0 просмотров

Как измерить мощность лодочного мотора

Как измерить мощность лодочного мотора

Консультации по телефону: +7 (911) 920-63-40

СООТНОШЕНИЕ МОЩНОСТЕЙ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ И ЗАРУБЕЖНЫХ ЛОДОЧНЫХ МОТОРОВ

Этот вопрос одновременно и прост и сложен. Распространены следующие ложные утверждения относительно соотношения мощностей:

  • “Японские” 30 л.с. соответствуют 45 – 50 “русских”.
  • Мощность зарубежных моторов указана в киловаттах, поэтому нужно умножить её на 1.36, чтобы перевести в “русские” лошадиные силы.
  • Зарубежные “лошади” мощнее в 1.4 раза из-за разных методик измерения.

КАК ЖЕ РЕАЛЬНО ОБСТОИТ ДЕЛО?

  • Во-первых, до недавнего времени стандарты измерения мощности в разных странах были разные. До середины 90-х годов (более точной информацией о дате не располагаю) в Японии мощность измерялась на гребном валу, а в остальном мире (в том числе и у нас в стране) на коленвалу. С середины 90-х все на “Японскую систему” перешли США, Италия, Англия. Но большая цифра на капоте любого подвесного мотора обозначает его мощность в лошадиных силах. Лошадиная сила со времён Джеймса Уатта повсюду равна 75 кгм в секунду. Мощность на гребном валу меньше, чем на коленвалу на величину потерь в редукторе и помпе водяного охлаждения. Величину КПД редуктора с коническими шестернями можно узнать в любом машиностроительном справочнике, среднем это 96% (0.96). Можно легко вычислить и потери на водяное охлаждение, т.к. все конструкции насосов давным-давно изучены и описаны в литературе. Но проще отталкиваться от опубликованных в “Катерах и Яхтах” данных по КПД редуктора мотора “Привет-22”. Для “Привета” КПД с учётом потерь в помпе равен 0.935. Однако, “Привет” (как и “Салют”) имеет бесконтактный насос, потери в котором меньше, чем в насосах с резиновой крыльчаткой. Для моторов с резиновой крыльчаткой (“Нептуны”, “Вихри”, “Ветерки”) можно принять h = 0.92. Для перевода мощности на гребном валу в мощность на коленвалу нужно умножить первую величину на 1.07-1.09. Производители “Нептуна-23” оставили на капоте надпись “Нептун-23”, а в инструкции по эксплуатации указывают мощность на гребном валу – 22 л.с. Производители “Вихрей-30” в результате модернизации двигателя подняли мощность до 32 л.с. (по старой системе) и назвали получившийся мотор “Вихрь-32”. При дальнейшей модернизации мотора они перешли на японскую систему и назвали самую последнюю модификацию “Вихрь-30МА”.
  • Во-вторых, тяговые качества мотора зависят не только от мощности двигателя, но и от передаточного отношения редуктора и характеристик применяемого винта. Практически у всей зарубежных редукция больше, чем у отечественных. В зависимости от этого выигрыш в тяге при скоростях выхода на глиссирование может составлять 5

10%, что позволяет вывести на глиссирование на 5

10% более тяжелое судно. Однако на больших скоростях картина теоретически может поменяться на обратную. Но из-за несколько лучшей обтекаемости редукторов зарубежных моторов они не уступают российским и на повышенных скоростях. Технические характеристики зарубежных моторов (для расчёта) можно узнать на сайтах их производителей или дилеров.
В-третих, российские моторы поставляются как правило с более “тяжелым” штатным винтом, чем зарубежные. Поэтому, если ставить мотор на лодку, не подобрав подходящий винт, зарубежный мотор может иметь преимущество в тяге еще 5

10% по сравнению с нашими.

  • В-четвёртых, немалую роль играет вес мотора. Зарубежные моторы, как правило, тяжелее. А каждые 20 кг веса “съедают” одну лошадиную силу! Так что при сравнении следует учитывать и это.
  • Сколько – нибудь существенно лучшей удельной экономичностью зарубежные моторы не обладают (проверено). Другое дело, если вместо двух “Вихрей” поставить один мотор большей мощности. Я имею опыт испытаний самодельной каютной мотолодки с размерениями 5.2х1.84х0.8 как с установкой “Вихрь-30” + “Вихрь-М”, так и с новым (не Б/У) мотором “Ямаха-55В”. Скорости были получены равные, 45 км/ч в обоих случаях, нагрузка три человека. Расход горючего – 27 л/ч (А76) и 24 л/ч (АИ93) соответственно. Правда, винт на “Ямахе” был тяжеловат – рассчитан на скорость 52 км/ч.

    Преимущества отечественных моторов:

    1. Гораздо меньшая цена
    2. Дешевое топливо А-76, можно (но нежелательно) применять неспециальные масла
    3. Меньший вес

    Преимущества зарубежных:

    1. Лучшая надежность, особенно в морской воде
    2. Несколько лучшие тяговые качества при большой нагрузке
    3. Меньшая трудоемкость обслуживания, можно не быть хорошим механиком

    ИЗМЕРЬТЕ МОЩНОСТЬ ПОДВЕСНОГО МОТОРА:
    на стенде или мулинеткой

    Какую мощность стал развивать мотор после переборки или ремонта, модернизации или форсировки? Какова потеря мощности, вызванная износом?

    На эти и многие подобные вопросы наиболее точный ответ дают только испытания, в процессе которых может быть получена внешняя скоростная характеристика (рис. 1), – зависимость развиваемой двигателем мощности от числа оборотов при максимальном открытии дроссельной заслонки.

    Непосредственно мощность двигателя не может быть измерена, и определяется косвенным путем – посредством замера крутящего момента и числа оборотов коленчатого вала с последующим расчетом по известной формуле:

    Ne=Mкр * nкв 716.2л.с.,

    где Mкр – крутящий момент, кгм; nкв – число оборотов коленчатого вала, об/мин.

    Крутящий момент измеряют на специальных тормозных стендах. (Его можно установить для коллективного пользования на любой лодочной стоянке.) Основная и самая сложная его часть – собственно тормоз с весовым механизмом, с помощью которого можно измерять и регулировать задаваемую двигателю нагрузку (тормозной момент).

    Существует много типов механических, гидравлических и электрических тормозов, но самый простой и доступный для самостоятельного изготовления – колодочный (механо-фрикционный) тормоз. Испытательный стенд с таким тормозом состоит (рис. 2) из жесткой стальной (например, сварной из уголка) рамы с “транцевой” доской для навешивания мотора, щитка для закрепления тахометра и силоизмерителя (динамометра), тормозного барабана и колодочного тормоза.

    Колодочный тормоз (рис. 3) состоит из чугунного тормозного барабана, насаженного на гребной вал мотора вместо винта, нижней колодки тормоза, жестко связанной с рычагом, и верхней – свободно вращающейся на пальце. Винтом, который изменяет силу натяжения колодок, регулируется тормозной момент. Рычаг подсоединен к силоизмерительному устройству – динамометру. Для гашения колебаний рычага в плоскости вращения тормозного барабана к этому же концу рычага в горизонтальной плоскости приварена стальная пластина.

    Перед замером мощности стенд устанавливается в резервуар с водой или прямо на дно водоема так, чтобы обеспечивалось нормальное заглубление “ноги” мотора. Можно вместо рамы сварить прямоугольный бак и наполнять его водой до необходимого уровня.

    Мотор запускают с включенным ходом “вперед” при полностью отпущенных колодках тормоза. Следя за тахометром, постепенно увеличивают обороты и так же постепенно затягивают колодки, добиваясь, чтобы двигатель развил максимальное паспортное число оборотов при полностью открытом дросселе (положение ручки “полный газ”). Этот момент – начало измерений. Производится первая запись: показания тахометра в об/мин и показания динамометра в кг. Затем колодки вновь подтягиваются так, чтобы обороты двигателя снизились на 200-300 об/мин, после чего вновь записываются показания приборов. Так ступенями (ручка газа все время в положении “полный газ”) через приблизительно равные интервалы снижается число оборотов, и на каждой ступени производится запись показаний тахометра и динамометра. Тормозить двигатель достаточно до 3000-3500 об/мин. После этого производится такое же ступенчатое отпускание колодок с записью показаний приборов и испытание заканчивается, когда обороты двигателя вновь достигнут своего номинального значения.

    Крутящий момент (а он равен по абсолютной величине тормозному) вычисляется по формуле:
    Mкр=P * l кгм, где Р – показания динамометра, кгс; l – плечо тормозного рычага, измеренное в метрах от оси гребного вала до точки крепления к рычагу тяги динамометра.

    Вычисляя мощность, необходимо учитывать передаточное отношение редуктора, так как число оборотов измерялось у коленчатого вала, а тормозной момент на гребном валу.

    Ne=Mкр * nкв * iр 716.2л.с.,

    где ip – передаточное отношение редуктора (ip

    N=N Nmax=&#966(n ne)

    где вследствие простого алгебраического сокращения размерных величин остаются лишь безразмерные коэффициенты (индикаторный и механический к. п. д., коэффициент избытка воздуха и коэффициент наполнения). Поскольку их относительное изменение от числа оборотов для двухтактных двигателей потребительских подвесных моторов практически одинаково, то в относительной системе координат внешние скоростные характеристики моторов как бы сливаются в одну кривую независимо от числа цилиндров, рабочего объема и системы продувки (рис. 6). Пользуясь этой кривой или ее уравнением, можно по одной известной точке Nmax и зная ne рассчитать всю внешнюю характеристику подвесного мотора в абсолютных координатах.

    Для этого необходимо вначале определить обороты мулинетки с учетом передаточного отношения редуктора ip, то есть nм=n * ip об/мин и по тормозной характеристике (рис. 5) найти тормозную мощность N. Делением паспортной мощности на число цилиндров находим цилиндровую мощность Nц и с помощью графика 7 определяем максимальные обороты n

    N=N Nmax

    вычисляется максимальная мощность.

    Последовательно принимая значения меньше единицы (например, 0.95; 0.9; 0.85; и т д.), с помощью графика 6 определяем другие точки внешней характеристики.

    Следует сказать, что при равных условиях точность этого метода несколько ниже, чем при испытаниях на стенде. Погрешность его определяется, с одной стороны, погрешностью графиков (которая уже независит от экспериментатора), и с другой – погрешностью измерения числа оборотов при испытаниях.

    Для того чтобы общая относительная погрешность конечного результата при определении Nmax не превысила 2-2.5%, необходимо измерять число оборотов не грубее, чем ±15 об/мин. К такой точности можно приблизиться, использовав для определения оборотов секундомер и счетчик импульсов, с помощью которых можно определить количество оборотов коленчатого вала за какой-то промежуток времени (не менее 25-30 секунд) и затем подсчитать среднее значение числа оборотов в минуту.

    При работе с мулинеткой мотор должен быть заглублен так, чтобы полностью исключалась возможность прососа к ней воздуха; а также обеспечена работа в условиях “безграничной жидкости”, т. е. эксперимент должен производиться на глубокой воде и в отсутствие стенок.

    Мулинетку можно использовать для сравнительной оценки нескольких однотипных моторов: наибольшую мощность имеет тот мотор, который с той же мулинеткой развивает наибольшее число оборотов.

    Графики рис. 5 и 6 могут быть использованы и самостоятельно, когда по каким-либо причинам отсутствует “фирменная” скоростная характеристика. В этом случае с их помощью по паспортным данным мотора Nном и nном может быть построена характеристика, которая является некоторой средней характеристикой для моторов данной марки.

    ИЗМЕРЬТЕ МОЩНОСТЬ ПОДВЕСНОГО МОТОРА:
    мулинеткой с изменяемой характеристикой

    Замер мощности подвесного мотора с помощью мулинетки, безусловно прост и доступен. Однако мулинетка дает возможность снять только одну точку на внешней характеристике мотора. По ней, правда, можно рассчитать другие точки внешней характеристики, но, на мой взгляд, такой метод слишком приблизителен. Чтобы получить внешнюю характеристику мотора в интересующем диапазоне оборотов, необходимо иметь ряд соответственно подобранных и оттарированных мулинеток. Обычные конструкции мулинеток совершенно не пригодны для этих целей. Малопригодны эти мулинетки и для замеров мощности на двигателях различного уровня мощности. Кроме того, метод построения внешней характеристики двигателя по точке, полученной одним замером, и с использованием некоторой “стандартной” характеристики двигателя пригоден лишь для однотипных двигателей, имеющих отклонения друг от друга только технологического порядка. При переходе от одного типа двигателя к другому или при форсировке двигателя, когда вид внешней характеристики может существенно меняться, данный метод оказывается совершенно не пригодным.

    В особенности это относится к специальным гоночным двигателям с настроенными всасывающим и выхлопным трактами и имеющим в силу этого внешнюю характеристику с ярко выраженным пиком в области максимальных оборотов.

    Вот уже более десяти лет я использую нагрузочное устройство, позволяющее измерять мощность любого подвесного двигателя, включая гоночные. Нагрузочное устройство представляет собой цилиндрическую ступицу (рис. 1) с завинченными в нее съемными стержнями, т. е. му-линетку с изменяемой тормозной характеристикой.

    Подбирая комбинации стержней различной длины, можно нагружать двигатель в очень широком диапазоне оборотов. Нагрузочную мощность для одной пары стержней можно определить расчетом – она пропорциональна кубу оборотов, диаметру самого стержня и четвертой степени диаметра мулинетки – круга, ометаемого концами стержней: N=0.3n 3 * D 4 * d * 10 -4 л.с., где п – обороты гребного вала, об/с;
    D – диаметр мулинетки, м;
    d – диаметр стержня, мм.

    При установке двух, трех и более пар стержней мощность, поглощаемая мулинеткой, определяется как сумма мощностей, поглощаемых каждой парой, увеличенная приблизительно на 10%, что учитывает увеличение крутящего момента при близком расположении каждой пары стержней друг от друга, то есть: N=0.33n 3 (D1 4 * d1 + D2 4 * d2 + D3 4 * d3 + . ) * 10 -4 л.с.

    При проведении замеров удобнее, если стержни изготовлены из прутка одного диаметра, например 10 мм. Для таких стержней поглощаемая мощность одной пары в зависимости от числа оборотов может быть определена по графику (рис. 2). Для моторов мощностью до 10-12 л. с. (“Москва”, “Ветерок”) достаточно двух пар стержней, для более мощных – четырех.

    Для предотвращения вибрации мулинетки следует тщательно следить, чтобы и сама пара стержней и выступающие концы после завинчивания их в ступицу были одинаковой длины, а стержни длиной более 100 мм желательно изготовить из легкого сплава (Д16Т или АМГ). После завинчивания в ступицу стержни должны быть попарно законтрены проволокой.

    Замер мощности следует начинать. с установки в ступицу максимального количества пар стержней наибольшей длины. Произведя замер числа оборотов коленчатого вала, которые разовьет двигатель при оптимальной регулировке, следует при каждом следующем замере уменьшать количество пар стержней или устанавливать стержни меньшей длины вплоть до достижения оборотов, превышающих номинальные на 10-15%. Таким образом выполняется 5-6, а лучше 8-10 замеров и строится внешняя характеристика. При замерах в каждой точке необходимо добиваться максимальных оборотов регулировкой опережения зажигания и карбюратора.

    При расчетах следует помнить, что графики и формулы относятся к числу оборотов гребного вала, то есть замеры чисел оборотов должны быть пересчитаны с учетом передаточного отношения редуктора мотора.

    “Катера и Яхты” №59 (1976 год)
    Опубликовано с разрешения редакции журнала “Катера и Яхты”

    Как измерить мощность подвесного мотора. Измерьте мощность подвесного мотора: на стенде или мулинеткой

    Какую мощность стал развивать мотор после переборки или ремонта, модернизации или форсировки? Какова потеря мощности, вызванная износом?

    На эти и многие подобные вопросы наиболее точный ответ дают только испытания, в процессе которых может быть получена внешняя скоростная характеристика (рис. 1), — зависимость развиваемой двигателем мощности от числа оборотов при максимальном открытии дроссельной заслонки.

    Рис. 1. Внешняя скоростная (1) и
    винтовая (2) характеристики мотора

    Непосредственно мощность двигателя не может быть измерена, и определяется косвенным путем — посредством замера крутящего момента и числа оборотов коленчатого вала с последующим расчетом по известной формуле:

    Ne=Mкрnкв 716,2л. с.,

    где Mкр — крутящий момент, кгм; nкв — число оборотов коленчатого вала, об/мин.

    Крутящий момент измеряют на специальных тормозных стендах. (Его можно установить для коллективного пользования на любой лодочной стоянке.) Основная и самая сложная его часть — собственно тормоз с весовым механизмом, с помощью которого можно измерять и регулировать задаваемую двигателю нагрузку (тормозной момент).

    Существует много типов механических, гидравлических и электрических тормозов, но самый простой и доступный для самостоятельного изготовления — колодочный (механо-фрикционный) тормоз. Испытательный стенд с таким тормозом состоит (рис. 2) из жесткой стальной (например, сварной из уголка) рамы с «транцевой» доской для навешивания мотора, щитка для закрепления тахометра и силоизмерителя (динамометра), тормозного барабана и колодочного тормоза.

    Рис. 2. Устройство стенда
    с механическим тормозом

    1 — топливный бак; 2 — винт регулировки
    тормозного момента; 3 — испытуемый мотор;
    4 — доска для навешивания мотора;
    5 — динамометр; 6 — тахометр дистанционный;
    7 — пластина (демпфер); 8 — рычаг тормоза;
    9 — колодочный тормоз с барабаном;
    10 — сварная рама.

    Колодочный тормоз (рис. 3) состоит из чугунного тормозного барабана, насаженного на гребной вал мотора вместо винта, нижней колодки тормоза, жестко связанной с рычагом, и верхней — свободно вращающейся на пальце. Винтом, который изменяет силу натяжения колодок, регулируется тормозной момент. Рычаг подсоединен к силоизмерительному устройству — динамометру. Для гашения колебаний рычага в плоскости вращения тормозного барабана к этому же концу рычага в горизонтальной плоскости приварена стальная пластина.

    Рис. 3. Устройство колодочного тормоза

    1 — нижняя скоба; 2 — гайка; 3 — втулка; 4 — пружина; 5 — винт регулировки тормозного
    момента; 6 — верхняя скоба; 7 — винт крепления колодки; 8 — тормозная колодка;
    9 — тормозной барабан; 10 — скоба для подсоединения динамометра; 11 — рычаг тормоза;
    12 — пластина (демпфер); 13 — кница; 14 — палец.

    Перед замером мощности стенд устанавливается в резервуар с водой или прямо на дно водоема так, чтобы обеспечивалось нормальное заглубление «ноги» подвесного мотора. Можно вместо рамы сварить прямоугольный бак и наполнять его водой до необходимого уровня.

    Мотор запускают с включенным ходом «вперед» при полностью отпущенных колодках тормоза. Следя за тахометром, постепенно увеличивают обороты и так же постепенно затягивают колодки, добиваясь, чтобы двигатель развил максимальное паспортное число оборотов при полностью открытом дросселе (положение ручки «полный газ»). Этот момент — начало измерений. Производится первая запись: показания тахометра в об/мин и показания динамометра в кг. Затем колодки вновь подтягиваются так, чтобы обороты двигателя снизились на 200-300 об/мин, после чего вновь записываются показания приборов. Так ступенями (ручка газа все время в положении «полный газ») через приблизительно равные интервалы снижается число оборотов, и на каждой ступени производится запись показаний тахометра и динамометра. Тормозить двигатель достаточно до 3000-3500 об/мин. После этого производится такое же ступенчатое отпускание колодок с записью показаний приборов и испытание заканчивается, когда обороты двигателя вновь достигнут своего номинального значения.

    Крутящий момент (а он равен по абсолютной величине тормозному) вычисляется по формуле:

    где Р — показания динамометра, кгс; L — плечо тормозного рычага, измеренное в метрах от оси гребного вала до точки крепления к рычагу тяги динамометра.

    Вычисляя мощность, необходимо учитывать передаточное отношение редуктора, так как число оборотов измерялось у коленчатого вала, а тормозной момент на гребном валу.

    Ne=Mкрnквiр 716,2л. с.,

    где iр — передаточное отношение редуктора ( iр ).

    По этой формуле вычисляется значение мощности на гребном валу, т. е. с учетом всех механических потерь в передаче. После подсчета мощности по всем точкам замера строится график зависимости Ne= &#402(n) (рис. 1).

    При использовании тахометра с ценой деления 100 об/мин, динамометра с ценой деления 0,2 кг (и принимая погрешность замера длины рычага ±1 мм) погрешность замера мощности будет лежать в пределах 2-2,5%, то есть при мощности мотора 20 л. с. абсолютная погрешность будет равна ±0,5 л. с. Для практических целей такая точность вполне достаточна.

    Можно построить график зависимости мощности от оборотов и не прибегая к испытаниям на стенде. Для этого нужно воспользоваться тарированным лопастным гидравлическим тормозом (мулинеткой). На рис. 4 показана мулинетка, рассчитанная для применения на моторах мощностью 20-25 л. с., а на рис. 5 ее тормозная характеристика — зависимость потребляемой мощности от числа оборотов.

    Рис. 4. Мулинетка для подвесных моторов мощностью 20-25 л. с.

    Рис. 5. Тормозная характеристика мулинетки

    При вращении мулинетки, установленной вместо гребного винта, вся мощность мотора расходуется на преодоление сил сопротивления вращению.

    Поэтому сам процесс измерений очень прост — мулинетка устанавливается вместо гребного винта, запускается мотор (установленный прямо на транце лодки) и при включенном ходе «вперед» на полном газу замеряется число оборотов коленчатого вала. Далее с учетом передаточного отношения редуктора по тормозной характеристике мулинетки определяется мощность, развиваемая мотором на гребном валу при данном числе оборотов. Таким образом находится одна точка внешней скоростной характеристики мотора. Для получения всей скоростной характеристики в интересующем нас диапазоне чисел оборотов необходимо воспользоваться эмпирическими зависимостями (рис. 6 и 7), установленными на основании обработки статистического материала и многократно проверенными автором на практике.

    Рис. 6. Внешняя скоростная
    характеристика 2-тактных подвесных
    лодочных моторов в относительной
    системе координат

    Рис. 7. График ограничения номинального числа оборотов в зависимости
    от цилиндровой мощности мотора

    Мощность двигателя внутреннего сгорания (и, в частности, двухтактного) зависит от рабочего объема и числа цилиндров, числа оборотов, теплоты сгорания горючей смеси и ряда безразмерных коэффициентов, характеризующих рабочий процесс.

    Относительная мощность определяется по формуле:

    N=N Nmax=&#966(n ne)

    где вследствие простого алгебраического сокращения размерных величин остаются лишь безразмерные коэффициенты (индикаторный и механический к. п. д., коэффициент избытка воздуха и коэффициент наполнения). Поскольку их относительное изменение от числа оборотов для двухтактных двигателей потребительских подвесных моторов практически одинаково, то в относительной системе координат внешние скоростные характеристики моторов как бы сливаются в одну кривую независимо от числа цилиндров, рабочего объема и системы продувки (рис. 6). Пользуясь этой кривой или ее уравнением, можно по одной известной точке Nmax и зная ne рассчитать всю внешнюю характеристику подвесного мотора в абсолютных координатах.

    Для этого необходимо вначале определить обороты мулинетки с учетом передаточного отношения редуктора ip, то есть

    и по тормозной характеристике (рис. 5) найти тормозную мощность N. Делением паспортной мощности на число цилиндров находим цилиндровую мощность Nц и с помощью графика 7 определяем максимальные обороты n. Далее определяются относительные обороты двигателя с мулинеткой

    n=nM ne

    и по графику 6 (или по формуле) находится относительная мощность, а из выражения

    N=N Nmax

    вычисляется максимальная мощность.

    Последовательно принимая значения меньше единицы (например, 0,95; 0,9; 0,85; и т. д.), с помощью графика 6 определяем другие точки внешней характеристики.

    Следует сказать, что при равных условиях точность этого метода несколько ниже, чем при испытаниях на стенде. Погрешность его определяется, с одной стороны, погрешностью графиков (которая уже независит от экспериментатора), и с другой — погрешностью измерения числа оборотов при испытаниях.

    Для того чтобы общая относительная погрешность конечного результата при определении Nmax не превысила 2-2,5%, необходимо измерять число оборотов не грубее, чем ±15 об/мин. К такой точности можно приблизиться, использовав для определения оборотов секундомер и счетчик импульсов, с помощью которых можно определить количество оборотов коленчатого вала за какой-то промежуток времени (не менее 25-30 секунд) и затем подсчитать среднее значение числа оборотов в минуту.

    При работе с мулинеткой мотор должен быть заглублен так, чтобы полностью исключалась возможность прососа к ней воздуха; а также обеспечена работа в условиях «безграничной жидкости», т. е. эксперимент должен производиться на глубокой воде и в отсутствие стенок.

    Мулинетку можно использовать для сравнительной оценки нескольких однотипных моторов: наибольшую мощность имеет тот мотор, который с той же мулинеткой развивает наибольшее число оборотов.

    Графики рис. 5 и 6 могут быть использованы и самостоятельно, когда по каким-либо причинам отсутствует «фирменная» скоростная характеристика. В этом случае с их помощью по паспортным данным мотора Nном и nном может быть построена характеристика, которая является некоторой средней характеристикой для моторов данной марки.

    Поделитесь этой страницей в соц. сетях или добавьте в закладки:

    Новости

    Погода в:

    Как замерить мощность ПЛМ?

    Чтобы отправить ответ, вы должны войти или зарегистрироваться

    Сообщений 17

    1 Тема от lee 2012-09-18 22:17:11

    • lee
    • Постоянный посетитель
    • Неактивен
    • Откуда: Тамбов
    • Зарегистрирован: 2009-08-17
    • Сообщений: 3,063
    • Поблагодарили: 3275

    Тема: Как замерить мощность ПЛМ?

    Каким образом можно измерить мощность двигателя? Иногда хочется узнать эффективность тех или иных доработок двигателя, а оценка типа “стало круче” не всегда объективна и не дает численных значений.

    2 Ответ от СВИК 2012-09-18 22:46:57

    • СВИК
    • Постоянный посетитель
    • Неактивен
    • Зарегистрирован: 2011-01-19
    • Сообщений: 4,464
    • Поблагодарили: 5024
    • За сообщение: 1

    Re: Как замерить мощность ПЛМ?

    lee, тахометр и измерять скорость на воде( трубка с миллимитровым отверстием выводится на манометр). Одна и таже лодка должна показывать результаты ваших доработок.

    3 Ответ от lee 2012-09-19 21:24:07

    • lee
    • Постоянный посетитель
    • Неактивен
    • Откуда: Тамбов
    • Зарегистрирован: 2009-08-17
    • Сообщений: 3,063
    • Поблагодарили: 3275

    Re: Как замерить мощность ПЛМ?

    4 Ответ от javs 2012-09-19 22:19:49 (2012-09-19 22:20:04 отредактировано javs)

    • javs
    • Постоянный посетитель
    • Неактивен
    • Откуда: Липецк
    • Зарегистрирован: 2009-08-16
    • Сообщений: 3,918
    • Поблагодарили: 2322
    • За сообщение: 1

    Re: Как замерить мощность ПЛМ?

    измерять скорость на воде( трубка с миллимитровым отверстием выводится на манометр)

    Круто!! авиатехнологии. по-моему, проще навигатор стрельнуть на время (хоть автомобильный), ну или купить его – пригодится.

    5 Ответ от Алик 2012-09-19 22:57:42

    • Алик
    • Постоянный посетитель
    • Неактивен
    • Откуда: ул.Артамонова
    • Зарегистрирован: 2011-07-11
    • Сообщений: 305
    • Поблагодарили: 460

    Re: Как замерить мощность ПЛМ?

    Способы измерение мощность двигателя, www.vodnyimir.ru/Kak_izmerit_mos … otora.html
    или на профессиональном оборудование www.mercury4u.ru/service/power/
    lee,если не секрет расскажи “доработки” двигателя.

    6 Ответ от lee 2012-09-20 22:17:48

    • lee
    • Постоянный посетитель
    • Неактивен
    • Откуда: Тамбов
    • Зарегистрирован: 2009-08-17
    • Сообщений: 3,063
    • Поблагодарили: 3275
    • За сообщение: 1

    Re: Как замерить мощность ПЛМ?

    Да какие могут быть секреты, любопытства ради копаюсь с двумя ветерками 8 и 12. Переделал все что рекомендовали на мотолодке.ру Плюс степень сжатия поднял, все равно 76 бензина в продаже нет. С винтами игрался, есть мысль сделать инжектор. Купил форсунки бошевские и датчики, щас мозги ваяю. Когда время появляется конечно.

    7 Ответ от Алик 2012-09-21 23:06:38

    • Алик
    • Постоянный посетитель
    • Неактивен
    • Откуда: ул.Артамонова
    • Зарегистрирован: 2011-07-11
    • Сообщений: 305
    • Поблагодарили: 460

    Re: Как замерить мощность ПЛМ?

    lee,в авто магазинах продаётся электронные тахометри цена около 500р.У нас ребята ставили на Вихрь,вроде нормально показывает.Могу одолжить навигатор туристический,можешь скорость померить,но не мощность ПЛМ ,манометр с трубкой жесть. -нанатехнологии

    Надо было, до доработки и после мерить обороты и скорость,сравнить данные,даже если после доработки обороты и скорость вырастут,мощность может не прибавиться,вопрос спорный.

    8 Ответ от lee 2012-09-23 17:50:48

    • lee
    • Постоянный посетитель
    • Неактивен
    • Откуда: Тамбов
    • Зарегистрирован: 2009-08-17
    • Сообщений: 3,063
    • Поблагодарили: 3275

    Re: Как замерить мощность ПЛМ?

    Ребят, навигатор и тахометр у меня есть. Как их показания превратить в лошадиные силы или киловатты?

    9 Ответ от javs 2012-09-23 18:12:54 (2012-09-23 18:13:22 отредактировано javs)

    • javs
    • Постоянный посетитель
    • Неактивен
    • Откуда: Липецк
    • Зарегистрирован: 2009-08-16
    • Сообщений: 3,918
    • Поблагодарили: 2322

    Re: Как замерить мощность ПЛМ?

    . Как их показания превратить в лошадиные силы или киловатты?

    Для этого нужно знать момент на валу, а с этим не так просто (городить моментный стенд под водой (пост 5) хлопотно)
    Наверно, проще замерить тягу на швартовых – т.е привязать лодку к пристани, и мерить динамометром (весами) силу тяги. Попутно проверять, как реагирует на обороты – есть ли в графике обороты/кг провалы- полочки, ну или не будет реагировать на ручку газа.

    10 Ответ от СВИК 2012-09-23 19:00:10

    • СВИК
    • Постоянный посетитель
    • Неактивен
    • Зарегистрирован: 2011-01-19
    • Сообщений: 4,464
    • Поблагодарили: 5024

    Re: Как замерить мощность ПЛМ?

    манометр с трубкой жесть. -нанатехнологии

    Это не жесть, а суровая действительность водномоторного спорта 20-века. Между прочем очень удобная вещь, доработал мотор или винт и сразу можно проверить.

    11 Ответ от javs 2012-09-23 22:18:48 (2012-09-23 22:20:00 отредактировано javs)

    • javs
    • Постоянный посетитель
    • Неактивен
    • Откуда: Липецк
    • Зарегистрирован: 2009-08-16
    • Сообщений: 3,918
    • Поблагодарили: 2322
    • За сообщение: 1

    Re: Как замерить мощность ПЛМ?

    Это не жесть, а суровая действительность водномоторного спорта 20-века. Между прочем очень удобная вещь, доработал мотор или винт и сразу можно проверить.

    A GPS – суровая действительность 21-го. и им проверить еще проще,+ – записать трек и проанализировать разные режимы, включая кривую разгона конкретной лодки

    12 Ответ от Алик 2012-09-23 22:51:51

    • Алик
    • Постоянный посетитель
    • Неактивен
    • Откуда: ул.Артамонова
    • Зарегистрирован: 2011-07-11
    • Сообщений: 305
    • Поблагодарили: 460
    • За сообщение: 1

    Re: Как замерить мощность ПЛМ?

    Это не жесть, а суровая действительность водномоторного спорта 20-века. Между прочем очень удобная вещь, доработал мотор или винт и сразу можно проверить.

    Сейчас во дворе 21-век,более точного прибора чем ЖПС нет.
    Даже на современных спидометрах с трубкой Пито погрешность немало,не говоря о манометрах.
    В конце 80-х годов, я на своем Вихре делал спидометр,для этого редуктор сверлил вертикально на глубине10-15см,потом горизонтально просверлил,получилась забор воды с переди редуктора,но манометр при максимальном скорости показывал 0,4 атм.или стрелка манометра поднималась где-то на 40гр.калибровать 40 гр.не удобна,погрешность много.Более чувствительного манометра максимальной шкалой 1 атм. не нашёл,затею бросил,зато по трубке вода в поддон поступало, в поддоне всегда была чиста.

    13 Ответ от Anatolij 2012-10-21 23:05:13

    • Anatolij
    • Постоянный посетитель
    • Неактивен
    • Зарегистрирован: 2011-05-17
    • Сообщений: 130
    • Поблагодарили: 196

    Re: Как замерить мощность ПЛМ?

    Сейчас во дворе 21-век,более точного прибора чем ЖПС нет.

    Да ладно уж. А течение, а ветер? Более точного и объективного способа оценки эффективности доработки, чем замер тяги с помощью динамометра (безмена) нет.

    14 Ответ от javs 2012-10-22 05:40:09

    • javs
    • Постоянный посетитель
    • Неактивен
    • Откуда: Липецк
    • Зарегистрирован: 2009-08-16
    • Сообщений: 3,918
    • Поблагодарили: 2322

    Re: Как замерить мощность ПЛМ?

    Более точного и объективного способа оценки эффективности доработки, чем замер тяги с помощью динамометра (безмена) нет.

    А как учитывать влияние скорости лодки? одно дело – “в бочке” (стояк), а при движении мотор работает в набегающем потоке – или есть основания считать, что это совсем не влияет?
    Самый простой – не спорю, насчет точности – не уверен.

    15 Ответ от Anatolij 2012-10-22 10:42:02

    • Anatolij
    • Постоянный посетитель
    • Неактивен
    • Зарегистрирован: 2011-05-17
    • Сообщений: 130
    • Поблагодарили: 196

    Re: Как замерить мощность ПЛМ?

    Иногда хочется узнать эффективность тех или иных доработок двигателя

    Это означает что надо проводить замеры до и после доработки в одних и тех же условиях. А получить максимально одинаковые условия проще всего не в бочке (там вообще никаких результатов не получишь), а на стоячей воде в безветренную погоду. К тому же замер тяги доступен каждому и дает численные значения, которые можно сравнить и оценить эффективность доработки двигателя. Ну или строить стенд и мерить крутящий момент на валу при определённых оборотах. Не думаю, что это будет точней и уж точно не прще.

    16 Ответ от javs 2012-10-22 17:15:37

    • javs
    • Постоянный посетитель
    • Неактивен
    • Откуда: Липецк
    • Зарегистрирован: 2009-08-16
    • Сообщений: 3,918
    • Поблагодарили: 2322
    • За сообщение: 1

    Re: Как замерить мощность ПЛМ?

    Это означает что надо проводить замеры до и после доработки в одних и тех же условиях.

    С этим согласен 146%.
    говоря про “бочку” – я имел в виду, что условия не слишком различаются. В бочке то же можно оценить изменения холостых, приемистость и т.п. – только вот толку от этих оценок? То же на швартовых – да, тягу померяешь, но это совсем не то, что упор винта при ходовых испытаниях.
    А испытания на стояке – среднее между по/против ветра, а еще лучше – в штиль – это уже нормальные данные, максимально приближенные к реальным. И ЖПС тут незаменим – в части документирования (да и точности измерения , скорее всего). Ни с какой трубкой не сравнится.

    17 Ответ от Алик 2012-10-22 19:51:00

    • Алик
    • Постоянный посетитель
    • Неактивен
    • Откуда: ул.Артамонова
    • Зарегистрирован: 2011-07-11
    • Сообщений: 305
    • Поблагодарили: 460

    Re: Как замерить мощность ПЛМ?

    Да ладно уж. А течение, а ветер? Более точного и объективного способа оценки эффективности доработки, чем замер тяги с помощью динамометра (безмена) нет.

    Anatolij,
    Внимательно прочитай от 7-го поста,я не писал о замере тяги (мощности) с помощи ЖПС .
    Разговор шёл,о замере скоростью с помощи ЖПС, и манометр с трубкой.

    голоса
    Рейтинг статьи
    Статья в тему:  Сколько весит ямаха 50
    Ссылка на основную публикацию
    Статьи c упоминанием слов: