4 просмотров

Как лодка без весел

Сгнивший дуб, лодка без весел и другие символы фильма «Город Зеро»

Страна: СССР

Жанр: драма, фантасмагория

Год производства: 1988

Режиссер: Карен Шахназаров

Актеры: Леонид Филатов, Олег Басилашвили, Владимир Меньшов, Армен Джигарханян

“Город Зеро” Карена Шахназарова – удивительный и странный фильм, совершенно не похожий на советский, хотя вроде бы все атрибуты действительности, показанной там, в полной мере принадлежат эпохе СССР.

Смысл фильма “Город Зеро” – в демонстрации нелогичной советской действительности, усиленной до состояния абсурда. Здесь показан СССР в период полураспада, накануне близящегося конца. У картины есть и скрытый смысл, и его можно трактовать по-разному.

  1. О чем фильм
  2. Объяснение концовки
  3. Смысл фильма
  4. Другой взгляд
  5. И еще одна трактовка

О чем фильм

Краткое содержание фильма “Город Зеро”. В маленький провинциальный город приезжает инженер Алексей Варакин: ему предстоит разрешить проблему с поставкой кондиционеров.

Местные жители не нацелены на то, чтобы помочь ему. Совсем наоборот: Варакин будто попадает в реку из сюрреалистичных образов и проблем перестроечных времен, а население городка лишь все больше усиливает течение этой реки. Обращаясь к ним за помощью, главный герой только уменьшает свои шансы сбежать из этого проклятого городка.

Роль инженера Алексея Варакина сыграл Леонид Филатов. Кадр из фильма.

Город Зеро кажется Варакину неприютным и серым. Скучая по привычной жизни дома, герой с удовольствием обнаруживает ресторан. Он оказывается там единственным посетителем, и, удивившись этому, делает заказ.

Статья в тему:  Чем отличается атомная подводная лодка от дизельной

В качестве бонуса Варакин получает странный и достаточно жуткий подарок от шеф-повара – торт в виде его головы. Столь нелепый “подарок” напугал и возмутил героя, и он попробовал было отказаться от него. На это официант заявил, что в таком случае повар обидится и покончит с собой. Варакин не поверил, но вскоре услышал звук выстрела.

Кадр из фильма.

Всерьез испугавшись, Варакин отправился на вокзал. Там он испугался еще больше: в кассе не было билетов ни на одно направление, а все дороги, как он выяснил, ведут в никуда.

Безмерно уставший Варакин взял такси и попросил отвезти его до ж/д станции. Таксист заблудился и довез его до полузаброшенного поселка, в котором, тем не менее, находился действующий краеведческий музей. Там Варакин увидел удивительную экспозицию, в которой произошло смешение разных наций и эпох.

После музея Варакин решил, что хватит с него чудес, и попросился на ночлег к местному электрику. Его сынишка Миша сообщил герою страшное: он никогда не покинет Город Зеро, и умрет в 2015 году…

Как и в любой хорошей абсурдистской сказке в традициях Гоголя и Кафки, дело тут не в поверхностной цепочке событий (далеко не каждое из них требует объяснения), а в особенности каждого отдельного момента и общем подтексте.

Объяснение концовки

В конце фильма “Город Зеро” зритель видит “дуб власти”: ветка этого дерева делала обычного человека правителем. По словам одного из героев, этот дуб “после семнадцатого года охраняется государством”.

Статья в тему:  Какой мотор лучше ямаха или меркурий

В конце картины у сгнившего дуба отваливается огромная ветка, и жители Города Зеро начинают отрывать себе по небольшой веточке. Не выдержав этого зрелища, Варакин убегает в лес. Там он находит водоем и лодку. Он садится в нее и уплывает. И все бы хорошо, но только в этой лодке отсутствуют весла…

Кадр из фильма.

Возможно, смысл концовки фильма “Город Зеро” заключается в том, что Варакин так и остался в этом странном и жутком месте. Но есть и другие трактовки финала картины.

Этот фильм идет в противофазе роману Франца Кафки “Замок”: если там герой хочет остаться и ищет контакта с элитой, то в этом фильме Варакин, наоборот, решительно хочет уехать. Лодка символизирует не переход из мира живых в мир мертвых, а, скорее наоборот – переход из умирающего мира в тупик: она не имеет весел. И объяснение концовки будет такое: герой застревает между мирами в одиночестве, отказавшись от борьбы за власть.

Смысл фильма

Главной идеей Шахназарова было показать умирающий советский строй. События, которые разворачиваются в фильме, абсурдны с точки зрения рационального современного человека, которым является Варакин, но вполне привычны для советских людей, которые там проживают: директор завода не имеет никаких представлений о заводе, таксист не знает дорогу к вокзалу, а в краеведческом музее вместо истории города рассказывают небылицы. Многие люди ищут повод для самоубийства, а в клубе любителей рока никто не умеет играть рок.

Статья в тему:  Как сложить лодку из бумаги

Неслучайным кажется появление мальчика-оракула: он предсказывает Варакину его советское будущее – достаточно понятное и предсказуемое. Смысл заключается в том, что старый строй не давал никому возможностей реализовать себя. От обычного, среднестатистического человека ничего не зависело, ему не к чему было стремиться, ничего не нужно было знать и уметь: все люди были одинаковыми. И оставалось только сидеть голым на работе или ломать ветки на дубе.

Роль секретарши Нины исполнила Елена Аржаник. Кадр из фильма.

Шахназаров задумывал картину как иронию над угасающим Советским Союзом, но ее смысл гораздо глубже: она живет своей жизнью.

Варакин – сторонний наблюдатель. Но он же архитектор Города Зеро. Смысл в том, что здесь работает принцип неопределенности Гейзенберга, применимый не только в квантовой механике: наблюдатель извне влияет на поведение исследуемых систем. Без Варакина нет Города. Поэтому он называется Зеро – деление на ноль и бесконечность.

Сцена с дубом – кульминация. Целая когорта жителей города Зеро с легионом зрителей в придачу прикована тягучими мыслями к злосчастному дереву. Это страшная сцена: в ней с треском рушится последняя надежда на то, что слова не расходятся с общим делом, то есть на то, что политическое существует. Но его нет, и слова расходятся не только с делом, но и сами с собой. Строй умер, да здравствует строй.

Другой взгляд

Во многих разборах и рецензиях зрители замечают, что “Город Зеро” не дотягивает до артхауса. Достаточно многое здесь кажется устаревшим и концептуально, и стилистически. Но определенная “фишка” в этой картине есть. Картина Шахназарова достигает некоторых своих целей, главнейшая из которых – показать советскую систему в период полураспада, накануне близящегося конца.

Статья в тему:  Что такое слань у лодки

Весьма примечательной кажется сцена в музее истории города. Она кричит о том, как меняют историю, как меняют понятия и как на ходу выдумывают новые нормы и правила. Варакин здесь выступает, как совершенно бессильный, вынужденный лицезреть все эти изменения человек, который, к тому же, совершенно растерян.

В его образе показана трагедия одного человека, индивида, хотя именно он олицетворяет в этом фильме народ. Символичной кажется сцена погашения света в краеведческом музее: ее можно рассматривать как сигнал скорого финала СССР.

Разгадка финала проста и безжалостна: гибель советского человека неизбежна и словно бы предначертана. Варакин не знает, куда бежать и бежит куда глаза глядят, но это надо было делать раньше. Примечательно, что совет бежать ему дает прокурор, который является частью системы: он хотел застрелиться при новом порядке, но все-таки отламывает частичку власти. Прокурор говорит правильные вещи, вызывает доверие, психологически ломает Варакина окончательно, но в итоге он оказывается вместе с теми, кто ломает и растаскивает дуб.

Он обязан был либо покончить с собой, либо присоединиться к новому порядку. А люди могут выбирать – жить по новым правилам или сбежать.

И все-таки, этот фильм нельзя в полной мере назвать сатирической притчей о позднем СССР, который впал в маразм абсурда. Одновременно его можно рассматривать как портрет одной конкретной страны, которая родилась после развала “советской империи”. Вся та дичь, которая здесь показана, всегда была главной составляющей существования и для народа, и для власти.

Статья в тему:  Какие лодки нужно регистрировать 2017

И еще одна трактовка

Сюжет можно трактовать по-разному. А вдруг главный герой и вправду родом из этого странного и жуткого городка? Вдруг, уехав по молодости в Москву, он напрочь забыл о родном городе, а вернувшись обратно, попал в болото быта и проблем родственников: он рад бы вырваться и вернуться к прежней жизни, но уже слишком поздно.

Разумеется, это маловероятно. Но именно в этом и заключается вся прелесть подобного рода фильмов. При каждом новом пересмотре в голове могут возникать все новые и новые трактовки сюжета. И каждая из этих трактовок имеет право на существование.

Лодка без вёсел или ветер перемен

Привет, читатель.
Если тебе интересно пообщаться на тему перемен, саморазвития, внутренней свободы, расширения границ убеждений — я приглашаю тебя к такому общению. Твои вопросы и отклики, станут новой темой для моего диалога-монолога.

Лодка без вёсел или ветер перемен.

Вообрази, как ты стоишь у берега реки и видишь, к тебе приближается лодка, в ней уже есть кто то — это я. Мы поплывём в это путешествие с тобой вместе. За грань непознанного, за туман твоей мечты.
Смелее, садись!


Да, лодка немного необычная: в ней нет вёсел и нет мотора, а ты знаешь, что река может быть опасной, и даже видишь впереди туман и слышишь вдалеке шум водопада. Но всё же вёсла у моей лодки есть, они просто не такие, как ты привык видеть. И потом, я же говорила, что знаю путь, по которому мы будем двигаться вместе.
И вот я уже подаю тебе свою руку, держись.
Моя рука тёплая и крепкая, и ты можешь почувствовать вместе с рукопожатием лёгкость и уверенность, ощутить страсть к путешествию и желание радостно забраться в лодку.
А чего, собственно, бояться?
Ведь можно просто закрыть страницу и сделать вид, что ничего не происходило, не было ни лодки, ни проводника в ней, ни даже тихого зова твоей души. Ты просто жил, как всегда, и бежали дни своей чередой, ты пытался быть как все и старался не замечать, что, не смотря на все старания, казаться как все и ничем не выдавать свою скуку, это становилось всё трудней. Даже бывали моменты, когда хотелось потеряться от всех навсегда. Не радовало ничего и ничего не хотелось. Ты грустно смотрел на своих друзей, пытаясь стряхнуть с себя эту задумчивость, да и они старались тебе помочь, и не хотелось их огорчать. «А ведь я достаточно молод», — думал ты в такие моменты и натягивал улыбку на своё лицо. Улыбку можно натянуть и даже укрепить на лице, а вот как быть с глазами? Они выдают тебя с головой. В них есть такой кричащий вопрос и боль. Попробовать можно укрыться за солнцезащитными очками. И ещё немного продержаться, мечтая лишь об одном, чтобы как можно меньше внимания было к твоей скромной персоне, меньше вопросов, меньше желания тебя развеселить или даже сочувствия. И когда, наконец, ты останешься один, ты снова включишь монитор компьютера и подталкиваемый чем то изнутри, начнёшь искать, набирая в google слова, которые раньше даже не бывали в твоём лексиконе: депрессия, психология и что то подобное, подбирая к своему состоянию или просто кликая наугад.
Просиживая так у компьютера, ты не замечаешь время, хотя ответ на свой вопрос и не находишь, но есть много нового и интересного, и это отвлекает тебя от тебя же и даёт некоторое успокоение и усталость. Одно радостное открытие, которое ты сделала, общаясь в сети — ты не одна, и это немного успокоило, никто не видит твоих глаз, твоих слёз, даже если они не выплаканные, и ты всегда одним нажатием кнопки можешь прекратить любое общение. В общем, ты как бы инкогнито в сети, не совсем реально и совсем не одна.
Это успокаивает, даёт надежду, и даже иногда ответы на вопросы, хотя чаще новые вопросы….

Статья в тему:  Как увеличить скорость лодки пвх

Ветер перемен, он может казаться страшным, он будет выгонять из зоны комфорта, он будет срывать с тебя привычки, как старую потрёпанную одежду, и доводить до отчаянья.

И всё потому, что ты сопротивляешься переменам, хотя жаждешь их, не желаешь покинуть приятное насиженное место, даже если это место не на диване у телевизора, а путешествие по закоулкам твоей памяти, переживание обид, боли, разочарования или смакование приятных моментов, что бывает гораздо реже.

А ты пробовала не сопротивляться переменам?

III. Диктат идеи, или Роман без идеи как лодка без весел

III. Диктат идеи, или Роман без идеи как лодка без весел

Идею художественного произведения можно сравнить:

• с любовью в браке,

• с чудом, благодаря которому фокусник извлекает из шляпы кролика,

• с арматурой в бетонном блоке,

• с формулой E = mc 2 в теории относительности.

• Кроме того, идея — это:

• причина, по которой вы пишете,

• точка зрения, которую вам надо отстоять,

• смысл вашего романа,

• центр, ядро, сердце, душа произведения.

Все еще не поняли? Читайте дальше.

Читайте также

12. Где взять идеи?

12. Где взять идеи? Как только у тебя есть очерченный характер, который безумно чего-то хочет, у тебя есть и пьеса. Не надо выдумывать ситуаций. Этот боевой характер сам их себе создаст. На стр. есть список абстрактных сушестннтельных, прочти его. Помни, что искусство – не

Статья в тему:  Как спасти свою семейную лодку читать онлайн

Глава II. Внушать свои идеи

Глава II. Внушать свои идеи В ней Бальзак показывает, что несложно внушить другим свое мнение о книге, потому что она не застывший объект, и, даже если перевязать ее бечевкой и отметить линию чернилами, все равно движение этого объекта остановить не удастся. Как мы показали,

Руки творца Александр Солженицын и его идеи

Руки творца Александр Солженицын и его идеи «Археологи не обнаруживают таких ранних стадий человеческого существования, когда бы не было у нас искусства. Еще в предутренних сумерках человечества мы получили его из Рук, которых не успели разглядеть. И не успели спросить:

Периферия идеи

Периферия идеи Решение проблемы инфосвалки (как преподнести читателю свою картину мира). Принцип тут такой: сам механизм действия межзвездного двигателя (центр идеи) не так важен: важно то, как он затрагивает жизни людей — они могут, скажем, долететь до других планет за

Какие идеи сработают?

Какие идеи сработают? В первой главе мы обсуждали детективный роман. Его главный герой — Бойер Беннингтон Митчел, который решил доказать себе, что ничем не хуже отца. Бойер расследует преступление. Жена убила мужа. Мужа она убила за то, что он торговал наркотиками. Она не

Рождение идеи

Рождение идеи Прообраз идеи может быть любым. Чувство. Образ. Смутные воспоминания о том, как у вас билось сердце, когда вы танцевали на выпускном балу в школе. Человек, которого вы мельком видели в автобусе. Ваш старый дядя Вильмонт, который любил закладывать за воротник.

Статья в тему:  Когда можно плавать на лодке в беларуси 2018

Три столпа идеи

Три столпа идеи Специальной формулы, позволяющей создать идею произведения, не существует. Однако, по Эгри, каждая идея должна включать в себя персонаж, который через конфликт приходит к результату. Трус отправляется на войну и становится героем. Герой вступает в бой и

V. Путь к кульминации или доказательство идеи

V. Путь к кульминации или доказательство идеи Кульминация, развязка и вы • Кульминация — это мишень, а сюжет — стрела, летящая к ней.• Кульминация — это противоположный берег, к которому вы строите мост своего произведения.• Кульминация — это финиш марафонского

Доказательство идеи, которую воплощает в себе персонаж

Доказательство идеи, которую воплощает в себе персонаж У всех главных персонажей в произведении своя судьба. Таким образом, каждый персонаж воплощает в себе идею. Если цель вашего произведения — отстоять идею: «ложь ведет к краху», вам необязательно представлять лжецами

Поиск идеи

Поиск идеи Бернард де Вото в работе «Мир художественной литературы» рассказывает про блестящую преподавательницу писательского мастерства Эдит Миррилис, которая всегда начинала обсуждение произведений своих учеников с вопроса: «О чем эта история?»Это самый важный

Идеи М. М. Бахтина и современное гуманитарное знание

Идеи М. М. Бахтина и современное гуманитарное знание «Смысл творческой жизни Бахтина может быть наиболее полно и точно определен так: открытие основ гуманитарного мышления, понятого в его действительной, онтологически значимой всеобщности»,[15] – писал глубокий знаток

Статья в тему:  Как сделать модель подводной лодки из дерева

Филологические идеи Ю. Н. Тынянова

Филологические идеи Ю. Н. Тынянова В ОПОЯЗ входил и такой выдающийся филолог XX в., как Юрий Николаевич Тынянов (1894-1943). Творчество Тынянова отличает невероятная широта эрудиции: работы о пародии в текстах Н. В. Гоголя и Ф. М. Достоевского; о А. С. Пушкине («Архаисты и Пушкин»,

Весла и подводная лодка.

Наверно, любой, кто впервые оказался на подводной лодке, не сможет отвертеться от поиска иллюминаторов внутри прочного корпуса. У нас, вот, бывало даже так, что некоторые караси умудрялись по несколько суток подряд проходить уровень за уровнем, отсек за отсеком, палубу на палубой, но заканчивали сей квест только при помощи указующих пинков старших товарищей, которым к тому времени уже надоедало такое развлечение или когда новых карасей в отсеках становилось так много, что от их мельтешения перед глазами начинало подташнивать прямо в трюмы, дочиста вылизанные карасями же.

Еще свежеприставленным к матчасти карасям помимо иллюминаторов, которые устанавливались, понятное дело, не в прочном корпусе, а лишь в стенках атомных котлов, приголубленный свет от которых дополнительно освещал центральный проход в реакторном отсеке, приходилось искать весла.

Как же без весел на лодке? Пусть и подводной. Без них – форменная труба.

Торпедная, если что.

Правда, с веслами в натуре даже продвинутые пользователи подводницкой матчасти встречались не каждый божий день, а только по праздникам.

Статья в тему:  Квадроцикл jianshe-yamaha 110 что

Так вот, о веслах.

Как-то раз среди лета, когда было уже тепло и не кусали мухи, начальство воскресным днем, вместо награды за службу в виде увольнительных куда-нибудь за территорию Базы к девчонкам на дискотеку, решило развлечь своих подчиненных.

Причем развлекать предполагалось, разумеется, с помощью тимбилдинга. Подводнички-то слишком мало времени проводят вместе. В море спят порознь в разных шконках, и на берегу ходят строем, не взявшись за ручку, вот.

А что лучше всего для этого подходит? Ясен перец, морская прогулка на двух яликах.

На тех самых шестивесельных яликах, которые таскает на буксире подводный атомоход на тот случай, когда аварийно погаснет свет в иллюминаторах реакторного отсека.

Разумеется, в двух яликах весь Экипаж большой атомной подводной лодки поместиться никак не мог. Под сотню же человек в нем! А весел всего дюжина.

Разумеется, офицеры и мичмана, которые не стояли в тот день на вахте, не горели большим желанием провести с личным составом свое свободное время вдали от жен, любовниц и детей. Тем более вскоре намечался продолжительный выход в море. И они, естессно, такой тимбилдинг проигнорировали.

Кроме того, зачинщики этого мероприятия в лице Кэпа и его Зама нашли себе какие-то важные дела на берегу, где-то в направлении Владивостока.

Так что поутру два десятка матросов, возглавляемые боцманом и командиром БЧ-4, числившимся дежурным по части, вполне комфортно заняли баночки в яликах и без особого напряжения и спасжилетов на шее вышли в море.

Статья в тему:  Как спасти свою семейную лодку читать онлайн

Вышли сперва прямо через боновые ворота Базы, оставив позади толпу атомоходов, стратегических и не очень. А затем все вдруг повернули налево вдоль волноломов.

Собственно, в море ялики пробыли совсем немного времени – всего несколько взмахов веслами, команда «суши весла» и мы на берегу полуострова Никольский.

А там, напротив Путятина совсем другая жизнь. Без вахт и Больших приборок, без камбузных нарядов и даже без подсчетов дней, оставшихся до дембеля.

Дембель? А что это такое? Когда в очках от ПДУшки ты паришь в невесомости над расщелиной, дно которой теряется где-то далеко-далеко в глубине. Когда на почти вертикальных каменных стенах в лучах солнца медленно шевелятся водоросли и наперегонки мчатся морские звезды и не менее морские ежи?!

А потом после полета над бездной ты сидишь под офигительным солнцем на берегу и смотришь на огонь в костре, ялики и сухие весла…

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: