Как на немецком будет лодка
Как будет на немецком лодка
лодка
1 лодка
двигать лодку — das Boot schieben, das Boot treiben
доставить лодку к воде — das Boot zu Wasser bringen;
«подхлестнуть» лодку — разг. das Boot anschieben
«присидёться» к лодке — разг. in das Wettkampfboot einfahren
спустить лодку на воду — das Boot einsetzen, das Boot aufs Wasser setzen, das Boot ins Wasser schieben
лодка, академическая — Ruderboot n
лодка, вспомогательная — Nebenboot n
лодка, гоночная — Rennboot n
лодка, гоночная парусная — Regattaboot n
лодка, деревянная — Holzboot n
лодка, клинкерная — Klinkerboot n
лодка, командная — Mannschaftsboot n, Großboot n
лодка, легко управляемая — wendiges Boot n
лодка, лидирующая — Spitzenboot n, führendes Boot n
лодка, маломестная — Kleinboot n
лодка, многоместная — см. лодка, командная
лодка, моторная — Motorboot n
лодка, основная — Hauptboot n
лодка, парная — Skullboot n
лодка, парусная — Segelboot n
лодка, пластмассовая — Kunststoffboot n
лодка, прокатная — Leihboot n
лодка, разборная — Faltboot n
лодка, распашная — Riemenboot n
лодка, скифовая — Bootsschale f
лодка, спасательная — Rettungsboot n; Rettungskahn m; Rettungsschiff n
лодка, туристская — Wanderboot n
лодка, туристская моторная — Motorwanderboot n
лодка, туристская надувная — Wanderschlauchboot n
лодка, туристская парусная — Segelwander boot n
лодка, учебная — Übungsboot n; Gig n
2 лодка
3 лодка
4 лодка
5 лодка
6 лодка
7 лодка
спаса́тельная ло́дка — Réttungsboot n
надувна́я ло́дка — Schláuchboot n
8 лодка
больша́я, ма́ленькая, лёгкая, бы́страя ло́дка — ein gróßes, kléines, léichtes, schnélles Boot
мото́рная ло́дка — Mótorboot
надувна́я ло́дка — Schláuchboot
па́русная ло́дка — Ségelboot
взять ло́дку напрока́т — sich ein Boot áusleihen
сесть в ло́дку — ein Boot bestéigen [in ein Boot éinsteigen]
вы́йти из ло́дки — aus dem Boot (áus)stéigen [das Boot verlássen]
ло́дка отча́ливает от бе́рега. — Das Boot legt (vom Úfer) áb.
ло́дка прича́лила к бе́регу. — Das Boot légte (am Úfer) án.
ло́дка плывёт, кача́ется на волна́х. — Das Boot fährt, scháukelt auf den Wéllen.
Мы сиде́ли в ло́дке. — Wir sáßen im Boot.
Я люблю́ ката́ться на ло́дке. — Ich fáhre gern Boot.
Туда́ мы плы́ли на ло́дке. — Dorthín sind wir mit dem Boot gefáhren.
Под-во́дная ло́дка — das Boot [das Únterseeboot]:
Подво́дная ло́дка погружа́ется, всплыва́ет. — Das Boot taucht áb, taucht áuf.
9 лодка
См. также в других словарях:
ЛОДКА — ЛОДКА, лодки, жен. 1. Небольшое судно для плавания по воде. Двухвесельная лодка. Парусная, моторная, гоночная лодка. Кататься на лодках. 2. Название для известных видов военных судов (мор.). Канонерская лодка. Подводная лодка. Толковый словарь… … Толковый словарь Ушакова
лодка — ладья, челн, челнок, гондола, байдарка, душегубка, верейка, швербот, дощаник, ялик, лодочка, клинкер, фангсбот, шаланда, бударка, моторка, распашная, парная, байда, гичка, астраханка, умиак, дора, плоскодонка, сомина, пакетбот, подчалок, пирога,… … Словарь синонимов
ЛОДКА — «ЛОДКА» (Das Boot) ФРГ, 1981, 150 мин. Военная драма. В 1983 году представление на Московский фестиваль картин «Лодка» и «Лили Марлен» было воспринято в высоких советских инстанциях как настоящая диверсия. Иной взгляд на немцев, тоже познавших в… … Энциклопедия кино
ЛОДКА — наименование мелких гребных судов, принятое на реках. Самойлов К. И. Морской словарь. М. Л.: Государственное Военно морское Издательство НКВМФ Союза ССР, 1941 Лодка 1) общее название легких гребных речных судов ( … Морской словарь
ЛОДКА — речное гребное (иногда парусное или моторное) судно. В ВМФ лодками называют корабли некоторых классов, напр., канонерская лодка, подводная лодка … Большой Энциклопедический словарь
лодка — ЛОДКА, челнок, челн, трад. поэт. ладья … Словарь-тезаурус синонимов русской речи
ЛОДКА — ЛОДКА, судно, предназначенное для перевозки пассажиров и грузов по воде. В настоящее время «лодками» называют только небольшие суда, которые легко можно вытащить на берег. Суда большего размера называют КОРАБЛЯМИ. Еще в доисторические времена для … Научно-технический энциклопедический словарь
ЛОДКА — ЛОДКА, и, жен. 1. Небольшое, обычно гребное судно. Кататься на лодке. Двухвёсельная л. Парусная л. Моторная л. Надувная л. 2. Название нек рых видов военных судов. Канонерская л. Подводная л. (боевой корабль, способный совершать плавание в… … Толковый словарь Ожегова
ЛОДКА — долбленкасеверных народов Сибири. Во время военных действий использовалась в качестве коллективного щита … Энциклопедия вооружений
подводная лодка
1 подводная лодка
2 подводная лодка
Тематики
3 подводная лодка
4 подводная лодка
См. также в других словарях:
подводная лодка — подлодка, субмарина Словарь русских синонимов. подводная лодка субмарина; подлодка (разг.) Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова. 2011 … Словарь синонимов
ПОДВОДНАЯ ЛОДКА — «ПОДВОДНАЯ ЛОДКА», СССР, Мосфильм, 1961, ч/б, 36 мин. Приключенческий фильм. Пропагандистский фильм, советская реакция на Карибский кризис. Американская подводная лодка, которая должна принять участие в десанте на Кубу, спешит к намеченной цели.… … Энциклопедия кино
ПОДВОДНАЯ ЛОДКА — ПОДВОДНАЯ ЛОДКА, морской военный корабль, который может передвигаться как по воде, так и под водой. Вооружен главным образом торпедами. Идея создания субмарины появились в XVI веке, но их не строили, пока датский изобретатель Корнелис Дребел… … Научно-технический энциклопедический словарь
ПОДВОДНАЯ ЛОДКА Т-9 — «ПОДВОДНАЯ ЛОДКА Т 9», СССР, ЛЕНФИЛЬМ/БАКИНСКАЯ киностудия, 1943, ч/б, 71 мин. Военно приключенческий фильм. Великая Отечественная война. Советская подводная лодка Т 9, пройдя через минные заграждения Северного моря, проникает во вражеский порт.… … Энциклопедия кино
ПОДВОДНАЯ ЛОДКА — корабль, способный совершать плавание и выполнять боевые задачи в подводном или надводном положении. Широкое строительство подводных лодок началось в кон. 19 нач. 20 вв. Современные подводные лодки вооружены баллистическими и крылатыми ракетами,… … Большой Энциклопедический словарь
Подводная лодка — корабли и суда, способные погружаться и длительное время действовать в подводном положении. Боевые подводные лодки предназначаются для уничтожения кораблей и судов противника, поражения наземных объектов и выполнения ряда других боевых задач… … Морской словарь
подводная лодка — — [http://www.eionet.europa.eu/gemet/alphabetic?langcode=en] EN submarine [http://www.eionet.europa.eu/gemet/alphabetic?langcode=en] Тематики охрана окружающей среды EN submarine DE Unterseeboot FR sous marin … Справочник технического переводчика
ПОДВОДНАЯ ЛОДКА — ПОДВОДНЫЙ РАКЕТНЫЙ КРЕЙСЕР; РЕЖИМ ПЛАВАНИЯ ПОДВОДНЫХ ЛОДОК … Юридическая энциклопедия
ПОДВОДНАЯ ЛОДКА — (подлодка, субмарина) боевое судно с герметично замкнутым объёмом (разделённым на отсеки), оборудованное средствами (см.) экипажа, способное длительно плавать, погрузившись ниже уровня воды (льда) до 400 м, и предназначенное в основном для… … Большая политехническая энциклопедия
Предложения со словосочетанием «немецкие лодки»
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.
Насколько понятно значение слова роптать (глагол), роптали:
Ассоциации к слову «немецкий»
Ассоциации к слову «лодка»
Синонимы к слову «немецкий»
Синонимы к слову «лодка»
Сочетаемость слова «немецкий»
- немецкий язык
немецкие войска
немецкие солдаты - немецкая группа армий
в тылу немецких войск
наступление немецких войск - знать немецкий
владеть немецким
говорить на немецком - (полная таблица сочетаемости)
Сочетаемость слова «лодка»
- подводная лодка
моторная лодка
немецкие подводные лодки - лодки типа
на лодке по озеру
лодки рыбаков - на дно лодки
борт лодки
нос лодки - лодка перевернулась
лодка качнулась
лодка остановилась - сесть в лодку
кататься на лодке
сидеть в лодке - (полная таблица сочетаемости)
Значение слова «немецкий»
НЕМЕ́ЦКИЙ , —ая, —ое. 1. Прил. к немцы. Немецкий язык. (Малый академический словарь, МАС)
Значение слова «лодка»
ЛО́ДКА , -и, род. мн. —док, дат. —дкам, ж. 1. Небольшое судно. Шестивесельная лодка. Парусная лодка. Моторная лодка. Кататься на лодке. (Малый академический словарь, МАС)
Афоризмы русских писателей со словом «немецкий»
- Карамзин из торной, ухабистой и каменистой дороги латино-немецкой конструкции, славяно-церковных речений и оборотов, и схоластической надутости выражения, вывел русский язык на настоящий и естественный ему путь, заговорил с обществом языком общества… заслуга великая и бессмертная!
Отправить комментарий
Дополнительно
- Как правильно пишется слово «немецкий»
- Как правильно пишется слово «лодка»
- Разбор по составу слова «немецкий» (морфемный разбор)
- Разбор по составу слова «лодка» (морфемный разбор)
Значение слова «немецкий»
НЕМЕ́ЦКИЙ , —ая, —ое. 1. Прил. к немцы. Немецкий язык.
Значение слова «лодка»
ЛО́ДКА , -и, род. мн. —док, дат. —дкам, ж. 1. Небольшое судно. Шестивесельная лодка. Парусная лодка. Моторная лодка. Кататься на лодке.
Синонимы к слову «немецкий»
- тевтонский
- иностранный
- немецкий язык
- (ещё синонимы. )
Синонимы к слову «лодка»
- катер
- ялик
- плоскодонка
- шлюпка
- баркас
- (ещё синонимы. )
Ассоциации к слову «немецкий»
- язык
- языки
- переводчица
- немец
- Германия
- (ещё ассоциации. )
Ассоциации к слову «лодка»
- весло
- отсек
- субмарина
- торпеда
- подводник
- (ещё ассоциации. )
Сочетаемость слова «немецкий»
- немецкий язык
- немецкая группа армий
- знать немецкий
- (полная таблица сочетаемости. )
Сочетаемость слова «лодка»
- подводная лодка
- лодки типа
- на дно лодки
- лодка перевернулась
- сесть в лодку
- (полная таблица сочетаемости. )
Морфология
- Разбор по составу слова «немецкий»
- Разбор по составу слова «лодка»
Правописание
- Как правильно пишется слово «немецкий»
- Как правильно пишется слово «лодка»
Карта слов и выражений русского языка
Онлайн-тезаурус с возможностью поиска ассоциаций, синонимов, контекстных связей и примеров предложений к словам и выражениям русского языка.
Справочная информация по склонению имён существительных и прилагательных, спряжению глаголов, а также морфемному строению слов.
Сайт оснащён мощной системой поиска с поддержкой русской морфологии.
Как немецкие подводники пытались бежать из плена
Изучая историю Второй мировой войны, в частности, действия подводников, обратил внимание на то, что советские подводники предпочитали плену смерть, а вот немецкие весьма охотно сдавались, когда ситуация становилась безвыходной. По данным архивов ВМФ СССР, за годы войны в немецком плену оказались всего несколько советских моряков-подводников. Тогда как у немцев таких пленных было свыше 4 000.
Доподлинно известно только об одном советском подводнике, который сам захотел сдаться в плен немецким морякам. Это старшина Галкин с подлодки Щ-303. В мае 1943 года Щ-303 находилась в боевом походе, вечером 23 мая, на подлодке, находящейся в подводном положении, обнаружили корабли противника. Лодка опустилась на дно и затаилась. Но запасы воздуха кончались, накопилось много углекислого газа, что влияло на поведение экипажа. Находившийся на центральном посту старшина трюмных машинистов Борис Галкин, задраил переборочные двери, заперев экипаж в других отсеках. Затем он подал в цистерны воздух высоко давления, лодка всплыла.
Выбравшись на палубу, Галкин начал подавать сигналы кораблям противника. Экипажу подлодки удалось открыть запертую переборочную дверь и произвести экстренное погружение. Противолодочные катера противника, подобрали из воды Галкина и произвели сбрасывание глубинных бомб по подлодке, но Щ-303 выдержала все интенсивные атаки.
Галкина после окончания войны нашли в Германии, привезли в СССР и по приговору суда за измену родине расстреляли. Как писал контр-адмирал ВМФ СССР Валентин Козлов: «Советские моряки чаще всего предпочитали плену смерть.»
За годы войны всего 2 командира, наших субмарин — Сергей Лисин и Семен Коваленко, оказались в немецком плену. Ночью 27 октября лодка С-7 под командованием Сергея Лисина, всплыла чтобы уточнить свое местоположение по шведским маякам.
Командир и ещё 3-е моряков, стояли на мостике, когда раздался страшный взрыв. В подлодку попала торпеда, она затонула, а моряков с мостика выбросило с мостика в волны осенней Балтики. С-7 торпедировала финская подводная лодка. Историк ВМФ Андрей Платонов писал, что Сергей Лисин в плену не только не пошёл на сотрудничество с врагом, но и организовал в лагерях подпольную работу. А после освобождения из плена Сергей Лисин получил звание героя Советского Союза.
12 февраля 1942 года, лодка Щ-403 под командованием Семена Ивановича Коваленко, вышла в боевой поход. Высадив на норвежском побережье группу разведчиков, действуя в очень сложных погодных условиях, она встретилась с тремя кораблями противника. И оказалась в исключительно опасном положении, подверглась тарану и обстрелу вражескими кораблями.
Во время боя Коваленко находился на мостике лодки, он был тяжело ранен в ногу. В решающее мгновение для спасения экипажа и лодки, жертвуя собой, командир отдал приказ, о срочном погружении. Последними его словами были: «Погружайтесь без меня.»
В плену, несмотря на допросы, издевательства и пытки, командир держался мужественно. В 1944 году в концлагере во Франции под Парижем, Семён Иванович Коваленко был расстрелян за попытку поднять восстание. Остальные 9 пленных с подлодок Щ-14, Щ-209 были младшим плав, составом. Все 9 советских подводников на момент пленения были ранены, многие тяжело.
Не один из выживших советских моряков, вернувшихся после пленения в СССР, не подвергался репрессиям, поскольку не нашлось свидетельств о том, что они согласились на предательство и пособничество врагу.
В безвыходных положениях в плен сдавались экипажи во главе с командирами всех воюющих держав, кроме СССР. В восхваляемых ныне подводных силах Германии в плен сдались экипажи 219 подводных лодок, а всего в годы войны взято в плен 4103 немецких подводников. Подобные случаи имели место и в подводных силах США, Великобритании, Италии, Франции, Польши, Испании, в меньшей степени Японии. Перед инстинктом страха погибнуть и желанием сохранить жизнь оказались бессильны пропагандистская машина воюющих держав, направленная на формирование боевого духа и возможные репрессивные последствия государственных органов. В советском подводном флоте даже в самые трудные минуты никто из экипажей лодок не терял присутствия духа, не впадал в панику, не допускал и мысли о добровольной сдаче в плен.
Так что немецких подводников в плену у англичан хватало. Чтобы сократить расходы на содержание и охрану, а также затруднить возможность побега, в конце 1941 года часть немецких военнопленных из «Отеля для подводников» в британском Гриздейл-Холле перевели в канадский лагерь №30 в Бауменвилле, неподалеку от Торонто. Давайте познакомимся с этим лагерем, ведь именно отсюда должен был произойти описываемый побег.
Он был создан на территории бывшей школы для мальчиков. Два 12-футовых (3,7 м) забора с электрическими фонарями через каждые 12 футов и девять сторожевых вышек окружали участок площадью 57 000 кв.м. Общая длина затраченной колючей проволоки составила 60 миль. Конечно, это не было местом для отдыха. Однако прибывшие пленные морские офицеры не собирались сидеть сложа руки.
Ими были высажены клумбы и возделаны огороды, построены спортивные площадки, теннисные корты и бассейн, переоборудованы жилые помещения. Заключенные получали деньги из дома или подрабатывали изготовлением деревянной мебели. Они могли приобрести пиво, сигареты и галантерею. Жизнь в лагере была вполне приемлема, не хватало только женщин.
Тем не менее, в октябре 1942 года в лагере произошло восстание из-за того, что канадцы решили часть заключённых заковать в наручники. Предыстория такова. Британские десантники во время одного из рейдов заковали в наручники пленных немцев. Вслед за этим последовал рейд на Дьепп, в ходе которого в плен было захвачено более 100 англичан и канадцев. Их отправили в Германию в цепях. Черчилль заявил в палате общин, что 100 немецких военнопленных из числа содержащихся в канадских лагерях должны быть закованы в кандалы и оставаться в них до тех пор, пока английские военнопленные не будут освобождены.
Итак, немцы в Бауменвилле забаррикадировались в помещениях, вооружившись палками и обрезками арматуры. Канадцы вызвали подкрепление, вооружённое бейсбольными битами. В результате сражений, длившихся пару дней, один немец был заколот штыком, а другой ранен выстрелом. Канадцы тоже понесли потери — один солдат получил перелом черепа брошенной банкой с вареньем.
В 1942 году Кригсмарине был разработан план побега нескольких командиров-подводников из этого лагеря. В их число входил, во-первых, знаменитый ас Отто Кречмер.
Если во время войны Прин, потопивший английский линкор в Скапа-Флоу, считался подводником Германии «Номер Один», то вторую и третью строчки занимали Отто Кречмер и Иоахим Шепке. На их счету нет крупных боевых кораблей, и они начинали воевать на малых лодках типа II — U-23 и U-3. По результатам первых месяцев войны они назначены командовать новыми лодками серии VIIВ — U-99 и U-100. Кречмер получил Рыцарский Крест 7-м по счету подводником (4.8.40), Шепке — 14-м (24.9.40). Зато Дубовых листьев они удостоились: Кречмер — 2-м , а Шепке — 3-м среди подводников (4.11 и 1.12.40 соответственно). Эти награждения — результат «Ночи длинных ножей», как прозвали немцы акцию 17-20 октября, когда 8 подлодок атаковали конвои SC-7 и НХ-79 и потопили по их донесениям суда общим тоннажем 325 000 брт.
К весне 1941 года за Кречмером «записано» 280000, за Шепке 230000 и за Прином 245000 брт. Этих подводников возвели в ранг национальных героев. Выпускали плакаты, их фотографировали для обложек цветных журналов среди высших чинов Рейха. Сочинили даже специальный «Марш Кречмера», которым провожали его субмарину в поход. Подводники заключили между собой пари: тот, кто первый разменяет 300 000 брт, ставит ящик шампанского, а двое остальных кормят победителя «с компанией» в ресторане за свой счет. Однако судьба распорядилась иначе.
В марте 1941 года в течение нескольких дней их лодки пошли на дно почти со всеми экипажами. В плен попал лишь Кречмер, удостоенный даже в плену Рыцарского Креста с Дубовыми листьями и мечами (26.12.1941 года). По послевоенным данным «Подводник Номер Один» Кречмер — 44 победы (266629 брт), Прин — N 9 — 28 побед (164959 брт), Шепке занимает только одиннадцатую строку в этом списке — (159130 брт).
Результаты впечатляющие, но надо помнить, что в то время на море обстановка позволяла немцам делать почти все, что они хотят. В августе-сентябре 1940 года еще одна лодка типа VII В — U-101 весь поход стреляла прицельно одиночными торпедами и 12 торпедами потопила 11 судов (58000 брт).
А начиналось все в первые дни войны. 5 сентября 1939 года у берегов Шотландии командир U-48, обер-лейтенант Герберт Шульце, заметил транспорт «Royal Sceptre» (4853 брт) и по всем правилам призовой войны приказал покинуть судно. В ответ впервые в эфире прозвучал сигнал бедствия не SOS, а SSS, что означало нападение субмарины. Шульце двухкратно приказал прекратить передачу, а затем выстрелил торпедой. Так пошел на дно первый транспорт союзников, потопленный на законных основаниях. Вся процедура длилась 38 минут. Конечно, в дальнейшем столько времени субмарины не рисковали подставлять себя самолетам.
Ранее в этот же день командир U-47, обер-лейтенант Гюнтер Прин, торпедировал и потопил пароход «Bosnia». Он менее был склонен исполнять «букву закона» и стрелял торпедами из-под воды. Шульце в том же сентябре 1939 года, потопив пароход «Firby» у Хартлпула, дал радиограмму открытым текстом: «Прошу передать мистеру Черчиллю. Потоплен «Firby». Позиция такая-то. Пожалуйста, спасите экипаж». Такая галантность не помешала ему в следующем походе за 6 дней потопить 5 транспортов, в том числе — крупнейший танкер мира «Emile Miguef» (14115 брт).
Прин получил за потопление линкора сразу Рыцарский Крест 18.10.1939 года. Причем повторилась история времен Первой Мировой войны. За три потопленных крейсера Отто Веддиген получил от Кайзера Железные кресты 1-й и 2-й степени сразу. Здесь Прин получил Железный крест 1 -го класса по представлению командующего флотом адмирала Редера, а когда экипаж отправили на самолете в Берлин для представления фюреру, тот и «облагодетельствовал» командира лодки Рыцарским Крестом (в то время всего 5 человек имели такую награду).
Но вернемся к пленным немецким подводникам. За Кречмером шёл старший офицер с его лодки, бывший адъютант Деница лейтенант цур Зее Ханс Йоахим фон Кнебель-Дёбериц. До того, как занять эту должность, фон Кнебель-Дёбериц совершил три похода с Кречмером на U-23 и вот снова вернулся под его командование уже на U-99, вместе они и попали в плен. В число будущих беглецов входил командир U-93 Хорст Эльфе.
Его лодка была потоплена 15 января 1942 года в Северной Атлантике к северо-востоку от Мадейры. 6 членов команды погибло, 40 остались в живых. Лодка имела интересную эмблему: изображение Черчилля на кораблике, который дьявол хочет зачерпнуть в рыболовный сачок.
Подводная лодка U-433 была потоплена в Средиземном море восточнее Гибралтара 15 ноября 1941 года. 6 человек погибло, 38 выжило, в том числе командир, на тот момент обер-лейтенант цур Зее Ганс Эй.
План побега был прост — прорыть тоннель под ограждением лагеря, потом преодолеть всего каких-то 1400 километров по территории вражеского государства до побережья, где их должна была подобрать немецкая подводная лодка. Это был бы крупный пропагандистский успех для Германии. Скоординировать все действия удалось по кодированной переписке через Международный Красный Крест. Только тут вкралась маленькая подробность — канадским спецслужбам удалось расшифровать эти сообщения, и они решили до поры, до времени не мешать немцам, ведь захватить германскую подводную лодку было бы не меньшим пропагандистским успехом.
Немцы подошли к делу со всей серьёзностью. Были прорыты несколько фальшивых тоннелей, в основном тоннеле работы велись при электрическом освещении, грунт отвозился деревянными вагонетками по деревянным рельсам, вентиляция осуществлялась по воздуховоду, сооружённому из 500 консервных банок. Задача сокрытия вынутого грунта решалась складированием его на чердаке одной из казарм.
Побег должен был произойти в сентябре 1943 года. Причина того, почему он не удался, в разных источниках отличается. Утверждают, что в конце концов потолок под тяжестью грунта обвалился и засыпал жилое помещение. Скрыть это не удалось, охрана начала усиленные поиски, откуда он был вынут. Первоначально нашли два фальшивых тоннеля, но они явно не подходили для побега. В конце концов добрались и до основного. Причём произошло это случайно. Один из любителей-цветоводов из числа пленных начал копать грунт для клумбы и провалился в основной тоннель, проходивший в том месте недостаточно глубоко. Тайное стало явным.
Меж тем канадцы держали группу кораблей для захвата лодки в установленном месте. Поэтому выпускать беглецов не имело смысла, тоннель был разрушен. Однако командир подлодки U-434, потопленной 18 декабря 1941 года в Северной Атлантике к северу от Мадейры капитан-лейтенант Вольфганг Хейда решил воспользоваться шансом в одиночку.
Сделав с помощью других заключённых подвесное устройство, он преодолел ограждения, использовав линию электропередачи, пересекавшую их. Как нам не покажется странным, он смог доехать к намеченной точке рандеву на пассажирском поезде, однако, пробравшись к берегу залива, обнаружил здесь 3 корвета и эсминец, стоявшие на якоре.
Стало ясно, что канадцы в курсе намеченной операции. Но куда же было деваться? Вскоре он был задержан Королевской канадской конной полицией. У него были фальшивые документы канадского офицера-отпускника. И Хейда был уже отпущен, когда вдруг один въедливый офицер потребовал остановиться. Он обратил внимание на покрой шапки задержанного.
– Вы не могли купить такую в магазине. У нее сзади посередине шов, таких не бывает в фабричных изделиях. Зато именно такие изготовляют военнопленные в лагерях.
Через три дня капитан-лейтенант снова очутился в лагере. Меж тем U-536 к назначенному сроку прибыла в район проведения операции. Но её командир Рольф Шауенбург проявил завидное чутьё, после обнаружения шумопеленгатором засады поняв, что необходимо уносить ноги, невзирая на подававшиеся канадцами с берега световые сигналы. Попытка противника атаковать наугад глубинными бомбами к успеху не привела.
Тем не менее, Шауенбургу пришлось и самому испытать участь военнопленного, ибо на обратном пути 20 ноября 1943 года в северной части Атлантического океана к северо-востоку от Азорских островов его лодка была потоплена. Выжило 38 человек. Рольф Шауенбург умер в 1990 году в Гамбурге.
Больше моряки из Бауменвилля не бежали. А вот лётчику Ульриху Штайнхильперу один раз удалось добраться до Монреаля, а в третью попытку с другом Альбертом Уоллером даже до Уотертауна в американском штате Нью-Йорк. Но каждый раз он был пойман.
Хороший день, чтобы потопить корабль Как Германия устроила морское побоище и изменила будущее подводного флота
22 сентября 1914 года в Северном море в 18 милях от побережья Голландии произошло сражение, навсегда изменившее расстановку сил в войне на море. Германская подводная лодка U9 под командованием капитан-лейтенанта Отто Веддигена не просто атаковала и потопила три английских броненосных крейсера «Абукир», «Хог» и «Кресси», этим боем она поставила под сомнение вековое морское господство Британии. Всего за час «владычица морей» потеряла почти в три раза больше моряков, чем во время Трафальгарского сражения, а мир узнал о новом страшном оружии, от которого, как казалось, нет спасения.
Бесполезные жестянки, воняющие керосином
В начале XX века люди представляли будущую войну совсем не такой, какой она оказалась в действительности. В воображениях военных романтиков по полям сражений должны были стремительно передвигаться лавы героической конницы, в небесах сиять серебром огромные цеппелины, а на морях и океанах господствовать белоснежные бронированные гиганты. Эти иллюзии быстро рассеялись. На суше измученные вшивые пехотинцы годами жили в грязных, залитых водой траншеях, забрасывая друг друга тысячами тонн снарядов и травя газами. В воздухе словно комары зудели крошечные бипланы, а на море… На море новый век наступил, пожалуй, быстрее и нагляднее всего. За один утренний час 22 сентября 1914 года огромные, новейшие и страшно дорогие боевые корабли, считавшиеся гордостью и опорой нации, превратились в «ручных слонов», которых почти безнаказанно бьют из засады «мерзко воняющие керосином жестянки».
1906 год. Одна из первых французских подводных лодок в Дюнкерке
Изображение из коллекции Петра Каменченко
Есть в подводной лодке что-то притягательное и одновременно отталкивающее, как отвага смертников, презирающих рыцарские обычаи ведения боя. «Подлым и чертовски не английским оружием» назвал подводные лодки знаменитый британский адмирал Джон Джервис. Моральные издержки, но в большей степени недостаточный уровень развития техники и технологий долгое время не позволяли флотам европейских держав получить на вооружение подводную лодку, которая представляла бы собой реальное оружие.
До появления надежных и мощных двигателей внутреннего сгорания, совершенных аккумуляторов и систем регенерации воздуха подводные лодки оставались бессмысленными и опасными игрушками, чья боевая эффективность считалась ничтожной. Собственно, такими они и были, используясь в лучшем случае как подвижные минные заграждения для защиты портов.
Опыт Русско-японской войны скептическое отношение к возможностям субмарин только подтвердил. Русские подлодки «Дельфин», «Касатка», «Скат», «Налим», «Сом», «Фельдмаршал граф Шереметев» никакого влияния на ход морской войны не оказали, как и пять подводных лодок, заказанных японцами у Джона Холланда в США.
Германии не нужны субмарины…
Все выше сказанное привело к тому, что накануне Первой мировой войны подводные лодки серьезным оружием не считались, и как именно их использовать, никто толком не знал. «Германии не нужны субмарины, — заявлял Альфред фон Тирпиц. — Мы не будем выбрасывать деньги на подводные лодки, потому что они могут плавать только у берега». «Нет морского судна, для которого более естественна стала бы оборонительная функция», — соглашалось с престарелым германским адмиралом британское Адмиралтейство. Тем не менее к началу войны Британия располагала 59 (по другим данным, 68) подводными лодками, а Германия — 28.
1914 год. Германская подводная лодка U3 в Северном море
Изображение из коллекции Петра Каменченко
Германия начала создавать подводный флот позже большинства других стран, включая даже Турцию и Португалию. Первая немецкая серийная подлодка U1 была заложена 1 августа 1905 года на верфи Круппа и спущена на воду в декабре 1906-го.
По штатному расписанию, команда U1 состояла из 22 человек. Лодка имела водоизмещение 238/283 тонн, длину — 42,3 метра, ширину — 3,75, осадку — 3,17, была снабжена двумя бензиновыми двигателями для надводного хода и двумя электродвигателями для движения под водой (400/400 л.с.), что позволяло ей развивать скорость 10,8 и 8,7 узла соответственно и нырять на 30 метров. У U1 был невиданный дотоле запас хода в 1500 морских миль, но вооружена она была слабо — всего одной носовой торпедной трубой. Палубного орудия и мин лодка не несла. В запасе имелись три торпеды, но перезаряжать торпедный аппарат под водой в то время еще не умели. Любопытно, что первым, кто смог произвести перезагрузку торпедных труб под водой, был экипаж U9 Отто Веддигена. Произошло это во время учений 16 июня 1914 года.
Германские серийные лодки оказались достаточно надежными. До начала войны немцы потеряли из-за аварий всего одну лодку — U3, да и ту позднее подняли и вновь ввели в строй. Кстати, в это время на лодке служил не кто иной, как Отто Веддиген, и спасся он тогда чудом.
U3 и U4, строительство которых началось на верфи в Данциге в 1906 году, были вооружены уже значительно лучше. На каждой имелось по четыре торпедных трубы — по две на носу и в корме, боезапас из шести торпед, а также 105-миллиметровое палубное орудие, которое при погружении втягивалось внутрь корпуса.
U9 была заложена в июле 1908 года и принята на вооружение в апреле 1910-го, став первой из серии четырех лодок этого типа. От U1 она отличалась уже существенно. Вот основные характеристики U9: водоизмещение — 493/611 тонн, длина — 57,38 метра, ширина — 6,00, осадка — 3,15, глубина погружения — 50 метров, скорость — 14,2/8,1 узла, запас хода — 3000 миль. Лодка приводилась в движение двумя керосиновыми двигателями Кортинга (на поверхности) и двумя электродвигателями под водой. Вооружение составляли 4 торпедные трубы (6 торпед) и убирающееся при погружении палубное орудие калибра 105 миллиметров. По штатному расписанию, экипаж состоял из 35 человек. Во время боя с английскими крейсерами на борту U9 находились 28 членов экипажа.
Чтобы выстрелить торпедой, следует вынести всю мебель
Новые немецкие субмарины были надежнее британских, французских и русских современниц, но все равно это были крайне неудобные, опасные и очень несовершенные аппараты, служба на которых была связана с постоянным смертельным риском и бытовым неудобством.
U9 в Северном море. Первый помощник капитана U9 Йоганн Шписс ведет наблюдение
Изображение из коллекции Петра Каменченко
Вот как описывает в своих мемуарах, изданных уже после войны (Spiess J., Sechs Jahre U-bootfahrten. — Berlin: R. Hobbing, 1925), внутреннее устройство подводной лодки Йоганн Шписс, старший помощник U9.
«В носовой части было помещение для торпедного аппарата и двух запасных торпед. Рядом с ним находилось офицерское помещение, в нем была только одна койка для штурмана и механика, и отличалось оно особенной сыростью и низкой температурой. Всякий раз, когда в носовой части происходила зарядка торпеды и предполагалась стрельба из торпедного аппарата, из жилых помещений приходилось выносить всю мебель. Койки и шкафы выдвигались в кают-компанию, что при ее крошечных размерах было очень нелегко. Койка вахтенного начальника была настолько узка, что лежать на ней на спине не было возможности, зато на боку тело спящего умещалось в ней так плотно, что никакая качка не могла сдвинуть его с места. Но и во время сна надо было быть начеку, так как на прилегающей к ней стене находился ящик с электрическими предохранителями, крышка этого ящика часто открывалась во время качки, и неосторожное движение ногой могло вызвать удар электрического тока…
Находившиеся под жилыми помещениями аккумуляторы были свинцовые, электролитом они имели серную кислоту. При химической реакции в аккумуляторах, происходящей при их зарядке и некоторое время после ее окончания, выделяется гремучий газ. Последний удаляется из помещений специальными вентиляторами. Газ этот легко взрывается, для чего достаточно небольшой электрической искры. Такие взрывы неоднократно случались на немецких подводных лодках. Когда же в аккумуляторы попадала морская вода, то образовывался и выделялся хлористый водород. Из-за этих газов воздух в жилых помещениях был очень тяжелый, и команда постоянно мучилась головной болью.
В кормовой части лодки находился кубрик для команды, часть его была занята под электрическую кухню. Оборудование последней было очень примитивно, электрические кастрюли и особенно сковорода постоянно выбывали из строя вследствие неосторожного обращения повара, и обед приходилось готовить прямо на палубе. Для этого у нас имелась керосинка.
Жилые помещения не были обшиты деревом или пробкой и, так как температура в них была выше температуры моря, вся сырость осаждалась на железные бимсы потолка и капала оттуда прямо в лицо спящему. Только дождевик и прорезиненные морские карты могли предохранить от этой неприятности.
В одном из углов центрального поста была устроена уборная, защищенная от окружающих занавеской. Взглянув на это “удобство”, я понял, почему мой предшественник советовал мне перед длинными рейсами принимать опиум…»
В ноябре 1910 года лодки U3 и U4 продемонстрировали великолепные мореходные качества, поддерживая скорость 12 узлов в центре жестокого осеннего шторма. А на военно-морских учениях 1912 года подводные лодки оказались более результативными, чем 80 немецких эсминцев вместе взятых. Один только Отто Веддиген, тогда еще лейтенант, на своей U9 потопил три условных британских линкора.
Германская подводная лодка борется со штормом
Изображение из коллекции Петра Каменченко
Йоганн Шписс писал о тех днях: «Черная тень войны неуклонно надвигалась, готовая накрыть нас. Практические упражнения и маневры подводных лодок велись почти непрерывно. Отрабатывались такие боевые операции, как срочное погружение, торпедная атака и перезагрузка торпедных труб».
Впрочем, старых германских адмиралов эти результаты не убедили. В Германии, как в Великобритании, во Франции и в России, были убеждены, что судьбу будущей войны на море решит численное превосходство в огромных бронированных чудовищах, вооруженных дальнобойной артиллерией максимально возможного калибра. Но началась Первая мировая война и именно Отто Веддигену удалось претворить теорию в практику.
Английская наживка
С началом войны Британия с целью нарушить снабжение противника объявила о морской блокаде Германии. Для этого использовались тяжелые боевые суда и эсминцы для их прикрытия. Германский имперский флот Открытого моря оказался заперт в портах, и лишь субмарины могли незаметно уходить в поход и возвращаться на свои базы. На этом этапе войны Германия стремилась нанести удар по королевскому военно-морскому флоту, не обращая внимания на торговые пути.