Как называется лодка из шкур
Umiak
Эскимосская лодка из шкур , umialak , umiaq , umiac , oomiac , oomiak , ongiuk или anyak [1] является тип открытой кожи лодки , используется как эскимосов и инуитов , и первоначально был найден во всех прибрежных районах от Сибири до Гренландии . [2] [3] Впервые возникший во времена Туле , он традиционно использовался летом для перемещения людей и имущества в сезонные охотничьи угодья, а также для охоты на китов и моржей . [2] [4] Хотя умиак обычно приводился в движение веслами (женщины) или веслами (мужчины), паруса – иногда сделанные из кишок тюленя- также использовались, а в 20 веке использовались подвесные моторы . [4] [5] [6] Поскольку у умиака нет киля, паруса нельзя использовать для лавирования . [7]
Содержание
- 1 Размер и конструкция
- 2 Современное использование
- 3 Имя
- 4 См. Также
- 5 Примечания
- 6 Ссылки
- 7 Внешние ссылки
Размер и конструкция [ править ]
Как и каяк , традиционный умиак был сделан из коряги или каркаса из китового уса, привязанного и скрепленного вместе, иногда рогами или слоновой костью, на которые натянута шкура моржа или бородатого тюленя . [8] Масло, обычно получаемое из уплотнений, будет использоваться для покрытия и гидроизоляции швов. [2] [9] Для большого умиака, 9,1 м (30 футов), нужно было сшить вместе около семи шкурок, натянуть на раму и дать высохнуть. [10] Современные версии практически идентичны, за исключением использования металлических болтов и винтов.
Открытый умиак значительно больше, чем закрытый каяк, который был построен для перевозки одного или двух человек во время охоты. Обычно 9 или 10 м (30 или 33 футов), умиак может быть от 6 до 10 м (от 20 до 33 футов) в длину и от 1,5 до 2 м (от 5 до 7 футов) в ширину. [2] [10] Ханс Эгеде , норвежско-датский лютеранский миссионер в Гренландии в 1721 году, заявил, что видел умиаков длиной 18 м (60 футов). [5]
Хотя умиак мог перевозить до 15 пассажиров, его легкий вес и отсутствие киля позволяют нескольким людям переносить его по дрейфу или прибрежному льду на открытую воду. [10] [11] [7] Современная компания, которая обучает людей ручному изготовлению умиаков, утверждает, что лодка длиной 7,3 м (24 фута) весит около 68 кг (150 фунтов) по сравнению с 340 кг (750 фунтов) для современного судна. [12]
Современное использование [ править ]
Хотя использование умиака и каяка прекратилось в большинстве районов Арктики, оно по-прежнему является важной частью жизни китобойных деревень Юпик и Инупиат на Аляске. Лодку необходимо буксировать на санях, запряженных снегоходом, по очень неровным тропам, прорезанным ледяными грядами, к местам, где есть открытые проводки в пакете льда , где они используются для ловли китов.
Кожаный чехол на умиак прослужит два-три года, как и алюминиевая лодка, используемая таким же образом; однако заменить обшивку на умиаке намного проще, чем отремонтировать алюминиевую лодку. Кроме того, гренландский кит чувствителен к металлическому шуму от алюминиевых лодок и имеет тенденцию уходить под лед, чтобы избежать их. [ необходима цитата ]
В Уткьявике на Аляске процесс замены кожи умиака начинается, когда лед удаляется от берегов Северного Ледовитого океана в июле. В первый же летний выход в океан китобойные бригады охотятся на оогрука , бородатого тюленя, в поисках подходящей шкуры. Шкуры засыпают тюленьим маслом и оставляют для брожения до марта. В это время шкуры очищаются от волос, сшиваются вместе водонепроницаемым швом, затем натягиваются на деревянную раму и привязываются на место с помощью сухожилий карибу . [3]
С новой обшивкой на каркасе, умиак выставляют на ветру и в холод для просушки. В мае, когда гренландские киты мигрируют на восток мимо мыса Барроу , лодки из шкуры умяка вытаскивают на санях, запряженных снегоходами, на лед.
Имя [ редактировать ]
Несмотря на то , что иногда называют «женщины лодки», [11] [13] Современные словари инуитов , такие как кангирьюармиут Uqauhingita Numiktittitdjutingit по Ronald Lowe , в Инуиннактун словарь английского языка и Asuilaak инуктитут Живой словарь перевод эскимосская лодка из шкур , как лодка, традиционной кожи лодки, или любой тип лодки. [14] [15] [16]
В Восточной Арктике, где умиак редко использовался для охоты, он использовался в основном в качестве летнего транспорта для женщин и детей, в то время как мужчины путешествовали на байдарках, и поэтому были известны как «женская лодка». [10]
Коч, шняка и другие суда поморов: как они были устроены и зачем нужны
Уже в XII веке Поморье (побережье Белого и Баренцева морей) стало центром русского судостроения. Кандалакша и Княжая Губа, Ковда и Кемь, Кереть и Окладникова Слобода, Подпорожье, Пустозерск и, конечно, Усть-Кола на Мурмане — все это места, где поморы исстари создавали свои удивительные, крепкие и ловкие корабли и лодки, способные ходить по студеным морям и озерам, преодолевать сотни километров под пронизывающими арктическими ветрами, выбираться невредимыми из смертельного ледяного плена, переволакиваться через торосы и мели, выживать в жестоких штормах… Во многом именно из поморских кочей, лодей, шняк и карбасов вышел спустя века русский флот.
Коч
Это название, скорее, собирательное — кочами называли в разных местах разные типы судов, на которых поморы ходили по северным морям. Допустим, на «малом коче» грузоподъемностью до семи тонн можно было дойти до Мангазеи, легендарного сибирского торгового города в устье реки Таз. Малый коч, имея небольшую осадку, легко преодолевал отмели, но все равно его нередко приходилось переволакивать — и по льду, и по земле, для чего днище коча делали плоским и снабжали продольными брусьями.
Для дальних морских плаваний поморы строили «большие морские кочи». На них северные мореходы ходили вдоль кромки полярных льдов и к Новой Земле (поморы раньше называли ее Матка), и на Шпицберген (по-поморски — Грумант). Это суда длиной до 25 метров, способные перевозить грузы до 40 тонн. На большом коче устанавливали одну или две мачты, а чтобы откачивать воду из трюма, на палубе ставили поршневые насосы — «боты».
Еще одна, наиболее древняя разновидность коча — ладья (в северных говорах — лóдья) или гукор. Это большое торговое двух-трехмачтовое грузовое судно с объемными трюмами. Поморские гукоры ходили в Скандинавию, Англию и другие страны Северной Европы. Когда-то ладьи выдалбливали из толстых стволов, и они представляли собой скорее челны. Позже борта стали надстраивать досками, и ладьи стали «надставными». Наконец, их конструкция усложнилась и у лодей появились киль, шпангоуты, обшивка из досок встык (у скандинавских драккаров венцы досок накрывали предыдущие, а у наших поверхность корпуса делалась гладкой, что было важно во время плавания во льдах).
Ладья была кораблем палубным, с высокой кормой, оснащенной навесным рулем. Корпус разделялся поперечными переборками на три отсека, в которые входили через люки на палубе. В кормовом отсеке находилась каюта кормщика. Там же хранились мореходные инструменты, корабельная казна и запасные паруса. В носовом отсеке размещалась команда из 25-30 человек. Здесь же ставили кирпичную печь для приготовления пищи, сушки одежды и обогрева всех внутренних помещений корабля.
Были кочи «средние» — длиной 16-17 метров, шириной примерно четыре метра, осадкой 1–1,5 м. Такие суда могли входить в устья рек и летом, и зимой, брать на борт до 30 т груза и до 50 человек.
Кочи были прочные, маневренные и быстроходные, чтобы в сложнейших арктических условиях преодолеть за короткое лето большие расстояния. При попутном ветре коч мог проходить в сутки 130–150 км, а самые умелые мореплаватели преодолевали даже до 220 км. Для сравнения: английские торговые суда, заходившие в Архангельск, в сутки преодолевали не более 80–100 км, голландские фрегаты — 65–75 км.
Деревянные лодки строились без металлического крепежа. Доски сшивали с помощью специально завитого длинного тонкого корня или побега деревьев — вицы.
Хождение по северным морям опасно попаданием в ледяной плен. Лед способен не только «облепить» корпус судна, но и сжать его так, что деревянные борта попросту лопнут. Чтобы этого избежать, кочи имели округлые обводы, защищавшие борта. Помогала избежать ледовых тисков и яйцевидная или ложковидная форма коча: когда льды начинали сжиматься вокруг судна, они «выдавливали» его вверх, коч «выскакивал» на лед, не повреждая борта. Такую форму оценил знаменитый норвежский полярный исследователь Фритьоф Нансен (1861–1930). Свой корабль «Фрам» он построил по типу поморского коча. Сейчас легендарное судно, которое выдержало испытания ледовой стихией, сохраняется в музее города Осло.
Шняка
Традиционная поморская лодка. Со шняк ловили треску в бассейне Белого и на Мурманском берегу Баренцева моря с XV до начала ХХ века. Самые древние шняки имели днище в виде расширенной осиновой долбленки, которую по бортам наращивали набоями (досками обшивки), пришитыми вицей. В XIX веке шняки достигали в длину 14 метров, имели водоизмещение 8–10 тонн и две мачты.
В морском музее в Осло хранится экземпляр шняки около 1905 года постройки. Она была изготовлена на Мурмане, близ Колы. Вот ее технические характеристики: длина — 11,38 м, ширина — 2,65 м, осадка — 0,845 м. На шняке — пять набоев (поясов обшивки), доски широкие — до 45 см. Сшита из сосны и ели. Сохранившиеся стежки выполнены пеньковой бечевой.
Вот описание более ранней шняки, изложенное К.К. Случевским в «Очерках по северо-западу России» (1884-1885 гг.): «Это судно в 6–7 саженей длины (1 сажень равна 2,16 м. — Прим. ред.) и только сажень с вершком ширины (1 вершок равен 4,45 см. — Прим. ред.); оно может поднять никак не более 200 пудов (1 пуд равен 16,38 кг. — Прим. ред.), совершенно открыто и очень легко заливается океанской волной. На нем две мачты, и когда поставлены все весьма широкие паруса, то шняка имеет вид даже довольно прочный и скользит по морю с великой самоуверенностью… Суденышко имеет свои отделения: чердак, гребло, клад; в одном лежат рыболовные снасти, в другом — наживка, в третьем — уловленная рыба и т. д.».
Экипаж шняки состоял из четырех покручников: кормщика, тяглеца, который выбрасывал в море и собирал снасти, весельщика, который сидел на веслах, а в свободное время помогал остальным, и наживочника — молодого артельщика, который наживлял крючки. Покручников хозяин кормил, содержал и расплачивался с ними за работу одной третью улова.
Другие суда поморов
Раньшина — Однопалубное судно морского и речного плавания. Имела две мачты. Парусное вооружение прямое, но в XVIII веке на передней мачте поморы стали ставить треугольный парус. По большей части это судно было исследовательское или торговое. Имела на днище особые полозья, и на ней ходили весной, перетаскивая через льдины.
Карбас — парусно-гребные суда поморов и русских промышленников-первопроходцев. Приспособлены к плаванию под парусами или на веслах. В зависимости от места постройки и назначения карбасы назывались поморский, холмогорский, весновальный, приморский и облас. Размеры карбаса: длина до 12 м, ширина до 2 м, высота корпуса до 1,5 м, осадка до 0,7 м. Груза поднимали до 500 пудов и более. Материалом для строительства служили сосновый и частично еловый лес.
Лодка-осиновка — небольшая лодка длиной до 5 м, шириной до 1 м, осадкой до 0,5 м, высота борта 0,5–0,8. Грузоподъемность — 350 кг.
Строилась преимущественно из осины, реже — из сосны или ели. Ствол растущего осинового дерева распирали деревянными клиньями в течение трех-пяти лет. После этого дерево срубали, а полученную выемку расширяли выдалбливанием или выжиганием. Затем заготовку вымачивали, распаривали и распирали деревянными распорками. Перед спуском на воду корпус смолился изнутри и снаружи. Осиновка несла на себе от двух до четырех пар гребных весел и одно рулевое весло. Иногда ее оснащали мачтой с парусом. Носовая и кормовая конечности такой лодки делались заостренными, днище снабжалось деревянными полозьями, борта наращивались из досок внакрой для увеличения вместимости.
Сойма — эту лодку древние новгородцы использовали в качестве грузового судна. У соймы шитый вицей корпус и заваленные назад штевни (штевень — толстый вертикальный брус, который составлял основание кормы или носа корабля). Это было нужно для устойчивости: на мелководных озерах образуется крутая волна, а рыбацкие соймы во время завода неводов находились очень близко друг к другу. Заваленный назад штевень не давал лодкам зацепиться друг за друга при навале одного судна на другое. Длиной соймы бывали от 6 до 12 м. Самые крупные имели палубу и садок для живой рыбы. Быстрые на ходу под парусами, легкие на веслах, хорошо лавировавшие и способные двигаться круто к ветру, соймы ходили из Новгорода к Белому морю за «рыбьим зубом», преодолевали речные пороги и высокие волны, легко переволакивались через водоразделы.
Шитик — плоскодонное парусно-гребное транспортное судно поморов, части корпуса которого были сшиты ремнями или виней (прутьями можжевельника и ели). Длина 10–15 м, ширина до 4 м, грузоподъемность 15–24 тонн. Шитик имел одну мачту с прямым парусом, весла и навесной руль. Доски обшивки судна крепили к набору и сшивали друг с другом жгутами из мочала или вицей. Парус и оснастку выделывали из шкур. В средней части судна располагался навес для защиты груза от дождя, в корме — кубрик для команды.
Среди поморских судов называют еще лодки-корели, лодки-двинянки, шебеки, кочмары, ушкуи и другие.
Лодка эскимосов, как называется?
Слово из 5 букв.
Эта лодка эскимосов считалась “женской”, в отличие от каяка – “мужской лодки”. Она была больше каяка и могла выдерживать вес более 20 человек.
Называлась она – умиак, а использовалась для транспортировки эскимосов на дальние расстояния. В умиаках перевозили на охотничьи земли людей и имущество, а иногда их использовали в китовой охоте.
Ответ: умиак.
Наверное самым известным плавательным средством у эскимосов является каяк. Это мужская лодка. Также у этого народа существует и женская лодка, она называется УМИАК, слово из пяти букв.Эта лодка представляет из себя каркас из китового уса, обтянутый шкурами.
Эскимосам сложно прокормиться, основной источник добычи пищи – это морская охота или пушной зверь, олени. Поэтому без лодки некоторым эскимосам выжить практически невозможно, их у этих племен несколько видов.
Есть УМИАК, в данном названии нужное количество букв – 5.
В сканвордах мне гораздо чаще встречалось слово из четырех букв, и такая лодка называлась -каяк.
Но, у эскимосов есть и другой вид лодки , и название это из пяти букв, а именно называется она-УМИАК.
Чем отличается каяк и умиак, я не знаю.
Тоже столкнулась к таким заданием в кроссворде. Есть несколько вариантов лодок и только 1 вариант из 5 букв. Это как было сказано выше УМИАК. Если встретится такое задание, но из 4 букв – смело отвечайте КАЯК, а если из 7 букв, то БАЙДАРА.
Каноэ, как известно, отличается от многих плавательных средств тем, что управляется одним, или, на худой конец, нескольким, человеком с помощью одного весла, причем, этот человек не сидит в лодке (тогда бы получилась байдарка), а стоит, по крайней мере, на одном колене. Возможно, и каяк подошел бы под такое определение, но что-то мне подсказывает, что это не совсем русское изобретение, мягко сказано. Подошел бы, конечно, и плот, да вот на лодку (каковой является, все-таки, каноэ) он мало похож. Остается только то, о чем в песнях поется – помните? “Из-за острова на стрежень, на простор речной волны. ” Выплывали, как известно, челны. А в единичном случае это будет “чёлн” – 4 буквы.
Эскимосы – это северный народ , который проживает в Гренландии , на севере Канады , на Аляске , на Чукотке. Жизнь у них такова , что едят они такую пищу , которую простой человек кушать просто не будет . Так вот супы они варят из плавников моржей.
Слово ” Морж ” как раз нам подходит для правильного ответа по количеству букв , четыре буквы.
У народов Сибири и Сибирского севера камлейкой называли длинные тулупы и шили их из оленьих шкур.
Непромокаемая одежда алеутов и эскимосов шилась из кишок, пищевода и даже гортани морских животных таких как котиков, тюленей,нерп. Напоминала она чулок. Одевалась сверху на теплую одежду и защищала от воды и влаги. Использовали ее при выходе в море на промыслы.Называлась такая одежда Камлея.
Так называют то, чего у эскимоссов много. Эти представители малой народности живут на севере, лета у них практически нет, что такое весна и осень они почти не знают. А вот много у них снега. Вот он-то и имеет более 20 синонимов этого слова. Об этом написал один американский исследователь. Вот к примеру:
aput – лежащий снег;
qimuqsuq — несущийся в лицо.
Можно конечно и даже эффективнее чем на обычную летнюю удочку. Всегда беру с собой такую удочку в лодку. Но на малой глубине это не совсем эффективно. Хорошо ловить в зарослях водорослей в окошках. Правда один недостаток есть в такой ловле. Неудобно вытаскивать леску. Надо тащить руками а это неудобно. Совсем не так как зимой когда сидишь над лункой и леску кладешь на лед. Я и использую более эффективно короткую удочку до 2 м и летний кивок. Во первых можно сразу вытащить рыбу не перебирая леску руками и площадь ловли вокруг лодки увеличивается по сравнению с ловлей на зимнюю удочку. Мормышки использую более крупные чем зимние Можно также использовать небольшую джиг головку. Кивок должен быть желательно боковой длиной около 20 см. Очень удобно ловить на такую снасть в сильный ветер и на течении. Можно удерживать мормышку на одном месте. А вообще я сторонник экспериментировать на рыбалке. Использовать различные снасти, насадки, наживки, способы ловли. Тогда удача всегда к Вам придет
Как называется узкая лодка индейца?
Как называлась узкая лодка?
ПИРОГА — узкая длинная лодка у индейцев долблёная или из шкур либо коры на деревянном каркасе.
Как называется узкая одноместная лодка?
Спорти́вная байда́рка — лодка, предназначенная для спортивной гребли. Международное краткое именование лодок: К-1 — байдарка одноместная, С-2 (англ. . Canoe-2) — каноэ двуместное, К-4 (англ.
Как называется длинная узкая лодка?
Определение слова байдарка в словарях
Как называется узкая неустойчивая лодка?
душегубки, ж. Женск. к душегуб (простореч.). Узкая неустойчивая лодка (разг.).
Какие бывают виды лодок?
Какие бывают лодки
- Байдарка – лёгкая узкая лодка длиной
4,5 м, управляемая двулопастными вёслами. .
Как называется человек который управляет лодкой?
ГРЕБЕЦ — ГРЕБЕЦ, гребца, муж. 1. Человек, веслом двигающий лодку.
Как называется длинная лодка индейцев?
Пирога – Узкая длинная лодка у индейцев, у народов Океании ПИРОГА [фр. pirogue ; исп. . Америки и народов Океании – узкая и длинная лодка с остовом, обтянутым корой или шкурами, а также выдолбленная (выжженная) из целого древесного ствола.
Как называется длинная лодка?
Длиннохвостая лодка (тайс. เรือหางยาว) — тип лодки, распространённый в Юго-Восточной Азии, особенно в Таиланде и Малайзии. Эта узкая лодка изготавливается из гладко отполированного дерева, длина её обычно составляет 14—18 метров, но может достигать и 30 метров.
Как называется лодка Выдолбленная из одного куска дерева?
Долблёнка (однодерёвка, моноксил, комяга, комельник, дубовка) — гребная, реже со съёмной мачтой, плоскодонная лодка, выдолбленная из единого ствола дерева. Обычно не имеет киля. Долблёные лодки выделывают из кряжей стволов толстых деревьев.
Как называются гоночные лодки?
СКИФ, а; м. [англ. . * * * скиф (англ. skiff), спортивная гоночная лодка для академической гребли.
Какая длина каноэ?
Вес современных туристических каноэ, как правило, варьирует в диапазоне от 17 до 29 кг, длина — от 4.6 до 5.5 м. Водный туризм на каноэ наиболее распространен в Северной Америке, в значительно меньшей степени — в Европе и Австралии.
Как в старину называли лодку?
У В. И. Даля – «лодка долбушка, бат, ботник, однодеревка, душегубка».