15 просмотров

Как называется нижняя часть лодочного мотора

Моторы лодочные

Моторы лодочные советского периода изготовлялись преимущественно с двухтактным двигателем внутреннего сгорания.

По числу цилиндров двигатели лодочных моторов разделялись на одно-, двух- и четырёхцилиндровые. По способу установки лодочные моторы подразделялись на подвесные (транцевые), бортовые и стационарные. Наибольшее распространение, благодаря лёгкости установки и удобству в эксплуатации, имели подвесные моторы, которые могут быть установлены на любую лодку с транцевой(плоской) кормой.

Размещение подвесного мотора за кормой обеспечивает лучшее использование габаритов лодки, не загрязняет её бензином и маслом, не требует установки специального рулевого управления, т. к. эта функция выполняется самим мотором с помощью румпеля (рукоятки) или заменяющего его приспособления.

Советские бортовые моторы были очень лёгкие, с небольшим объёмом цилиндра двигателя, крепились к борту лодки; имели удлинённый отъемный гребной винт, присоединённый непосредственно к коленчатому валу двигателя. Требовали установки отдельного рулевого управления. Были менее удобны, чем подвесные. Стационарные моторы устанавливались на более крупных лодках и небольших судах. Они были снабжены более мощным двигателем и стартерным механизмом мотоциклетного типа. Подвесные лодочные моторы к шестидесятым годам имелись в эксплуатации шести моделей: «Москва», ЗИФ-5, Рига-125, МЛ-20, ЛРМ-6 и МЛ-1.

Важнейшими узлами подвесных лодочных моторов являются двигатель; дейдвудная труба, соединяющая двигатель с приводом гребного винта; привод гребного винта, осуществляющий с помощью конических шестерён передачу от двигателя на винт; система подвески мотора; топливный бак.

Статья в тему:  Чем покрасить стеклопластиковую лодку

1 – ЗИФ-5; 2 – Москва; 3 – ЛВР-6

Подвесной лодочный мотор “ЗИФ-5”

Основные узлы и агрегаты подвесного лодочного мотора

1 — бак; 2 — двигатель; 3 — система подвески; 4 — дейдвудная труба; 5 — гребной винт

Основные технические данные подвесных лодочных моторов

Привод гребного винта и винт мотора «Москва»

Привод гребного винта и винт мотора «Москва»: 1 — ведущая шестерня заднего хода; 2 — перекидная муфта; 3 — ведущая шестерня переднего хода; 4 — тяга реверса; 5 — рессора привода винта; 6 — ведомая шестерня; г — отъёмная часть корпуса; 8 — штифт гребного винта; 9 — резиновая втулка

Общий вид мотора «Москва» и крепление его на транце лодки

1950-е годы

Стационарный лодочный мотор СМ-255-Л

Охлаждение двигателя производится забортной водой с помощью самовсасывающего водяного насоса, установленного на корпусе редуктора и приводимого в действие от промежуточного вала ведущей шестерней редуктора. Малые габариты и небольшой вес мотора допускают установку его на самых лёгких судах.

Как называется нижняя часть лодочного мотора

Пособие для водителей катеров, яхт, лодок, судов, водного транспорта

29.05.2015 21:47
дата обновления страницы

История изменения сайта

Подвеска лодочного мотора, подводная часть

Подвесные моторы укрепляются на транце судов посредством кронштейнов, воспринимающих вес мотора и передающих судну силу тяги гребного винта (см. рис- 50 и 77). На транце лодки кронштейн (см. рис. 77) закрепляете” двумя винтами 11 винты снабжены качающимися подпятниками, которые упираются в доску транца.

Статья в тему:  Ведьмак 3 как плыть на лодке

Кронштейны подвесных лодочных моторов должны обладать высокой прочностью при небольшом весе; обычно они делаются литыми из алюминиевых сплавов-

Подводная часть. У подавляющего большинства подвесных лодочных моторов, за исключением бортовых и так называемых рулевых моторов, передача вращения коленчатого вала гребному винту осуществляется посредством конической зубчатой передачи.

Пара конических шестерен с валиками и подшипниками находится в отлитой из легкого алюминиевого сплава подводной части. У более мощных подвесных моторов в подводной части помещаются водяная помпа, механизм свободного хода или реверсивное устройство.

Для уменьшения сопротивления, оказываемого водой при движении, подводной части мотора придается обтекаемая форма. Чтобы облегчить изготовление подводной части мотора” ее делают разборной, состоящей из двух частей, скрепленных между собой шпильками и гайками.

Для предохранения лопастей гребного винта от поломок при наезде на препятствие на подводной части имеется шпора,, отлитая за одно целое с коробкой подводной части.

Гребной винт фиксируется на валике латунной шпилькой, которая срезается при встрече винта с препятствием, чем предохраняются от поломки винт и зубья конических шестерен.

Гребной винт укрепляется на валу гайкой-обтекателем, навертываемой на резьбовую часть выступающего из ступицы носка валика. Гайка входит в торец валика до упора. Между гайкой и ступицей гребного винта должен быть небольшой зазор, для того чтобы усилие затяжки гайки не передавалось на латунную шпильку; в противном случае гайка во время работы мотора может отвернуться и винт будет потерян.

Статья в тему:  Ты же показываешь мне куда поплыла лодка

При быстром движении позади корпуса подводной части мотора образуется разрежённое пространство, через которое к лопастям гребного винта может просасываться воздух, отчего тяга мотора падает: винт как бы пробуксовывает, вращаясь с большим числом оборотов в эмульсии воздуха с водой.

Для того чтобы устранить возможность проникновения воздуха к гребному винту, на корпусе подводной части делается антикавитационная пластина, расположенная горизонтально, несколько выше кромки лопасти гребного винта при вертикальном ее положении.

Конструкция подводной части моторов ЗИФ-5 и “Стрела” показана на рис. 70. Подводная часть состоит из. двух основных частей; проставки 3 и корпуса шестерен 11.

Ведущая шестерня 5 конической зубчатой передачи выполнена за одно целое с вертикальным валиком, который на двух подшипниках 2 монтируется в проставке 3.

Ведомая шестерня 9 фиксируется на валу гребного винта 15 сегментной шпонкой, вал установлен в корпусе коробки шестерен 11 на двух шарикоподшипниках. Один шарикоподшипник 6 – радиальноупорный – запрессовывается в гнездо в коробке шестерен, другой 10 – радиальный – находится в крышке 18 коробки шестерен 11.

Рис. 70. Подводная часть подвесных моторов ЗИФ-5 и “Стрела”: 1 – гайка крепления ведущей шестерни; 2-шарикоподшипник; 3-проставка; 4-прокладка; 5-шестерня ведущая; 6-радиально-упорный подшипник; 7-шайба регулировочная; 8 – пробка сливная; 9-шестерня ведомая; 10-шарикоподшипник; 11-корпус шестерен; 12-сальник; 13-гребной винт; 14-гайка сальника; 15-вал гребного винта; 16- гайка гребного винта; 17-штифт; 18-крышка; 19-шпонка

Статья в тему:  Когда можно выходить на лодке с мотором 2020

В крышке коробки шестерен, имеющей левую резьбу, расположен резиновый сальник 12, предотвращающий попадание воды в коробку шестерен. Затяжка сальника производится при помощи гайки сальника 14, имеющей левую резьбу.

Регулировка зазора между зубьями конических шестерен производится подбором толщины паронитовой прокладки 4, находящейся между фланцами корпуса шестерен и проставкой, и подбором толщины регулировочной шайбы 7.

Подбор долевого расстояния между шарикоподшипниками вала гребного винта производится путем постановки шайб под крышу коробки шестерен. Гребной винт 13- двухлопастный отлит из алюминиевого сплава. На валу винт закрепляется штифтом 17, который срезается, если винт заденет подводное препятствие. Такое приспособление предотвращает возможность поломки лопастей винта.

Рис. 71. Подводная часть подвесного лодочного мотора “Москва” с реверсивным устройством

Гайку винта 16 затягивают настолько, чтобы между ступицей винта и торцом гайки был зазор, равный 0,1-0,15 мм. Для смены смазки в коробке шестерен имеется резьбовая сливная пробка 8.

Более мощные подвесные моторы (10 л. с. и более) обычно снабжаются механизмом свободного хода, позволяющим отключать гребной винт от его привода и реверса, дающим возможность получить задний ход судна. Наличие свободного хода и реверса значительно улучшает маневренные качества судна с подвесным мотором и повышает безопасность плавания.

Рис. 72. Управление реверсом подвесного мотора “Москва”: 1-ручка реверса; 2-штуцер для подсоединения шланга водоотлива (откачка воды из лодки); 3-выброс воды, откачиваемой из лодки; 4- крышка штуцера

Статья в тему:  Как поставить рулевое на лодку

Реверсивным приводом гребного винта, обеспечивающим передний и задний ход судна, а также работу двигателя вхолостую, оборудован подвесной лодочный мотор “Москва” мощностью 10 л. с. Устройство подводной части этого мотора показано на рис. 71.

Коробка шестерен 1 соединяется с корпусом подводной части 2 при помощи двух болтов и шпильки. Вращение от вала двигателя передается длинным вертикальным валиком 3, на нижнем конце которого сидят малые конические шестерни 4 и 5, сцепляющиеся торцовыми зубьями с храповиком 6, скользящим по шлицам вала. При этом они через большую коническую шестерню 7 приводят во вращение вал винта и гребной винт 8.

Направление вращения винта зависит от того, с какой из шестерен-4 или 5 – сцеплен храповик 6. Храповик имеет нейтральное (среднее) положение, при котором вращение на винт не передается; это положение соответствует “Холостому ходу”- Управление храповиком через тягу 9 выведено к ручке левой стороны мотора. Ручка реверса (см. рис. 72) имеет три положения: “Передний ход”, “Холостой ход” и “Задний ход”.

Коробка шестерен заполняется смазкой (нигролом) и должна быть герметична. Отъемная часть коробки 10 ставится на паронитовой прокладке. Толщина этой прокладки должна быть строго определенной, так как от нее зависит величина зазора между зубьями шестерен реверс-редуктора. Герметичность коробки шестерен достигается постановкой резиновых сальников на вертикальном валике, вале гребного винта и переключающей тяге.

Для заливки в коробку шестерен смазки, а также для слива ее имеются резьбовые отверстия, закрывающиеся пробками с уплотнительными прокладками.

Статья в тему:  Как закрепить датчик эхолота на резиновой лодке

В ступице гребного винта находится промежуточная резиновая втулка 11, являющаяся амортизатором, благодаря чему соединение винта с валом является упругим. Для того чтобы резиновая втулка не проворачивалась в ступице винта, она имеет пазы, в которые входят торцовые приливы. Кроме того, с другой стороны резиновой втулки заформовано кольцо с пазом, в который входит срезающийся штифт 12 гребного вала.

Средства для чистки катеров

Лодочный мотор. Виды и работа. Особенности и как выбрать

Лодочный мотор – это специальный двигатель, предназначенный для фиксации к транцу лодки для обеспечения быстрого движения без применения весел. Это подвесная конструкция, которая не занимает полезное пространство судна. Она используется на компактных лодках, предназначенных для прогулок, охоты или рыбной ловли. Мощность серийных моторов может достигать 350 л.с.

Типы моторов по разновидности силового агрегата
Лодочные двигатели отличаются между собой в зависимости от способа обеспечения движения. В качестве силового агрегата может использоваться несколько типов моторов:
  • Электрический.
  • Бензиновый двухтактный.
  • Бензиновый четырехтактный.
  • Дизельный.

Электрические характеризуются небольшой мощностью и габаритами, что компенсирует значительный вес батареи для их питания. Обычно в продаже встречаются только устройства до 5 л.с. Они недорогие и компактные, к тому же могут легко сниматься для хранения в безопасном месте для предотвращения воровства. Это важно если лодка постоянно находится на причале. Электромоторы тихоходные агрегаты. Их обычно выбирают для движения на водоемах с особым экологическим статусом, на которых запрещено использовать агрегаты с опасными выбросами или повышенным шумом.

Статья в тему:  Как се прави алуминиева лодка

Бензиновые двухтактные более распространены. Они являются самыми легкими устройствами, работающими на топливе. К сожалению, они более прожорливы и шумные. Для их заправки необходимо смешивать бензин с моторным маслом в пропорции рекомендуемой производителем. Такие устройства имеют ограниченный ресурс. У них значительная часть топлива сбрасывается в воду вместе с выхлопными газами, поскольку оно не успевает прогорать.

Четырехтактный мотор, работающий на бензине, более совершенный. Он тихоходный и потребляет на 30% меньше горючего, но и весит больше. Для него не нужно специально подготавливать топливо, поскольку бензин и масло заливаются по отдельности. Такой вариант подойдет для установки на судна длиной больше 3-4 м.

Дизельные наиболее экономичные в плане потребления топлива. Они тяжелее, и запускаются сложнее, особенно в зимнее время. При этом у них огромный ресурс и очень надежная конструкция. Мощность таких моторов на порядок выше, поэтому их часто устанавливают на прогулочные катера, когда на агрегат ложится большая нагрузка, сопровождаемая минимальными перерывами между поездками.

Виды лодочных моторов в зависимости от способа движения
Силовые агрегаты могут по-разному передавать создаваемое усилие на формирование движущей силы. Подвесной лодочный мотор может быть:
  • С винтом.
  • С турбиной.
Преимущества и недостатки винтов

Такие моторы имеют в своей конструкции гребной винт. Это самые распространенные устройства, которые хорошо подходят для движения на глубоководье. Они сравнительно недорогие и предусматривают более простое техническое обслуживание, которое зачастую можно провести самостоятельно без обращения в мастерскую. При этом такая конструкция имеет и недостатки. В первую очередь вращающийся винт может наматывать на себя водную растительность. Если она довольно жесткая, то двигатель останавливается. Также недостатком является высокая вероятность повреждения винта при движении на отмели. Он может деформироваться при ударе о камни.

Статья в тему:  Что лучше ямаха или хонда

Параметры винтовых двигателей во многом зависят от конструкции самого винта. Чем больше лопастей, тем более маневренной и быстроходной будет лодка. При этом форма винта должна соответствовать мощности силового агрегата. Обычно винты вращаются в правую сторону. В том случае если лодка имеет два мотора, то второй должен совершать обороты влево. Это предотвратит снос в сторону во время движения.

Турбинный лодочный мотор

Мотор с турбиной еще называют водометным. Он также имеет винт, но тот укрыт в специальном канале, выполненном в виде трубки. Лопасти захватывают воду с передней части лодки и выбрасывают ее через более узкий проход, создавая тонкую струю. Повторяется принцип работы водомета. Такая конструкция не имеет открытых вращающихся частей. Благодаря этому она меньше страдает от длинных водорослей, а также не так подвержена механическим повреждениям при движении в условиях мелководья. Обычные суда с турбинным агрегатом способны двигаться даже на глубине 30 см. Это позволяет подходить на созданной тяге прямо к берегу, не используя весла.

Важным преимуществом турбинных лодочных моторов является их тихоходность и низкая вибрация. Их часто выбирают охотники для установки на резиновые лодки, чтобы меньше распугивать дичь. Также двигатели с водометами применяют для развлекательных лодок, которые курсируют на оживленных пляжах. Они более безопасны для пловцов.

Почему требуется настройка погружения винта или водомета

Чтобы лодочный мотор работал как следует, необходимо правильно выставить глубину погружения его винта или турбинного механизма. Если поставить привод слишком высоко, то лодка не сможет развивать свою оптимальную скорость. Если перестараться и заглубить слишком сильно, то создастся повышенная нагрузка, что может сопровождаться вибрацией от мотора, передаваемой на корпус судна. Также если перестараться с глубиной, то повышается вероятность случайного повреждения винта или водомета в случае движения на высокой скорости по участку с выступающими камнями.

Статья в тему:  Когда можно рыбачить с лодки в оренбургской области

Многие типы топливных лодочных моторов предусматривают систему выхлопа газов через винт, а не сверху. Для них чрезмерное заглубление приводит к созданию дополнительной нагрузки на агрегат. Ему сложнее вытолкнуть отработанные газы из камеры сгорания. В результате мотор больше греется и не может набрать свою полную мощность.

У электрических двигателей предусматривается специальный механизм для регулировки глубины винта. У моторов на ДВС это осуществляется путем наклона самого агрегата. Для этого предусматривается специальный механизм, который дает возможность менять положение оси относительно горизонта.

Выбор мотора под габариты лодки

Покупая лодочный мотор, следует обратить внимание на рекомендации производителя. Он всегда указывает максимальные параметры судна, для которого может подойти данный агрегат. В первую очередь это касается длины лодки и ее веса. Вполне возможно установить более слабый двигатель, но при этом нужно понимать, что динамика движения понизится. При этом если поставить слишком мощное устройство, то использование такого водного средства небезопасно. Чтобы это компенсировать, необходимо нагрузить нос лодки, это уберет ее чрезмерный подъем при разгоне.

Также важным критерием являются габариты транца лодки. Это задняя жесткая часть, предназначенная для фиксации двигателя. Информация о том, какой транец подходит под агрегат имеется в инструкции для мотора. Если данные показатели не будут совпадать, то не удастся настроить правильное заглубление винта. Зачастую параметры рекомендуемого транца указываются в название самого мотор.

Статья в тему:  Сколько стоит покататься на подводной лодке
Для этого используются латинские буквы:
  • S – 38-45 см.
  • L – 50-57 см.
  • X – 60-64 см.
  • U – 65-68 см.
Способы запуска двигателя

Лодочный мотор может иметь различную систему запуска. В плане электрических устройств никаких проблем нет. Достаточно нажать кнопку и винт начинает вращаться. В случае с агрегатами на ДВС все гораздо сложнее. В них применяется несколько способов пуска:

  • Ручной.
  • Электрический.
  • Комбинированный.

Моторы с ручным пуском самые распространенные, поскольку недорогие и обладают меньшим весом. В качестве стартера у них применяется шнурок, наподобие используемого в бензопилах и мотокосах. Сначала нужно прокачать топливо с помощью специального ручного насоса, после чего дернуть за шнурок. Это требует значительной физической силы. Хотя это и популярная конструкция, но она имеет и недостаток. Зачастую после рывка за шнур тот может потянуть в обратную сторону, вызвав болевые ощущения и растяжение связок руки. Особенно эта проблема актуальна для дизельных двигателей.

Электронный пуск намного удобнее. Лодочные моторы более высокого класса имеют электростартер, который при нажатии кнопки или повороте ключа, в зависимости от модели, раскручивает коленвал и мотор запускается. Это действительно очень удобно, но за это придется доплатить и поплатиться весом устройства. Это большой недостаток, поскольку такие агрегаты стоят дорого, и оставлять их на лодке возле причала нежелательно. В связи с этим большинство рыбаков вынуждены снимать двигатель и переносить его для хранения в защищенное место. Также такие агрегаты имеют аккумуляторную батарею, которая необходима для пуска стартера.

Статья в тему:  Как се прави алуминиева лодка

Комбинированный лодочный мотор может запускаться как от стартера, так и вручную. Если аккумулятор сел, то это не проблема и всегда можно воспользоваться шнурком. Подавляющее большинство агрегатов являются именно комбинированными. Моторы чисто с электронным пуском более редкие.

Генератор

Практически любой лодочный мотор, который работает на топливе, имеет в своей конструкции генератор. Он вырабатывает электроэнергию, требуемую для подзарядки аккумулятора. Даже те устройства, которые запускаются вручную, могут иметь генератор, что необходимо для подключения внешних электрических приборов. В первую очередь это система навигации, рация, эхолот или другое оснащение. Генераторы вырабатывают постоянный ток напряжением 12В. При выборе двигателя необходимо ориентироваться по тому, какой способ подключение внешнего оборудования в нем предусматривается, чтобы избежать несовместимости.

ГЛАВА 5. ДЕТАЛИ И УЗЛЫ ПОДВЕСНОГО МОТОРА

Дейдвудная труба. Дейдвудной трубой, или «дейдвудом», в подвесном моторе называется средняя часть мотора, свя­зывающая его двигатель с подводной частью мотора в одно целое. В то же время она служит и кожухом для промежу­точной передачи. Дейдвуд передает судну тяговое усилие гребного винта. Поворотом дейдвуда в подвесном моторе осуществляются задний ход и повороты судна.

Дейдвудная труба или отливается из легкого сплава, как, например, у подвесных моторов А-8, ИМА (см. рис. 4), или сваривается из стальных труб и штампованных фланцев. Сварная конструкция применяется у моторов ЛМР-6 и ЛММ-6. На рис. 24 показана сварная конструкция дейдвуд­ной трубы, примененная на подвесном моторе ЛМР-6. Из рисунка видно, что к цельнотянутой трубе 4 сверху приварен фланец 1 для крепления картера двигателя, а снизу — са­пожок обтекаемой формы с фланцем 8 для крепления к ко­робке шестерен.

Статья в тему:  Ведьмак 3 как плыть на лодке

В моторах последнего выпуска через дейдвудную трубу отводят газы и охлаждающую воду за борт судна, что спо­собствует глушению выпуска. Для предотвращения попада­ния воды в подводную часть мотора вваривается сквозная трубка-кожух 7 вертикального валика, а для подачи холод­ной забортной воды к двигателю внутри дейдвудной трубы устанавливают другую трубку 6, приваривая ее одним кон­цом к фланцу выхлопного патрубка 3, с которым крепится выпускной коллектор, а другим соединяя с нижним фланцем 8 дейдвуда. Для направления горячих газов и защиты от их прямого действия на кожухе вертикального вала предусмат­ривается отражатель горячих газов 2. Опорное кольцо 5 на дейдвуде служит опорным подшипником, воспринимающим полный вес мотора со всеми его агрегатами и бензобаком, заполненным топливом и смазкой, а замок заднего хода 9 связывает мотор с башмаком кронштейна при заднем ходе судна.

Кронштейн подвески мотора. Кронштейн подвески мотора выполняет роль станины для всей силовой установки. Обыч­но он отливается из алюминиевого сплава и имеет такую конфигурацию и такие формы сечения своих частей, которые обеспечивают ему удобство и надежность крепления и боль­шую прочность при небольшом весе. Это достигается приме­нением тавровых, двутавровых, угловых и полых сечений его частей.

На рис. 25 дан кронштейн моторов ЛММ-6 и ЛМР-6. В верхней его ча­сти имеются два зажимных винта 3 для крепления его на транце. Хомут 1 обхва­тывает дейдвуд и держит мотор, позволяет ему сво­бодно поворачиваться во­круг своей оси. В свою оче­редь, хомут вращается на своей оси 2, соединяющей его с кронштейном. Для смягчения ударов и тряски мотора на ось хомута крон­штейна надеваются резино­вые втулки-амортизаторы 5. В хомуте имеются две гори­зонтальные прорези и одна вертикальная, дающие воз­можность стягивать с помо­щью стяжного винта 4 сред­нюю часть хомута и тем ре­гулировать зазор между хо­мутом и дейдвудной трубой.

Статья в тему:  Когда можно рыбачить с лодки в оренбургской области

В нижней части крон­штейна установлены две щеки кронштейна, между которыми крепится башмак кронштейна 7 с резиновой подушкой 8 под дейдвудную трубу. В шеках просверлены три пары отверстий для регулировки угла уста­новки мотора по вертикали.

В низу кронштейна имеются две вильчатые лапки под за­ранее устанавливаемые на корме специальные болты (глухари) 9, удерживающие кронштейн на месте при боковом действии тягового усилия и тянущие судно при заднем ходе.

Подводная часть. Подводная часть мотора обычно делает­ся составной из двух отдельных корпусов: верхнего 1 и ниж­него 6 (рис. 26). Это вызывается удобствами монтажа в ней силовой передачи. Обе части плотно скрепляются между со­бой шпильками.

Оба корпуса обтекаемой формы.

На рис. 26 изображена подводная часть подвесного мото­ра ЛМР-6. В верхнем корпусе монтируется на двух шарико­вых подшипниках вал 2 ведущей шестерни. Хвостовик вала при помощи шлиц на его верхнем конце соединяется с вертикальным валом дейдвудной трубы, передающим крутящий момент коленчатого вала.

Верхний корпус при сочленении его с дейдвудной трубой закрывается ее нижним фланцем, создавая полную герметич­ность от попадания воды в полость в. Внутри корпуса про­ходит изогнутая перегородка с залитой в нее трубкой б под подачу охлаждающей воды из заборника д в зарубашечное пространство цилиндра. Сзади перегородки проходит выхлопной канал а для вывода отработанных газов под воду с це­лью глушения шума от выхлопа.

Статья в тему:  Когда можно выходить на лодке с мотором 2020

Спереди и сзади в корпусе выфрезерованы два кармана под гайки. Карманы закрываются обтекаемыми крышками 16, последние закрепляются винтами 17.

В нижнем корпусе монтируется на двух шарикоподшипни­ках горизонтальный вал 5 с насаженным на него гребным винтом. Сам вал приводится во вращение ведомой шестер­ней 7 от малой ведущей конической шестерни 4. Ведомая ше­стерня закрепляется на валу при помощи шпонки.

Задний подшипник 8 воспринимает полное толкающее усилие (тягу) гребного винта и передает его через подвод­ную часть дейдвудной трубе и далее через подушку щекам дейдвуда и кронштейну.

Нижний корпус подводной части уплотняется от попада­ния воды со стороны гребного винта уплотненным манже­том 10. Сбоку корпус имеет отверстие с заглушкой для залив­ки масла под смазку шестерен и подшипников подводной части. Снаружи, немного выше заборника воды, по бокам верхней подводной части расположены два антикавитационных пера, назначение которых вы­равнивать поток воды около гребного винта, препятствовать подсосу возду­ха к лопастям, мешать образованию вихрей в подводной части, наконец, предотвращать возникновение пустот по граням лопастей, сопровождающее­ся ударами воды о лопасть.

Снизу корпус заканчивается косты­лем, или шпорой, г, предохраняющим винт и мотор от поломки при наскоке на препятствие (см. рис. 5).

Подводная часть имеет в длину сильно растянутую форму, отвечающую требованию обтекаемости и частично играющую роль руля при повороте.

Материалом для отливки корпусов подводной части служит коррозиоустойчивый сплав алюминия, реже — бронза.

Статья в тему:  Сколько стоит покататься на подводной лодке

Гребные винты. Гребной винт служит для преобразования крутящего момента коленчатого вала двигателя в толкаю­щее усилие, т. е. тягу гребного винта.

Гребной винт представляет собой втулку, на которой по окружности ее размещены лопасти. В задачу лопастей вхо­дит отбрасывать воду назад и создавать тем самым толкаю­щее усилие винта.

Гребные винты подвесных моторов изготовляются двух-, трех- и четырехлопастные. Они бывают правого вращения, т. е. когда крутятся при ходе судна вперед по направлению часовой стрелки, если смотреть на судно со стороны винта, и левого вращения, т. е. когда крутятся против часовой стрелки.

По размерам винты бывают самые разнообразные как по диаметру, так и по ширине лопасти, а также и по шагу (рис. 27), — все зависит в основном от требуемой скорости судна и мощности двигателя.

Диаметром гребного винта называется диаметр окружно­сти, образованной конечными точками его лопастей при вра­щении.

Шагом винта называется расстояние, на которое подви­нулся бы гребной винт при одном своем повороте, ввинчива­ясь в окружающую среду без проскальзывания, подобно вин­ту в гайке.

Преобразование вращательного движения гребного винта в поступательное сопровождается значительными потерями, зависящими от:

1) размеров и формы гребного винта (формы его ло­пастей, шага, чистоты отделки и других факторов),

2) скорости набегающего потока, несколько отличного от скорости судна вследствие влияния корпуса судна на поток воды за кормой,

Статья в тему:  Как закрепить датчик эхолота на резиновой лодке

3) мощности двигателя,

4) числа оборотов гребного винта.

Все перечисленное в совокупности определяет величину коэффициента полезного действия винта.

КПД винта характеризует процент эффективной мощно­сти двигателя, преобразованной в тягу гребного винта. Он обычно даже у лучших винтов не превосходит 70% и не­редко выражается числом 50—55%.

Надо иметь в виду, что винт будет хорошо работать и по­казывать высокий КПД только при том условии, если он правильно рассчитан или правильно подобран, с учетом упо­мянутых ранее факторов. Один и тот же винт, поставленный на другой тип судна, на который он не был рассчитан, мо­жет оказаться совершенно непригодным. Поэтому всякие за­мены и перестановки винтов надо производить с большой осторожностью, придерживаясь данных, рекомендованных за­водом-изготовителем. Чем больше диаметр и шаг винта, тем больше требуется мощность для вращения его с тем же чис­лом оборотов. Большие диаметры сильно удлиняют подвод­ную часть двигателя. Поэтому их редко делают свыше 320 мм. Так, у мотора ЛММ-6 диаметр гребного винта при мощности двигателя в 6 л. с. равен 280 мм при четырех ло­пастях на втулке и при 1220 об/мин (см. табл. 3).

Для легкости винты подвесных моторов обычно отлива­ются из коррозиоустойчивого алюминиевого сплава. Поверх­ности лопастей гребных винтов, чтобы снизить потери на трение их о воду, полируют. Крепление винта с горизонталь­ным валом, на котором он сидит, производится чаще всего штифтом или соединительной муфтой. Штифт изготовляет­ся из латуни и при ударе лопастью о препятствие легко сре­зается. Постановка нового запасного штифта требует оста­новки мотора и времени, что является большой помехой как в пути, так, в особенности, во время соревнований. Кроме то­го, при срезе шпильки мотор теряет нагрузку, получаемую от гребного винта, резко повышает обороты, «идет вразнос». Чрез­мерно большие обороты могут привести к поломке двигателя.

Статья в тему:  Что лучше ямаха или хонда

Во избежание поломок лопастей винта при наскоке на препятствие замена срезанной шпильки допустима лишь шпилькой, изготовленной из латуни, и ни в коем случае не стальной.

В новейших конструкциях появилось сочленение гребного винта, работающего по принципу трения («муфты трения»). Такие винты при случайном ударе лопастью о подводное препятствие проскальзывают по валу и не ломаются.

Так как расчет гребного винта сложен и под силу только конструкторскому бюро завода или специалисту по винтам, то практически вне заводских условий подходящий винт для того или иного типа и размера лодки выбирают в результате испытаний нескольких различных винтов и последующих за­меров скорости хода судна. Правильно подобранный винт дает максимально возможную скорость.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: