Как называется маленькая подводная лодка для погружения под воду
Глубокое погружение. В России разрабатывают атомную малую подводную лодку
Российское конструкторское бюро «Малахит» начало разрабатывать два проекта многоцелевых малых подводных лодок: атомную «Горгону» и малую неатомную подводную лодку (НАПЛ) «Сервал». АиФ.ru выяснил, что известно об этих субмаринах.
Производитель сообщает, что разработка проходит в инициативном порядке, в настоящее время уже сформированы технические предложения, а также определен облик двух субмарин. Это сменно-модульная конструкция размещения полезной нагрузки, в которую входят вооружение, средства самообороны, групповые подводные средства движения и необитаемые подводные аппараты. Комплектация будет зависеть от конкретных задач и определяться перед выходом в море.
Подводная лодка «Горгона», как и все корабли с атомными установками, является практически полностью засекреченным проектом. Никаких данных о характеристиках и предназначении этого аппарата нет. По мнению экспертов, она может быть модернизацией или продолжением проекта «Лошарик». В 2019 года на этом атомном глубоководном аппарате, находившемся на полигоне боевой подготовки Северного флота в районе Кольского залива Баренцева моря, произошло возгорание. При пожаре погибли 14 моряков-подводников.
Чуть больше известно о подводной лодке П-750Б «Сервал». Это первая субмарина с двигателем, которому для работы не нужен кислород. Следовательно, он не нуждается в захвате воздуха. Длина — 66 метров, ширина — 7. Дальность плавания — 4,3 тысячи миль, автономность — 30 суток. Подлодка будет нести крылатые ракеты «Калибр», а также торпеды, мины.
Бюро «Малахит» раньше уже занималось разработкой малых подводных лодок. Оно разработало малую подводную лодку прибрежного действия «Пиранья», ее модифицированную версию «Пиранья-Т», а также малые субмарины П-550 и П-650Э. Их водоизмещение варьируется от 220 до 720 кубических метров, а предельная глубина погружения — от 200 до 300 метров. Самая медленная из мини-подлодок «Малахита» — «Пиранья» — плавает со скоростью 6,6 узла, а самая быстрая — П-550 — со скоростью 15,5 узла.
Малые подлодки могут участвовать в диверсионных операциях и незаметно подходить ближе к объектам противника, чем это удаётся большим дизель-электрическим и атомным подлодкам. У них есть и другие преимущества. Например, их можно быстрее и дешевле строить и перевозить по железной дороге или самолетом, в то время как большие суда самостоятельно следуют в нужную точку.
Небольшие подводные лодки нужны не только военным, но и исследовательским организациям и береговым службам.
Самые маленькие подводные лодки
Малоизвестные факты о миниатюрных субмаринах.
2 ноября 1947 года состоялся спуск на воду адаптированной под нужды ВМФ СССР трофейной мини-подлодки типа «Зеехунд». По данным исследователей, Советский Союз заполучил шесть недостроенных немецких подлодок с документацией. Впрочем, помимо трофейных мини-подлодок в СССР были и свои уникальные разработки.
Неуловимые «Тюлени»
Подводные лодки типа «Зеехунд» («Тюлень») – это серия сверхмалых подлодок, которые были разработаны в конце Второй Мировой войны. Собирались они на верфях в Киле, Эльбинге и Ульме. Подлодки типа «Зеехунд» за 6-7 секунд могли погрузиться на глубину пять метров. Интересно, что взрывная волна от глубинных бомб таким подлодкам была практически не страшна. Зачастую, взрывной волной «Тюленей» просто отбрасывало в сторону.
Подлодки весили так мало, что изменить угол ее наклона под водой члены экипажа могли, изменив положение своего тела, скажем, наклонившись вперед или назад. Это имело значение, когда обстановку следовало оценить с помощью перископа.
Для маскировки немцы красили «Зеехунды» преимущественно в белый или серый цвет, поскольку большую часть работы подлодки выполняли в северных водах, где нередки глыбы льда. При волнении моря «барашки» тоже белого цвета.
Наибольшей проблемой для экипажа представляло отправление естественных надобностей. Чтобы делать это реже, пищу для моряков готовили по специальной рецептуре, которая замедляла процесс усвоения провианта.
«Зеехунды» было трудно пеленговать, потому мини-подлодки лучше всего подходили для выполнения диверсионных задач. С января по май 1945 года «Зеехунды» потопили девять судов союзников, еще три судна были серьезно повреждены. При этом более трех десятков «Тюленей» было потеряно…
Доведенные до ума трофейные «Зеехунды» были переданы в опытную эксплуатацию размещавшемуся в Кронштадте отряду подводного плавания. Для наших моряков мини-подлодки были в диковинку. А наибольший интерес к субмарине проявили спецназовцы.
Основные характеристики подводной лодки типа «Зеехунд»:
Скорость (надводная) 7,7 узлов
Скорость (подводная) 6 узлов
Рабочая глубина погружения 30 м
Предельная глубина погружения 50 м
Экипаж 2 человека
Водоизмещение подводное 14,9 тонн
Длина наибольшая 11,86 м
Ширина корпуса наибольшая 1,68 м
Средняя осадка 1,28 м
Силовая установка – дизель-электрическая 25 л.с.
Торпедно-минное вооружение 2 × торпеды G7e
Наш первый и единственный «Пигмей»
В Советском Союзе первой сверхмалой подводной лодкой можно назвать субмарину «Пигмей». Правда, лодка так и не стала массовой. Был изготовлен лишь один образец, который в годы войны угодил в лапы фашистов.
Работа над проектом началась в 1936 году. Особое техническое бюро по военным изобретениям специального назначения (Остехбюро) спроектировало автономную подводную лодку «Пигмей». Был изготовлен опытный образец. В 1937 году в Ленинграде заложили несколько лодок, но все они не были достроены.
Одной из главных причин прекращения каких-либо работ на данном направлении стал арест органами НКВД сразу нескольких ведущих специалистов Остехбюро. Почти все они были приговорены к расстрелу за «вредительскую деятельность». Остехбюро распустили.
Опытный образец «АПЛ Пигмей» в строй официально не вводился. По некоторым данным, весной 1944 года «Пигмей» был затоплен немцами в 20 милях южнее Алупки.
Характеристики АПЛ «Пигмей»:
Длина 16 м
Ширина 2,6 м
Водоизмещение 18,6 тонн
Скорость 6 узлов
Запас хода: 290 миль
Глубина погружения 30 м
Экипаж: 4 человека
Вооружениe – торпедные аппараты
Пулемет – 7,62-мм
«Тритоны» — лодки водолазов-разведчиков
На снимке: проект 908 «Тритон-2»
Сверхмалые подводные лодки проекта 908 «Тритон-2» состояли на вооружении флота с 1975 года по 1990-е годы. «Тритоны» патрулировали акватории портов, доставляли и эвакуировали водолазов-разведчиков. Всего было построено 13 подводных лодок этого проекта.
Корпус «Тритона» выполнен из алюминиевого-магниевого сплава и рассчитан на глубину погружения 40 метров. В носовой кабине размещались два члена экипажа. В кормовой кабине были места для водолазов-разведчиков.
Основные характеристики подлодки «Тритон»
Разработчик проекта ЦПБ «Волна»
Скорость (подводная) 5 узлов
Рабочая глубина погружения 40 м
Автономность плавания 60 миль
Экипаж 2 + 4 водолаза
Водоизмещение надводное 5,7 тонн
Водоизмещение подводное 15,5 тонн
Длина наибольшая 9,5 м
Ширина корпуса 1,9 м
Силовая установка – электродвигатель, 11 л. с.
Подводный буксировщик «Сирена»
Сверхмалая подводная лодка «Сирена» создавалась параллельно с «Тритоном». Проект разрабатывался ленинградским кораблестроительным институтом. Макетный образец двухместного аппарата был готов к июлю 1958 года. Испытывали его поначалу в бассейне. Очень долго не могли сделать кабину удобной для членов экипажа, она была слишком тесной, люди быстро утомлялись.
Установочную партию «Сирен» из десяти аппаратов изготовили в 1962 году. Но после испытаний их снова отправили на доработку, закончившуюся в мае 1963 года. Тогда же в Рижском заливе прошли испытаний, во время которых «Сирены» выпускались из подводной лодки на ходу и без хода. 29 марта 1965 года носитель водолазов-разведчиков «Сирена» был принят на вооружение.
Технические характеристики субмарины «Сирена»
Водоизмещение 1644 кг
Длина (с контейнером) 11300 мм
Диаметр 532 мм
Полезная нагрузка 460 кг
Глубина погружения 40 м
Срок пребывания под водой – 3 часа
Дальность плавания максимальная 8 миль
Скорость максимальная 4 узла
Экипаж – два человека
Двигатель
электрический, питание от АБ
Мощность двигателя, 3,1 л. с.
Крошечная и тихая: в США узнали об уникальной российской подлодке
Издание The National Interеst совершило очередное “погружение” в излюбленную тему подводного флота России. Но если раньше его интересовали гигантские субмарины, то теперь объектом внимания стали малогабаритные подлодки. Поводом для публикации послужила статья в “РГ”, рассказывающая о проектах двух конструкторских бюро.
Первое КБ “Малахит”, по сути, решило создать усовершенствованную версию своего прежнего детища – подлодки проекта 865 “Пиранья”.
Предполагается, что приводить в движение ее будет воздухонезависимая (анаэробная) энергетическая установка, основанная на инновационном газотурбинном двигателе с замкнутым циклом. Это позволит проходить ей под водой без остановок до 1200 миль, погружаться на 300 метров и находиться в автономном режиме до 30 суток.
Длина субмарины 66,5 метров – как отмечает американский эксперт, это составляет половину длины подводной лодки класса Вирджиния. – ширина всего 7 метров, а осадка около 5 метров.
В свою очередь конструкторское бюро “Рубин” работает над проектом создания корабельного образца воздухонезависимой энергетической установки с литий-ионной аккумуляторной батареей.
“В Минобороны заявили, что давно хотели бы иметь в составе флота новые типы неатомных подлодок, которые бы сочетали в себе преимущества атомных субмарин с меньшими габаритами и меньшей акустической заметностью”, – цитирует автор “РГ”.
По мнению американского журналиста, недостатком таких подлодок является маленькая мощность. Обычно она составляет около 400 лошадиных сил (300 киловатт). А типичная атомная подводная силовая установка производит более 20000 киловатт.
При этом эксперт отмечает, что ВМС США – это глобальные силы, которым требуются суда, способные работать в течение длительного времени в отдаленных океанах. Так что подобные малютки не для них.
А вот российский флот, по его мнению, хоть и способен эксплуатировать суда за границей, например, у побережья Сирии, все же больше представляет собой силы береговой защиты. И для обороны такие подлодки использовать хорошо.
Еще они очень кстати подходят для выполнения спецопераций. Маленькие субмарины, способные незаметно десантировать морских коммандос и затем так же бесшумно с ними уйти.
Справка “РГ”
Работа над проектом первой советской сверхмалой подлодки началось в середине 1970-х годов. Это задание командование ВМФ СССР поручило Специальному морскому бюро машиностроения “Малахит”. Субмарина предназначалась для противодействия противнику и разведки в диапазоне глубин от 10 до 200 метров.
В 1986 году опытная подлодка проекта 865 “Пиранья” с тактическим номером МС-520 была спущена на воду. Позже была создана головная ПЛ МС-521, после чего строительство приостановили.
Корпус “Пираньи” был выполнен из титанового сплава. Полная подводная скорость достигала 6,7 узлов. Дальность плавания под водой экономичным ходом достигала 260 миль. Экипаж состоял из трех офицеров. Кроме них на борт принималась разведывательно-диверсионная группа из шести боевых пловцов.
В 1999 году было принято решение отбуксировать подлодки в Кронштадт и разделать на металлолом. Но до этого одна из “Пираний” успела поучаствовать в съемках фильма “Особенности национальной рыбалки”.
Устройство и принцип работы подводной лодки
Первым упоминанием о далеком «предке» современных субмарин считается германское сказание «Салман и Моролф», датированное 1190 годом. Его главный герой – Моролф сумел построить лодку из кожи и скрыться от преследования вражеских кораблей, погрузившись на дно, где он пробыл две недели. Как утверждает автор сказания, все это время Моролф дышал через длинную трубку.
Чертежи подводных аппаратов встречаются у гениального Леонардо да Винчи. Первым судном, способным передвигаться в подводном положении стала подводная лодка из дерева и кожи, построенная по проекту Корнелиуса Ван Дребеля в 1620 году, у которой в качестве передвижения использовался шест – с его помощью можно было отталкиваться от дна.
В XVIII – XIX веках предпринимались попытки создания подводных аппаратов в Англии, Франции, США и России. К началу ХХ века сложились основные концептуальные особенности подводных лодок, что положило начало разработке тактики применения субмарин в боевой обстановке на морских театрах военных действий.
Принцип работы подводной лодки
Для нормального функционирования подводной лодки она должна:
- выдерживать давление воды в подводном положении;
- обеспечивать управляемость при погружении, всплытии и смене глубины;
- иметь оптимальную обтекаемую форму;
- сохранять работоспособность в соответствии с ее ТТХ.
Принцип погружения и всплытия
Для погружения под воду специальные цистерны на борту субмарины заполняются балластом (забортной водой). Все в соответствии с законом Архимеда – для полного погружения необходимо уровнять вес лодки с весом вытесненной воды.
При всплытии осуществляется обратный процесс – продув балласта, вследствие чего вода вытесняется из цистерн сжатым воздухом. В подводном положении лодка может менять глубину погружения с помощью рулей.
Ёмкости, заполняемые забортной водой, носят название цистерны главного балласта (ЦГБ). Они разделены на три группы – носовую, среднюю и кормовую. ЦГБ заполняются в зависимости от выполняемого ПЛ маневра. К примеру, при срочном погружении балластом заполняется цистерна быстрого погружения.
Как плавает подводная лодка
Подводная лодка в надводном положении плывет с открытыми кингстонами (клапанами для приема или откачки забортной воды) и аварийными захлопками (клапанами, через которые при заполнении цистерн водой выходит воздух). Вентиляционные клапаны закрыты. Лодка держится на поверхности за счет воздушной подушки в ЦГБ. В подводном положении кингстоны и аварийные захлопки открыты, а клапаны вентиляции закрыты.
Прочность и водонепроницаемость
От этих важнейших характеристик зависит живучесть ПЛ. Их обеспечивает особая конструкция корпуса субмарины, который в свою очередь может состоять из двух корпусов – прочного и легкого или только из прочного. В первом случае речь идет о российских подводных лодках, во втором – об американских.
Прочный корпус принимает на себя давление воды, для чего ему придается специальная оптимальная форма. Внутри прочного корпуса находятся все основные системы и устройства подводной лодки. Для создания прочных корпусов используются в основном высокопрочные легированные стали и титановые сплавы. Толщина обшивки прочного корпуса при диаметре 8-12 м может составлять от 40 до 60 мм и более.
Легкий корпус обеспечивает оптимальное обтекание во время плавания. Для обеспечения радиолокационной невидимости его «одевают» в специальное противорадиолокационное, звукоизолирующее резиновое покрытие. Внутри легкого корпуса размещаются балластные и топливные (для ДЭПЛ) цистерны, рулевые тяги и гидроакустические антенны.
В подводном положении межкорпусное пространство заполняется водой. Так-как давление на легкий корпус снаружи и изнутри уравновешено, нет необходимости делать его прочным. Толщина обшивки легкого корпуса составляет, как правило, от 8 до 16 мм.
Разделение на отсеки обеспечивают подводной лодке дополнительную живучесть. Отсеки отделены друг от друга водонепроницаемыми дверями-переборками с быстродействующими запирающими устройствами.
Примерный перечень отсеков ДЭПЛ: носовой и кормовой торпедные отсеки; отсек главных гребных электродвигателей и электростанция; машинный отсек; жилые помещения команды; центральный пост.
Атомные подводные лодки
Первая в мире атомная подводная лодка – «Nautilus» была принята на вооружение в США в сентябре 1954 года. Спустя почти 5 лет, в январе 1959 года вступила в строй советская АПЛ К-3 проекта 627. По многим характеристикам, в частности, водоизмещению, скорости, числу гребных валов, автономности и численности экипажа они были схожи. И все же советская АПЛ имела на один реактор больше. Она превосходила американскую по мощности более чем в 2 раза и по скорости на 6 узлов.
Чтобы понять, как устроена атомная подводная лодка, следует уяснить главное ее отличие от обычной: это субмарина с ядерной силовой установкой, что дает ей ряд уникальных преимуществ:
- Ядерная энергия дает возможность АПЛ значительно увеличить время нахождения под водой – от 80 до 99 % всего ходового времени.
- Ядерное топливо – это гарантия неограниченной дальности плавания и независимости от береговых баз снабжения.
- Атомные энергетические установки обеспечивают субмарине скорость, соизмеримую со скоростью надводных кораблей.
- Помимо главной турбины, атомный реактор обеспечивает энергией многочисленные механизмы, системы и электронную аппаратуру.
Мощное вооружение современных российских АПЛ – баллистические и крылатые ракеты различных типов многократно повысило боевые возможности подводного флота, сделав его одной из важнейших составляющих ядерной триады.