7 просмотров

Как называется легкая парусная лодка

Парусные суда, их виды и характеристика

Содержание статьи

  • Парусные суда, их виды и характеристика
  • Как называется передняя часть корабля
  • Зачем нужны корабли

Парусные суда

С началом эпохи династий фараонов (3200-2240 гг. до нашей эры) в Египте появилось и стало развиваться деревянное судостроение. Внешне лодка была похода на папирусную лодку.

Судно имело примитивный четырехугольный парус, с которым могло идти по ветру. Вооружение судна завершали гребковые весла, а также одно или несколько весел-рулей, прочно закрепленных в уключинах на корме.

Древнейшее наборное судно египтян было найдено в 1952 г. в южной части пирамиды Хеопса (Хуфу). Его возраст – почти 4,5 тыс. лет! Серповидный корпус судна водоизмещением 40 т имел длину 43,4 м при ширине 5,9 м.

Суда эпохи Нового царства разорительно отличались от своих предшественников. Профиль судна стал заметно острее, еще выше приподнялись нос и корма. Навеки ушел в прошлое обвязывающий пояс, но, во избежание продольного изгиба судна, корабелы все же продолжали натягивать трос между балками на носу и корме.

Парусное судно древнего Египта

Древняя Греция

Не исключено что древние греки, первыми научившиеся обтягивать свои лодки звериной кожей, придумали и парус – самый важный, после весла, инструмент управления кораблем.

Опираясь на собственные достижения в технике, греки позаимствовали все лучшее из конструкции эгейских и финикийских судов. Древнегреческий флот строился в основном для войны на море, а потому именно у греков впервые четко обозначились различия между торговыми и военными судами – выносливыми и маневренными. Корпус судна красили и натирали жиром, а ниже ватерлинии его смолили или обшивали свинцовыми листами.

Первые корабли-воины были сравнительно легкими судами и имели длину всего 30-35 м. В зависимости от количества рядов весел поначалу строили однорядные униремы и двухъярусные биремы. Обычная легкая унирема имела 12-15 м. имела по 25 гребных весел с каждой стороны. Роль металлического тарана на этих суднах выполняло гигантское копье приблизительно 10-метровой длины.

Статья в тему:  Сколько стоит лодочный мотор yamaha 3

Постепенно время изменило внешний вид военных кораблей. Основными судами большинства средиземноморских флотов стали триремы (греки называли из триерами). Три яруса весел им это название дали. Общее количество весел на таком судне достигало 170.

Торговые суда греков (лембы, келеты и керкуры) совершенствовались быстрее, чем военные. При длине 20-25 м они имели грузоподъемность 800-1000 тонн. На торговом судне нередко устанавливали две мачты. Главная мачта несла четырехугольный парус, укрепленный на рее. В качестве балласта использовался песок.

Парусное судно древней Греции

Европейское кораблестроение

Первые парусные корабли средневековья появились во времена крестовых походов. В это время появились парусные нефа. Первые нефы были одномачтовыми. Впоследствии их стали оснащать двумя мачтами-однодеревками. Высокая фок-мачта устанавливалась на самом носу корабля. Грот мачта находилась посредине корпуса, и были длиннее киля.

На нефах было три шлюпки и очень много якорей – обычно до двадцати. Поднять якорь, который весил больше тонны, было почти невозможно. Поэтому мореходы предпочитали расставаться с выполнившим свою миссию якорем, без сожаления обрубая якорный канат.

Экипажи некоторых нефов насчитывали по 100-150 матросов. Такие суда могли брать на судно до тысячи пассажиров. Нефы пестро раскрашивались и расцвечивались яркими флагами и вымпелами. Кроме всего этого оформлялись резными украшениями, скульптурами русалок и богов. Паруса были цветными: от алых до черных.

Парусные суда, их виды и характеристика

Типы парусных кораблей во все времена были разнообразны. Помимо оригинальной конструкции парусник мог подвергнуться изменениям по желанию владельца, в зависимости от условий плавания или местных традиций. Плавание парусных кораблей может занимать от одного дня до нескольких месяцев, однако продолжительное мореплавание предполагает тщательное планирование с заходами в порты для пополнения запасов.

Статья в тему:  Как правильно покрасить дюралевую лодку видео

Существуют различные виды парусных кораблей, но все они имеют общие базовые характеристики. Каждое парусное судно должно иметь корпус, рангоут, такелаж, и хотя бы один парус.

Основные составляющие парусного судна

Рангоут – система мачт, рей, гафелей и других конструкций, предназначенных для размещения парусов, сигнальных огней, постов наблюдения и т.п. Рангоут может быть неподвижным (мачты, стеньги, бушприт) и подвижным (реи, гафели, гики).

Такелаж – всех снастей парусного судна, представляет собой натянутые тросы. Такелаж разделяется на стоячий и бегущий. Стоящий такелаж служит для удержания на месте рангоута и играет роль растяжек. Тросы стоячего такелажа на современных парусных судах выполняются, как правило, из оцинкованной стали. Бегущий такелаж предназначен для управления парусами – их подъема, уборки и т.п.

Парус – движитель парусного судна – часть ткани, на современных парусниках – синтетической, которая крепится к рангоуту с помощью такелажа, позволяющий трансформировать энергию ветра в движение судна. Паруса разделяются на прямые и косые. Прямые паруса имеют форму равнобокой трапеции, косые – форму треугольника или неравнобокой трапеции. Использование косых парусов позволяет парусному судну двигаться круто к ветру.

Виды мачт

• Фок-мачта. Это самая первая мачта, если считать от носа судна.

• Грот-мачта. Она является второй по счету конструкцией подобного типа от носа корабля. На двух-трехмачтовых судах она является еще и самой высокой.

• Бизань-мачта. Кормовая мачта, которая на любом судне является самой последней от носа.

Статья в тему:  Как растаможить моторную лодку

Наиболее распространенной классификацией парусных судов является разделение по типу и количеству мачт. Отсюда и происходит название типа парусного корабля. Так, все парусные суда могут нести на своих мачтах различные типы парусов в различном количестве, но все они делятся на следующие категории:

Одномачтовые парусные суда

  • Ял – легкая бескилевая парусная лодка (швертбот). Мачта на яле одна, часто съемная и называется фок-мачтой.

  • Кэт – парусное судно характеризующаяся наличием одной мачты вынесенной далеко вперед, то есть вблизи носовой части лодки.

  • Шлюп – одномачтовое морское парусное судно.

  • Тендер – одномачтовое морское парусное судно, имеющее на мачте три вида паруса – стаксель, трисель и топсель.

  • Куттер – парусное судно, имеющее одну мачту с косым, как правило, гафельным вооружением при двух стакселях.

Двухмачтовые парусные суда

  • Йол – двухмачтовое судно, у которого бизань-мачта располагается в корме недалеко от головки руля, и имеющее косое парусное оснащение.

  • Кеч – двухмачтовое парусное судно, отличающееся от иола несколько большей бизань-мачтой. Кроме того площадь паруса кормовой мачты составляет около 20 процентов общей парусности парусника. Такая особенность дает преимущества по управляемости при сильном ветре.

  • Шхуна (бермудская шхуна) – морское парусное судно, имеющее две мачты с косыми парусами.

  • Бригантина – двухмачтовое парусное судно с комбинированным парусным оснащением, имеющее прямое парусное вооружение на фок-мачте и косые паруса на грот-мачте.

  • Бриг – двухмачтовое парусное судно, имеющее прямое парусное вооружение.

Трехмачтовые парусные суда (многомачтовые парусные суда)

  • Каравелла – имеет три мачты с прямыми и косыми парусами.

  • Барк – большое парусное судно с тремя и более мачтами, имеющее прямое парусное вооружение на всех мачтах, кроме кормовой мачты, которая оснащена косыми парусами.
Статья в тему:  Какое масло лить в 2 тактный лодочный мотор

  • Баркентина (шхуна-барк) – как правило, это парусное судно с тремя и более мачтами со смешанным парусным оснащением, и имеет прямое парусное вооружение только на фок-мачте, на остальных мачтах расположены косые паруса.

  • Фрегат – парусное судно, имеющее три и более мачт с прямыми парусами на всех мачтах.

Изначально парусные яхты представляли собой быстрые и легкие суда, использующиеся для перевозки высокопоставленных персон. Впоследствии яхтой стали называть любое парусно-моторное, моторное или просто парусное судно, предназначенное для туристических или спортивных целей.

Первые яхты появились в восемнадцатом веке. Они были достаточно быстры и комфортабельны, именно поэтому богатые люди предпочитали этот вид морского транспорта. Современные парусные яхты имеют подвесной мотор, который позволяет легко маневрировать в порту и плыть с невысокой скоростью даже во время полного штиля. Они делятся на крейсерские (на их борту есть каюта), прогулочные и гоночные.

Кроме вышеперечисленных типов парусных судов в истории мореплавания существовало большое количество других названий, многие из которых с течением времени исчезли, но благодаря энтузиастам некоторые суда дошли до наших дней в виде полнофункциональных копий или реплик: корвет, флейт, галеон, люггер, клипер, шебека, каракка, винджаммер.

Классификация парусных судов

по виду корпуса:

по количеству корпусов:

• Двухкорпусные (парусные катамараны)

• Трехкорпусные (парусные тримараны)

в зависимости от использования киля:

• Килевые яхты (на таких судах используют тяжелый киль, это позволяет существенно уменьшить дрейф судна и снизить центр тяжести).

• Швертботы (на таких яхтах устанавливается специальный шверт, при необходимости его можно поднять и уменьшить осадку судна).

• Яхты-компромиссы (на них используют промежуточные конструктивные решения между швертботами и килевыми конструкциями).

Древние парусники и их навигаторы заслуживают нашего восхищения и уважения даже сейчас, в конце XX века, когда существует и радарная навигация, и космические паруса. Все они – общее наследие человечества. Сохранившиеся до нашего времени старые парусники стали музеями или помещены в музеях.

Статья в тему:  Как построить самодельную лодку

Классификация парусных яхт

Яхта это судно, предназначенное для спорта или туризма. Разновидностей яхт чрезвычайно много. В мире яхт столько же типов, размеров, сколько же и вкусов, привязанностей людей. Ведь яхта, являясь предметом развлечения, часто является символом сбывшейся мечты. А люди очень часто мечтают и осуществляют мечты по-разному.

Классифицируя яхты, в первую очередь следует разделить их на моторные и парусные яхты. Это яхты из разных идеологических лагерей, из различного представления о мечте. И хотя те и другие в конечном итоге объединены одной стихией, морем, о каждом из них стоит говорить раздельно. В этой статье мы уделим внимание классифиции парусных яхт.

1. Предназначение.

В первую очередь стоит разделить парусные яхты по их основному признаку, ради чего их собственно и строят. По назначению. Поскольку яхты предназначены для двух основных видов развлечений: путешествия и гонки, то и яхты, в первом приближении следует разделить именно так. Яхты для путешествий и яхты для гонок. Конечно, и на тех и на других можно и путешествовать и гоняться, но мы говорим именно о предназначении, заложенном конструктором. Итак, в первую очередь, разделим яхты на:

  • Яхты для путешествий
  • Гоночные яхты

Рис1. Гоночная яхта “Archambault 35” и обычная крейсерская яхта той – же длинны – 35 футов

Яхты для путешествий имеют прочную, порой утяжеленную конструкцию. Задача конструктора в этом случае – обеспечить комфорт и надежность.

Гоночные яхты проектируются для того, что бы выиграть в гонках. Поэтому удобству размещения экипажа и прочностному запасу уделено меньшее внимание. Конструкторы, рассчитывая на боле высокую квалификацию экипажей, уменьшают вес яхты, форсируют напряжение в её узлах, что бы достичь максимальной энерговооружённости. С другой стороны, гоночные яхты оснащаются элементами, расширяющими диапазон регулировок, настроек, парусов для того, что бы яхта шла быстро во всем диапазоне ветров.

Статья в тему:  Когда можно ловить с лодки в киеве

2. Удаление от берега

По способности яхт удаляться от берега можно разделить яхты на те, которые предназначены для плавания возле берега, в заливе, и на те, которые могут совершать длительные автономные плавания со значительным удалением от портов – убежищ. То есть, яхты можно разделить на:

  • Прогулочные
  • прибрежные яхты
  • и мореходные, то есть крейсерские яхты.

Рис 2. Гоночные яхты: для прибрежных соревнований и для гонок в открытом море

  • Прогулочные яхты имеют легкую конструкцию, в них нет существенных запасов воды и еды для экипажа, навигационное оборудование рассчитаны на то, что экипаж видит и знает акваторию для прогулок.
  • Крейсерские яхты имеют прочную конструкцию способную нести запас снабжения (вода топливо, продукты и т.д.). Веутренние помещения дают возможность полноценно отдыхать команде. Такие яхты не имеют ограничения по удалению от берега.
  • Прибрежные яхты (дневной крейсер) имеет ограниченные бытовые удобства и небольшой запас снабжения, позволяющие провести день на прогулке возле залива.

3. Количество корпусов.

Если ширина корпуса создает устойчивость, то почему бы не расширить его как можно больше? Об этом в своё время задумались конструкторы и стали проектировать широкие корпуса. Такие корпуса обладают высоким начальным моментом спрямления. Однако у них есть крупный недостаток. Такой корпус имеет высокое сопротивление трения о воду и плохую мореходность. Для решения этого конфликта были созданы многокорпусные яхты: катамараны (два корпуса) тримараны (три корпуса). Несмотря на то, что переворот многокорпусника, в отличии от переворота килевой яхты – это фатальное событие, поставить его обратно, на «ровный киль», без посторонней помощи, невозможно, они весьма популярны. Дело в том, что целый ряд конструктивных мер свел риск переворота некоторых многокорпусных яхт, например крейсерских, практически к нулю.

Статья в тему:  Что если сниться подводная лодка

Катамараны имеют два одинаковых узких длинных корпуса, разнесенных на такое расстояние, чтобы обеспечить большую остойчивость. Сопротивление таких корпусов значительно меньше, чем корпуса обычной яхты, поэтому катамаран на попутных ветрах, как правило, развивает большие скорости, чем килевые яхты. Крейсерские катамараны, на которых успешно совершают и океанские плавания могут иметь весьма высокий и ход, и остойчивость.

Тримараны имеют три корпуса: средний (более широкий, чем у катамаранов, но намного уже, чем у яхт) и два разнесенных и слегка приподнятых боковых, очень узких. Боковые корпуса, по существу, являются поплавками, обеспечивающими остойчивость. При крене тримаран идет на среднем корпусе и одном из боковых. Тримараны получили в свое время большую популярность как крейсерские яхты. Однако в настоящее время наиболее широко используются трейлерные тримараны, то есть такие тримараны, которые можно перевозить на трейлере за легковым автомобилем. Таким образом, по количеству корпусов, парусные яхты делятся на:

  • Однокорпусные
  • Многокорпусные (катамараны и тримараны)

Рис 4. Однокорпусная яхта, катамаран, тримаран.

4. Способ создания остойчивости однокорпусных яхт

Парусные яхты используют для движения энергию ветра. Ветер передает свою энергию яхте через паруса. Паруса и парусное вооружении вообще, установлено на яхте, и под действием ветра (особенно когда он направлен в борт) стремится опрокинуть всю яхту. Что бы создать остойчивость, то есть способность яхты противостоять опрокидыванию, существует два основных способа. Во-первых, с помощью балласта, расположенного как можно ниже в корпусе или в специальном плавнике (фальшкиле). Во-вторых, с помощью остойчивости корпуса, когда сам корпус, благодаря своим характеристикам, прежде всего ширины, создает спрямляющий, то есть восстанавливающий момент.

Статья в тему:  Когда снимут запрет на лодки

Первый способ создания остойчивости, то есть с использованием балласта, используют килевые яхты. Благодаря балласту конструкция килевой яхты обладает очень стабильной остойчивостью. Эти яхты весьма надежны, поскольку, например, «прощает» многие промахи экипажа и может приспосабливаться к различным ветро – волновым условиям. Это настоящий «хит» в мире парусных яхт. Двойное предназначение фальшкиля – размещение балласта и создание гидродинамической силы, препятствующей дрейфу, делают эти яхты, ни мало ни много, уникальными изобретениями человечества.

Второй способ создания остойчивости, с помощью остойчивости формы, используют яхты, в которых подводное крыло лёгкое, не имеющее балласта. Такое крыло называется «шверт», а яхта с таким крылом называется «швертбот». Швертбты не имеют балласта, и могут легко поднять шверт при подходе к мелководью. Также на них активно используют вес самого экипажа. Его перемещают, в зависимости от ветровых условий в то или иное место на том или ином борту яхты, а то и выводят за борт на специальных подвесках – трапеции.

Есть и промежуточный вариант. Это так называемые яхты – «компромиссы». Эти яхты имеют так называемый «тяжелый» шверт. То есть балласт в таком шверте участвует в создании остойчивости. Его веса, однако, недостаточно, поскольку вес шверта должен быть таким, что бы экипаж мог поднять его достаточно оперативно, например, при подходе к пирсу. Для создания необходимой остойчивости «компромиссы» могут также использовать вес экипажа или балласт, установленный в неподвижных, нижних частях корпуса. Таким образом, по способу создания остойчивости однокорпусные яхты можно разделить на:

Статья в тему:  Ямаха викинг 540 сколько лошадиных сил

  • Килевые
  • Швертботы
  • Компромиссы

Рис 3. Килевая яхта, швертбот и компромисс.

5. Материал корпуса.

Яхты можно сделать из самых различных материалов. Наиболее распространенный материалы: пластик, металл, дерево. У каждого материала есть свои преимущества и недостатки. Дерево красиво, деревянные яхты – это настоящая одухотворенная история владельца и его экипажа. Металлические яхты считаются одними из самых прочных. Они популярны там где условия наиболее тяжелы, например, там, где встретить лед на прогулке – не редкость. Пластиковые яхты – самые массовые. В основном из-за низких эксплуатационных расходов по уходу за их корпусами. Также пластиковые яхты можно признать как наиболее легкими в случае применения промышленных технологий.

6. Cтатусу.

По своему предназначению, а вернее по своему отношению яхта – владелец, парусные яхты делятся на чартерные, то есть яхты предназначенные для извлечения прибыли владельцем и частные яхты, когда владелец строит или приобретает яхту для собственного использования. Чартерные яхты, как правило имеют максимальное количество кают, которое моно разместить в корпусе. Тогда арендатор сможет пригласить больше гостей и уменьшить свои расходы на яхтинг. Частная яхта, как правило, независимо от размера обладает не более чем тремя каютами. Одну для владельца и, максимум, две для гостей. Количество кают для команды, если владелец яхты предполагает таковую использовать, не ограничено.

7. Парусное вооружение

Парусное вооружение весьма разнообразно. Конструкторы постоянно его совершенствуют, применяя все более новые материалы и технологии. Рассмотрим их весьма кратко.

Одномачтовые яхты:

Типов парусных вооружений, использующих одну мачту огромное количество, однако лишь один из них, а именно «Бермудский шлюп» абсолютно господствует в мире одномачтовых яхт, более того, пожалуй, даже и во всем мире яхт.

Статья в тему:  Как сделать из лего подводную лодку

Бермудский шлюп. Это такой тип парусного вооружения, когда с помощью установленной мачты и стоячего такелажа можно поставить два основных паруса. Парус, стоящий перед мачтой называют “стаксель”. Стакселей огромное разнообразие. Они могут иметь различную форму и размер. Необходимость иметь большое количество стакселей связано с тем, что они слабо регулируются, настраиваются для использования при различных ветровых условиях.

В стаксели различают по плотности материала (чем плотнее материал, тем на более тяжёлые условия он рассчитан) и по размеру нижней шкаторины (кромки) паруса. Различают стаксели с короткой нижней шкаториной, не заходящей за мачту и “генуэзские” стаксели, это такие стаксели, которые “заходят за мачту. На мачте передней шкаториной крепится второй парус. Он называется “грот”. Грот регулируется в широком диапазоне ветров и как правило не требует смены при изменении параметров ветра или курса яхты.

Различают бермудский шлюп с «топовым» и «дробным» вооружениям. Дробным вооружением называют такое вооружение бермудского шлюпа, когда передний трос, раскрепляющий мачту («форштаг» или просто «штаг») крепится к самому верху (топу) мачты

Двухмачтовые яхты:

Двухмачтовые яхты отличаются огромным разнообразием парусного вооружения. Приведем лишь несколько из них.

Йол – имеет основную переднюю мачту (“Грот-мачту”) и гораздо меньшего размера заднюю мачту (“Бизань-мачту”). Бизань мачта Йола не создает тянущую силу, а лиш только балансирует яхту. Это качество йола весьма востребовано в свежую погоду, когда основные паруса сильно уменьшены (“зарифлены”) или на якорной стоянке, когда работа паруса, стоящего на бизань – мачте существенно снижает нагрузку на якорь.

Кеч – по сравнению с йолом имеет бизань мачту, соизмеримую с гротом по размеру. Таким образом, бизань кеча участвует в создании тяги. Этот тип парусного вооружения также весьма практичен в свежую погоду. Особенно его любят владельцы яхт, находящиеся в преклонном возрасте, когда сил на работу с одной огромной мачтой и большими парусами уже недостаточно. Им уже проще разнести общую площадь парусности яхты на две похожие мачты. К то му же этот вариант существенно увеличивает общую надежность яхты

Статья в тему:  Когда можно ловить с лодки в киеве

Шхуна – этот тип вооружения можно считать устаревшим, поскольку его массовое применение когда-то было основано на технологиях позволявших раскрепить самую большую мачту – «грот», лишь в самом широком месте корпуса. С точки зрения аэродинамической эффективности, это нелогичное, можно сказать даже ошибочное решение, поскольку большая часть парусов на самой большой мачте, на грот мачте, начинают работать в ветровой тени передней мачты. Переднюю мачту в этом случае называют “фок – мачта”. Более или менее вооружение типа «шхуна» оправдано лишь на попутных ветрах.

Однако, если нужно стилизовать яхту под старину, что часто бывает вполне оправдано, или вооружить её как то по особенному, то почему бы и нет! Ваши романтические мечты – чем не повод для воплощения в парусном вооружении!

Выводы

Итак, мы можем классифицировать парусные яхты по целому ряду параметров:

  1. Назначению (гоночные, яхты для путешествий)
  2. Способности удаляться от берега (прогулочные, крейсерские)
  3. Количеству корпусов (одно корпусные, многокорпусные)
  4. Статусу (чартерные – частные)
  5. Материалу корпуса (пластик, дерево, металл, армоцемент)
  6. Парусному вооружению (Бермудский шлюп, йол, кеч, шхуна и т.д.)
  7. И однокорпусные яхты можно разделить по способу создания выравнивающего момента (Килевые, швертботы, компромиссы). Учитывая, что это далеко не полный перечень, таким образом, из всего многообразия яхт всегда можно выбрать или спроектировать такую яхту, которая наиболее точно подходит под ваш запрос.
Статья в тему:  Как растаможить моторную лодку

Подробнее – на занятиях нашей яхтенной школы.

Классификация парусников по парусному вооружению

На протяжении тысячелетней истории мореплавания размеры парусных судов неизменно росли. Совершенствовалось и их парусное вооружение. К середине прошлого столетия сложились и получили широкое распространение типы парусных судов, которые сохранились до наших дней.

С развитием международной морской торговли изменились районы плавания кораблей — морские путешествия стали более продолжительными. Появилась необходимость в судах новой конструкции, способных совершать дальние морские плавания. Сначала были галеры, потом каравеллы. В конце 16 века в Испании появились трехмачтовые парусные суда — каракки, с прямыми парусами на первых двух мачтах и треугольными латинскими парусами на третьей мачте. Эти корабли имели длинный бушприт с прямыми парусами.

Исторические парусники 1 – галера (galley) 2 – каравелла (caravel) 3 – каракка (carrack)

В конце 18 века в связи с новыми географическими открытиями и последующим ростом торговли парусники стали усовершенствоваться. Парусные суда начали строить в зависимости от их назначения. Появились новые типы грузовых парусных кораблей, приемлемых для дальних морских перевозок. С непрерывным развитием судоходства конструкция и парусное вооружение судов значительно улучшилось. В этот период и была установлена единая классификация парусных кораблей по их парусному вооружению, разделяющая на:

  • парусные суда с прямым парусным вооружением
  • парусные суда с косым парусным вооружением
  • парусные суда с комбинированным парусным вооружением

Парусные суда с прямым парусным вооружением

К первой категории парусных кораблей относятся суда, у которых основными являются прямые паруса. Парусники этой группы подразделяют на:

Парусные суда с прямым парусным вооружением

  1. Пятимачтовый корабль (5 masted full-rigged ship) — парусное судно с полным парусным вооружением, несущее на всех мачтах прямые паруса
  2. Четырехмачтовый корабль (4 masted full-rigged ship) — четыре мачты с прямыми парусами
  3. Фрегат (frigate) — три мачты с прямыми парусами
  4. Пятимачтовый барк (5 masted barque) — большое парусное судно, имеющее прямое парусное вооружение на четырех мачтах, кроме кормовой мачты, которая оснащена косыми парусами
  5. Четырехмачтовый барк (4 masted barque) — судно, имеющее три мачты с прямыми парусами, кормовая вооружена косыми парусами
  6. Барк (barque) — две мачты с прямыми парусами, одна — с косыми парусами
  7. Бриг (brig)- двухмачтовое парусное судно с прямыми парусами на обеих мачтах и одним косым парусом на грот-мачте
Статья в тему:  Как сделать из лего подводную лодку

Классический клипер

В середине 19 века парусный флот достиг своего совершенства — судостроители создали безупречный тип океанского парусника — клипер (clipper). Эти суда отличались увеличенной парусностью, высокой скоростью хода и прекрасными мореходными качествами. Классический клипер это трехмачтовый корабль (фрегат) с развитым парусным вооружением, включающее прямые паруса и дополнительные лисели, и имеющий три наклонные мачты, подчёркивающие высокие динамические качества судна.

Парусные суда с косым парусным вооружением

Ко второй категории парусных кораблей относятся суда, у которых основными являются косые паруса. Преобладающим типом парусников этой группы являются двухмачтовые и трехмачтовые шхуны, позволяющие за счет небольшой осадки заходить на мелководье. Они подразделяются на:

  • гафельные
  • бермудские
  • стаксельные
  • марсельные

Двухмачтовые шхуны

Двухмачтовые шхуны (Two masted schooner)

  1. Двухмачтовые шхуны с гафельным вооружением имеют две мачты с косыми парусами
  2. У двухмачтовых шхун с бермудским вооружением основными являются косые паруса без гафелей, передняя шкаторина которых крепится вдоль мачты, а нижняя — к гику
  3. У двухмачтовых шхун со стаксельным вооружением основными парусами на мачтах являются стаксели, а дополнительными трисели и бизань
  4. Двухмачтовые шхуны с марсельным вооружением это парусные суда, имеющее косые (гафельные) паруса и два прямых паруса называемые «марсели» на фок-мачте

Трехмачтовые шхуны

Трехмачтовые шхуны (Three masted schooner)

  1. Трехмачтовая гафельная шхуна (gaffsail schooner)
  2. Трехмачтовая бермудская шхуна (bermudian schooner)
  3. Трехмачтовая стаксельная шхуна (headsail schooner)
  4. Трехмачтовая марсельная шхуна (topsail schooner) получила собственное наименование «джекас» (jackass) и вооружена косыми парусами на всех мачтах и в дополнении имеет три прямых паруса на фок-мачте
Статья в тему:  Как построить самодельную лодку

Многомачтовые шхуны

Кроме перечисленных парусников существовали большие многомачтовые шхуны (multi-masted schooner) обладающие четырьмя, пятью, шестью и даже семью мачтами, на которых развивались исключительно косые (гафельные) паруса.

1 – семимачтовая шхуна 2 – шестимачтовая шхуна 3 – пятимачтовая шхуна 4 – четырехмачтовая шхуна

Помимо шхун к категории судов с косым парусным вооружением относятся небольшие одномачтовые суда — куттер, шлюп, кэт. А также двухмачтовые — кэч, иол.

  1. Кэт (catboat) — парусное судно характеризующееся наличием гафельного паруса на одной мачте, расположенной вблизи носовой части
  2. Шлюп (sloop) — одномачтовое парусное судно с косыми парусами
  3. Куттер (cutter) — одномачтовое парусное судно, имеющее на мачте два типа косых парусов: гафельный грот и два стакселя. Куттер с горизонтальным выдвижным бушпритом называют тендером
  4. Кэч (ketch) — двухмачтовое парусное судно с косыми парусами и расположением головки баллера руля позади бизань-мачты. При этом площадь паруса бизань-мачты составляет около 20 процентов общей парусности. Такая особенность дает преимущества по управляемости при сильном ветре
  5. Гафельный кэч (gaff ketch) — двухмачтовый парусник с гафельными парусами и расположением головки баллера руля позади бизань-мачты
  6. Иол (yawl) — двухмачтовое парусное судно с косыми парусами и расположением головки баллера руля перед бизань-мачтой

Парусные суда с комбинированным парусным вооружением

К третьей категории парусных судов в качестве основных используются прямые и косые паруса. К судам этой группы относятся:

  1. Четырехмачтовая баркентина (barquentine) — это парусное судно с четырьмя мачтами и имеет прямое парусное вооружение только на фок-мачте, на остальных мачтах расположены косые паруса
  2. Трехмачтовая баркентина (шхуна-барк) (schooner barque) — трехмачтовое судно, имеющее на передней мачте прямые паруса, а на остальных — косые паруса
  3. Бригантина (brigantine) (шхуна-бриг) (schooner brig) — двухмачтовое парусное судно с комбинированным парусным оснащением, имеющее прямое парусное вооружение на фок-мачте и косые паруса на грот-мачте
  4. Полубриг (hermaphrodite brig) — двухмачтовый парусник несущий на фок-мачте и грот-мачте по одному гафельному парусу и по два прямых паруса. В некоторых источниках это «двухмарсельная шхуна». Если на фок-мачте три прямых паруса, то судно называют «джекас-бриг».
Статья в тему:  Какое масло лить в 2 тактный лодочный мотор

Большие парусные суда со смешанным вооружением

  1. Люгер (lugger) — двухмачтовое парусное судно несущее люгерные (рейковые) паруса на всех мачтах. Традиционный парусник европейских прибрежных мореплавателей
  2. Полакр (polacre) историческое название шебека (xebec) — средиземноморское трехмачтовое парусное судно, на передней мачте которого расположены три прямых паруса, а на двух других мачтах — латинские паруса
  3. Шнява (snow) — двухмачтовое судно оснащенное на передней мачте прямыми парусами со стакселем и кливером, а на другой мачте под названием «snow-mast» расположен небольшой гафельный парус
  4. Фелука (felucca) — трехмачтовый парусник с двумя большими латинскими парусами наклоненные к носу
  5. Дау (dhow) — одномачтовое судно с большим латинским парусом. Традиционный парусник арабских моряков Красного моря и Индийского океана
  6. Бово (bovo) — двухмачтовый парусник, у которого на передней мачте расположен латинский парус, а на задней небольшой бермудский парус
  7. Нависелло (navicello) — двухмачтовое парусное судно с сильно наклоненной вперед передней мачтой. Несет парус трапециевидной формы, крепящийся за грот-мачту; на самой грот-мачте расположен латинский парус

Малые парусные суда с комбинированным вооружением

Другие типы парусников

Кроме вышеперечисленных категорий парусных судов в истории мореплавания существовали и другие типы парусников:

1 – швертбот 2 – джонка 3 – проа

  1. Швертбот (dinghy) — легкая парусная лодка с единственной съемной мачтой. Такую лодку часто называют ял
  2. Джонка (junk boat) — одно-, двух- или трехмачтовое судно с характерными китайскими парусами. Традиционный парусник Азиатских мореплавателей
  3. Проа (proa) — одномачтовое многокорпусное судно с океаническим шпринтовым парусом. Традиционный парусник Полинезийских мореплавателей и народов острова Самоа в Тихом океане
Статья в тему:  Сколько стоит лодочный мотор yamaha 3

Тренды 2019 года: Парусные мини-лодки для активного отдыха и обучения

В этом обзоре мы рассмотрим парусные мини-лодки для активного отдыха и обучения, которые были выпущены в этом году. Некоторые из них вы можете хранить на своей яхте в качестве водных игрушек или для обучения ваших детей яхтингу, другие достаточно компактны для перевозки на трейлере и функционируют как самостоятельные лодки:

Tiwal 2:парусник «в сумке»

Компания Tiwal превращает динги в игрушку, которую невозможно не купить на свою яхту. Новинка 2019 года, Tiwal 2 — это надувная лодка с парусом от North Sails, которая помещается в две сумки.

Идея компактной лодки для семейного отдыха очень простая: это полноценная лодка, в которой функционально есть все что нужно, она быстро собирается, и компактно складывается для хранения на лодке и для перевозки в автомобиле.

Tiwal 2 весит 40 кг, а собирается в 5 этапов за 15 минут. Эта лодка длиной 2.80 метров оснащена парусом без гика, площадью 5.6 м². Корпус с прострочкой после накачивания под высоким давлением очень прочный, а надувные аутригеры создают приятный перфоманс, особенно при хорошем ветре.

Компания Tiwal превращает динги в игрушку, которую невозможно не купить на свою яхту. Новинка 2019 года, Tiwal 2 — это надувная лодка с парусом от North Sails, которая помещается в две сумки.

Статья в тему:  Когда снимут запрет на лодки

Идея компактной лодки для семейного отдыха очень простая: это полноценная лодка, в которой функционально есть все что нужно, она быстро собирается, и компактно складывается для хранения на лодке и для перевозки в автомобиле.

Tiwal 2 весит 40 кг, а собирается в 5 этапов за 15 минут. Эта лодка длиной 2.80 метров оснащена парусом без гика, площадью 5.6 м². Корпус с прострочкой после накачивания под высоким давлением очень прочный, а надувные аутригеры создают приятный перфоманс, особенно при хорошем ветре.

Этот мини-парусник отвечает всем требованиям владельцев яхт, которые хотят иметь на своих лодках, больших и маленьких, подходящее спортивное и игровое оборудование для активного семейного отдыха, которое занимает мало места. Компактно упакованные мешки легко укладываются в рундуки, а сама концепция лодки упрощает ее сборку на палубе, а также ее спуск с яхты.

Цена: 4 790€ c НДС / 3 991.67€ без НДС на официальном сайте

Технические данные:

  • Длина: 2,80 м
  • Ширина: 1,50 м
  • Осадка: 0,70 м
  • Вес: 40 кг
  • Транспортировка: 2 сумки

Minicat Guppy: надувной мини-катамаран

В 2019 году Minicat дополнил свой модельный ряд новым надувным катамараном Minicat Guppy, длина которого составляет всего 3 метра. В настоящее время линейка состоит из трех моделей: Minicat 460, Minicat 420 и Minicat 310, и Guppy самый младший. Как и его предшественники, Guppy был разработан в сотрудничестве с известной яхтсменкой Лаурой Деккер и предлагает новую концепцию производства.

Трамполин Guppy впервые прочно соединен с двумя корпусами, а также остается прикрепленным в сложенном виде. Этот новый принцип сокращает время сборки готового к эксплуатации миниката на 10 минут по сравнению с другими моделями. Еще одним преимуществом этой маленькой модели является ее небольшой вес — всего 26 кг, что делает транспортировку чрезвычайно легкой.

Статья в тему:  Как правильно покрасить дюралевую лодку видео

Катамаран рассчитан на двух человек, и перевозится в свернутом виде в сумке для хранения, поэтому особенно хорошо подходит для спонтанных поездок или хранения на яхте. Сама конструкция также очень проста для неподготовленных: развернуть корпуса и трамполин, вставить два ребра длиной 1,5 метра, надуть оба корпуса, вставить центральную трубу и рулевой механизм, сложить мачту из трех частей, поставить парус и все готово.

Цена: 2,595€ с НДС на официальном сайте

Технические данные:

  • Длина: 3,00 м
  • Ширина: 1,50 м
  • Вес: 26 кг
  • Размер сумки: 160 см х 30 см х 40 см

TOPCATK2X: cпортивный мини-катамаран

Новая модель 2019 года 17-футового TOP2AT K2X разработана как спортивный, быстрый и надежный универсальный катамаран с U-образным каркасом, обратным наклоном форштевней, и широкими скулами над ватерлинией. Компания обновила форму корпусов, чтобы еще больше удовлетворить качеством перфоманса, независимо от того, как вы используете свой кат — будь то соло-сэйлинг после работы, в путешествии на яхте с детьми или в клубной регате.

Плавучесть объема корпуса достаточна для родителей с двумя детьми. А для поднятия после опрокидывания достаточно 85 килограммов. Кто весит меньше, во время соло-сэйлинга, может использовать подъемное устройство с блоком шкивов. TOP2AT K2X также предназначен для парусных школ, где часто в начале курса инструктор присоединяется к новичкам на трамполине.

В зависимости от использования, любители катов могут выбирать между тремя различными типами парусов. Самый простой под названием Classic — это грот Dacron площадью 13.5 м² и свернутый стаксель размером 4.2 м². Второй вариант Streamcut — грот Dacron площадью 15.9 м², натяжка передней шкаторины и двойная трапеция. Версия для регаты также включает в себя генакер на скрутке площадью 17.7 м², а также грот Pentex и, среди прочего, роульс с качающимся роликом и блок Harken для грота-шкота.

Статья в тему:  Что если сниться подводная лодка

Цена: Classic — 13,200€ / Streamcut — 14,300€ / Regatta — 17,500€

Технические данные:

  • Длина: 5.17 м
  • Ширина: 2,48 м
  • Вес: 160 кг
  • Транспортировка: трейлер

LiteXPот LITEBOAT: симбиоз парусной и гребной лодки

Lite XP от французской верфи Liteboat — это захватывающий симбиоз парусной и гребной лодки с небольшой каютой. Идея Lite XP, разработанная Сэмом Мануардом, возникла после опыта сэйлинга на первом тримаране Lite XP во время гонки на длинную дистанцию Race to Alaska. Цель состояла в том, чтобы построить новую легкую лодку для 1-2 человек с небольшой каютой, которая могла бы ходить как под парусом, так и с помощью физической силы.

Lite XP представляет собой монокорпус с такелажем, который предлагает подходящую скамейку для гребли с подставками для ног и, в зависимости от ветровых условий, может использовать как силу ветра, так и силу человека. Lite XP оснащен гротом 12 м² и генакером 11 м² (опция). Лодкой легко управлять, и она устойчива на воде. Она также проста в маневрировании во время гребли, и развивает скорость до 3 узлов.

6 метров в длину, 1,8 метра в ширину и 180 кг весом, эта интересная лодка имеет небольшую каюту, которая позволяет даже спать на лодке вдвоем. Фитинги и отдельно стоящая карбоновая мачта просты, но очень хорошо продуманы и функциональны. Как опция, Lite XP может быть оснащен карбоновым рулевым устройством и тентом, что позволяет использовать ее для маленьких путешествий в прибрежных водах, реках или озерах.

Статья в тему:  Когда снимут запрет на лодки

Технические данные:

  • Длина: 6,00 м
  • Ширина: 1,80 м
  • Осадка: 0,15 м / 1,20 м
  • Водоизмещение: 180 кг
  • Пассажировместимость: 1 — 2

RS 21 от RSSailing: прогрессивная трейлерная килевая лодка

RS Sailing из Англии запустили концепцию прогрессивной килевой лодки RS 21, которая характеризуется широким спектром потенциальных применений. RS 21 — это ответ RS Sailing на запросы многих яхтенных клубов о простой, легкой в управлении и доступной лодке для формирования небольших флотов для тренировок, обучения и организации регат. RS 21, предназначенный для клубов, яхтенных школ и амбициозных яхтсменов предлагает качественную лодку по реалистичной цене.

Лодка длиной 6,34 метра и шириной 2,20 метра предлагает достаточно места благодаря функциональному дизайну Джо Ричардса из Whitehouse Yacht Design, на которой могут комфортно разместиться до 4 человек. Аккуратная кокпит остается чистым благодаря продуманным деталям конструкции и упрощает управление лодкой RS 21, позволяя ей ходить эффективно и безопасно с экипажем из двух человек. Более того, эта мини-яхта доступна в клубной и гоночной версии.

табильный, легкий и очень мощный корпус RS 21 с ярко выраженными скулами обеспечивает спортивный и быстрый ход в группе. Балластная доля Т-киля составляет около половины общего веса — 675 кг. Киль длиной 1,38 метра можно легко поднять для перевозки на трейлере, а карбоновую мачту, которую можно поднять вручную, можно легко разобрать на две части для транспортировки. Шкоты, фалы и паруса можно укладывать за люком в фордеке для транспортировки.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: