35 просмотров

Как измерить обороты лодочного мотора

Измерение оборотов при помощи катушки и мультиметра.

Смотрел не давно на ютубе ролик одного блогера, как он для замера оборотов мотор-колеса купил бесконтактный тахометр. Меня это очень удивило, человек подкован в электронике, микроконтроллерах, зарабатывает на жизнь ремонтом электроники и разработкой устройств. Набор инструментов тоже богат, от мало до велика. И на мой взгляд можно было обойтись подручными инструментами… Но все мы Люди и все уникальны, поэтому осуждать друг друга не имеем права.

Но за расследование все же взялся, Шерлок Холмс к вашим услугам )))

Работая диагностом, я прекрасно знаю как определяются обороты ДВС индуктивным датчиком, поэтому за основу для определения оборотов понадобится : катушка без сердечника (предпочтительнее от реле, чтобы размах сигнала был более высокий, я этим пренебрег и низкие обороты мультиметром не измерились), мультиметр с возможностью измерения частоты (тут важен диапазон измеряемых частот, и минимальное измеряемое входное напряжение), магнит неодимовый (для создания магнитного поля) и осциллограф (в идеале).

Для частоты эксперимента, измерять обороты буду у шуруповерта, так как на этикетке есть величина этих самых оборотов. Но ни кто не мешает измерить обороты чего либо другого, главное соблюдать технику безопасности и продумать крепление магнита, чтобы он не слетел на высоких оборотах.

А дальше все просто : цепляемся мультиметром/осциллографом к катушке (катушка в моем случае от разблокировки селектора АКПП на 58 Ом, так как катушка является индуктивностью у нее есть параметр индуктивность которая измеряется в единицах Генри (мГн, мкГн) и добротность величина относительная, единицы измерения не имеет, это как величина заполнения шим сигнала). На сверло закрепляем магнит, подносим катушку максимально близко магниту, и жмем на кнопку. Дальше смотрим частоту на мультиметре/осциллографе и полученный результат умножаем на 60 секунд, для преобразования об/сек в об/мин (пример частота составила 7 об/сек * на 60 секунд = 420 об/мин).

Статья в тему:  Как составить договор купли продажи на лодочный мотор

Все написанное выше можно посмотреть на видео :

Если есть недочеты, или что то не дописал критикуйте/задавайте вопросы.

Что такое шаг винта лодочного мотора?

27 Фев 2019 | 17:33

Важно! Если вам нужен новый гребной винт, вы можете приобрести его в нашем интернет-магазине Лодки Деда Мазая, с быстрой доставкой и консультацией по всем вопросам.

Шаг винта — что это?

Разберемся, что собой представляет такой показатель, как шаг винта. Под шагом винта стоит понимать определенное расстояние, которое способен пройти винт, совершая полноценный оборот. Измеряется этот показатель в дюймах. Винт, который имеет большой шаг, способен развивать значительную скорость, а лодки с внушительной грузоподъемностью имеет меньший шаг.

К примеру, если коленвал двигателя совершит одинаковое количество оборотов, винт лодки может пройти меньшее расстояние. Если сравнивать с автомобилем, это все равно что проехать путь на низкой передаче – скорость авто будет меньше, а тяга при этом станет выше. Среди характеристик, более важная отведена именно скорости винта. Важно, чтобы лодка удачно выходила на глиссирование, тогда мотор сможет достичь максимально возможных оборотов. То есть, в этом случае скорость лодки достигнет своего максимума.

Как определить шаг винта лодочного мотора

Внимательно посмотрите на грань лопасти, и вы заметите, что это не прямая плоскость, а выгнутая по определенному алгоритму. К примеру, если подвижно закрепить горизонтально расположенную деревянную планку на вертикальном упоре, раскрутить ее при этом поднимая с не изменяющейся скоростью вверх, то любая точка планки будет двигаться по винтовой траектории, а их множество образует винтовую поверхность. Конец планки будет двигаться при этом по поверхность цилиндра с радиусом, равным длине планки, образуя направляющую винтовой поверхности. Подобную форму и имеет каждая лопасть гребного винта.

Статья в тему:  Когда можно плавать на моторной лодке

Если сделать развертку цилиндра на бумаге, то направляющая будет выглядеть, как наклонная прямая. Таким образом, расстояние от точки А до точки В (см рис) и называется шагом винта. А угол V называется шаговым углом.

Вернемся к эксперименту с планкой. Не подлежит сомнению, что, если вращать и поднимать ее с одной и той же скоростью, то каждая точка планки будет подниматься на одну и ту же величину. Но при этом шаговый угол для двух разных точек будет разным. Чем дальше от оси вращения, тем меньше будет угол.

Чтобы замерить шаг винта самостоятельно, можно также воспользоваться цилиндриком с иголкой, листом бумаги и угольником. Установив острие на листе, нужно циркулем прочертить часть окружности с радиусом, равным 0,6 R, где R — наибольший радиус винта. Теперь необходимо в центр прочерченной дуги установить иглу цилиндрика, с каждой стороны лопасти приставляют угольники так, чтобы они пересекали начерченную дугу. Точки пересечения отмечают карандашом, одновременно замеряют, на какой высоте от поверхности листа находятся соответствующие точки на лопасти. Теперь можно убрать винт, он больше не понадобится.

Как измерить шаг винта лодочного мотора

Диаметр винта.

Вот первое определение: диаметр гребного винта — это диаметр окружности, которую проходит точка на лопасти, максимально удаленная от оси.

Чтобы узнать этот размер, нужно установить деревянный цилиндрик с диаметром, подходящим под посадочное место вала, найти центр цилиндра и установить острый наконечник (иголка от циркуля, обломок гвоздя и т. д.). Далее следует перенести винт на плотную бумагу, воткнуть в нее острие цилиндра.

Статья в тему:  Чем отмыть днище лодки

После необходимо вооружиться металлическим или обычным чертежным угольником. Уперев в лист прямой угол, перенесите проекцию нескольких точек лопасти, наиболее отставленных от оси, на лист. Теперь снимите винт с бумаги и определите, какая из точек находится на самом удаленном от оси расстоянии. Для этого удобно использовать циркуль. Раствор циркуля показывает радиус винта, соответственно, чтобы найти диаметр, необходимо удвоить его значение.

Если вам необходимо замерить диаметр побывавшего в употреблении, то описанную операцию стоит провести для каждой лопасти, потому что возможен неравномерный износ или сколы по краям элементов.

Подбор гребного винта для лодочного мотора.

Для переключения передач недостаточно использовать только редуктор подвесного мотора. Если вы хотите использовать на полную мощность мотор лодки, необходимо внимательно подойти к выбору гребного винта, который позволит достигнуть:

• оптимального выхода на глиссирование;

• максимальных оборотов, которые возможны для данного типа мотора;

• максимально возможной скорости или грузоподъемности (зависит от конкретной цели).

Правильно подобранный винт, позволяет сэкономить топливо, снизить шум, создаваемый мотором, а также способствует увеличению его ресурса.

Как правильно подобрать винт.

Прежде всего, стоит определить, какая перед вами стоит задача – хотите ли вы увеличить скорость и улучшить выход в глиссер, или же вас интересует возможность большей грузоподъемности для лодки. Одновременно максимально увеличить все эти показатели за счет одного лишь винта не представляется возможным, однако вы можете выбрать такой винт, который позволит удачно сбалансировать все важные показатели. Можно подобрать один винт с оптимальными показателями или же купить несколько винтов и возить их с собой. Однако, как показывает практика, менять винты в процессе не всегда удобно. Существуют также винты, которые способны изменять свой шаг, в зависимости от требований. Но сегодня мы разберем другие варианты винтов, которые отличаются по своим показателям.

Статья в тему:  Почему не смогли спасти подводную лодку курск

Итак, какой винт лучше приобрести – из стали или из алюминия? Давайте разбираться.

Преимущества винтов из стали.

Стальные детали отличаются лучшим КПД, если сравнивать с алюминиевыми – это связано с тем, что стальные лопасти имеют меньшую толщину, а крыльчатка имеет более сложное строение. Винты из стали менее подвержены кавитации, что непосредственным образом сказывается на их скорости – в сравнении с алюминиевыми агрегатами, они развивают большую скорость (примерно на 5-7%).

Стальной винт имеет высокий уровень прочности, поэтому он не стирается и не повреждается при контакте с песчаным дном. Винт не деформируется даже при ударе об дно, он не подвергается коррозийным процессам из-за длительного нахождения в воде.

Недостатки винтов из стали.

Основной минус – высокая стоимость. Винты из стали обойдутся вам несколько дороже, чем их алюминиевые аналоги. Также важный недостаток – при сильном ударе возможно повреждение и деформация редуктора, несмотря на то, что сам винт может остаться без повреждений.

Преимущества алюминиевых винтов.

Винты из алюминия стоят сравнительно недорого, особенно это касается неоригинальных деталей для моторов Suzuki, Yamaha, Honda и многих других. В случае повреждения винты из алюминия можно отремонтировать. Алюминиевый винт весь удар возьмет на себя, зато сохранит более важные и дорогостоящие части двигателя.

Недостатки винтов из алюминия.

По сравнению со сталью, алюминий – более мягкий материал, который при ударе о песчаное дно деформируется, на поверхности винта появляются выщерблены, что мешает набирать скорость и существенно уменьшает КПД. В результате столкновения с небольшими препятствиями лопасти винта могут погнуться.

Статья в тему:  У кого больше атомных подводных лодок

Принципы подбора винтов для лодок.

Шаг винта – одна из важнейших технических показателей, которая оказывает влияние на развитие скорости лодки. Шаг винта показывает расстояние, которое способен пройти винт, совершая один полный оборот, измеряется этот показатель в дюймах.

Чем большим будет шаг, тем большим будет упор, создаваемый вращающимися лопастями, а он, в свою очередь, перейдет в энергию движения лодки. Такой показатель, как шаг винта, имеет непосредственное влияние на обороты лодочного мотора. Если шаг мотора меньше, то максимальные обороты будут больше.

Очень важно подобрать винт, чтобы обеспечить максимальные обороты, хорошую скорость и удачный выход на глиссирование. При этом важно, чтобы показатели находились в том диапазоне, который предусмотрен производителем мотора. Таким образом, можно обеспечить оптимальную производительность и избежать преждевременного износа двигателя.

Как правильно подобрать винт к мотору или о пользе тахометров

Специалист магазина Моторка.PRO Максим Остапенко поделится секретами о тонкостях настройки совместной работы лодки и мотора для достижения наилучшего результата.

Приветствую всех водномоторников!

В этой статье хочу поделиться с Вами опытом подбора правильного винта к мотору.

Рассмотрим ситуацию: Вы купили мотор и лодку или купили новую лодку, а мотор остался прежний, или наоборот. Итак, мотор установлен на транец, вы всё сделали правильно: установили нужный угол дифферента, настроили высоту погружения антикавитационной пластины, но… мотор не может вывести лодку в глиссирующий режим!

Статья в тему:  Когда можно плавать на лодке с мотором 2020 украина

В чем же дело? Ведь лодка и мотор вроде бы соответствуют друг другу. Например, лодка длиной 3,8 метра и мотор 9.9 (15) л.с., а в глиссирование комплект не выходит!

Первое, на что стоит обратить внимание, это на параметры гребного винта. На моторы с этикеткой 9,9, которые по факту являются 15-сильными двигателями, часто установлен винт 11-го шага. Это значит, что мотору не хватает мощности развить номинальные обороты. В этом случае необходим более тяговый винт, с меньшим шагом – 10 или даже 9 дюймов.

Как правило, это в большинстве случаев решает проблему вывода лодки в глиссирующий режим, однако бывают и более сложные ситуации, когда поставить «грузовой» или «скоростной» винт недостаточно.

Для того, чтобы понять, почему мотор не выводит лодку в глиссирующий режим, нужно выяснить, что необходимо самому мотору (случай, когда мотор явно не подходит к лодке, не рассматриваем), а именно выяснить, в какие обороты развивает мотор. Для этого необходим тахометр.

Очень полезная вещь! Помимо того, что вы будете знать, на каких оборотах работает двигатель, тахометр покажет вам еще и наработку вашего мотора, так как большинство современных тахометров для ПЛМ оснащены счетчиком моточасов.

Итак, вы установили тахометр, правильно выбрали режим работы (для 2-тактных, 4-тактных, одно/двух/трёхцилиндровых моторов) и выбрались на водоем. Тахометр измеряет обороты во всём диапазоне работы двигателя, Вам остаётся только наблюдать за его показаниями. Даёте полный газ и смотрите: если показания в пределах 5000-5500 (для некоторых моделей – до 6000, см. инструкцию) оборотов в минуту, значит, мотор работает в номинальном режиме, менять винт не нужно. Если же обороты меньше или больше номинальных, то следует установить винт нужного шага!

Статья в тему:  Нужно ли регистрировать лодочный мотор в украине

Рассмотрим несколько примеров.

Пример 1нехватка оборотов. Например, тахометр показывает 4500 оборотов в минуту при полностью открытом газе. Это говорит о том, что мотору тяжело вращать установленный винт. Значит, у этого винта слишком большой шаг и за один оборот он захватывает большое количество воды, которое мотору толкнуть очень тяжело. Следовательно, необходимо установить винт с меньшим шагом.

Пример 2избыток оборотов. Например, тахометр показывает 6300 оборотов в минуту при полностью открытом газе. Это говорит о том, что мотору слишком легко крутить такой винт. Мощность мотора избыточна для такого винта, он захватывает очень мало воды за один оборот. Значит, нужно установить винт с большим шагом.

Итак, Режим работы выяснен, обороты известны. Какой винт подобрать?
Существует относительное правило: 1 шаг винта – 300 оборотов.

Соответственно, при оборотах, например, 6300 необходим более скоростной винт, чтобы нагрузить мотор должным образом! Если у вас был установлен винт 9-го шага и были такие высокие обороты, то путём элементарных математических вычислений выясняем что необходим винт 12-го шага.

И также наоборот. При очень низких оборотах уменьшаем шаг винта до необходимого.

Опять же, эта формула является относительной и в действительности может не подходить, ведь лодки и условия их эксплуатации у всех разные!

Еще один важный момент. Не забывайте, что мотор должен быть правильно установлен на транец! Об этом в следующей статье (Читайте статью “Как правильно установить мотор на транец лодки” в разделе “Полезная информация” сайта Моторка.PRO).

Статья в тему:  Какая лодка устойчивее

Семь футов под килем и спокойной воды!

Как измерить обороты лодочного мотора

Те, у кого имеется во владении моторная лодка, наверняка не раз задавались вопросом измерения его оборотов, что весьма важно при расчете величин пройденного расстояния, поддержания номинальных показателей в скорости и расходе топлива, а также при обкатке и расчете необходимого запаса бензина.

В любом случае сейчас имеется возможность разрешить эту проблему. Для этого необходимо купить тахометр для лодочного мотора и значительно облегчить себе участь.

Предлагаемый нами тахометр http://kapitan.ua/product/tahometr-dlya-lodochnogo-motora-kapitan-rl-hm026/ выполнен на основе электрических микросхем, включает функцию счетчика отработанных моточасов и подходит к любому карбюраторному двигателю от самого простого до самого сложного.

Принцип работы тахометра:

Основан на фиксировании электрического импульса, исходящего по проводу высокого напряжения до свечи зажигания.

Порядок установки.

Закрепляется в любом удобном месте с помощью клейкой ленты, красный провод обматывается вокруг провода высокого напряжения свечи зажигания, а второй (белый) крепится к корпусу двигателя. Провода при необходимости можно удлинить до нужного размера и удобства.

Технические характеристики:

  • диапазон регистрируемых оборотов двигателя от 0 до 60 тысяч оборотов в минуту;
  • встроенный счетчик отработанных моточасов до 100 тысяч;
  • функция обнуляемого счетчика наработки по текущему времени;
  • полностью непроницаемый для воды корпус;
  • применим для любого бензинового, одно или многоцилиндрового двигателя;
  • легко настраивается под численность искровых импульсов от 1 до 8-ми за один оборот.
Статья в тему:  Как узнать год выпуска лодочного мотора ямаха

На что следует обратить внимание при покупке тахометра:

Прежде всего, модель планировалась как неразборная, о чем свидетельствует запаянное внутри корпуса пространство и несъемная батарейка, которой, по оценкам пользователей, хватает на 2 – 2,5 года. При этом приобретая, его вы получите уже включенный прибор, поскольку производители в Китае, скорее всего, решили сэкономить на оборудовании кнопки выключателя. Тем не менее, продажа тахометров подобного класса от этого нисколько не страдает.

Интерфейс управления:

Сосредоточен аж в одной кнопке, которая выполнена водонепроницаемым способом и ее нажатием отображаются на дисплее 3 режимы работы ТОТ, JOB и F. Следует отметить, что при запуске двигателя тахометр автоматически переходит в соответствующий его основному назначению режиму работе – отображению числового представления оборотов двигателя в минуту.

Режим TOT представляет собой накопительный счетчик отработанных моточасов, который выводится на дисплей при выключенном двигателе и его обнуление не предусмотрено создателями.

Режим JOB активирует работу настраиваемого счетчика моточасов, который можно сбросить. Смена режимов работы осуществляется единственной кнопкой «SELECT», сброс показателя настраиваемого счетчика производится нажатием и удержанием кнопки на протяжении нескольких секунд (5 сек.).

Режим F представляет собой меню выбора режимов работы прибора. Как вы уже поняли, управление производится одной кнопкой, при этом прибор распознает быстрое нажатие и удержание (до 5-ти сек.). Таким образом, для перехода в этот режим нужно удерживать кнопку в режиме свечения символа F, который начнет мерцать до появления надписи «SET». После этого коротким нажатием необходимо выбрать нужный режим работы тахометра.

Статья в тему:  Какой электромотор для лодки ривьера 330

В любом случае после 5 секунд покоя, прибор переходит в обычный режим работы накопительного счетчика.

Если Вам понравился данный материал, пожалуйста, посоветуйте его своим друзьям в социальных сервисах с помощью кнопок социального обмена. При копировании материала на другие сайты ссылка на наш сайт как источник обязательна! Даже в сети можно и нужно оставаться вежливыми людьми. Для того чтобы следить за обновлениями нашего сайта и появлением на нем новых интересных материалов советуем Вам зарегистрироваться или же просто подписаться на обновления по e-mail или RSS. Ну и, конечно же, не забываем комментировать. Мы рады видеть Вас на нашем информационно-развлекательном портале о рыбалке и всем, что с ней связано megaribolov.ru! Спасибо за внимание!

У Вас недостаточно прав для написания комментариев. Пожалуйста, зарегистрируйтесь на Портале или войдите в свой аккаунт.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: