1 просмотров

Как называется трос вдоль лодки

Судовой такелаж. Термины

Бакштаг — снасть стоячего такелажа судна, являющаяся поперечным (боковым) креплением стеньг. Бакштагом также называют боковые крепления труб, шлюпбалок, стоек, компасов и т. д.

Бакштов — трос, выпущенный за корму стоящего на якоре судна, для закрепления шлюпок, катеров и других мелких судов.

Банка — доска, служащая поперечным креплением набора шлюпки и сиденьем для гребцов.

Битенг — деревянная или металлическая тумба для крепления тросов.

Брас — снасть бегучего такелажа, служащая для поворота рея в горизонтальной плоскости («брасопить» рей).

Брасики — короткие шкерты, прикрепленные к поперечному шлюпочному румпелю и служащие для поворота руля.

Бросательный конец — линь, имеющий на одном конце парусиновый, набитый песком и оплетенный сверху мешочек (грузик). С помощью бросательного конца подаются на причал или другое судно швартовные тросы.

Буйреп — трос, закрепленный за якорь и снабженный деревянным или металлическим поплавком (томбуем), который указывает местонахождение якоря на грунте.

Бушприт — рангоутное дерево, укрепленное на носу судна в диаметральной плоскости горизонтально или под некоторым углом к горизонтальной плоскости. К бушприту крепится стоячий такелаж стеньг передней мачты, а также такелаж косых парусов — кливеров.

Бык-гордень — снасть бегучего такелажа судна, с помощью которого при уборке парусов нижняя шкаторина прямого паруса подтягивается к рею.

Ванты — снасти стоячего такелажа, крепящие мачты и стеньги с боков.

Верп — вспомогательный якорь, наименьшей массы из имеющихся на судне.

Выбленки — отрезки тонкого троса, ввязанные поперек вант и выполняющие роль ступеней при подъеме по вантам на мачты и стеньги.

Выстрел — горизонтально расположенное рангоутное дерево, подвешенное над водой перпендикулярно борту судна. Выстрел предназначен для крепления шлюпок, а также посадки в шлюпки членов экипажа судна.

Гак — крюк, применяющийся для крепления тросов и цепей при подъеме шлюпок, грузовых операциях, буксировке и т. д.

Гафель — рангоутное дерево, подвешенное позади мачты на снастях, называемых гафель-гарделем и дирик-фалом. К гафелю пришнуровываются верхние шкаторины косых парусов: триселя или бизани, а на малых судах — фока и грота.

Гик — горизонтальное рангоутное дерево, прикрепленное к мачте на небольшой высоте над палубой и обращенное свободным концом (ноком) к корме судна. К гику пришнуровывается нижняя шкаторина косого паруса.

Гитовы — снасти бегучего такелажа, служащие для уборки прямых парусов и триселей. Гитовы прямых парусов подтягивают к рею шкотовые углы паруса. Гитовы триселей подтягивают парус к гафелю и мачте.

Драйреп — часть фала рея, представляющая собой стальной трос, пропущенный через шкив в стеньге.

Дректов — якорный канат шлюпочного якоря (дрека). Каболка — составная часть растительного троса, скрученная из волокон конопли, агавы или других растений.

Калышка — петля на тросе, образующаяся при его чрезмерном закручивании.

Канат — крученое или плетеное изделие диаметром 6 — 112 мм, повышенной прочности.
По-тюркски, канат — АРКАН, длинная веревка с подвижной петлей на конце, свитая из конских грив и хвостов, применяется для ловли животных.

Колышка — род узла для укорачивания снасти или сделанная для каких-либо целей петля на тросе.

Конец коренной — условное название закрепленного или же не используемого в работе конца троса.

Конец ходовой — условное название того конца троса, к которому приложена тяга, а также конца троса, непосредственно используемого (перемещаемого) при завязывании узла.

Кип — желоб для троса на поверхности блока, шкива, юферса и т. п.

Киповая планка — металлическая деталь, прикрепленная к палубе или к планширю судна и имеющая два прилива для изменения направления тросов. Иногда киповая планка снабжается вращающимися роульсами.

Клюз — отверстие в фальшборте для подачи швартовных концов и буксиров. Кроме этих клюзов, имеются клюзы для якорных цепей, прорезанные в носовой части обшивки и в палубе полубака судна. Клюзы укрепляются металлическими приливами.

Кнехты — парные металлические тумбы, отлитые вместе с основанием — массивной плитой. Кнехты устанавливаются на палубе в носовой, кормовой части и вдоль бортов судна и служат для закрепления тросов при швартовке.

Леер — металлический прут или туго натянутый растительный или стальной трос, используемый для привязывания парусов, для растягивания тентов, сушки белья и т. д. Леерами также называются укрепленные на стойках тросы, заменяющие фальшборт судна, и тросы, натягиваемые для предотвращения падения людей за борт во время шторма.

Линь — тонкий растительный трос диаметром от 3,8 до 11,2 мм, свиваемый из каболок. Для сигнальных фалов и в качестве лаглиня употребляются плетеные лини.

Лопарь — трос, основанный между блоками или юферсами.

Лот — прибор для измерения глубин. По принципу устройства лоты подразделяются на ручные, механические и эхолоты.

Лотлинь — линь или трос, к которому прикрепляется груз (гиря) лота.

Мачта — вертикальное рангоутное дерево. Мачты используются для установки парусоз (для чего она вооружается соответствующим рангоутом), для установки грузовых стрел, приборов сигнализации и связи, подъема флажных сигналов и т. д.

Нок — конец рангоутного дерева, расположенного горизонтально или под некоторым углом к плоскости горизонта (гик, гафель, рей и т. д.).

Оттяжка — трос, укрепленный на ноке грузовой стрелы, с помощью которого грузовая стрела поворачивается вокруг вертикальной оси и закрепляется в нужном положении.

Пал — см. битенг.

Перты — закрепленные под реями тросы, на которых стоят работающие на реях люди.

Прядь — составная часть троса, свитая из каболок. У стальных тросов пряди свиваются из оцинкованных проволок. Прядь ходовая — условное название пряди троса, пробиваемой под другие пряди (обносимой вокруг других прядей) при сплеснивании тросов, изготовлении огонов, кнопов, мусингов и т. д.

Рангоут — деревянные или металлические детали вооружения судов, предназначенные для несения парусов, выполнения грузовых работ, подъема сигналов и т. д. (мачты, стеньги, реи, гафели, гики, бушприт, стрелы, выстрелы); которые иначе называются рангоутными деревьями.

Рей — горизонтальное рангоутное дерево, подвешенное за середину и служащее для крепления прямого паруса.

Риф-шкерты — короткие тросы, ввязанные в люверсы паруса и служащие для уменьшения площади паруса при большой ветровой нагрузке.

Румпель — деревянный или металлический брус или сектор, насаженный на голову руля и служащий для его поворота.

Рым — металлическое кольцо для закрепления тросов, блоков, стопоров, швартовных концов и т. д. Рымы устанавливаются на палубе и фальшборте судов, в носовой и кормовой оконечностях шлюпок, а также на причалах и набережных.

Сейтали — тали, основанные между двушкивными и одношкивными блоками. Применяются для обтягивания стоячего такелажа и для подъема грузов.

Сейшкентель — короткий стальной трос с коушем или блоком на свободном конце, закрепленный на топе мачты,

Сорлинь — трос (или цепь), закрепленный за перо руля и «а рым на корме судна. Сорлинь предотвращает потерю руля при его поломке.

Стеньга — вертикальное рангоутное дерево, являющееся продолжением мачты.

Стоп-анкер — якорь, имеющий вес около 1/а—’А веса станового якоря судна.

Стрела грузовая — приспособление для погрузки и выгрузки грузов. Изготовляется из дерева или металла и оснащается такелажем из стальных и растительных тросов.

Строп — приспособление из канатов, тросов, цепей и т.п. для захвата грузов и подвешивания их к крюку подъемного крана.
Другое определение. СТРОП (нидерл. strop, букв. петля) — простейшее грузозахватное приспособление в виде каната или цепи с захватными крюками (скобами). Строп может быть оборудован устройствами для автоматической застропки грузов (автостропы).
Во множественном числе правильно говорить «стропы«, хотя очень часто говорят, и это — привычно, «стропа»». В то же время, «стропа» — понятие поэтическое, к размеру стиха относящееся. Например, ямб — стропа с двусложным размером, в котором ударение в стропе падает на второй слог.

Строп грузовой (грузовые стропы) — приспособление для подвешивания грузов на гаке стрелы или подъемного крана. Изготовляется из растительных или стальных тросов.

Такелаж — растительные или стальные тросы и цепи, являющиеся креплениями рангоута (стоячий такелаж), а также тросы и цепи, с помощью которых осуществляется постановка и уборка парусов, управление парусами и подвижными частями рангоута (бегучий такелаж). Кроме того, к такелажу относятся тросы и цепи, употребляющиеся при грузовых операциях и различных судовых работах.

Талреп — трос, основанный между юферсами. Служит для обтягивания стоячего такелажа.

Талреп винтовой — металлическое приспособление для обтягивания тросов и цепей. На судах талрепы применяются для обтягивания вантин, бакштагов, фордуиов, штагов, штуртроса и т. д.

Тент — парусина, растянутая над палубой судна для защиты от дождя и солнца.

Топ — верхний конец мачты или стеньги.

Топенант — снасть бегучего такелажа, прикрепленная к ноку рея и служащая для установки рея под тем или иным углом к горизонтальной плоскости. Топенантом также называется снасть, поддерживающая нок грузовой стрелы, гика, гафеля.

Топрик — стальной трос, натянутый между верхними концами (ноками) шлюпбалок.

Трос — гибкий пеньковый, стальной или из искусственного волокна канат, а на кораблях вообще — веревка.
Любопытно, что Тросом (Трой) в греческой мифологии звали внука Дардана, сына Эрихтония. По одной из версий мифа, Трос — основатель и первый царь Трои. От брака с Каллироей, дочерью Скамандра, имел сыновей Ила, Ассарака и Ганимеда; по другой версии мифа, основателем Трои был сын Троса Ил, от имени которого произошло другое название Трои — Илион.

Тренд — нижняя утолщенная часть веретена якоря.

Утка — приспособление для закрепления тросов, состоящее из основания и двух изогнутых, обращенных в противоположные стороны рожков. На судах находят применение деревянные и металлические утки различных размеров.

Уток — поперечные нити полотнища парусины, мата и т. д.

Фал — снасть бегучего такелажа, служащая для подъема реев, гафелей, косых парусов (кливеров, стакселей) флагов, флажных сигналов и т. д.

Фалинь — трос, закрепленный за носовой или кормовой рым шлюпки.

Фалреп — обшитый сукном или заключенный в пластиковую оболочку леер трапа.

Фордун — снасть стоячего такелажа, являющаяся креплением стеньг. Нижнне концы фордунов крепятся к бортам судна, позади вант.

Швартов — растительный или стальной трос, с помощью которого судно закрепляется у причала (швартовный трос).

Шкентель — короткий трос с коушем или блоком.

Шкентель грузовой — трос, наматываемый на барабан грузовой лебедки и имеющий на свободном конце гак для захватывания стропа с грузом.

Шкерт — короткий тонкий трос или линь, применяемый для каких-либо вспомогательных целей.

Шкимушгар — однопрядный линь, свитый из бородочной пеньки и имеющий различное количество каболок. Промышленностью выпускается шкимушгар, свитый из двух и трех каболок.

Шкот — снасть, закрепленная за нижний угол прямого или нижний задний угол косого паруса (шкотовый угол) и проведенная в направлении к корме судна. Шкоты удерживают в желаемом положении нижнюю шкаторину паруса. Шкотами также называют снасти, закрепленные за верхние углы пластыря.

Шлаг — петля троса, образующаяся при обнесенин его вокруг какого-либо предмета.

Шлюпбалка — приспособление для спуска и подъема рабочих и спасательных шлюпок, катеров и т. д., имеющее вид прямой или изогнутой балки. Шлюпбалки оснащаются соответствующим такелажем — талями, оттяжками, топриком.

Штаг — снасть стоячего такелажа, являющаяся продольным креплением мачт и стеньг. В качестве штагов употребляются стальные жесткие тросы.

Бегучий такелаж: какие верёвки бывают на яхте

На парусной яхте очень много верёвок, которые опытные «морские волки» очень не любят называть «верёвками» и, как водится, дали им всем специальные морские имена. Но на самом деле всё не так уж сложно.

Max Krasnoperov

Max Krasnoperov

«Руки хочут шкотов» (орфография автора сохранена)

Дорогой друг, если ты заинтересовался тем, какие верёвки бывают на яхте и для чего они нужны, то ты оказался в нужном месте. Следи за мыслью, будет много терминов и объяснений.

Для начала определимся, чем отличаются рангоут, стоячий и бегучий такелаж. Рангоут — это основные элементы конструкции, которые несут паруса. То есть у обычной парусной яхты это мачта, гик и краспицы, также может присутствовать спинакер-гик и бушприт. Стоячий такелаж — это стальные тросы, которые служат для закрепления рангоута. Тросы крепятся к топу (верхушке) мачты и крайним точкам корпуса: ванты по бортам, форштаг на носу, ахтерштаг на корме. Они устанавливаются один раз вместе с мачтой и настраиваются на круизных яхтах крайне редко. На гоночных яхтах используются для искривления мачты в какую-либо сторону, чтобы придать парусу необходимую форму в зависимости от ситуации. Этот такелаж и называется стоячий, потому что большую часть времени он стоит и лучше его не трогать. Бегучий такелаж — это совокупность всех верёвок, предназначенных для постановки и управления парусами и рангоутом. Вот что это за зверь и куда он бежит мы сейчас и разберём.

Весь бегучий такелаж можно разделить на шкоты и фалы. Шкоты — это верёвки, которые производят действие в горизонтальной плоскости. Фалы, соответственно, в вертикальной, то есть подъём и спуск. Чтобы не запутаться в многообразии верёвок, давайте разделим их по парусам.

Начнём с переднего паруса — генуи (стакселя).

Стаксель-фал поднимает и опускает что? Правильно, стаксель. В случае, если установлена фурлинг-система для закрутки паруса вокруг штага, стаксель поднимают фалом и фиксируют надолго, снимают его только для замены и ремонта.

Шкоты крепятся к шкотовому углу и идут вдоль бортов в кокпит

Всё управление и постановка паруса осуществляется шкотами. Правильнее, конечно, будет стаксель-шкот, но так уж повелось, что если вы услышите просто слово «шкот», то наверняка речь идет о стакселе. К «заднему» нижнему углу стакселя (это, как ни странно, шкотовый угол) крепятся одновременно два шкота, один на левый борт и один на правый. Далее каждый шкот по своему борту проводится через каретку на погоне и через блоки выводится в кокпит на лебёдку. В зависимости от направления ветра, стаксель ставится на один из бортов. Например, если на левый борт, то нужно левым шкотом вытянуть парус из закрутки, аналогично — правым для правого борта. После установки рабочий шкот используется для настройки паруса. Вкратце, если ветер сбоку или сзади, то шкоты ослабляют (травят) и дают парусу наполниться ветром, а если спереди, то натягивают (набивают) и делают парус более плоским. Когда яхта меняет галс и ветер переходит с одного борта на другой, то и стаксель нужно перенести на другой борт. С переносом вполне справится ветер, но для этого нужно вовремя ослабить шкот, который был рабочим, и вовремя натянуть и зафиксировать противоположный, а потом еще и настроить этим шкотом парус под новый курс к ветру. Обычно в команде этим занимаются два шкотовых матроса, от слаженной и умелой работы которых в итоге зависит скорость яхты.

Барабан фурлинг-системы стакселя

У стакселей с закруткой есть еще одна примечательная верёвка — шнур фурлинга, его часто называют просто «фурлинг», хотя это название системы целиком. В то время как стаксель раскручивается при постановке, шнур фурлинга накручивается на барабан под стакселем. А когда требуется свернуть парус, нужно вытянуть шнур обратно, тем самым закручивая барабан и стаксель вместе с ним. Шнур фурлинга проходит через стопор, с помощью которого можно его зафиксировать и предотвратить дальнейшее раскрытие стакселя. Этим пользуются, когда нужно уменьшить площадь паруса и раскрыть его не полностью.

Переварили? Продолжим. Второй парус называется грот и названия, конечно же, с этим связаны. Большинство верёвок грота выведены в кокпит и проведены через блоки стопоров, получивших название «пианино» из-за схожести с клавишами музыкального инструмента. Ну и фалового матроса, работающего с этим верёвками, называют не иначе как «пианист». Если команда большая, то часто там занято два человека.

Блок стопоров, он же «Пианино»

Грота-фал — поднимает и опускает парус за верхний (фаловый) угол. В системах с закруткой грота в мачту фал используется, как и в случае со стакселем — только при установке или замене паруса, в остальное время он находится в натянутом положении и прочно зафиксирован. В классической системе с латным парусом, а также при закрутке в гик, фал используется для штатной постановки и снятия, а также при уменьшении площади грота.

Грота-шкот — растягивает грот вдоль гика. В классической системе обычно зафиксирован, но им можно регулировать натяжение. Бывают ситуации, когда для настройки паруса необходимо ослабить натяжение по его нижней стороне. В системе с закруткой в мачту грота-шкот вытягивает парус из мачты и, естественно, регулирует натяжение по нижней стороне.

Грота-шкот при закрутке грота в мачту

Гика-шкот (грота-гика-шкот) — верёвка или система верёвок, определяющая, насколько гик может отклониться от своего центрального положения по горизонтали, то есть от центра вбок. Центральное положение гика соответствует диаметральной плоскости яхты (это если провести воображаемую линию от носа к корме ровно посередине). Гик вместе с парусом представляет собой флюгер и стремится встать по направлению ветра, уйти с диаметральной плоскости, но тогда парус перестанет работать и превратится в огромный флаг, реющий на ветру. Гика-шкот противодействует давлению ветра и притягивает гик ближе к центру, позволяя тем самым парусу наполниться и корректно работать. Важно понимать: если притянуть гик сильнее, чем требуется, то ветер будет стремиться наклонить яхту, а не способствовать ее продвижению вперёд.

«Баварская» система гика-шкота Классическая система гика-шкота и оттяжка гика с гидравликой

Оттяжка гика — регулирует положение гика в вертикальной плоскости, на круизных яхтах часто верёвка дополняется гидравлической системой. Влияет на форму паруса и его правильную работу, в зависимости от силы и направления ветра.

Риф — верёвка, протянутая через отверстия в гроте, расположенные по линии, параллельной гику. Риф позволяет притянуть грот к гику в местах крепления, сократив тем самым площадь парусности при сильных ветрах. Процесс уменьшения парусности называется рифлением, также говорят «взять рифы». Применяются в классической системе постановки грота. На один парус обычно устанавливают 2 или 3 рифа.

Схема работы рифа

Ну и бонусом верёвки, которые вам точно встретятся на парусной яхте, хоть они и не относятся к бегучему такелажу.

Топенант — верёвка, которая идет от топа мачты к свободному концу гика. Служит исключительно для того, чтобы гик не упал под своим весом, если грот убран. При постановке парусов топенант немного ослабляют, чтобы он никак не влиял на работу грота. Часто топенант используется для крепления флагов на регатах и мероприятиях.

Швартовы — верёвки, которыми привязывают яхты к берегу, пирсу, другим яхтам.

Шпринг — швартов, заложенный перекрёстно, например на нос яхты и на берег в районе кормы.

Вот тот парень на борту уже все запомнил. А ты? =)

Основные элементы судна. Типы маломерных судов.

Модератор: Valery

Основные элементы судна. Типы маломерных судов.

Сообщение Moysha1968 » 29.02.2016 01:14

Часто, когда пишешь или читаешь про внутрянку лодки, появляется много умных названий частей скелета и палубы. Все не запоминается и приходится судорожно лазить по инету в пoиск ах расшифровки. Валер, предлагаю эту тему выделить жирным шрифтом и постоянно повесить наверх, чтобы проще было искать. Фотку скелета с основными элементами судна (катера), взятую мной из инета, в виде исключения из Правил, для общего удобства пользования прошу не удалять. Слямзил на одном сайте. Внешняя ссылка

Основные элементы судна

Рассмотрим основные элементы судна. Маломерное судно, как и любое транспортное, состоит из корпуса (само судно) и надстройки или рубки. Корпус судна — основная часть, в которую входит набор и обшивка. Набор состоит из продольных и поперечных связей, служащих основанием для обшивки — оболочки судна, обеспечивающей корпусу водонепроницаемость и совместно с набором прочность и жесткость. Очертания корпуса, как правило, плавны, заострения характерны только для носа и кормы. Переднюю оконечность судна называют носовой, а заднюю — кормовой; боковые стороны, или стенки корпуса — правым и левым бортами, если смотреть с кормы. Часть корпуса, находящуюся под водой, называют подводной, а над водой — надводной, нижнюю часть корпуса — днищем, а верхнюю, горизонтальную — палубой. Палуба на маломерных судах, например на мотолодках, может отсутствовать.

Ахтерштевень — конструктивное оформление кормовой оконечности судна (продолжение киля). Им оканчивается набор корпуса судна с кормы. Ахтерштевень может состоять из двух частей: передней — старнпост, через который проходит гребной вал, и задний — рудерпост, на который навешиваемся руль. На моторных лодках с кормы находится транцевая доска ( т р а н е ц).

Бимсы — поперечные подпалубные связи палубы. Корпус маломерного судна можно разделить поперечными переборками, которые делаются водонепроницаемыми. Переборки доходят до палубы или различны по высоте. Крайняя носовая часть судна между форштевнем и первой носовой переборкой называется форпиком, крайний кормовой отсек — ахтерпиком.

Буртик — продольная деревянная обносная рейка с наружной стороны бортов, которая выполняет роль наружного привального бруса, служащего для защиты бортов от повреждения.

Ватерве́йс — толстые деревянные брусья палубного настила, идущие по бортам вдоль всего судна. Служат для продольного крепления судна и стока воды. На современных судах водосточный жёлоб, идущий по верхней палубе вдоль бортов, по которому вода через шпигаты стекает за борт.

Кабеста́н — (от франц. cabestan), в морском деле также шпиль — механизм для передвижения груза, состоящий из вертикально установленного вала, на который при вращении наматывается цепь или канат, прикрепленные другим концом к передвигаемому грузу, например якорю.

Карлингсы — продольные подпалубные связи.

Кикер— вспомогательный мотор.

Киль — основная продольная связь, идущая по всей длине судна от форштевня до ахтерштевня в виде балки. Киль является элементом, обеспечивающим прочность судна.

Кокпит — вырез или углубление в палубе для размещения людей.

Комингс — конструкция, окаймляющая вырез в палубе для ограждения люков и кокпитов от захлестывания их водой.

Кринолин— надводная горизонтальная поверхность, расположенная позади транца. Название пошло от разновидности юбки. Кринолин бывает как во всю ширину транца, так и с одной или двух сторон. Служит для установки основного или вспомогательного мотора, как купальная платформа и т.п.

Моторная ниша — водонепроницаемая конструкция у транца судна, образующая выемку в корпусе судна и предназначенная для размещения подвесного мотора и обеспечения требуемой высоты надводного борта.

Надстройка — конструкция над корпусом судна, являющаяся продолжением его бортов, или помещение, расположенное на палубе по всей ширине судна (корпуса). Высокая и развитая надстройка не только ухудшает остойчивость судна, но и увеличивает его парусность — воздействие ветра на судно.

Планширь — плоский брус, накрывающий кромку обшивки и торцы шпангоутов.

— продольный брус с внутренней стороны борта деревянной шлюпки на высоте ватерлинии, а чаще выше нее, связывающий верхние концы шпангоутов одного борта;

— деревянный или металлический брус, установленный снаружи борта для предохранения судна от повреждения во время ударов при швартовке.

Рецесс на моторной лодке — углубление в палубе кормы, а также в транце, служащее для размещения верхней части подвесного мотора. Буквальный перевод слова «рецесс» — снижение, спад, углубление.

Рубка — отдельная часть надстройки или конструкции на палубе, не занимающая всей ширины корпуса судна (остаются проходы на палубе вдоль бортов). На маломерных судах рубкой часто называют помещение для управления судном и двигателем. Надстройки и отдельные рубки имеют только крупные катера и моторные яхты. На большинстве моторных катеров надстройка и рубка совмещаются.

Рыбины — деревянные щиты из реек, которые укладываются на дно шлюпки в целях предохранения обшивки от порчи ногам.

Слань, или пайол — щиты из досок, которые укладываются на шпангоуты для предохранения их и обшивки.

Стрингеры — внутренние продольные связи для крепления обшивки. Они делятся на бортовые и днищевые — кильсоны.

т р а н е ц — вертикальная часть кормы судна (как правило плоская). На маломерных судах т р а н е ц используется для установки мотора. т р а н е ц может быть с вырезом (рецессом) для установки мотора.

Фальшборт — легкая конструкция — продолжение борта над палубой в носовой и средней частях судна. В кормовой части фальшборт называется гакабортом. Фальшборт может быть временным (деревянным или брезентовым), поднимаемым на время волнения, при проходе порогов, движении под парусом и т. д.

Форштевень — переднее конструктивное оформление (продолжение киля). Им заканчивается набор корпуса судна с носа. У маломерных моторных судов форштевень, как правило, наклонный, плавно переходящий в киль.
.
Шпангоуты — поперечные бортовые связи корпуса. Расстояние между двумя шпангоутами называется шпацией. В теоретическом чертеже штангоутами называют обводы поперечного сечения судна.

Кроме корпуса, маломерное судно имеет ряд устройств: рулевое, швартовное, якорное и т. д.
Обводы корпуса судна.

Обводы корпуса определяют режим движения маломерных судов и могут иметь самые различные формы. Основные три типа обводов подводной части корпуса — это плоскодонные, круглоскулые и остроскулые.

Плоскодонные обводы характеризуются плоскими образованиями днища при угле килеватости, равном или близком к нулю.

Круглоскулые обводы характеризуются плавным переходом днищевой ветви в бортовую (закругленная скула).

Остроскулые обводы имеют на шпангоутах излом (острые образования) в месте соединения днища и бортов.

Скулой корпуса называется линия вдоль корпуса, соединяющая точки излома шпангоутов.

Реданными называются остроскулые обводы с уступом (ступенькой, реданом), расположенным поперек днища; реданов может быть и больше одного.
Безреданными называются остроскулые обводы с ровным плавным по длине днищем, не имеющим реданов.

Катамаранные обводы характеризуются наличием двух, расположенных по бортам, килевых образований днища, а тримаранные обводы — наличием трех килеватых образований днища.

Смешанными называются обводы, часть шпангоутов которых остроскулая, а часть — круглоскулая.
Судном называется инженерное сооружение, способное перемещаться по воде и нести на себе грузы и людей. Таким образом, судном будет и байдарка, и океанский лайнер. Суда, построенные для военных целей и входящие в состав Военно-Морского Флота принято называть кораблями.

Маломерные суда используются для туристских походов и прогулок, рыбной ловли и охоты, спорта и т. д. Широко применяются они и для нужд народного хозяйства. Во многих районах (особенно в Сибири) маломерные суда являются основным транспортным средством индивидуального пользования в период навигации.

На всех гребных судах могут применяться как бортовые, так и подвесные или стационарные лодочные моторы (исключение составляют только академические гребные суда). На парусных яхтах может возникнуть необходимость в передвижении под мотором. На гребные и парусные суда при использовании мотора распространяются все правила, относящиеся к судам с механическими двигателями.

Режимы движения маломерных моторных судов различны: это водоизмещающие и глиссирующие суда, суда на подводных крыльях и воздушной подушке.

Водоизмещающие суда поддерживаются всегда на плаву только за счет архимедовой «силы поддержания», равной массе воды, вытесняемой судном.

Водоизмещающие суда хотя и обладают наибольшей мореходностью по сравнению с другими судами, скорость их значительно ниже последних.

Глиссирующие суда в неподвижном состоянии поддерживаются на плаву за счет той же «силы поддержания», что и водоизмещающие суда. С повышением скорости глиссирующие суда поддерживаются на воде уже за счет динамических подъемных сил, возникающих на плоских участках днища. Глиссирующее судно начинает глиссировать, когда его плоское днище на ходу располагается под углом атаки к поверхности воды в 3—6° при определенной минимальной скорости, в зависимости от полного веса судна с оборудованием, мотором и пассажирами.

К моторным лодкам (мотолодкам) относятся все серийно выпускаемые прогулочные суда с подвесными моторами . Мотолодками также называют самодельные суда с маломощными стационарными лодочными двигателями, эксплуатируемыми в водоизмещающем режиме движения. Такие лодки местной постройки в отличие от глиссирующих имеют сравнительно плавные обводы.

Катера – это маломерные суда со стационарным двигателем . Служебные катера могут быть построены для эксплуатации в глиссирующем и водоизмещающем режимах движения. Катера повышенной мореходности имеют палубу, кокпит, надстройку.

Ботами называют моторные лодки и катера длиной обычно 6-8 м с шлюпочными (водоизмещающими) обводами, предназначенные для плавания на открытых водных пространствах и в устьях больших рек.

Моторно-парусный бот. Боты имеют обычно надстройку и стационарный двигатель. Боты, имеющие и двигатель, и парусное вооружение, называют моторно-парусными ботами. Боты разделяются в зависимости от задач, которые они выполняют, на лоцманские, промысловые, спасательные, водолазные и т. п.

К шлюпкам относятся все гребные и моторные маломерные суда, являющиеся штатными плавсредствами кораблей и судов всех видов флота. Они служат для спасания людей, транспортных (сообщение с берегом и другими судами и т. д.) и специальных (завоз якорей, забортные и другие работы) целей. Поэтому шлюпки называют — спасательными, рабочими т. д.

Яхты — это, в первую очередь, парусные, а также моторные, моторно-парусные суда различного водоизмещения, предназначенные для отдыха на воде, туризма и спорта. Отсюда моторная яхта, моторно-парусная и просто парусная.

Глиссером является моторное судно, имеющее реданы — поперечные уступы на днище (чаще один, реже несколько). Одноместные гоночные глиссеры с подвесными моторами называют скутерами. Если маломерное судно для увеличения скорости хода имеет подводные крылья, то его принято называть катером (мотолодкой) на подводных крыльях.

Трос лодочный

Тросы для лодки — широкая группа товаров, в которой представлены следующие изделия:

  • якорные канаты;
  • якорные шнуры;
  • швартовочные шнуры и канаты.

Якорь является обязательным объектом снабжения любого судна, даже надувной лодки. Он используется для фиксации плавательного средства в месте ловли рыбы, стоянки в открытой воде и для швартовки лодки. Якорь обеспечивает точное позиционирование судна, исключая его смещение под действием течения или ветра. Якорный фал (веревка) надежно соединяет его с лодкой, один конец троса крепится на борту. Швартовый или причальный канат одним краем прикрепляется к судну, а вторым – привязывается к причалу. Без такого оборудования категорически запрещается использование плавательного средства. Основные требования к этим изделиям – высокая устойчивость на разрыв.

Современные тросы и фалы

В качестве якорного троса или фала используются скрученные или сплетенные из синтетических или растительных волокон изделия, также они могут изготавливаться из стальной проволоки. В зависимости от применяемого материала их можно разделить на:

  • растительные;
  • синтетические;
  • комбинированные;
  • стальные.

Канат для якоря должен иметь толщину более 5 мм. для комфортного вынимания, при меньшей толщине можно травмировать руки. На случай сильного течения или ветра нужно иметь запас длины до 30 м.

Канат крученый представляет собой трехпрядное изделие из полиамидных нитей высокой прочности. Основным его отличием от плетеного каната является устойчивость к истиранию и ультрафиолетовому излучению, максимальная прочность. В качестве троса для якоря рекомендуется использовать крученые шнуры. Они характеризуються большей степенью надежности и позволяют минимизировать риск истирания веревки и потери якоря.

Плетеный шнур производится методом сквозного плетения всех его элементов между собой. Такое изделие обеспечивает высокую износоустойчивость и прочность. Шнур изготавливается из высокопрочного полипропилена и не впитывает влагу, обладает хорошей плавучестью. Он устойчив к агрессивной среде и механическим повреждениям. Зачастую используется при буксировке и швартовке судов.

Синтетические якорные шнуры и канаты наиболее популярные, не проскальзывают в руках, не подвержены гниению, обладают минимальной растяжимостью и хорошей плавучестью. Они практически не впитывают воду, имеют большую прочность на разрывание и высокую устойчивость к истиранию.

Шнур для рыбалки

Также в лодку, предназначенную для рыбалки, необходимо купить соответствующий шнур для снастей. Основные разновидности веревок для ловли рыбы:

  • монофильная – прозрачная леска из нейлона;
  • плетеная – сделана из сплетеннях воедино полиэфирных и арамидных волокон.

Мононить прозрачная, ее не видно в воде, хорошо растягивается, что зачастую необходимо для ловли некоторых видов рыб. Такие лески обычно используют для рыбалки на донные или поплавочные снасти, зимние удочки.

При ловле на спиннинг большинство рыболовов предпочитают использовать плетеный шнур. Его преимущества: он не растягивается и является самым прочным шнуром для рыбалки из всех. Плетеные шнуры для ловли выпускаются различных цветов. Диаметр веревки нужно подбирать в зависимости от условий рыбалки и предполагаемого размера добычи.

Чтобы обеспечить безопасность лодки при швартовке, буксировке, стоянке нужно купить качественный лодочный трос. Правильно подобранное оснащение, якорный канат и шнуры обеспечат приятный отдых или удачную рыбалку для любителей такого времяпрепровождения.

голоса
Рейтинг статьи
Статья в тему:  Сколько стоит подводная лодка с камерой
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector