Как называется большая парусная лодка
Классификация парусных яхт
Яхта это судно, предназначенное для спорта или туризма. Разновидностей яхт чрезвычайно много. В мире яхт столько же типов, размеров, сколько же и вкусов, привязанностей людей. Ведь яхта, являясь предметом развлечения, часто является символом сбывшейся мечты. А люди очень часто мечтают и осуществляют мечты по-разному.
Классифицируя яхты, в первую очередь следует разделить их на моторные и парусные яхты. Это яхты из разных идеологических лагерей, из различного представления о мечте. И хотя те и другие в конечном итоге объединены одной стихией, морем, о каждом из них стоит говорить раздельно. В этой статье мы уделим внимание классифиции парусных яхт.
1. Предназначение.
В первую очередь стоит разделить парусные яхты по их основному признаку, ради чего их собственно и строят. По назначению. Поскольку яхты предназначены для двух основных видов развлечений: путешествия и гонки, то и яхты, в первом приближении следует разделить именно так. Яхты для путешествий и яхты для гонок. Конечно, и на тех и на других можно и путешествовать и гоняться, но мы говорим именно о предназначении, заложенном конструктором. Итак, в первую очередь, разделим яхты на:
- Яхты для путешествий
- Гоночные яхты
Рис1. Гоночная яхта “Archambault 35” и обычная крейсерская яхта той – же длинны – 35 футов
Яхты для путешествий имеют прочную, порой утяжеленную конструкцию. Задача конструктора в этом случае – обеспечить комфорт и надежность.
Гоночные яхты проектируются для того, что бы выиграть в гонках. Поэтому удобству размещения экипажа и прочностному запасу уделено меньшее внимание. Конструкторы, рассчитывая на боле высокую квалификацию экипажей, уменьшают вес яхты, форсируют напряжение в её узлах, что бы достичь максимальной энерговооружённости. С другой стороны, гоночные яхты оснащаются элементами, расширяющими диапазон регулировок, настроек, парусов для того, что бы яхта шла быстро во всем диапазоне ветров.
2. Удаление от берега
По способности яхт удаляться от берега можно разделить яхты на те, которые предназначены для плавания возле берега, в заливе, и на те, которые могут совершать длительные автономные плавания со значительным удалением от портов – убежищ. То есть, яхты можно разделить на:
- Прогулочные
- прибрежные яхты
- и мореходные, то есть крейсерские яхты.
Рис 2. Гоночные яхты: для прибрежных соревнований и для гонок в открытом море
- Прогулочные яхты имеют легкую конструкцию, в них нет существенных запасов воды и еды для экипажа, навигационное оборудование рассчитаны на то, что экипаж видит и знает акваторию для прогулок.
- Крейсерские яхты имеют прочную конструкцию способную нести запас снабжения (вода топливо, продукты и т.д.). Веутренние помещения дают возможность полноценно отдыхать команде. Такие яхты не имеют ограничения по удалению от берега.
- Прибрежные яхты (дневной крейсер) имеет ограниченные бытовые удобства и небольшой запас снабжения, позволяющие провести день на прогулке возле залива.
3. Количество корпусов.
Если ширина корпуса создает устойчивость, то почему бы не расширить его как можно больше? Об этом в своё время задумались конструкторы и стали проектировать широкие корпуса. Такие корпуса обладают высоким начальным моментом спрямления. Однако у них есть крупный недостаток. Такой корпус имеет высокое сопротивление трения о воду и плохую мореходность. Для решения этого конфликта были созданы многокорпусные яхты: катамараны (два корпуса) тримараны (три корпуса). Несмотря на то, что переворот многокорпусника, в отличии от переворота килевой яхты – это фатальное событие, поставить его обратно, на «ровный киль», без посторонней помощи, невозможно, они весьма популярны. Дело в том, что целый ряд конструктивных мер свел риск переворота некоторых многокорпусных яхт, например крейсерских, практически к нулю.
Катамараны имеют два одинаковых узких длинных корпуса, разнесенных на такое расстояние, чтобы обеспечить большую остойчивость. Сопротивление таких корпусов значительно меньше, чем корпуса обычной яхты, поэтому катамаран на попутных ветрах, как правило, развивает большие скорости, чем килевые яхты. Крейсерские катамараны, на которых успешно совершают и океанские плавания могут иметь весьма высокий и ход, и остойчивость.
Тримараны имеют три корпуса: средний (более широкий, чем у катамаранов, но намного уже, чем у яхт) и два разнесенных и слегка приподнятых боковых, очень узких. Боковые корпуса, по существу, являются поплавками, обеспечивающими остойчивость. При крене тримаран идет на среднем корпусе и одном из боковых. Тримараны получили в свое время большую популярность как крейсерские яхты. Однако в настоящее время наиболее широко используются трейлерные тримараны, то есть такие тримараны, которые можно перевозить на трейлере за легковым автомобилем. Таким образом, по количеству корпусов, парусные яхты делятся на:
- Однокорпусные
- Многокорпусные (катамараны и тримараны)
Рис 4. Однокорпусная яхта, катамаран, тримаран.
4. Способ создания остойчивости однокорпусных яхт
Парусные яхты используют для движения энергию ветра. Ветер передает свою энергию яхте через паруса. Паруса и парусное вооружении вообще, установлено на яхте, и под действием ветра (особенно когда он направлен в борт) стремится опрокинуть всю яхту. Что бы создать остойчивость, то есть способность яхты противостоять опрокидыванию, существует два основных способа. Во-первых, с помощью балласта, расположенного как можно ниже в корпусе или в специальном плавнике (фальшкиле). Во-вторых, с помощью остойчивости корпуса, когда сам корпус, благодаря своим характеристикам, прежде всего ширины, создает спрямляющий, то есть восстанавливающий момент.
Первый способ создания остойчивости, то есть с использованием балласта, используют килевые яхты. Благодаря балласту конструкция килевой яхты обладает очень стабильной остойчивостью. Эти яхты весьма надежны, поскольку, например, «прощает» многие промахи экипажа и может приспосабливаться к различным ветро – волновым условиям. Это настоящий «хит» в мире парусных яхт. Двойное предназначение фальшкиля – размещение балласта и создание гидродинамической силы, препятствующей дрейфу, делают эти яхты, ни мало ни много, уникальными изобретениями человечества.
Второй способ создания остойчивости, с помощью остойчивости формы, используют яхты, в которых подводное крыло лёгкое, не имеющее балласта. Такое крыло называется «шверт», а яхта с таким крылом называется «швертбот». Швертбты не имеют балласта, и могут легко поднять шверт при подходе к мелководью. Также на них активно используют вес самого экипажа. Его перемещают, в зависимости от ветровых условий в то или иное место на том или ином борту яхты, а то и выводят за борт на специальных подвесках – трапеции.
Есть и промежуточный вариант. Это так называемые яхты – «компромиссы». Эти яхты имеют так называемый «тяжелый» шверт. То есть балласт в таком шверте участвует в создании остойчивости. Его веса, однако, недостаточно, поскольку вес шверта должен быть таким, что бы экипаж мог поднять его достаточно оперативно, например, при подходе к пирсу. Для создания необходимой остойчивости «компромиссы» могут также использовать вес экипажа или балласт, установленный в неподвижных, нижних частях корпуса. Таким образом, по способу создания остойчивости однокорпусные яхты можно разделить на:
- Килевые
- Швертботы
- Компромиссы
Рис 3. Килевая яхта, швертбот и компромисс.
5. Материал корпуса.
Яхты можно сделать из самых различных материалов. Наиболее распространенный материалы: пластик, металл, дерево. У каждого материала есть свои преимущества и недостатки. Дерево красиво, деревянные яхты – это настоящая одухотворенная история владельца и его экипажа. Металлические яхты считаются одними из самых прочных. Они популярны там где условия наиболее тяжелы, например, там, где встретить лед на прогулке – не редкость. Пластиковые яхты – самые массовые. В основном из-за низких эксплуатационных расходов по уходу за их корпусами. Также пластиковые яхты можно признать как наиболее легкими в случае применения промышленных технологий.
6. Cтатусу.
По своему предназначению, а вернее по своему отношению яхта – владелец, парусные яхты делятся на чартерные, то есть яхты предназначенные для извлечения прибыли владельцем и частные яхты, когда владелец строит или приобретает яхту для собственного использования. Чартерные яхты, как правило имеют максимальное количество кают, которое моно разместить в корпусе. Тогда арендатор сможет пригласить больше гостей и уменьшить свои расходы на яхтинг. Частная яхта, как правило, независимо от размера обладает не более чем тремя каютами. Одну для владельца и, максимум, две для гостей. Количество кают для команды, если владелец яхты предполагает таковую использовать, не ограничено.
7. Парусное вооружение
Парусное вооружение весьма разнообразно. Конструкторы постоянно его совершенствуют, применяя все более новые материалы и технологии. Рассмотрим их весьма кратко.
Одномачтовые яхты:
Типов парусных вооружений, использующих одну мачту огромное количество, однако лишь один из них, а именно «Бермудский шлюп» абсолютно господствует в мире одномачтовых яхт, более того, пожалуй, даже и во всем мире яхт.
Бермудский шлюп. Это такой тип парусного вооружения, когда с помощью установленной мачты и стоячего такелажа можно поставить два основных паруса. Парус, стоящий перед мачтой называют “стаксель”. Стакселей огромное разнообразие. Они могут иметь различную форму и размер. Необходимость иметь большое количество стакселей связано с тем, что они слабо регулируются, настраиваются для использования при различных ветровых условиях.
В стаксели различают по плотности материала (чем плотнее материал, тем на более тяжёлые условия он рассчитан) и по размеру нижней шкаторины (кромки) паруса. Различают стаксели с короткой нижней шкаториной, не заходящей за мачту и “генуэзские” стаксели, это такие стаксели, которые “заходят за мачту. На мачте передней шкаториной крепится второй парус. Он называется “грот”. Грот регулируется в широком диапазоне ветров и как правило не требует смены при изменении параметров ветра или курса яхты.
Различают бермудский шлюп с «топовым» и «дробным» вооружениям. Дробным вооружением называют такое вооружение бермудского шлюпа, когда передний трос, раскрепляющий мачту («форштаг» или просто «штаг») крепится к самому верху (топу) мачты
Двухмачтовые яхты:
Двухмачтовые яхты отличаются огромным разнообразием парусного вооружения. Приведем лишь несколько из них.
Йол – имеет основную переднюю мачту (“Грот-мачту”) и гораздо меньшего размера заднюю мачту (“Бизань-мачту”). Бизань мачта Йола не создает тянущую силу, а лиш только балансирует яхту. Это качество йола весьма востребовано в свежую погоду, когда основные паруса сильно уменьшены (“зарифлены”) или на якорной стоянке, когда работа паруса, стоящего на бизань – мачте существенно снижает нагрузку на якорь.
Кеч – по сравнению с йолом имеет бизань мачту, соизмеримую с гротом по размеру. Таким образом, бизань кеча участвует в создании тяги. Этот тип парусного вооружения также весьма практичен в свежую погоду. Особенно его любят владельцы яхт, находящиеся в преклонном возрасте, когда сил на работу с одной огромной мачтой и большими парусами уже недостаточно. Им уже проще разнести общую площадь парусности яхты на две похожие мачты. К то му же этот вариант существенно увеличивает общую надежность яхты
Шхуна – этот тип вооружения можно считать устаревшим, поскольку его массовое применение когда-то было основано на технологиях позволявших раскрепить самую большую мачту – «грот», лишь в самом широком месте корпуса. С точки зрения аэродинамической эффективности, это нелогичное, можно сказать даже ошибочное решение, поскольку большая часть парусов на самой большой мачте, на грот мачте, начинают работать в ветровой тени передней мачты. Переднюю мачту в этом случае называют “фок – мачта”. Более или менее вооружение типа «шхуна» оправдано лишь на попутных ветрах.
Однако, если нужно стилизовать яхту под старину, что часто бывает вполне оправдано, или вооружить её как то по особенному, то почему бы и нет! Ваши романтические мечты – чем не повод для воплощения в парусном вооружении!
Выводы
Итак, мы можем классифицировать парусные яхты по целому ряду параметров:
- Назначению (гоночные, яхты для путешествий)
- Способности удаляться от берега (прогулочные, крейсерские)
- Количеству корпусов (одно корпусные, многокорпусные)
- Статусу (чартерные – частные)
- Материалу корпуса (пластик, дерево, металл, армоцемент)
- Парусному вооружению (Бермудский шлюп, йол, кеч, шхуна и т.д.)
- И однокорпусные яхты можно разделить по способу создания выравнивающего момента (Килевые, швертботы, компромиссы). Учитывая, что это далеко не полный перечень, таким образом, из всего многообразия яхт всегда можно выбрать или спроектировать такую яхту, которая наиболее точно подходит под ваш запрос.
Подробнее – на занятиях нашей яхтенной школы.
Парусные суда, их виды и характеристика
Содержание статьи
- Парусные суда, их виды и характеристика
- Как называется передняя часть корабля
- Зачем нужны корабли
Парусные суда
С началом эпохи династий фараонов (3200-2240 гг. до нашей эры) в Египте появилось и стало развиваться деревянное судостроение. Внешне лодка была похода на папирусную лодку.
Судно имело примитивный четырехугольный парус, с которым могло идти по ветру. Вооружение судна завершали гребковые весла, а также одно или несколько весел-рулей, прочно закрепленных в уключинах на корме.
Древнейшее наборное судно египтян было найдено в 1952 г. в южной части пирамиды Хеопса (Хуфу). Его возраст – почти 4,5 тыс. лет! Серповидный корпус судна водоизмещением 40 т имел длину 43,4 м при ширине 5,9 м.
Суда эпохи Нового царства разорительно отличались от своих предшественников. Профиль судна стал заметно острее, еще выше приподнялись нос и корма. Навеки ушел в прошлое обвязывающий пояс, но, во избежание продольного изгиба судна, корабелы все же продолжали натягивать трос между балками на носу и корме.
Парусное судно древнего Египта
Древняя Греция
Не исключено что древние греки, первыми научившиеся обтягивать свои лодки звериной кожей, придумали и парус – самый важный, после весла, инструмент управления кораблем.
Опираясь на собственные достижения в технике, греки позаимствовали все лучшее из конструкции эгейских и финикийских судов. Древнегреческий флот строился в основном для войны на море, а потому именно у греков впервые четко обозначились различия между торговыми и военными судами – выносливыми и маневренными. Корпус судна красили и натирали жиром, а ниже ватерлинии его смолили или обшивали свинцовыми листами.
Первые корабли-воины были сравнительно легкими судами и имели длину всего 30-35 м. В зависимости от количества рядов весел поначалу строили однорядные униремы и двухъярусные биремы. Обычная легкая унирема имела 12-15 м. имела по 25 гребных весел с каждой стороны. Роль металлического тарана на этих суднах выполняло гигантское копье приблизительно 10-метровой длины.
Постепенно время изменило внешний вид военных кораблей. Основными судами большинства средиземноморских флотов стали триремы (греки называли из триерами). Три яруса весел им это название дали. Общее количество весел на таком судне достигало 170.
Торговые суда греков (лембы, келеты и керкуры) совершенствовались быстрее, чем военные. При длине 20-25 м они имели грузоподъемность 800-1000 тонн. На торговом судне нередко устанавливали две мачты. Главная мачта несла четырехугольный парус, укрепленный на рее. В качестве балласта использовался песок.
Парусное судно древней Греции
Европейское кораблестроение
Первые парусные корабли средневековья появились во времена крестовых походов. В это время появились парусные нефа. Первые нефы были одномачтовыми. Впоследствии их стали оснащать двумя мачтами-однодеревками. Высокая фок-мачта устанавливалась на самом носу корабля. Грот мачта находилась посредине корпуса, и были длиннее киля.
На нефах было три шлюпки и очень много якорей – обычно до двадцати. Поднять якорь, который весил больше тонны, было почти невозможно. Поэтому мореходы предпочитали расставаться с выполнившим свою миссию якорем, без сожаления обрубая якорный канат.
Экипажи некоторых нефов насчитывали по 100-150 матросов. Такие суда могли брать на судно до тысячи пассажиров. Нефы пестро раскрашивались и расцвечивались яркими флагами и вымпелами. Кроме всего этого оформлялись резными украшениями, скульптурами русалок и богов. Паруса были цветными: от алых до черных.
Парусные суда, их виды и характеристика
Типы парусных кораблей во все времена были разнообразны. Помимо оригинальной конструкции парусник мог подвергнуться изменениям по желанию владельца, в зависимости от условий плавания или местных традиций. Плавание парусных кораблей может занимать от одного дня до нескольких месяцев, однако продолжительное мореплавание предполагает тщательное планирование с заходами в порты для пополнения запасов.
Существуют различные виды парусных кораблей, но все они имеют общие базовые характеристики. Каждое парусное судно должно иметь корпус, рангоут, такелаж, и хотя бы один парус.
Основные составляющие парусного судна
Рангоут – система мачт, рей, гафелей и других конструкций, предназначенных для размещения парусов, сигнальных огней, постов наблюдения и т.п. Рангоут может быть неподвижным (мачты, стеньги, бушприт) и подвижным (реи, гафели, гики).
Такелаж – всех снастей парусного судна, представляет собой натянутые тросы. Такелаж разделяется на стоячий и бегущий. Стоящий такелаж служит для удержания на месте рангоута и играет роль растяжек. Тросы стоячего такелажа на современных парусных судах выполняются, как правило, из оцинкованной стали. Бегущий такелаж предназначен для управления парусами – их подъема, уборки и т.п.
Парус – движитель парусного судна – часть ткани, на современных парусниках – синтетической, которая крепится к рангоуту с помощью такелажа, позволяющий трансформировать энергию ветра в движение судна. Паруса разделяются на прямые и косые. Прямые паруса имеют форму равнобокой трапеции, косые – форму треугольника или неравнобокой трапеции. Использование косых парусов позволяет парусному судну двигаться круто к ветру.
Виды мачт
• Фок-мачта. Это самая первая мачта, если считать от носа судна.
• Грот-мачта. Она является второй по счету конструкцией подобного типа от носа корабля. На двух-трехмачтовых судах она является еще и самой высокой.
• Бизань-мачта. Кормовая мачта, которая на любом судне является самой последней от носа.
Наиболее распространенной классификацией парусных судов является разделение по типу и количеству мачт. Отсюда и происходит название типа парусного корабля. Так, все парусные суда могут нести на своих мачтах различные типы парусов в различном количестве, но все они делятся на следующие категории:
Одномачтовые парусные суда
- Ял – легкая бескилевая парусная лодка (швертбот). Мачта на яле одна, часто съемная и называется фок-мачтой.
- Кэт – парусное судно характеризующаяся наличием одной мачты вынесенной далеко вперед, то есть вблизи носовой части лодки.
- Шлюп – одномачтовое морское парусное судно.
- Тендер – одномачтовое морское парусное судно, имеющее на мачте три вида паруса – стаксель, трисель и топсель.
- Куттер – парусное судно, имеющее одну мачту с косым, как правило, гафельным вооружением при двух стакселях.
Двухмачтовые парусные суда
- Йол – двухмачтовое судно, у которого бизань-мачта располагается в корме недалеко от головки руля, и имеющее косое парусное оснащение.
- Кеч – двухмачтовое парусное судно, отличающееся от иола несколько большей бизань-мачтой. Кроме того площадь паруса кормовой мачты составляет около 20 процентов общей парусности парусника. Такая особенность дает преимущества по управляемости при сильном ветре.
- Шхуна (бермудская шхуна) – морское парусное судно, имеющее две мачты с косыми парусами.
- Бригантина – двухмачтовое парусное судно с комбинированным парусным оснащением, имеющее прямое парусное вооружение на фок-мачте и косые паруса на грот-мачте.
- Бриг – двухмачтовое парусное судно, имеющее прямое парусное вооружение.
Трехмачтовые парусные суда (многомачтовые парусные суда)
- Каравелла – имеет три мачты с прямыми и косыми парусами.
- Барк – большое парусное судно с тремя и более мачтами, имеющее прямое парусное вооружение на всех мачтах, кроме кормовой мачты, которая оснащена косыми парусами.
- Баркентина (шхуна-барк) – как правило, это парусное судно с тремя и более мачтами со смешанным парусным оснащением, и имеет прямое парусное вооружение только на фок-мачте, на остальных мачтах расположены косые паруса.
- Фрегат – парусное судно, имеющее три и более мачт с прямыми парусами на всех мачтах.
Изначально парусные яхты представляли собой быстрые и легкие суда, использующиеся для перевозки высокопоставленных персон. Впоследствии яхтой стали называть любое парусно-моторное, моторное или просто парусное судно, предназначенное для туристических или спортивных целей.
Первые яхты появились в восемнадцатом веке. Они были достаточно быстры и комфортабельны, именно поэтому богатые люди предпочитали этот вид морского транспорта. Современные парусные яхты имеют подвесной мотор, который позволяет легко маневрировать в порту и плыть с невысокой скоростью даже во время полного штиля. Они делятся на крейсерские (на их борту есть каюта), прогулочные и гоночные.
Кроме вышеперечисленных типов парусных судов в истории мореплавания существовало большое количество других названий, многие из которых с течением времени исчезли, но благодаря энтузиастам некоторые суда дошли до наших дней в виде полнофункциональных копий или реплик: корвет, флейт, галеон, люггер, клипер, шебека, каракка, винджаммер.
Классификация парусных судов
по виду корпуса:
по количеству корпусов:
• Двухкорпусные (парусные катамараны)
• Трехкорпусные (парусные тримараны)
в зависимости от использования киля:
• Килевые яхты (на таких судах используют тяжелый киль, это позволяет существенно уменьшить дрейф судна и снизить центр тяжести).
• Швертботы (на таких яхтах устанавливается специальный шверт, при необходимости его можно поднять и уменьшить осадку судна).
• Яхты-компромиссы (на них используют промежуточные конструктивные решения между швертботами и килевыми конструкциями).
Древние парусники и их навигаторы заслуживают нашего восхищения и уважения даже сейчас, в конце XX века, когда существует и радарная навигация, и космические паруса. Все они – общее наследие человечества. Сохранившиеся до нашего времени старые парусники стали музеями или помещены в музеях.
Хочу ходить под парусом. Какую лодку мне выбрать?
На пути в яхт-клуб у каждого возникает очевидный вопрос: «На чём мы пойдем в море?». Он же возникнет при выборе яхты для чартера и особенно когда придёт время покупать собственную лодку. Вам стоит как следует разобраться не только в том, какие именно классы парусных яхт представлены на рынке, но и какой лучше подходит под ваши конкретные задачи.
Как появились современные прогулочные парусники
Первые яхты родились из небольших быстроходных судов для перевозки людей, курьерской доставки и транспортировки грузов. Голландские корабелы стали достаточно массово строить прогулочные парусники начиная с конца XVI века. Естественно, основной спрос обеспечивали коронованные особы и приближенные к ним дворяне.
В 1826 году прошла первая парусная регата «Неделя Каус» под патронажем короля Георга IV. Соревнования проводились на гафельных шхунах и тендерах. К слову, он начал увлекаться яхтингом значительно раньше, будучи принцем-регентом.
В отличие от первых папирусных парусников древних египтян, имевших один прямой парус, чаще всего современная яхта имеет три паруса:
- Грот — большой парус, который крепится к мачте.
- Стаксель — меньший парус, который крепится к штагу (трос, держащий мачту спереди).
- Спинакер/генакер — дополнительный легкий парус большой площади, поднимаемый на попутных курсах.
Типы парусных яхт
Все парусные лодки можно разделить на несколько типов по трем основным параметрам: количество корпусов, принцип сохранения остойчивости (способность судна сохранять или быстро возвращаться в равновесие), парусное вооружение.
По количеству корпусов лодки могут быть:
- монокорпусные (однокорпусные);
- с двумя и больше корпусами (катамараны, тримараны).
Многокорпусные лодки быстрее однокорпусных. Кроме того, до определенного угла крена они гораздо остойчивее, но потом опрокидывание становится неизбежным, а его последствия существенно значительнее.
По методу сохранения остойчивости все однокорпусные лодки можно поделить на:
- швертботы
- килевые яхты
- компромиссы
Килевые яхты
Имеют фальшкиль (тяжёлый свинцовый или чугунный балластный киль для обеспечения остойчивости). Максимум, что удастся сделать с килевой лодкой, — положить её парусами на воду. Затем она обязательно вернется в исходное состояние.
Швертботы
Имеют только лёгкий подъёмный плавник. Его основная задача — гидродинамическая. Остойчивость швертбота поддерживается путем перемещения веса экипажа. Как следствие, перевернуть такую яхту не представляет большого труда.
Компромисс
В этом случае дополнительный балласт размещается внутри корпуса, а увеличению остойчивости способствует тяжёлый шверт. Перевернуть компромисс значительно труднее, чем обычный швертбот, но от полного переворота он не застрахован.
Парусное вооружение — совокупность элементов оснастки парусного судна: парусов, рангоута и такелажа. Наиболее распространенные типы:
- «бермудский шлюп» (крейсерские, круизные яхты);
- однопарусный «кэт» особенно популярен среди швертботов-одиночек («Зум 8», «Лазер», «Финн»).
Назначение парусных яхт
Мир паруса крайне разнообразен. Каждый яхтсмен может найти себе лодку, отвечающую самым оригинальным требованиям, или построить ее на заказ.
Все яхты можно разделить по их предназначению на:
- гоночные — спортивные снаряды, рассчитанные исключительно на участие в регатах, например, олимпийские классы;
- круизные лодки прибрежного плавания, не требующие высокой квалификации экипажа;
- крейсерские яхты — лодки, способные выдержать длительные автономные переходы, обеспечивающие команде достаточный уровень комфорта;
- крейсерско-гоночные — яхты с полноценным салоном и, нередко, высокими показателями скорости.
В этой статье мы подробно остановимся на гоночных швертботах и катамаранах, а в следующей разберем килевые яхты: спортивные, прогулочные, крейсерские и спортивно-крейсерские.
Спортивные швертботы
Как говорят профессиональные яхтсмены: «Кто гонялся на швертботе, сможет гоняться на чём угодно». Все азы яхтинга максимально наглядно познаются на этих быстрых и компактных яхтах.
«Оптимист» (Optimist)
Первая лодка, на которой занимаются дети в возрасте 6-7 лет. Внешне похожий на квадратное корыто, этот монотип имеет отличную мореходность. Редкое в наше время шпринтовое вооружение (тонкая рейка, упирающаяся в мачту, держит верхний угол четырехугольного паруса) дает возможность прикоснуться к истории паруса. Начиная с 1965 года, международная ассоциация класса проводит множество регат, включая первенство мира, и следит за соблюдением производителями правил постройки.
Длина: 2,31 м
Ширина: 1,13 м
Вес корпуса: 35 кг
Осадка с/без шверта: 0,84/0,13 м
Площадь парусов: грот 3,3 м2
Экипаж: 1 человек
Страна и год создания: Дания, 1961
«Зум 8» (Zoom 8)
В 1992 году финский конструктор Хенрик Сегеркранц (Henrik Segercrantz) построил альтернативу «Оптимисту» — «Зум 8». Стеклопластиковый монотип с вооружением типа «кэт» уже похож не на «корыто», а на настоящую спортивную яхту. Главное — «Зум 8» имеет все основные настройки паруса, доступные на больших лодках. Оптимальный вес рулевого от 35 до 65 килограмм. Так что, начав гоняться ещё ребёнком, юные спортсмены могут продолжать карьеру вплоть до 18 лет.
Длина: 2,65 м
Ширина: 1,45 м
Вес корпуса: 35 кг
Осадка с/без шверта: 0,9/0,2 м
Площадь парусов: грот 4,8 м2
Экипаж: 1 человек
Страна и год создания: Финляндия, 1992
«Лазер» (Laser)
В 1969 году канадский конструктор Брюс Кирби (Bruce Robert William Kirby) создал швертбот, ставший одним из самых успешных массовых монотипов в мире. Задуманный как одиночка с максимально упрощенными настройками, он получился быстрой и атлетичной лодкой. Простота конструкции и низкие требования к начальной квалификации яхтсмена позволили «Лазеру» быстро завоевать популярность. Большой гоночный потенциал, заложенный конструктором, привёл к тому, что с 1996 года класс присутствует на Олимпийских играх как мужская одиночка. В 2008 году олимпийским стал и женский вариант — «Лазер Радиал» (Laser Radial): на тот же корпус установили укороченную мачту с парусом площадью 5,76 м². Новинка сменила в олимпийском цикле менее удачливую «Европу» (Class Europe). Убедившись в успехе такого подхода, следующим шагом стало создание Laser 4.7 с ещё меньшим парусом, предназначенным для совсем юных спортсменов. Главное преимущество данной конструкции перед Zoom 8 — вся наработанная яхтсменом техника благополучно переносится на старший «Лазер». Кроме того, для начала тренировок понадобится приобрести лишь новый парус и одну из двух частей мачты. Не удивительно, что небольшие парусные школы по всему миру по достоинству оценили такой подход, и «Лазер» уверенно держит пальму первенства по размеру флота среди олимпийских классов.
Длина: 4,23 м
Ширина: 1,37 м
Вес корпуса: 59 кг
Осадка с/без шверта: 0,88/0,2 м
Площадь парусов Laser/Laser Radial/Laser 4.7: грот 7,06/5,76/4,7 м2
Экипаж: 1 человек
Страна и год создания: Канада, 1969
«Финн» (Finn)
Ещё один долгожитель имеет парусное вооружение «кэт». В 1949 году его сконструировал швед Рихард Сарби (Rickard Sarby). Уже через три года Finn оказался в олимпийской программе. За прошедшие годы этот класс, оставаясь строгим монотипом, сумел пережить целую технологическую революцию. Фанера и дакрон сменились на углепластик и ультрасовременные ламинаты. Существенно изменился и облик самих спортсменов. Если раньше «Финн» был лодкой «тяжеловесов», то современный рулевой может находиться в средней весовой категории, но должен быть в превосходной физической форме. Он стал одним из первых классов, где официально разрешили «пампинг» — греблю парусом. И теперь даже в слабый и средний ветер спортсмену приходится постоянно совершать значительную физическую работу. Лодка имеет множество настроек и, как следствие, требует высокого мастерства яхтсмена.
Длина: 4,5 м
Ширина: 1,5 м
Вес корпуса: 107 кг
Осадка с/без шверта: 0,84/0,15 м
Площадь парусов: грот 10,2 м2
Экипаж: 1 человек
Страна и год создания: Швеция, 1949
Если в швертботах-одиночках всё, что вам понадобится — это вы сами и лодка, то для идущих за ними так называемых двоек уже требуется экипаж. Судовые роли поделены довольно просто: матрос и рулевой. Причем взаимодействие в этой паре должно быть на интуитивном уровне.
Классический пример швертбота-двойки. Спроектированный в 1963 году французом Андрэ Корню (André Cornu), монотип пробился на Олимпиаду в 1976 году. Оптимальное количество регулировок в комбинации с разумной площадью парусности позволяют экипажу легко перенастраивать лодку и сосредоточиться на управлении. С одной стороны, 470 прощает многие ошибки, что позволяет спортсменам начинать свой путь в двойках именно с этой лодки. С другой, для победы на соревнованиях техника управления и понимание работы с парусами должны быть безупречными. Лодка оснащена трапецией для матроса: без неё эффективно откренить такую площадь парусности уже невозможно. Начиная с Олимпиады 2020 лодка 470 станет миксом: экипажи будут смешанными, то есть состоящими из мужчины и женщины.
Длина: 4,7 м
Ширина: 1,7 м
Вес корпуса: 120 кг
Осадка с/без шверта: 1,08/0,15 м
Площадь парусов: грот/стаксель/спинакер 9,45/3,59/12,16 м2
Экипаж: смешанный, 2 человека
Страна и год создания: Франция, 1963
«Фотинайнер» (49er)
Самая техничная однокорпусная двойка в олимпийской программе. Перегруженный парусами «скифф» был создан Джулианом Бэфвейтом (Julian Bethwaite) специально под Олимпиаду 2000 года в Сиднее. Чтобы эффективно справляться с высокой нагрузкой оба члена экипажа работают в трапеции. Как следствие, «Фотинайнер» (49-й) предъявляет максимальные требования к подготовке и физической форме спортсменов. По аналогии с «Лазер Радиал» была создана женская двойка «Фотинайнер FX» (49erFX) с тем же корпусом, но укороченной мачтой и уменьшенной площадью парусности. В силу своих особенностей этот класс является настоящей кузницей кадров для профессиональных команд, выступающих на больших килевых лодках. Высокие физические нагрузки в комбинации с необходимостью тонкой настройки парусов позволяют гонщикам стать экспертами и выжимать максимум из любой яхты.
Длина: 4,995 м
Ширина: 2,9 м
Вес корпуса: 70 кг
Осадка с/без шверта: 1,45/0,15 м
Площадь парусов 49er: грот/стаксель/генакер 16,1/5,1/38 м2
Площадь парусов 49er FX: грот/стаксель/генакер 13,8/5,8/25,1 м2
Экипаж: 2 человека
Страна и год создания: Австралия, 1995
Аналоги спортивных швертботов
Существует огромное разнообразие прогулочных и даже крейсерских лодок, построенных по схемам спортивных. Они отлично подходят для закрытых водоемов, простые в транспортировке и эксплуатации. Занятия на таких лодках служат входным билетом в мир яхтинга для тех, кто не планирует спортивную карьеру, ограничен бюджетом или не имеет рядом достаточно глубокого водоема, пригодного для килевых лодок. Хорошим примером круизной яхты можно назвать Laser Bahia, крейсерского швертбота — Presto 30.
Спортивные катамараны
Торнадо (Tornado)
Гоночный катамаран-монотип и первая многокорпусная яхта на Олимпиаде. Катамаран был спроектирован в 1967 году в Великобритании, а через десять лет он впервые участвовал в программе Игр. Для наиболее эффективного откренивания в распоряжении матроса была трапеция. «Торнадо» отлично выходил на один поплавок и по скорости был вне конкуренции относительно остальных олимпийских классов. В 2000 году его подвергли значительной модернизации: была изменена форма и увеличена площадь парусов, появился генакер и вторая трапеция для рулевого. Тем не менее, в 2008 году катамаран исключили из олимпийской программы. Но он по-прежнему остаётся очень быстрым и весьма привлекательным для любителей высокой скорости на воде.
Длина: 6,09 м
Ширина: 3,08 м
Вес корпуса: 155 кг
Осадка с/без шверта: 0,76/0,15 м
Площадь парусов: грот/стаксель/спинакер 16,35/5,29/25,77 м2
Экипаж: 2 человека
Страна и год создания: Великобритания, 1967
«Накра 17» (Nacra 17)
Проект был разработан в 2011 году, а уже в 2012-ом было принято решение о включении класса в Олимпийскую программу на 2016 год. Первый чемпионат мира удалось провести в 2013-м, но флот был совсем небольшим. К тому же у спортсменов возникло немало вопросов к матчасти, которую буквально дорабатывали на бегу, чтобы успеть к Играм. Несмотря на юный возраст, класс успешно прошёл модернизацию, и на Олимпиаде 2020 он будет представлен в версии с фойлами. По сути, этот спортивный снаряд уже тяжело назвать яхтой: два поплавка «летят» над водой на подводных крыльях, что требует от экипажа ряд абсолютно новых навыков для традиционного парусного спорта. Как следствие, «Накра 17» сегодня — удел профи, целящихся на олимпийское золото.
Длина: 5,25 м
Ширина: 2,59 м
Вес корпуса: 142 кг
Осадка с/без шверта: 0,7/0,2 м
Площадь парусов: грот/стаксель/спинакер 14,45/4/18,5 м2
Экипаж: смешанный, 2 человека
Страна и год создания: Нидерланды, 2011
Невероятная скорость 74 километра в час, четыре подводных крыла, защитный шлем в качестве обязательной экипировки — все это ультрасовременный карбоновый катамаран GC32. Именно он сменил Extreme 40 на знаменитой регате Extreme Sailing Series в последних сезонах. Эта экстремальная машина перевернула представление о парусных гонках, сделав их по-настоящему массовым зрелищем.
Длина: 12 м
Ширина: 6 м
Вес корпуса: 950 кг
Осадка острый курс/полный курс: 2,1/1,6 м
Площадь парусов: грот/стаксель/спинакер 60/23,5/90 м2
Экипаж: 5 человек
Страна и год создания: ОАЭ, 2014
В этой статье мы рассказали о наиболее популярных моделях швертботов и катамаранов. В следующей части поговорим о килевых яхтах.
10 самых больших парусных яхт в мире
Яхты из этого списка просто огромные, к тому же, они самые роскошные в мире. Некоторые из них просто уникально инновационные, а некоторые – это безупречно построенные реплики классических яхт. Не терпится увидеть? Итак, идем по списку, от самой маленькой до самой большой парусной мегаяхты в мире:
10 самых больших парусных яхт в мире
10. Парусная яхта Atlantic (69.2 метров)
69-метровая парусная яхта Атлантик была разработана Уильямом Гарднером и построена Townsend & Downey на острове Шутерс, Нью-Йорк, в 1903 году. Копия легендарной лодки была достроена в 2010 году по чертежам оригинальной шхуны, которые были собраны из различных архивов в США, среди них Музей Массачусетского технологического института, которые Дуг Питерсон, действуя как консультант военно-морского архитектора, оцифровал, гарантируя подлинность линий и плавучести.
9. Парусная яхта Badis (70 метров)
Badis (ранее известный как Sybaris) был построен верфью Perini Navi и является одной из крупнейших яхт итальянского бренда, выпущенной в последние годы. Perini Navi разработал дизайн экстерьера суперяхты с совместно с морским архитектором Филиппом Брианом, а PH Design разработал и внедрил роскошный интерьер из шпона. Строительство яхты было завершено в 2016 году. Badis может разместить до 12 гостей в 6 каютах, состоящих из каюты владельца и пяти двухместных кают, все с собственными ванными комнатами и зонами для развлечений.
8. Парусная яхта Enigma (75 метров)
Парусная яхта Enigma (ранее известная как Phocea) была построена как гоночная яхта для одиночного плавания, предназначенная для участия в гонке Observer Single-Handed Trans-Atlantic Race. После пересечения Атлантики в 1976 году французская верфь DCAN превратила ее в круизный лайнер. В 1999/2000 году ее владелец, известный человек, в честь которого была названа 105-метровая Lady Moura, заказал капитальный ремонт интерьера и экстерьера на верфи Lürssen в Германии. Яхта была снова продана в 2010 году ее нынешним владельцам. Enigma способна разместить 12 человек в VIP-каюту, мастер-каюту, а также в 4 двухместные каюты, и конечно разместить экипаж из 23 человек.
7. Парусная яхта M5 (77.5 метров)
Эта суперяхта была построена в Великобритании компанией Vosper Thornycroft по проекту Ron Holland Design. Яхта прошла ремонт в Pendennis, где, помимо других модификаций, кормовая часть судна была перепроектирована и расширена на 3 метра. Наряду с другими внешними работами по рестайлингу планируется установка боковой посадочной платформы. Внутренние аспекты переоборудования предполагают полный рестайлинг основной и нижней палубы. В частности, основная палуба М5 будет полностью преобразована после замены всех столярных изделий в дополнение к новому дизайну интерьера от студии RWD.
6. Парусная яхта Aquijo (86 метров)
Еще одна голландская парусная яхта, попавшая в десятку — это 86-метровая Aquijo от Vitters и Oceanco. Спроектированная Биллом Триппом из Tripp Design, и спущенная на воду в 2015 году, Aquijo является самым большим кечем в мире, а ее главная мачта возвышается на 88,4 метра над уровнем моря.
5. Парусная яхта Maltese Falcon (88 метров)
Революционная 88-метровая суперяхта «Мальтийский сокол», одна из самых знаковых яхт всех времен и, безусловно, одна из самых фотографируемых в мире за последние годы. Она известна своим изощренным автоматическим парусным вооружением DynaRig. Три возвышающиеся отдельно стоящие вращающиеся мачты из углеродного волокна несут 25 800 квадратных футов холста на 15 прямоугольных парусах, обеспечивая исключительный перфоманс, скорость и маневренность. Яхта, построенная Perini Navi, была продана в августе 2009 года ее нынешнему владельцу, который активно участвует в регатах для суперяхт, демонстрируя возможности яхт. Maltese Falcon также сдается в чартер.
4. Парусная яхта Athena (90 метров)
90-метровая суперяхта Athena была построена голландской верфью Royal Huisman в 2004 году. Экстерьер суперяхты были разработаны Pieter Beeldsnijder Design, совместно с морскими архитекторами Dykstra & Partners и дизайнерами Rebecca Bradley Interior Design. Афина является одной из крупнейших парусных яхт, выпущенных с 1930-х годов, и способна развивать скорость до 19 узлов. Эта суперяхта может обогнать большинство других самых больших парусных яхт в нашем списке.
3. Парусная яхта EOS (93 метра)
93-метровая трехмачтовая шхуна EOS является третьей по длине парусной яхтой в мире, и скажем сразу с большим разрывом с первой, а ее регистровый тоннаж составляет – 1 500 (GT), Она была спущена на воду немецкой верфью Lürssen Yachts в 2006 году и с тех пор эксплуатируется как одно из самых приватных судов в мире.
2. Парусная суперяхта Black Pearl (106 метров)
Суперяхта Черная Жемчужина считается второй самой большой парусной яхтой в мире, и одной из самых новых. Яхта была разработана ее очень прогрессивным владельцем вместе с командой дизайнеров мирового класса, и была спущена на воду в 2018 году. Black Pearl спроектирована так, чтобы пересекать океаны только под парусами. Построенная на верфи Oceanco в Нидерландах, Black Pearl, с ее сложной системой производства энергии и высокотехнологичным парусным вооружением DynaRig от Dykstra Naval Architects, является одной из самых совершенных яхт в своем роде.
1. Парусная суперяхта A (142.8 метров)
Ни один список парусных суперяхт и мегаяхт не был бы полным без упоминания о неоднозначной и чрезвычайно инновационной 142-метровой парусной яхты A. Официально классифицируемая как парусно-моторная яхта, Sailing Yacht A сочетает в себе элементы присущие как парусным яхтам, так и моторным яхтам, и, в дополнение ко всему, на ней установлены три 100-метровые карбоновые мачты, именно поэтому она просто не может не попасть в наш список. Построенная Nobiskrug и спущенная на воду в 2017 году, Sailing Yacht A является не только самой длинной парусной яхтой, но и самой объёмной, ее регистровый тоннаж составляет – 12 558 (GT), что в пять раз больше, чем вторая яхта в этом списке. А еще фотографии этой крайне противоречивой яхты регулярно появляются в соцсетях круизеров и туристов, поскольку, как бы вы к ней не относились, она никого не оставляет равнодушным при личной встрече.