17 просмотров

Как называется лодка выдолбленная из бревна

Лодка-долбленка – самодельная лодка из цельного дерева

На наш взгляд, незаслуженно забыт еще один тип маломерного судна. Речь идет о долбленой лодке. За ее кажущейся простотой и «несуразностью» скрыты и рациональность конструкции, и отличные ходовые качества. Отсутствие дефицитных материалов и минимальный набор требуемых инструментов позволяют изготовить такую лодку-долбленку непосредственно на берегу, вдали от населенных пунктов, в местах охоты или рыбалки.

На протяжении многих десятилетий секреты мастеров-лодочников передавались «из уст в уста», от отца к сыну, без чертежей и расчетов. А поскольку занималось этим промыслом ограниченное количество людей, найти сегодня специалиста, способного грамотно, по всем правилам сделать настоящую долбленку, очень трудно. Усугубляется это и тем, что сейчас, в эпоху современных материалов и технологий, практически не существует мастеров молодого поколения, а старые, к сожалению, уносят с собой опыт и мастерство: их искусство умирает с ними. Поэтому мы и решили познакомить самодельщиков с процессом изготовления лодки-долбленки. Возможно, кто-то из них заинтересуется этой темой. Надеемся, традиции народного ремесла с их помощью сохранятся и продолжатся, принося пользу.

При описании порядка работы над лодкой мы исходим из возможностей в основном мастера-одиночки, без применения им станочного оборудования и каких-либо подъемных механизмов. Однако в любом случае и сам процесс изготовления, и сама лодка принесут вам истинное удовольствие.

Статья в тему:  Чем убрать старый клей с резиновой лодки

Общие рекомендации по постройке лодки-долбленки

Приступая к работе, следует помнить несколько моментов:

1. Не беритесь сразу за изготовление большой лодки. Человеку неподготовленному это может оказаться не по силам. Более правильно было бы попробовать вариант длиной 3–4 метра.

2. Не пренебрегайте рекомендациями в вопросах выбора материала, размеров, а также временем сруба древесины. Они диктуются не нашей прихотью, а многолетними наблюдениями не одного поколения. Именно так советовали наши прадеды.

3. Предлагаемая технология и терминология имеет место в наших местах, в Красноярском крае. Безусловно, в других районах она может отличаться. Помните об этом во избежание путаницы.

4. Не стоит забывать и о накопленном опыте в любительском судостроении. Весьма полезна для работы, тем более, если за нее берется новичок, различная дополнительная литература.

Выбор материала и размеров лодки-долбленки


Лодку-долбленку можно сделать непосредственно на берегу реки.
На фото — старейший мастер-лодочник Яков Евменович Соломенников.

Самодельную лодку-долбленку из цельного дерева можно изготовить из сосны, кедра, лиственницы, осины или тополя. В нашей местности предпочтение отдается осине и тополю, так как их древесина долговечна и легко подвергается обработке. Время года для сруба дерева особого значения не имеет; это может быть и зима, и лето. Важно, чтобы это выполнялось на полную луну. По опыту старых мастеров, если рубить дерево «на молодой месяц», то изготовленную лодку будет очень трудно разводить, а при эксплуатации она быстро выйдет из строя. Возможно, кому-то это покажется предрассудками, но такой совет дошел к нам из старины.

Длина лодки выбирается, исходя из необходимой грузоподъемности (обычно около полутоны), состояния водоема, где она будет использоваться, а также из наличия древесины подходящего размера. Обычно используются следующие размерения: 4,5 м, 7 м и 9 м. Чем длиннее лодка, тем она, естественно, более трудоемка в изготовлении, но зато она лучше на ходу. Подходящий диаметр ствола подбирается так: обхватывают дерево двумя руками, и если пальцы не сходятся на 30–40 см, это то, что надо (длина окружности примерно 180–200 см).

Статья в тему:  Что означает видеть во сне лодка

Инструмент, необходимый для изготовления долбленой лодки


Тесла: А — боковая левая, Б — прямая.

Для изготовления лодки потребуются следующие инструменты: топор; тесла — прямая и боковая (изготавливаются из топора с последующей закалкой); отвес; коловорот или дрель со сверлом диаметром 10 мм; рубанок двуручный (подойдет и обычный, одноручный, но им работать труднее); поперечная столярная пила или бензопила.

Подготовка дна лодки-долбленки

Уложив срубленный ствол выбранных размеров на две толстые жерди (так будет удобнее работать в одиночку), приступают к подготовке дна будущей лодки. Для этого осматривают заготовку по длине и находят ровный по всей длине участок, без видимых провалов и искривлений посередине — это и будет дно. Выбранное место ошкуривается шириной чуть больше ширины лезвия топора, а затем на получившейся полосе с помощью отвеса и шнура отбивается черта. Теперь вдоль черты аккуратно снимаем слой древесины, следя, чтобы не было горбов и впадин.


Начало работы. Отбивка разметочной линии.

Перевернув ствол на жердях и закрепив его так, чтобы плоскость дна оказалась горизонтально, определяем середину бревна. Для этого используется отвес и линейка. Пробив шнурком середину, отступаем вправо и влево от этой линии примерно на 40–45 мм (на два пальца) и прочерчиваем еще две боковые линии.


Определение средней линии, обработка и разметка дна лодки.

Подготовка носа и кормы лодки

Приступая к разметке носа и кормы, нужно помнить, что комель заготовки будет носом лодки, а вершина — кормой, то есть нос по размерам должен быть больше кормы. Этот фактор связан с особенностями эксплуатации, например — с подвесными моторами.

Статья в тему:  Для чего нужны кринолины на лодке

После выполнения всего перечисленного со стороны носа и кормы по отвесу отбиваем линии, являющиеся как бы продолжением серединной и боковых линий дна. Отступив от нижнего края бревна на 120–150 мм, перпендикулярно вертикальным линиям прочерчиваем нижние кромки носа и кормы.


Разметка торцов заготовки.

Теперь надо определить длины носа и кормы. При изготовлении лодки рекомендованных габаритов они равны примерно 500–600 мм и 400–500 мм соответственно. В общем случае они зависят от диаметра ствола и могут меняться в ту или другую сторону. Но при любом значении длина носа должна быть больше длины кормы на 100–120 мм. Чтобы впоследствии «не потерять» нужные точки (места пересечений линий нижней кромки с вертикальной разметкой на торцах и боковых линий горизонтальной разметки с ограничителями длин кормы и носа) выделите их ярким карандашом или углем.


Определение длины носа и кормы лодки. Выделение реперных точек.

Разделка носа и кормы выполняется топором. Здесь важно не торопиться и не зарубать за отмеченные точки. Наклон щек должен быть не слишком крутой и не слишком пологий. Какие-либо другие рекомендации при этом вряд ли уместны: дерево нужно просто чувствовать и при выборе размеров полагаться сперва на интуицию, а впоследствии на опыт. Итак, остро отточенным топором придаем щеке форму, показанную на рисунке. Точно так же обрабатываем заготовку с другой стороны. Затем соединяем реперные точки и удаляем лишнее так, чтобы получилась узкая наклонная поверхность.

Статья в тему:  Когда можно выплывать на лодке 2020

Обработка оконечностей:
А — формирование щек, Б — обработка штевня.


Обработка оконечностей заготовки лодки.

Обработав описанным способом обе оконечности и не переворачивая заготовки, ошкуриваем ее по всей видимой поверхности. От крайних горизонтальных разметочных линий снимаем древесину лентами, чтобы в сечении ствол принял яйцеобразную форму. Обычно для этого требуется пройти 4–5 лент. Конечно, надо не забывать о симметричности бортов, а также не допускать видимых провалов и выпуклостей. Выход ленты к носу и норме должен быть плавным. Эта работа несложная, но требует аккуратности и не терпит торопливости. В заключение заготовку переворачиваем и окончательно ошкуриваем.

Я. Соломенников, И. Соломенников, с. Каратуз, Красноярский край.

Поделитесь этой страницей в соц. сетях или добавьте в закладки:

Небольшая лодка, выдолбленная из одного куска дерева

Ответ на вопрос Небольшая лодка, выдолбленная из одного куска дерева, в слове 4 букв:
Челн

На весло нагбенный,Один, смиренный житель волн,Гребет и к югу правит челн ;Другой, как волхвом пораженный,Стоит недвижим; на брегаГлаза вперив, не молвит слова,И через челн его ногаПерешагнуть уже готова.Плывут…«Причаливай, старик!К утесу правь», — и в волны вмигПрыгнул пловец нетерпеливыйИ берегов уже достиг.Меж тем, рукой неторопливойДругой ветрило опустив,Свой челн к утесу пригоняет,К подошвам двух союзных ивУзлом надежным укрепляетИ входит медленной стопойНа берег дикий и крутой.Кремень звучит, и пламя вскореДалеко осветило море.Суровый край!

Статья в тему:  Как называется лодка северян

В берег бьетсяЧуждый чарам черный челн .Чуждый чистым чарам счастья, Челн томленья, челн тревогБросил берег, бьется с бурей,Ищет светлых снов чертог.Мчится взморьем, мчится морем,Отдаваясь воле волн.Месяц матовый взирает,Месяц горькой грусти полн.Умер вечер.

Жизнь нашу можно удобно сравнивать со своенравною рекою, на поверхности которой плавает челн , иногда укачиваемый тихоструйною волною, нередко же задержанный в своем движении мелью и разбиваемый о подводный камень.-Нужно ли упоминать, что сей утлый челн на рынке скоропреходящего времени есть не кто иной, как сам человек?

Мой челн смерти взял неверный курс – то ли кормчий отвлекся созерцанием моей прекрасной отчизны, то ли в минуту рассеянности не туда повернул руль, уже не знаю что, знаю одно – я остался на земле и челн мой с той поры плавает в земных водах.

Челн у Лукьяныча оказался никудышный: только ребята зашевелились — челн качнулся, и они все упали в воду, кроме Лукьяныча.

Верно, не многие из нынешних поэтов, поющих « челн томленья, челн тревог», знают, какое это ощущение, когда полушубок станет «как кол» да сапоги задеревенеют («выскочил, как на грех, в нагольных сапожонках!») да в лицо, в глаза, в уши, в волосы набивает мокрым снегом, захватывает ветром дыхание!

И легкий челн выплывет тогда на самую середину реки, и прекрасная юная дева в белых одеждах взмахнет веслом, устремляя челн к брегу… Такой, наверное, увиделась юная Ольга юному Игорю-князю, как рассказывает о том легенда.

Статья в тему:  Как подключить тахометр на ямаха 30

После этого море стало все отодвигаться и отодвигаться и высосало челн из устья Перака; оно влекло его мимо Селангора, мимо полуострова Малакки, мимо Сингапура, все дальше и дальше к острову Бинтангу, и челн двигался, точно его вели на веревке.

чтоб вновь достичь предела,[69]Где я живу, – иду на эту круть;Где ж ты, – сказал я, – медлил так, Казелла?[70]94. А он на то: – Его в том воля будь!Тот, кто берет, кого и как рассудит,[71]Пусть возбранял не раз сюда мне путь, —97. Все ж воля в нем по Вечной Правде судит.[72]И подлинно, три месяца, как всех[73]Приемлет он, кто с миром в челн прибудет.[74]100. Так вот и я, став у поморий тех.Где воды Тибра стали солью полны.[75]Был благостно им принят в челн утех, —103. На устье том, где он парит чрез волны.[76]Затем что там сбирается все то,Что не падет за Ахерон безмолвный.106. – О!

Сделай Сам (Огонек) 1994-02, страница 31

6. 7 лет назад стоимость изготовленной на заказ долблёнки (там их называют стружками) равнялась примерно зарплате лаборанта.

Так может стоит попробовать? Тем более технология выделки осиновых лодок опробована веками!

Все осиновые долблёнки имеют небольшие размеры: длина от 3,5 до 6 м, ширина посередине от 70 до 105 см. Такие

Рис. 12. Осиновое бревно (в) и заготовка лодки с косом и кормой (б)

Статья в тему:  Как клеить жидкую латку на лодку пвх

лодки очень легкие, вес их колеблется от 40 до 80 кг, так что один человек может в случае необходимости перетащить лодку на расстояние в несколько сот метров, например, из озера в озеро. Лодки выдерживают до четырех человек. Иногда для увеличения грузоподъемности по бокам однодревки пришивают по тонкой доске. Такая лодка (набойница) в состоянии поднять уже 6 . 8 человек.

Осина для долблёнки выбирается только самого высокого качества: прямая, без гнили и щелей, «кореньговатая» (с волнистыми слоями, благодаря чему древесина не дает щелей), комлевая. Толщина осины желательна не менее 40 см При определении длины будущей долблёнки руководствуются соответствием части

ствола предъявляемым требованиям. Но повторяем, что короче 3,5 м лодку не делают, так как такая лодка слишком мала и неудобна для плавания. Конечно, желательна лодка побольше, но удлинять её за счет «сомнительной» части ствола не следует. Поэтому лучше вначале подстраховаться и обрезать сомнительные 0,5. 1 м, чем потом делать новую лодку!

Теперь, когда вы полностью уверены в каждом сантиметре выбранного осинового бревна, снимайте с него кору (очень аккуратно!) и принимайтесь за формирование кормы (из комлевой части) и носа (рис. 12). При маломальском умении работать топором, у вас не уйдет на это много времени.

Теперь предстоит выполнить задачу потруднее, то есть вырубить древесину внутри корпуса лодки. Для этого понадобится топор, а также пазник — инструмент, напоминающий тесло, но с изогнутым в дугу острием (рис. 13). Но не спешите врубаться в мягкую осиновую древесину острым топором. Сначала придется на верхней стороне обтесанной заготовки топором наметить своеобразную растянутую «восьмёрку», и только потом браться за топор, выбирая древесину через внутреннюю часть «восьмёрки» (рис. 14)

Статья в тему:  Как увеличить мощность лодочного мотора сузуки 4

Выдалбливание корпуса однодревки через «восьмёрку» значительно усложняет работу. Ведь середина лодки оказывается прикрытой двумя боковинами — частями верхней поверхности бревна, не попавшими в «восьмёрку» (см. рис. 14). В дальнейшем эти боковины будут развёрнуты что позволит увеличить ширину лодки. Но пока продолжаем выбирать древесину из корпуса лодки, используя все подходящие инструменты: и топор, и пазник, и описанную выше полукруглую стамеску на длинной ручке (см рис. 1).

Главное при долблении — вовремя остановиться и не пробить насквозь стенки лодки. Вообще-то оптимальная толщина стенок 2 см. но, работая топором, следует завершить работу, достигнув 4. 5-сантиметровой толщины стенок. И продол

Лодка “Долбленка” по старинной технологии

Уважаемые посетители сайта “Самоделкин друг” из представленного материала вы узнаете старинную и почти уже забытую технологию изготовления лодок “Долбленок” из ствола целого дерева. В основном на Руси для этого использовали дерево мягкой породы, такое как (ива или осина) … Как вы знаете в старину практически все делалось из дерева, дома, мебель, посуда, орудия труда, охоты и ловли рыбы. Потому как материал был самый доступный для простого человека, а главное абсолютно бесплатный, дарованный человеку самой Матушкой Природой.

В стародавние времена существовали целые артели плотников и мастеров, занимавшихся изготовлением лодок “Долбленок” дело это очень непростое, трудоемкое, а так же занимающее очень много времени.

Статья в тему:  Как правильно поставить лодку пвх на два якоря

Лодки начинали делать именно в зимнюю пору, когда дерево еще спит. Выбиралось дерево прямое и имеющее как можно меньше ответвлений и сучков, дабы судно получилось ровное и правильной формы, без изъяна. Спиливали и вырубали топорами форму лодки, после чего оставляли в лесу и засыпали снегом, под снежком ладья оставалась вплоть до весны, дабы древесина как следует вымокла. А как сойдет снег мужички возвращались и доставали замоченные лодки из болота талой воды, просушивали на костре придавая форму вставляя распорки. А потом просто волокли до деревни.

Вот к примеру Автор: Иван Петрович Овчинников из станицы Мигулинской расположенной на берегу реки Дон, решил срубить для своих нужд лодочку, по технологии которой его еще Дед обучил. Спилил значит Иван Петрович большую (иву) и приступил к работе….

Так, давайте рассмотрим, что конкретно понадобится автору?

Материалы

  1. дерево мягкой породы (ива, осина)

Инструменты

  1. топор
  2. коловорот
  3. тесло
  4. бензопила

Процесс изготовление лодки “Долбленки” по старинной технологии своими руками

И так, начал Иван Петрович с того, что выбрал подходящую по размеру (иву) спилил, а так же очистил ствол от коры. Затем приступил к формированию основания лодки. Все делается постепенно и расчетливо, сначала делается запил 10-15 см от края, а потом скалывается топором. Закончив с верхней частью, мастер начал топориком придавать форму сужающуюся к основанию. Далее автор начинает при помощи топора и тесла выдалбливать внутреннюю часть лодки. Обратите внимание! мастер оставляет 2 перегородки, они будут служить некими “ребрами жесткости. Вот таким образом, потихоньку, выдалбливалась внутренность. Главное в этом деле, по словам автора, “Не рубануть лишнего” Лучше делать медленно и аккуратно, не торопясь, расчетливо, ибо сильный удар по борту лодки, сможет привести всю работу в негодность. Теслом обрабатывает внутренние края лодки. Готовую лодку потом еще следует обжечь на костре или опалить при помощи паяльной лампы, это нужно для того чтобы дерево во время эксплуатации не боялось воды. Вот собственно такая замечательная лодка получилась у Ивана Петровича Овчинникова из станицы Мигулинской. Самое главное, что материал дан природой, абсолютно бесплатно и соблюдены все традиции наших предков. Большое Спасибо Вам дядь Ваня за ваш труд!

Статья в тему:  Как подключить тахометр на ямаха 30

Если Вам понравился материал, то приглашаем в нашу группу ВКонтакте

Так же Вы можете посмотреть очень хороший и качественный фильм о мастерах и сделанных ими лодках, все снято профессионально и подробно, приятно смотреть . Вам покажут все этапы строительства лодки наглядно, что закрепит пройденный материал. Фильм “Сделай себе ботник” 2 серии

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: