15 просмотров

Как называется палка для лодки

Весла для лодок: характеристики и правила подбора

  1. Материал
  2. Разновидности
  3. Устройство
  4. Как правильно грести?
  5. Как выбрать?

В летний период люди наслаждаются природой. Кто-то собирает ягоды, грибы, делает заготовки на зиму, а кто-то занимается охотой или рыбалкой. Для рыбалки все больше людей приобретают лодки из ПВХ. Они легки, их можно самому клеить и они недорогие. Чтобы управлять лодкой было легко, нужно иметь качественные весла. Про них сегодня и поговорим.

Материал

Весла должны быть прочными. Материал, из которого изготовлены весла, должен спокойно прорезать воду, чтобы грести было легко. Весла могут быть разборными (то есть из нескольких материалов) или целыми (из одного материала).

Как правило, для создания собственного набора весел подойдет и обычное дерево. Оно прочное, не гнется и не трескается. За ним нужно лишь следить.

Но с развитием современных технологий в магазинах стали все больше появляться весла из пластика, стекла и углепластика, алюминия. Сборные весла делают преимущественно из современных материалов. Например, ручку делают из алюминия, а лопасть – из пластика. Чтобы не сомневаться в качестве, лучше всего выбрать весла для лодки ПВХ из алюминия. Этот материал легкий, прочный и его несложно починить. Деревянные весла хоть и хороши, но под современную рыбалку не совсем актуальны. Алюминиевые решения просты в эксплуатации и не требуют дополнительного ухода. Подобрать набор весел можно без особых проблем. Нужно обращать внимание на длину и крепления.

Важно! Весла могут помочь даже на тех лодках, на которых есть мотор. Если вам нужно заплыть в определенный закуток, то сделать это с помощью мотора будет трудновато. К тому же весло можно использовать не по прямому назначению – им можно убрать тину или препятствия.

Статья в тему:  Трим на лодочный мотор что это

Длина

Чтобы грести было удобно и весла не занимали много места во время рыбалки, их длина должна быть не больше 15% от ширины корпуса лодки. Длинные гребки больше подходят для глубоких и больших водоемов. Большой размах позволит передвигаться быстро. К тому же на небольших водоемах на берегу могут быть ветки, тина и другая растительность, есть вероятность задеть их длинными гребками. Короткие весла компактнее и меньше весят, что облегчит работу. Для того чтобы было легко развернуться на маленьких озерах, лучше выберите небольшие по длине модели, так вы не запутаете лопасти.

Крепления

Они бывают двух видов: опорные и безопорные. Опора приходится на борт лодки. Как правило, безопорными веслами на рыбалке не пользуются, так как они могут занимать довольно много места на борту, поэтому в основном используют опорные. Их можно просто оставить на креплении, и они не будут мешаться или занимать места. Основным видом креплением является уключина. Чтобы в ней весло держалось крепко и во время рыбалки не выпадало, необходимо сделать фиксатор с резьбовым соединением. Держатель не обязательно должен быть в виде уключины. Некоторые люди, которые покупают ПВХ лодки для рыбалки, начинают их тюнинговать. И как крепление они иногда используют держатель или защелку.

Держатели помогают веслам зависнуть в одном положении и не касаться воды. Этот сделано для моторных лодок, где весла служат запасным двигателем, если с мотором что-то случится. Весло вставляют в фиксатор, после чего им уже можно управлять. А также необходимо правильно отрегулировать крепления, чтобы весла не болтались и не шатались. Они должны быть крепко прижатыми.

Разновидности

Можно использовать весла с уключиной двумя способами.

  • Распашной – когда гребцы сидят друг за другом, и каждый работает по одному гребку. Как правило, такой способ используют на лодках, где есть много места. Рулевой, сидящий спереди, должен задавать направление, а основная движущая сила должна идти от тех, кто гребет сзади.
Статья в тему:  Как сделать лодочный мотор быстрее

  • Вальковый – способ для небольших лодок и рассчитанный на одного человека. Он садится в лодку и берет сразу два весла. Поскольку они отталкиваются от воды одновременно, то можно легко управлять лодкой.

Стоит рассмотреть весла для байдарок и каноэ. Они отличаются тем, что для них не нужно креплений, лопасти находятся сразу с двух концов. Так как они предназначены для маленьких и узких лодок, то пловцу нужно каждый раз одной стороной весла грести слева, а другой – справа.

Такой вариант сложнее физически, ведь нужно успевать сначала отталкиваться с одной стороны, а затем – с другой.

Устройство

В основном весла состоят из трех основных частей: шафты (трубки), лопасти и ручки.

Его изготавливают из прочного материала, в последнее время это обычный пластик или стеклопластик. Он гнется и тем самым с легкостью преодолевает сопротивление воды. Но материалом для профессиональных видов спорта может послужить карбон, кевлар или дюралевый сплав. Они куда дороже, чем стеклопластик, но их используют на бурной воде в экстремальных ситуациях.

А также материал зависит и от длины. Если весло около 180 см (это считается длинным веслом), то материал должен быть упругим и не трескаться. Если же рыбалка проходит весной в районах, где довольно холодно, то пластик должен быть ещё и морозоустойчивым, чтобы не сломаться.

Лопасти

Они бывают трёх видов.

  • Симметричные. Ими легко управлять и для этого не нужно понимать тонкостей гребли. Из-за ровных половин ими сможет управлять как любитель, так и новичок.
  • Асимметричные. Они подходят тем, кто различает весла по качеству и другим характеристикам. Они мягче входят в воду благодаря скошенной части.
  • Вогнутые. Такой вариант сложнее в управлении, ведь захват воды и последующий толчок сильнее. Благодаря большому объему захвата воды вы сможете развить большую скорость, но для этого нужно будет приложить больше физической силы.
Статья в тему:  Сколько стоит бак для лодочного мотора

Ручки

Ручки могут иметь разные формы, но, как правило, они прямые. Рукоятки должны быть изготовлены из материала, который будет удобно лежать в руке и не натирать мозолей. При тюнинге можно обмотать пластиковые ручки, чтобы рука с них не соскальзывала. А также некоторые рукояти можно регулировать под себя по длине, если это необходимо.

Как правильно грести?

Чтобы грести с максимальной скоростью, вам необходимо сидеть спиной по направлению движения. Старайтесь грести так, чтобы лопасть оставалась в воде минимальное количество времени. Держите руки прямо или в полусогнутом состоянии и работайте плечами. Так вы сможете приложить больше усилий для ускорения. Для того чтобы развернуться, опускайте весло на всю длину лопасти, но при этом не медлите, чтобы скорость не уменьшалась.

Если вы хотите, чтобы разворот был эффективным, то диаметр одного гребка должен быть максимально большим.

Как выбрать?

Ориентируйтесь по размерам своей лодки, вашей физической силе и по тому, как далеко вы планируете заплывать. Не забывайте и про цену, ведь карбоновые и кевларовые виды гребков стоят дорого, но при этом они легче и крепче стеклопластика. А также учитывайте глубину и размеры водоема, ведь на большом озере нужно быстрее разгоняться, чем на малом. Не стоит полагаться лишь на внешний вид, лучше изучите подробные характеристики.

О том, как сделать весло для лодки своими руками, смотрите в следующем видео.

Словарь яхтсмена – состоит из наиболее употребляемых терминов в морской практике.

Ахтерштаг – штаг, идущий от топа мачты к корме судна.

Статья в тему:  Для чего рулевой во время движения лодки

Бакен – плавучий знак на якоре для обозначения навигационных опасностей, ограждения фарватера реки (судового хода), указания точек поворота.

Бакштаг – курс судна относительно ветра, между галфвиндом и фордевиндом.

Бакштаги – снасти стоячего такелажа, поддерживающие с боков мачту.

Бегучий такелаж – подвижный: шкоты и фалы, контро­лирующие натяжение, поднятие и спуск парусов.

Береговой – 1) находящийся рядом с берегом; 2) направленный в сторону берега.

Буек – поплавок, установленный на якоре. Обозначает границу какой-либо акватории, положение затопленного предмета, знак гоночной дистанции и т. п. Может иметь различные форму и окраску, но не должен напоминать бочку или буй.

Буй – плавучий навигационный знак для обозначения фарватеров, опасных для судоходства участков, мест затонувших судов и др. Представляет собой большой поплавок конической или шаровидной формы, окрашенный в яркие цвета и устанавливаемый на якоре. Может иметь световые, звуковые и радиосигнальные устройства.

Бушприт – рангоутное дерево, укрепленное на носу судка в диаметральной плоскости горизонтально или под некоторым углом к горизонтальной плоскости. К бушприту крепится стоячий такелаж стеньг мачты, а также такелаж косых парусов – кливеров.

Ванты – тросы, поддерживающие мачту.

Ватерлиния – линия, образованная пересечением плоскости водной поверхности и корпуса судна. Конструктивная ватерлиния – линия, образованная пересечением корпуса судна и плоскостью, которая перпендикулярна ДП и плоскости миделя. Конструктивная ватерлиния соответствует ватерлинии при полной загрузке судна и обычно обозначается на корпусе границей двух цветов.

Вести прокладку – отмечать местоположение лодки на карте.

Взять рифы – уменьшить площадь паруса, свертывая его снизу и подвязывая свернутую часть у косых и шлюпочных парусов или подбирая парус кверху к лееру на рее у прямых парусив.

Статья в тему:  Сколько стоит пианино yamaha

Водоизмещение – вес или объем воды, вытесняемой плывущим судном.

Вперед – в сторону носа судна.

Выбирать слабину троса – подтягивать снасть настолько, чтобы она не провисала.

Галс – расположение судна относительно ветра.

Галсовый угол (паруса) – нижний передний угол паруса.

Галфвинд – курс судна относительно ветра, при кото­ром угол между курсом судна и направлением ветра составляет 90°.

Генуэзский парус – большой передний парус, простира­ющийся далеко за грот-мачту.

Гик – элемент рангоута. К нему обычно крепится ниж­няя шкаторина. Гика-шкот — трос для управления гротом, обычно пропущен через несколько блоков грота.

Гика-шкот – трос для управления гротом, обычно пропущен через несколько блоков грота.

Грот – главный парус на судне, при продольной оснас­тке лодки всегда направлен в сторону кормы от грот-мачты.

Диаметральная плоскость – воображаемая вертикальная плоскость, проходящая через ахтерштевень и форштевень судна.

Дифферент – разница осадок судна носом и кормой. Угол дифферента — угол отклонения плоскости мидель-шпангоута от вертикали.

Дрейф корабля в подветренную сторону – происходящий под действием ветра.

Задняя шкаторина – задняя кромка косого паруса.

Истинный ветер – скорость и направление ветра, опре­деляемые без учета движения судна.

Кокпит – площадка в кормовой части яхты, на которой рулевой управляет румпелем, а команда работает с парусами.

Колдунчики – индикаторы ветра, используются для точной настройки парусов. Тонкие нити (легкие ленточки) длиной 10-25 сантиметров, прикрепляются к парусу там, где необходимо видеть как ведет себя поток воздуха.

Корма – задняя часть судна.

Кормовой релинг – перила в кормовой части лодки.

Корпус – основная часть лодки, то есть днище и борта.

Кранец – предмет, смягчающий удары корпуса судна о причал или другое судно, расположен на внешней поверхности борта.

Статья в тему:  Нужна ли лодка с мотором

Краспица – парная распорка по обе стороны мачты, служит для увеличения угла между мачтой и вантой и, таким образом, улучшения крепления мачты.

Крейсерская скорость – условное название наиболее экономичной скорости судна.

Крен – наклон на бок. Крениться – наклоняться (о судне).

Крейсерская скорость – условное название наиболее экономичной скорости судна.

Крутой бейдевинд – курс судна относительно ветра, когда оно движется так круто к ветру, как только возможно.

Курс – направление по компасу, которое указывает нос лодки.

Курс яхты относительно ветра – термин (например, лавировка, движение галсами, движение при попут­ном ветре), означающий угол между направлением движения лодки и ветром.

Лавировка – движение под парусом против ветра, выполняется неоднократной сменой галса.

Лаг – прибор для измерения скорости лодки и прой­денного расстояния.

Лебедка – приспособление для выбирания шкотов или якорных тросов.

Левентик – зона, в которой лодка останавливается или движется назад, так как она направлена прямо против ветра.

Левый борт – левая часть судна, если стоять лицом к носу.

Левый галс – яхта идет левым галсом, когда ветер дует в левый борт.

Леер – натянутый трос, используемый в качестве поручня.

Леерная стойка – опора для лееров и страховочного троса.

Лечь в дрейф – фактически остановить судно, обычно закрепляя передний парус с наветренной стороны.

Лоция – пособие по навигации.

Мачта – вертикальный элемент рангоута для установ­ки парусов.

Меридиан – воображаемая окружность, проходящая через Северный и Южный полюса. Меридианами называются все линии долготы.

Местоположение – местонахождение судна, опреде­ленное с помощью точных пеленгов по компасу, секстанту или другим приборам.

Мидель – максимальная ширина судна.

Монотип – лодка, построенная с соблюдением строгих правил для получения целого флота судов, имеющих одинаковую скорость.

Статья в тему:  Как открыть багажник ямаха вино

Мористее – дальше от берега. Выражение, указывающее, что судно или плавающий предмет находится дальше от берега чем кто-либо другой. Фраза «пойдем мористее» означает «пойдем дальше от берега».

Морская миля – единица измерения длины, равная 1852 м (607 футов).

Муринг – так называют “мертвый якорь”.

Наблюдаемое местоположение – координаты, получен­ные непосредственно по объектам на карте или по секстанту при наблюдении небесных тел.

Наветренная сторона – сторона, в которую дует ветер.

Нижняя шкаторина – нижняя кромка паруса.

Нирал – трос, оттягивающий парус вниз.

Нос – передняя часть судна.

Носовой релинг – перила в носовой части лодки.

Нуль глубин (на карте) – уровень воды при самом низ­ком отливе, относительно которого измерены все глубины, указанные на карте.

Оверштаг – поворот лодки, выполняемый так, чтобы при смене галса она пересекла линию направления ветра носом.

Оснастка – мачта, рангоут и паруса.

Осадка – расстояние от поверхности воды до самой нижней точки корпуса судна.

Отливное течение – поток воды, понижающий ее уровень.

Относительный (вымпельный) ветер – направление ветра над палубой; рассчитывается как сумма направления и скорости истинного ветра и направ­ления и скорости судна.

Оттяжка – трос для контроля над рангоутом или гафелем; оттяжка спинакер-гика часто служит для контроля над спинакер-гиком.

Оттяжка гика – препятствует задиранию нока гика вверх при вытравливании гика-шкота или при попутном ветре.

Пеленг – местоположение объекта, выраженное в градусах; определяется по компасу. Различают истинный и магнитный пеленг.

Передний парус – треугольный парус, установленный впереди мачты.

Передняя шкаторина – основная (ведущая) кромка косого паруса.

Погон – направляющее устройство, позволяющее регулировать шкотовый угол.

Подветренная сторона – защищенный участок судна (в стороне, противоположной направлению, из которого дует ветер).

Статья в тему:  От скольки лошадиных сил нужны права на лодочный мотор

Правый борт – правая часть судна, если стоять лицом к носу.

Правый галс – лодка идет правым галсом, когда ветер дует в правый борт.

Прибрежный – находящийся на небольшом расстоя­нии от берега.

Приводить к ветру – идти курсом, близким к направ­лению ветра.

Приливное течение – поток воды, поднимающий ее уровень от низкого до высокого.

Против ветра – нос судна направлен прямо навстречу ветру.

Рангоут – общее название мачт, гиков, реев и т. п.

Рифить – уменьшать размер (площадь) паруса.

Румпель – рычаг у руля для управления им.

Руль – подвижное подводное крыло, используемое для управления судном.

Рундук – ящик или ларь, устанавливаемый во внутренних помещениях корабля, для хранения личных вещей.

Рыскать – сворачивать в сторону от курса (под воз­действием внешних сил). Лодка резко поворачива­ет, может накрениться под опасным углом.

Свертывать – свернуть грот и закрепить его завязками на гике, или свернуть передний парус с помощью закрутки.

Сделать галс – повернуть парусную лодку так, чтобы она носом пересекла линию направления ветра, то есть сменить левый галс на правый или наоборот.

Спинакер – большой легкий передний парус, использу­ется при попутном ветре.

Стаксель – треугольный парус, крепится к форштагу.

Стояние (уровня) прилива – короткий период во время прилива и отлива, когда приливного течения нет.

Стоячий такелаж – неподвижный: ванты и штаги, под­держивающие мачту.

Страховочный трос – трос, закрепленный вокруг палубы, носовой или кормовой части, для обеспечения безо­пасного движения по палубе.

Сходный трап – главный вход во внутренние помеще­ния, обычно через люк, ведущий к лестнице.

Счисление пути – ведение записей о взятом курсе, вет­ровом дрейфе, скорости и т. д. во время движения. Записи делаются, начиная с известного местополо­жения.

Статья в тему:  Какой ресивер yamaha выбрать

Травить – постепенно ослаблять натяжение троса или якорного каната.

Такелаж – все снасти на корабле, служащие для крепления рангоута и для управления им и парусами: разделяется на стоячий и бегучий. Первый служит для поддержки и укрепления рангоута, второй – для уборки и постановки парусов, подъема и спуска частей рангоута.

Toп – верхний конец всякого вертикального рангоутного дерева, например мачты, стеньги, флагштока.

Траверз – направление на какой-либо предмет, перпендикулярное курсу судна (диаметральной плоскости). В зависимости от расположения предмета от судна (с правого или с левого борта) различают правый и левый траверз. Расстояние от судна до предмета на траверзном расстоянии называется траверзным расстоянием.

Уваливать под ветер – изменять курс в сторону от ветра.

Узел – единица измерения скорости: один узел равен одной морской миле в час.

Утка – специальная двурогая отливка или поковка, закрепленная на фальшборте или в другом месте судна и служащая для крепления на ней тросов.

Фал – трос для поднятия парусов.

Фальшборт – легкий пояс бортовой обшивки, возвышающийся над верхней палубой. Служит для ограждения палубы и зашиты ее от заливания.

Фордевинд – 1) курс яхты, совпадающий с направлением ветра; 2) поворот судна, при котором корма пересе­кает линию направления ветра; продольный парус переместится с левой стороны лодки на правую или наоборот.

Швартов – трос, с помощью которого судно закрепляется у причала (швартовный трос).

Шверт – доска, расположенная в щели, проходя­щей через середину плоскодонки; используется для уменьшения бокового дрейфа при движении против ветра.

Шкаторина – кромка паруса, обшитая ликтросом.

Шкот – трос, прикрепленный к шкотовому углу паруса или гику, через таль.

Шкотовый угол (паруса) – нижний задний угол косо­го паруса, где встречаются нижняя и боковая (или задняя) шкаторины.

Статья в тему:  Как получить права на лодку с мотором

Шлаг – один оборот троса вокруг чего-либо.

Шпринг – швартовы, идущие от носа к корме или от кормы к носу для предотвращения перемещений в направлении вперед-назад во время стоянки.

Штаги – тросы, прикрепленные к мачте для ее под­держки.

Якорная цепь – цепь для крепления якоря.

Якорный трос – используется для швартовки или креп­ления судна.

Ох уж эти плавстредства! Что такое каяк, и как его отличить от каноэ?

А действительно, какие они, эти туристические лодки? То есть, с большими судами все более-менее понятно, они, то есть лодки- это собственно лодки, надувные и не очень, складные и вырубленные из цельного бревна; катармараны, эдакие надувные грузовики-баржи; рафты, которые сами сливают воду после прохождения порога. Тут все более менее ясно.

Но, оказывается, человеку обычному довольно сложно понять, что из себя представляет каноэ, байдарка, или каяк. Откуда вообще взялись эти диковинные слова, означающие, как правило реки, или озера, костры, уху и песни под гитару.

Лодки различаются по- строению. Назначению. И оборудованию.

Номер первый. Каяк. Появился в обыденной жизни, как-то плавно перейдя от северных охотников на тюленей и китов- Эскимосов, к туристической и рыболовной братии. Каяк- это каркасное судно, обтянутое тюленьей кожей. Это если мы говорим про классический эскимосский. Чаще всего каяк одноместный. Иногда бывают двухместные каяки, но чаще всего это все-таки соло лодка. Современные каяки делаются, в основном, из стеклоплатика( который постепенно уходит в прошлое) и литые из полиэтилена. Как отличить каяк от всех остальных лодок? Первая особенность его – это юбка гребца. Это устройство, плотно закрывающее посадочное место, отверстие, где сидит человек,от набегающей воды. Собственно, это устройсто помогало маленькому судну оставаться на плаву в суровых северных морях. Каяк плоскодонный. На вид он похож на веретено, или на носы утки с двух сторон( это современный спортивный, для слалома) Управляется двухлопастным веслом, лопасти которого стоят немного в разных плоскостях, при гребле нужно как бы чуть доворачивать рукоять весла. Судно очень верткое и маневренное, быстрое и стремительное, но легко меняет курс и теряет равновесие. И вот тут -то мы подходим к самому главному, что отличает каяк от остальных судов. Только этот малыш позволяет, с помощью особых навыков, совершить немыслимое- эскимосский разворот. А именно- когда вы, потеряв равновесие, ушли в оверкиль, то есть,дно у вас сверху, а вы,соответствено, снизу. И вот, сжимая руками весло, вы можете одним движением вернуть лодку в обратное положение, и что самое важное- себя в это положение вернуть тоже. Это и есть основное отличие каяка от всех остальных видов плавстредств. Остальные на это просто НЕ СПО СОБ НЫ. Именно по этой причине, несмотря на кажущуюся утлость, каяк находится на первом месте по желающим проходить на нем серьезные горные реки до 4-5 категории сложности. А вот все остальное в каяке это минусы. малая грузоподьемность, сложное управление, нескладываемость, трудный ( относительно) ремонт.

Статья в тему:  Сколько стоит пианино yamaha

Номер два. Байдарка. Именно ее мы можете увидеть вон там свехру вначале статьи. Байда́рка — длинная узкая лёгкая лодка приморских народов тихоокеанского севера: алеутов , чукчей , коряков , эскимосов , предназначенная для охоты на морского зверя. То же, что и каяк . Современные аналоги используются в первую очередь для спорта и туризма. Обычно приводится в движение двухлопастным веслом, поэтому не имет уключин . Иногда используется парус. Так говорит Википедия. И вот тут я полностью не согласен. Каяк на Севере- это лодка добытчиков – мужчин. Для перевозки барахла и большой оравы народа северные люди использовали так называемую “женскую лодку” – умиак. В общем-то, женского в ней только название- это тяжелая каркасная, также обтянутая шкурой морских зверей шлюпка, на которую надо кучу гребцов. А Женской она зовется потому, что какое там умение-то надо ей управлять- знай, греби. Что же касается байдарки, мне кажется, только её каркасность, и иногда юбки для гребцов, только это и объединяет ее с каяком. Во всем остальном байдарка это самобытное судно, целью которого является уже более-менее человеческий туризм. бывает одно- двух и трехместная, хотя на практике ходят и большими составами, лишь бы не утонула. Но тут уж, как говорится, надо соображать просто.

Слово «байдарка» — уменьшительное от «байдара», его нет как названия лодки ни в одном языке аборигенных прибрежных народов региона. Оно стало применяться вместо местных названий русскими первопроходцами, которые использовали привычный им термин, известный в разных вариантах для больших парусных рыбацких и грузовых лодок, вёсельных паромов, лодки для завода невода, широко распространённый в европейской части России, в том числе на Чёрном, Азовском, Каспийском морях и на Тереке. В силу исторических обстоятельств это слово закрепилось в русском языке для наименования традиционной герметично закрытой лодки северных народов. Собственное алеутское название этой лодки — игах , аюхток , а у эскимосов — каяк , кэюкэй . Ну вот вам и ответ. Выходит, что байдарка- это можно сказать, русское изобретение. Ну а как иначе. Ведь англоязычные спецы говорят про нее все как один Kayak. Вот так то! Каяк- да не каяк. Чаще всего встречаются сегодня байдарки- каркасные. Каркасно-надувные( там две кишки стоят в левом и правом борту надувные, дают доп. жесткость и положительную плавучесть. И надувные. Я бы еще отметил тот факт, что несмотря на разборность, байдарка русская имеет очень много общего по форме с пирогой ( Pirogue) – индейско-французское название долбленой из цельного дерева лодкой сигарообразонй формы. Именно узкая лодка и развивает на воде нужную скорость. И в то же время байдарка, по сравнению с каяком, достаточно устойчива, чтобы не киляться при первой возможности, хотя поверьте мне, она тоже на это очень способна. Основной особенностью байды ( именно за это ее так любили в геологических партиях) является потрясающая ремонтопригодность. Пробил днище- три часа на закленивание- и ты снова на весле. Погнул привальный брус- нашел палку поровнее- примотал ее проволокой, или веревкой- всяко доплывешь до точки. С каноэ и каяком такое не прокатит, там все сложнее. Управление в байдарке осуществляется таким же веслом, как и на каяке. Оно так и называется каячное, чтобы не говорить двухлопастное. Некоторые считают, что надувная байдарка, та, где жесткость появляется по мере избыточного давления в надувающемся элементе из резины или ПВХ- это уже все таки больше каноэ, чем байдарка, но я не согласен и дальше я скажу, почему.

Статья в тему:  Какой ресивер yamaha выбрать

Номер три. Каноэ. Это настоящий Кадиллак среди примитивных аборигенных судов. Именно на таких судах доколумбовые ( как же бесит это название. ) племена Северной Америки ходили океаном торговать с племенами. Южной! Да- да! Есть исторические сведения о том, что такая торговля существовала! Огромные лодки, с горделиво поднятыми форштевнем и ахтерштевнем, с десятками гребцов шли караваном по западному побережью Америки на юг с продуктами обмена. В современном мире каноэ, конечно, это гораздо более скромная лодка, обычно с двумя гребцами, но, все таки, по-прежнему, заслуживающая внимания. Почему? Во первых, это самая грузоподьемная из всех видов примитивных ( и туристических теперь уже) лодок. Во вторых, она, в силу своей специфики, является еще и самой устойчивой. Ну а в третьих, она, пожалуй, самая комфортная по посадке.

Есть желающие сказать, что в картинке с этими девчонками не так? Опытные водники, конечно же, сразу догадались, о чем я говорю. То, что сидят они слишком низко- это ладно. Это, ну, неправильно немного, но не это главное. Главное -вёсла! Есть такое понятие- канойное весло. И в зависимости от задачи этого весла, их есть несколько видов, хвост выдры, наконечник копья и тд. Но самое главное, что канойные весла с одной лопастью. В силу специфики каноэ, есть канойная техника гребли- даже если гребец один, он гребет с одной стороны, крайне редко окуная весло за дальний от себя борт. Получается, чтобы эффективно сделать гребок, весло нужно держать почти вертикально, почти не сгибая при этом рук. Верхняя рука держит весло за некую перекладину, напоминающую лопату- заступ. Нижняя рука примерно посередине весла, или ближе к лопасти, тоже почти прямая. Сейчас на картинке человек выполняет маневр, поэтому весло так наклонено. На ходу, когда весла два, они синхронно опускаются в воду вертикально, делая плавание почти беззвучным, без этих плюх плюх. В идеале и на каяке надо так грести. работа только плечевых суставов и незначительное сгибание при гребке в локтях. Техника работы с одного борта, позволяет выделывать с каноэ такие коленца, как гребля с наклоненным бортом ( как на картинке) балетные повороты на месте прямо на течении, без всякой резкости, которая присуща каяку. Но самое главное хорошее качество каноэ -это возможность, при некоторой сноровке, вылить из него воду и залезть на борт прямо с воды.

Статья в тему:  Для чего рулевой во время движения лодки

Современные каноэ – это высокотехнологичные лодки, с просчитанной геометрией и превосходными ходовыми характеристиками. Выполняются как из полимеров, так и с традиционных для лодкостроения фанеры, реек, или каркасов, обтянутых шкурой из авизента, полиэтилена, ПВХ. А вот в Северной Америке, то и дело появляется движение, успешно воссоздающее берестяные каркасные каноэ прошлой эпохи. В силу высокой посадки, либо коленной либо на специальной сидушке, каноэ является универсальной лодкой, довольно удобной для длительных путешествий. Именно поэтому я считаю надувные каноэ все таки больше байдарками. Они и более узкие, и работать там двухлопастным веслом удобнее.

Как и каяки, современные каноэ не сильно просты в ремонте, хотя в экстремальной ситуации всё возможно. Даже лодку починить)

Что выбрать человеку, который не хочет вилять “как маркитантская лодка” под ветром на ПВХшке, деревянном яле, или алюминиевом корыте, а смело идти против течения, или преодолевать стремнины горной речки, лавируя между огромных затопленных валунов- это решать вам. Но популярность этих судов, всех трех, и каяков, и каноэ, и байдарок, пока все еще не падает. Все они( рассматриваем, как гребные суда) великолепны на ходу, позволяют преодолевать водные преграды, заросшие водными растениями, да и просто несут множество положительных эмоций, новых встреч с единомышленниками, реализации каких -то детских грёз, таких, как тяга к неизведанному.

Самое главное при выборе судна и подготовке его к плаванию- не забыть о мерах безопасности.

Статья в тему:  Как открыть багажник ямаха вино

Пишите в комментариях, понравилась ли вам статья, какое туристическое снаряжение заслуживает отдельной ТАКОЙ же статьи, да и вообще любые мысли. Спасибо, что были здесь, и читали этот текст)

Как называется палка для лодки

Для тех, кто только собирается ступить на борт парусной яхты и даже на первых порах не хочет выглядеть «сухопутным мазутом» имеет смысл начать знакомство с устройством лодки и некоторой спецификой яхтенного языка уже сейчас, на берегу. Дело это нехитрое, но, безусловно, полезное.

Особенно, что касается терминов. Не люблю замыленных высказываний, но лучше не скажешь: «. Если на борту судна вы назовете шкот веревкой, вас молча выбросят за борт, как безнадёжно сухопутного человека» (Алексей Толстой). Параллельно выучим английские названия.

Обещаю сильно постараться и не сделать эти «смотрины» занудным рассказом из разряда «Вот это стул – на нём сидят, вот это стол – за ним едят». Всё – только самое необходимое и только с картинками. J

И, чтобы не разводить турусы на колёсах, сразу – к делу. Любая яхта состоит из двух частей. Это корпус и парусное вооружение . То, что находится в воде – это корпус, то, что находится на корпусе – это парусное вооружение.

Корпус условно делится на три части: переднюю носовую, заднюю кормовую и среднюю – мидель. Поэтому, если вас пошлют на мидель – это не ругательство.

Статья в тему:  Сколько стоит бак для лодочного мотора

Корпус снабжён килём, одна часть которого закреплена в нижней части корпуса, а вторая оканчивается тяжёлым обтекателем – бульбом. Бульб предназначен для смещения центра тяжести яхты как можно ниже ватерлинии, чтобы повысить её остойчивость. А ещё некоторые, не помнящие о хорошей морской практике, садятся на него на мель.

Поворачивает яхта с помощью пера руля, который через головку руля и балер связан со штурвалом или румпелем. Балер – это вертикальный вал (металлическая палка), которая в воде заканчивается пером руля, а в кокпите – румпелем или штурвалом. Румпель – это горизонтально расположенная палка, соединённая через баллер с пером руля.

Вот вам три картинки, и на этом с корпусом – всё.

Знакомьтесь, яхта в профиль

Что у корпуса вверху…

Что у корпуса внутри…

Pulpit (корм. pushpit )

Bench in wardroom

Lengthwise b ulkhead

Door to the cabin

Как-то так это выглядит …

Ну, теперь, когда мы всё знаем про корпус, можно выйти на палубу и перейти к изучению того, что у яхты над корпусом.

Парусное вооружение

Запомните: парусное вооружение предназначено для того, что бы, парусная яхта не ходила под мотором.

Составные части парусного вооружения это: паруса (sails), рангоут (spars) и такелаж (rig).

Паруса – это те самые романтические крылья бабочки, которые так нравятся наблюдающим за ними девушкам на пляже. Рангоут – это комплекс конструкций, на котором вся эта романтика расположена и к чему она крепится. Такелаж – это куча верёвок и верёвочек, которыми всё это поднимается и управляется, для того, чтобы привести в восторг девушек на пляже.

Статья в тему:  Трим на лодочный мотор что это

Парус (sail) . Все чартерные яхты имеют вооружение бермудского шлюпа: два треугольных паруса (передний – стаксель, задний – грот).

Стороны этих треугольников называют шкато́рины , а углы, как это ни странно, просто углами.

Задняя шкаторина традиционного грота всегда имеет небольшой выгиб наружу — горб, который поддерживают тонкие пластины — латы , вставленные в специальные карманы паруса. Латы есть не на всех парусах. На современных яхтах очень распространены гроты, которые скручиваются в рулон внутри мачты (грот на закрутке). Такие паруса шьются почти плоскими (для удобства скручивания) и не имеют ни горба, ни лат.

Понятно, что паруса не могут быть вещью в себе и висеть в воздухе, как улыбка Чеширского Кота. Их надо на чём-то закрепить и чем-то управлять. Для этих целей служат рангоут и такелаж.

Ранго́ут ( spars ) — это совокупность всех деревянных или металлических частей вооружения, служащих для крепления и несения парусов. Рангоут бермудского шлюпа представлен: мачтой (mast) с кра́спицами, гиком (boom), спина́кер-гиком (spinaker-boom или pole)

Главной частью рангоута является мачта . Верхний конец мачты называется топом , нижний — шпором . Шпор мачты опирается в степс — специальную деревянную или металлическую подушку, укреплённую на килевой части яхты.

Гик — горизонтальное рангоутное дерево, к которому крепится нижняя шкаторина грота. «Дерево» не означает, что на гике растут ветки с листьями. Просто так принято называть элементы рангоута. Исторически сложилось с времён, когда рангоут был деревянным.

Статья в тему:  Нужна ли лодка с мотором

Конец гика, упирающийся в мачту, называется пяткой , противоположный конец, упирающийся в морду рулевого — ноком . Пятка гика имеет оковку, которая входит в вертлюг (boom swivel), позволяющий гику поворачиваться вправо-влево и вверх-вниз.

Краспицы (spreaders) — служат для расчалки вант и представляют собой поперечные перекладины на мачте.

С рангоутом более или менее разобрались, теперь переходим к такелажу.

Такелаж ( rig ) — все снасти на судне, служащие для укрепления рангоута и управления парусами, а также грузоподъёмных работ. Такелаж делится на стоячий и бегучий.

Стоячий такелажstanding rigging (ванты-shrouds, штаги-stays и пр.) — неподвижные снасти (потому и «стоячий») для расчалки и поддержания в рабочем положении рангоута. В основном стоячий такелаж служит для расчалки мачты.

Чтобы мачта не завалилась ни вперёд, ни назад существуют штаги – передний (форштаг) и задний (ахтерштаг). Чтобы не упала вбок – есть ванты. Можно конечно включить «профессора» и дать такое определение: «Форштаг и ахтерштаг обеспечивают устойчивую работу мачты в плоскости ДП. А для того, чтобы мачта воспринимала боковые нагрузки (из плоскости ДП), её расчаливают через краспицы вантами». Но суть от этого не поменяется.

По дороге надо рассказать ещё, что такое ДП, поскольку на лодке часто пользуются этим термином. Диаметральная плоскость (ДП) – это вертикальная плоскость, которая виртуально рассекает яхту посередине от носа до кормы, проходя через мачту (по оси симметрии).

Статья в тему:  От скольки лошадиных сил нужны права на лодочный мотор

Ванты и штаги крепятся к корпусу на соответствующих оковках — вант-путенсах (chainplate) и штаг-путенсах, надежно закрепленных в корпусе яхты. Натяжение вант осуществляется винтовыми стяжками — талрепами (turnbuckle) .

Бегучий такелаж (running rigging) — подвижные снасти для постановки и уборки парусов и рангоута, управления парусами, подъема и спуска сигналов, грузов и шлюпок. На бермудском шлюпе два основных типа бегучего такелажа – фалы и шкоты.

Фалы (halyards) предназначены для ПОДЪЁМА парусов или частей рангоута .

Грота-фал (main halyard) – для подъёма грота, стаксель-фал (jib halyard) — для подъема стакселя.

Шкоты (sheets) — служат для УПРАВЛЕНИЯ парусами или подвижным рангоутом . Гика-шкот (main sheet) для управления гиком; стаксель-шкоты (jib sheets) — для управления стакселем.

Топенант (topping lift) — снасть, идущая через топ мачты и поддерживающая гик на ходу яхты и при стоянке, когда грота-фал растравлен (или при его обрыве), чтобы гик не падал на палубу.

Перед постановкой паруса с помощью топенанта регулируют положение гика относительно горизонта. После того, как грот поднят, топенанту дают слабину, чтобы гик не подпирал грот и парус свободно мог работать.

Грота-шкот ( main sheet ) служит для натяжения нижней шкаторины грота. В случае, если грот на закрутке, то грота-шкотом за шкотовый у r гол разворачивают грот из рулона в мачте.

Грота-шкот крепится к шкотовому углу грота. Гик в своей верхней части имеет паз, по которому движется ползун. Ползун имеет шкив для проводки грота-шкота. Этот шкив нужен для обеспечения горизонтального усилия и снижения усилия при работе с грота-шкотом.

Статья в тему:  Как получить права на лодку с мотором

И запомните: только конченный «чайник» путает грота-шкот с гика-шкотом!

Гика-шкот ( boom sheet ) управляет гиком! Проводка гика-шкота (на фото – в три лопаря) расположена снизу от гика. А проводка грота-шкота – сверху от гика.

Оттяжка гика ( boomvang ) , как это следует из названия, предназначена для того, чтобы оттягивать вниз гик. В основном используется на полных курсах. И не спрашивайте сейчас: зачем на полных? что такое полные курсы? почему они поправились и чем отличаются от худых? Ответы на эти вопросы вы найдёте на яхте, у вашего капитана. А потом, когда вернётесь домой (и если будет охота), почитайте статьи про настройку парусов («Параметры настройки и форма паруса», «Принципы настройки грота»). Впрочем, чтобы не выглядеть в глазах капитана сухопутным мазутом, можете почитать прямо сейчас: там много красивых картинок и учёных слов.

К сказанному добавлю, что на современных крейсерских яхтах оттяжка гика снабжена пружинным или пневматическим компенсатором, который подпирает гик снизу. Это в известной степени упрощает работу с оттяжкой и регулировкой положения гика.

Существуют и другие снасти бегучего такелажа для постановки парусов, например, линь закрутки паруса (fourline). С ними вы сможете познакомиться поближе на яхте: у меня нет сейчас цели “завалить” вас всеми верёвками, какие только могут существовать на лодке. Есть снасти, управляющие дополнительными носовыми парусами: спинакер-фал, шкоты, брасы и др. Но давайте их пока не трогать: с основным добром бы разобраться. J

Статья в тему:  Как сделать лодочный мотор быстрее

А чтобы было легче разбираться, вот вам заключительная картинка с пояснялками, и – удачи вам. Осваивайте. Оно того стоит!

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: