12 просмотров

Как назывались лодки викингов

Корабли викингов – как назывались и чем отличались

Термин также широко распространен в современном английском и других местных языках жителей норвежских домашних общин со времён, известных как эпоха викингов. Этот период северной военной, торговой и демографической экспансии является важным элементом раннесредневековой истории Скандинавии, Эстонии, Британских островов, Франции, Киевской Руси и Сицилии.

Корабли викингов действительно являются неотъемлемой частью европейской истории кораблей, а также мирового наследия. Викинги были развитой воинской расой Скандинавии, и они процветали в период между 8 и 11 веками нашей эры. Многие историки также не стеснялись упоминать их как покорителей моря. Это было в основном потому, что они способствовали открытию многих земель, к которым тогда не было доступа, таких как Исландия, Россия, Гренландия, Великобритания и даже Турция. Кроме того, они завоевывали эти земли, грабили их и устанавливали свою власть в этих регионах.

Главной и самой выдающейся особенностью викингов был их военно-морской флот. Средневековые корабли викингов были сильны, долговечны, прекрасно обработаны и во многих отношениях опережали свое время. Море, корабли и лодки составляли неотъемлемую часть культуры викингов, которая основывалась на высшем кодексе чести, который должен соблюдаться как в правосудии, так и в войне.

Общие характеристики кораблей викингов

Тем не менее, все они похожи с точки зрения их общей концепции:

  • Края с кромками, соединенные железными заклепками;
  • Носовая часть из одного куска дерева и резная;
  • Киль с Т-образным сечением;
  • Одиночная мачта с квадратным парусом;
  • Гребной – руль, расположенный на правом борту.

Викинги строили свои корабли по главенствующему принципу: союз гибкости и легкости. Их конструкция корабля отличается от конструкции южной Европы, где жесткость корпуса делает лодку тяжелее. На лодках викингов избыточный вес систематически устранялся.

Статья в тему:  Как избавиться от лодки

Современные яхты и лодки с присущим им минимализмом существенно отличались своим экстерьером от кораблей викингов, украшение на их лодках было очень важно. Высокая изогнутая форма носового выступа украшалась фризом из переплетенных узоров, напоминающих узоры ирландских кельтов. Лодка викингов также почти симметрична между передней и задней сторонами, что позволяет ей одинаково двигаться вперед и назад одинаково (амфидром). Их киль цельный, для чего нужны очень высокие деревья.

Руль состоит из своего рода короткого весла с очень широкой лопаткой, закрепленной кожаными галстуками на носу правого борта. Их плоское дно и мелкая осадка также позволяют им ориентироваться на мелководье и выходить на берег прямо во время рейда. Корпус выполнен из уложенных панелей (внакрой), которые уменьшают свою сопротивление при полной нагрузке. Этот тип сборки также обеспечивает прочность, которая обеспечивает определенную гибкость плит между ними. Корабль также имеет большую мачту и прямоугольный парус.

Материалами, использованными для строительства, были древесина дуба, иногда сосна или ясень для досок, а также ива для каркасов. Для заклепок, якоря и некоторых элементов фурнитуры викинги использовали металл. В составе различных такелажных линий использовались растительные и животные волокна, например конский волос для верёвок или кора (липа) для кожухов. В дополнение к этим материалам для покрытия корпуса использовалась сосновая смола, а для создания покрытий для окраски корпуса или паруса могли использоваться различные цветовые основы.

Корабли викингов отличались от других кораблей, будучи в целом более мореходными и более легкими. Это было достигнуто благодаря использованию конструкции клинкера (лапстрейка). Планки, из которых были построены корабли викингов были от раскола крупных деревьев, особенно старовозрастных дубов. Корпус корабля может быть толщиной всего один дюйм (2,5 см), так как расколотая планка прочнее, чем пиломатериал, найденный в более поздних кораблях.

Статья в тему:  Как собрать лодку ривьера 3200 ск

Поднимаясь от прочного дубового киля, кораблестроители склепывали доски вместе, используя заклепки из кованого железа и ровницы. Ребра сохраняли форму бортов корпуса. Каждый слой досок перекрывал нижний, и между досками использовалась водонепроницаемая прокладка, чтобы создать прочный, но гибкий корпус.

Кроме того, в начале эпохи викингов вёсельные порты (углубления) заменили отсеки (проёмы), позволяя хранить весла в то время, когда корабль находился на ходу, и обеспечивать лучшие углы для гребли. Самые большие корабли эпохи могли перемещаться со скоростью пять-шесть узлов, используя силу весла, и до десяти-двеннадцати узлов под парусом. Замечательные большие суда были построены с использованием традиционной конструкции клинкера. Корабли-драконы с 100 воинами не были исключением.

Основные типы кораблей викингов

1. Кнорр – большое судно для перевозки. Кнорр – норвежский термин, обозначающий корабли, которые были построены для атлантических рейсов. Это были грузовые суда средней длиной около 54 футов (16 м), балка 15 футов (4,6 м) и корпус, способный нести до 122 тонн. Общее водоизмещение: 50 тонн. Они короче, чем длинные корабли типа Гокстад, но кнорры более прочные по конструкции, и они зависели в основном от силы паруса, устанавливая весла только для использования в качестве вспомогательных элементов, если на открытой воде не было ветра. Из-за этого кнорр использовался для более длительных путешествий, морских перевозок и более опасных поездок, чем у типа Гокстад. Он был способен преодолевать 75 миль (121 км) за один день, содержал экипаж из 20-30 человек, и кнорры регулярно пересекали Северную Атлантику, в эпоху викингов перевозил скот, товары в Гренландию, на североатлантические острова и обратно. Дизайн кнорра позже повлиял на дизайн кабатажных судов, используемых в Балтийском море и Ганзы.

Статья в тему:  Чем заделать трещину в дюралевой лодке

2. Карви – относительно небольшое судно, используемое для судоходства и разведки у побережья. Карви были небольшим типом корабля викингов с широким корпусом, чем-то похожим на кнорр. Они использовались как для войны, так и для обычного транспорта, перевозя людей, грузы или скот. Поскольку они были в состоянии плавать на очень мелкой воде, они также использовались для каботажа. Карви имел широкие балки примерно 17 футов (5,2 м).

3. Драккары или Длинные корабли (langskip, longship англ.) – общее название, которое было у военных боевых кораблей. Термин longship считается как ошибочный с лексической, грамматической, а также с фонетической и анахронической точек зрения, поскольку только форма дреки может использоваться для Эпохи викингов. Историк Франсуа Неве утверждает в этой связи, что в пространстве викингов (термин дреки) служит прежде всего для обозначения фигур, вырезанных на носу и корме судов, которые часто изображали драконов». Длинные корабли назывались так же драконами (drakushiffen), потому что у них был нос в форме дракона или Драккар (от древнескандинавских Drage — дракон» и Kar — корабль», буквально — корабль-дракон») — так сегодня принято называть деревянный корабль викингов, длинный и узкий, с высоко поднятыми носом и кормой.

Драккары были длинными военными кораблями, изготовленными и использовавшимися викингами из Скандинавии и Исландии для торговли, коммерции, разведки и военных действий в эпоху викингов. Конструкция корабля развивалась на протяжении многих лет, начиная с каменного века с изобретением умиака и продолжая вплоть до 9-го века с кораблями Нидам и Квалсунд. Длинный корабль появился в его полной форме между 9 и 13 веками. Характер и внешний вид этих кораблей отражены в скандинавских традициях судостроения до сегодняшнего дня. Средняя скорость кораблей викингов варьировалась от корабля к кораблю, но находилась в диапазоне 5-10 узлов, а максимальная скорость корабля при благоприятных условиях составляла около 15 узлов.

Статья в тему:  Где зарегистрировать надувную лодку в харькове

Длинный корабль характеризуется как изящное, длинное, узкое, легкое, деревянное судно с узким корпусом для низкого сопротивления, рассчитанное на скорость. Малая осадка судна позволяла ходить на глубине всего одного метра позволяя высадиться на берег, в то время как легкий вес позволял переносить его по суше. Длинные корабли также были двусторонними, симметричный нос и корма позволяли кораблю быстро менять направление, не поворачиваясь: эта черта оказалась особенно полезной в северных широтах, где айсберги и морской лед создают опасность для навигации. Длинные корабли были оснащены веслами почти по всей длине лодки. Более поздние версии носили прямоугольный парус на единственной мачте, которая использовалась, чтобы заменить или увеличить усилие гребцов, особенно во время длительных путешествий.

Длинные корабли можно классифицировать на несколько различных типов, в зависимости от размера, деталей конструкции и престижа. Наиболее распространенный способ классификации длинных кораблей – по количеству гребных позиций на борту. Типы варьировались от Карви с 13 гребными скамьями до Буссе, один из которых был найден приблизительно с 34 позициями для гребли.

Длинные корабли были воплощением скандинавской военно-морской мощи в то время, и были очень ценным имуществом. Они часто принадлежали прибрежным фермерам и заказывались королем во времена конфликтов для создания мощных военно-морских сил. В то время как дальние корабли были развернуты норвежцами в военных целях, они в основном использовались для перевозки войск, а не в качестве военных кораблей. В десятом веке эти лодки иногда связывали вместе в бою, чтобы сформировать устойчивую платформу для пехоты.

Статья в тему:  Какие документы нужны для управления моторной лодкой

Размеры драккаров колебались от 35 до 60 футов (от 10 до 18,5 метра). На носу крепилась резная голова дракона (отсюда и название типа корабля), а по бортам располагались щиты. Не каждый корабль с головой дракона на носу был драккаром – голова дракона символизировала высокий статус владельца судна, а сам корабль мог быть любым. При приближении к дружественным землям, носовая фигура в виде головы дракона убиралась — по поверьям народов Севера, она могла напугать или разозлить добрых духов. Если викинги желали мира, вождь с носа драккара показывал щит внутренней стороной, которая была выкрашена в белый цвет.

Драккары приводились в движение вёслами и прямоугольным парусом. Управление осуществлялось при помощи рулевого весла с коротким поперечным румпелем, установленного на правом борту. Большие корабли имели до 35 пар вёсел («Великий Змей», построенный для короля Олафа Трюггвасона зимой 999/1000 года) и развивали скорость до 10-12 узлов, что для кораблей такого класса может считаться выдающимся показателем. Но, по данным учёных, большинство драккаров, использовавшихся в эпоху викингами имели 20-25 пар вёсел. Драккары отличались многофункциональностью – корабли использовались для военных действий, перевозок, а также для дальних морских плаваний, которые позволяла совершать конструкция корабля. В частности, на драккарах викинги достигали Исландии, Гренландии и Северной Америки.

Драккары являются более крупными аналогами другого типа военных судов викингов – снеккаров (от Snekja – змея и Kar – корабль). Снеккары имели меньший размер и меньшую команду (до 60 человек). Приводились они в движение также прямоугольным парусом, имели до 25-30 пар вёсел, и в открытом море могли развивать скорость 15-20 узлов. На практике викинги чаще пользовались для торговли и путешествий ещё меньшими по размерам кноррами, тихоходными, но гораздо более вместительными из-за значительной осадки. На речном мелководье, однако, кнорры плавать не могли. Драккары же, в силу своей малой осадки, были удобны для передвижения по рекам и фьордам. По этой же причине драккары зачастую использовались для внезапной высадки войск на атакуемой территории. Низкие борта делали драккар слабо различимым на фоне морских волн, что позволяло сохранять маскировку до последнего момента.

Статья в тему:  Надувная лодка как выбрать

Некоторые драккары, обнаруженные при археологических раскопках и тщательно восстановленные, сохранились до наших дней. Ныне они экспонируются в музеях кораблей викингов в Норвегии и Дании.

4. Фаеринг – открытая гребная лодка с двумя парами весел, обычно встречаются в большинстве строительных традиций лодок в Западной и Северной Скандинавии, начиная с эпохи викингов.

Самой уникальной чертой средневековых кораблей викингов был их дизайн, независимо от того, были ли эти корабли транспортными, разведывательными или военными. За прошедшие годы они стали известны как змеиная голова или голова дракона, но правда в том, что не все корабли викингов имели такие разные головы. Они были в основном предназначены для военных кораблей и некоторых судов, принадлежащих дворянам и чиновникам. В то время когда технология парусов еще не была открыта человеком, корабли приводились в движение веслами. Уже тогда викинги смогли изготовить огромные корабли, предназначенные для перевозки грузов, некоторые из которых использовали 35 пар весел. Несмотря на сложный механизм и конструкцию, викинги могли разрабатывать корабли, которые были очень быстры и просты в маневрировании.

Например, Кнорр был известен своей маневренностью и грузоподъемностью. Грузовые суда большой вместимости, которые обычно перевозили тяжелые грузы, назывались Busse, а некоторые другие в той же категории были упомянуты как Snekke, Skeide, Sud и Drakkar, все из которых были большими по размеру. Из них Драккары были теми, которые принадлежали высокопоставленным чиновникам и воинам, следовательно, имели обычно на носу голову дракона. Некоторыми другими моделями средневековых кораблей викингов, которые были немного меньше по размеру и использовались для других целей, были Skute, Ferje и Byrdling.

Статья в тему:  Не лёд а тает не лодка а уплывает о чем речь

В заключение можно сказать, что корабли викингов были прочными и долговечными, а их конструкция позволяла им быть быстрыми. Учитывая ограниченные технологические инструменты, доступные в то время, они изготавливали корабли с перекрывающимися толстыми деревянными (внакрой) досками с одной мачтой и параллельными длинными веслами. Это инженерный проект, который трудно найти среди современников.

Суда викингов

Флот викингов состоял преимущественно из боевых кораблей, которые назывались драккарами, и из торговых судов, кнорров. Корабли могли служить как временное жилище — их можно было волоком вытащить на берег (они имели мощный киль) и, укрепив, оборудовать как дом. Военные корабли первоначально были вёсельными, но в дальнейшем (в соответствии с общей тенденцией развития флота) викинги стали применять в дополнение парус, а потом и вовсе отказались от вёсел.

Содержание

Корабли викингов

Викинги были опытными судостроителями, создававшими самые совершенные корабли своей эпохи. Боевые корабли и торговые суда позволяли мужчинам посещать заморские страны, а переселенцы и исследователи пересекали море в поисках новых земель и богатств. У себя на родине викинги пользовались рыбацкими лодками, паромами и байдарками. Во времена викингов путешествия через горы, дремучие леса, болота и глубокий снег были трудными. Многочисленные реки, озёра и прочие водные пути Скандинавии давали викингам простой и удобный способ передвижения.

Ладьи

Самыми знаменитыми судами викингов, несомненно, были их эффективные боевые корабли, известные как «драконьи корабли». Это были длинные, изящные суда, быстроходные, надёжные и при этом достаточно лёгкие для гребли или переноса их на руках в случае необходимости. Такие корабли были рассчитаны для захода в мелководные реки и причала к пологим берегам, что позволяло викингам заставать своих врагов врасплох. Обычно драккары изготовлялись преимущественно из ясеня и имели около 18 м в длину и 2,6 м в ширину. Самое крупное из известных нам судов достигало 28 м в длину и 4,5 м в ширину. Число гребцов бывало от 26 до 70 человек. Они располагались в ряд по обе стороны корабля. Особым же «шиком» у древних мастеров считалось выстроить корабль таким образом, чтобы, идя на вёслах, он мог нести на бортах щиты. Вёсла же не вставлялись в уключины, а пропускались сквозь специальные отверстия «гребные люки». Для боя корабли сходились обычно на вёслах; если при этом была возможность держать по борту щиты (то есть если корабль был выстроен так, что щиты не перекрывали отверстия для вёсел и не мешали грести), они до самого момента рукопашной служили дополнительной защитой гребцам.

Статья в тему:  Какое масло лить в лодочный мотор ямаха

Торговые суда

Корабли, использовавшиеся купцами и переселенцами, викинги называли кноррами. Эти суда были шире, чем дракары, глубже, имели меньшую скорость. Они вмещали от 30 до 40 человек. В середине судна было большое свободное пространство, где размещались товары.

Кораблевождение

Викинги были искусными мореходами. Они могли плыть много дней в дали от берегов, не отклоняясь от намеченного курса, без помощи навигационных приборов. Они держали курс по солнцу, луне и звёздам. Викинги хорошо изучили повадки морских животных и птиц, что также помогало им. Многие саги повествуют о том, как мореплаватели определяли своё точное положение в океане, учитывая количество дней, проведённых ими в море, скорость корабля, приливы и отливы, течения и погодные условия.

Мачта и парус

Паруса сшивались из нескольких кусков ткани. Парус имел форму прямоугольника. Высота мачты обычно не превышала 12 метров, а ширина 20. По мнению археологов, исследовавших точные модели древних судов, система оснастки на них была такова, что позволяла при любом курсе относительно ветра придавать парусу оптимальную форму. Боковые и особенно нижние края (по-морскому «шкаторины») были снабжены целой паутиной снастей, позволявших нужным образом растягивать парус, а к нижним («шкотовым») углам могли крепиться особые шесты, которые удерживали в требуемом положении эти углы, вынесенные далеко за борта. Следует и упомянуть и важную особенность конструкции корпуса: мощный, выступающий киль, одновременно игравший роль фальшкиля и мешавший ветру сносить судно вбок. По мнению датских специалистов, всё это позволяло ходить под углом менее шестидесяти градусов к ветру. Мачты на кораблях викингов были съёмными. Команда могла поднять или опустить её в случае необходимости самостоятельно, не прибегая к каким-либо подъёмным устройствам вне корабля. Мачта ставилась на тяжёлый деревянный упор (этот упор за его форму называли «мачтовой рыбой»), задвигалась надёжным запором и растягивалась тремя прочными канатами: спереди — штагом, а по бокам — вантами, несколько смещёнными назад.

Статья в тему:  Где изобрели первую подводную лодку

Строительство кораблей

Доски

Срубив дерево, его разделывали сразу. Это делалось затем, чтобы дерево не растрескалось. Приготовленное бревно раскалывали вдоль с помощью клиньев на две половинки. Потом – ещё и ещё пополам. Как показали эксперименты, из ствола поперечником около метра выходило примерно двадцать одинаковых досок шириной до 30 см.

Инструменты

Выбор инструментов у викингов был весьма широк и в умелых руках был достаточным, однако важнейшим орудием был топор. Топоры использовались нескольких типов, в зависимости от вида работ. Такое пристрастие к топору не случайно. Пила лохматит и разгрызает древесные волокна, а топор идёт вдоль них. Распиленная деталь впитывает больше влаги, что было бы губительно для кораблей.

Заклёпки и гвозди

Согласно археологическим данным, в западной части Балтийского моря обшивку корабля скрепляли рядами стальных заклёпок. Жители Восточной Балтии предпочитали пользоваться деревянными гвоздями, которые, вставив, расклинивали деревянными же клинышками. Для конопачения здесь использовали мох, в то время как на западных берегах Балтийского моря между досками закладывали просмолённый шнур. Как пишут учёные, оба метода имеют свои достоинства и недостатки. Деревянный шпенёк, в отличие от стальной заклёпки, не ржавеет, а разбухнув, только прочнее будет держаться. Однако для достижения одинаковой прочности их требуется больше, а значит, больше делается отверстий, притом что каждое – потенциальная течь.

Литература

  • Фиркс, И. фон.Суда викингов = Jochen von Fircks. Wikingerschiffe. Rostock, 1979 / Иохен фон Фиркс / Пер. с нем. А. А. Чебана; Рецензент д-р истор. наук М. А. Коган; Науч. ред. инж. Г. Е. Александровский. — Л. : Судостроение, 1982. — 104 с. — 100 000 экз. (обл.)
Статья в тему:  Почему спускает резиновая лодка

Ссылки

  • Викинги / Филиппа Уингейт, Эн Миллард. ISBN 5-257-00130-6
  • Викинги / Мария Семёнова ISBN 5-91181-230-4
  • Петков С.В. Варяги: Государства викингов в Северо-Восточной Европе. – Запорожье : КПУ, 2009. – 87 с.

Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Суд присяжных (телевизионная передача)
  • Судан на Олимпийских играх

Полезное

Смотреть что такое “Суда викингов” в других словарях:

ВИКИНГИ — (норманны), морские разбойники, выходцы из Скандинавии, совершавшие в 9 11 вв. походы протяженностью до 8000 км, может быть, и на большие расстояния. Эти дерзкие и бесстрашные люди на востоке достигали границ Персии, а на западе Нового Света.… … Энциклопедия Кольера

викинги — (норманны), морские разбойники, выходцы из Скандинавии, совершавшие в 9–11 вв. походы протяженностью до 8000 км, может быть, и на бóльшие расстояния. Эти дерзкие и бесстрашные люди на востоке достигали границ Персии, а на западе – Нового Света.… … Географическая энциклопедия

Викинги — Запрос «Викинг» перенаправляется сюда; см. также другие значения. Витязь взирает на Тронхеймский фьорд Викинги (дат. vikinger … Википедия

Драккар — на Гобелене из Байё Драккар (норв. Drakkar, от древнескандинавских Drage «дракон» и Kar «корабль», буквально&# … Википедия

Экспериментальные методы исследования в системе исторических наук — Обращение к теме исторической реконструкции* в рамках данного издания вовсе не случайно. Уже в течение нескольких столетий историки, археологи, этнологи, антропологи и другие.гие ученые разных стран с успехом используют в своих исследованиях… … Энциклопедия «Народы и религии мира»

Статья в тему:  Надувная лодка как выбрать

Атлантика — (Atlantic) Определение Атлантики, история открытий и общее описание Информация об определении Атлантики, история открытий и общее описание Содержание Содержание Определение История открытий Общее описание Балтийское море Северное море Средиземное … Энциклопедия инвестора

Из варяг в Греки — На карте показаны основные торговые пути варягов: по Волге (красн.) и Путь из варяг в греки по Днепру(фиол.). Другие торговые пути VIII XI вв. показаны оранжевым цветом. Путь «Из варяг в греки» водный (морской и речной) путь из Скандинавии через … Википедия

Из варяг в греки — На карте показаны основные торговые пути варягов: по Волге (красн.) и Путь из варяг в греки по Днепру(фиол.). Другие торговые пути VIII XI вв. показаны оранжевым цветом. Путь «Из варяг в греки» водный (морской и речной) путь из Скандинавии через … Википедия

Путь из Варяг в Греки — На карте показаны основные торговые пути варягов: по Волге (красн.) и Путь из варяг в греки по Днепру(фиол.). Другие торговые пути VIII XI вв. показаны оранжевым цветом. Путь «Из варяг в греки» водный (морской и речной) путь из Скандинавии через … Википедия

Ладья северного типа — (longship), термин, к рым обозначались все суда викингов, а в узком смысле их боевые корабли. Л., как правило, строилась из пихтовых досок и в отличии от плоскодонных кораблей англосаксов и фризов имела массивный дубовый вертикальный киль и мачту … Всемирная история

Статья в тему:  Как избавиться от лодки

Скандинавское судостроение эпохи викингов (Viking Age)

Три техники постройки раннесредневековых судов

В технике средневекового судостроения преобладало несколько традиций. Причем в районе Северного и Балтийского морей строились суда всего трех типов. К ним относятся суда норманнов клинкерной постройки, суда балтийских славян с креплением досок деревянными нагелями, в остальном копировавшие суда норманнов, и фризские коги с плоскодонным днищем. На рис.1 представлены виды крепления досок бортовой обшивки таких судов.


Рис.1. Три способа крепления досок бортовой судовой обшивки на судах эпохи викингов / Источник: Overmeer 2006: 65.
A – крепление болтами с заклепками ; B – крепление нагелями; С – крепление изогнутыми гвоздями.

На рис.2. представлены области распространения этих различных традиций постройки судов с различными средствами крепления досок бортовой обшивки.


Рис.2. Зоны различных судостроительных средневековых технологий постройки судов / Источник: Overmeer 2006: 66.
Rivets – заклепки; Pegs – нагели; Hooked nails – изогнутые гвозди.

В нашей серии статей по истории судостроения мы рассмотрим последовательно все три варианта постройки судов.

Скандинавские суда клинкерной постройки

Ареал плаваний и качества норманнских судов

Среди основных факторов, обеспечивавших норманнам успешность их внезапных набегов на побережья различных стран, от мощной франкской империи Каролингов до мусульманской Испании (ал-Андалус) были их корабли. Именно корабли норманнов с их великолепными качествами – остойчивостью, прекрасной мореходностью, хорошей скоростью хода сделали возможными открытия Исландии, Гренландии, островов Cеверной Атлантики и Нового Света.

Статья в тему:  Почему спускает резиновая лодка

На рис.3 представлен ареал плаваний норманнов, которые путешествовали от берегов Скандинавии до побережий Лабрадора на Севере и до Каспийского моря на юге. Именно норманнам принадлежит честь открытия Исландии, Гренландии и Нового Света задолго до Христофора Колумба.


Рис.3. Ареал плаваний норманнов раскинулся от Нового Света до Каспия / Источник: Lind 2009: 27.

Именно норманны впервые применили клинкерную постройку судов, когда доски бортовой обшивки заходят одна на другую и крепятся железными заклепками.


Рис. 4. Крепление досок, заходящих одна на другую железными болтами у судов с клинкерной обшивкой / Источник: Brookes 2007: 11.
Strake –пояс наружной обшивки; Clench-nail – заклепочный болт; Rove – шайба; Stempost – форштевень.

Суда норманнов различных классов и их основные характеристики

Именно норманны начали строить суда разных классов в зависимости от их назначения. Нам повезло, в местечке Скульделев, на фарватере были затоплены старые суда норманнов, причем все суда в количестве пяти были представителями разных классов судов. Эти суда получили условное наименование по названию места, где были найдены их остатки с присвоением номера. Внешний вид этих судов представлен на рис.5.

Скульделев-1: грузовое судно длиной 16 м (класса knar), построено в западной Норвегии ок. 1030 г., водоизмещение 20-25 т. Судно построено из сосновых досок с дубовыми вставками.

Скульделев-2: боевой корабль норманнов (longship) длиной 30 м, построен из дубовых досок (класса skeiр). Корабль построен в районе Дублина примерно в 1042 г. Рассчитан на 60 гребцов, при полном экипаже в количестве 80 чел. Судно возможно входило в состав флота который привели дочь и сын последнего англо-саксонского короля Харальда Годвинсона к своему дяде в Данию в 1068-1069 гг.

Статья в тему:  Чем заделать трещину в дюралевой лодке

Скульделев-3: транспортное и грузовое судно длиной 14 м (класса byrding или skude) грузовместимостью от 4 до 5т. Построено судно примерно в 1040 г. в Дании, из дубовых досок.

Скульделев-5: военный корабль длиной 17,3 м (вероятно класса snekke), рассчитан на 26 гребцов. Построен в Дании около 1030 г. с днищевой обшивкой из новых дубовых досок и с использованием для бортовой обшивки старых досок из сосны и ясеня, снятых с двух других судов. Остатки судна показали следы многих ремонтов, но, кажется, оно было построено опытным мастером-судостроителем. Корабль возможно является leiрang, кораблём береговой обороны местной постройки, предназначенном для обороны побережий Дании (известно, что несколько позже подобные корабли существовали в Норвегии.

Скульделев -6: судно длиной 11,2 м построено в западной Норвегии около 1030 г. Первоначально судно имело 6 поясов сосновой обшивки, но позже было добавлено расширение в виде седьмого пояса сосновой обшивки (что, возможно, перевело судно в класс byrding). Ремонты выполнялись дубовыми досками. На первом этапе корабль имел 6 скамей для гребцов по каждому борту и возможно использовался для рыбной ловли и китобойного промысла. С добавлением седьмого пояса обшивки корабль был превращен в небольшое грузовое судно с несколькими веслами в передней части судна перед мачтой.


Рис.5. Суда норманнов различных классов с указанием основных размерений / Источник: Auger 2011: 22.
Oseberg c.820 21.5 м x 5.1 м – Hedeby 1 c.985 36.9 м х 2,7 м – Skuldelev 3 c. 1050 14 м х 3,3 м – Skuldelev 6 c. 1030 11,2 м x 2,5 м – Skuldelev 5 c.1050 17,3 м x 2,5 м – Skuldelev 1 c.1030 16 м x 4,5 м – Skuldelev 2 c.1042 30 м x 3,8 м.

Статья в тему:  Какие документы нужны для управления моторной лодкой


Рис.6. Поперечный разрез судов норманнов различных классов найденных в Скандинавии / Источник: Bill 2008: 178.

На рис. 6 показано, как получил развитие киль, принимавший на себя всю тяжесть судна при вытаскивании на берег или при перекатывании на валках в обход порогов. Мощный киль был у судна из Гокстада. Кили судов Скульделев-2 и Скульделев-5 были относительно небольшими, в то время как крупные суда Скульделев 1 и Хедебю – 3 имели мощные развитые кили. Шпангоуты усилены мощной банкой, а у судов второго ряда на рис.6 еще и вертикально поставленными связями.


Рис. 7. Волок в Древней Руси. Варяги-скандинавы переправляют судно в обход порогов. Усиленный киль принимает на себя вес судна / Источник: pinterest.co.uk.

Хронологическое развитие различных вариантов постройки судов норманнов


Рис.8. Чертеж центральной части судов из Осеберга и Гокстада, показывающий различия в устройстве кильсона и крепления мачты / Источник: Werner Karrasch, Viking Ship Museum in Roskilde (Bill 2010: 37).


Рис.9. Коэффициент соотношения ширины к длине судна для скандинавских судов построенных в период с 300 г. н.э. до 1060 г. н.э. Гребные суда обозначены пустыми кружками, комбинированные парусно-гребные и парусные суда обозначены кружками с заполненным полукружьем. Судно из Grønhaug было гребным, но был ли на нем парус неизвестно / Источник: Bill 2010 23.
Personnel carriers – суда с экипажем и пассажирами; Cargo vessels – грузовые суда; AD – годы н. э.; B/L –коэффициент соотношения ширины судна к его длине.

Статья в тему:  Как собрать лодку ривьера 3200 ск

На показанном на графике на рис.8 судне из Нидама (Nydam), которое датируется IV в. и собственно является далеким предшественником судов эпохи викингов (ок. 800 – 1060 гг) учеными обнаружена усиленная днищевая доска. Возможно, она была необходима для предотвращения повреждений днищевой обшивки при вытаскивании судна на берег.

Скорость хода и продолжительность плавания судов норманнов клинкерной постройки по данным источников


Рис.10. Карта, показывающая затраты времени на путешествие Оттара из Норвегии в Хедебю и Бьярмаланд в течение полутора месяцев и более короткий путь от Хедебю до Бирки и от Бирки до Старой Ладоги / Источник: Keller 2010: 8

Адам Бременский писал, что сухопутная дорога от Гамбурга и Эльбы до Юмнеты (Волина) занимала 7 дней, морская дорога от Шлезвига до Новгорода – 14 дней. Это примерно согласуется с данными, приведенными на карте (рис. 10 ). Плавание по маршруту Бирка – Рюриково городище в зависимости от погоды, типа судна и режима движения занимало две-четыре недели времени. Из сообщения Вульфстана (последние десятилетия IX в.) мы знаем, что плавание от Хедебю до Трусо (в 4 км от Эльблонга) занимало 7 дней. Расстояние между этими пунктами составляет около 900 км.

Исторические источники рассказывают нам о прекрасных мореходных качествах судов норманнов, но так ли это было на самом деле? Ответить на этот вопрос помогли реплики скандинавских судов и боевых кораблей построенные в наше время с использованием технологических приемов норманнов.

Статья в тему:  Где зарегистрировать надувную лодку в харькове

Постройка современных реплик судов норманнов и их испытания


Рис.11. Полномасштабные реплики пяти судов типа Скульделев в Роскильдском фиорде в 2007 г. Слева направо: “Ottar”, судно класса Скульделев-1; “Sea Stallion from Glendalough”, корабль класса Скульделев-2; “Helge Ask” судно класса Скульделев-5; “Roa Ege”, судно класса Скульделев-3; “Kraka Fyr”, судно класса Скульделев-6 / Фото: Werner Karrasch, Viking Ship Museum.

Так, реплика скандинавского судна Скульделев-2, получившая наименование “The Sea Stallion Of Glendalough” длиной 30 м и шириной 3,8 м с осадкой 0,9 м при площади паруса 120 кв. м и 60 веслах при экипаже в 65 чел. совершила плавание от Роскильде до Дублина и от Дублина обратно до Роскильде, пройдя в один конец расстояние 1700 км за 44 дня. Оно могло плыть со скоростью 5–6 узлов, развивая на отдельных участках при благоприятных условиях под парусом скорость до 13 узлов согласно Антону Энглерту, археологу, работнику музея в г. Роскильде (Амальрик 2018: 120). Скорость в 13 узлов, это средняя скорость современного судна с дизельной энергоустановкой. Стоит ли удивляться, что у жителей побережий в эпоху викингов возникал панический страх при появлении этих неведомо откуда взявшихся кораблей, совершающих внезапные рейды, оставляя после себя руины и следы пожаров, и также внезапно исчезающих в морском просторе.

Скандинавские мастера-судостроители строили свои суда, используя накопленные знания и традиции, однако эмпирическим путем искали оптимальные решения в зависимости от назначения и размерений строящегося судна. В наши дни компьютерная симуляция позволяет ученым проследить результаты принимавшихся технических решений.

Статья в тему:  Не лёд а тает не лодка а уплывает о чем речь

Использованные источники

Амальрик 2018 – Амальрик, А. Норманны и Киевская Русь / Андрей Амальрик; науч. публикация, предисловие и комментарии О. Л. Губарева. — М.: Новое литературное обозрение, 2018.

Auger B. La représentation des bateaux en Europe entre le VIII et le XIII siècle // Art et histoire de l’art. Université de Grenoble, 2011.

Bill 2008 – Bill J. Viking ships and the sea // The Viking world, 2008. Pp. 170-180.

Keller 2010 – Keller Ch. Furs, Fish and Ivory – Medieval Norsemen at the Arctic Fringe // Journal of the North Atlantic. Vol.3. 2010. Pp.1-23.

Lind 2009 – Lind J. The Importance of Varangian Traditions for East-West Collaboration and Confrontation in the 12th – 13th centuries // Birgitte Fløe Jensen & Dorthe Wille-Jørgensen (eds), Expansion – Integration? Danish-Baltic contacts 1147-1410 AD, Vordingborg, 2009. Pp.27-37.

uCrazy.ru

  • Войти через Соц.сети
  • Регистрация
  • Забыли пароль?

Навигация

  • 3D игры
  • Фотоприколы
  • Фотоподборки
  • Гифки
  • Демотиваторы
  • Видео
  • Знаменитости
  • Интересное
  • Фильмы и трейлеры
  • Анекдоты и истории
  • Хайтек
  • Авто / Мото
  • Спорт
  • Музыка
  • Флеш игры и ролики
  • Всячина
  • Животные
  • В хорошие руки
  • Жесть
  • Девушки
  • Конкурс
  • Новости сайта
  • On-Line Игры
  • Реклама на сайте

ЛУЧШЕЕ ЗА НЕДЕЛЮ

  • Гражданин: сдал воров
  • Так себе картинки
  • Так себе картинки
  • Весёлые
  • Всяческие картинки
  • Так себе картинки
  • Смешные комментарии из соц.
  • Бредзона
  • Весёлые
  • Милфочки
  • Картинки
  • Баянисто-небаянистый юмор
  • Весёлые
  • Картинки и мемы для настро.
  • Новогодний алкопост
  • Пост о тех, кто не щёлкает.
  • Всё о жизни в селе: порция.
  • Разные картинки для настро.
  • Молодые или зрелые
  • Деградация
  • Есть еще лучше!
Статья в тему:  Какое масло лить в лодочный мотор ямаха

ОПРОС

СЕЙЧАС НА САЙТЕ

  • 38 пользователей

КАЛЕНДАРЬ

Сегодня день рождения

Рекомендуем

Драккары и дреки викингов: исторические факты

Драккары или Длинные корабли – общее название, которое было у военных боевых кораблей викингов. Термин “дреки” служил прежде всего для обозначения фигур, вырезанных на носу и корме судов, которые часто изображали драконов. Немного исторических фактов о военных кораблях викингов и современные фантазии на тему дреков

Драккар (от древнескандинавских Drage — «дракон» и Kar — «корабль», буквально — «корабль-дракон») — так сегодня принято называть деревянный корабль викингов, длинный и узкий, с высоко поднятыми носом и кормой. Их также называли драконами из-за носа в форме дракона.

Драккары были длинными военными кораблями, изготовленными и использовавшимися викингами из Скандинавии и Исландии для торговли, коммерции, разведки и военных действий в эпоху викингов

Полная форма драккара появилась между 9 и 13 веками, их средняя скорость находилась в диапазоне 5-10 узлов, а максимальная приближалась к 15-ти (примерно 30 км/ч).

Это было изящное, длинное, узкое, легкое, деревянное судно с узким корпусом для низкого сопротивления, рассчитанное на скорость

В северных широтах, где айсберги и морской лед создают опасность для навигации, двусторонние корабли были важны – ведь они могли менять направление не поворачиваясь.

Корабли были оснащены веслами почти по всей длине лодки. Более поздние версии носили прямоугольный парус на единственной мачте

Статья в тему:  Где изобрели первую подводную лодку

Размеры драккаров колебались от 35 до 60 футов (от 10 до 18,5 метра). На носу крепилась резная голова дракона, а по бортам располагались щиты

При приближении к дружественным землям, носовая фигура в виде головы дракона убиралась — по поверьям народов Севера, она могла напугать или разозлить добрых духов

Голова дракона (или другого драконообразного существа) просто так не делалась для всех подряд – это был знак престижа, богатства или высокого рода владельца судна

Большие корабли имели до 35 пар вёсел, в то время как, по данным учёных, большинство драккаров, использовавшихся в эпоху викингами имели 20-25 пар вёсел

Драккары зачастую использовались для внезапной высадки войск на атакуемой территории. Низкие борта делали драккар слабо различимым на фоне морских волн, что позволяло сохранять маскировку до последнего момента

Малая осадка судна позволяла ходить на глубине всего одного метра позволяя высадиться на берег, в то время как легкий вес позволял переносить его по суше.

Это настоящий дрек из музея викингов, Норвегия

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: