0 просмотров

Как назывались прочные веселые казачьи лодки

Подводные лодки казаков — грозное оружие времен Запорожской сечи

В 16-17 веках в Черном море плавали настоящие казацкие подводные лодки. Казаки нагоняли ужас на врагов своим необычным внезапным появлением из них. В Турции о казаках – подводниках ходили легенды. Их представляли демонами в человеческом обличье, которые выходили на берег из морских глубин, нападали на крепости, разоряли порты и держали в страхе всё черноморское побережье. Скептики считают, что судостроение в 16 веке не могло достичь такого уровня, чтобы можно было говорить о подводных лодках. Но ведь столетием раньше чертежи подводных судов были созданы самим Леонардо да Винчи. К сожалению, гений уничтожил их, посчитав, что человечество было не готово к таким механизмам. Но что же из себя представляли подводные лодки казаков в то время?

Подводные лодки изготавливались из двух казацких лодок «Чаек» длиной в 18 метров. Одну лодку накрывали другой и герметично закрепляли. В бортах делали отверстия для весел, которые обеспечивали лодке ход. Их уплотняли кожаными манжетами. Так вода не проникала во внутрь. Днище заполнялось песком, от количества которого зависела глубина погружения подводной лодки. При этом делались створки, которые можно было открыть в любой момент, потянув за канат. Песок высыпался, и лодка мгновенно всплывала, на поверхность. Всю конструкцию обшивали кожей, чтобы придать ей дополнительную водонепроницаемость. Любая щель засмаливалась. Для притока воздуха внутрь, в отверстия в корпусе верхней лодки вставляли камышовые трубки, которые торчали над водой.

Статья в тему:  Сколько стоит пластиковые лодки

Иногда над лодкой крепили крохотную лодочку, закреплённую над подводным корпусом. Здесь сидел один человек — дозорный. Эта лодка соединялась с подводной частью системой канатов или стержней. Дозорный высматривал вражеский флот, и указывал нижней палубе, куда плыть, дёргая за канаты. Со стороны создавалось впечатление, что на лодке плывет один человек. Это не было подозрительным. Но когда подводная лодка подплывала к противникам, спускался песок, и она всплывала. Обернутая в водоросли чуть ли не выпрыгивающая из воды, конструкция, приводила в ужас противника. После того, как казаки застигали врага врасплох и одерживали победу, они разбирали подводные лодки на две части, превращая их в обычные лодки «Чайки».

Невероятная инженерная изобретательность казаков была удивительной. Ни одна пробоина не могла погубить такое подводное судно. Оно держалось на поверхности, даже заполненное водой. Казацкая подводная лодка – это сказочный национальный символ того, как талант и хитрость преодолевают скудость средств. Вообще в свое время казачество было перспективной силой украинского народа. Сухопутные, морские и кавалерийские подразделения запорожских казаков считались одними из лучших в Европе. В мореходстве казаки унаследовали традиции древнерусских моряков. Их морские набеги значительно ослабляли могущественную Османскую империю. Есть даже свидетельства о том, что западноевропейские государства на протяжении всего 17 века приглашали казаков на морскую и военную службу.

Видео на украинском языке, включите субтитры.

Статья в тему:  Yamaha fjr 1300 как первый мотоцикл

Казачьи «подводные лодки»: что это было на самом деле

Казаки были не только воинами — они еще были и настоящими изобретателями, то есть постоянно совершенствовали окружающие их предметы. Правда, делали они это весьма избирательно, в первую очередь обращая внимание на то, что так или иначе относилось к военному искусству.

Холодное оружие

Горазды на выдумку казаки были в отношении личного холодного оружия. Вплоть до революции каждый казак, являясь на службу, должен был иметь собственное холодное оружие — шашку и кинжал. Однако удовольствие это было не из дешевых. По регламенту казачьи клинки должны были быть украшены серебром, но беднякам это бывало не под силу, поэтому они силами общевойсковой казны закупали для небогатых казаков клинки оружейной фабрики города Златоуста. Эти клинки, как правило, сразу же получали одобрение армейского начальства, а затем каждый казак украшал свой клинок — кинжал или шашку на собственный манер, делая это сам или отдавая его полковому кузнецу.

Историк Людмила Олеговна Терновая в статье «Казаки-изобретатели» указывает, что кроме обычных кинжалов, у казаков на вооружении был очень интересный образчик холодного оружия под названием «бебут». Это был обоюдоострый, изогнутый кинжал, который больше всего за размеры и удобство в использовании любили разведчики — «пластуны».

Казацкие ракеты

Но казаки не ограничивались холодным оружием. Согласно историческим данным в 1516 году, когда на южную границу Польши и Литвы в очередной раз напали татары, совершавшие набеги из Крыма, казаки использовали нечто напоминающее если не ракеты, то бомбы. Об этом в труде «Греческий огонь» упоминает историк военного дела Всеволод Викторович Арендт. Есть предположение, что это были начиненные «греческим огнем» глиняные трубки, состоящие из нескольких зарядов, которые взрывались поочередно и выпускали в сторону татар огонь, что наводило на врага панику.

Статья в тему:  Что означает когда снится плыть на лодке

Подводные лодки

Разумеется, речь не идет о настоящих субмаринах, а о специальных лодках, которые казаки использовали в 1594 году при осаде крепости Синоп в Турции. Об этом пишет монах-иезуит из Франции Р. Фурнье, которого в Константинополе изрядно напугали рассказами о «северных славянах», которые могли появляться буквально из ниоткуда, из воды и наводили ужас на турок. Фурнье до этого момента считал, что рассказы о северных варварах, переплывающих значительные расстояния под водой на каких-то особых лодках — вымысел, но в Константинополе он сам разговаривал с людьми, которые видели подобные лодки.

Как позже писал во французском журнале изобретатель субмарин Жак-Филипп де Мондери, по видимому, казаки обшивали снаружи подводную лодку кожами, герметизировали палубу, над которой устраивали нечто вроде вентиляционной трубы, в которой сидел казак, наблюдающий за морем и задававший направление гребцам. Герметичность между бортами и веслами достигалась с помощью специальных кожаных манжетов, пропитанных жиром.

Первым официально зарегистрированным случаем применения подобной лодки считают поход казаков на Белгород весной 1594 года. Именно в этом году была осаждена крепость Синоп, захвачена крепость в Белгороде и освобождено множество пленных славян. В общем-то ничего удивительного в этом нет — еще Страбон описывал древних славян, как людей, у которых «есть жабры» — они использовали во время боев с неприятелями перевернутые лодки и могли долгое время отсиживаться в воде, дыша через соломинку.

Статья в тему:  Как сделать крыло на лодочный мотор

Триаж

Из среды казаков вышло множество талантливых людей. Одним из них был Афанасий Филимонович Шафонский, получивший прекрасное образование в Германии. С 1769 года он был военным доктором, а позже его назначили старшим врачом в Московском госпитале. Во время эпидемии чумы Шафонский изобрел триаж — специальную сортировку больных, которая позволяла сосредотачивать усилия врачей на тех пациентах, которых еще можно было спасти, и облегчить участь остальных.

Автоматическая винтовка Токарева

Мало кто знает, но оружейный мастер Федор Васильевич Токарев тоже был выходцем из казачества и есаулом. С 1891 году он служил в Донском казачьем полку в Радивилове, а после производства его в хорунжии заведовал арсеналом. Затем Токарев окончил офицерскую стрелковую школу в Ораниенбауме, в которой на основе карабина Мосина разработал первый образец автоматической винтовки. Кроме этого, Токарев изобрел знаменитый армейский пистолет ТТ, пулемет МТ, пистолет-пулемет и винтовки СВТ-38 и СВТ-40, которые сослужили хорошую службу в Великой Отечественной войне.

Трамвай

В казачьей семье под Полтавой родился еще один изобретатель — Федор Апполнович Пироцкий. После окончания учебы в артиллерийской академии изобретатель переехал в Санкт-Петербург, где сначала занимался разработкой доменных печей, а в 1875 году на железной дороге под Сестрорецком впервые запустил железнодорожные вагоны на электрической тяге. Спустя пять лет в городе стали заменять конки на конной тяге на современные трамваи. Между прочим, изобретение казака быстро переняли немцы.

Статья в тему:  Какое масло заливать в лодочный мотор ямаха

Короткофокусный объектив и фотопленка

Много открытий в области фотографии сделал донской казак Иван Васильевич Болдырев, родившийся в станице Терновая, — об этом в своей статье «Донской казак Иван Болдырев» пишет автор В. Никитин. Всю свою жизнь Болдырев посвятил фотографии и изобретению. В 1878 году он предложил фотографам новый тип фотоматериала взамен стеклянных пластин — гибкую фотопленку, покрытую специальной эмульсией.

Кроме этого, Болдырев изобрел короткофокусный объектив, отличающийся крайне простой конструкцией, и моментальный фотозатвор. Но как водится, русские оценить изобретения не спешили, и запатентовать его Болдырев не успел, очевидно, не было денег, и его опередила компания Kodak из США, представившая в 1885 году катушечную фотопленку, патент на которую у компании уже был. Но моментальный затвор был все же оценен по достоинству, и в 1889 году ее назвали самым популярным фототоваром года.

Казачья морская культура: судно, которое использовали казаки

История казачества с древнейших времён вызывала особый интерес. Сегодня, точно никто не может сказать, как они обменивали социальную свободу на военную службу, какой вклад внесли в расширение Московского царства в огромную Российскую империю. Они яростно защищали свою независимость на протяжении веков в период крепостного права, изобретали уникальные военные стратегии и культуру судостроения, частью которой является судно, которое использовали казаки.

Казацкий флот

Первые письменные упоминания о казацких легендарных походах датируются ещё до нашей эры. В быту запорожцы использовали различные средства для передвижения по воде. В основном для хозяйских целей: ловли рыбы и разведки местности. Среди лодок для движения по реки наиболее популярны были байдаки и дубы, в которых вмещались до 10 человек. Строили их из воловьей кожи, что давало преимущество в весе. За основу суда служила деревянная колода, борт обивали досками, в результате такое судно весило около 30 тонн. Обязательно в судно казаков входил нок — оконечность деревянной части оснастки судна.

Статья в тему:  Как правильно рыбачить с лодки

Судно казаков, которое использовалось для военных походов, называлось – «чайка». Эти лодки являются уникальными экземплярами в строительстве суден на территории Западной Европы. Имея небольшие размеры, они идеально подходили для плавания, как по воде, так и по морю. Также малый вес прибавил скорости лодке, что неоднократно доказывается в письменных свидетельствах.

Чайки запорожцев заняли важную часть военного флота. Большие фрегаты казаки не строили, а те которые захватывали во время походов, в основном сжигали. В каждую такую лодку могло вместиться около 60 казаков, оружие, боеприпасы и еда. Главным законом для казака в бою была трезвость, так спиртного они не принимали, а тех, кого замечали в алкогольном опьянении, выбрасывали за борт в море.

В бой запорожцы одевали старую и не нужную одежду: двое шаровар, рубаху, фуфайку из грубой и качественной ткани и шапку. Хотя на территории Сечи казаки одевались богато и нарядно.

Судно, которое использовали казаки – виды

На протяжении веков казацкие лодки прославлялись своей манёвренностью и лёгкостью. Именно, в Запорожской Сечи судностроительство достигло нового уровня и быстрого развития. Боеспособность маленьких лодок удивляла даже опытных военачальников и позволяла казакам курсировать не только на берегах Днепра, а и выходить на просторы Чёрного и Азовского моря. Многочисленные исследователи древности называли их лодки «чайками», но на самом деле это был целый арсенал разнообразных по размеру и функциям лодок:

  • Байдак – лодка, предназначенная для походов по реки с одной мачтой. Как правило, она вырезалась из дерева и имела длину около 20 метров, а ширину – 4 метра. Название лодки походило из истоков восточного языка. Эксплуатировалось судно для перевоза груза по Днепру и Дону.
  • Будара – выдолбленная из дерева лодка, оборудована 3-4 вёслами и острым носом.
  • Дуб – большое судно, которое использовали для военных походов и перевоза груза. Название относят к праславянскому происхождению. Прибрежное судно имело длину до 20 метров, имело мачту и палубу. Речной дуб был меньшего размера и не имел палубы.
  • Чайка – судно, которое использовалось для военных поход. Имея малый вес, лодка отличалась ловкостью и с лёгкостью проходила многочисленные пороги Днепра. Чайка вырезалась из дерева, обивалась досками и обливалась горячей смолой. Специфической особенностью был привязанный по бокам тростник, что не давало лодке потонуть даже, когда она полностью наполнялась водой.
Статья в тему:  Чем покрасить дно лодки

Создание армии воинов — мечта правителей и политиков с незапамятных времён. Тем не менее, мало кто догадывается, что есть страна, которая успешно использует преимущества такой армии в течение веков. В России казаки были не заменимой армией, сыграли важную роль в расширении границ небольшого Московском царства в гигантскую Российскую империю и, в конце концов, стали ответственными за охрану своих границ. В царские времена, казаки были покорены, но сумели найти компромисс: военную службу в обмен на свободу.

В эпоху монархий и крепостного права, казаки остались автономными общинами, которые не сумели насладиться социальной свободой вплоть до советских времён. Сегодня, казачьего образа жизни практически не существует, и осталось очень много неразгаданных тайн. Были ли казаки колдунами, как они учились военному делу, какое судно использовали казаки и как они сумели выстоять против разнообразных реформ? Тем не менее, Россия не будет существовать без казаков, ни они без России.

Видео:Напутствие Атамана Якутского казачьего полка

Интересное

  • Газовозы суда. Надежность перевозки

Специально для транспортировки сжиженного природного газа (СПГ), например, метана, бутана и пропана, в танках или резервуарах используют газовозы суда, которые бывают в виде рефрижераторов, полурефрижераторов или под давлением.

Академик шокальский судно, которое теперь имеет свою историю приключения

Для Финляндии 1982 год стал памятным, именно тогда было построено знаменитое академик Шокальский судно. Судно принадлежит к ледовому классу и имеет небольшие размеры. Сегодня оно находится в собственности.

Статья в тему:  Как сделать ложементы для лодки

«Золотая Лань» корабль Дрейка, водоизмещение судна

Корабль Дрейка Английский галеон был гораздо больше, чем испанские галеоны и имел более мощное вооружение. Водоизмещение судна составляло 150 тонн. Надстройки на корме были высокие, но выглядели изящно.

Экономический анализ Совкомфлота

Экономическим отделом Совкомфлота были опубликованы финансовые итоги предприятия за 9 месяцев 2013 года. Результаты работы за третий квартал показали чистую прибыль, однако с начала года сохраняется убыточный результат.

Шуточные советы моряку

Моряк, будущий, настоящий или прошлый, юнга, боцман или шкипер, послушай шуточные советы и припомни, не пригодились бы они тебе, узнай ты их раньше? 1. Если ты решил идти.

Казацкие лодки

Какими лодками казаки выбирались в свои первые речные и морские походы – доподлинно неизвестно. Можно лишь предположить, что те лодки мало чем отличались от знаменитых казацких чаек, известных с середины XVI века. Трудно сказать как и почему название чайка “приклеилась” к военных лодок. Существует несколько версий: от татарского слова каїк (округлый лодка), от птицы и тому подобное. Само название была очень популярна среди мореплавателей бассейна Черного моря. Кроме казаков, свои особые чайки имели турки и венгры. Последние в 1764-1782 pp. даже держали целую флотилию чаек.

Первоначальный вариант казацкой чайки – это лодка длиной до 14 м и высотой 3-3,5 м, который не имел киля и был выдолбленный из ствола липы или ивы. Позже казаки усовершенствовали конструкцию. Теперь чайка имела 19-20 м длины, 3-3,5 м ширины и столько же высоты. Погружался лодку на 2-2,5 м. Строили чайку с тех же лип и ив, просмолювали и обшивали досками в нахлест. Лодка была двостерновий, имел по 10-15 весел с каждого борта, мог оснащаться мачтой для паруса. Уходя в поход, казаки обвязывали чайку камышом, что придавало ей поплавок и изрядно помогало в бою. В XVIII ст. чайки нередко изготавливали из дуба.

Статья в тему:  Что является сердцем лодки конюхова

Строили чайки на Запорожье. В начале XVII века. для сооружения каждого лодки привлекали 60 добрых мастеров. Они справлялись за две недели. В основном в походах участвовало 40-50 чаек. Но бывали и ірандіозні военные операции, когда счет шел на сотни. Так, в 1625 г. казаки несколько раз выставляли по несколько сотен чаек. Только в знаменитой морской битве около Кары-Хармана, по разным данным, приняли участие от 300 до 400 чаек.

До чайки садилось 50-70 казаков, вооруженных ружьями и саблями. Кроме того, на борт поднимали пушки-фальконета, даже до 4-6 штук. И мовірно, чайка гетмана или атамана похода имела компас. На дно клали порох, ядра, съестные припасы. Тот такиГ. Л. де Боплан отмечал, ицо у казаков “сухари находятся в большой бочке, которую крепко привязывают. Сухари извлекают через втулку. Берут с собой также бочонок с вареным пшеном и бочонок с мукой, розведгншм на воде, который едят, смешивая с пшеном, все вместе, что они очень ценят; это блюдо служит им и пищей, и питьем, он имеет кисловатый вкус и называется саламаха, то есть превосходное блюдо”.

Несмотря на свою относительную простоту и даже архаичность чайки прекрасно подходили к условиям плавания в реках и в Черном и Азовском морях. Природные условия низовья Днепра, Кальмиуса, Дуная, Дона требовали легких, но прочных лодок с низкой осадкой и способностью к головокружительным маневрам. В Черном море, особенно во время морских сражений, и при прохождении Босфора много весила плавучесть судов. Все эти свойства были присущи чайкам. Невысокие, малозаметные, чрезвычайно плавучие казацкие лодки развивали скорость до 20 км/ч, что превышало возможности тогдашних турецких кораблей. Следовательно, не имея возможности конкурировать с противником по мощности судов, казаки брали другим – быстроходностью и маневренностью чаек, умением использовать технические недостатки турецкого флота. Такие подходы казаки положили в основу своей тактики войны в море.

Статья в тему:  Что является сердцем лодки конюхова

Под конец XVII века. казаки, кроме чаек, научились строить лодки, которые в документах называются “морскими” и которые были за діяні против турецко флота в Днепровско-Бугском лимане во время так называемых Днепровских походов 1697 – 1698 гг. украинских казаков и российского войска. Из писем гетмана Ивана Мазепы хорошо видно, что такие лодки напоминали турецкие галеры. Секреты производства казаки переняли от турок. Однако “морские лодки” не вытеснили чаек, которые и в дальнейшем оставались в казачьей среде вне конкуренции.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: