3 просмотров

Как называется тростниковая лодка хейердала

Как называется лодка Тура Хейердала, какой маршрут?

У Тура Хейрдала было три лодки (две египетские и одна шумерская). Которые были сделалы из папируса (это такой африканский тростник).

Целью первого трансатлантического плавания на такой утлой самодельной лодке было преодолев в открытом океане расстояние в 6300 км доказать то, что древние мореплаватели, а именно египтяне, могли совершать трансатлантические плавания в Америку на подобных тростниковых парусных судах, используя при этом попутное Канарское течение.

Первое плавание с экипажем в 7 человек осуществлённое в 1969 году оказалось неудачным — папирусная лодка по имени «Ра» (что имя древнеегипетского Бога Солнца) пошла на дно Атлантического океана продержавшись на плаву 56 дней и лишь немного не дотянув до цели путешествия.

Но Тур Хейрдал не сдался и в следующем 1970 году построил вторую папирусную лодку, которую снова назвал «Ра». Теперь, чтобы не было путаницы написали «Ра-II». Экипаж состоял из 8-ми человек. Эта экспедиция увенчалась полным успехом достигнув за 57 дней плавания острова Барбадос, что находится в Карибском море.

Доказав тем самым справедливость предположения, что египтяне могли плавать в Америку. Хотя видимо из-за Канарского течения, это был билет в одну сторону, потому что не зная о попутных ветрах (что знал Колумб) и не имея каравелл, что могут плыть против ветра, египетские мореплаватели не вернулись на свою Родину в страну пирамид и не привезли тогда из Америки ни табака, ни кофе, ни кукурузы, ни картофеля с помидорами. В то время как Колумб привёз табак уже в своём первом плавании (из 4-х).

В обоих экспедициях на «Ра» в качестве врача экспедиции принимал участие Юрий Александрович Сенкевич, за что впоследствии ему доверили вести популярнейшую советскую телепередачу «Клуб кинопутешествий», которая выходила каждую субботу и вся страна с пивом и чипсами собиралась у голубых экранов. Ю.Сенквич с 1973 года в течение целых 30-ти лет вёл эту (занесённую в книгу рекордов Гинесса, как самая долгоживущая советская телепередача, что выходила в эфир с 1960 по 2003 гг). Эта передача заменила советским людям никому ненужное (т.к. было не по карману) право выезда за границу.

Юрий Сенккевич об этих путешествиях написал книгу «На «Ра» через Атлантику». Я её не читала. Зато мой отец был интеллектуал, потому у него была одна книга написанная Туром Хейрдалом под названием «Путешествие на „Кон-Тики“», это самодельный плот из бальсовых деревьев. В дошкольном детстве я лишь рассматривала уродливые картинки в этой книге, а прочитала её лишь в третьем классе.

А ещё Тур Хейердал в 1978 году построил ещё одну лодку, уже другой конструкции, чем «Ра» (не египетской, а шумерской конструкции). И поплыла она также по другому маршруту у побережья Африки. Экипаж состоял из 11 человек разных рас и национальностей. И в эту экспедицию, как и в предыдущие, также включили Юрия Сенкевича в качестве врача. Плавание продолжалось аж 4.5 месяца. Это доказало, что конструкция лодки вполне удачная и она пригодна для дальних морских и океанских плаваний. Но проплыть весь задуманный маршрут до конца не удалось, — в итоге экспедиция по политическим причинам была прервана, а лодка всё ещё находящаяся в хорошем состоянии была сожжена. К сожалению, об этой экспедиции никто книгу не написал, но это и не нужно, т.к снимали видео и позднее смонтировали фильм.

Как называется тростниковая лодка хейердала

В своей первой экспедиции на остров Пасхи Тур Хейердал обнаружил изображение тростниковых лодок с мачтами и парусами. Тогда он захотел доказать, что доисторические цивилизации по обе стороны Атлантического океана могли контактировать друг с другом при помощи таких лодок.

В 1969 г. по заданию Хейердала возле пирамиды Хеопса в Египте была построена тростниковая лодка «Ра», названная в часть египетского бога солнца. Затем она была перевезена в прибрежный город Сафи в Марокко, где была спущена на воду.

Хейердал собрал команду из семи человек – представителей разных стран. Этим он хотел показать, что даже такая неоднородная группа способна вместе преодолевать трудности и стресс. Помимо самого Хейердала, в экипаж входили Норман Бейкер, Карло Маури, Юрий Сенкевич, Сантьяго Хеновес, Абдулла Джибрин и Дожд Суриал.

Несмотря на плохую конструкцию и поломку руля, папирусная лодка преодолела 5000 километров за восемь недель.

Но тростник впитывал много воды, и Хейердал опасался, что «Ра» затонет вместе со всем экипажем. Они прервали экспедицию, хотя до Барбадоса, по расчётам, оставалась всего одна неделя пути.

Десять месяцев спустя Тур Хейердал отправился на лодке «Ра II» из того же марокканского порта, откуда годом ранее вышло первое судно «Ра».

На этот раз он попросил построить тростниковое судно четверых индейцев аймара из района озера Титикака. На этом озере в Андах до сих пор строили лодки, имевшие множество сходств с папирусными лодками древней Месопотамии и Египта.

Повторить экспедицию должен был экипаж почти того же состава: помимо Хейердала, в нём состояли Норман Бейкер (США), Карло Маури (Италия), Юрий Сенкевич (СССР), Сантьяго Хеновес (Мексика), Кеи Охара (Япония) и Мадани Аит Уханни (Марокко).

Новая лодка была короче предыдущей, но её конструкция была гораздо более крепкой. Судно «Ра II» проплыло 6100 километров из Марокко до острова Барбадос в Карибском море за 57 дней. Поскольку в этот раз экспедиция была успешной, антропологам всего мира пришлось отказаться от старой теории о том, что до открытия американского континента Колумбом никаких контактов между народами Средиземноморья и народами Южной и Центральной Америки не могло быть.

Во время плавания на «Ра» члены экспедиции обнаружили, как стал загрязнён Атлантический океан. На поверхности океана они увидели большие и малые сгустки нефти. Об этом стало известно Организации объединённых наций (ООН). Генеральный секретарь ООН попросил Хейердала во время экспедиции на «Ра II» проводить ежедневные наблюдения за уровнем загрязнения моря. Сгустки нефти были отмечены в 43 из 57 дней плавания.

Стокгольме в 1972 г. В результате был принят запрет на слив нефтяных отходов в открытом море.

По традиции, Тур Хейердал выпустил книгу об экспедициях «Ра», а документальный фильм о них был даже номинирован на премию «Оскар».

Тур Хейердал — 105 лет

105 лет назад родился Тур Хейердал – знаменитый археолог и путешественник, прославившийся рядом уникальных экспедиций и смелых экспериментов. Наибольшую известность норвежцу принесли попытки пересечь Атлантику на примитивных парусных лодках из папируса: целью затеи было доказать возможность совершения плавания из Африки в Новый Свет древними мореплавателями. Если первый проект в 1969 году потерпел неудачу, то во втором случае Хейердал осуществил свою мечту на судне «Ра-II», подтвердив актуальность указанной исторической концепции. Вместе с руководителем экспедиции в плавании принимали участие представители разных стран, в том числе советский путешественник и врач Юрий Сенкевич.

Тур Хейердал родился в небольшом городке Ларвик на юге Норвегии в семье Тура и Алисон Люнг Хейердал. Отец владел пивоварней. Мать работала в антропологическом музее, и юный Тур довольно рано познакомился с дарвиновской теорией эволюции. С детских лет Хейердал интересовался зоологией. В доме, где Тур проживал в те годы, он создал небольшой музей, в котором главным экспонатом была гадюка.

В детстве Тур страшно боялся воды, потому что дважды чуть не утонул. Как он сам вспоминал впоследствии, если бы лет в 17 ему кто-нибудь сказал, что он будет плавать по океану на утлой лодчонке по нескольку месяцев, он счёл бы того человека безумным. Расстаться с этой боязнью он смог только в 22 года, когда, случайно упав в реку, нашёл в себе силы выплыть самостоятельно.

В 1933 году 19-летний Тур Хейердал поступил в университет Осло на естественно-географический факультет. Там он изучал зоологию и географию. В то же время Тур познакомился в Бергене с Бьёрном Крепелином, норвежским путешественником, жившим в период Первой мировой войны в Полинезии, на Таити. Эта встреча оказала большое влияние на молодого студента, во многом определив выбор им карьеры исследователя и путешественника.

В декабре 1936 года, в сочельник, Хейердал женился на Лив Кушерон-Торп, с которой он познакомился незадолго до поступления в университет (она изучала там экономику).

Фату-Хива
В начале 1937 года, сразу после женитьбы, Хейердал и Лив покинули Осло и отправились поездом в Марсель. Отплыв из Марселя, они пересекли Атлантический океан, прошли через Панамский канал и, пройдя по Тихому океану, прибыли на Таити. Один месяц Тур и Лив провели в доме таитянского вождя, где постигали науку выживания в естественных условиях. Затем они переехали на изолированный остров Фату-Хива (один из группы Маркизских островов), где провели целый год в отрыве от цивилизации. Старый вождь Теи Тетуа впервые сообщил Туру местные предания о далекой восточной прародине островитян Те Фити, которую путешественник позже отождествил с Южной Америкой, а также познакомил с местными обычаями, в частности, не до конца ещё изжитым к тому времени каннибализмом.

Любознательным молодоженам казалось, что они смогут прожить в условиях девственно нетронутой природы, подобно Адаму и Еве, без особых сложностей. Однако со временем у Лив и у Тура стали появляться на ногах кровоточащие язвы, им необходимо было срочно показаться врачу, который, к счастью, нашелся на соседнем острове. Вылечившись, молодые люди возвратились на Фату-Хива, но через некоторое время, чувствуя растущую неприязнь со стороны местного населения, были вынуждены вернуться на родину.

О событиях, происходивших с Туром Хейердалом во время стоянки на Маркизских островах, рассказывает его первая книга «В поисках рая» (1938). Она была опубликована в Норвегии, но из-за разразившейся Второй мировой войны оказалась почти забытой. Несколько позже, уже прославившись своими другими путешествиями и работами в иных областях, Хейердал опубликовал новый вариант книги под названием «Фату-Хива».

Вторая мировая война
С целью найти следы морских путешественников, приплывших из Юго-Восточной Азии в начале каменного века, но так и не достигших Полинезии ранее начала второго тысячелетия нашей эры, Тур Хейердал отправился в Канаду, где стал знакомиться с жизнью местных индейцев. Там его застала Вторая мировая война.

Как истинный патриот, он желал сражаться с врагом и, в конце концов перебравшись в США, завербовался в армию. После окончания диверсионной радиошколы в Англии Хейердала и его товарищей из так называемой «I Group» подготовили к заброске в оккупированную немецкой армией Норвегию. В звании лейтенанта в сентябре — октябре 1944 года он отправился на американском лайнере в составе конвоя в Мурманск. В конце похода конвой подвергся атаке немецких подводных лодок, которая была отбита с помощью советских кораблей. Участник Петсамо-Киркенесской десантной операции и освобождения Северной Норвегии. По прибытии в Киркенес группа Хейердала должна была поддерживать радиосвязь штаба норвежского отряда с Лондоном. Здесь он и встретил окончание войны.

Экспедиция «Кон-Тики»
К плаванию на плоту через Тихий океан Хейердала подтолкнули старинные летописи и рисунки испанских конкистадоров с изображением плотов инков, а также местные легенды и археологические свидетельства, позволявшие предполагать, что между Южной Америкой и Полинезией могли быть контакты.
В 1947 году Хейердал и ещё пятеро путешественников — Кнут Хаугланд, Бенгт Даниельссон, Эрик Хессельберг, Турстейн Робю и Герман Ватцингер — прибыли в Перу, где из бальсового дерева и других природных материалов построили плот паэ-паэ, который они назвали «Кон-Тики».

Они вышли в Тихий океан 28 апреля, а 7 августа, на 102-й день мореплавания, их плот, преодолевший 4300 морских миль (8000 км), прибило к рифам атолла Рароиа островов Туамоту.

Экипаж экспедиции «Кон-Тики»: Тур Хейердал, Бенгт Даниельссон, Эрик Хессельберг, Турстейн Робю, Герман Ватцингер и Кнут Хаугланд, 1947 год

«Кон-Тики» продемонстрировал, что примитивный плот, используя течение Гумбольдта и попутный ветер, действительно мог относительно просто и безопасно переплыть Тихий океан в западном направлении. Благодаря системе килей и парусу плот доказал свою высокую манёвренность. Кроме того, между бальсовых брёвен в довольно большом количестве скапливалась вода, а это позволяет предполагать, что древние мореплаватели могли использовать её для утоления жажды в отсутствие других источников пресной воды. Вдохновлённые плаванием «Кон-Тики», и другие повторили это путешествие на своих плотах. Книга Тура Хейердала «Кон-Тики» переведена на 66 языков мира. Документальный фильм об экспедиции, снятый Хейердалом во время плавания, получил в 1952 году премию «Оскар» за лучший документальный полнометражный фильм.

Плот «Кон-Тики», раскрашенная фотография 1950 года

Экспедиция на остров Пасхи
В 1955—1956 годах Хейердал организовал Норвежскую археологическую экспедицию на остров Пасхи. В научный штат экспедиции были включены Арне Шёльсвольд, Карлайл Смит, Эдвин Фердон и Уильям Маллой. Хейердал вместе с профессиональными археологами провели на острове Пасхи несколько месяцев, исследуя ряд важных археологических объектов. Основными в проекте были эксперименты по высеканию, перетаскиванию и установлению знаменитых статуй моаи, а также раскопки на возвышенностях Оронго и Поике. Экспедиция опубликовала два больших тома научных отчётов («Отчёты Норвежской археологической экспедиции на остров Пасхи и в Восточную часть Тихого океана»); позже Хейердал дополнил их третьим — «Искусство острова Пасхи». Эта экспедиция заложила фундамент для многих археологических изысканий, которые продолжаются на острове и поныне. Популярная книга Т. Хейердала на эту тему «Аку-Аку» стала очередным международным бестселлером.

В книге «Остров Пасхи: разгаданная тайна» (Random House, 1989) Хейердал предложил более детализированную теорию истории острова. Основываясь на местных свидетельствах и археологических исследованиях, он высказал утверждение о том, что остров в самом начале был заселён «длинноухими» из Южной Америки, а «короткоухие» прибыли туда из Полинезии лишь в середине XVI века; они могли попасть на остров самостоятельно, или, возможно, были привезены в качестве рабочей силы. Согласно теории Хейердала, что-то произошло на острове в период между его открытием голландским адмиралом Якобом Роггевеном в 1722 году и визитом сюда Джеймса Кука в 1774 году. Если Роггевен встретил на острове и «совсем белых», и индейцев, и полинезийцев, проживавших в относительной гармонии и благополучии, то к прибытию Кука численность населения уже значительно сократилась, и состояло оно в основном из живших в нужде полинезийцев.

На основании устных преданий местных жителей и результатов раскопок Хейердал выдвинул предположение, что на острове произошло восстание «короткоухих» против правивших «длинноухих». «Длинноухие» выкопали оборонительный ров в восточной части острова и заполнили его горючими материалами. В ходе восстания, предполагает Хейердал, «длинноухие» подожгли ров и отошли за него, однако «короткоухие» нашли обходной путь, зашли с тыла и сбросили всех «длинноухих», кроме двух человек, в огонь. Радиоуглеродная датировка древесного угля, найденного при раскопках «земляной печи длинноухих», показала, что это было около трёхсот лет назад.

Лодки «Ра» и «Ра-II»
В 1969 и 1970 годах Тур Хейердал построил две лодки из папируса и попытался пересечь Атлантический океан, выбрав отправной точкой своего плавания берег Марокко в Африке. Целью эксперимента была демонстрация того, что древние мореплаватели могли совершать трансатлантические переходы на парусных судах, используя при этом Канарское течение.

Первая лодка, названная «Ра», спроектированная по рисункам и макетам лодок Древнего Египта, была построена специалистами с озера Чад (Республика Чад) из папируса, добытого на озере Тана в Эфиопии, и вышла в Атлантический океан с побережья Марокко. По прошествии нескольких недель «Ра» стал сгибаться из-за конструктивных недостатков, погружаться кормой в воду и, в конце концов, разломился на части. Команда была вынуждена оставить судно.

На следующий год другая лодка, «Ра-II», доработанная с учётом опыта предыдущего плавания, была построена мастерами с озера Титикака в Боливии и также из Марокко отправилась в плавание, на этот раз увенчавшееся полным успехом — лодка достигла Барбадоса, продемонстрировав тем самым, что древние мореплаватели могли совершать трансатлантические переходы. Несмотря на то что целью плавания «Ра» было всего лишь подтвердить мореходные качества древних судов, построенных из лёгкого камыша, успех экспедиции «Ра-II» был расценён как свидетельство того, что ещё в доисторические времена египетские мореплаватели, намеренно или случайно, могли совершать путешествия в Новый Свет.
Об этих экспедициях Туром Хейердалом была написана книга «Экспедиции на „Ра“» и создан документальный фильм.

Помимо основных аспектов экспедиции, Хейердал намеренно подобрал экипаж, в котором собрал представителей разных рас, национальностей, религий и политических убеждений, с тем чтобы продемонстрировать, как на таком маленьком плавучем островке люди могут плодотворно сотрудничать и жить в мире. Кроме этого, экспедиция собрала образцы загрязнения океана и представила свой доклад в Организацию Объединённых Наций.

Тур Хейердал с экипажем экспедиции Ра на борту 15-метровой лодки из папируса в старом финикийском порту Сафи, 1969 год. Команда из семи человек из разных стран отправилась под флагом ООН, чтобы пересечь Атлантику. Слева направо: Жорж Суриал, Сантьяго Хеновес, Норман Бейкер, Карло Маурии и сам Тур Хейрдал. На переднем плане ученый, путешественник и врач из СССР — Юрий Сенкевич



Лодка «Тигрис»
В 1977 году Тур Хейердал построил ещё одну тростниковую лодку, «Тигрис» (так на латыни звучит название Тигра), задачей которой было продемонстрировать, что между Месопотамией и Индской цивилизацией в лице современного Пакистана могли существовать торговые и миграционные контакты. «Тигрис» был построен в Ираке и отправился в плавание с международным экипажем из 11 человек на борту через Персидский залив в Пакистан, а оттуда к Красному морю. По прошествии примерно пяти месяцев плавания «Тигрис», сохранявший свои мореходные качества, был сожжён в Джибути 3 апреля 1978 года в знак протеста против войн, разгоревшихся в районе Красного моря и Африканского Рога.

В последующие годы Хейердал был занят многими экспедициями и археологическими проектами. Однако он остался наиболее известен своими морскими путешествиями на лодках и особенным вниманием к вопросам культурного диффузионизма.

Несмотря на то, что большинство его работ вызывали полемику в научных кругах, Хейердал поднял общественный интерес к древней истории и достижениям различных культур и народов во всём мире. Он также показал, что дальние путешествия через океан были технически возможными для человека эпохи неолита. По сути дела, он был великим практиком экспериментальной археологии. Книги Хейердала служили источником вдохновения для нескольких поколений читателей.

Плот и тростниковые лодки Тура Хейердала

Величайший исследователь Тур Хейердал в 1947 году пересек Тихий океан на плоту из бальсовых бревен. Это была первая из его экспедиций, плот назывался «Кон-Тики». Позднее Хейердал совершал похожие переходы на лодках «Ра», «Ра-II» и «Тигрис», в ходе которых он получил широкую известность как борец за мир и охрану окружающей среды. Кроме того, он проводил важные археологические раскопки на Галапагосских островах, на острове Пасхи и в Тукуме.

Казалось бы, почему северянин-норвежец заинтересовался южными широтами, в то время как его всемирно известные соотечественники полярники Нанасен и Амундсен покоряли Арктику и Антарктику? А дело в том, что когда еще Тур Хейердал был 19-летним студентом, он встретился с норвежским путешественником Бьёрном Крепелином, который во время Первой мировой войны жил на Таити, самом большом острове Французской Полинезии. Рассказы Бьёрна про южные острова произвели на молодого Хейердала такое неизгладимое впечатление, что он отправился туда при первой возможности.

В самом конце 1936 года Тур Хейердал женился, ему тогда было 22 года, а его жене Лив и того меньше. Почти сразу после свадьбы молодожены отправились на полинезийский остров Фату-Хива. Там, собирая материалы для своей докторской диссертации, он заинтересовался историей о происхождении местных жителей. В то время господствовало официальное мнение, что вся Полинезия была населена выходцами из Восточной Азии. Однако Хейердал на острове сделал несколько интересных открытий, свидетельствовавших, что первыми заселили Полинезию коренные народы Южной Америки.

Однажды жена Хейердала обратила внимание, что волны всегда бьют по восточному побережью Фату-Хива. Тогда молодожены стали размышлять, могли ли жители Южной Америки заселить Полинезию, проплыв через Тихий океан, пользуясь ветрами и течениями?

Ученые в середине XX века считали, что у народов Южной Америки не было мореходных плотов или лодок, на которых они могли бы доплыть до Полинезийских островов. Чтобы доказать, что на плоту можно пересечь Тихий океан, Тур Хейердал решил построить плот и отправиться в путешествие. Мечта осуществилась только после Второй мировой войны. 28 апреля 1947 года Тур и еще пять человек вышли на бальсовом плоту «Кон-Тики» из Перу и отправились в Полинезию. После 101 дня в открытых водах плот сел на мель, достигнув одного из островов Полинезии. Так Хейердал опроверг мнения скептиков, утверждавших, что путешествие на плоту через Тихий океан невозможно.

Путешествие Тура Хейердала на плоту «Кон-Тики» доказало, что в древние времена люди путешествовали по миру, переплывая океаны и распространяя свою культуру. Позже Хейердал повторил переход на других простейших судах, чтобы еще раз доказать, что океаны не были непреодолимыми препятствиями для древних цивилизаций.

Экспедиция на плоту через Тихий океан стала всемирно известной, это была сенсация. Вскоре в Осло был основан музей «Кон-Тики», потому что все хотели увидеть примитивный плот, построенный по древним образцам. Музей открыл свои двери в 1950 году.

Целью следующего эксперимента Тура Хейердала был Атлантический океан. Он хотел доказать, что древние мореплаватели могли переплывать на парусных судах через Атлантический океан, используя Канарское течение. В 1969 году мастера из Чада построили для Хейердала тростниковую лодку «Ра», на которой он с командой из семи человек отправился из Марокко на Барбадос.

По пути связки тростника пропитались водой, и лодка начала тонуть, экипаж пришлось эвакуировать примерно за 1000 километров от места назначения.

Через год построили новую тростниковую лодку, которая была короче первой, но гораздо более прочной. «Ра II» прошла 6100 километров от Марокко до Барбадоса за 57 дней.

Давняя догма о том, что до открытия Колумба не могло быть никаких контактов между Африкой и Америкой, была опровергнута.

Команда тростниковых лодок была международной. Одним из членов экипажа был Юрий Сенкевич – известный советский и российский учёный-медик, тележурналист и путешественник. Он много лет был главным ведущим телепередачи «Клуб кинопутешествий», в которой рассказывал и про свои путешествия с Туром Хейердалом.

Основная проблема первых двух путешествий на тростниковых лодках заключалась в том, что тростник быстро впитывал воду, и поэтому и «Ра», и «Ра II» теряли плавучесть быстрее, чем ожидалось. Позже Хейердал узнал, что если собрать тростник в сентябре, лодка будет плавать несколько лет. Тогда Хейердал решил построить новую тростниковую лодку «Тигрис» и отправиться в плавание между регионами трех древних цивилизаций: Месопотамией, долиной Инда и Египтом. Его цель заключалась в том, чтобы показать, что жители этих регионов могли контактировать по морю. Кроме того, он хотел проверить маневренность такой лодки, поскольку предыдущими лодками экипаж управлял в основном за счет течения. «Тигрис», построенный в 1977 году, стал самым большим тростниковым кораблем за последние четыре тысячи лет.

Лодку «Тигрис» Тур Хейердал со своей командой сожгли 3 апреля 1978 года в знак протеста против ведущейся тогда войны в акватории Красного моря, о чем известили телеграммой Генерального секретаря ООН. Впоследствии Тур Хейердал уделял много сил и внимания борьбе за мир во всем мире и защите окружающей среды.

Подробнее о морских и археологических путешествиях Тура Хейердала можно прочесть на официальном сайте музея «Кон-Тики» , там же можно узнать о времени работы и ценах на билеты.

Про музей кораблей викингов я рассказывала здесь , а про музей корабля «Фрам», на котором Нансен и Амундсен покоряли полярные широты, здесь .

Список всех моих статей про Скандинавию здесь .

Подписывайтесь на мой канал , чтобы не пропустить новые публикации.

Все фотографии и видео на канале из семейного архива.

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector