно 3000 об/мин
  3. 2-3 ч. Менее чем 3/4 полного газа Возможна подача полного газа на 1 мин. каждые 10 мин.
  4. 3-10 ч. Менее чем 3/4 полного газа Примерно 4000 об/мин. Возможна подача полного газа на 2 мин. каждые 10 мин
  5. После 10 ч. Возможен полный газ

Обкатка двухтактных лодочных моторов Tohatsu 40-50 л.с.

  1. 1-10 мин. Холостой ход
  2. 10 мин.-2 ч. Менее чем 1/2 полного газа Примерно 3000 об/мин
  3. 2-3 ч. Менее чем 3/4 полного газа Возможна подача полного газа на 1 мин. каждые 10 мин.
  4. 3-10 ч. Менее чем 3/4 полного газа Примерно 4000 об/мин. Возможна подача полного газа на 2 мин. каждые 10 мин
  5. После 10 ч. Возможен полный газ
Статья в тему:  Как установить лодку на два якоря

Внимание! Если Ваш 3-х цилиндровый лодочный мотор Тохатсу 40/50 л.с. оснащен “впрыском масла” (автоматическим смешиванием бензина и масла) то во время обкатки Вы должны приготовить топливную смесь 50:1 в топливном баке дополнительно к тому, что мотор использует опцию впрыска топлива.

Обкатка двухтактных лодочных моторов Tohatsu 70-90 л.с.

  1. 1-10 мин Холостой ход
  2. 10 мин.-2 ч. Менее чем 1/2 полного газа Примерно 3000 об/мин
  3. 2-3 ч. Менее чем 3/4 полного газа Возможна подача полного газа на 1 мин. каждые 10 мин.
  4. 3-10 ч. Менее чем 3/4 полного газа Примерно 4000 об/мин. Возможна подача полного газа на 2 мин. каждые 10 мин
  5. После 10 ч. Возможен полный газ

Внимание! Если Ваш 3-х цилиндровый лодочный мотор Тохатсу 70/90 л.с. оснащен “впрыском масла” (автоматическим смешиванием бензина и масла) то во время обкатки Вы должны приготовить топливную смесь 50:1 в топливном баке дополнительно к тому, что мотор использует опцию впрыска топлива

Обкатка двухтактных лодочных моторов Tohatsu 115-140 л.с.

  1. 1-10 мин. Холостой ход
  2. 10 мин.-2 ч. Менее чем 1/2 полного газа Примерно 3000 об/мин
  3. 2-3 ч. Менее чем 3/4 полного газа Возможна подача полного газа на 1 мин. каждые 10 мин.
  4. 3-10 ч. Менее чем 3/4 полного газа Примерно 4000 об/мин. Возможна подача полного газа на 2 мин. каждые 10 мин
  5. После 10 ч. Возможен полный газ
Статья в тему:  Как сделать лодку в донт старв тугезер

Внимание! Если Ваш 3-х цилиндровый лодочный мотор Тохатсу 115-140 л.с. оснащен “впрыском масла” (автоматическим смешиванием бензина и масла) то во время обкатки Вы должны приготовить топливную смесь 50:1 в топливном баке дополнительно к тому, что мотор использует опцию впрыска топлива

ЧЕТЫРЕХТАКТНЫE ЛОДОЧНЫE МОТОРЫ TOHATSU. ОБКАТКА

ВНИМАНИЕ: Перед тем, как запустить четырехтактные лодочные моторы Tohatsu Вы должны добавить моторное масло, т.к. они поставляются без моторного масла внутри. Иначе Вашему лодочному мотору будет нанесен значительный ущерб.

Рекомендуется использовать моторное масло Genuine Tohatsu для лодочных моторов. Применяйте только неэтилированный бензин с октановым числом не ниже 89.

Согласно инструкции, прилагаемой к мотору, сразу же после завершения обкатки четырехтактного подвесного лодочного мотора Тохатсу, в его редукторе необходимо сменить масло.

Обкатка четырехтактных лодочных моторов Tohatsu 2 и 3 л.с.

  1. 1-10 мин. Холостой ход
  2. 10 мин.-2 ч. Менее чем 1/2 полного газа Не более 3000 об/мин
  3. 2-3 ч. Менее чем 3/4 полного газа Возможна подача полного газа на 1 мин. каждые 10 мин.
  4. 3-10 ч. Менее чем 3/4 полного газа Примерно 4000 об/мин. Возможна подача полного газа на 2 мин. каждые 10 мин
  5. После 10 ч. Возможен полный газ

Внимание! Индикаторная лампа на данных подвесных лодочных моторах Тохатсу покажет уровня масла. Если давление масла в норме, индикаторная лампа не горит. Когда красная лампа начинает время от времени мигать или загорится, Вы должны немедленно заглушить двигатель и проверить уровень масла и долить до необходимого уровня. Никогда не запускайте двигатель Вашего лодочного мотора, если лампа горит или мигает. Если появятся вопросы, проконсультируйтесь с дилером или со специалистами нашего сервисного центра.

Статья в тему:  Лодка приближалась к тому месту где незащищенное

Обкатка четырехтактных лодочных моторов Tohatsu 4-5-6 л.с.

  1. 1-10 мин Холостой ход
  2. 10 мин.-2 ч. Менее чем 1/2 полного газа Не более 3000 об/мин
  3. 2-3 ч. Менее чем 3/4 полного газа Возможна подача полного газа на 1 мин. каждые 10 мин.
  4. 3-10 ч. Менее чем 3/4 полного газа Примерно 4000 об/мин. Возможна подача полного газа на 2 мин. каждые 10 мин
  5. После 10 ч. Возможен полный газ

Внимание! Индикаторная лампа на данных подвесных лодочных моторах Тохатсу покажет уровня масла. Если давление масла в норме, индикаторная лампа не горит. Когда красная лампа начинает время от времени мигать или загорится, Вы должны немедленно заглушить двигатель и проверить уровень масла и долить до необходимого уровня. Никогда не запускайте двигатель Вашего лодочного мотора, если лампа горит или мигает. Если появятся вопросы, проконсультируйтесь с дилером или со специалистами нашего сервисного центра.

Обкатка четырехтактных лодочных моторов Tohatsu 8-18 л.с.

  1. 1-10 мин. Холостой ход
  2. 10 мин.-2 ч. Менее чем 1/2 полного газа Не более 3000 об/мин
  3. 2-3 ч. Менее чем 3/4 полного газа Возможна подача полного газа на 1 мин. каждые 10 мин.
  4. 3-10 ч. Менее чем 3/4 полного газа Примерно 4000 об/мин. Возможна подача полного газа на 2 мин. каждые 10 мин
  5. После 10 ч. Возможен полный газ

Внимание! Индикаторная лампа на данных подвесных лодочных моторах Тохатсу покажет уровня масла. Если давление масла в норме, индикаторная лампа не горит. Когда красная лампа начинает время от времени мигать или загорится, Вы должны немедленно заглушить двигатель и проверить уровень масла и долить до необходимого уровня. Никогда не запускайте двигатель Вашего лодочного мотора, если лампа горит или мигает. Если появятся вопросы, проконсультируйтесь с дилером или со специалистами нашего сервисного центра.

Статья в тему:  Что увидели крокодила или лодку

Обкатка четырехтактных лодочных моторов Tohatsu 25-30 л.с.

  1. 1-10 мин. Холостой ход
  2. 10 мин.-2 ч. Менее чем 1/2 полного газа Не более 3000 об/мин
  3. 2-3 ч. Менее чем 3/4 полного газа Возможна подача полного газа на 1 мин. каждые 10 мин.
  4. 3-10 ч. Менее чем 3/4 полного газа Примерно 4000 об/мин. Возможна подача полного газа на 2 мин. каждые 10 мин
  5. После 10 ч. Возможен полный газ

Внимание! Индикаторная лампа на данных подвесных лодочных моторах Тохатсу покажет уровня масла. Если давление масла в норме, индикаторная лампа не горит. Когда красная лампа начинает время от времени мигать или загорится, Вы должны немедленно заглушить двигатель и проверить уровень масла и долить до необходимого уровня. Никогда не запускайте двигатель Вашего лодочного мотора, если лампа горит или мигает. Если появятся вопросы, проконсультируйтесь с дилером или со специалистами нашего сервисного центра.

ЛОДОЧНЫE МОТОРЫ TLDI С ПРЯМЫМ ВПРЫСКОМ ТОПЛИВА ОБКАТКА

В обкатке двухтактных подвесных лодочных моторов Tohatsu TLDI с прямым впрыском топлива есть существенные отличия от обкатки двухтактных моторов.

Обкатка лодочных моторов TLDI Tohatsu 40-50 л.с.

  1. 1-10 мин. Холостой ход
  2. 10 мин.-1 ч. Менее чем 1/2 полного газа Примерно 3000 об/мин
  3. 1-2 ч. Менее чем 3/4 полного газа Возможна подача полного газа на 1 мин. каждые 10 мин.
  4. 2-10 ч. Менее чем 3/4 полного газа Примерно 4000 об/мин. Возможна подача полного газа на 2 мин. каждые 10 мин
  5. После 10 ч. Возможен полный газ
Статья в тему:  Какой мотор нужен для резиновой лодки

Внимание! В подвесных лодочных моторах Тохатсу с системой TLDI не смешивать масло и бензин ни во время обкатки, ни во время последующего использования лодочного мотора.

Обкатка лодочных моторов TLDI Tohatsu 70-90 л.с.

  1. 1-10 мин. Холостой ход
  2. 10 мин.-1 ч Менее чем 1/2 полного газа Примерно 3000 об/мин
  3. 1-2 ч. Менее чем 3/4 полного газа Возможна подача полного газа на 1 мин. каждые 10 мин.
  4. 2-10 ч. Менее чем 3/4 полного газа Примерно 4000 об/мин. Возможна подача полного газа на 2 мин. каждые 10 мин
  5. После 10 ч. Возможен полный газ

Внимание! В подвесных лодочных моторах Тохатсу с системой TLDI не смешивать масло и бензин ни во время обкатки, ни во время последующего использования лодочного мотора.

Срачеемкие вопросы. Мощность, обкатка, масло, консервация

С дрожью в руках сейчас опишу свое видение поименованных в заголовке вопросов.
Дисклеймер:
Оговорюсь особо, что все нижесказанное основано на личном опыте, коллективном опыте, некоторых собственных знаниях автора и относится только к классическим двухтактным лодочным моторам мощностью до 40 л.с., эксплуатируемым в пресной воде.

По прочтению сего, если еще не все водомоторники на водоемах, то в ваших пылких сердцах может возгореться гнев праведный, ярость благородная и прочие положенные ситуации чувства. Ибо я выскажу точку зрения, не совпадающую с общепринятой. Вполне, однако, жизнеспособную на практике.

Статья в тему:  Как построить лодку из стекловолокна

1. Мощность
Практически любой лодочный мотор — малофорсированный мотор. Доказать это утверждение очень просто. Для этого надо взять “сухопутный” мотор и сравнить с лодочным.
Сравниваем:
Двигатель ИЖ-Ю5 имел мощность 28 л.с., рабочий объем 348 см, питался бензином А76.
Двигатель Тохатсу 18 имеет мощность 18 л.с., рабочий объем 294 см, питается бензином АИ92.
Если бы Тохатсу имел объем как на Юпитере, то он имел бы мощность 21 л.с. А не 28.

Двигатель Восход-3М имел мощность 14 л.с., рабочий объем 174 см, бензин А76.
ПЛМ Ямаха 15 имеет мощность 15 л.с., объем 246 см, бензин А92.
В равных объемах мощность Ямахи была бы всего 10,5 л.с. А не 14.
Т.е. современные производящиеся в настоящее время ПЛМ существенно уступают по удельной мощности давно не выпускающимся советским мотоциклетным моторам, которые, в свою очередь, и в те времена отнюдь не были венцом мирового двигателестроения. Мягко говоря.

Иногда считается, что так сделано производителями лодочных моторов специально с учетом фактической двухрежимности небольших ПЛМ (холостой ход 10% времени и максимальная мощность 90% времени) с целью достижения приемлемого ресурса моторов.
Это суждение не выдерживает критики.
На ресурс среди прочих факторов влияет прочность деталей и узлов ( в силу малых удельных параметров широко известный закон куба-квадрата еще не оказывает существенного влияния), но никак не форсировка напрямую.

Статья в тему:  Какую лодку выбрать пвх или алюминий

Я думаю, что такая низкая для двухтактных моторов удельная мощность (около 60 л.с. с литра при нормальных для них 90) — функция не ресурса ПЛМ, а простоты его конструкции. И связана с его ВСХ. На малофорсированном моторе кривая момента обыкновенно не имеет резких перегибов и горбов, а плавно повышается и так же плавно понижается в конце.
Если вспомнить, что ПЛМ не имеет никаких коробок передач, то становится ясна важность “ровноты” кривой момента.

Иначе может получиться так, что двигатель имеет вполне высокую удельную мощность, но достичь ее не может. Винт, способный работать на максимальной мощности, не может раскрутиться с холостых оборотов до оборотов этой мощности. А винт, способный раскрутиться, соответственно, не отбирает части мощности на положенных оборотах.
Грубая автомобильная аналогия: можно разогнаться до максимальной скорости на четвертой передаче, но на ней невозможно тронуться. Можно тронуться на второй передаче, но на оборотах максимальной мощности мощность отнюдь не будет максимальной, как и скорость.

Т.е. сама конструкция, сам принцип лодочного мотора ограничивает его форсировку. Можно ли что-то придумать, чтобы добиться весовой отдачи небольших ПЛМ хотя бы 1кг на 1 л.с? Вопрос.

2. Обкатка
Есть у меня подозрение, что обкатка лодочного мотора записывается производителями в инструкцию отнюдь не для мотора, а для его хозяина. С одной стороны, хозяин мучается, обкатывает. И начинает мотор любить по тому принципу, что чем больше во что-то вложено сил, тем милее тебе это. С другой стороны, хозяин привыкает к мотору, его особенностям, повадкам, характеристикам. А не мчит, не взвидя света, сшибая пеньки и берега.

Статья в тему:  Как повесить мотор на резиновую лодку

Мое мнение: мотор, знакомый с современными методами мехобработки, с проточным водяным охлаждением вообще не требует обкатки. Что вообще такое — эта самая обкатка?
Суть обкатки — уменьшить контактные нагрузки в ЦПГ. И только в ней. Потому что ГРМ и прочего в двухтактниках нету.
Это достигается:
— повышенным содержанием масла в смеси. На мотоциклах в 60-х годах рекомендовалось аж до 1:12. На лодочных моторах сейчас рекомендуют (1:20…1:25) с постепенным (20-40 часов) переходом к 1:50.
— уменьшением отдаваемой мотором мощности. И вот тут сложность: остаются всего два режима движения. Либо на оборотах 2000-2500 с любым количеством пассажиров. Либо глиссированием налегке (один человек) с оборотами 4000-4500.
Первое мучительно и долго, но некоторые маньяки справляются.
Второе не всегда выполнимо. Лодки бывают разные, моторы тоже. На большой ПВХ-шке с толстой сироткой какой-нибудь Тохатсу 9,8 может и не захотеть глиссировать на таких оборотах.

Самый идиотский режим обкатки (он же самый распространенный) — это пилить со скоростью 12-15 км/ч и оборотами 3500-4000 с четырьмя кабанами в лодке, создавая волны, как от авианосца. В этом случае нагрузка на мотор максимальная при относительно малых оборотах. Как на машине на пятой скорости пилить в горку со скоростью 60.

В любом случае то, что моторы легко переживают даже этакое варварство, говорит именно в пользу ненужности обкатки.
Что касается лично меня, то я мотор (кетайское изделие № Хидея 9.9) не обкатывал. Засели втроем, взяли ящик пива и полкилометра пытались выйти на глиссирование. Что на штатном китайском говновинте было нетривиальной задачей. Да и лодка тяжелая. Ничего, вышли. И мотор, заметьте, не пострадал. Знаю это точно, потому что в начале нынешнего сезона из-за хитрого отказа помпы (Кетай!) и перегрева пришлось снимать головку для шлифовки. Посмотрел цилиндры — отличное состояние.

Статья в тему:  Как сделать лодку в донт старв тугезер

3. Масло
Как известно, в двухтактных моторах масло для смазки ниоткуда не поступает, а добавляется непосредственно в бензин. На продвинутых он добавляется практически туда же, но из отдельного маслобака. Эвинруды здесь не рассматриваем.
Так как в двухтактниках везде сплошь подшипники качения, а впуск осуществляется в район кривошипов коленвала, то слегка “подмасленной” бензовоздушной смеси как раз хватает для того, чтоб мотор хорошо смазывался не заклинил.

После того, как смесь типа смазала коренные и шатунные шейки, а также поршневой палец, она поступает в камеру сгорания, где ее путь заканчивается в адском пламени. Ну так основной масляный вопрос — сколько срани останется от масла после того адского пламени. И тут, как всегда в технике, начинается борьба противоположностей.
Масло с добрым пакетом всяких противоизносных-противозадирных присадок (трансмиссионка, например) сгорит, оставив после себя много шлака. В том числе и твердого, неполезного.
Чистое масло без присадок (типа древнего МС20), оставит мало шлака. Но в малых дозах (1:50) может плоховато смазывать.
Поэтому для двухтактников придумали компромисс — масло с минимальным пакетом присадок.
Потом разработали масла, которые и сами в адском пламени сгорают не полностью. Теперь остатков хватало, чтобы в ЦПГ не было сухого трения и стало возможно уменьшить долю масла в смеси с 1:20 до 1:50. Это принесло хорошие плоды. Особенно в части минимизации засирания системы выпуска.

Статья в тему:  Как установить лодку на два якоря

А вот потом вместо поколения инженеров пришло поколение менеджеров и все опошлило.
Неизвестно, кому пришла в голову мысль о том, что под ногами валяются живые деньги, а их никто не берет. Но таки пришла. Деньги подобрали.

Как известно, почти во всех странах система сертификации-стандартизации работает на производителя (у нас против, но это к делу не относится). Поэтому разработать чушь, назвать ее TC-W3, придумать под калифорнийским первым испытания на выживание дафний — все это дело даже не техники, но токмо крючкотворства.
И теперь все почти водомоторники, за малым исключением, плачут, но покупают говенные масла по конским ценам.

Те же, кто несколько рубит инженерную фишку, задают неудобные вопросы. Особенно показателен пример бензопил и газонокосилок с их 10000 оборотами, никаким охлаждением, работой всегда на максимальной мощности без всяких прогревов.

И вот с участием инженерной мысли многочисленные споры резюмировались так:
— TC-W3 — это, как правило, масла класса Лукойл 2Т, но синего цвета.
— Хорошее масло это масло JASO FC или FD. Или для бензопилы. Любое с допуском какого-нибудь Штиля или Хускварны.
— Не будет греха и от использования Лукойла 2Т. Но будет нагар.

И напомню: более форсированные двигатели советских моциков ездили на говне при ресурсе около 30 тыс. км. При пересчете на моточасы имеем примерно 1000 часов. Для любительского использвания ПЛМ это означает, что чинить мотор придется правнукам.

Статья в тему:  Как потопить подводную лодку

Хотя, скорее всего, не придется. Он всенепременно будет украден, утоплен, разбит о камень. На худой конец падет бесславной жертвой гонки вооружений.

4. Консервация
Эта такая штука, которую всегда делают с мотором осенью (или зимой, в зависимости от азартности водомоторника). В легких случаях дело кончается заливкой в цилиндры масла. В случае осложнений покупаются какие-то немыслимые баллончики, которые скармливают непосредственно работающему мотору. Тот давится, чихает, блюёт, дымит. Но, как считают, надежно консервируется.

Между тем, в любом работавшем ПЛМ всегда есть пленка масла в положенных местах. И если мотор всего лишь помещается на несколько месяцев в сухое помещение — зачем ему дополнительное масло?
Иное дело — если в качестве места для хранения выбирается силосная яма, подземелье фамильного замка или потайные пещеры. И если при этом срок хранения — несколько столетий.
Тогда, конечно, нужна консервация. Обязательно.

Кстати, о подземельях. Вот этот мотор — качественно ли консервируют владельцы? Те ли баллончики покупают? Не нарушают ли инструкции?

В общем, дорогие коллеги, собратья по несчастью, а также те, у кого еще все впереди. Я умолкаю. А вас призываю высказываться в комментариях.
И да возгорится срач!

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: