Как называется фильм про мальчика и тигра в лодке
«Жизнь Пи»: где правда, а где вымысел?
Страна: США, Тайвань, Великобритания, Канада
Жанр: драма, философская притча
Год производства: 2012
Режиссер: Энг Ли
Актеры: Сурадж Шарма, Ирфан Кхан, Аюш Тандон
Фильм “Жизнь Пи” основан на одноименном романе Яна Мартелла. Это многослойная книга, которую, в зависимости от мировоззрения читателя, можно рассматривать и как приключенческий роман, и как философскую сказку.
Смысл фильма “Жизнь Пи” (“Life of Pi”) заключается в том, что Бог есть в каждом из нас. И что с этим делать, как распорядиться своим даром, решает лишь сам человек.
- О чем фильм
- Расшифровка сюжета
- «Звериная» версия
- «Человеческая» версия
- Что же произошло на самом деле?
- Смысл концовки
О чем фильм
Начинается картина с того, что молодой писатель приходит на встречу к владельцу небольшого зоопарка. Пожилого мужчину, индуса по национальности, зовут Пи: отец назвал его Писсином, в честь бассейна в Париже. Сам же он, натерпевшись в школе всякого, называл себя просто Пи — как одну из букв в греческом алфавите.
Рейф Сполл в роли молодого писателя и Ирфан Кхан в роли пожилого Пи. Кадр из фильма.
Жизнь юного Пи с самого начала была довольно необычной: он жил в семье смотрителя зоопарка и живо интересовался не только животными, но и разными религиями.
К пятнадцати годам юноша пытался найти себя и в индуизме, и в исламе, и в христианстве, но ни одна из конфессий не давала ему того, что он (скорее бессознательно, чем осознанно) искал. В итоге он пришел к удивительному компромиссу: исповедовать все три религии одновременно.
Однажды отец семейства принял решение переехать в Канаду, забрав с собой половину зоопарка. Когда их корабль вышел в открытое море, начался шторм. Выжить удалось одному только Пи.
Выбравшись с тонущего корабля на шлюпку, юноша вдруг обнаружил, что он не один: вместе с ним на шлюпке спасается несколько зверей, среди которых — бенгальский тигр по имени Ричард Паркер.
Во всех разборах и рецензиях говорится о том, что фильм “Жизнь Пи” выходит за рамки всех признанных эталонов. Как такового сюжета, по сути, нет: на протяжении почти двух часов зритель видит маленькую лодку, дрейфующую в океане, и наблюдает за тем, как юноша пытается приручить тигра…
Кадр из фильма.
Хотя к концу фильма становится понятно, что все обстоит как раз наоборот: именно Ричард Паркер, тигр с человеческой натурой, смог многому научить Пи. Если не закапываться в философские дебри, то идея фильма заключается именно в этом.
Но в этой красивой, завораживающей и страшной кинокартине есть еще и скрытый смысл.
Расшифровка сюжета
Основными темами в фильме “Жизнь Пи” являются религия и вера. Главный герой находится в процессе поиска Бога: того, что он существует, Пи не подвергает никакому сомнению.
Дрейфуя в океане в компании Ричарда Паркера, Пи вдруг понял, почему именно он так и не смог принять до конца ни одну из конфессий. Он осознал, что все установленные правила только мешают человеку познать Бога. Бог не в церкви, понял Пи. Он везде и всюду.
«Звериная» версия
История чудесного спасения Пи, в которой он очутился в шлюпке вместе с Ричардом Паркером и с другими животными — та версия, которую мы видим на протяжении фильма.
Согласно первой версии, в финале Ричард Паркер ушел в джунгли, даже не обернувшись, что стало самой большой трагедией для главного героя. Любовь была невзаимной: Пи любил тигра, а он — нет. Пи считал его другом, а тигр воспринимал его исключительно как машину, которая дает ему рыбу.
Кадр из фильма.
«Человеческая» версия
Когда юношу спасло проходящее мимо судно, от него потребовали рассказать другую версию событий, более “правдоподобную”. Из уст Пи прозвучал другой рассказ. И в этом контексте все прошедшие события фильма “Жизнь Пи” стали казаться гораздо более мрачными.
В другой версии не было никаких животных, а были только люди, превратившиеся в зверей. Они убивали друг друга, чтобы выжить. События этой жуткой истории больше напоминают фильм ужасов, чем приключенческую сказку.
Примечательно, что вторая версия кажется не менее (а возможно, и более) правдоподобной, чем версия с тигром. И зрителю, которому кажется, что с него сняли розовые очки, приходит в голову мысль, что Пи, переживший весь этот ужас и находящийся в стадии отрицания, придумал Ричарда Паркера и связанные с ним события. Просто чтобы не сойти с ума после всего увиденного.
Альтернативная версия куда более страшная: в конце, когда Пи по просьбе спасателей рассказывает “правдивую историю” кораблекрушения, тигр также уходит, не обернувшись.
Кадр из фильма.
Это происходит потому, что его не существовало в действительности. Ричард Паркер был только олицетворением сути главного героя в экстремальных условиях.
Глубинный смысл картины заключается в том, что человеку нужен Бог. Но вот вспоминает он о нем только тогда, когда случится беда. А когда в жизни затихает шторм и наступает штиль, человек снова забывает Бога.
Что же произошло на самом деле?
Нет никаких доказательств правдивости ни той, ни другой версии, остается только верить в ту, которая больше нравится. В финале Пи спрашивает потрясенного писателя, какая история больше нравится ему. Тот отвечает, что ему больше по душе версия с тигром.
Вот здесь и кроется один из смыслов фильма: одно дело отдавать чему-то предпочтение, и совсем другое — верить в это, как в нечто подлинно существующее.
В книге писатель Янн Мартель даже не намекает, какая история истинная. Не делает этого и режиссер Энг Ли. Читатели и зрители должны выбрать сами.
Кадр из фильма.
Смысл концовки
Смысл концовки фильма “Жизнь Пи” станет понятнее, если разобраться в символах картины.
Тигра не случайно зовут Ричард Паркер: его имя – это отсылка к писателю Эдгару По, который в 1838 г написал книгу о приключениях Артура Гордона Пима. В повести рассказывается о людях, которые, пережив кораблекрушение, сошли с ума и съели своего товарища. Звали этого товарища Ричардом Паркером. Спустя 50 лет кораблекрушение произошло в реальности. Обезумев от голода, трое спасшихся съели четвертого – юнгу по имени Ричард Паркер.
Однако, в фильме “Жизнь Пи” все наоборот: Ричард Паркер — единственный выживший в лодке.
Тигр символизирует эго главного героя. Поэтому он не ставит точку в их отношениях. В конце картины он не оборачивается, а смотрит только вперед.
В детстве Пи читал религиозную литературу, но одновременно он изучал книги о дрессировке леопардов. Напрашивается следующее объяснение: религия учит человека укрощать страсти. Дрессируя тигра, Пи пытался выдрессировать самого себя, усмирить своего внутреннего зверя.
Кульминацией фильма “Жизнь Пи” становится момент, когда Пи опускает руки, сдается. Но сдаться – значит погибнуть: кругом непредсказуемый океан, над головой — палящее солнце, а рядом — дикий тигр… Объяснение этому следующее: главный герой сдается не просто так — он сдается на милость Божью. Иными словами, в итоге Пи обрел непоколебимую веру в Бога.
Когда Пи сдался Богу, тигр стал беспомощным. Если раньше при хорошей погоде Ричард Паркер диктовал свои условия, то во время шторма и принятия Бога тигр был усмирен. С этого момента Пи и Ричард Паркер стали единым целым. Они оказались в одной лодке, и зверь перестал угрожать жизни юноши.
В одной из версий фильма “Жизнь Пи” был Бог. Примечательно, что он присутствовал в версии с Ричардом Паркером и другими животными, а не с людьми.
В фильме Пи, находясь на корабле, сам вызвал бурю. Именно так: когда начался дождь, он поднял руки и, обращаясь к небу, закричал: “Сильнее! Сильнее!”. Уже совсем скоро он просил за это прощения…
Этот момент преподносится как фантастика, но ничего сверхъестественного в этом нет: многие из нас способны спровоцировать бурю в своей (и чужой) жизни — и пожалеть об этом.
“Жизнь Пи” — многогранный фильм. Режиссер, как и главный герой картины, предлагает зрителю выбрать из двух версий финала ту, которая больше нравится. И выбирать приходится, руководствуясь не столько логикой повествования (обе версии одинаково фантастичны и одновременно — правдоподобны), сколько собственным мировоззрением и жизненным опытом.
Как называется фильм про мальчика и тигра в лодке
Войти
Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal
- Recent Entries
- Archive
- Friends
- Profile
- Memories
Жизнь Пи. В какую историю поверить.
Экранизация романа Янна Мартела «Жизнь Пи», удостоенного престижной Букеровской премии, стала значительным событием в кинопрокате января 2013 года. Создатели фильма талантливо справились с задачей воссоздать в новейших технологиях 3D рассказ об удивительной истории индийского мальчика и бенгальского тигра в лодке, дрейфующей в течение девяти месяцев по просторам Тихого океана. Революционная технология IMAX завораживает необыкновенными картинами, которые еще глубже дают ощущение одиночества Пи и своей причастности происходящему. Приключенческая по форме и мистическая по ощущению…. красивая сказка, местами вызывающая смех у жующей попкорн молодежи, неожиданно резко изменяет хеппи энд рассказом находящегося в клинике Пи ……И многие зрители выходят из зала с вопросом – о чем фильм?
Взрослый Пи, рассказывая свою историю и несколько раз предупреждая, что верить в нее трудновато, как бы намекает нам, что в этой истории есть место и его фантазии…
С точки зрения системно-векторной психологии Юрия Бурлана можно прояснить многие моменты фильма.
Кто же такой Пи? Какие свойства помогли ему выдержать столь тяжелое испытание и не только выжить, но и остаться психически здоровым…
В начале фильма мы видим чувственного и доброго мальчика, верящего в любовь и красоту мира…В системном психоанализе такие мальчики называются кожно-зрительными. Их сейчас много среди нас – нежных и впечатлительных, видя ранимость которых сжимается мамино сердце, а любящий отец старается более строгим воспитанием привить мужественность своему сыну.
Очень показательна в этом отношении сцена возле клетки с тигром. Кожно-зрительные мальчики имеют подсознательный врожденный страх – быть съеденным. В первобытной стае таких ритуально съедали – как бесполезных для стаи мужчин. Ведь ни охотников, ни воинов из них не получится – они слишком слабые и жалостливые – так устроено их психическое. Пи не осознает этот страх, однако именно он ведет его к клетке могучего хищника – тигра с человеческим именем Ричард Паркер. Протягивая животному кусок мяса, он интуитивно пытается выйти из страха, создав эмоциональную связь с тигром и таким образом увидеть в его глазах не убийцу, а что- то человеческое. Мудрые слова отца : «Когда ты смотришь ему в глаза – ты видишь лишь собственное отражение своих эмоций и мыслей» , ребенку еще непонятны. И здесь урок отца – логичный с точки зрения взрослого опытного человека имеет и плохие последствия для Пи. Пи вынужден наблюдать ритуал жертвоприношения – в результате страх не только не преодолевается, а фиксируется …Жизнь после этого утрачивает «часть своего очарования» и становится серой и бессмысленной… Глубокий страх так и остался с мальчиком, он сковал его изнутри и не дает возможности испытывать наслаждение от красоты природы и отношений… Ведь страх из зрительного сердца вытесняется только через создание эмоциональной близости, прежде всего с человеком . И только вспыхнувшее яркое чувство преображает его жизнь – любовь сделала его мир цветным ! Не случайно нам показали эту историю – любовь творит чудеса не только в сказках. У обладателей зрительного вектора чувство любовной эйфории вытесняет страх и дает возможность видеть и ощущать жизнь во всей силе ее красоты и величия…
Катастрофа… и мальчик оказывается в одной лодке с животными…начинается сказка…Которую мы, уже зная про вторую историю, можем смотреть и другими глазами.
На маленькой лодке оказывается группка людей, шанс у которой спастись больше, если будет меньше ртов… Пи попадает в ситуацию, когда он вынужден наблюдать за тем, как кок убивает моряка, а потом его ест . « Голод может изменить все ваше представление о самом себе»… Истории о каннибализме крайне тяжелы для психики большинства людей. Для культурного человека нет явления более отвратительного, для психики кожно– зрительного мальчика эта ситуация особенно критична. Далеко не каждый человек останется психически здоровым после такого испытания …Будь Пи слабее, он позволил бы и себя съесть…(как поступают кожно-зрительные мальчики, откликаясь на объявления оральных людоедов в интеренете). Однако в борьбе за свою жизнь его спутницей стала любовь, живущая в сердце. Именно сила любви и жажда жизни, ощущение всей ее полноты дали ему силы победить. Борьба за свою жизнь, борьба со страхом смерти превратила его самого в тигра, убившего кока … и этот же страх – этого зверя в себе – Пи в своем воображении превратил в тигра с человеческим именем . Представляя его себе как отдельную существо, он мог бороться с ним, приручать его…. Услышанная в детстве от отца фраза – и он видит свое отражение в глазах страха – он видит себя сильным …
…Передышка на острове, полностью пригодном для жизни – соблазн стать Робинзоном , прекратить путь. Однако найденный зуб умершего на этом острове несчастного дает ему глубоко почувствовать, какое бесконечное одиночество в обществе сурикатов его ожидает. Пи решает, что «лучше погибнуть при попытке вернуться к людям…» . Фраза говорит о том, что сердце его не ожесточилось от пережитого ужаса, компания животных никогда не заменит человеческие отношения, которые для него для него ценнее собственной жизни… Снова в путь – огромное желание быть с «себе подобными», вера и надежда , внутреннее примирение с Богом внутри себя –он больше не спрашивает за что, не просит….он просто верит …что пока в его душе жива надежда – жизнь продолжается…
Его отчаяние в прощании с тигром…. боль от разрыва эмоциональной связи. Наделив его человеческими качествами, он ожидал от него человеческих реакций, но зверь – это зверь. здесь четко показано отношение зрительного человека к животным. Также это и потеря части себя… Рядом с ним, в борьбе за свою жизнь, Пи имел цель и шел к ней…«в его взгляде было что то большее, чем мое отражение…» На берегу он почувствовал всю свою слабость – это сложный психологический переход в новое состояние… Осознать себя абсолютно одиноким слабым человеком, совершившим убийство, ощущать зло в себе …искать новую опору …
Эта боль разлуки, иногда предательства и равнодушия самого близкого человека в твоей судьбе так же многим знакома – как невыносимо тяжело подняться и жить…Сколько людей со зрительным вектором в реальной жизни, словно также плывущие в лодке по океану жизни, берут себе в попутчики животных. Пережив страдание от неудавшихся отношений с любимым, испытывая подсознательный страх быть принесенными в жертву, они боятся строить отношения с людьми. Не понимая намерений и поведения окружающих, они глубоко убеждены, что люди хуже зверей, а вот в глазах своих питомцев они видят и любовь и преданность.
Еще одна особенность людей со зрительным вектором – особая сила воображения и способность верить в фантазии как в реальность. Они одушевляют и наделяют человеческими качествами даже камни, животных могут любить больше, чем людей и устанавливать с ними очень нежные связи. В реальной жизни это дает им возможность как бы надеть розовые очки и уйти в мир иллюзии. Как кратковременная передышка это приемлемо – поэтому сейчас так популярны красочные и высокобюджетные фильмы – фэнтези. Очень грустно, если человек этими иллюзиями полностью отгораживается от реальной жизни, уходит от собственной ответственности создания позитивных отношений с окружающими. Выбирая для себя жизнь «на острове» в компании собачки или кошки, воздвигая между собой и миром стену отчуждения и одиночества…Страх, лежащий в основе этого враждебного восприятия мира, не дает ему почувствовать вкус настоящей жизни и отношений между людьми. В этом смысле отчаяние Пи при прощании с тигром дает нам посыл – животное всегда остается животным . Выход из мира иллюзии в реальный – к людям сложен психологически, необходимость строить новые отношения и ощущать себя комфортно пугает новыми душевными страданиями. Однако необходимо сделать этот шаг и расширить границы своего мировосприятия .Системно-векторный психоанализ Юрия Бурлана дает прекрасную проработку и возможность преодоления своих внутренних страхов, не дожидаясь кораблекрушения в своей личной жизни…
Финал у этой истории счастливый – Пи удалось найти внутреннее равновесие с окружающим миром, он имеет семью и дом, ощущает гармонию в своей жизни … так необходимую каждому из нас!
Фильм пропитан философскими размышлениями о сущности и предназначении человека, смысле человеческой жизни… Фильм, где каждый сам для себя выберет в какую из двух историй поверить… Фильм, после просмотра которого, появляются вопросы к самому себе…
Статья написана по материалам тренингов по Системно-векторной психологии Юрия Бурлана
“Жизнь Пи” – визуализированный шедевр. Интересные факты (16 фото)
Поскольку книга Янна Мартеля считалась плохо поддающейся для экранизации, долгое время продюсеры картины «Жизнь Пи» не могли подыскать подходящего человека на место режиссера. Переговоры велись и с Найтом М. Шьямаланом (известному по фильмам «Шестое чувство» и «Повелитель стихий»), и с Жаном-Пьером Жене (снявшему романтическую «Амели»), и с Альфонсо Куароном (подарившему миру «Гарри Поттера и узника Азкабана»). Найт М. Шьямалан привлекал тем, что, как и Писин Молитор Патель, он был уроженцем Пондишери, а потому не понаслышке знал особенности индийского быта и культуры. Однако режиссер отказался участвовать в проекте, отдав предпочтение работе над другой лентой – «Девушка из воды».
Переговоры с Альфонсо Куароном также не увенчались успехом. В это же время режиссеру поступило предложение приступить к работе над фильмом «Дитя человеческое» и Куарон предпочел отказаться от экранизации «Жизни Пи». В конечном итоге свое согласие принять участие в проекте выразил тайванец Энг Ли. К предстоящей ему работе Ли отнесся максимально ответственно. Так, к примеру, он обратился к Стивену Каллахану и привлек его в качестве своего консультанта. Достижением Каллахана являлось то, что в начале восьмидесятых годов двадцатого века ему пришлось в одиночку дрейфовать в Атлантике почти восемьдесят дней на резиновой спасательной лодке. Воспоминания о тех событиях он изложил в своей книге «По воле волн» («Adrift»). Само собой разумеется, приобретенный им тогда опыт не мог не оказаться полезным при съемках «Жизни Пи».
Кроме того, Энг Ли много внимания уделил использованию новомодного 3D-формата. По его мнению, это был единственный способ максимально достоверно перенести на экран книгу Янна Мартеля. Ранее не знакомый с новой технологией, режиссер лично изучал особенности работы в подобных обстоятельствах. Поначалу руководство Fox 2000 Pictures отнеслось к его идее весьма скептически – уж больно дорогостоящей получалась картина. Однако бюджетные разногласия были преодолены и Энг Ли получил карт-бланш. Его труды оказались не напрасными.
Мало кому из зрителей, посмотревших фильм, пришло бы в голову, что практически все животные, присутствующие на экране, являются результатом применения компьютерной графики. А между тем, это действительно так. В частности, более восьмидесяти процентов всех эпизодов с участием Ричарда Паркера были сгенерированы на компьютере. Реальный же тигр (точнее, тигры, поскольку всего было задействовано четыре подобных зверя) присутствует только в отдельных кадрах (сцены, где животное сидит в вольере зоопарка, где оно плавает и пытается забраться в лодку, а также в некоторых других). Работы по визуализации Ричарда Паркера, как, впрочем, и других аналогичных персонажей, осуществлялись силами студии Rhythm & Hues.
Режиссер Энг Ли решил привлечь этих специалистов после того, как посмотрел на их работу в знаменитых «Хрониках Нарнии» (там Rhythm & Hues воплощала на экраны образ благородного льва Аслана). Однако было неизвестно, как именно будет сочетаться компьютерная анимация с форматом 3D.
Как уже отмечалось, львиную долю работ по анимации животных производила студия Rhythm & Hues. Однако не только она приложила свою руку к «Жизни Пи». Спецэффекты разрабатывались и другими компаниями, в числе которых были Halon Entertainment, Plowman Craven & Associates,Animal Makers, Crazy Horse Effects, Gimzi Studios, Legacy Effects, Lola Visual Effects, The Moving Picture Company, Total Measurement Solutions и другие.
В качестве оператора картины был приглашен Клаудио Миранда, который стал известен широкой публике после своей работы над фильмом две тысячи восьмого года «Загадочная история Бенджамина Батона». По словам Миранды, участие в проекте «Жизнь Пи» стала для него самым настоящим испытанием – настолько тяжелых, с профессиональной точки зрения, съемок у него никогда раньше не было. Тем не менее, с поставленной задачей он справился блестяще, что было по заслугам оценено, как рядовыми зрителями, так и более опытными кинокритиками.
Съемки картины стартовали в середине января две тысячи одиннадцатого года. Некоторая их часть проходила на территории Индии и, в частности, в Пондишери (здесь, к примеру, были отсняты кадры с католической церковью). Однако этим география «Жизни Пи» не ограничилась. Большинство эпизодов были сняты на родине режиссера Энга Ли – в Тайване. В частности, во всемирно известном тайпейском зоопарке. И, наконец, завершающие работы в отношении фильма прошли в Канаде.
Что особенно удивительно, большая часть съемок картины проводилась в специально организованном павильоне. В качестве такового приспособили здание заброшенного аэропорта в городе Тайджун, расположенном в центральной части Тайваня. Там был создан гигантский резервуар, доверху наполненный водой. Именно этот резервуар выполнял функцию «океана», в котором Пи Молитор Патель совершает свое невероятное путешествие. При этом при помощи особых технических устройств режиссер Энг Ли мог обеспечить необходимую по сценарию погоду и создать требуемую в данный момент атмосферу происходящего.
Кинокритики весьма благосклонно встретили «Жизнь Пи». Так, например, на страницах Chicago Sun-Times Роджер Эберт присвоил фильму режиссера Энга Ли максимальный балл из четырех возможных и отметил, что, по его мнению, это одна из самых потрясающих кинокартин, вышедших в две тысячи двенадцатом году. В свою очередь, Питер Трэверс из Rolling Stone также высоко оценил «Жизнь Пи» и подчеркнул, что Энгу Ли удалось использовать формат 3D с деликатностью и лиричностью настоящего поэта.
Кроме того, и многие известные люди также весьма лестно отозвались о фильме «Жизнь Пи». В их числе актеры Рассел Кроу, Энн Хэтэуэй и режиссер Джеймс Кэмерон. Крупнейшие Интернет ресурсы также благосклонно отнеслись к работе Энга Ли. Так, например, авторитетный сайт Rotten Tomatoes присвоил фильму 88%-ный рейтинг одобрения, а портал Metacritic оценил картину на семьдесят девять баллов из ста возможных.
При подобных обстоятельствах вполне закономерным стал тот факт, что фильму «Жизнь Пи» удалось добиться весьма впечатляющих кассовых сборов. При затратах на его производство в размере ста двадцати миллионов долларов, он смог получить прибыль почти шестьсот миллионов, что для картины с, мягко говоря, нетрадиционным для Голливуда сюжетом, выглядит более, чем впечатляюще. Однако справедливости ради стоит отметить, что кассовые успехи стали большой неожиданностью для многих, кто знал об этом проекте. Дело в том, что скептики были убеждены в финансовом провале картины. Еще бы – в «Жизни Пи» не было звездных «раскрученных» имен, не было столь любимых аудиторией погонь, перестрелок и тому подобных вещей. Да и сюжет фильма, прямо скажем, нетипичен для традиционного голливудского кино – «Жизнь Пи» с некоторой долей условности можно рассматривать в качестве своеобразной философской притчи, что уж совсем не вяжется с понятием блокбастер. Однако режиссер Энг Ли тем и известен, что из «нерентабельного» сценария может создать нечто такое, что произведет неизгладимое впечатление на потенциального зрителя.
Награды, полученные работой Энга Ли.
Как уже упоминалось, фильм «Жизнь Пи» произвел крайне благоприятное впечатление на профессиональных знатоков киноискусства. В подобных обстоятельствах вполне закономерно, что картина Энга Ли была выдвинута на соискание целой массы престижных наград и премий. В частности, «Жизнь Пи» была номинирована на премию Оскар сразу в одиннадцати категориях. В четырех из них фильм был признан победителем («Лучший режиссер», «Лучшая РАБОТА оператора», «Лучший саундтрек» и «Лучшие визуальные эффекты»). К слову сказать, картина стала первой лентой за долгое время, которая смогла получить награду Американской киноакадемии за режиссуру и при этом уступить победу в номинации «Лучший фильм». Около семи лет назад такая же ситуация сложилась применительно к фильму «Горбатая гора», режиссером которого также был Энг Ли.
Помимо Оскара в копилке достижений «Жизни Пи» присутствуют три номинации на премию Золотой глобус, из которых выигрышной стала категория «Лучший саундтрек»; девять номинаций на премию Британской академии кино и телевизионных искусств (BAFTA), из которых две стали успешными («Лучшая РАБОТА оператора» и «Лучшие визуальные эффекты»), а также две номинации на премию Энни, из которых удача сопутствовала в категории «За выдающиеся достижения в области анимации персонажей».
Судно, на котором семья Пи Пателя отправилась в злополучное путешествие, именовалось Tsimtsum. Это слово еврейского происхождения, которое впервые было введено в оборот в шестнадцатом веке каббалистом Ицхаком Лурией. Этим термином он обозначал процесс сжатия бесконечной божественной сущности, в результате которого образуется пустота.
Как уже упоминалось, свое имя Пи (Писин Молитор Патель) получил от названия французского бассейна – Piscine Molitor. Такое строение действительно существует. Оно находится в Париже, неподалеку от Булонского леса и стадиона Ролан Гарос. Бассейн был построен в одна тысяча девятьсот двадцать девятом году и торжественно открыт для посещения в присутствии нескольких пловцов-призеров олимпийских игр. Спустя несколько десятилетий комплекс был заброшен. Однако в настоящее время ведутся работы по его реконструкции.
Кадры, в котором камера оператора показывает сверху спящего на брезенте Пи, в то время как тигр Ричард Паркер свернулся в лодке, а вокруг плавают морские рыбы, практически полностью воспроизводят дизайн обложки романа Янна Мартела, положенного в основу сценария.
Имя тигра, Ричард Паркер, было выбрано автором романа «Жизнь Пи» совсем неслучайно. Дело в том, что оно было позаимствовано из произведения Эдгара Алана По «Повесть о приключениях Артура Гордона Пима». В этой книге Ричард Паркер был несчастным моряком, который выжил после кораблекрушения, но был съеден своими обезумевшими от голода товарищами. Кроме того, Янну Мартелу была известна и другая похожая история. В одна тысяча восемьсот восемьдесят четвертом году где-то в просторах океана затонуло судно под названием Mignorette. После кораблекрушения выжило только четыре человека, одним из которых стал юнга по имени Ричард Паркер. Несчастному мальчику было суждено стать для остальных уцелевших моряков источником пищи.
Все отзывы о фильме Жизнь Пи
Life of Pi (2012, США, Китай, Тайвань, Великобритания) , IMDb: 7.9
Рецензия «Афиши» на фильм
Писин Молитор Патель, или просто Пи — шестнадцатилетний сын директора зоопарка на юго-востоке Индии. Однажды он со своей семьей и другими зверями садится на ветхое судно и плывет в Канаду, но в результате кораблекрушения оказывается в шлюпке с несколькими подопечными отца, самый главный и страшный из которых — бенгальский тигр Ричард Паркер. Выживать и уживаться в открытом море им придется семь месяцев.
Фильм всеядного Ли Ана (он и про Вудсток может, и про китайских подпольщиков, и про тигра) — экранизация книги Янна Мартела, десять лет назад получившей Букера. Вряд ли возможно перенести на экран всю сложную полифонию романа, в котором история рассказана дважды, и каждая строчка или отзывается эхом после, или кажется едва уловимым отзвуком чего-то еще — от Ноева ковчега до Маугли. Однако Ли все же пытается: трудно вспомнить кино, поставленное настолько близко к исходному тексту (может быть, «Посторонний», которого читает Пи и которого жена Камю потребовала воспроизвести на экране пошагово); и как его удалось настолько плотно ужать? Привнесенные сценаристами изменения носят или косметический, или спекулятивный характер (так, для Пи зачем-то придумана робкая любовная линия — абсолютно лишняя, у него ведь роман с тигром). Книга освежевана, как сурикат с таинственного острова, встреченного героями в океане, высушена на солнце и готова к употреблению. Как ни странно, это даже неплохо: магию мартеловской прозы сложно разрушить, а вот детальная визуализация трудных моментов не помешает. Как мог выглядеть плот, построенный из весел и спасательных жилетов? Каким был кок, о котором Пи вспоминает лишь в финале, выворачивая действие наизнанку? У Ли Ана собственная полифония: его фильм похож на калейдоскоп, набор переливающихся эпизодов разной формы и цвета. Поворот по часовой стрелке — и Париж (сцена совсем в духе Жана-Пьера Жене, несостоявшегося режиссера «Жизни Пи») превращается в экзотический зоопарк, где звери выглядят реальнее людей, безумная буря — в затишье, а голубая водная гладь — в изумрудные берега плавучего острова. Все искрится, с экрана разлетаются трехмерные колибри, вглубь уплывают серебристые рыбки. Роман Мартела пересказан не языком кино, а языком ярмарочного аттракциона, и, наверное, стоит сдержать обиду за потерявшиеся смыслы — мало ли что выпадет из карманов, когда на бешеной скорости несешься по американским горкам?
Лучшие отзывы о фильме «Жизнь Пи»
Жизнь — это надежда (с)
Далеко не все фильмы и книги дают зрителям и читателям пищу для ума. «Жизнь Пи» позиционируется как миф или притча, которая подарит публике не только прекрасную картинку, но и поставит ряд вопросов, которые зрителям будет интересно обдумывать и обсуждать после просмотра. Так ли это?
После кораблекрушения Писин оказался единственным выжившим человеком. Вместе с ним в лодке оказались зебра, орангутанг, гиена и тигр, каждый из них хочет одного — выжить. А вместе им придется потрудиться, чтобы дожить до того момента, когда их смогут спасти.
Энг Ли — режиссер, способный любую простецкую историю превратить в сказку. «Жизнь Пи» именно тот случай, когда проекту требовался человек, способный увлечь зрителя приключением героев в локальном пространстве. Ли использовал все возможности, в том числе и 3D, единственное чего ему не хватило, так это собственные высказывания, которые, например, очень любит вставлять в свои проекты Том Тыквер.
Дэвид Мэги, написавший сценарии к «Волшебной стране» и «Мисс Петтигрю», не стал изобретать велосипеда и довольно-таки точно перенес сюжет книги Янна Мартеля. Добавил непонятную любовную линию в начале, которую так и не развил, и даже не назвал жену главного героя по имени. Дополнительной возможностью накала страстей для тех, кто не читал, было отсутствие повзрослевшего главного героя в начале повествования.
Оператор «Загадочной жизни Бенджамина Баттона» и «Трона: Наследия» Клаудио Миранда сделал все, чтобы картинка «Жизни Пи» не давала зрителям отвлечься от экрана ни на секунду.
3D подарило авторам возможность воплотить и развить фантазии и мысли Янна Мартеля до предела. Сцены путешествия мальчика и тигра запомнятся зрителям надолго, даже при том, что современная публика уже давно объелась всевозможными 3D приключениями.
«Жизнь Пи» — сверхрасхваленный проект, который не оправдывает и десятой доли возложенных на него ожиданий. Картина будет интересна в основном только тем, кто успел ознакомиться с оригинальной книгой.
Один человек мне рассказывал, как после сильного военного фильма они с друзьями молча вышли из кинотеатра, молча прошли по улице метров двести и задумчиво выдохнули: “Да. “. Выйдя после “Жизни Пи”, мы прошли молча почти весь путь до метро.
По тому, хочется ли после фильма говорить или молчать, для меня определяется его мощь и глубина. После плохого фильма, вскакивая с кресла, немедленно начинаешь балаболить про слабости сценария и постановки, деревянную игру актеров и прочее. После хорошего фильма выходишь молча, глубоко зацепленный им, не желая подольше покидать прожитую в нём реальность и рушить её неточными словами, которые всё равно не в состоянии выразить пережитое там.
По этой мерке “Жизнь Пи” – обязательный фильм: он расширяет представление о том, что вокруг нас, а в конце, как все честные произведения, расслаивается на две трактовки. Фильм невыразимо красив и невероятно снят: наверное, там много компьютерных эффектов, но о них лишь едва догадываешься. В кадре почти всё время – всего один юноша-индиец, тигр и океан – но от экрана не оторваться.
Сюжет картины устроен по принципу рассказа о пережитом. Писатель, только что переживший крушение замысла своей очередной книги, знакомится с индийцем по имени Пи, с которым произошла поразительная история, и просит рассказать её. Индиец, предварив рассказ обещанием “В конце вы поверите в бога”, начинает говорить.
Сухогруз, на котором он плыл со своей семьёй и с их зоопарком, попал в шторм и затонул. В шлюпке спаслись лишь он – тогда молодой юноша – и несколько животных. Чуть позднее окажется, что под тентом в шлюпке сидел тигр по кличке Ричард Паркер. Так начинается история удивительного плавания и выживания Пи посреди бескрайнего океана, полная потрясающих красот, борьбы и откровений.
Справедливости ради: тема божественного вокруг нас в фильме начинается не со слов “В конце этой истории вы поверите в бога” (хоть это и красивая заявка). Мальчик Пи испытывал интерес к религии с самого детства, когда на спор с братом зашёл в христианскую церковь. С той поры он строил сложные взаимоотношения сразу с несколькими богами – с Христом, с Аллахом и с целым индийским пантеоном (Вишну, Ганеша и пр.).
Это и окрасило его плавание с тигром в оттенок поиска божественного промысла во всём случившемся. И там есть что поискать: оторванный от цивилизации и её обыденных хлопот и забот, Пи вдруг увидел страшную и многообразную жизнь природы полностью, во всей её красоте.
При этом сам юноша с именем-кличкой в компании тигра с человеческим именем посреди Великого (Тихого) океана оказываются проявлением божественного. Первый проблеск – в том, что Пи не пытается убить тигра даже при наличии возможности, как это сделал бы всякий нормальный человек. Пи верит, что у животных есть душа. Божественное здесь – не слюнявые любовь и всепрощение, а понимание священности всякой жизни. Во “Властелине колец” серый волшебник упрощённо объяснил это молодому хоббиту так: “Если не можешь возвращать жизнь, не спеши осуждать на смерть. Даже мудрейшие не знают всего. Мы только можем решать, что делать со временем, которое нам отпущено“.
Как противник любого бога, лично я получил от “Жизни Пи” не религиозное откровение, а скорее социально-философское. История Яна Мартела (автор книги) и Энга Ли (режиссёр) внезапно противоречит гуманистическому “Солярису” с высказыванием профессора Снаута о том, что “человеку нужен человек”. В отрыве от мира людей, одинокому страннику в лодке оказывается нужен не человек – а зебра и обезьяна, тигр, какой угодно живой попутчик, чтобы не свихнуться на водах жизни.
Стругацкие писали в своих “Стажёрах”, что жизнь дарит человеку три радости – друга, любовь и работу. Без каждой из них можно обойтись, но тогда одной радостью в жизни будет меньше, а их всего три. “Жизнь Пи” учит, что человечеством – школой, супермаркетом, баром и офисом – жизнь не ограничивается: мир огромен, сложен и увлекателен. В лодке у Пи был друг – тигр Ричард Паркер, любовь к богу, единому во всех именах, и работа – добывать пищу, делать записи. Это, в конечном счёте, и была самая настоящая жизнь.