18 просмотров

Как настроить академическую лодку

Классическая академическая гребля

Этот вид гребли представлен в Олимпийской программе и является наиболее престижным.

Гребля бывает распашной и парной. В распашной гребле у каждого из гребцов одно весло, в парной два весла, но меньшего размера.

Лодки подразделяются на следующие классы по колличеству гребцов: одиночка, двойка, четвёрка и восьмёрка. Двойки и четвёрки бывают как распашными так и парными. Одиночки только парными, а восьмёрки только распашными. В последних всегда имеется рулевой.

В соревновательной программе так же выделяются в отдельную категорию гребцы лёгкого веса (до 70 кг у мужчин и до 57 кг у женщин)

В России официальные соревнования проводятся только на дистанции 2000 м. Сейчас в мире всю большую популярность приобретает спринт на 500 метров.

Принимать участие в официальных соревнованиях имеют право спортсмены с 14=летнего возраста и старше.

Базовые понятия

Весло

Весло состоит из лопасти, рукоятки, манжета и каблука. Вёсла бывают для парной и распашной гребли. Они абсолютно одинаковые по форме и отличаются только размером – вёсла для парной гребли меньше. В свою очередь и те и другие вёсла делятся на баковые (крепятся по правому борту по ходу лодки) и загребные (по левому борту).

Кронштейн

Кронштейн крепится к лодке и служит для передачи усилия с весла на лодку.

Банка

Гребцы сидят в лодке на подвижных сидениях, называемых «банка». Банка устанавливается на полозки, по которым движется вперёд и назад, что позволяет гребцу увеличить амплитуду движений, по сравнению с греблей на неподвижном сидении.

Подножка

Подножка служит для обеспечения стабильной опоры ступней гребца при отталкивании ногами. Подножка состоит из планки, которая крепится внутри лодки в трёх точках, пластины изготовленной из карбона, дерева или металла и кроссовок или колодок, для фиксации ступней.

Статья в тему:  Как установить лодку на прицеп

Рулевой

Некоторые лодки имеют рулевого, который находиться в носовой или в кормовой части лодки. В лодках с рулевым рулевой управляет лодкой, а так же командует экипажем во время гонки и тренировки. В лодках без рулевого, руление осуществляет один из гребцов, посредством подвижной подножки либо за счёт увеличения (уменьшения) усилия на вёслах (одиночка и двойка парная)

Первый номер

Гребец, сидящий в команде ближе всех к носу лодки и пересекающий финишную черту первым.

Загребной

Гребец, сидящий ближе всех к корме лодке, называется загребной. В восьмёрке – это восьмой номер. Загребной является ключевым гребцом в команде. Все гребцы команды следуют темпу и ритму, установленному загребным.

Типы лодок

В академической гребле много типов лодок. Они имеют различные названия и символы, обозначающие их размеры, распашные (каждый гребец гребёт одним веслом) они или парные (каждый гребец гребёт двумя вёслами) и предусматривают наличие рулевого или нет.

Каждый тип лодки имеет свой код – первая цифра говорит о том, какое количество гребцов насчитывает экипаж. Затем, если в команде есть рулевой, следует «+», а если нет то «-». Парная лодка обозначается символом «Х».

Рекреативная гребля

Для этого вида гребли используются более широкие и устойчивые лодки. Они очень популярны среди начинающих гребцов т. к. обеспечивают бОльшую стабильность и позволяют сконцентрировать внимание непосредственно на технике гребли.

Данный вид гребли так же популярен среди непрофессионалов.

Прибрежная гребля

Прибрежная гребля – гребля в прибрежной зоне морей и в устье рек.

Существует как вспомогательный, так и отдельный вид спорта. Проводятся чемпионаты различных уровней вплоть до Чемпионата мира по прибрежной гребле. В России проводится первенство среди юношей и девушек до 19 лет и чемпионат России. Спортсмены выступают в одиночке, двойке парной и четверке парной с рулевым.

Статья в тему:  Как выставить мотор на лодке пвх

В этом виде программы спортсмены гребут 6000 м и 8000 м. Дистанция извилистая, имеет несколько поворотов, поэтому для достижения высоких результатов на соревнованиях необходимо правильно тактически построить гонку, что бывает сложно, учитывая тяжелые погодные условия, наличие волн.

Прибрежные лодки специально сконструированы для гребли в сложных погодных условиях – ветер, высокие волны. Они достаточно широкие и имеют высокие борта. Спортсмены, тренирующиеся в лодке для прибрежной гребли, выполняют те же технические элементы, что и спортсмены, тренирующиеся в академической гребле.

Эта дисциплина гребного спорта еще очень молода в нашей стране. Она появилась в России в 2010 году. Усилиями ФГСР были приобретен инвентарь для занятий этим видом гребли. И уже в 2010 году сборная команда России по прибрежной гребле приняла участие в международных соревнованиях. А в 2011 и 2012 годах – и в Чемпионате мира.

Адаптивная гребля

Адаптивная гребля-это гребля для инвалидов и людей имеющих ограниченные физические возможности.

Для этих целей используются специально сконструированные и подготовленные лодки.

Гребля в помещении

Тренировки на гребном эргометре Concept2 (Концепт2) очень точно имитируют тренировки на воде в академической лодке. Можно сказать, что вы гребёте на суше. Биомеханика движений практически такая же.

При этом отсутствуют такие факторы, осложняющие греблю, как волна, ветер и т. п.

Отсюда и пошло название всего направления связанного с подготовкой и соревнованиями на гребном эргометре Concept2 – «Indoor Rowing», что означает «Гребля в помещении».
Надо при этом заметить, что в тёплую погоду можно проводить тренировки на гребном тренажёре на свежем воздухе!

Гребной эргометр оснащён электронным табло, которое информирует вас обо всех параметрах тренировки. Таких как – мощность гребка, темп, пройденное расстояние, время тренировки, расход калорий и т. п.

Статья в тему:  Как се прави лодка от салфетка

Подробнее: Базовые понятия

Преимущества гребли

Набрать или сохранить форму, сбросить лишний вес, посоревноваться на воде или в помещении, восстановиться после травм – академическая гребля – это именно то, что вам нужно!

• Гребля тренирует все основные мышечные группы: ноги, руки, живот, спину и ягодицы.

• Гребля тренирует мышцы за счёт более широкого диапазона движения, чем в других упражнениях. Это означает, что ваши мышцы растягиваются, и суставы более подвижны, что способствует развитию их гибкости и мобильности.

• Гребля способствует развитию выносливости, и силовых кондиций.

• Гребля – прекрасный сжигатель калорий! Исследования показали, что гребля сжигает калории быстрее, чем тренировка на велосипеде при таком же уровне нагрузки.

• Гребля – спорт, которым можно заниматься в любом возрасте.

• Греблей могут заниматься как мужчины, так и женщины

• Гребля развивает плавность движений и чувство ритма.

• Гребля предлагает самые разные возможности для тренировок. Можно тренироваться в зале, на улице, на воде. Целями тренировок могут быть при этом как подготовка к соревнованиям, так и поддержание спортивной формы.

Информация взята с сайта Центра гребного спорта “Энергия” с небольшой корректировкой по истории прибрежной гребли в России

Как настроить академическую лодку





Для того , чтобы грести необходимо уметь правильно садиться в лодку (обращение с инвентарем), освоить свободную посадку в лодке (основное положение), занять исходное положение, которое рационально считать началом гребного цикла, состоящего из проводки, конца проводки, подготовки (заноса) и захвата.

Как правильно садиться на лодку

Лодка ставится на воду у причального плота, весла вставляются в уключины и барашек вертлюга закручивается. Спортсмен становится на плоту лицом к корме лодки, берет в одну руку (ближнюю к лодке) рукоятки весел, другой держится за уключину, находящуюся на плоту, ставит ближнюю к лодке ногу на специальную площадку в лодке и другой ногой отталкивается от плота.

Статья в тему:  Как правильно управлять лодочным мотором

После отталкивания, приседая на одной ноге и продолжая держаться рукой за уключины, садится на банку; вставляет в подножку ногу, которой отталкивался, затем вторую, берет рукоятки весел обеими руками, проверяет установку ножных упоров и занимает основное положение. Ножные упоры должны быть установлены так, чтобы в конце гребка рукоятки весел проходили вплотную к туловищу, не упираясь в него.

Свободная посадка в лодке

Туловище прямое, естественно наклонено вперед, плечи свободно опущены, голова держится прямо. Ноги, слегка согнутые в коленях, всей ступней стоят на подножке. Руки со свободно прогнутыми запястьями удерживают весла, лежащие лопастями на воде перпендикулярно бортам лодки. Левая кисть расположена над правой несколько впереди нее.

Занять исходное положение

Для начала первого гребка спортсмен должен перейти в исходное положение, почти соответствующее стартовому . При этом корпус наклоняется вперед, голова остается прямой, ноги сгибаются так, что колени почти касаются груди возле плеч – спортсмен сгруппировался на подножке

(у гребцов на распашных лодках дальнее от уключины колено располагается снаружи рук, а плечи слегка развернуты в сторону своей уключины), руки свободно вытягиваются вперед так, что кисти находятся за подножкой, запястья прямые, четыре пальца охватывают рукоятку весла сверху, не сжимая ее, а большой находится на нижнем краю торца.

На распашном весле большие пальцы охватывают весло снизу, и расстояние между кистями рук не должно превышать ширины двух кистей.

Лопасти весел в вертикальном положении с небольшим наклоном на корму (парные 8° – 10° распашные 5° – 7°) находятся в воде. Угол >з аноса от перпендикуляра к оси лодки в этом положении составляет 50-55°.

Статья в тему:  Как нарисовать номер на лодке

Рабочая фаза. Ноги, передавая усилие через корпус и руки на весло, начинают сильное (чтобы разогнать лодку) и быстрое (чтобы не отстать от весла, сохранить активную тягу) отталкивание от подножки. Это отталкивание должно быть настолько сильным, чтобы корпус не мог в начале гребка опережать банку (“запрокидывание”), но и не отставал от нее («прострел банки») и спортсмен чувствовал “снятие веса с банки”.

Быстрота нарастания усилия в начале гребка и непрерывность всего движения дает право говорить о “прыжке от подножки”, хотя распрямление ног происходит примерно в 1,7 раза медленнее, чем при выпрыгивании, например, от пола.

Спина, вследствие большого напряжения на гребке, естественно выгнута и постепенно с разгоном лодки начинает опережать банку, дополнять работу ног в движении на нос лодки.

Поскольку для правильного загружения весел в воду никакого усилия не требуется, руки в первой части гребка только передают горизонтальное усилие от плеча к рукоятке весла, оставаясь прямыми, Кисть левой руки тянет рукоятку немного выше и в середине гребка проходит над правой, допускается – чуть сзади.

Последовательность работы звеньев тела в фазе проводки представлена на графике.

Затем за счет широчайших мышц спины руки включаются в работу и дотягивают рукоятки весел в конце гребка вплотную к корпусу, заканчивающему движение к носу лодки. Локти при этом отходят в стороны и слегка книзу, запястья, до этого прямые, соответственно немного выгибаются.

Ноги на протяжении всего гребка упираются в подножку. При достаточно сильном выполнении гребка спортсмен чувствует в начальной части “снятие веса с банки” и на всем гребке “стоит на подножке”.

Скорость рукоятки к концу гребка возрастает вместе с увеличением скорости лодки.

Статья в тему:  Сколько стоит насос для надувной лодки

Ощущение снятия веса с банки свидетельствует о том, что гребец прикладывает к рукоятке весла предельно допустимое (при данной высоте тяги) усилие. В случае его превышения возможен подъем и соскакивание с банки.

По мере увеличения расстояния от банки до подножки увеличивается момент силы веса, усаживающий гребца на банку, тогда как момент силы тяги относительно подножки, поднимающий гребца с банки, увеличиться не может, так как высота тяги остается постоянной. Следовательно ощущение «снятия веса» возможно только в начале гребка, а затем гребец «стоит на подножке».

Переходная фаза. С окончанием гребка, как только руки подошли к корпусу, закончившему движение на нос лодки, делается быстрый и плавный нажим на рукоятки вниз, лопасть вынимается из воды. При этом запястье уже расслабленной руки прогибается и вместе с небольшим перекатыванием рукоятки в пальцах обеспечивает разворот лопасти в горизонтальное положение для заноса. Небольшой подворот лопасти при вынимании, если при этом не происходит торможения, допускается. Концу проводки соответствует положение весла 30° -35° от перпендикуляра к оси лодки.

Фаза подготовки. Заканчивая нажим на рукоятки, кисти рук продолжают движение по траектории, напоминающей запятую, а затем горизонтально на корму. По мере распрямления рук к ним в движении на корму присоединяется корпус, с наклоном которого и переносом рукояток весел за колени, сгибаются ноги, и начинается подъезд, сначала ускоренный, а к концу замедленный. Ритм подъезда диктуется общим ритмом гребного цикла, однако, следует избегать резкого ускорения в начале подъезда, так как это дает резкое увеличение скорости корпуса лодки и приведет к ненужным потерям кинетической энергии всей системы (гребец, весло, лодка) и скорости ее центра тяжести вследствие интенсивного (пропорционально квадрату скорости) торможения корпусом лодки. Движение туловища на корму начинается усилием брюшного пресса. Весла при заносе должны двигаться горизонтально на высоте немного больше половины ширины лопасти от воды, что необходимо для выполнения захвата воды без задирания весла. Допускается две трети заноса выполнять на меньшей высоте, а затем плавно перевести лопасть на необходимую высоту. Оба варианта заноса представлены на рисунках.

Статья в тему:  Лодка как символ во сне

Переходная фаза. При приближении к окончанию заноса гребец одновременно с распрямлением запястий отпускает рукоятку весла кверху, давая лопасти возможность с окончанием разворота упасть в воду. Хват рукоятки на проводке и заносе представлены на рисунках.

В момент касания веслом воды начинается тяговое движение рукояток к носу лодки. Захват можно назвать подхватом падающего в воду весла. При этом горизонтальная скорость рукоятки весла не должна превышать скорость ее в начале гребка, так как “нахождение опоры” в воде (так же, как в ее сохранение) обеспечивается формой, размером лопасти и скоростью ее сплывания, а не предшествующей скоростью в воздухе и при частичном погружении.

Следует избегать задирания весел, вызываемого дополнительным наклоном туловища перед захватом, наклоном головы и нажимом на рукоятки перед захватом с последующей “промашкой” по воздуху, и медленного загружения из-за придерживания рукояток при захвате вместо падения весла (“водяная промашка”). Всякая попытка разгона весла в воздухе перед захватом приводит к “осаживанию” (остановке) лодки перед каждым гребком и не дает возможности использовать гидродинамическую подъемную силу, возникающую не вследствие чрезмерно большого заноса весла, а как результат сложения скорости лодки и скорости перемещения лопасти весла относительно лодки.

Моменту начала загружения весла в воду соответствует угол заноса от перпендикуляра к оси лодки 55 – 60°. Он превышает угол заноса в исходном положении, так как включает фазу загружения весла, и при выполнении заноса в движении гребец более плотно группируется на подножке, плотнее подъезжает на банке и наклоняет корпус.

Статья в тему:  Как подобрать мотор под лодку

Время проводки и подготовки в гребном цикле находится в определенном соотношении – ритме. В спортивной литературе до сих пор можно встретить сообщения, что у классных гребцов ритм лежит в пределах 1:1,5 – 1:2. Анализ видеосъемок на чемпионатах мира свидетельствует, что ритм на стартовых 500 м бывает 1:1,35 – 1:1,5, в середине дистанции 1:1,3 – 1:1,4 и на финише доходит до 1:1,1 – 1:1,2, а иногда бывает 1:1. Такое изменение ритма происходит из-за стремления гребца компенсировать ослабление усилий на весле по мере утомления. Для образования ритма 1:2 требуется искусственно сдерживать движение подготовки, что само по себе утомительно, поэтому трудно такой ритм называть естественным. Естественный ритм возникает в результате рационального взаимодействия внешних и внутренних сил и рациональной биомеханики движений гребца, когда синергисты выполняют рабочее движение с оптимальным для данного темпа усилием, антагонисты при этом растягиваются больше своего оптимального положения. По окончании рабочей фазы (проводки), глубокое расслабление мышц-синергистов вместе со стремлением мышц-антагонистов занять свое естественное положение, позволяет гребцу непринужденно выполнить движение подготовки. При этом , чем больше было напряжение на гребке, тем глубже расслабление по его окончании и больше свободы на подготовке, т.е. скорость нашего возвращения за следующим гребком определяется именно таким оптимальным взаимодействием.

Как настроить академическую лодку

Лодка для академической гребли. Виды и устройство. Как грести

Лодка для академической гребли. Виды и устройство. Как грести

Лодка для академической гребли — это легкое, узкое и удлиненное судно с подвижными сидениями, где весла крепятся за бортом на специальных вертлюгах. Типов лодок в этом виде спорта существует немало. Они делятся на классы и обозначаются символами в зависимости от размера, наличия или отсутствия рулевого, а также от техники гребли (распашные, когда гребут одним веслом, или парные, когда гребут двумя веслами). Но все их можно объединить в две большие группы — гоночные и учебные.

Статья в тему:  Сколько стоит регистрация пвх лодки
Конструкция гоночных лодок

Международными правилами академической гребли не установлено обязательных требований к размерам или особенностям конструкции лодок. Однако зависимость скорости судна от его веса и некоторых других параметров стало причиной того, что некоторая унификация все же имеется.

Поначалу скорость, которую может развить лодка для академической гребли, пытались увеличить за счет уменьшения площади ее соприкосновения с водой посредством укорачивания корпуса. Но эти попытки не увенчались успехом. Положительные результаты принес метод от противного — удлинение корпуса одновременно с его сужением и углублением. Правда, такие судна требуют наличия хорошего уровня подготовки гребцов.

Сегодня корпус гоночной лодки имеет чашеобразный вид. Ее нос и корма закрыты герметичной декой. Нос лодки заострен, поэтому на него устанавливают шар из упругого материала не менее 40 мм в диаметре — обязательное требование безопасности.

С течением времени и появлением новых технологий менялись и материалы для производства. Прежде для этой цели применяли красное дерево и кедр. Но с начала 20 века, когда изобрели водостойкую клейковину, лодки стали делать из клееной фанеры. Обшивка судна гладкая, разных расцветок. А вот изнутри поверхность отделывается древесиной.

Гоночная лодка для академической гребли представляет собой объект продолжающихся исследований. Ее стараются усовершенствовать за счет улучшения аэродинамики, новых высокотехнологичных материалов, расчета прочности с помощью компьютеров и других способов.

Конструкция учебных лодок

В отличие от гоночных лодок, параметры учебных регламентируются. Их размеры зависят от условий и целей применения.

Статья в тему:  Чем покрасить днище деревянной лодки
Учебные лодки подразделяют на:
  • Гички шириной 78 см, предназначенные для изучения техники гребли, для водного туризма, а также для гонок среди новичков. На них устанавливают сплошной привальный брус и парные уключины. Это делает возможным применение и парной, и распашной техники.
  • Морские шлюпки используемые для плавания в морских водах. Они шире, отличаются своей конструкцией и посадкой экипажа в ней в направлении от средней линии. Вертлюги монтируются на привальных брусах.

Раньше для производства этих плавсредств также применяли древесину. Сегодня предпочитают прочный стеклопластик. Хотя его плотность выше, чем у дерева, непотопляемость судна обеспечивается посредством установки приспособлений, повышающих плавучесть.

Как устроена лодка для академической гребли

В конструкцию лодки входят следующие основные элементы:
  1. Кронштейн (крыло). Необходим для закрепления весел и их упора. Материалом его изготовления выступает алюминий или высокопрочный пластик.
  2. Вертлюг — уключина для весла, устанавливаемая на внешней поверхности борта.
  3. Отвод — алюминиевая деталь, обеспечивающая жесткость всей конструкции.
  4. Специальная обувь для фиксации стопы в упоре.
  5. Подножка — система упора ног спортсменов, оснащенная механизмом для регулирования. Производится из карбона или водонепроницаемой фанеры.
  6. Банка — подвижное сиденье спортсмена. Его производят из дерева и обрабатывают водостойким лаком. Банка в своей конструкции имеет каретку на колесиках, предназначенную для регулировки положения сиденья.
  7. Полозки — желоба из алюминия, предназначенные для передвижения банки.
  8. Инспекционный люк — устройство для слива воды из лодки.
  9. Накладка против скольжения — площадка, на которую становится спортсмен при посадке. Она выполнена из абразивного материала.
  10. Фальшборт — элемент корпуса, предотвращающая заплескивание воды. Высота его может достигать 30 см.
  11. Козырек — деталь, не позволяющая спортсмену намокнуть от всплесков и брызг.
  12. Дека.
  13. Держатель флюгарки — таблички с идентификационным номером судна на состязаниях.
  14. Резиновый шарик, монтируемый на нос с целью защиты от повреждений при возможных столкновениях.
Статья в тему:  Сколько стоит регистрация пвх лодки
Гребной отсек

Включает в себя банку, полозки, отсек для ног, подножку и выносную уключину. Полозки гоночного судна имеют ширину 23 см и длину 72 см, а учебного – соответственно 28 см и 65 см. В сторону носа полозки имеют подъем на 15 мм. Посадку в гребной отсек упрощает специальный мостик.

Подножка

Необходима для упора ногами при движении. Ее длина регулируется и рассчитана обычно на 7 положений. Лодка для академической гребли предусматривает в своем устройстве специальную обувь (кроссовки), прикрученные прямо к подножке. Угол и силу отталкивания регулирует сам спортсмен с учетом своего телосложения. В гоночных лодках угол наклона составляет 38-40 градусов, а в учебных – 42-45. Средняя длина подножки — 65 см.

Выносная уключина

Выносная уключина – это стальной кронштейн в виде трубки. На нем вокруг стержня вращается вертлюг, выполненный чаще всего из пластика. Такое устройство предназначено для того, чтобы изменять расстояние от середины стержня до середины лодки и устанавливать необходимую длину рычага. В гоночных это расстояние равно 780-830 мм, в учебных — строго 800 мм.

Конструкция распашного судна предусматривает размещение уключин поочередно с двух сторон. Это помогает удерживать траекторию движения плавсредства, особенно в четырех- и восьмиместных суднах.

Весло
Распашные и парные весла имеют одинаковую конструкцию и отличаются только по своей длине, площади лопасти и весу:
  • Распашное весло: длина — 385 см для мужчин и 360 см для женщин, площадь – 1060 см². для мужчин, 900 см². для женщин, вес — 4,1 — 4,3 кг.
  • Парное весло: длина – 300 см для мужчин и 295 см для женщин, площадь — 710 см². для всех, вес — 2 — 2,2 кг.
Статья в тему:  Сколько стоит насос для надувной лодки

Для детей 8 — 12 лет существуют весла с уменьшенными лопастями.

Весло для гребли должно быть высокопрочным и легким. Поэтому в качестве материала изготовления выбирают ценные породы древесины — сосну, ясень, канадскую пихту. В ручке имеется полость. Его склеивают из несколько планок, на которых имеются желобки, препятствующие попаданию воды.

Часть весла, находящая в вертлюге, подвержена повышенному износу. Для его предотвращения она защищена специальной манжетой из синтетики. Ход весла и фиксацию длины внутреннего рычага обеспечивает передвижной каблук.

Лопасти делают из вспененной пластмассы, придающей высокую прочность. Они смещены относительно «спинки» на 4 градуса. Под аналогичным уклоном расположена площадь опоры в вертлюге к вертикальному стержню уключины. Такая конструкция делает ведение лопасти в воде стабильным и предсказуемым.

Наладка лодки

Все детали судна, имеющие механизмы регулировки, до начала состязаний подгоняют под индивидуальные параметры и уровень подготовки конкретного спортсмена. Это касается длины полозков и установки подножки. Кроме того, осуществляется выбор удачного соотношения длины внешнего и внутреннего рычагов.

Техника гребли
Методы парной и распашной гребли практически не различаются.
  • Гребки производятся циклически, спортсмен чередует толчок и «холостой ход». Гребки следуют друг за другом непрерывно, без пауз.
  • Первая фаза — захват. Лопасть весла направляется к корме, а гребец отъезжает назад на банке.
  • Вторая фаза — подъезд. Весло поднимается из воды и движется назад, а спортсмен на банке возвращается в исходную позицию.
  • Переход между двумя фазами должен происходить плавно, чтобы гребки осуществлялись без рывков. Ведь от них зависит скорость плавсредства.
  • Внутренний рычаг не рекомендуется поднимать или опускать очень сильно. При заносе и погружении лопасти придают вертикальное положение. В фазе подъезда ее поворачивают, не соприкасаясь с водой, с целью снижения аэродинамического сопротивления.
Статья в тему:  Как се прави лодка от салфетка

Определяющую роль играет физическая работа членов экипажа. Движения должны иметь естественный характер, поэтому никаких требований к позам гребцов не устанавливается.

При захвате корпус, ноги и руки готовятся к выполнению гребка. Когда весло становится вертикально к корпусу, гребец прикладывает максимальную силу, чтобы совершить толчок. В фазе отдыха спортсмен немного отклоняет туловище и концентрируется на грамотном подъеме весла. Техника гребли характеризуется постепенным возрастанием давления и длины гребка. Частота гребков в минуту определяется классом плавсредства, числом спортсменов в нем и погодой.

Командная техника гребли и баланс

Анушаван-Гасан-Джалалов

05 марта 2017 года

Вопрос чрезвычайно актуальный для ускоренного обучения в первые дни выхода на воду, особенно когда остается мало времени до ответственных соревнований.

Гребля в лодках где гребет более одного гребца. Это уже коллективный вид спорта, который накладывает на экипаж помимо всех прочих навыков еще и совместную работу на протяжении всего цикла гребка.

В других коллективных видах спорта, если одни или несколько членов команды не выполняют свою работу, то они не помогают команде добиться успеха, в академической гребле эти спортсмены не только мешают добиться успеха, но и мешают другим членам экипажа выполнять работу, а зачастую своей не совместной работой, мешающей другим, загоняют себя в преждевременную усталость. Если в команде нет ощущения совместности, то каждый по очереди прикладывает усилия и перемещает свою массу по лодке, в результате все раньше времени снижают усилия и на второй половине дистанции такие команды, как правило, разваливаются на отдельных гребцов.

Командная техника гребли не означает одновременный наворот лопасти и вход ее в воду, а также одновременное окончание гребка. Важно совместноприкладывать усилия и совместно заканчивать их, «отпуская лодку» на подъезде, с совместным перемещением движущей массы гребцов на подъезде. Три раза одно и то же слово, совместно! Этим предложением я хотел бы заострить ваше внимание на то что все приложения, все перемещения должны быть совместными.

Статья в тему:  Как установить лодку на прицеп

Спортсмены не следят зрительно за одновременным входом и выходом лопасти в воду, а через мышцы должны чувствовать одновременное напряжение и одновременное перемещения. Имея различные антропометрические данные и различно развитые мышцы разных частей тела, команда внешне может выглядеть неоднородной, и схема движения может быть разная, успех кроется в совместных усилиях, и что более важно, в совместной динамике. Зачастую тренер старается добиться синхронности в движениях перестраивая членов экипажа по загребному, тратит массу времени и усилий, забывая о совместной динамике развития и результат стоит на одном месте.

Представим себе ситуацию, что в 8+ все совместно загружают лопасть в воду, и тренер считает, что он создал команду, забывая посмотреть на изгиб весла и динамику развития. И вдруг в команде происходят травмы, разрыв связок в поясничном отделе. В чем дело! Все просто один из спортсменов, умеющий сразу находить опору, ее находит, и создает усилие 80-100 килограмм на рукоятке весла. В это время оставшиеся 7 спортсменов, не имея опоры на лопасти давят ногами в подножку всей своей движущей массой, в результате, дополнительно еще как минимум пол тонны вешаются на рукоятку того спортсмена, который уже нашел опору. Бесспорно, это доли секунды, но на протяжении всей тренировки на каждом гребке происходит удар по связкам.

Только через мышечное ощущение находится совместная работа в воде и свободное перемещение по лодке. Только тогда, когда спортсмен освободит себя от лодки на подъезде и его свободное перемещение будет совместно со всеми, только тогда появляется ощущение командной гребли и чувство что лодка летит по воде.

Статья в тему:  Как подобрать мотор под лодку

Часть учебной работы помогают спортсменам овладеть этой мышечной чувствительностью, не случайно, когда зрительный контроль затруднен в связи с ранним выходом на воду, когда еще не рассвело, или наоборот в часы, когда солнце уходит за горизонт, и спортсмен начинает слушать мышцами, лодка меняет свой ход и экипажу кажется, что она летит. Поэтому при выполнении упражнения, гребля с закрытыми глазами, им ничего не остается, как слушать своих партнеров мышцами. По тому как изменяется стиль гребли, как появляется совместная работа и совместная динамика или наоборот, как разваливается команда можно из катера судить о совместной работе экипажа, во время выполнения этого упражнения.

Второе упражнения для контроля совместного приложения в воде, это гребля с паузой. Как правило пауза делается, когда спортсмен уже стронул банку, ¼, ½, ¾ подъезда. Величина паузы, и усилия могут быть различными в зависимости от целей, конкретной тренировки. В том случае, если решается еще фактор функционального развития, то усилия увеличиваются, а пауза становится меньше. Важно стабильно выдерживать паузу для того, чтобы сплотить всех членов экипажа в совместном приложении и совместном перемещение массы. Эти тренировки приводят экипаж к единству, они должны быть длительными, так как на длительной работе спортсмены, выбившиеся из единого движения, устают и начинают подстраиваться, тем самым создается мышечный навык совместного приложения.

Для зрительного контроля необходимо следить за банкой партнера. Сидящий сзади должен страгивать баку только вместе с впереди сидящим, это относится и к концу гребка и к страгиванию банки после паузы. После паузы при выполнении упражнения гребля с паузой, загребной первым начинает двигать рукоятку, которая ведет спортсмена в захват. Этим движением он дает команду сидящим за ним, что начинается движение банки, а значит всем необходимо совместно сдвинуть за вальком свою массу на корму.

Статья в тему:  Как нарисовать номер на лодке

Третье упражнение, когда ноги не вставлены в тапочки. Это упражнение особенно в скоростной лодке требует от спортсменов максимально быстрого возврата, иначе стоит чуть замешкаться, и спортсмена оторвет от подножки бросив его на нос. В крупных лодках лучше всего это упражнение начинать по номерам, когда одни держат баланс, а другие гребут. И только потом переходить на совместную работу без тапочек. Эта учебная работа очень быстро приучает спортсменов совместно возвращать свою движущую массу через опору на валек. Выполнение этого упражнения в крупной лодке дает преимуществу спортсменам, которые потом пересаживаются в менее скоростную лодку. На меньших скоростях им легче будет возвращать свое массу в конце гребка.

Порой можно услышать от тренеров или спортсменов, что они не могут расслабится на паузе из-за баланса. Конструктора лодки создают обводы корпуса так, чтобы во время хода, она имела остойчивое положение. Если положить в лодку груз, вдоль киля, равный весу атлетов, и буксировать ее то она будет стоять строго ровно, не наклоняясь. Суть устойчивого положения заключается в том, что при наклоне лодки в одну сторону величина вышедшего объема с поднятой стороны меньше, чем величина объема корпуса лодки вошедшего в воду, следовательно, появляется возвращающая сила. Это написано, чтобы все понимали, причина не в конструкции лодки, а в спортсменах, которые что-то делают неправильно. Одновременно необходимо понимать, что масса спортсмена, которая двигается по лодке и не связан с лодкой своим движением наоборот гасит колебания корпуса лодки.

Если атлет сидит ровно вдоль киля лодки и так же ровно перемещается по лодке, а окончание гребка он сделал продольно, одновременно, и так же продольно вывел валек, то никакого нарушения баланса не может быть. Чаще всего нарушение баланса происходит из-за негоризонтального вывода вальков. Типичная ошибка, когда спортсмен обводит свои колени. Если валек во время заноса идет вверх, то заваливается противоположная сторона, если валек идет вниз, то спортсмен заваливает свою сторону (в распашной гребле). Другая типичная ошибка у спортсменов, это не продольное окончание гребка (распашная гребля). Заваливание борта лодке к воде заставляет неопытного спортсмена оттолкнутся вглубь воды, тем самым перекинуть лодку на другой борт. Это типичная ошибка начинающих спортсменов. Только совместное, продольное окончание гребка поставит лодку ровно. Спортсмен должен помнить, только продольная тяга и опора вдоль воды может поставить лодку в баланс. Любое отклонение от этого правила приводит к потере баланса.

Статья в тему:  Лодка как символ во сне

Это относится и к парной гребли. Неодновременное окончания двумя руками продольной тяги и баланс нарушен, неодновременный вывод вальков одна рука над другой и баланс нарушен, обвод коленей и баланс нарушен, подныривание вальками и баланс нарушен. Только одновременно на одной глубине двумя руками необходимо заканчивать гребок, только продольно, вдоль воды идет отталкивание двумя лопастями. Оба валька двигаются одновременно и синхронно. Разница в высоте между баковым и загребным вертлюгом делается для того, чтобы рукоятки весел могли проходить друг над другом.

Хотя зачастую можно от отдельных тренеров слышать, что на выносе в парной гребле одна рука идет впереди другой. Это очередные глупости, которые с начального обучения калечат спортсменов. Вывод одной руки впереди другой вызовет не равномерные скорости движения рукояток перед захватом, и как правило неодновременное создание опоры в воде и у таких спортсменов часто можно видеть виляние кормы. Все это не способствует свободе и расслаблению на подъезде. Спортсмен не может расслабится и не чувствует мышцами своих партнеров, и зачастую становится непригодным для командной гребли.

Пару слов о продольности работы в распашной гребле. Разворот корпуса в сторону своей уключины в захвате и небольшой наклон на свою сторону — это нормальное явление и если спортсмены в расслабленном состоянии на подъезде делают его синхронно, то это не вызовет никакого нарушения баланса. Потом после создания усилий спортсмен двигается строго вдоль лодки, недопустимо во время тяги сваливаться на противоположную сторону. Окончание гребка в распашной гребле достаточно сложные элемент и зачастую существуют несколько ошибок которые мешают спортсмену добиться высокого результата.

Статья в тему:  Как выставить мотор на лодке пвх

Чаще всего встречается ошибка неправильного держание валька во время тяги. Спортсмен держит наружной рукой валек только тремя пальцами сверху и большим пальцем поддерживает валек снизу, а мизинец свободен. Это держание наружной рукой снижает эффективность тяги. Наружная рука должна держать валек всеми четырьмя пальцами сверху. В конце гребка, когда корпус разворачивается параллельно вальку и наклоняется на свою сторону, локоть наружной руки уходит за спину. Останавливаюсь на этом, так как некоторые тренера обучают своих спортсменов, положению наружной руки в конце гребка, так чтобы предплечье было продолжением рукоятки. Попробуйте в конце гребка посадить спортсмена в это положение держа весло только наружной рукой и попросите его поднять корпус с опорой на валек, у него ничего не получится, по причине того, что при таком положении наружной руки невозможно создать опору. Получается, если положить две руки, то спортсмен сможет подняться из опоры только за счет внутренней руки. Отсюда вывод, что создать опору в конце гребка наружной рукой возможно, если спортсмен, тянет наружной рукой, а локоть у него уходит за спину. Для того, чтобы исправить такую ошибку в качестве упражнения применяется гребля одной наружной рукой с поднятием корпуса, и созданием импульса возврата, через опору одной рукой.

В распашной гребле у внутренней руки зачастую бывает другая ошибка. Даже у опытных гребцов внутренняя рука зачастую сползает к каблуку, и спортсмен гребет широким хватом. Есть правило держания рукоятки весла в распашной гребле. Наружная рука держит весло за конец валька всеми четырьмя пальцами, а внутренняя рука держит валек на расстоянии двух ладоней от наружной руки. Особенность работы внутренней руки еще заключается в том, что только ей управляет спортсмен веслом в развороте после окончания гребка и навороте перед захватом. Наружная рука участвует только в тяге, поэтому важен хват валька всеми четырьмя пальцами. Если внутренняя рука сползла к каблуку, то появляется больший навес весла в сторону лопасти и затрудняется вывод весла, но самое основное, снижаются усилия на весле, так как спортсмен сам себе уменьшает рычаг.

Статья в тему:  Как правильно управлять лодочным мотором

Описание как держать весла в распашной гребле вызвано тем, что неправильное держание, или неправильная тяга влияет на баланс лодки и мешает спортсменам расслабится. Меньше расслабление, меньше отдых, больше зажатость, меньше усилий и меньше скорость. Каждый спортсмен должен на подъезде расслабиться, причем чем больше расслабление, тем устойчивей будет стоять лодка.

Некоторые спортсмены пытаются выровнять лодку путем сваливания корпуса на свою сторону, а зачатую на противоположную, и даже если это получается, то баланс получается «зажатый» а не свободный. Балансировка коленями или рукояткой зажимает спортсмена, он теряет «ощущение лодки», и устает раньше, чем если бы все делал правильно.

После совместного окончания гребка, спортсмены одновременно с двух сторон, оставляют лодку свободной, пропуская ее под собой. Свободно перемещаясь вдоль корпуса лодки, спортсмен контролирует свою уключину не дает ей подняться вверх. Разворачиваясь на подъезде в свою сторону, при условии, что спортсмен сидит на банке всем своим перемещающимся весом, малейшее колебание своей уключины спортсмен чувствует мгновенно. И может мгновенно увеличить или разворот, или наклон корпуса на свою уключину, тем самым выровнять лодку.

Если лодка во время тяги лежит на каком-то бору, причем это происходит постоянно, а настроена лодка правильно, то могут быть несколько причин нарушения баланса.

– спортсмены на чьей стороне лежит лодка тянут низко,

– сторона на которой лежит лодка не делает динамичного гребка, лопасти вязнут в воде, или гребет слабо.

Статья в тему:  Чем покрасить днище деревянной лодки

Все эти причины могут быть и по отдельности и все вместе.

Если лодка во время подъезда падает на чью-то сторону, то:

– чаще всего виновата та сторона чей борт поднялся,

– спортсмены чей борт поднялся могли обводить колени, поднимая валек, что автоматически уменьшает давление на уключину и поднимает борт,

– не достаточно в захвате вышли на свою сторону,

– спортсмены чья сторона поднимается заканчивают гребок позже и концом его опрокидывают лодку на противоположную сторону,

– иногда может быть виновата и сама сторона, чья сторона опускается, чаще всего это происходит перед захватом, когда спортсмены ныряют вальком вниз, увеличивая давление на уключину.

Баланс лодки позволит спортсменам отдыхать на подъезде и максимально сильно и продольно прикладываться в гребке. Командная гребля позволит свободно пропускать лодку под собой, совместное перемещение по лодке на подъезде увеличивает скорость лодки создает чувство удовлетворения от гребли.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: