4 просмотров

Как измерить длину лодки

Главные размерения судна

Одно судно от другого отличается размерами. Размеры своего маломерного судна , или, как их называют, главные размерения, судоводитель должен знать.

Главными размерениями судна являются: длина, ширина, осадка и высота борта. Они бывают габаритными, наибольшими, расчетными и максимальными.

Габаритные размерения учитывают все выступающие части корпуса. Они используются при вычислении различных сборов и в других случаях, когда играют роль габариты судна.

Наибольшие размерения учитывают размеры корпуса судна по внутренней стороне обшивки в деревянном судостроении и по наружной стороне обшивки в металлическом.

Расчетные — используются в расчетах характеристик судна.

Максимальные — эти габаритные размерения относятся в основном к судам с выступающими частями, которые можно изменить, не нарушая целостности конструкции. Например, положить мачту.

В управлении любым судном важными являются его габаритные размерения ( рис. 2.1. ):

  • Длина — L;
  • Ширина — В;
  • Высота борта корпуса — Н;
  • Осадка расчетная — Т расч ;
  • Осадка габаритная — Т габ ;
  • Высота надводного борта — (Н наим — Т рсч ).

Рис. 2.1. Главные размерения судна

Длина габаритная (L габ ) — расстояние, измеренное в горизонтальной плоскости между крайними внешними кромками выступающих частей носа и кормы судна. Используется для вычисления габаритов судна при постановке на стоянку и т. д.

Длина наибольшая (L наиб ) — расстояние между носом и кормой судна по обшивке. Учитывается при вычислении объема корпуса.

Длина корпуса — расстояние между точками соприкосновения обшивки и палубы в носовой и кормовой частях корпуса судна. Используется в случае, если корпус имеет совместно с ним отформованные (приклепанные, приваренные) кринолин, бушпритную площадку или то и другое вместе. Эти детали не являются съемными и, в принципе, должны учитываться при измерении наибольшей длины. Однако это даст искаженную картину истинного объема корпуса судна, поэтому у такого судна должна указываться длина корпуса, а бушпритная площадка и несъемный кринолин должны входить в длину габаритную.

Длина по ватерлинии (L квл ) — расстояние между носовой и кормовой точек, образующих ватерлинию. Ватерлиния — линия пересечения спокойной поверхности воды с корпусом плавающего судна. Учитывается при вычислении водоизмещения судна, может быть: порожнем, в грузу, в соленой воде, пресной и т. д.

Ватерлиния (далее – ВЛ) — результат сечения корпуса судна плоскостями, параллельными основной плоскости (ОП) на разных расстояниях от нее.

Конструктивная ватерлиния (далее – КВЛ) — одна из ватерлиний, по которой производится теоретический расчет судна.

Грузовая ватерлиния (Гр. ВЛ) — ватерлиния, по которой производится расчет полного водоизмещения судна.

Ширина габаритная (В габ ) — расстояние, измеренное перпендикулярно диаметральной плоскости между внешними кромками выступающих частей судна в плоскости мидельшпангоута с учетом привального бруса, обносов и др.

Ширина наибольшая (В наиб ) — расстояние, измеренное по обшивке корпуса судна на мидельшпангоуте. Учитывается при вычислении объема плавучести судна.

Ширина по конструктивной ватерлинии (В квл ) — ширина по действующей ВЛ, учитывается при вычислении водоизмещения судна.

Высота борта (Н наиб ) — расстояние по вертикали от килевой линии (без учета выступающих частей) до верхней кромки борта, измеряется в плоскости мидельшпангоута. Используется для вычисления объема плавучести.

Высота надводного борта (Н наим ) — расстояние по вертикали от действующей ватерлинии до ближайшего отверстия в корпусе, через которое вода может попасть внутрь судна. Если сумма площадей отверстий не превышает 20 см 2 , они, при определении высоты надводного борта не учитываются. В зависимости от высоты надводного борта определяются условия плавания: высота волны и удаленность от берега.

Высота габаритная (Н габ ) — расстояние от КВЛ до верхней части конструкции судна (ветровое стекло, рубка и т. п.).

Высота максимальная (Н макс ) — расстояние от КВЛ до самой верхней части судна (топ мачты или других конструкций).

Осадка габаритная или наибольшая (Т габ ) — вертикальное расстояние от действующей ВЛ до низшей точки наружной обшивки или киля, а также до низшей кромки гребного винта или других выступающих частей; измеряется на стоянке и обычно отличается от осадки на ходу. То же расстояние, измеренное при тех же условиях, но без груза и пассажиров, называется осадкой порожнем. На ходу водоизмещающего судна осадка может увеличиваться, а у глиссирующего — уменьшаться. При переходе из пресной воды в соленую (из реки в море) и наоборот осадка судна изменяется за счет разности плотностей соленой и пресной воды. В соленой воде судно имеет осадку меньше, чем в пресной. Плотность морской воды — 1,025 г/см 3 .

Осадка (Т расч ) — расстояние по вертикали от уровня действующей ватерлинии до килевой линии. Осадка измеряется в носу и корме. Осадка может быть порожнем, в полном грузу, морской или пресной воде. Средняя осадка (носовая плюс кормовая, деленные пополам) используется при вычислении водоизмещения.

Таким образом, формула водоизмещения судна: W = δ × L × В × Т, где δ — коэффициент полноты водоизмещения корпуса. Показывает, насколько объем погруженной части судна меньше объема параллелепипеда таких же габаритов ( рис. 2.2. ).

Рис. 2.2. Определение коэффициентов полноты

  • Для круглоскулых судов — 0,4-0,7;
  • Для остроскулых судов — 0,35-0,45.

Посадка судна — положение судна относительно поверхности воды, которое определяется:

  • Креном — наклонением судна относительно его продольной оси к одному или другому борту;
  • Дифферентом — наклонением судна относительно его поперечной оси, т. е. на нос или на корму.

Если судно имеет одинаковую осадку носа и кормы, то говорят, что судно сидит на ровном киле.

Дифферент вычисляется как разность осадки носа и кормы. В зависимости от того, какая оконечность судна сидит глубже, говорят, что судно имеет дифферент на нос или на корму.

Суда обычно строятся из расчета плавания на ровном киле, но дифферент зависит от расположения груза, людей, скорости хода. Подчас дифферент создается искусственно для улучшения управляемости судна.

Главные размерения судна

Одно судно от другого отличается геометрическими характеристиками (рис. 5). Эти характеристики своего судна, или, как их называют, главные размерения, судоводитель должен знать. Главными размерениями судна являются: длина, ширина, осадка и высота борта. Отношения между главными размерениями характеризуют форму и мореходные качества судна.

Изменение количества груза и людей на борту меняет осадку и высоту надводного борта, создает крен и дифферент, что отражается на навигационных качествах и маневренных элементах судна.

Для определения навигационных качеств и маневренных элементов судна, а также в повседневной его эксплуатации учитываются габаритные и расчетные размерения. В управлении любым судном, в том числе и маломерным, особенно важными являются его габаритные размерения:

Длина — L
Ширина — В
Высота борта корпуса — Н
Осадка с грузом — Т
Осадка без груза — То
Высота надводного борта — (Н – Т) ,

Длина габаритная — расстояние, измеренное в горизонтальной плоскости между крайними внешними кромками выступающих частей носа и кормы судна.

Ширина габаритная — расстояние, измеренное перпендикулярно диаметральной плоскости между внешними кромками выступающих частей судна в самой широкой части (привального бруса, ограждения двигателей, обносов и др.).

Осадка габаритная или наибольшая — вертикальное расстояние, измеренное в плоскости мидель-шпангоута от уровня спокойной воды, соответствующего действующей ватерлинии, до низшей точки наружной обшивки или брускового киля, а также до низшей кромки гребного винта; замеряется на стоянке и обычно отличается от осадки на ходу. То же расстояние, замеренное при тех же условиях, но без груза и пассажиров, называется осадкой порожнем.

Посадка судна — положение судна относительно спокойной поверхности воды, которое определяется:

креном — наклонением судна относительно его продольной оси к одному или другому борту;

дифферентом — наклонением судна относительно его поперечной оси, т. е. на нос или на корму.

Если судно имеет одинаковую осадку носа и кормы, то говорят, что судно сидит на ровном киле.

Дифферент вычисляется как разность углублений носа и кормы. В зависимости от того, какая оконечность судна сидит глубже, говорят, что судно имеет дифферент на нос или на корму. Суда обычно строятся из расчета плавания на ровном киле, но практически это бывает редко, так как дифферент зависит от расположения груза, людей, скорости хода. Подчас дифферент создается искусственно. При переходе из пресной воды в соленую (из реки в море) и наоборот осадка судна изменяется за счет разности плотностей соленой и пресной воды. В соленой воде судно имеет осадку меньше, чем в пресной.

Высота борта — вертикальное расстояние, измеренное на середине судна (миделе) от основной линии до палубы (или до планширя).

Высота надводного борта — разность между высотой борта и осадкой (Н — Т) — является величиной переменной. Для обеспечения безопасности плавания — сохранения судном плавучести, остойчивости и непотопляемости — нормируется минимальная высота надводного борта. Минимальная высота надводного борта определяется наименьшим расстоянием от действующей ватерлинии до линии палубы или выреза в транце при полном водоизмещении судна. Отношение длины судна к его ширине L/B колеблется в широких пределах и характеризует остойчивость и ходкость судна. Оно находится в пределах: для моторных лодок 2,3—3,7, для современных быстроходных глиссирующих 2,3—2,7, для быстроходных открытых катеров 2,3—3,2, для тихоходных открытых катеров повышенной мореходности 3,2—4,5, для мореходных катеров 2,3—3,2, для моторно-парусных судов 2,5—3,3, для парусных яхт до 5,0, для байдарок до 6,5.

Увеличение этого соотношения понижает остойчивость судна.

От отношения L/B зависит также управляемость судном. Увеличение этого отношения улучшает устойчивость на курсе, но несколько снижает поворотливость, ввиду чего требуется большая площадь руля, и наоборот.

Отношение высоты борта к осадке H/T влияет на остойчивость. С ростом отношения H/T увеличивается парусность судна. Величина H/T для катеров и моторных лодок в зависимости от высоты надводного борта колеблется от 2,0 до 3,0. Наибольшее H/T имеют мореходные моторные суда. Для парусных килевых яхт H/T уменьшается до 1,5.

C увеличением отношения ширины к осадке B/T остойчивость судна увеличивается, способность судна сохранять скорость на волнении оказывается ниже, чем у глубоко сидящего судна. Это отношение составляет для легких мелкосидящих лодок и швертботов 10-12, для большинства катеров 5—6, для мореходных рыболовных судов 2,5—4, для парусных катамаранов 1—2.

Чем меньше отношение длины к осадке L/T , тем маневреннее судно.

Форма корпуса

Главные размерения характеризуют только величину судна. О мореходных качествах судна можно судить по форме его корпуса. Полное представление о форме корпуса дает теоретический чертеж, на котором изображены в виде линий пересечения наружной поверхности корпусных обводов с секущими плоскостями. Теоретический чертеж является основным проектным документом для постройки судна.

За базовые или основные плоскости принимают три взаимно перпендикулярные плоскости (рис. 6).

Диаметральная плоскость (ДП) — вертикальная продольная плоскость симметрии, которая проходит по середине ширины судна и делит судно на правую и левую части. Изображение судна в этой плоскости называется боком.

Основная плоскость (ОП) — горизонтальная плоскость, касательная к линии киля (самой кромки обшивки на деревянном судне) в его нижней точке; линия (прямая) пересечения основной плоскости с ДП называется основной линией (ОЛ) . Изображение судна в этой плоскости называется полуширотой.

Плоскость мидель-шпангоута (миделя) — вертикальная поперечная плоскость, которая проходит по середине расчетной длины судна, обычно через наиболее полное поперечное сечение. Изображение судна в этой плоскости называется корпусом.

Поделитесь этой страницей в соц. сетях или добавьте в закладки:

Характеристики лодок ПВХ, на что обращать внимание

  • Баланс параметров в лодке ПВХ
  • На какие характеристики лодки ПВХ ориентироваться

Баланс параметров в лодке ПВХ

Все в нашем мире находится в равновесии, так и характеристики лодки ПВХ взаимосвязаны между собой.

Не будем учитывать в сравнении дизайн лодки, комплектацию, наценку за бренд и тип дна лодки. Вы должны понимать, что жесткое дно самое тяжелое и недорогое, надувное – в среднем легче на 5 кг и дороже на 5 тысяч рублей, для лодок до 300 см.

    Основные характеристики надувной лодки ПВХ, которые будем оценивать:
  • Длина
  • Ширина
  • Диаметр баллона
  • Плотность ПВХ
  • Вес лодки
  • Цена

Увеличение любого из параметров 1-4, влияют на увеличение параметров 5-6 при сохранении равной комплектации, это кажется очевидным, но это необходимо осознать, чтобы был порядок.

Увеличиваем параметрДлинаШиринаБаллонПлотность ПВХВес лодкиЦена
Длина ↑
Ширина ↑
Баллон ↑
Плотность ПВХ ↑

Если Вам нужна большая надувная лодка под мотор с большим баллоном, широкая, длинная, но Вы при этом хотите, чтобы она была легкая, то готовьтесь выложить солидную сумму за дорогие материалы, из которых она должна быть сделана, чтобы обладать всеми перечисленными характеристиками. Например, легкая лодка плохого качества стоит 3000, легкая лодка хорошего качества – 30000, а легкая лодка с большим баллоном, широкая, хорошего качества – 100000, есть сверхдорогие, сверхпрочные и легкие материалы, которые не доступны для нас. Пример абстрактный, цены могут меняться со временем, однако принцип неизменен, чем больше будет накладываться параметров 1-4 (длина, ширина, диаметр баллона, плотность ПВХ и другие параметры), тем больше будут расти параметры 5-6 (вес и цена).

Теперь Вы понимаете принципы выбора характеристик лодки ПВХ и сможете расставить для себя приоритеты, исходя из которых, выберете идеальный для себя вариант. Если же у Вас все еще остаются сложности в выборе, свяжитесь с нами, команда магазина лодок ПВХ «Лодки России» подберет для Вас хорошую лодку ПВХ.

На какие характеристики лодки ПВХ ориентироваться

Преимущества от диаметра баллона
Увеличиваем диаметр баллонаУменьшаем диаметр баллона
Выше посадкаНебольшой вес
КомфортнееМеньше парусность
Удобнее грести на веслахМеньше размер в сложенном виде
Больше грузоподъемностьБыстрее накачивается и складывается
Больше устойчивостьБольше внутреннее пространство
БезопаснееДешевле
Преимущества от ширины лодки
Увеличиваем ширину лодкиУменьшаем ширину лодки
Шире посадочные местаХодовые качества лучше
Больше внутреннее пространствоВыше скорость
Больше устойчивостьБольше маневренность
КомфортнееДешевле
Преимущества от длины лодки
Увеличиваем длину лодкиУменьшаем длину лодки
Больше внутреннее пространствоНебольшой вес
Больше грузоподъемностьБольше маневренность
Больше людей могут рыбачитьДешевле
Преимущества от плотности ПВХ
Увеличиваем плотность ПВХУменьшаем плотность ПВХ
Больше износостойкостьНебольшой вес
Легче складывается в холоде
Меньше размер в сложенном виде
Дешевле

Почему длина лодок измеряется в футах?

Почему длина лодок измеряется в футах?
Вы часто можете услышать, что у кого-то есть яхта длиной в 30 футов. Но почему не сказать проще, что размер моей яхты 9,14 м? Это же куда более понятнее. Почем всегда для указания длины лодок используют именно футы, а не привычные для нас метры?

Почему длина лодок измеряется в футах?

Нам пришлось унаследовать измерение морских суден в футах от англичан, которые всегда использовали и продолжают использовать эту древнюю меру длины. На самом деле фут приблизительно соответствует длине стопы взрослого человека и составляет 30 сантиметров.

Начиная с 1960 года, 1 фут приравняли к 30,48 сантиметрам.

1 фут = 30,48 см

1 фут разделен на 12 дюймов.

1 фут = 12 дюймов

Как обозначить футы и дюймы на письме?

Вместо слова фут при написании возле цифры используют одинарный апостроф (‘), а вместо слова дюйм – двойной апостроф (»). Получается, если нам надо указать, что размер нашей лодки составляет 21 фут и 6 дюймов, мы напишем 21’6». И это то же самое, что 6,55 метров. Все просто, не так ли?

Для того, чтобы быстро перевести футы в метры и понять о какой длине яхты идет речь, нужно поделить футы на 3. Так вы получите хоть и не точное, но очень приближенное число в метрах. Так лодка, длина которой составляет 21 фут, будет равняться приблизительно 7 метрам.

Иногда нам также приходиться использовать аэроморские мили для измерения расстояния и высоты. В этом случае также принято использовать футы. Так штурман может сказать: «Мы летим на высоте 10 000 миль».

Верфи часто указывают длину своих яхт в футах, а не в метрах. К примеру: новенький Fountaine-Pajot будет 47-футовым (14,32 м). Однако если речь идет о моторных лодках, то все в этом случае принято указывать длину именно в метрах. Так, дилеры нам скажут, что моторная яхта Merry Fisher 750 имеет длину 7.5 метров, а не 75 футов.

Таблица конвертации футов в метры

голоса
Рейтинг статьи
Статья в тему:  Что нужно для постановки лодки на учет
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: