5 просмотров

Как называется скандинавская лодка

Традиционные лодки: драккары

Среди традиционных лодок можно выделить как те, что до сих пор эксплуатируются (причём чаще всего как развлечение для желающих экзотики туристов), так и те, что канули в Лету, но возрождаются режиссёрами исторических кинолент и любителями реконструкций прошлого.

К последнему типу лодок можно отнести и скандинавские драккары – корабли викингов. Такие суда сейчас редко повстречаешь на водных просторах, хотя когда-то они бороздили моря и океаны, а не только прибрежные воды Норвегии, и, как утверждают историки, даже достигли берегов Америки ранее каравелл Колумба.

«Драконы» из норвежских фьордов

В переводе с норвежского название традиционной лодки викингов звучит как «корабль-дракон», что связано с характерными устрашающими украшениями в виде резных скульптур (чаще всего именно драконов) в носовой части таких судов. Иное название драккаров – Langskip, т.е. «длинные корабли», что также связано с особенностями судостроения скандинавов, делающих свои деревянные суда узкими (шириной до 2,6 м), длинными (от 35 до 60 м), с высоко поднятой загнутой кормой и носом. Драккарами также называли и всю флотилию скандинавских боевых кораблей, на которых викинги осуществляли свои набеги с моря на чужеземные территории.

Статья в тему:  Как проверить систему охлаждения лодочного мотора

Это интересно! Набалдашник в виде головы дракона было принято убирать с носа драккара, когда судно приближалось к дружественным землям. Викинги верили, что так они смогут избежать гнева добрых духов. Кроме того, такие «украшения» присутствовали только на боевых драккарах, тогда как аналогичные рыбацкие и торговые суда викингов не имели ничего подобного.

Перемещались драккары по водным просторам посредством гребли вёслами (на особо больших судах насчитывалось до 30-35 пар вёсел), а также содействия попутного ветра, дующего в распростёртый посреди судна прямоугольный (реже квадратной формы) парус. Паруса изготавливались из овечьей шерсти. На одно обширное полотнище могло уйти до 2 тонн шерсти и пару лет работы по его созданию, поэтому паруса были весьма ценной составляющей драккаров.

Управление же осуществлялось за счёт рулевого весла, установленного по правому борту судна. При наличии таких «двигателей» драккары могли развивать скорость до 10-12 узлов, что по тем временам могло быть приравнено к довольно высоким «техническим показателям». Лодки викингов могли перемещаться как по узким заливам, так и по широким морским просторам. Доподлинно известно, что скандинавские драккары достигали берегов Гренландии и Исландии, и даже побережья Северной Америки (что впоследствии было уже не раз доказано повторением маршрута на аналогичных судах-репликах).

Это интересно! Помимо драккаров, у викингов были ещё и снеккары – «корабли-змеи», обладавшие меньшими габаритами и способные развивать скорость до 15-20 узлов, и кнорры – торговые корабли. Кнорры были шире драккаров, но при этом развивали меньшую скорость и не предназначались для хождения по речному мелководью.

Статья в тему:  Какую температуру выдерживает лодка пвх

Обладавшие низкими бортами драккары нередко сливались с высокими волнами, что позволяло викингам осуществлять внезапную высадку на берег, будучи совершенно не ожидаемыми противниками. Вполне вероятно, что и наименование «викинги», дословно звучащее как «люди из фьордов», также возникло по причине внезапно возникающих из прибрежных заливов кораблей с устрашающими драконьими головами.

Драккар – дом викинга

Драккары были деревянными судами, при постройке которых предпочтение отдавалось ясеню, дубу и сосне. Для изготовления киля и шпангоута изначально выбирались деревья, обладающие естественными изгибами. Для бортовой обшивки использовали исключительно дубовые доски, которые накладывались внахлёст. Кроме того, по бокам судно было защищено щитами.

Это интересно! Считалось, что для постройки драккара достаточно наличия лишь топора (или же нескольких его разновидностей), хотя нередко использовались и другие инструменты.

Скандинавы считали корабль своим домом. Подобно коню для кочевника, корабль для викингов был главным сокровищем, за которое не жалко было и жизнь отдать в схватке с врагами. Даже в последний путь скандинавских конунгов (вождей племён) отправляли именно в драккарах. Некоторые сохранившиеся до наших дней погребальные суда можно увидеть в музее кораблей викингов в Норвегии.

Об особо трепетном отношении викингов к своим кораблям свидетельствуют и оригинальные наименования драккаров: «Лев волн», «Морской змей», «Конь ветра» и т.п., которые известны из древних скандинавских саг. И мореходные качества этих судов вполне оправдывали столь поэтичные наименования. Когда в 1893 году копия средневекового драккара, получившая название «Викинг», пересекла Атлантику за 27 дней, обогнав при этом иные парусные суда, было наглядно доказано, что с кораблями викингов во времена их существования за лучшие мореходные качества мало кто мог бы посостязаться.

Статья в тему:  Как приклеить киль на лодку пвх

Корабли из скандинавских саг в наши дни

Строчки из песни Хэтфилда «Медленно драккары уплывают в даль, в стречи с ними ты уже не жди…» напоминают, что эпоха викингов и драккаров давно канула в Лету, но находятся энтузиасты, неравнодушные к историческому наследию скандинавов, которые пытаются воссоздать кусочек прошлого в настоящем.

К примеру, самый большой драккар современности – «Harald Fairhair», на строительство (а точнее – воссоздание древней копии) которого ушло почти 5 лет, был создан специально для пересечения Атлантики и возможности наглядно доказать, что корабли викингов могли достичь побережья Северной Америки (что и было осуществлено летом этого года).

Это интересно! На набережной Выборга можно увидеть типичные драккары викингов с необычной историей.

Суда не историческое, а созданные на судостроительном заводе Петрозаводска специально для съёмок фильма «И на камнях растут деревья» (1984 г.), которые проходили в этом городе. За образец был взят реально существовавший Гокстадский корабль. Режиссёр фильма Станислав Ростоцкий после завершения съёмок подарил лодку жителям города в благодарность за помощь в съёмках картины. Но сейчас уже можно полюбоваться лишь на новые модели – созданные в 2009 г. на верфи Выборга на замену почерневшим «киношным» кораблям.

Многие любители исторических реконструкций неоднократно принимают попытки воссоздать тот или иной реально существовавший скандинавский драккар, используя те же простейшие технологии судостроения викингов. Для примера, на воссоздание одного из наиболее известных в истории драккаров – 30-метрового «Havhingsten fra Glendalough» потребовалось порядка 300 дубов, 7000 гвоздей, 600 л смолы (все изготовленные викингами суда пропитывались смолой) и 2 км канатов.

Статья в тему:  Сколько стоит резиновая лодка бу

Реконструкции исторических судов викингов пользуются популярностью среди жителей Дании и Норвегии, но чаще всего реконструируют не драккары, а снеккары, на которые не требуются большие команды для управления.

Викинги хоть и вошли в историю как морские грабители, не хуже пиратов Карибского моря, но можно сказать, что их кораблестроительные традиции послужили базовой основной для создания средневековых парусников Западной Европы, взявшей на вооружение успешные конструкции скандинавских драккаров.

Суда викингов

Флот викингов состоял преимущественно из боевых кораблей, которые назывались драккарами, и из торговых судов, кнорров. Корабли могли служить как временное жилище — их можно было волоком вытащить на берег (они имели мощный киль) и, укрепив, оборудовать как дом. Военные корабли первоначально были вёсельными, но в дальнейшем (в соответствии с общей тенденцией развития флота) викинги стали применять в дополнение парус, а потом и вовсе отказались от вёсел.

Содержание

Корабли викингов

Викинги были опытными судостроителями, создававшими самые совершенные корабли своей эпохи. Боевые корабли и торговые суда позволяли мужчинам посещать заморские страны, а переселенцы и исследователи пересекали море в поисках новых земель и богатств. У себя на родине викинги пользовались рыбацкими лодками, паромами и байдарками. Во времена викингов путешествия через горы, дремучие леса, болота и глубокий снег были трудными. Многочисленные реки, озёра и прочие водные пути Скандинавии давали викингам простой и удобный способ передвижения.

Статья в тему:  Скольки лодка барк 240с

Ладьи

Самыми знаменитыми судами викингов, несомненно, были их эффективные боевые корабли, известные как «драконьи корабли». Это были длинные, изящные суда, быстроходные, надёжные и при этом достаточно лёгкие для гребли или переноса их на руках в случае необходимости. Такие корабли были рассчитаны для захода в мелководные реки и причала к пологим берегам, что позволяло викингам заставать своих врагов врасплох. Обычно драккары изготовлялись преимущественно из ясеня и имели около 18 м в длину и 2,6 м в ширину. Самое крупное из известных нам судов достигало 28 м в длину и 4,5 м в ширину. Число гребцов бывало от 26 до 70 человек. Они располагались в ряд по обе стороны корабля. Особым же «шиком» у древних мастеров считалось выстроить корабль таким образом, чтобы, идя на вёслах, он мог нести на бортах щиты. Вёсла же не вставлялись в уключины, а пропускались сквозь специальные отверстия «гребные люки». Для боя корабли сходились обычно на вёслах; если при этом была возможность держать по борту щиты (то есть если корабль был выстроен так, что щиты не перекрывали отверстия для вёсел и не мешали грести), они до самого момента рукопашной служили дополнительной защитой гребцам.

Торговые суда

Корабли, использовавшиеся купцами и переселенцами, викинги называли кноррами. Эти суда были шире, чем дракары, глубже, имели меньшую скорость. Они вмещали от 30 до 40 человек. В середине судна было большое свободное пространство, где размещались товары.

Статья в тему:  Как ловить толстолобика с лодки

Кораблевождение

Викинги были искусными мореходами. Они могли плыть много дней в дали от берегов, не отклоняясь от намеченного курса, без помощи навигационных приборов. Они держали курс по солнцу, луне и звёздам. Викинги хорошо изучили повадки морских животных и птиц, что также помогало им. Многие саги повествуют о том, как мореплаватели определяли своё точное положение в океане, учитывая количество дней, проведённых ими в море, скорость корабля, приливы и отливы, течения и погодные условия.

Мачта и парус

Паруса сшивались из нескольких кусков ткани. Парус имел форму прямоугольника. Высота мачты обычно не превышала 12 метров, а ширина 20. По мнению археологов, исследовавших точные модели древних судов, система оснастки на них была такова, что позволяла при любом курсе относительно ветра придавать парусу оптимальную форму. Боковые и особенно нижние края (по-морскому «шкаторины») были снабжены целой паутиной снастей, позволявших нужным образом растягивать парус, а к нижним («шкотовым») углам могли крепиться особые шесты, которые удерживали в требуемом положении эти углы, вынесенные далеко за борта. Следует и упомянуть и важную особенность конструкции корпуса: мощный, выступающий киль, одновременно игравший роль фальшкиля и мешавший ветру сносить судно вбок. По мнению датских специалистов, всё это позволяло ходить под углом менее шестидесяти градусов к ветру. Мачты на кораблях викингов были съёмными. Команда могла поднять или опустить её в случае необходимости самостоятельно, не прибегая к каким-либо подъёмным устройствам вне корабля. Мачта ставилась на тяжёлый деревянный упор (этот упор за его форму называли «мачтовой рыбой»), задвигалась надёжным запором и растягивалась тремя прочными канатами: спереди — штагом, а по бокам — вантами, несколько смещёнными назад.

Статья в тему:  Где регистрируют моторные лодки

Строительство кораблей

Доски

Срубив дерево, его разделывали сразу. Это делалось затем, чтобы дерево не растрескалось. Приготовленное бревно раскалывали вдоль с помощью клиньев на две половинки. Потом — ещё и ещё пополам. Как показали эксперименты, из ствола поперечником около метра выходило примерно двадцать одинаковых досок шириной до 30 см.

Инструменты

Выбор инструментов у викингов был весьма широк и в умелых руках был достаточным, однако важнейшим орудием был топор. Топоры использовались нескольких типов, в зависимости от вида работ. Такое пристрастие к топору не случайно. Пила лохматит и разгрызает древесные волокна, а топор идёт вдоль них. Распиленная деталь впитывает больше влаги, что было бы губительно для кораблей.

Заклёпки и гвозди

Согласно археологическим данным, в западной части Балтийского моря обшивку корабля скрепляли рядами стальных заклёпок. Жители Восточной Балтии предпочитали пользоваться деревянными гвоздями, которые, вставив, расклинивали деревянными же клинышками. Для конопачения здесь использовали мох, в то время как на западных берегах Балтийского моря между досками закладывали просмолённый шнур. Как пишут учёные, оба метода имеют свои достоинства и недостатки. Деревянный шпенёк, в отличие от стальной заклёпки, не ржавеет, а разбухнув, только прочнее будет держаться. Однако для достижения одинаковой прочности их требуется больше, а значит, больше делается отверстий, притом что каждое — потенциальная течь.

Литература

  • Фиркс, И. фон.Суда викингов = Jochen von Fircks. Wikingerschiffe. Rostock, 1979 / Иохен фон Фиркс / Пер. с нем. А. А. Чебана; Рецензент д-р истор. наук М. А. Коган; Науч. ред. инж. Г. Е. Александровский. — Л. : Судостроение, 1982. — 104 с. — 100 000 экз. (обл.)
Статья в тему:  Нужно ли регистрировать лодку пвх с мотором до 10 л.с

Ссылки

  • Викинги / Филиппа Уингейт, Эн Миллард. ISBN 5-257-00130-6
  • Викинги / Мария Семёнова ISBN 5-91181-230-4
  • Петков С.В. Варяги: Государства викингов в Северо-Восточной Европе. – Запорожье : КПУ, 2009. – 87 с.

Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Суд присяжных (телевизионная передача)
  • Судан на Олимпийских играх

Полезное

Смотреть что такое «Суда викингов» в других словарях:

ВИКИНГИ — (норманны), морские разбойники, выходцы из Скандинавии, совершавшие в 9 11 вв. походы протяженностью до 8000 км, может быть, и на большие расстояния. Эти дерзкие и бесстрашные люди на востоке достигали границ Персии, а на западе Нового Света.… … Энциклопедия Кольера

викинги — (норманны), морские разбойники, выходцы из Скандинавии, совершавшие в 9–11 вв. походы протяженностью до 8000 км, может быть, и на бóльшие расстояния. Эти дерзкие и бесстрашные люди на востоке достигали границ Персии, а на западе – Нового Света.… … Географическая энциклопедия

Викинги — Запрос «Викинг» перенаправляется сюда; см. также другие значения. Витязь взирает на Тронхеймский фьорд Викинги (дат. vikinger … Википедия

Драккар — на Гобелене из Байё Драккар (норв. Drakkar, от древнескандинавских Drage «дракон» и Kar «корабль», буквально&# … Википедия

Экспериментальные методы исследования в системе исторических наук — Обращение к теме исторической реконструкции* в рамках данного издания вовсе не случайно. Уже в течение нескольких столетий историки, археологи, этнологи, антропологи и другие.гие ученые разных стран с успехом используют в своих исследованиях… … Энциклопедия «Народы и религии мира»

Статья в тему:  Какой размер лодки пвх выбрать

Атлантика — (Atlantic) Определение Атлантики, история открытий и общее описание Информация об определении Атлантики, история открытий и общее описание Содержание Содержание Определение История открытий Общее описание Балтийское море Северное море Средиземное … Энциклопедия инвестора

Из варяг в Греки — На карте показаны основные торговые пути варягов: по Волге (красн.) и Путь из варяг в греки по Днепру(фиол.). Другие торговые пути VIII XI вв. показаны оранжевым цветом. Путь «Из варяг в греки» водный (морской и речной) путь из Скандинавии через … Википедия

Из варяг в греки — На карте показаны основные торговые пути варягов: по Волге (красн.) и Путь из варяг в греки по Днепру(фиол.). Другие торговые пути VIII XI вв. показаны оранжевым цветом. Путь «Из варяг в греки» водный (морской и речной) путь из Скандинавии через … Википедия

Путь из Варяг в Греки — На карте показаны основные торговые пути варягов: по Волге (красн.) и Путь из варяг в греки по Днепру(фиол.). Другие торговые пути VIII XI вв. показаны оранжевым цветом. Путь «Из варяг в греки» водный (морской и речной) путь из Скандинавии через … Википедия

Ладья северного типа — (longship), термин, к рым обозначались все суда викингов, а в узком смысле их боевые корабли. Л., как правило, строилась из пихтовых досок и в отличии от плоскодонных кораблей англосаксов и фризов имела массивный дубовый вертикальный киль и мачту … Всемирная история

Статья в тему:  Как построить лодку гулянку

Скандинавское судостроение эпохи викингов (Viking Age)

Три техники постройки раннесредневековых судов

В технике средневекового судостроения преобладало несколько традиций. Причем в районе Северного и Балтийского морей строились суда всего трех типов. К ним относятся суда норманнов клинкерной постройки, суда балтийских славян с креплением досок деревянными нагелями, в остальном копировавшие суда норманнов, и фризские коги с плоскодонным днищем. На рис.1 представлены виды крепления досок бортовой обшивки таких судов.


Рис.1. Три способа крепления досок бортовой судовой обшивки на судах эпохи викингов / Источник: Overmeer 2006: 65.
A – крепление болтами с заклепками ; B – крепление нагелями; С – крепление изогнутыми гвоздями.

На рис.2. представлены области распространения этих различных традиций постройки судов с различными средствами крепления досок бортовой обшивки.


Рис.2. Зоны различных судостроительных средневековых технологий постройки судов / Источник: Overmeer 2006: 66.
Rivets – заклепки; Pegs – нагели; Hooked nails – изогнутые гвозди.

В нашей серии статей по истории судостроения мы рассмотрим последовательно все три варианта постройки судов.

Скандинавские суда клинкерной постройки

Ареал плаваний и качества норманнских судов

Среди основных факторов, обеспечивавших норманнам успешность их внезапных набегов на побережья различных стран, от мощной франкской империи Каролингов до мусульманской Испании (ал-Андалус) были их корабли. Именно корабли норманнов с их великолепными качествами – остойчивостью, прекрасной мореходностью, хорошей скоростью хода сделали возможными открытия Исландии, Гренландии, островов Cеверной Атлантики и Нового Света.

Статья в тему:  Сколько стоит резиновая лодка бу

На рис.3 представлен ареал плаваний норманнов, которые путешествовали от берегов Скандинавии до побережий Лабрадора на Севере и до Каспийского моря на юге. Именно норманнам принадлежит честь открытия Исландии, Гренландии и Нового Света задолго до Христофора Колумба.


Рис.3. Ареал плаваний норманнов раскинулся от Нового Света до Каспия / Источник: Lind 2009: 27.

Именно норманны впервые применили клинкерную постройку судов, когда доски бортовой обшивки заходят одна на другую и крепятся железными заклепками.


Рис. 4. Крепление досок, заходящих одна на другую железными болтами у судов с клинкерной обшивкой / Источник: Brookes 2007: 11.
Strake –пояс наружной обшивки; Clench-nail – заклепочный болт; Rove – шайба; Stempost – форштевень.

Суда норманнов различных классов и их основные характеристики

Именно норманны начали строить суда разных классов в зависимости от их назначения. Нам повезло, в местечке Скульделев, на фарватере были затоплены старые суда норманнов, причем все суда в количестве пяти были представителями разных классов судов. Эти суда получили условное наименование по названию места, где были найдены их остатки с присвоением номера. Внешний вид этих судов представлен на рис.5.

Скульделев-1: грузовое судно длиной 16 м (класса knar), построено в западной Норвегии ок. 1030 г., водоизмещение 20-25 т. Судно построено из сосновых досок с дубовыми вставками.

Скульделев-2: боевой корабль норманнов (longship) длиной 30 м, построен из дубовых досок (класса skeiр). Корабль построен в районе Дублина примерно в 1042 г. Рассчитан на 60 гребцов, при полном экипаже в количестве 80 чел. Судно возможно входило в состав флота который привели дочь и сын последнего англо-саксонского короля Харальда Годвинсона к своему дяде в Данию в 1068-1069 гг.

Статья в тему:  Какой размер лодки пвх выбрать

Скульделев-3: транспортное и грузовое судно длиной 14 м (класса byrding или skude) грузовместимостью от 4 до 5т. Построено судно примерно в 1040 г. в Дании, из дубовых досок.

Скульделев-5: военный корабль длиной 17,3 м (вероятно класса snekke), рассчитан на 26 гребцов. Построен в Дании около 1030 г. с днищевой обшивкой из новых дубовых досок и с использованием для бортовой обшивки старых досок из сосны и ясеня, снятых с двух других судов. Остатки судна показали следы многих ремонтов, но, кажется, оно было построено опытным мастером-судостроителем. Корабль возможно является leiрang, кораблём береговой обороны местной постройки, предназначенном для обороны побережий Дании (известно, что несколько позже подобные корабли существовали в Норвегии.

Скульделев -6: судно длиной 11,2 м построено в западной Норвегии около 1030 г. Первоначально судно имело 6 поясов сосновой обшивки, но позже было добавлено расширение в виде седьмого пояса сосновой обшивки (что, возможно, перевело судно в класс byrding). Ремонты выполнялись дубовыми досками. На первом этапе корабль имел 6 скамей для гребцов по каждому борту и возможно использовался для рыбной ловли и китобойного промысла. С добавлением седьмого пояса обшивки корабль был превращен в небольшое грузовое судно с несколькими веслами в передней части судна перед мачтой.


Рис.5. Суда норманнов различных классов с указанием основных размерений / Источник: Auger 2011: 22.
Oseberg c.820 21.5 м x 5.1 м – Hedeby 1 c.985 36.9 м х 2,7 м – Skuldelev 3 c. 1050 14 м х 3,3 м — Skuldelev 6 c. 1030 11,2 м x 2,5 м – Skuldelev 5 c.1050 17,3 м x 2,5 м – Skuldelev 1 c.1030 16 м x 4,5 м – Skuldelev 2 c.1042 30 м x 3,8 м.

Статья в тему:  Как построить лодку гулянку


Рис.6. Поперечный разрез судов норманнов различных классов найденных в Скандинавии / Источник: Bill 2008: 178.

На рис. 6 показано, как получил развитие киль, принимавший на себя всю тяжесть судна при вытаскивании на берег или при перекатывании на валках в обход порогов. Мощный киль был у судна из Гокстада. Кили судов Скульделев-2 и Скульделев-5 были относительно небольшими, в то время как крупные суда Скульделев 1 и Хедебю – 3 имели мощные развитые кили. Шпангоуты усилены мощной банкой, а у судов второго ряда на рис.6 еще и вертикально поставленными связями.


Рис. 7. Волок в Древней Руси. Варяги-скандинавы переправляют судно в обход порогов. Усиленный киль принимает на себя вес судна / Источник: pinterest.co.uk.

Хронологическое развитие различных вариантов постройки судов норманнов


Рис.8. Чертеж центральной части судов из Осеберга и Гокстада, показывающий различия в устройстве кильсона и крепления мачты / Источник: Werner Karrasch, Viking Ship Museum in Roskilde (Bill 2010: 37).


Рис.9. Коэффициент соотношения ширины к длине судна для скандинавских судов построенных в период с 300 г. н.э. до 1060 г. н.э. Гребные суда обозначены пустыми кружками, комбинированные парусно-гребные и парусные суда обозначены кружками с заполненным полукружьем. Судно из Grønhaug было гребным, но был ли на нем парус неизвестно / Источник: Bill 2010 23.
Personnel carriers – суда с экипажем и пассажирами; Cargo vessels – грузовые суда; AD – годы н. э.; B/L –коэффициент соотношения ширины судна к его длине.

Статья в тему:  Как приклеить киль на лодку пвх

На показанном на графике на рис.8 судне из Нидама (Nydam), которое датируется IV в. и собственно является далеким предшественником судов эпохи викингов (ок. 800 – 1060 гг) учеными обнаружена усиленная днищевая доска. Возможно, она была необходима для предотвращения повреждений днищевой обшивки при вытаскивании судна на берег.

Скорость хода и продолжительность плавания судов норманнов клинкерной постройки по данным источников


Рис.10. Карта, показывающая затраты времени на путешествие Оттара из Норвегии в Хедебю и Бьярмаланд в течение полутора месяцев и более короткий путь от Хедебю до Бирки и от Бирки до Старой Ладоги / Источник: Keller 2010: 8

Адам Бременский писал, что сухопутная дорога от Гамбурга и Эльбы до Юмнеты (Волина) занимала 7 дней, морская дорога от Шлезвига до Новгорода – 14 дней. Это примерно согласуется с данными, приведенными на карте (рис. 10 ). Плавание по маршруту Бирка – Рюриково городище в зависимости от погоды, типа судна и режима движения занимало две-четыре недели времени. Из сообщения Вульфстана (последние десятилетия IX в.) мы знаем, что плавание от Хедебю до Трусо (в 4 км от Эльблонга) занимало 7 дней. Расстояние между этими пунктами составляет около 900 км.

Исторические источники рассказывают нам о прекрасных мореходных качествах судов норманнов, но так ли это было на самом деле? Ответить на этот вопрос помогли реплики скандинавских судов и боевых кораблей построенные в наше время с использованием технологических приемов норманнов.

Статья в тему:  Как ловить толстолобика с лодки

Постройка современных реплик судов норманнов и их испытания


Рис.11. Полномасштабные реплики пяти судов типа Скульделев в Роскильдском фиорде в 2007 г. Слева направо: «Ottar», судно класса Скульделев-1; «Sea Stallion from Glendalough», корабль класса Скульделев-2; «Helge Ask» судно класса Скульделев-5; «Roa Ege», судно класса Скульделев-3; «Kraka Fyr», судно класса Скульделев-6 / Фото: Werner Karrasch, Viking Ship Museum.

Так, реплика скандинавского судна Скульделев-2, получившая наименование «The Sea Stallion Of Glendalough» длиной 30 м и шириной 3,8 м с осадкой 0,9 м при площади паруса 120 кв. м и 60 веслах при экипаже в 65 чел. совершила плавание от Роскильде до Дублина и от Дублина обратно до Роскильде, пройдя в один конец расстояние 1700 км за 44 дня. Оно могло плыть со скоростью 5–6 узлов, развивая на отдельных участках при благоприятных условиях под парусом скорость до 13 узлов согласно Антону Энглерту, археологу, работнику музея в г. Роскильде (Амальрик 2018: 120). Скорость в 13 узлов, это средняя скорость современного судна с дизельной энергоустановкой. Стоит ли удивляться, что у жителей побережий в эпоху викингов возникал панический страх при появлении этих неведомо откуда взявшихся кораблей, совершающих внезапные рейды, оставляя после себя руины и следы пожаров, и также внезапно исчезающих в морском просторе.

Скандинавские мастера-судостроители строили свои суда, используя накопленные знания и традиции, однако эмпирическим путем искали оптимальные решения в зависимости от назначения и размерений строящегося судна. В наши дни компьютерная симуляция позволяет ученым проследить результаты принимавшихся технических решений.

Статья в тему:  Нужно ли регистрировать лодку пвх с мотором до 10 л.с

Использованные источники

Амальрик 2018 — Амальрик, А. Норманны и Киевская Русь / Андрей Амальрик; науч. публикация, предисловие и комментарии О. Л. Губарева. — М.: Новое литературное обозрение, 2018.

Auger B. La représentation des bateaux en Europe entre le VIII et le XIII siècle // Art et histoire de l’art. Université de Grenoble, 2011.

Bill 2008 — Bill J. Viking ships and the sea // The Viking world, 2008. Pp. 170-180.

Keller 2010 — Keller Ch. Furs, Fish and Ivory – Medieval Norsemen at the Arctic Fringe // Journal of the North Atlantic. Vol.3. 2010. Pp.1-23.

Lind 2009 — Lind J. The Importance of Varangian Traditions for East-West Collaboration and Confrontation in the 12th — 13th centuries // Birgitte Fløe Jensen & Dorthe Wille-Jørgensen (eds), Expansion — Integration? Danish-Baltic contacts 1147-1410 AD, Vordingborg, 2009. Pp.27-37.

Корабли викингов в истории Норвегии. Гл. 5

Из цикла «Европа своими глазами»

На фото — музей кораблей викингов в Осло; выдолбленная в цельном дереве лодка древних викингов и лодка-парусник в музее под открытым небом в Олесунне; современный флот в порту на Лофотенских островах, Норвегия. Все фото, кроме Осло, авторские.

Тема древнего кораблестроения меня интересовала давно.
Ведь именно путешествия по бурлящему морю и делали тот или
иной народ сильнее других. Путешествуя по
побережью Португалии, удивляло, как, с помощью чего,
маленький по численности народ явился первооткрывателем
американского и индийского континентов.
Тогда-то, после посещения Морского Музея в Лиссабоне, где
представлены макеты кораблей первооткрывателей, и пришло
осознание того, что их конструкция была позаимствована у
викингов.
Моё эссе —
всего лишь попытка разобраться, что делало корабли викингов
такими быстрыми и маневренными. Помимо энциклопедических
источников информации, мною использованы рассказы и легенды
народов сегодняшней Норвегии, материалы музеев. В
частности, музея этнографии в городе Олесунн и музея
викингов на Лофотенах.

Статья в тему:  Где регистрируют моторные лодки

. Возвращаясь из морского круиза вокруг островов близ города Алесунда (Олесунн), невольно думалось о том, как почти полторы тысячи лет назад первые викинги бороздила воды океана, устрашая всю округу.

Как уже отмечалось, сегодняшний флот Норвегии является одним из лучших в мире.

Оно и понятно: зависимость от моря, сложившийся тысячелетиями образ жизни норвежцев, — всё это было побудительными мотивами для создания передового, технически оснащённого флота.

Финансовые же возможности, в связи с открытием нефтяных и газовых месторождений в 20 веке в Северном море, позволили переоснастить флот. Ведь 46 процентов национального ВВП обеспечивается за счёт добычи нефти и газа.

Учёными, супругами Ингстад, в шестидесятых годах двадцатого века было доказано, что первыми до берегов Северной Америки доплыли викинги. Это было в 1000 году, почти за 500 лет до Христофора Колумба. Викинг Эрик Рыжий переправился через Атлантический океан и на севере Ньюфаундленда основал поселение.

Дальние путешествия стали возможны благодаря достижениям викингов в кораблестроении, которые совершенствовались столетиями. Создание этих кораблей повлияло на ход истории, изменило представления европейцев о мореплавании.

Ведь тамплиерами в своих первых крестовых походах использовались корабли – нафты, очень напоминающие по строению суда викингов.

За основу был взят принцип скольжения по поверхности воды, что снижает сопротивление и увеличивает скорость. А это достигалось благодаря клинкерной укладке досок и использованию железных заклёпок, что делало корабль гибким и прочным.

Статья в тему:  Скольки лодка барк 240с

Назывались корабли викингов дракками или снеккарами – от древне скандинавского Drage, корабль – дракон, или Snekja – корабль – змея. Ещё их называют Langskip – длинный корабль.

По форме корабли были длинными и узкими, с высоко поднятым носом и кормой.
Длина их была от 35 м до 70м, к носу крепилась голова дракона или змеи. Резная голова крепилась не ко всем судам, а только к судам викингов с высоким социальным статусом.

По бортам располагались щиты, которые в шторм позволяли увеличить высоту бортов, а в войне служили защитой. Всё было функционально. Ведь в дальних походах корабль был домом для викингов. У каждого было своё место и своя скамья, где он отдыхал и хранил свои вещи.

При приближении к дружественным землям голова дракона убиралась. Чтобы не напугать людей и не разозлить добрых духов: по поверьям народов Севера.

Если викинги желали мира, вождь с носа дракки показывал щит, внутренняя сторона которого была покрашена в белый цвет.

Дракки приводились в движение вёслами и прямоугольным парусом. Большой корабль имел до 35 пар вёсел.

«Великий змей» короля Олафа Трюггвасона зимой 999-1000 года развивал скорость 10 – 12 узлов, что является выдающимся показателем для кораблей такого класса!

Конструкции кораблей были предназначены как для дальних морских путешествий, так и для перевозок грузов и военных действий. Военные корабли снеккары имели меньшие размеры и команду до 60 человек. Зато они развивали скорость 15 – 20 узлов.

Статья в тему:  Как проверить систему охлаждения лодочного мотора

Дракки же имели меньшую осадку и были более удобны для передвижения по рекам и фьордам.

Судна делались из древесины многих пород, наиболее важными были ясень, сосна и дуб. Для изгибающихся частей кораблестроители изначально выбирали деревья с естественным изгибом.

К слову, в Норвегии много таких кривых деревьев: из–за постоянно дующих сильных ветров, расти вверх они не успевают.

Дереву после рубки не давали высыхать – для изгиба в широких пределах.

Важнейшим инструментом был плотницкий топор. Им же вырубались доски толщиной три сантиметра. Из одного дерева получалась одна доска, но отвечающая всем требованиям, такая, какая была нужна. Экономия здесь не проходила! Всё проверялось морем и собственной жизнью.

Для обшивки использовались доски, которые укладывались внахлёст, скреплялись железными гвоздями или заклёпками. Затем вся конструкция конопатилась и смолилась.

Думаю, успех кораблестроения викингов тем и обусловлен, что корабли делались на совесть, для себя, как своё жилище. Ведь один корабль иногда строился годами: только парус шили около четырёх лет!

При движении по воде такого корабля создавалась воздушная прослойка, что повышало стабильность, устойчивость и скорость движения.

Парус шился из длинных волос овцы. Естественный жировой слой (ланолин), покрывавший шерсть, защищал парус от намокания.

В музее кораблей викингов, открытом в 1926 году в Осло, находятся экспонаты 9 века. Три дракки были обнаружены во время раскопок во фьордах около Осло, которые пролежали на дне около 1000 лет. Жаль, что нам в своём путешествии не удалось побывать в этом музее!

Статья в тему:  Какую температуру выдерживает лодка пвх

А мы тем временем завершили однодневный морской круиз по маленьким островам близ Алесунда.

Глава из книги «Дорога на север. Норвегия», 2012 год.

Продолжение «Алесунд — город на семи островах» — http://www.proza.ru/2015/09/01/273

Более подробно о путешествии по Норвегии с юга на север можно прочитать на странице автора в рубрике «Дорога на север. Норвегия».

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector