10 просмотров

Как называют лодки в венеции

10 любопытных фактов о гондолах в Венеции

Хотя гондолы – такой же символ Венеции, как собор Святого Марка, сегодня многие отзываются о них нелестно. Мол, это просто развлечение для туристов. Ну, что греха таить, так оно и есть. Местные жители если и пользуются гондолами, то лишь трагетто – они быстренько переправляет венецианцев на противоположный берег Гранд-Канала в местах, где нет мостов.

Тем не менее венецианские гондолы – это, безусловно, феномен. И хорошо, что они продолжают существовать хотя бы за счет туристов, ведь жители Венеции для повседневной жизни давным-давно предпочитают моторные лодки и катера. В сегодняшней статье я расскажу 10 занимательных фактов, касающихся традиционных венецианских гондол, а в финале поделюсь важным практическим советом для тех, кто давно хотел опробовать данное средство передвижения по лагуне и каналам столицы Светлейшей республики, но его останавливали высокие цены.

1. Россияне говорят «гондóла» c ударением на второй слог. Венецианцы же называют лодки «гóндола» и ставят ударение на первый. Как так вышло? На самом деле, во всем виноваты наши поэты: им нравилось рифмовать слово «гондола» с «баркарола» – традиционными песнями гондольеров. Таким образом ударение на второй слог в русском языке закрепилось и стало литературной нормой.

Любопытно, что происхождение самого венецианского слова gondola до конца не выяснено. По самом популярной версии – это просто уменьшительное от gonda, что могло означать очевидное – «лодка». Однако этимологи усматривают тут связь и с греческим словом «κοντός», означающим, как прилагательное «короткий», так и существительное «шест». Мол, венецианцы могли перенять словечко у византийцев и адаптировать на собственный лад. А есть предположение, что «гондола» – это производное от итальянского глагола dondolare, означающего «качать», и, если учесть, насколько сильно в венецианском диалекте изменяются классические итальянские звуки, данная гипотеза не кажется надуманной.

Статья в тему:  Как заливать масло в редуктор лодочного мотора

2. Гондолы, более или менее напоминающие современные, появилась в столице Светлейшей Республике лишь в XVII-XVIII столетиях. До этого лодки тут изготавливали другой формы, в чем легко убедиться, если изучить венецианские картины XV-XVI веков. К примеру, «Чудо падения креста на канале Святого Лоренцо» Джентили Беллини, написанную около 1500 года. На ней мы видим гондолы значительно короче и шире современных. Кормовая палуба, где стоит гондольер, очень низкая и плоская по сравнению с нынешней конструкций, а ее нос – короткий, он нарочито вздернут вверх.

3. После 1600 года венецианские лодки начали модернизировать: длину корпуса постепенно увеличивали, нос удлиняли, корму же «приподнимали» над поверхностью воды и делали более наклонной. Примерно в этот период появилась и небольшая опорная платформа на корме, которая позволяет гондольеру сохранять равновесие во время управления лодкой.

Но даже в XIX и XX веках гондолы продолжали совершенствовать. Носы лодок еще сильнее приподняли над поверхностью воды, дабы увеличить маневренность транспортного средства, а корпус для этих же целей сделали более тонким и немного асимметричным, чтобы одна сторона лодки была чуть выше другой. Тогда же появилось и правило: длина гондолы должна составлять порядка 11 метров, «а не 5 и не 6», как пелось в детской песенке про таблицу умножения.

4. Еще один занимательный факт. До XХ века гондолы были не просто открытыми лодками, у них имелась съемная крыша со стенками, которую называли fèlze. Использовали fèlze зимой, когда в городе шел снег, или во время холодных дождей. И это логично, ведь в то время гондолы были не туристической роскошью, а основным средством передвижения местных жителей, значит и ездить на их по каналам нужно было с комфортом, который подразумевал посильную защиту от непогоды.

Статья в тему:  Как сделать транец под лодочный мотор

5. Видели в Венеции гондольеров, развлекающих туристов пением? Так вот, обычай петь и одновременно управлять лодкой возник отнюдь не для увеселения иностранных гостей, прибывших в город с отпускными целями. На самом деле, владельцы gondole de casàda – персональных гондол – уже в XVIII веке очень любили кататься по каналам с музыкой: это был популярный вид досуга богатых венецианских семей. Да, все счастливые обладатели gondole de casàda являлись людьми весьма состоятельными, ведь в то время покупка личной гондолы была таким же дорогим удовольствием, как приобретение Mazerati или Lamborghini сегодня. Ну и про личного шофера, то есть гондольера не забываем. Впрочем, и сейчас гондола стоит ого-го. В районе 30 000-40 000 евро.

6. Исполнение гондольерами баркарол (лирических баллад) – отдельный музыкальный жанр. В итальянском языке у него несколько названий, в числе которых canzone da batèlo или canzone veneziana. Зачастую это лирические песни на венецианском диалекте. Считается, что жанр canzone da batèlo полностью сложился в XVIII веке, а его рассвет пришелся на эпоху романтизма. Как писал Жан-Жак Руссо в своем фундаментальном труде «Музыкальный словарь», возникли баркаролы из-за того, что гондольеры пытались подражать оперным певцам, исполняющим арии в городских театрах – отголоски их пения они могли слышать на каналах.

Поющий гондольер из фильма «Венеция, луна и ты» в исполнении Альберто Сорди

К слову, тексты популярных баркарол даже издавались. Так, в 1746-1750 годах в Лондоне вышло три сборника под общим названием «Венецианские баллады». Их составитель Джон Уолш приписывал тексты многих баркарол Иоганну Адольфу Хассе, что это было полнейшей неправдой. Издатель просто решил подзаработать, ведь авторство большинства баллад и по сей день не установлено. Народное творчество, так сказать.

Статья в тему:  Как оформить самодельный прицеп для лодки

7. Впрочем, это не относится к самой известной венецианской балладе – La biondina in gondoleta – «блондинка в гондоле». Тут мы знаем и композитора, и автора стихов, и даже кому песня посвящена. Итак, музыку для баркаролы написал Иоганн Саймон Майр – итальянский композитор немецкого происхождения, которого в Венеции и Бергамо все звали на местный манер – Джованни-Симоне. Именно его оперы, где постоянно использовались духовые инструменты, что для того времени было совершеннейшей экзотикой, господствовали в конце XVIII — начале XIX века на итальянских сценах.

Текст же баллады о блондинке принадлежит перу Антона Марии Ламберти – поэта, писавшего на венецианском диалекте, а посвящена песня знатной венецианке Марине Куэрини, что родилась на Корфу, но всю жизнь прожила в городе гондол. Марину в Венеции знали все. Девушка славилась не только своей красотой, но и острым умом. В принадлежавшем ей дворце Сан-Бенето Марина устроила литературный салон, где считали за честь бывать и Томас Мур, и Джордж Байрон, а еще красавица была знаменита непосредственной манерой общения и непредсказуемым характером, что, по словам современников, придавало ей удивительный шарм.

8. Считается, что первые гондольеры появились в Венеции в 1094 году. Исторически профессия считалась сугубо мужской: навыки управления лодкой передавались от отца к сыну. Сегодня же для того, чтобы просто поступить в школу гондольеров, претенденту необходимо закончить среднюю школу, получить сертификат пловца, сертификат о прохождении курсов по спасению на водах и сдать кучу анализов, касающихся, как общего состояния здоровья, так и отсутствия у претендента венерических заболеваний или наркотических зависимостей.

Статья в тему:  Как сделать парусную лодку своими руками

А вот первая профессиональная женщина-гондольер появились в Венеции лишь в 2010 году. «На права сдала» 24-летняя Джорджия Босколо, кстати, как раз дочь гондольера, ее отец – обладатель весьма претенциозного имени Данте – управлял гондолой в течение 40 лет. К слову, гильдия гондольеров заявляет, что они совсем не против видеть в своих рядах представительниц прекрасного пола. Просто женщины после прохождения шестимесячных курсов или не могут сдать экзамен, или же выходят замуж, рожают детей и потом им уже не до гондол, управление которыми требует постоянной серьезной физической подготовки.

9. При этом девушки часто принимают участие в спортивных состязаниях на гондолах. Самые известные из них ежегодно проходят в Венеции в первые выходные сентября в рамках Исторической регаты. Начинается она с парада гондол, когда на Гранд-канал выезжают украшенные флагами белоснежные лодки, в которых гордо восседают персонажи в нарядах XVIII века. Затем наступает черед гонок на скорость. Для зрителей данное развлечение – совершенно бесплатное. Нужно лишь заранее приехать в город и усесться прямо на ступеньках набережной Гранд-Канала с корзинкой для пикника.

10. В финале – важный лайфхак для туристов. Как известно, поездка на гондоле – развлечение не из дешевых, однако в Венеции есть способ прокатиться на ней всего за 3 евро! Столько стоит билет на гондолу traghetto (трагетто), они пересекают Гранд-Канал в тех местах, где нет мостов, и используются горожанами как аналог паромной переправы. Правда, длится поездка 7 минут от силы, а венецианцы на правах местных жителей платят за нее меньше приезжих, но это лучше, чем сразу выкладывать 50 евро за возможность покататься на гондоле. Попробуйте для начала трагетто, а если понравится, то можете и на лодку с песнями разориться.

Статья в тему:  Чем покрыть днище лодки

Понравился материал? Присоединяйтесь к нам на фейсбук

Гондола

Гондо́ла, итал. Góndola (Венецианская гондола) — традиционная венецианская гребная лодка [1] . Является одним из символов Венеции.

Исторически являлась главным средством передвижения по каналам города, в настоящее время служат для развлечения многочисленных туристов. По оценке историков в XVIII веке в Венеции насчитывалось несколько тысяч гондол.

Лицензии на данную работу могут передаваться по наследству от отца к сыну, вследствие чего попасть в число гондольеров человеку со стороны непросто.

Содержание

Произношение

В русском языке слово гондола традиционно произносится с ударением на второй слог: гондо́ла [2] [3] . Интересно, что до начала XX века в русской литературе преобладало ударение на первый слог: го́ндола [4] . По одной из версий, переход к традиционному варианту произношения произошёл под влиянием русских поэтов, изменивших ударение так, чтобы слово рифмовалось со словом баркарола [5] [6] . В настоящее время классическое произношение слова го́ндола используют гиды российского туристического бизнеса, имеющие отношение к Италии. По их мнению, в Венеции это слово уместнее произносить так, как оно звучит в оригинале, то есть с ударением на первый слог [7] [8] .

Конструкция

Размеры и конструкция лодки установлены законом, начиная с XVIII века.

Длина лодки составляет 11,05 метров, ширина 140 сантиметров, дно плоское без киля. Вес пустой гондолы составляет около 900 фунтов (примерно 400 килограмм). Гондола имеет асимметричную форму, длина обвода её левого борта на 24 сантиметра больше, чем правого. Корпус лодки имеет закруглённую форму, нос и корма подняты вверх, чтобы максимально уменьшить площадь контакта с водой, и задать гребцу ориентиры направления движения.

Статья в тему:  Какие лодки необходимо регистрировать

При изготовлении гондолы применяется девять сортов дерева. После изготовления корпус лодки покрывают в несколько слоев специальным чёрным лаком.

У гондолы всего одно весло, исторически это было вызвано узостью каналов, в которых двухвесельные лодки не смогли бы разойтись. Весло держится в замке весла, называемом «форкола» (итал. forcola ). Конструкция форколы имеет сложную форму, позволяя реализовывать несколько положений весла для медленного движения вперёд, мощной быстрой гребли, вращения и поворотов лодки, замедления и гребли назад.

На носу гондолы устанавливается особый железный набалдашник — «ферро» (итал. ferro ). Установка ферро преследует несколько целей: железный наконечник защищает нос лодки; является противовесом стоящему на противоположном конце гондольеру; по нему определяют высоту моста и возможности прохода гондолы под ним. В форме ферро присутствуют шесть выступов, символизирующих шесть районов города.

Максимальное количество пассажиров, перевозимых на гондоле, составляет шесть человек. Допускается наличие маленькой пассажирской каюты для укрывания пассажиров от солнца и дождя. Фактически, из-за конструкции лодки, при гребле гондольер применяет одно и то же усилие, как в случае пустой, так и в случае полностью загруженной гондолы.

Отклонения в конструкции гондолы допускаются только для специальных или церемониальных лодок. Такими гондолами являются, например, гондола ди регата (итал. gondola di regatta ), предназначенная для участия в соревнованиях или трагетто (итал. traghetto ) — паром, вмещающий до 15 человек, и передвигающийся поперек каналов.

Статья в тему:  Как ловить тунца с лодки

При этом гондола Венецианского Дожа заметно отличалась от всех остальных и имела 12 гребцов [9] .

Управление

Асимметричная форма лодки позволяет гребцу-гондольеру управлять лодкой одним веслом, находясь сбоку от линии, разделяющей лодку вдоль пополам. Гондольер стоит на лодке и управляет ею, глядя вперёд по направлению движения. Весло является как веслом, так и рулём.

Техника движения на гондоле не гребковая, а скорее толчковая. Гондольер раскачивает лодку и совершает движения веслом по специальной траектории.

Гондольер — мужская профессия, которая требует большого мастерства. Обычно передается по наследству от отца к сыну. Этой профессии не занимать романтизма, недаром у гондольеров есть даже особый вид песен, называемых баркарола (от итал. barca — «лодка»). В 2009 году в Венеции появилась первая женщина — лицензированный гондольер [10] . В Шанхае — управление гондолами — женская профессия.

Италия. Венецианские гондолы и гондольеры

Один из символов Венеции — лодка гондола. (Кстати, правильно произносить слово надо с ударением на первое «о».) Эти изящные черные лодки в городе любви повсюду, без них образ Венеции представить просто невозможно.

Венеция — город, где не разрешен колесный транспорт. Здесь надо либо ходить пешком, либо плавать. Сегодня по каналам Венеции во множестве курсируют катера, но раньше основным транспортом была гондола.

Нынче гондола в большинстве случаев выполняет функции романтического аттракциона для туристов. Сами венецианцы на гондолах не катаются в первую очередь по причине очень высокой цены. Получасовая прогулка по каналам стоит от 100 евро в зависимости от времени суток и количества желающих кататься. Поскольку желающих кататься всегда предостаточно, то торговаться бесполезно. В гондоле помещается до 6 человек. Единственный способ сэкономить — собрать компанию желающих. Но, конечно, многие приезжающие в Венецию романтические парочки катаются вдвоем.

Статья в тему:  Какое масло заливать в гидроцикл ямаха

Если обойтись без романтики, то можно прокатиться на гондоле всего за 50 евроцентов, переправившись через Большой канал как на городском транспорте.

Такие специальные гондолы-траджетто (Traghetto) курсируют между берегами канала, надо лишь найти остановку, таковых между мостом Риальто и площадью Сан-Марко достаточно. Никакого подвоха с оплатой нет, действительно стоит переправа 50 центов, но в гондоле Вы будете находиться лишь пару минут.

По всей Венеции оборудованы выходы к воде, к которым при необходимости причаливает лодка — гондола или иная.

Стоянки гондол повсюду — это ряды длинных деревянных шестов, называемые палинами, вбитые в дно канала.

Конструкция гондолы уникальна, ничего подобного нет нигде в мире. Длина ассиметричной лодки 11,05 метра, ширина 1,4 метра, левый борт на 24 сантиметра выше, чтобы гондольер мог управлять лодкой, стоя сбоку. У гондолы только 1 весло, так как она предназначена для плавания по узким каналам.

При движении лодки гондольер прикладывает одинаковое усилие независимо от того, пустая гондола, или с пассажирами. Весло должно совершать движения по определенной траектории, напоминающей букву «J».

На носу гондолы установлено высокое массивное украшение — ферро (ferro) в виде гребня из 6 полос по числу районов города и одной дополнительной полосы, символизирующей остров Джудекка. Закругление сверху изображает шляпу правителя Венеции — дожа. Весит ферро около 30 килограмм и предназначено служить противовесом гондольеру, стоящему на другом конце гондолы. Также ферро помогает определить, может ли гондола проплыть под мостом по высоте.

Статья в тему:  Какие документы нужны для получения прав на лодку

Гондолу можно вполне считать произведением искусства. Для ее изготовления требуется 10 сортов древесины, 280 деталей гондолы вытачиваются вручную. Готовая лодка покрывается несколькими слоями особого лака черного цвета.

Сегодня гондолы производит небольшой коллектив ремесленников, который именует себя верфь Сан-Тровазо. Стоимость изготовления гондолы составляет около 45000 евро.

Первыми гондольерами в Венеции были черные рабы, которые принадлежали аристократическим семьям. Со временем работа стала престижной, ею начали заниматься граждане Венеции, образовалась корпорация гондольеров. В 15-16 веках в Венеции было по разным данным от 15 до 25000 тысяч гондольеров.

Сегодня ассоциация ограничивает число гондольеров цифрой 425. Их не может быть больше ни при каких обстоятельствах. Профессия передается по наследству, молодой гондольер сдает экзамен по управлению гондолой, а также экзамены по истории и географии Венеции и английскому языку. В 2009 году в Венеции появилась первая женщина-гондольер, эмансипация добралась уже и до Венеции…

Рабочий день гондольера длится до 15 часов, это тяжелый труд. Обязательный дресс-код — полосатая футболка и соломенная шляпа с синей или красной лентой. Нельзя сказать, что соблюдают правила неукоснительно, хотя предусмотрено даже лишение лицензии за выход на работу в другой одежде.

Некоторые источники утверждают, что гондольеры также сдают экзамены по пению. Приставала с расспросами и с просьбами спеть к гондольеру во время прогулки на гондоле. Он информацию об экзаменах по пению категорически опроверг и петь баркаролу (итал. лодка — barca) отказался.

Статья в тему:  Как называется легкая лодка с одним веслом

Гондолы по традиции все черного цвета. Существует несколько версий, откуда пошла такая традиция. По первой, стали они черными в 1562 году, когда в Венеции была эпидемия чумы, и на гондолах нередко перевозили трупы умерших. По другой громоздкие украшения с гондол убрали просто потому, что некоторые излишне увлекались и порой такие лодки с трудом передвигались. Самая романтичная версия — гондолы стали делать все одинаковыми, чтобы не выделяться. Ведь на гондолах под прикрытием ночи плавали влюбленные к своим дамам сердца.

Говорят, что, проплывая под мостами Венеции на гондоле, надо целоваться с любимыми или хотя бы делать это мысленно, если половины рядом нет, чтобы обрести вечное счастье.

У всех читающих эти строки есть возможность проплыть вместе с автором блога под мостом на гондоле. Смотрите видеосюжет и целуйтесь!

Мостов в Венеции 466, но целоваться под одним из них не стоит.

Мост Вздохов соединяет дворец Дожей со зданием тюрьмы, поэтому романтикой в этом месте не пахнет, хотя большинство прогулок по каналам на гондоле начинаются именно здесь.

В любое время суток под мостом Вздохов можно увидеть вереницу плывущих по улице-каналу Rio del Palazzo гондол.

Сегодняшние гондольеры украшают свои гондолы ковриками, бархатными накидками на сиденья, кисточками, цветами, бронзовыми подсвечниками, но меру соблюдают. В целом лодки смотрятся строго.

Статья в тему:  Чем покрыть днище лодки

Правил, которые необходимо соблюдать, у гондольеров немало. Контроль за соблюдение правил возложен на карабинеров, штрафы немалые. Например, полагается зажигать фонарь на носу гондолы в сумерки и ночью. Нельзя выходить на гондоле в открытую лагуну. При повороте в каналах полагается кричать что-то типа «ООООЭЭЭЭЭ», чтобы не столкнуться с возможно поворачивающей другой лодкой.

У каждого города есть свои звуки. Наверно, звуки Венеции — это эхом отдающие от стен домов голоса гондольеров. Жаль, что песен теперь они уже не поют…

Гондола

Из Википедии — свободной энциклопедии

Гондо́ла (итал. góndola ) — традиционная венецианская гребная лодка [1] . Является одним из символов Венеции.

Исторически являлась главным средством передвижения по каналам города, в настоящее время служат для развлечения многочисленных туристов. На исходе существования республики в Венеции насчитывалось несколько тысяч гондол. В конце XVII века русский путешественник писал следующее:

В Венецы есть извозничьих лодак, которые называют гундалами, немало тысяч, а все чёрные и покрыты чёрными сукнами, с окончинами великими, и во всяком гундале по одному человеку-гребцу, а на ином и по два человека. И кому куды потребно ехать морем в ближние места от Венецы или в самой Венецы по каналам, то есть по улицам, то в тех гундалах ездят, нанимая их; а плата бывает на целой день от гундала, которой с одним гребцом, дукат венецкой, а московских денег 15 алтын; и за тое плату весь день повинен возить, где изволит.

А у венецких прокураторей и у знатных купецких людей, также и у духовных особ, есть свои гундалы, которых есть в Венецы не одна тысяча. Те гундалы у многих есть нарядные, резной работы, золочёные, покрыты бархатами с круживами и с бахрамами золотными и иными изрядными парчами, и окончины великие; также в них посланы бывают шпалеры, или трипы цветные, или иные изрядные парчи, тому подобные.

А зделаны те гундалы особою модою: длинны да не широки, как бывают однодеревые лотки, а нос и корма острые, и на носу железные великие гребни, а на корме железом же оковано, а на средине зделан чердак с окончинами и з завесами изрядными покрытой, и в нём лавки изрядные с подушками. А гребцы — один человек на носу, а другой на корме; а в котором гундале другого гребца нет, в том бывает человек на корме, гребёт стоя, тем же веслом и правит, а кормоваго весла, как бывает правило, на тех гундалах нет, однако без него управляют изрядно.

Лицензии на данную работу могут передаваться по наследству от отца к сыну (с 2006 года и без наследования), вследствие чего попасть в число гондольеров человеку со стороны непросто. Официально сообщество гондольеров было зарегистрировано в городе в 1868 году. Всего в Венеции зарегистрировано менее 500 гондольеров. Они должны знать историю города, морское дело, иностранный язык и должны пройти вступительный экзамен. Брюки на них должны быть традиционые и чёрного цвета, головной убор в виде канотье вошёл в моду у гондольеров в начале XX века. Работу они начинают с 9 утра и до последнего клиента. [3]

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: