Как называется лодка на немецком
Подводный флот немцев во времена Второй мировой
В этой статье вы узнаете:
Подводный флот Третьего Рейха имеет свою интересную историю.
Поражение Германии в войне 1914-1918 года принесло ей запрет на строительство подводных лодок, однако после прихода Адольфа Гитлера к власти кардинально изменило ситуацию с вооружением в Германии.
Создание ВМФ
В 1935 году Германия подписало военно-морское соглашение с Великобританией, результатом которого стало признание субмарин устаревшим оружием, и получение, таким образом, разрешение на их строительство Германией.
Все подводные лодки входили в подчинение Кригсмарине — ВМФ Третьего Рейха.
Карл Денасуиц
Летом этого же 1935 года фюрер назначает Карла Дёница командующим всеми субмаринами Рейха, на этом посту он находился до 1943 года, когда был назначен главнокомандующим ВМФ Германии. В 1939 году Дёниц получил звание контр-адмирала.
Множество операций разрабатывал и планировал лично он. Через год, в сентябре Карл становится вице-адмиралом, а еще через полтора года получает звание адмирала, в это же время он получает Рыцарский крест с Дубовыми листьями.
Именно ему принадлежит большинство стратегических разработок и идей, применённых во время подводных войн. Дёниц создал из своих подчинённых подводников новую сверхкасту «непотопляемые Пиноккио», а сам получил прозвище «Папа Карло». Все подводники проходили интенсивную подготовку, и знали возможности своей субмарины досконально.
Тактика ведения боя подводными лодками Дёница была настолько талантлива, что получила у противника прозвище «волчьи стаи». Тактика «волчьих стай» была следующей: субмарины выстраивались таким образом, чтобы одна из подводных лодок смогла обнаружить приближение конвоя противника. Нашедшая противника субмарина передавала зашифрованное сообщение в центр, и дальше она продолжала путь уже в надводном положении параллельно противнику, однако довольно удалено за ним. Остальные субмарины наводились центром на конвой противника, и они окружали его как стая волков и нападали, пользуясь численным превосходством. Такие охоты обычно велись в темное время суток.
Строительство
На вооружении ВМФ Германии находилось 31 боевая и учебная флотилия подводного флота. Каждая из флотилий имела четко организованную структуру. Число субмарин входящих в определенную флотилию могло, меняться. Субмарины часто выводились из состава одного подразделения и вводили в другое. Во время боевых выходов в море командованием занимался одним из командиров оперативной группой подводного флота, а в случаях очень важных операций управление на себя брал командующий подводного флота Бефельсхабером дер Унтерзееботе.
На протяжении войны Германия построила и полностью укомплектовала 1153 субмарины. Во время войны пятнадцать субмарин было изъято у противника, они были введены в «волчью стаю». Турецкая и пять голландских субмарин принимали участия в сражениях, две норвежские, три голландские и по одной французской и английской были учебные, четыре итальянских были транспортные и одна итальянская субмарина, стояла в доках.
Как правило, основными целями субмарин Дёница являлись транспортные суда противника, которые отвечали за обеспечение войск всем необходимым. Во время встречи с судном противника, действовал главный принцип «волчьей стаи» — уничтожить судов больше, чем противник сможет построить. Такая тактика приносила свои плоды с первых дней войны на огромных водных просторах от Антарктиды до Южной Африки.
Требования
Основой нацистского подводного флота были субмарины 1,2,7,9,14,23 серии. В конце 30-х годов Германия в основном строила подводные лодки трёх серий.
Главное требования к первым подлодкам — это применение субмарин в прибрежных водах, такими стали подлодки второго класса, они были просты в обслуживании, хорошо маневренны и могли погрузиться за несколько секунд, но их недостатком был маленький боекомплект, поэтому их сняли с производства в 1941 году.
Во время ведения боя в Атлантике применялась седьмая серия подлодок, разработкой которых изначально занималась Финляндия, они считались самыми надёжными, так как они были укомплектованы шноркелям — устройством, благодаря которому под водой можно было заряжать аккумулятор. Всего их было построено более семисот штук. Для ведения боя в океане использовались субмарины девятой серии, так как они имели большой радиус действия и могли без дозаправки плыть даже в Тихий океан.
Комплексы
Строительство огромной подводной флотилии подразумевало постройку комплекса оборонных сооружений. Предполагалась постройка мощных бетонных бункеров с укрепительными сооружениями для тральщиков и торпедных катеров, с наличием огневых точек и укрытий для артиллерии. Специальные укрытия также строились в Гамбурге, Киле на их военно-морских базах. После падения Норвегии, Бельгии и Голландии Германия получила дополнительные военные базы.
Так для своих субмарин нацисты создали базы в Норвежском Бергене и Тронхейме и французских Бресте, Лорьяне, Сен-Назере, Бордо.
В германском Бремене был оборудован завод по выпуску субмарин 11 серии, оборудован он был в середине громадного бункера возле реки Везер. Несколько баз для субмарин немцам предоставили и японские союзники база в Пенанге и на Малайском полуострове, так же в индонезийской Джакарте и японской Кобе был оборудован дополнительный центр для ремонта немецких субмарин.
Вооружение
Основным вооружением субмарин Дёница были торпеды и мины, эффективность которых постоянно повышалась. Также субмарины были укомплектованы артиллерийскими орудиями 88-мм либо 105-мм калибром, ещё могли быть установлены и зенитные пушки с калибром 20 мм. Однако начиная с 1943 года артиллерийские орудия постепенно снимались, так как эффективность палубного орудия существенно снизилась, а вот опасность авиационной атаки наоборот, заставила усилить мощь зенитного вооружения. Для эффективности ведения подводного боя немецкие инженеры смогли разработать детектор радарного излучения, что позволяло избегать английских радиолокационных станций. Уже в конце войны, немцы стали оборудовать свои подводные лодки большим количеством аккумуляторов, что позволяло развивать скорость до семнадцати узлов, однако окончание войны не позволило перевооружить флот.
Боевые действия
Субмарины участвовали в боевых операциях 1939-1945 года в 68 операциях. За это время субмаринами было потоплено 149 боевых кораблей противника, из них два линейных корабля, три авианосца, пять крейсеров, одиннадцать миноносцев и множество других судов, общим тоннажем 14879472 брутто-регистровые тонны.
Потопление Корейджес
Первой крупнейшей победой «волчьи стаи» стало потопление авианосца «Корейджес». Это произошло в сентябре 1939 года, авианосец был потоплен подлодкой U-29 под командованием капитан-лейтенанта Шухарта. После потопление авианосца субмарину четыре часа преследовали сопровождающие его эсминцы, однако U-29 смогла выскользнуть, почти без повреждений.
Уничтожение Ройял Оук
Следующей блистательной победой стало уничтожение Линкора «Ройял Оук». Произошло это после того как на военно-морскую базу Англии в Скала-Флоу проникла подводная лодка U-47 под командованием капитан-лейтенанту Гюнтера Прина. После этого рейда флот Великобритании пришлось на полгода перебазировать в другое место.
Победа над Арк Ройял
Очередной громкой победой подводных лодок Дёница стало торпедирование Авианосца «Арк Ройял». В ноябре 1941 года субмарины U-81 и U-205, находящиеся возле Гибралтара получили приказ атаковать британские корабли, возвращающиеся с Мальты. В ходе атаки был поражен авианосец «Арк Ройял», сначала британцы надеялись, что смогут отбуксировать подбитый авианосец, однако этого сделать не получилось, и «Арк Ройял» затонул.
С начала 1942 года немецкие подводники начали проводить военные операции в территориальных водах США. Города Соединённых Штатов даже по ночам не были темными, грузовые суда и танкеры перемещались без военного сопровождения, поэтому количество уничтоженных американских судов исчислялось запасом торпед на субмарине, так субмарина U-552.за один выход потопила семь американских кораблей.
Легендарные подводники
Самыми результативными подводниками Третьего Рейха стали Отто Кречмер и капитан Вольфганг Лют, сумевшие потопить по 47 судов с тоннажем свыше 220 тысяч тонн. Наиболее результативной была подводная лодка U-48, экипаж которой потопил 51 судно, с тоннажем около 305 тысяч тонн. Самое длительное время в плаванье пребывала подводная лодка U-196, под командованием Эйтель-Фридриха Кентрата, которая пребывала в плаванье 225 суток.
Оборудование
Для связи с субмаринами использовались радиограммы, зашифрованные на специальной шифровальной машине «Энигма». Великобритания принимала все возможные усилия для получения этого устройства, так как расшифровать тексты по-другому не получалось, однако как только появлялась возможность выкрасть такую машину из захваченной субмарины, немцы первым делом уничтожали устройство и все шифровальные документы. Однако все-таки это им удалось после захвата U-110 и U-505, так же в руки попали и ряд зашифрованных документов. U-110 была атакована глубинными бомбами британцев в мае 1941 года, в результате повреждений субмарина вынуждена была всплыть, немцы планировали сбежать с субмарины и потопить ее, однако потопить её не успели, поэтому лодка была захвачена британцами, и в руки им попала «Энигма» и журналы с шифрами и картами минных полей. Для того, что бы тайна о захвате «Энигмы» была сохранена, из воды спасли весь уцелевший экипаж подводников, сама лодка вскоре была потоплена. Полученные шифры позволяли британцам до 1942 года быть в курсе немецких радиограмм, пока «Энигма» не была усложнена. Взломать этот шифр помог захват зашифрованных документов, находившихся на борту U-559. Она была атакована британскими эсминцами в 1942 году и взята на буксир, там же была найдена и новая вариация «Энигмы», однако субмарина начала быстро идти на дно и шифровальная машина вместе с двумя британскими матросами утонула.
Победы
За время войны немецкие субмарины захватывались много раз, некоторые из них также впоследствии ставились на вооружения флота противника, как например, U-57,ставшая британской подлодкой «Граф», проводившая боевые операции в 1942-1944 годах. Несколько из своих субмарин немцы потеряли из-за наличия брака в устройстве самих подводных лодках. Так субмарина U-377, пошла на дно в 1944 году из-за взрыва своей же циркулирующей торпеды, подробности потопления не известны, так как весь экипаж так же погиб.
Конвой фюрера
На службе у Дёница, так же находилось еще одно подразделение субмарин, получивших название «Конвой фюрера». В секретную группу входило тридцать пять субмарин. Англичане, считали что эти подводные лодки предназначались для перевозки полезных ископаемых из Южной Америки. Однако остаётся загадкой, почему в конце войны, когда подводный флот был почти полностью разрушен, Дёниц не вывел из «Конвоя фюрера» не одной субмарины.
Существую версии, что эти субмарины использовались для контроля над секретной нацистской Базой 211 в Антарктиде. Однако две из субмарин конвоя были обнаружены уже после войны возле Аргентины, капитаны которых утверждали, что перевозили неизвестный секретный груз и двух тайных пассажиров в Южную Америку. Некоторые из субмарин этого «призрачного конвоя» так и не были обнаружены после войны, да и военных документах упоминаний о них почти не было, это U- 465, U-209. Всего историки говорят о судьбе всего лишь 9 из 35 субмарин — U-534, U-530, U-977, U-234, U-209, U- 465, U -590,U-662, U863.
Закат
Началом конца для германских субмарин стал 1943 год, когда начались первые неудачи подводников Дёница. Первые провалы были обусловлены усовершенствованием радара союзников, следующим ударом по субмаринам Гитлера стала нарастающая индустриальная мощь США, они успевали строить корабли быстрее, чем немцы их топили. Даже установление новейших торпед на субмарины 13 серии, не смогли перевесить чашу весов в пользу нацистов. За время войны Германия потеряла почти 80% своих подводников, в конце войны в живых было только семь тысяч.
Однако субмарины Дёница до последнего дня сражались за Германию. Сам Дёниц стал приемником Гитлера, позже арестован и осужден на десять лет.
лодка
1 лодка
двигать лодку — das Boot schieben, das Boot treiben
доставить лодку к воде — das Boot zu Wasser bringen;
«подхлестнуть» лодку — разг. das Boot anschieben
«присидёться» к лодке — разг. in das Wettkampfboot einfahren
спустить лодку на воду — das Boot einsetzen, das Boot aufs Wasser setzen, das Boot ins Wasser schieben
лодка, академическая — Ruderboot n
лодка, вспомогательная — Nebenboot n
лодка, гоночная — Rennboot n
лодка, гоночная парусная — Regattaboot n
лодка, деревянная — Holzboot n
лодка, клинкерная — Klinkerboot n
лодка, командная — Mannschaftsboot n, Großboot n
лодка, легко управляемая — wendiges Boot n
лодка, лидирующая — Spitzenboot n, führendes Boot n
лодка, маломестная — Kleinboot n
лодка, многоместная — см. лодка, командная
лодка, моторная — Motorboot n
лодка, основная — Hauptboot n
лодка, парная — Skullboot n
лодка, парусная — Segelboot n
лодка, пластмассовая — Kunststoffboot n
лодка, прокатная — Leihboot n
лодка, разборная — Faltboot n
лодка, распашная — Riemenboot n
лодка, скифовая — Bootsschale f
лодка, спасательная — Rettungsboot n; Rettungskahn m; Rettungsschiff n
лодка, туристская — Wanderboot n
лодка, туристская моторная — Motorwanderboot n
лодка, туристская надувная — Wanderschlauchboot n
лодка, туристская парусная — Segelwander boot n
лодка, учебная — Übungsboot n; Gig n
2 лодка
3 лодка
4 лодка
5 лодка
6 лодка
7 лодка
спаса́тельная ло́дка — Réttungsboot n
надувна́я ло́дка — Schláuchboot n
8 лодка
больша́я, ма́ленькая, лёгкая, бы́страя ло́дка — ein gróßes, kléines, léichtes, schnélles Boot
мото́рная ло́дка — Mótorboot
надувна́я ло́дка — Schláuchboot
па́русная ло́дка — Ségelboot
взять ло́дку напрока́т — sich ein Boot áusleihen
сесть в ло́дку — ein Boot bestéigen [in ein Boot éinsteigen]
вы́йти из ло́дки — aus dem Boot (áus)stéigen [das Boot verlássen]
ло́дка отча́ливает от бе́рега. — Das Boot legt (vom Úfer) áb.
ло́дка прича́лила к бе́регу. — Das Boot légte (am Úfer) án.
ло́дка плывёт, кача́ется на волна́х. — Das Boot fährt, scháukelt auf den Wéllen.
Мы сиде́ли в ло́дке. — Wir sáßen im Boot.
Я люблю́ ката́ться на ло́дке. — Ich fáhre gern Boot.
Туда́ мы плы́ли на ло́дке. — Dorthín sind wir mit dem Boot gefáhren.
Под-во́дная ло́дка — das Boot [das Únterseeboot]:
Подво́дная ло́дка погружа́ется, всплыва́ет. — Das Boot taucht áb, taucht áuf.
9 лодка
См. также в других словарях:
ЛОДКА — ЛОДКА, лодки, жен. 1. Небольшое судно для плавания по воде. Двухвесельная лодка. Парусная, моторная, гоночная лодка. Кататься на лодках. 2. Название для известных видов военных судов (мор.). Канонерская лодка. Подводная лодка. Толковый словарь… … Толковый словарь Ушакова
лодка — ладья, челн, челнок, гондола, байдарка, душегубка, верейка, швербот, дощаник, ялик, лодочка, клинкер, фангсбот, шаланда, бударка, моторка, распашная, парная, байда, гичка, астраханка, умиак, дора, плоскодонка, сомина, пакетбот, подчалок, пирога,… … Словарь синонимов
ЛОДКА — «ЛОДКА» (Das Boot) ФРГ, 1981, 150 мин. Военная драма. В 1983 году представление на Московский фестиваль картин «Лодка» и «Лили Марлен» было воспринято в высоких советских инстанциях как настоящая диверсия. Иной взгляд на немцев, тоже познавших в… … Энциклопедия кино
ЛОДКА — наименование мелких гребных судов, принятое на реках. Самойлов К. И. Морской словарь. М. Л.: Государственное Военно морское Издательство НКВМФ Союза ССР, 1941 Лодка 1) общее название легких гребных речных судов ( … Морской словарь
ЛОДКА — речное гребное (иногда парусное или моторное) судно. В ВМФ лодками называют корабли некоторых классов, напр., канонерская лодка, подводная лодка … Большой Энциклопедический словарь
лодка — ЛОДКА, челнок, челн, трад. поэт. ладья … Словарь-тезаурус синонимов русской речи
ЛОДКА — ЛОДКА, судно, предназначенное для перевозки пассажиров и грузов по воде. В настоящее время «лодками» называют только небольшие суда, которые легко можно вытащить на берег. Суда большего размера называют КОРАБЛЯМИ. Еще в доисторические времена для … Научно-технический энциклопедический словарь
ЛОДКА — ЛОДКА, и, жен. 1. Небольшое, обычно гребное судно. Кататься на лодке. Двухвёсельная л. Парусная л. Моторная л. Надувная л. 2. Название нек рых видов военных судов. Канонерская л. Подводная л. (боевой корабль, способный совершать плавание в… … Толковый словарь Ожегова
лодка — вертучая (Серафимович); веселая (Фет); зыбкая (Серафимович); утлая (Некрасов); узкая (Блок) Эпитеты литературной русской речи. М: Поставщик двора Его Величества товарищество Скоропечатни А. А. Левенсон . А. Л. Зеленецкий. 1913 … Словарь эпитетов
ЛОДКА — долбленкасеверных народов Сибири. Во время военных действий использовалась в качестве коллективного щита … Энциклопедия вооружений
Стальные акулы Гитлера. Чем немецкие подлодки отличались от всех прочих?
В 1935 г. в Киле была спущена на воду первая немецкая подводная лодка, построенная после Первой мировой войны. Это была маленькая и устаревшая субмарина, к тому же погибшая во втором походе. Но кошмар подводной войны 1939-1945 начался с нее.
Военно-морские преступления
Первое, что приходит в голову, когда речь заходит о немецких подводниках, — это их военные преступления. Обычно им ставят в вину потопление гражданских судов и расстрел пытающихся спастись пассажиров. Нюрнбергский трибунал, пытаясь осудить главкома ВМФ Германии Карла Дёница, цитировал его приказ от сентября 1942 г.: «Запрещается предпринимать любые попытки к спасению команд потопленных кораблей и судов, то есть вылавливать тонущих, передавать их на спасательные шлюпки, возвращать в нормальное положение перевернутые шлюпки, снабжать пострадавших провизией и водой. Спасение противоречит самому первому правилу ведения войны на море, требующему уничтожения судов противника и их команд».
Но что-то пошло не так: Дёницу дали всего 10 лет тюрьмы. Он все-таки не призывал расстреливать барахтающихся в воде людей. Но некоторые из его офицеров дошли до этого своим умом.
13 марта 1944 г. подлодка U-852 потопила у берегов Африки греческий пароход «Пелеус». Поскольку лодка выполняла в тех водах секретную миссию, ее командир Хайнц Вильгельм Экк приказал расстрелять всех спасшихся из автоматов. Стреляли подводники так себе: три грека выжили и впоследствии дали показания.
После окончания войны всех членов экипажа U-852 доставили в Германию и там судили военно-полевым судом. Командира, судового врача и старпома расстреляли. Старший механик получил пожизненный срок, штурман — 7 лет.
Другие случаи убийств на море до суда не дошли. Причина проста: к концу войны погибли 32 из 39 тысяч немецких подводников.
Немецкое качество
Долгое время было принято считать, что немецкие подлодки были на голову выше, чем русские, английские и американские. Это далеко не всегда справедливо. Сами по себе немецкие лодки, вынесшие на себе основное бремя войны на море, ничем особенным от «одноклассников» других стран не отличались. Сравним ТТХ субмарин серии VII C (такая «исполнила главную роль» в фильме Вольфганга Петерсена «Подводная лодка») с советскими и британскими.
СССР:
- Тип: Щ
- Водоизмещение: 706 тонн
- Мощность двигателей: 1000 л/с
- Торпедных аппаратов: 6
- Скорость подводная/надводная: 11,6/14 миль в час
- Глубина погружения: 90 метров
- Автономность: 20 суток
Германия:
- Тип: VII C
- Водоизмещение: 871 тонн
- Мощность двигателей: 750 л/с
- Торпедных аппаратов: 5
- Скорость подводная/надводная: 7,6/17 миль в час
- Глубина погружения: 100 метров
- Автономность: 35 суток
Великобритания:
- Тип: S-class
- Водоизмещение: 935 тонн
- Мощность двигателей: 1300 л/с
- Торпедных аппаратов: 7
- Скорость подводная/надводная: 10/15 миль в час
- Глубина погружения: 110 метров
- Автономность: 40 суток
Как видим, никаких особенных качественных преимуществ. Другое дело, большие немецкие океанские подлодки типа XXI, которые действительно превосходили все, что было на тот момент у союзников. Однако появились они слишком поздно. Только две лодки этого типа успели выйти на боевое патрулирование до конца войны. Никакого влияния на ход боевых действий они не оказали.
В чем же дело?
Почему же тогда немецкие подлодки наводили такой ужас на моряков союзных держав, в первую очередь английских и американских? Дьявол, как всегда, крылся в деталях.
Если в чем-то «немецкое качество» под водой себя и проявило, то в ряде важных, но вспомогательных механизмов, а также в вооружении. К первым отнесем шноркель — устройство, позволяющее дизель-электрическим подлодкам передвигаться в подводном положении на дизельной тяге. До того, как немцы применили это устройство в 1943 г., лодки в надводном положении ходили с двигателями внутреннего сгорания, а в подводном — на электромоторах, которым для работы не нужен атмосферный воздух. Шноркель — всасывающая и выхлопная труба, шедшая от дизелей и выведенная из боевой рубки подводной лодки вместе с перископами, — решал эту проблему. Теперь на перископной глубине лодки «научились» ходить, не расходуя заряда аккумуляторных батарей.
К передовому оружию немецких субмарин в первую очередь стоит отнести электрические самонаводящиеся торпеды «Цаункёниг», появившиеся в 1943 г. Встроенные в них гидрофоны вели торпеды на шум гребных винтов. Первый неповрежденный образец «Цаункёнига» был получен советским ВМФ летом 1944 г. с потопленной в Финском заливе лодкой U-250.
— Всего в годы войны у немцев воевали 1154 подводные лодки. С 1939 по 1945 г. они потопили 3083 торговых судна общим тоннажем 14 528 570 т. Успехи немецких подводников по борьбе с военными кораблями союзников куда скромнее: 2 линкора, 7 авианосцев, 9 крейсеров и 63 эскадренных миноносца.
— Самая результативная подводная лодка, U-48, потопила 52 судна общим тоннажем 307 935 тонн. За годы войны была безвозвратно потеряна 721 германская подводная лодка.
Операция «Радуга»: как немцы топили свои подлодки в мае 1945-го (9 фото)
В тот день, вопреки желанию победителей и приказу собственного начальства, немецкие подводники затопили на Балтике более двухсот субмарин.
Война, проигранная до капитуляции
Во время Второй Мировой Германия и антигитлеровская коалиция сражались на земле, в воздухе, на воде и под водой. Противостояние немецких подводников с силами союзников на атлантических коммуникациях получило со временем название Битва за Атлантику. В сентябре 1939-го в составе кригсмарине было всего 57 подлодок, тем не менее немцы рассчитывали с их помощью организовать морскую блокаду Великобритании. И хотя сделать это так и не удалось, немцы нанесли англичанам серию болезненных ударов.
Немецкими субмаринами командовал Карл Дениц. Еще в мирное время он готовил своих подводников к схватке с конвоями, отрабатывая тактику «волчьей стаи» – группового нападения лодок на суда. Она зарекомендовала себя, как вполне действенная, но Деницу не хватало подлодок, чтобы добиться ситуации, когда его подопечные топили бы кораблей больше, чем Британия успевала бы строить.
В 1942-м подводные силы кригсмарине достигли пика своих успехов, но тут в войну на стороне Великобритании вступили Соединенные Штаты. Появление нового противника с большим военным и экономическим потенциалом означало для Германии, что Битва за Атлантику будет проиграна. В мае 1943 года противолодочные силы союзников перешли в наступление. Выбив немецкие подлодки из Северной Атлантики, они изгнали «волчьи стаи» с конвойных маршрутов.
С этого момента стало ясно, что подводную войну Третий рейх проиграл. Его подводникам нечего было противопоставить мощи союзников, чьи самолеты и корабли теперь господствовали в океане. А высадка в Нормандии, лишила немецкий флот удобных французских баз, заставив его перебросить подлодки в Норвегию. Но подводные силы Германии были еще сильны – к январю 1945-го они насчитывали около четырехсот субмарин, включая новейшие «электролодки» XXI и XXIII типов.
Трудный вопрос
До смерти фюрера гросс-адмирал Дениц, ставший к тому моменту командующим кригсмарине, оставался его верным последователем и отвергал капитуляцию. В последних числах апреля 1945-го он издал приказ, согласно которому немецкий флот должен был быть уничтожен, чтобы предотвратить его захват противником. Это не касалось лишь судов и кораблей, которые могли бы пригодиться в будущем для рыболовства, перевозки грузов и траления морских мин. Дениц не желал для своих ВМС повторения позорной участи 1919 года и был уверен, что командиры затопят корабли, лишь бы они не достались победителям.
Затопление должно было начаться после передачи по радио кодового слова «Радуга». 2 мая штаб гросс-адмирал снабдил дополнительными инструкциями командиров подлодок. На подготовку к уничтожению кораблей им давалось двое суток, так как планировалось, что сигнал «Радуга» будет передан в эфир 4 мая. Дениц хотел уничтожить весь оставшийся флот, полагая, что так нанесет противнику последнюю пощечину. Но вскоре ему пришлось изменить свое мнение.
Вечером 30 апреля гросс-адмирал узнал, что покончивший с собой Гитлер, назначил его своим приемником. К тому моменту, Дениц уже смирился с мыслью, что капитуляция вермахта неизбежна. Став главой Рейха, он счел своей задачей продолжить борьбу на Восточном фронте, чтобы успеть вывезти из восточных районов Рейха на запад, как можно больше немецкого населения и войск.
При этом Дениц рассчитывал капитулировать «по частям», то есть допустить сдачу немецких войск лишь англо-американским союзникам, а не Красной Армии. Гросс-адмирал надеялся, что вместе с ними сможет продолжить войну против Советского Союза.
3 мая 1945-го в штаб командующего группой союзных войск фельдмаршала Монтгомери прибыл генерал-адмирал фон Фридебург, наделенный Деницем полномочиями заключить сепаратную капитуляцию вермахта в северо-западной Германии. Монтгомери согласился её принять, при условии, что также сдадутся немецкие войска в Голландии и Дании, равно как и германский военно-морской флот. При этом он поставил условие: до того, как 5 мая в 8:00 капитуляция вступит в силу, любое уничтожение оружия запрещено.
Это означало сдачу всех боеспособных кораблей кригсмарине, что стало тяжёлым ударом для Денница. Выполнение этого условия противоречило флотским традициям и понятию воинской чести. Высокопоставленные офицеры верховного командования вермахта считали подобное требование невыполнимым. Они предложили немедленно уничтожить все оружие, включая и корабли. Но фон Фридебург эту идею отверг, поскольку она аннулировала бы договоренность о капитуляции.
После долгих раздумий Дениц принял условия Монтгомери, решив, что честью в этом случае придется поступиться. Сохранение флота давало шансы спасти значительную часть немецких восточных армий и многих беженцев, которых кригсмарине продолжали эвакуировать через Балтику на запад. В результате 4 мая гросс-адмирал приказал всем частям вермахта, находившимся в районе локальной капитуляции, прекратить боевые действия. Военно-морским силам надлежало продолжать эвакуацию людей, без уничтожения кораблей.
Решение Деница прежде всего касалось подводных лодок, находившихся в море. Им было приказано окончить военные действия и вернуться в базу немедленно. Сообщение с таким приказом транслировалось постоянно на всех волнах, так как не все субмарины могли принять его своевременно. Подробности процедуры локальной капитуляции были переданы всем германским силам на западе вечером 4 мая.
Операция «Радуга»
Некоторые немецкие подлодки на Балтике были затоплены еще до сигнала «Радуга». Это произошло на военно-морских базах, к которым с востока приближались советские войска. Так, в период 2-3 мая в Травемюнде (район морского порта Любек) произошло массовое уничтожение новейших субмарин XXI серии.
Остальные подводные лодки, находившиеся в еще не захваченных немецких балтийских портах, ожидали передачи кодового слова. Однако вместо него, 4 мая их радиостанции приняли приказ о прекращении боевых действий и сохранении кораблей для сдачи.
Как указывают различные западные историки, это сообщение шокировало подводников. В своих отчетах в конце войны британское Адмиралтейство отмечало, что боевой дух германского подплава не сломлен и подводники остаются наиболее боеспособным родом войск в вермахте. Все что произошло далее можно объяснить именно этим фактом.
Некоторые экипажи субмарин начали их самовольное уничтожение. Они решили, что приказ Деница неправомерен, поскольку отдан под давлением союзников. Так в своих мемуарах немецкий подводный ас Петер Кремер упоминает, что он сказал экипажу по этому поводу: «Кремер никогда не поднимет белый флаг и не сдаст свою лодку – затопите её!»
Однако, не все командиры обладали подобной решимостью. Получив 4 мая приказ о капитуляции и запрете на уничтожение кораблей, они засыпали штаб гросс-адмирала запросами о происходящем. Относительно того, что произошло дальше существует несколько версий.
Сам Дениц в мемуарах упоминает, что в ночь с 4 на 5 мая было затоплено несколько подлодок, чьи экипажи сочли его распоряжение о капитуляции незаконным. Однако в реальности речь шла не о «нескольких», а о десятках субмарин.
Немецкий публицист Вольфганг Франк писал, что в ту ночь в штабе Деница телефоны разрывались от звонков офицеров, требовавших объяснить – почему отменено затопление кораблей? Адъютант Деница, Людде–Нойрат без устали отвечал, что в сложившейся обстановке это невозможно, поскольку нарушает условия капитуляции. Но когда ему задали вопрос: «Что же нам делать?», адъютант намекнул, что будь он командиром, то поступил бы так, как подсказывают честь и традиции. Офицеры-подводники намек поняли и операция «Радуга» началась.
Версию Франка можно счесть излишне романтизированной. Как известно, сигнал «Радуга» был передан по радио из ставки Деница его адъютантом 5 мая в 01:34, но спустя восемь минут гросс-адмирал отменил этот приказ дабы не злить союзников. Вероятно, Людде-Нойрат действовал по негласному распоряжению шефа. Адъютант просто взял вину на себя, позволив Деницу сохранить лицо. В пользу этого, говорит то, что в операции «Радуга» участвовали только подводники, так как надводные суда и корабли кригсмарине затоплены в ту ночь не были.
Избежавшие последствий
Результаты «Радуги» оказались следующими. Все подводные лодки, находившиеся в западной Балтике, были затоплены или взорваны. Таким образом, в период со 2 по 5 мая немцы уничтожили там более двух сотен субмарин. Любопытно, что Дениц и его подчиненные не понесли никакого наказания, несмотря на прямое нарушение условий локальной капитуляции. Вскоре фон Фридебург вновь прибыл в штаб Монтгомери, где от имени правительства Германии подписал её.
Затопив свои лодки, немцы оказали союзникам услугу, избавив их от необходимости делить множество трофейных субмарин. Поэтому англичане и американцы не приняли в отношении них репрессивных мер. Похоже, что желание проигравших и победителей тут совпали. Но стоит отметить, что находившиеся в Норвегии субмарины не были уничтожены. Они капитулировали и попали в руки союзников. Несколько немецких подлодок были переданы СССР по условиям репараций. В порты стран-победителей они пришли под черными флагами.