6 просмотров

Как называется спортивная одноместная лодка

Как называется спортивная одноместная лодка

Кая́к или байдарка — тип гребной лодки, одноместные, двух- и даже трёхместные традиционные лодки народов Арктики. Каяк — у эскимосов, байдарка — у алеутов. Традиционно состоял из шкур, натянутых на каркас из дерева или кости. Современные модели каяков обычно изготавливаются промышленным способом, за исключением прототипов и немногочисленного количества лодок, собираемых умельцами кустарным способом.

Основные отличия каяка от каноэ:

  • на каяке гребут при помощи двулопастного весла;
  • на каяке гребец сидит только на ягодицах, тогда как на каноэ — может располагаться любым способом, в том числе и на специальном сиденье (на спортивном каноэ гребут, стоя на одном колене).

Современные каяки используются в водном туризме и предназначаются, в зависимости от конструкции, для плавания по бурным рекам, озерам или морям. Различают каяки для гребного слалома, для водного родео (фристайла), каяки для водного туризма, для экспедиций, а также для плавания по обширным водоёмам (морские каяки).

Как правило, посадочное место гребца закрывается специальным фартуком («юбкой»), не дающим воде проникнуть в лодку даже при перевороте. Это даёт гребцу возможность совершать эскимосский переворот (постановку лодки на ровный киль из перевёрнутого состояния).

Некоторые каяки (т. н. sit-on-top kayak, в России распространения не получили) не имеют ни деки, ни юбки. Их непотопляемость обеспечивается герметичным корпусом, на котором сидит гребец.

Статья в тему:  Чем склеить пвх лодку

Морской каяк

Морской каякинг по уровню экстрима мало чем уступает каякингу на бурной воде (бурноводингу). Правда, здесь ставятся совершенно другие цели и предъявляются другие требования к каякам. Первое, что выделяет морской каяк из когорты других — это большие размеры, а также заостренные и поднятые вверх нос и корма.

Такое строение каяка специально приспособлено, чтобы разрезать высокие морские волны и чтобы вода каждый раз не заливала кокпит каяка. Основные требования, которые предъявляются к морским каякам, — это «умение» бороться с волнами, управляемость и непотопляемость.

Разновидностью морских каяков можно назвать экспедиционные каяки, которые также называют океаническими. Их отличают большие вместительные отсеки, которые герметично закрываются; количество отсеков может достигать четырёх. На таких каяках устанавливают рулевое весло, эластичные сетки для удержания предметов, канат по периметру борта, может быть также специальное место для установки GPS-приемника.

Для путешествий в холодных водах каяки изготавливаются из специальных теплоизолирующих материалов, позволяющих уберечься от переохлаждения. Все современные экспедиционные каяки имеют герметичные камеры, которые отделены и полностью изолированы. Это позволяет повысить плавучесть каяка и сделать его непотопляемым практически в любых условиях.

Использование термина

Имеются некоторые особенности в использовании в русском языке заимствованного термина «каяк». Спортивные и туристические лодки для гребли по гладкой воде (которые не рассчитаны на выполнение эскимосских переворотов) в русском языке называются «байдарка», тогда как в английском все обозначается словом kayak . Кроме того, в русском языке термин «каяк» традиционно употребляется в основном для одноместных лодок, хотя бывают и двухместные каяки.

Статья в тему:  Как потопить подводную лодку

Ссылки

каяк в Викисловаре ?
Kayak на Викискладе ?
  • Разница между каяком, байдаркой и каноэ (рус.)

Wikimedia Foundation . 2010 .

  • История Польши
  • Рубакин, Николай Александрович

Полезное

Смотреть что такое “Каяк” в других словарях:

Каяк — тип гребной лодки, закрытый вариант каноэ. Широко распространён у народов Арктики (эскимосы, алеуты и др.). Традиционно состоял из шкур, натянутых на каркас из дерева или кости. Основных отличий каяка от каноэ два: на каяке гребут при помощи… … Энциклопедия туриста

каяк — [эским.] – маленькая кожаная крытая лодка с двупёрым веслом у эскимосов, чукчей и коряков Большой словарь иностранных слов. Издательство «ИДДК», 2007. каяк яка, м. (эск. kajak). У эскимосов и алеутов: промысловая морская лодка с корпусом,… … Словарь иностранных слов русского языка

КАЯК — одноместная лодка у народов Севера каркас, обтянутый кожей, с двух , реже однолопастным веслом … Большой Энциклопедический словарь

каяк — сущ., кол во синонимов: 1 • лодка (122) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

КАЯК — Одноместная лодка, приводимая в движение веслом с двумя лопастями Словарь бизнес терминов. Академик.ру. 2001 … Словарь бизнес-терминов

КАЯК — промысловая одноместная лодка у народов северо восточного побережья Сибири: решетчатый каркас из дерева и кости, обтягивается кожей морских животных; отверстие для гребца затягивается ремнём вокруг его пояса. Управляется двумя маленькими вёслами… … Этнографический словарь

Статья в тему:  Как называется спорт на лодке по реке

каяк — каяк, промысловая одноместная лодка у народов северо восточного побережья Сибири: решетчатый каркас из дерева и кости, обтягивается кожей морских животных; отверстие для гребца затягивается ремнём вокруг его пояса. Управляется двумя маленькими… … Энциклопедия «Народы и религии мира»

Каяк — небольшая промысловая лодка, в прошлом широко распространённая у многих народов Арктики (сохранялась у части канадских и гренландских эскимосов). Решётчатый остов К. делается из дерева или кости и обтягивается сверху кожей морских… … Большая советская энциклопедия

каяк — 1) гоночная байдарка, используемая для соревнований по водному слалому и сплаву по горным рекам. 2) Одноместная промысловая лодка, распространённая у народов Севера. Набор корпуса делается из дерева или кости, обшивка – из шкур тюленя, моржа,… … Энциклопедия техники

каяк — а; м. 1. Небольшая одноместная промысловая лодка (в прошлом широко распространена у многих народов Арктики). Карякский к. 2. Лёгкая спортивная одноместная лодка. * * * каяк 1) то же, что спортивная байдарка. 2) Полностью запалубленная промысловая … Энциклопедический словарь

Гребные лодки. Виды и применение. Как выбрать и особенности

Лодка – одно из наиболее древних транспортных средств. Появилась она намного раньше колесного или салазочного транспорта. В давние времена гребные лодки применялись как средство для транспортировки грузов, рыбной ловли и других полезных дел. Сейчас они используются в качестве прогулочных и спортивных судов.

Статья в тему:  Почему лодка плавает

Большинство лодок управляются при помощи весел, но некоторые снабжены парусами или моторами, как вспомогательными или основными двигательными средствами. На некоторые суда, у которых мотор не предусмотрен конструкцией, он навешивается пользователями.

Немного истории

Лодкой считается водоплавающее судно длиной до 9 метров и шириной до 3 метров. Максимальная грузоподъемность лодки составляет 5 тонн. Изначально лодки были только гребными судами, но позже их стали снабжать парусами, а в 20 веке и моторами.

Где появились первые лодки сказать точно нельзя. Однако, ученые предполагают, что первым плавательным судном стал плот. На нем можно было передвигаться по воде безопасно, транспортировать грузы. Но скорость и маневренность плота были не на высоте.

Родиной современных лодок считается Древний Египет, так как именно на территории этой страны были найдены первые свидетельства создания гидродинамических судов. Египтяне изготавливали лодки из папирусных матов, которые можно было изгибать.

В Америке, которую открыли лишь в конце 15 века, индейцы использовали лодки-долбленки. Они, кстати, применяются и до сих пор. Такие суда делались из цельного ствола дерева. Концы его заострялись, а сердцевина выдалбливалась. Такие же лодки делались и в Австралии, причем чаще из больших кусков коры деревьев, стягиваемых лианами или жилами животных.

К особому виду лодок относятся каркасные. Многие народы применяли для изготовления конструкцию из прутьев и обтягивали ее кожей или другими эластичными материалами.

Статья в тему:  У какой страны самые лучшие подводные лодки

Надувные лодки стали известны чуть позже, но до сей поры не потеряли своей актуальности. Кстати, распространены они стали лишь в 20 веке, только после того, как люди научились изготавливать полимеры. Но герметичные надутые мешки из кожи использовались задолго до этого для транспортировки грузов и передвижения по воде.

Весла были изобретены чуть позже лодок. До этого пользовались длинной палкой, которая, упираясь в дно водоема, применялась как средство отталкивания и управления. А вот парусами стали пользоваться намного позднее. И только в 1836 году изобрели гребной винт в качестве двигателя.

Какие бывают гребные лодки

Сейчас лодки редко применяются в качестве транспорта. Чаще всего они используются как прогулочные или спортивные суда. Классификация их не имеет определенных границ. Чаще всего лодки для спорта разделяют по материалу изготовления и типу корпуса.

Материалом для корпуса могут служить:

  • Фанера.
  • Металл.
  • Пластик.
  • Стекловолокно.
  • Полимер.

По типу основания они бывают моноблочные, катамараны и тримараны. Есть еще разделение по типу днища – плоскодонные, килеватые или комбинированные. Именно от того, каким является дно у лодки зависят ее мореходность, комфорт и устойчивость. Гребные лодки бывают складные и цельные. Это свойство влияет на удобство хранения транспорта.

Спортивные гоночные лодки
Эти суда предназначены для учебы и соревнований. Их можно разделить на:
  • Академические.
  • Байдарки.
  • Каноэ.
  • Народные.
  • Морские шлюпки.
Статья в тему:  Как слезть с лодки в майнкрафте на компьютере

Основным отличием спортивных лодок является возможность развития большой скорости. Они служат именно для того, чтобы спортсмены могли при помощи мускульной силы, работая веслами, разгоняться до пары сотен километров в час. Лодки для спорта обладают гидродинамическим корпусом, который и обеспечивает хорошие скоростные качества судна.

Академические

Они состоят из киля – горизонтальной изогнутой доски, который расположен от начала до кормы, горизонтальных ребер, служащих для крепления обшивки и скрепляющих шпангоутов. Эта часть служит для скрепления поперечных ребер и обшивки. Носовая и кормовая части академических лодок сверху затянуты непромокаемым материалом – палубой.

Отличительными признаками академических лодок являются соотношение длины и ширины. Оно наиболее отличается от остальных типов гребных судов. Уключины вынесены за пределы бортов на кронштейны, что позволяет изготавливать невысокие суда с узким корпусом для увеличения скорости.

Существует четыре типа академических лодок:
  • Двойка распашная с рулевым, в которой могут поместиться всего три человека – два гребца и один рулевой.
  • Гребные лодки для четверых человек с рулевым.
  • Парная четверка.
  • Парная восьмерка – самое большое судно из данного вида лодок.

Все академические лодки предполагают наличие рулевого, который сидит в кормовой части на подвижной банке. Некоторые производители стали выпускать суда, где место рулевого находится на носу.

Байдарки

Это узкие крытые суда без уключин. В качестве двигателей используют двухлопастные весла. Байдарки также имеют закрытые носовую и кормовую части. При этом гребцы располагаются лицом в сторону движения. Управляющим органом служат румпель или коромысло, которое поворачивает один из гребцов ногами за проведенные по днищу судна тросы. Места для рулевого в байдарках не предусмотрено.

Статья в тему:  Какой двигатель стоит на yamaha bws

Каноэ

Это открытые суда. Гребцы пользуются веслом с одной лопастью Уключин, как и в байдарках, в каноэ нет. В каноэ нет палубы, а спортсмены гребут, стоя на одном колене на специальной подушке.

Гребные народные лодки

Эти суда отличаются от всех предыдущих длиной и шириной, указанными конкретно для каждого соревнования. Конструкция их может быть различной, ограничиваются только габариты и, соответственно количество гребцов.

Морские спортивные шлюпки

Эти суда отличаются тем, что предназначены только для одного спортсмена. Они изготавливаются из досок, которые скреплены внакладку. Шлюпка имеет две уключины, располагающиеся в борту или вынесенные за него. Такие лодки применяются только в соревнованиях на морской воде, обладающей большой плотность.

Особенности корпуса

Спортивные гребные лодки изготавливаются в большинстве своем из древесины легковесных пород, но все чаще их делают из пластмассы. Так как главным преимуществом таких судов является небольшая ширина корпуса, то они не очень устойчивы. С целью уменьшить массу лодки при изготовлении пренебрегают их прочностью.

При этом академические суда имеют поперечные крепления подковообразной формы. Именно эти гребные лодки используются на соревнованиях и на Олимпийских играх.

Как выбирать гребные лодки

Как следует из выше написанного, на пресной воде можно применять суда любого типа, кроме морских шлюпок. А вот на море пригодятся именно последние.

Перед приобретением лодки необходимо выявить ее размеры. Отношение длины судна к его ширине – это главный критерий. Чем меньше эта величина, тем лучше управление лодкой, но маневренность транспортного средства будет хуже.

Статья в тему:  Моторная лодка скорость которой в стоячей воде 15 км ч прошла по течению реки 35 км

Для соревнований на гладкой воде больше всего подойдет длинная, но узкая лодка. Она развивает большую скорость при меньших усилиях. В том случае, если необходимо маневрировать во время гонок, то пригодятся суда небольшой длины, но устойчивые на воде. Использовать такие лодки можно и в зарослях, и на порогах. Вот только скорость этого транспортного средства оставляет желать лучшего.

Весла

Важное значение при выборе гребной лодки имеют весла. Они зависят от габаритов судна и от требований, которые предъявляются к нему. Байдарками управляют при помощи двухлопастных весел, т.е. палки с лопастями на концах.

На каноэ плавают с помощью одного весла, попеременно опуская его в воду с разных сторон судна. Академические лодки требуют также однолопастных весел, но ими работаю несколько спортсменов.

Преимущества судов с уключинами в том, что практически исключена потеря весла. Поэтому, если лодка приобретается для собственного развлечения, лучше остановить выбор именно на таком судне. Без уключин гребные лодки используются только на соревнованиях.

Выбирая судно для тренировок, нужно понимать, что во время соревнований вас ждут особые условия. Поэтому тренировочная лодка должна иметь такие же параметры, как и гоночная.

Одноместное каноэ

Каноэ – это гребные лодки, управление которыми осуществляется с помощью однолопастных весел. Гребцы в них либо стоят на одном колене на днище, либо сидят на сиденьях-банках. Существует мнение, что первые каноэ изобрели североамериканские индейцы, выдалбливающие их из дерева и покрывавшие березовой корой.

Статья в тему:  Сколько масла в редукторе ямаха 40

Каноэ имеют удлиненную форму корпуса с симметричными по миделю, поднятыми вверх носовой и кормовой частью. Они обладают острыми обводами и могут спускаться на воду с крутого берега и носом, и кормой. Днище моделей является уплощенным, борта завалены внутрь корпуса и обладают заметной седловатостью. Их высота к ононечностям резко увеличивается. На традиционных каноэ палуба отсутствует.

Это очень легкие лодки, которые без усилий на большие расстояния переносит на плече один человек. Они отличаются очень высокими ходовыми характеристиками, большой проходимостью, способны свободно продвигаться по извилистым глухим протокам и быстрым рекам с мелководными участками.

Сегодня такие модели маломерных судов изготавливают из пластика, композитных материалов, дюралюминия, ПХВ, обшивают фанерой, синтетической пленкой и применяют в туризме, спорте, для прогулок, рыбалки, охоты. Чем выше грузоподъемность моделей, тем меньше их ширина. Одноместные варианты лодок имеют длину до 4 метров (кроме спортивных), ширину до 1 метра 4 сантиметров.

Особенности спортивных одноместных каноэ

Одноместные спортивные каноэ применяются в соревнованиях по гребному слалому, обладают закрытым верхом и по форме похожи на каяки. Они производятся из полированной фанеры, углепластика, пластмассы или красного дерева. Минимальный вес одиночек ограничен 16 килограммами, их максимальная длина составляет 5,2 метра. Ширина спортивных каноэ сейчас не регламентируется, но требования к форме остаются. Она должна быть такой, чтобы все продольные линии были непрерывными, имели одинаковую выпуклость. То же самое относится и к линиям сечения. Банок и багажных отделений в спортивных каноэ нет. Гребцы в них стоят на дне на одном колене. Это узкие стремительные лодки, способные набирать большую скорость не только на гладкой, но и на бурной воде. Ряд моделей для слалома обладает закрытой декой и дополняется емкостями непотопляемости, располагающимися в носовой и кормовой части.

Статья в тему:  Где производят лодочные моторы tohatsu

Особенности туристических одноместных каноэ

Туристические каноэ изготавливаются из кевлара, стеклопластика или деревянных реек, которые покрываются стекловолокном. Сегодня деревянные варианты встречаются редко и в промышленных масштабах не выпускаются. Каноэ из пластика и композитных материалов являются более прочными, легкими и практичными. В продаже так же можно найти разборные, дюралюминиевые и надувные модели. Вес одноместных туристических каноэ достигает 17 килограмм, длина – 4 метров. Они могут вместить в себя 2 больших рюкзака с грузом на 100-150 килограмм. Это поворотливые, послушные в управлении модели, которые могут заходить в самые глухие места водоемов и использоваться для рыбалки и водной охоты. Они обычно обладают открытым корпусом и сиденьем-банкой.

Среди туристических каноэ есть модели-одиночки, которые годятся для сплава по рекам с бурными порогами. Их изготавливают из тяжелых композитов и снабжают надувными мешками, находящимися на носу и корме. Мешки нужны для того чтобы лодка удержалась на плаву, если произойдет переворот. Иногда в таких каноэ монтируются ремни для ног, которые играют роль пяточных упоров, устанавливаемых в байдарках и каяках.

Преимущества одноместных каноэ

Основное преимущество одноместных каноэ заключается в том, что при малом весе они обладают вместимостью больше, чем у одноместных каяков или байдарок. Их удобно переносить по берегу и нет надобности долго собирать или разбирать. Основная часть одноместных каноэ состоит из двух склепанных половинок, дополненных штевнями, фальшбортами, подходит под установку рулевого управления или парусного вооружения и может быстро преодолевать приличные расстояния. Модели дополняются откидными сиденьями, что дает возможность путешествовать с ребенком или собакой. Если на водоеме встречаются какие-либо серьезные препятствия, каноэ можно просто перенести по берегу, положив его на плечо вверх дном.

Статья в тему:  У какой страны самые лучшие подводные лодки

Это долговечные лодки, способные выдерживать удары, резкие перепады температур, влияние агрессивных средств и ультрафиолета. Они без особого труда могут довозиться до водоема и храниться на улице под навесом или под потолком в гараже.


Выбираем одноместную лодку для рыбалки

  1. Особенности
  2. Виды
  3. Обзор моделей
  4. Критерии выбора

Каждому любителю ловить рыбу в не очень больших водоемах необходимо иметь в наличии компактное и надежное плавательное средство. Оно позволяет без особых усилий совершать все необходимые маневры во время рыбалки на маленьких прудах и озерах.

Особенности

Для тех, кто предпочитает ловить рыбу в одиночку, идеальным вариантом будет приобретение одноместной надувной лодки, которой не требуется регистрация. Современные материалы надежно защищают данный транспорт от проколов тростником и ударов о камни. Существуют варианты как с надувным, так и с жестким дном. Для такой рыбалки оптимальны модели с незафиксированными веслами, они удобны и безопасны.

Кроме того, на многие лодки подобного типа можно подвесить транец и закрепить электромотор.

Для современных надувных одноместных лодок используют определенные материалы.

  • Резина. Модели из таких материалов отличаются дешевизной, но быстро изнашиваются. Им необходим постоянный тщательный уход.

Такие рыбацкие лодки больше подходит для редкого использования.

  • Хипалон и неопрен. Эти современные материалы обладают прочностью и высокой эластичностью. Они устойчивы к перепадам температур. Но плавательные средства, произведенные на их основе, не могут стоить дешево.
Статья в тему:  Моторная лодка скорость которой в стоячей воде 15 км ч прошла по течению реки 35 км

  • ПВХ. Представляет собой поливинилхлорид или, проще говоря, модифицированную пластмассу. Этот материал выдерживает высокие температуры (более +60 градусов) и имеет малый вес. Может быть с добавлением армированного вещества (например, полиэстера), которое придает большую прочность. Неармированный ПВХ имеет более низкую стоимость, но является менее прочным материалом.

К минусам можно отнести лишь плохую морозоустойчивость и выделение токсичных веществ при горении.

Обзор моделей

Среди большого ассортимента одноместных рыбацких лодок на сегодняшний день есть модели, которые пользуются особой популярностью.

«Лоцман С200»

Одноместное гребное плавательное средство, произведенное в России. Лодка сделана из прочного 5-слойного ПВХ, имеет серый или зеленый окрас. Это компактная и легкая модель весом 9 кг, которая легко умещается в рюкзаке. В целях повышения безопасности нос и корма разделены на разные отсеки.

Лодка оснащена веслами, леерным тросом, носовой ручкой, воздушной помпой. Грузоподъемность составляет 100 кг. Ширина лодки – 100 см, длина – 200 см.

Сумка-рюкзак для переноса также находится в комплекте. Модель отличается невысокой ценой.

«Фрегат М11»

Одноместная надувная гребная рыбацкая лодка, которая имеет большой диаметр баллона и удобную широкую корму. Она легка, компактна и очень маневренна. Модель без возможности закрепления транца и подвешивания мотора. Имеет весла из алюминия со съемными лопастями. Широкая корма позволяет без труда забрасывать в водоем рыболовные снасти.

Статья в тему:  Почему лодка плавает

Леерный пояс, который закреплен по бортам, защищает любителя рыбной ловли и помогает при переносе лодки. Модель разделяется перегородками на два автономных отсека. Перегородки расположены под поворотными уключинами, поэтому лодка останется на плаву, если будет поврежден какой-либо из отсеков. Имеет в носовой части якорный рым, предназначенный для буксировки судна. Вес в 20 кг вполне доступен для переноса одним человеком. Габариты в надутом состоянии составляют 260 и 130 см. Дно покрыто реечной сланью.

Укомплектована сумкой-рюкзаком, ножной помпой, ремонтными инструментами.

Bark B-220 C

Одноместная надувная гребная лодка без возможности установки двигателя. Страной-производителем данной модели является Украина. Недорогая и легкая лодка зеленого цвета. Сделана из армированного ПВХ. Днище из реечных сланей с противоскользящим покрытием.

Вдоль борта натянут леерный трос. На корме и на носу имеются ручки для удобства перемещения лодки. Весла сделаны из алюминия, они не тонут в воде. Длина модели составляет 200 см, ширина – 115 см. Вес лодки – 12 кг, максимальная грузоподъемность – 185 кг.

Критерии выбора

Для того чтобы выбрать лучшую лодку для одного рыбака, которая будет удобной и прослужит долго, следует внимательно ознакомиться с рекомендациями специалистов:

  • при покупке внимательно изучайте все характеристики плавательного средства;
  • одноместные надувные лодки лучше приобретать в специализированных магазинах, которые продают товары для рыбалки;
  • в магазине необходимо полностью надуть понравившуюся модель и проверить все швы, они должны быть без пузырей и неровностей;
  • идеальные параметры плотности материала составляют 0,9-1,4 кг/м3;
  • помните, что чем меньше вес лодки, тем меньше ее грузоподъемность, легкие модели не рассчитаны на тяжелые грузы;
  • лодка с жестяным дном из алюминия или водоотталкивающей фанеры имеет вес от 20 до 50 кг, поэтому ее сложно перемещать одному;
  • днище должно быть идеально ровным, не иметь складок и морщин;
  • лодки из ПВХ лучше выбирать светлого оттенка, так как этот материал не любит солнце и может испортиться от сильного нагрева;
  • если в комплекте нет якоря, весел и насоса, то следует обязательно их приобрести;
  • хранить маленькую лодку из ПВХ следует в чехле в отапливаемых помещениях.
Статья в тему:  Как слезть с лодки в майнкрафте на компьютере

Обзор одноместной лодки смотрите в следующем видео.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: