Как герда оказалась в лодке
Почему сказка «Снежная королева» – совсем не детское произведение, и Какие тайные смыслы в ней скрыты
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Поучительная история
Сказка ложь, да в ней намёк! Эти слова незабвенного Александра Сергеевича знает, наверное, каждый. Они как никогда актуальны для данного произведения Ганса Христиана Андерсена. Прекрасная зимняя история повествует об извечной борьбе добра со злом, в очередной раз доказывая, что первое всегда неизменно побеждает. Эта сказка о самой главной жизненной ценности — любви. Она проходит все круги ада, все возможные и невозможные испытания и искушения, но в конце приносит столь необходимое спасение.
В «Снежной королеве» бесконечно переплелись множество разных человеческих судеб. Здесь столько глубоких эмоций, столько противоречивых характеров и чувств! На примерах героев можно учиться истинным ценностям и избавляться от пороков. Что же побудило детского писателя создать этот философский шедевр?
Учебник жизни, списанный с натуры
Ганс Христиан Андерсен всегда считал «Снежную королеву» – сказкой всей своей жизни. Она не просто стала самым длинным его произведением, она тесно связана с глубокими личными переживаниями и даже жизнью самого писателя. Ещё с раннего детства в голове маленького Ганса закладывались основы будущей истории. Он любил играть с одной соседской девочкой. Её звали Лисбет, она была белокурой и голубоглазой. Мальчик называл её сестрой.
Именно эта девочка стала первой слушательницей, ценительницей и поклонницей литературного дара будущего великого детского писателя. Историки считают, что Лисбет на самом деле является прототипом персонажа Герды. Образ Снежной королевы тоже взят из жизни. Ганс Христиан был безответно влюблён в некую оперную диву по имени Йенни Линд. Певица была абсолютно равнодушна. Так и родился персонаж красавицы, которая напрочь лишена всех чувств. Интересно, что в старинных народных преданиях есть подобная героиня. Ледяной девой называли смерть. Очень символично. Смерти ведь тоже чужды эмоции. Короткий поцелуй — и твоё сердце навсегда превратится в холодный камень.
Рождественский рассказ Андерсена был опубликован 21 декабря 1844 года. Сложная философская история полна зашифрованных теологических посылов.
Значение «Снежной королевы»
Подобные Снежной королеве образы встречаются в мифологии самых разных стран. В России — это Мара-Морена, в Японии — Юки-онна. Андерсена всегда манил этот таинственный романтичный персонаж. Свою сказку он написал в достаточно непростое для мира время. До этого в начале 19 века чрезмерно рациональной эпохе Просвещения на смену пришёл романтизм. Это коснулось всех сфер и областей человеческой жизнедеятельности. Все знания, по мнению идеологов романтизма, служили одной цели.
Мир, во всём своём безграничном многообразии – это единое целое. Это не бездушный механизм, а нечто живое, одухотворённое, наполненное Божественной силой. Подобные идеи просуществовали недолго. Постепенно их стремительно стали вытеснять идеи совсем иного порядка. На смену романтизму и духовности пришли эгоизм, индивидуализм и анархизм. Новые ценности напрочь отвергали религию и мораль. Эти веяния можно смело называть «тлетворным влиянием запада». Там эта мода возникла и пошла дальше. Опасность подобного мировоззрения осознавали и наши великие соотечественники. Достаточно упомянуть Фёдора Михайловича Достоевского с его бессмертным «Преступлением и наказанием».
Ганс Христиан Андерсен написал сказку в это неспокойное для мировой истории человечества время. Писатель желал проиллюстрировать жаркую борьбу науки и христианства.
Загадки сказки «Снежная королева»
Стоит упомянуть, что в царской России история была чрезвычайно популярна и рекомендована православной церковью. Там есть упоминания о Христе, приводятся тексты нескольких псалмов, молитвы, бабушка читает Каю и Герде Евангелие. В советские времена всё это оказалось под запретом. Сказка подверглась жёсткой цензуре. Все упоминания о Христе и малейшие намёки на религию были удалены. А их там масса.
Комната бабушки и её прекрасный сад — это рай. Мальчик и девочка живут в этом прекраснейшем из миров, наполненным заботой и любовью. Дьявол видит это и завидует. Нужно всё испортить и разрушить. Подобно этому библейскому герою, в сказке Андерсена появляется злобный тролль. Он создаёт зеркало, где добро выглядит злом, все моральные устои переворачиваются с ног на голову. Когда в «Снежной королеве» Герда поёт псалом о рождении Иисуса Христа и они любуются с Каем солнцем, в сердце и глаза мальчика попадают осколки этого зеркала.
С этого момента всё меняется. Кай отравлен всеми дьявольскими пороками. Зависть и злоба искажают окружающий мир. Безмятежность уходит. Снежная королева похищает Кая и Герда безутешна. Ей нужно покинуть райский сад, окунуться во все опасности мира, перебороть все искушения и преодолеть препятствия, чтобы вернуть их с Каем рай. Когда девочка находит брата, она оживляет его холодное сердце горячими молитвами и слезами своей искренней любви. Он воскресает.
Неслучайно, когда уже повзрослевшие Кай и Герда возвращаются в свой некогда потерянный рай, бабушка читает Библию. Звучат строки из Евангелия от Матфея, где Иисус говорит о том, что «если не будете как дети, не войдёте в Царство Небесное». Главная нить истории о мальчике и девочке, сохранивших свою веру и любовь с детства хорошо иллюстрирует эти слова. Райская беззаботная жизнь, последующее падение, испытания и возвращение под Божью опеку, чтобы навсегда там остаться.
Снежная королева — персонаж неоднозначный и сложный. Кто же она, эта невероятно надменная красавица, интеллектуалка с ледяным сердцем? Владычица холодной и математически выверенной вечности. Её королевство — это своеобразная версия ада. Точность расчётов и строгость фигур отражены в восхищении Кая строением снежинок. К розам из райского сада ныне мальчик питает стойкое отвращение. Он увлечён подлинными играми разума в ледяных чертогах повелительницы зимы.
Задание Снежной королевы содержит глубокий философский смысл. Слово, которое сделает Кая владыкой мира. Воплощённый идеал самопознания и полного подчинения своих страстей. Но как же холодно вокруг. Нет пылающего огня в сердце, нет веры, нет любви, нет Бога. Мощный пафос этого послания немного разбавляет обещанная пара коньков в подарок. Лишь взрослые поймут при чём здесь «вечность». Новые коньки — это деталь для детей.
Математика — королева наук. Кто как не она может воплотить в себе всю безупречность и хладность ума. В недетской сказке полно чрезвычайно важных, захватывающих ум и сердце, деталей. Чего только стоят разговоры Герды с цветами. Там не счесть теологических отсылок к Писанию, к научным противоречиям. Это повествование наполнено метафизикой, завуалированными рассуждениями о смысле человеческого бытия.
Для маленьких читателей здесь лишь простой сюжет победы добра над злом. Мораль простая и старая как мир. Перечитав эту историю в зрелом возрасте, можно открыть массу нового для себя. По-иному осознать привычные истины. Немудрена столь огромная популярность «Снежной королевы». Существует огромное количество разнообразных интерпретаций. Главный посыл для детей и взрослых отражён в Библии, в Нагорной проповеди Иисуса Христа: «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят».
Не только литературные произведения могут нести глубокие философские смыслы. Есть очень много чудесных экранизаций, которые внешне выглядят как истории для детей, но имеют в себе множество посланий для взрослых. Например, прочтите нашу статью о 7 советских фильмах-сказках, смысл которых можно понять, только когда стал взрослым.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
«Борьба добра и зла в сказке Х.К. Андерсена «Снежная королева»
Сказка Ганса Христиана Андерсена “Снежная Королева” была написана в середине 19 века. Произведение относится к числу знаковых сочинений эпохи и сохраняет свою актуальность до сих пор. Сказка повествует о силе и беспристрастности чистого и любящего сердца. Однако, момент, на котором Кай освобождается от злостных чар Снежной Королевы не всегда понятен детям. Окунемся в события произведения и найдем ответ, почему Герде удалось освободить своего друга Кая от бесчувствия и холода в сердце.
В чем сила Снежной королевы?
Ответ: Она — волшебница, управляющая холодными стихиями: снегом, вьюгой, метелью, бураном. По мнению бабушки Кая, именно она, заглядывая в окна, создает на них узоры. Она способна околдовать человека или животное, подавив его волю, подчинив его себе. Еще одним ее волшебным качеством является умение передвигаться в пространстве, преодолевая огромные расстояния на снежных санях. Она умеет превращаться в маленькую снежинку. И возвращаться по своему желанию к облику очень красивой молодой женщины, в глазах которой нет ни капли тепла. Её предпочтение — это исключительно правильные формы, доведенные до неестественного идеала.
История создания
В 1844 году на полках книжного магазина появился сборник «Новые сказки. Том первый». В книгу вошел рассказ о приключениях девочки по имени Герда, которая отчаянно искала пропавшего друга.
Ученые утверждают, что «Снежная королева» — самая длинная сказка писателя. Сам Ганс Христиан Андерсен называл произведение «сказка моей жизни». Такое заявление имеет под собой основания. Большинство действующих героев завораживающей истории не выдуманы — это реальные люди, сопровождавшие Андерсена на жизненном пути.
Прообразом смелой Герды стала девочка по имени Лисбета. Будущая героиня сказки жила неподалеку от маленького Ганса и часто приходила в гости. Со временем дети настолько сдружились, что стали звать друг друга «сестричка» и «братик». Лисбета – первый слушатель еще неуверенных, но уже интересных рассказов Андерсена.
Существует теория, что в противостоянии Герды и датский писатель отобразил борьбу религии и науки. Подобная мысль не прижилась в Советском Союзе. Неудивительно, ведь до СССР сказка добралась в урезанном варианте. Обязательная цензура, через которую проходили иностранные произведения, вычеркнула из сказки религиозные мотивы – в оригинальном варианте растопить сердце помогли воспоминания об .
Кто такая Cнежная королева?
Ответ: Это волшебница и правительница всех зимних стихий. Она управляет снежинками, метелью и вьюгой. Ей подвластно северное сияние и лёд. Кроме того, она умеет управлять живыми существами, замораживая их, лишая чувств и эмоций, превращая в некое свое подобие. Она очень красива, но совершенно холодна. Ее нельзя назвать эмоциональной и даже трудно назвать живой. Ей близки понятия «совершенство» и вечность. В ее чертогах царит неестественная идеальность и правильность форм и явлений.
Как выглядит Снежная королева?
Ответ: Она совершенна и очень красива. Одета в тончайший белый тюль и выглядит ледяной, если только в твоем глазу нет осколка дьявольского зеркала.
Цитата 1: За окном порхали снежинки; одна из них, побольше, упала на край цветочного ящика и начала расти, расти, пока наконец не превратилась в женщину, укутанную в тончайший белый тюль, сотканный, казалось, из миллионов снежных звёздочек. Она была так прелестна, так нежна, вся из ослепительно белого льда и всё же живая!
Цитата 2: Кай взглянул на неё; она была так хороша! Более умного, прелестного лица он не мог себе и представить. Теперь она не казалась ему ледяною, как в тот раз, когда она сидела за окном и кивала ему головой; теперь она казалась ему совершенством.
Биография
Герда родилась в небогатой семье. Несмотря на тяжелое финансовое положение, родители и бабушка старались подарить ребенку счастливое детство. Семья живет под самой крышей многоквартирного дома. Юная героиня отличается привлекательной внешностью:
«Волосы вились, и кудри окружали свеженькое, круглое, словно роза, личико девочки золотым сиянием».
Мама и папа соорудили для Герды цветник, за которым девочка ухаживала вместе с соседским мальчиком Каем. Ребята дружили с детства и много времени проводили вместе.
Отношения изменились, когда Кай стал заложником осколков волшебного зеркала, искажающих восприятие мира. Попав мальчику в глаз и в сердце, осколки настроили Кая против Герды.
Лучший друг девочки пропадает без вести, взрослые решают, что мальчик погиб. Только Герда не принимает такую правду и с наступлением весны отправляется на поиски. Первая, к кому обращается девочка, — местная река. Герда предлагает стихии обмен: река возвращает ей Кая, а героиня отдает единственную ценность — новые красные башмачки. Река не помогает девочке, но выносит ее к дому старой колдуньи.
Наивная Герда позволяет себя околдовать и беспечно проживает в доме старушки конец весны и все лето. Случайность напоминает девочке о цели ее пути. Посоветовавшись с местными цветами и выяснив, что Кай не похоронен в земле, Герда возвращается к поискам.
Дорога приводит смелую девочку к прекрасному замку. Расспросы говорящего ворона подтверждают догадку — Кай живет во дворце и вполне счастлив с местной принцессой. Девочка уговаривает ворона провести ее внутрь. Увы, женихом принцессы оказывается другой мальчик.
Добрые правители выслушивают горестный рассказ и одаривают девочку теплой одеждой и золотой каретой. Дары пришлись как нельзя кстати. Герда вновь отправляется в нелегкий путь. В ближайшем лесу на дорогой экипаж нападают бандиты.
От смерти Герду спасает маленькая разбойница, решившая забрать девочку в свою коллекцию диковинок. Ночью, когда грабительница засыпает, белые голуби рассказывают девочке, где искать Кая. Обрадованная Герда делится узнанным с тюремщицей. Несмотря на окружение, сердце юной разбойницы еще не очерствело. Воровка отпускает Герду, дав в сопровождающие северного оленя.
Так, на спине могучего животного, героиня добирается до Лапландии. Первую остановку дуэт делает у дома старой лапландки. Женщина, узнав судьбу оленя и Герды, дает героям в дорогу странное послание, написанное на сушеной треске. Старуха просит передать сообщение знакомой финке.
Добравшись до Финнмарка, Герда находит жилище старушки. Пока герои согреваются после долгой дороги, финка внимательно исследует непонятные письмена. Северный олень, который за время путешествия проникся симпатией к спутнице, упрашивает новую знакомую помочь Герде. Но финка, видя черты характера девочки, имеет другое мнение на этот счет:
«Не видишь разве, как велика ее сила? Не видишь, что ей служат и люди, и животные? Ведь она босая обошла полсвета! Не у нас занимать ей силу! Сила — в ее милом, невинном детском сердечке. Если она сама не сможет проникнуть в чертоги Снежной королевы и извлечь из сердца Кая осколки, то мы и подавно ей не поможем!»
Добравшись до входа в сад Снежной королевы, Герда остается в одиночестве – северный олень ждет ее у входа. Дойти до замка девочке помогают молитвы. Ангелы, пришедшие на помощь, отгоняют от героини стражников Снежной королевы и не позволяют тем причинить Герде вред.
Дом злой повелительницы снега завораживает девочку, хотя за время путешествия замки перестали удивлять Герду. Увидев Кая, героиня бросается на грудь друга. Теплые слезы, катящиеся из глаз девочки, растапливают лед в сердце мальчика, а упоминание Христа в любимом псалме заставляет и самого Кая расплакаться. Так вышли осколки проклятого зеркала из тела юноши.
Счастливые герои отправляются в обратный путь и, добравшись до родного дома, осознают, что за время путешествия сильно повзрослели. Только сердца их остались такими же добрыми и чистыми.
Почему Герда победила Снежную королеву?
Ответ: Она была настойчива и, несмотря на трудности, шла к своей цели. Многие люди и животные, проникаясь сочувствием к этой храброй девочке, помогали ей на ее пути. Ее сердце было настолько теплым, добрым и полным любви, что чары не могли устоять перед ним. Ее слезы растопили сердце Кая, удалив из него осколок. Ее доброта и преданность заставили его плакать, и осколок из его глаза ушел с его слезами. После этого королева уже не могла иметь на ним власть и он стал прежним добрым и отзывчивым мальчиком.
Герда — юная спасительница
По сюжету сказки Кай и Герда дружат на протяжении долгих лет, проводя друг с другом много времени. Оба рождены в семьях, чей достаток был скромен. Вместе дети учатся видеть красоту мира в простых вещах и ценить каждое мгновение жизни.
Каю и Герде особенно нравилось играть друг с другом зимой. Ведь снежная пора дарит детворе так много недоступных в летнее время развлечений. Однако, друзья не ожидали, что в один из морозных дней они простятся на долгое время.
Снежная Королева обманным путем околдовала Кая — в него попал зачарованный осколок, превративший его сердце в лед. Мальчик не смог противостоять в одиночку злой магии, из-за чего постепенно превратился в бесчувственного, жестокого и злого юношу. Он позабыл обо всем хорошем, в том числе и о Герде.
Интересные факты из жизни и творчества Лермонтова
Когда друг девочки пропал, она озадачилась произошедшим, однако продолжала надеяться и верить, что Кай вернется домой и они снова будут проводить друг с другом все свободное время. Однако, зима подходила к концу, а мальчика все не было.
Юная Герда принимает решение отправиться на поиски друга. На своем пути девочка встретит множество приключений и испытаний. Столкнется она и с могущественным колдовством Снежной Королевы.
В поисках Кая отважная девочка заводит много новых знакомств как с животными, так и с людьми. Однажды Герда даже встречает юную разбойницу, с которой впоследствии успевает подружиться. Многие из тех существ, которых Герда узнает на протяжении своих поисков, помогают ей справиться с трудностями. С их помощью девочке удается попасть в Снежное Королевство, где она и находит своего друга Кая.
Счастью Герды нет предела — девочка так рада, что близкий и дорогой для нее человек жив и здоров, что не может сдержать слез. Несколько капель попадает Каю в самое сердце. Лед, окутавший душу мальчика не смог устоять перед теплом и искренностью слез Герды, пробудив в юноше воспоминания о любимом друге. Благодаря этому Кай находит в себе силы победить, сковавший его сердце холод, освободившись от злых чар Снежной Королевы.
Герда — юная, искренняя девочка, которая показала, как важно иметь доброе и чистое сердце. Своим примером она доказывает, что быть самоотверженным и относиться ко всем с душой — лучшее, что человек может сделать для других людей. В ходе путешествия Герда также проявляет такую черту, как упорство на пути к цели. Преодолевая множество трудностей лишь для того, чтобы высвободить своего друга Кая из заточения, девочка демонстрирует юным читателям значимость помощи близким людям.
20 самых высоких и низких актеров и актрис
В чем сила Герды?
Ответ: Ей помогают и люди и животные. Она добрая и храбрая.
Цитата: — Сильнее, чем она есть, я не могу её сделать. Не видишь разве, как велика её сила? Не видишь, что ей служат и люди, и животные? Ведь она босая обошла полсвета! Не у нас занимать ей силу! Сила — в её милом, невинном детском сердечке. Если она сама не сможет проникнуть в чертоги Снежной королевы и извлечь из сердца Кая осколки, то мы и подавно ей не поможем! В двух милях отсюда начинается сад Снежной королевы. Отнеси туда девочку, спусти у большого куста, покрытого красными ягодами, и, не мешкая, возвращайся обратно!
Любовь растопила лед
Несмотря на то, что Ганс Христиан Андерсен преподносит в сказке Снежную Королеву в образе сильной и властной женщины, ее мощь заключается в волшебстве — и только. Сердце у этого персонажа пустое, холодное и наполнено эгоизмом. Она забирала людей в Снежное Королевство исходя исключительно из своих интересов — ей не было важно, как себя чувствуют рядом с ней другие и была заинтересована только в том, чтобы именно ей было хорошо.
Герда победила Снежную Королеву благодаря чистоте и искренности своей любви. Чародейка оказалась бессильна перед лицом настоящих, живых, теплых и всеобъемлющих чувств.
Если рассматривать сказку “Снежная Королева” с позиции метафор, то можно заметить, что Ганс Христиан Андерсен подразумевает под осколками, попадающими в сердца людей, дурные мысли и отсутствие стойкости духа. Стоит помнить о том, что если человек впускает в свою душу злобу, избавиться от этого отравляющего чувства впоследствии очень тяжело.
Герда в произведении “Снежная Королева” предстает перед читателем как путеводная звезда для заблудших душ. Тепло ее сердца, стремление помочь и самоотверженность способствовали тому, что Кай снова стал человеком, перестав быть бездушной куклой.
8 причин почему нужно читать книги
Девочка показывает, что несмотря ни на что важно оставаться добрым, понимающим, искренним и сильным — только тогда можно преодолеть злобу.
В то время как Снежной Королеве были доступны магия, сила и власть, она не имела самого главного — любви, чародейка попросту не могла понять этого чувства. У Герды, в свою очередь, не было ничего, кроме любви, но именно благодаря ей девочка смогла победить злые чары и преодолеть встретившиеся на пути трудности.
Юная героиня не имеет и малейшей склонности к получению личной выгоды, именно это делает ее неуязвимой. У Герды не было цели сражаться и побеждать — она просто пришла и теплом своего сердца разрушила все плохое.
Если обратиться к персонажам, которые повстречались девочке на пути к Каю, то не каждый из них окажется исключительно положительным при кажущейся доброте. Например, старушка, несмотря на то, что окружила девочку заботой, хотела удержать Герду рядом с собой против ее воли — в таком случае, она не многим лучше коварной Снежной Королевы.
Обратившись к юной и самоотверженной героине сказки можно увидеть, что девочка не имеет склонности к чему-то привязываться — она придерживается своего собственного пути, благодаря чему, сама того не подозревая, побеждает самое страшное зло в мире — эгоизм и безразличие.
Краткое содержание «Снежная королева»
Главные герои: Снежная королева (фея льда), Кай (друг Герды), Герда (подруга Кая)
Второстепенные персонажи: тролль, бабушка Кая, лесной ворон, старая атаманша, северный олень, лапландка (гостеприимная женщина), финка (ведунья), старая волшебница, принц и принцесса, маленькая разбойница (дочь атаманши)
Автор: Андерсен Г.Х. | Дата публикации: 1844 | Форма произведения: повесть | Жанр: приключенческий | Время событий: XIX век | Место событий: Европа | В школе: 5 класс | Возраст: дети 6-12 лет | Время чтения: до 1 часа |
Темы: верность и предательство, детство, добро и зло, дружба, любовь, самопожертвование, смелость и трусость
Зеркало тролля
Иллюстрация И. Петелиной
Жил когда-то злой тролль. Однажды он сделал зеркало, в котором все хорошее и красивое сжималось до самых маленьких размеров, а плохое и некрасивое приобретало еще большую величину и становилось еще ужаснее. Тролля это очень забавляло. Его ученики везде побывали с этим зеркалом. В конце концов они захотели подняться в небо и потешиться над самим Богом. Внезапно зеркало выпало и разбилось на большое количество осколков, которые разлетелись по всему свету. Одни попадали людям в глаза, после чего те видели в любой вещи лишь плохое. Другие оказывались у людей в сердце, после чего оно становилось ледяным. Тролль наблюдал за этим и хохотал.
Ледяная заноза
Иллюстрация И. Петелиной
В одном городе жили Кай и Герда. Они дружили и были друг другу как брат и сестра. Их семьи не были богаты и занимались выращиванием цветов. Детям нравилось проводить время около розовых кустов.
Как-то раз, находясь поблизости от роз, Кай читал книгу и вдруг вскрикнул. Что-то прилетело ему в глаз, после чего закололо в сердце. Это были осколки зеркала тролля. Сердце мальчика стало ледяным. Ему все стало видеться в искаженном виде: розы стали гадкими, а взрослым Кай стал грубить и передразнивать их.
Похищение Кая
Наступила зима. Как-то раз мальчик отправился кататься на санках. Вдруг он увидел прекрасную женщину. Она была вся в белом и звали ее Снежная Королева. Мальчик подцепил собственные санки к ее саням и поехал. Вскоре они оказались за городскими воротами. Королева укутала мальчика в свою шубу и поцеловала его. После этого Кай забыл всех, кого знал ранее.
Приключения Герды
Иллюстрация И. Петелиной
Когда мальчик пропал, Герда долго плакала. Она не могла поверить, что друг погиб, поэтому решила его искать. В путешествии Герда оказалась у старушки-чародейки, которая имела великолепный сад. При помощи чар старушка заставила девочку забыть обо всем. Герда осталась у волшебницы. Однажды Герде на глаза попались розы, которые навеяли воспоминания о доме. Герда спросила у цветов, нет ли ее названного брата под землей. Розы сказали, что не видели, и девочка уверилась в том, что Кай жив.
Вскоре Герде повстречался большой ворон, у которого была невеста, жившая во дворце. Она рассказала жениху, что принцесса собирается замуж. После описания жениха девочка решила, что это Кай.
Долгие поиски
Ворон с невестой помогли Герде попасть во дворец. Жених оказался не Каем. Герда рассказала принцессе свою историю и та преподнесла ей в подарок карету из золота, кучера и слуг, новую обувь и одежду.
Иллюстрация И. Петелиной
В лесу на девочку совершили нападение разбойники: кучера и слуг убили. Герда оказалась в плену. Дочь атаманши взяла девочку себе. Она показала Герде собственных зверей, а также Северного оленя и голубей. Герда рассказала собственную историю и голуби сообщили, что встречали ее брата. Он сидел в санях Снежной королевы и сани направлялись в Лапландию. Дочь атаманши отпустила девочку и дала ей Северного оленя, чтобы тот отвез Герду в Лапландию.
Олень доставил Герду к старой лапландке. Та вручила девочке письмо, адресованное старой финке, которая жила около Снежной Королевы. Финка сообщила, что осколок зеркала в глазу Кая мешает ему стать прежним, а Герда могла бы растопить лед при помощи собственного сердца. К Снежной Королеве девочка явилась одна, олень не мог проводить ее.
Долгожданная встреча
Иллюстрация И. Петелиной
Кай составлял из льдинок разные фигуры. Он был весь синий от холода, но не ощущал его после поцелуя Снежной королевы. Из льдинок он старался составить слово вечность. В этом случае Королева преподнесла бы ему в дар весь мир и новые коньки. Герда кинулась к брату и при помощи горячих слез ей удалось растопить лед. Кай заплакал и из его глаза выпал осколок.
Дети вернулись домой. По пути им встретился Северный олень, который угостил их молоком молодой оленихи. Потом они грелись у финки и навестили лапландку. В лесу им повстречалась маленькая разбойница. Она сообщила детям, что ворон скончался и ворона стала вдовой. Разбойница дала ребятам обещание навещать их.
Как Вы запомнили содержание «Снежная королева»?
I . Вводное слово о жизни и творчестве писателя.
В 1880 г. в Дании, в городе Копенгагене, в Королевском саду великому сказочнику Х. К. Андерсену (1805—1875) был открыт памятник, на плите которого высечены слова: «Воздвигнут датским народом».
Писатель и его творчество любимы и почитаемы не только в Дании, но и во всем мире. Сказки его очаровывают, приносят удовлетворение и детям, и взрослым.
Родился Андерсен в семье бедного сапожника и прачки. Детство было таким же безрадостным, как и у всех бедняков. Человеком он был старательным, самолюбивым, тщеславным, упорным. Эти качества сильно помогли ему в жизни. Уже будучи взрослым человеком, Андерсен, вернувшись из путешествия по Европе, принес в редакцию рукопись своего первого рассказа «Импровизатор». После выхода этого произведения о писателе заговорили как о новом мастере пера.
Еще больший успех и мировая известность приходят к Андерсену с момента выхода из печати его первых четырех сказок. Своими сказками он произвел «взрыв» в тогдашнем литературном мире. Ими зачитывались и ждали новых творений мастера.
Биография писателя имеет сходство с биографией героя из сказки «Гадкий утенок». Так, например, Г. Цыферов в своей книге пишет о сказочнике: «Однажды датского сказочника попросили написать автобиографию, а именно, почему он стал сказочником. Андерсен долго мучился, кусая перо. Он не знал, с чего начать. И вот, когда он, наверное, в сотый раз укусил свое перышко, пришла наконец та далекая-далекая фраза: «гадкий утенок». Так его кто-то назвал в детстве. С этого все и началось. Да-да, тогда у маленького Андерсена рос длинный нос. А его уши походили на маленькие крылышки. Мать, правда, не очень огорчалась: подумаешь, был бы ум в голове. Но соседи, соседи думали другое. И маленький Андерсен часто плакал, а потом от обиды вдруг начал мечтать. Взрослый Андерсен написал удивительные сказки. Там говорили птицы, смеялись деревья, танцевали цветы, а некрасивые люди могли по праздникам каждый раз менять носы и уши. И с той поры его видели лишь таким, каким он видел себя в той сказке: прекрасным лебедем». Удивительный талант писателя-поэта признали в сыне башмачника и прачки его земляки и весь мир.
II. Сжатый пересказ скажи «Гадкий утенок».
Можно дать заранее одному из учащихся индивидуальное задание по пересказу.
III. Беседа о сказках писателя.
Задание: Назовите сказки датского писателя, уже известные вам («Дюймовочка», «Дикие лебеди», «Русалочка» и др.)и вспомните персонажей.
В процессе беседы ребята вспомнят о милой маленькой девочке Дюймовочке, о любящей Элизе, которая чуть не погибла в жарком костре, выручая своих братцев, о морской девушке Русалочке, превратившейся в пену ради любви и т. д.
Вопрос: В каком своем стремлении одинаковы героини Андерсена? (Готовность жертвовать собой ради благополучия любимых людей.)
I V . Знакомство со сказкой «Снежная королева».
История первая.
1. Найдите, где в тексте «спрятались» элементы народной сказки? (Начало сказки.)
2. Кто такой Тролль?
3. Чему обучал он своих учеников?
4. Можно ли утверждать, что действие сказки в 1-й истории уже началось?
5. Как можно назвать такую предысторию к произведению? (Вступление.) Нужна ли эта предыстория в сказке? Почему?
Домашнее задание: подготовить художественный пересказ 1-й истории; нарисовать, какими были Тролль и его ученики; вспомнить, как действовало волшебное злое зеркало.
Урок 63. Х. К. АНДЕРСЕН. «СНЕЖНАЯ КОРОЛЕВА».
ИСТОРИЯ ВТОРАЯ. МАЛЬЧИК И ДЕВОЧКА.
ИСТОРИЯ ТРЕТЬЯ. ГЕРДА. ДРУЗЬЯ И ВРАГИ ГЕРДЫ.
ВНУТРЕННЯЯ КРАСОТА ГЕРОИНИ
Цели деятельности учителя: помочь учащимся представить основные события произведения, уяснить их связь между собой, понять, о чем идет повествование; продолжить работу над пониманием идеи сказки: торжество любви и добра, которые определяют поступки и поведение действующих лиц; в сотрудничестве с учащимися аргументировано ответить на вопрос: почему Герда оказалась сильнее Снежной королевы?
Планируемые результаты изучения темы:
Предметные умения: знать содержание прочитанного произведения; уметь воспринимать и анализировать текст, определять жанр литературного произведения, формулировать идею, проблематику произведения, давать характеристику герою, аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению.
Метапредметные УУД (универсальные учебные действия):
Личностные: осознает себя гражданином своего Отечества, проявляет интерес и уважение к другим народам; признает общепринятые морально-этические нормы.
Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану.
Познавательные: выполняет учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляет для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливает причинно-следственные связи, делает обобщения, выводы.
Коммуникативные: строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.
Ход урока
I . Проверка домашнего задания, выставка детских рисунков, а также обсуждение данных работ.
II. Работа по теме урока.
История вторая.
1) Расскажите о Кае и Герде. Что объединяло детей, скрашивало их жизнь?
2) Как изменилось поведение Кая после того, как осколок искажающего зеркала попал в глаз и поселился в сердце?
3) Что случилось с Каем, когда он катался на санках?
4) Чем смогла «согреть» мальчика Снежная королева?
История третья.
Вопросы и задание:
1) А что же было с Гердой, когда Кай не вернулся?
2) Кай не вернулся. Что подумали люди?
3) Назовите причину, заставившую Герду пойти на поиски Кая.
4) Как случилось, что Герда оказалась в лодке?
5) Кто помог девочке выбраться из реки?
б) Что показалось нашей героине странным, подозрительным в саду старушки?
7) Чем помогла старушка, сама того не подозревая, в поисках Кая?
8) Кто из героев напомнил Герде о родной бабушке?
9) Как начинается повествование о Снежной королеве?
10) Почему холодная красавица выбрала Кая? Только потому, что в глазу и сердце остался осколок гадкого зеркала?
11) Какие перемены произошли с мальчиком после поцелуя королевы?
12) Попробуйте обобщить все, о чем читали и что обсуждали на уроке.
Домашнее задание: подготовить чтение в лицах четвертой и пятой историй; нарисовать портреты героев до встречи со Снежной королевой и после встречи; отметить, какие изменения произошли с детьми.
Урок 64. Х. К. АНДЕРСЕН. «СНЕЖНАЯ КОРОЛЕВА».
ИСТОРИИ ЧЕТВЕРТАЯ И ПЯТАЯ
Цели деятельности учителя: донести до детей мысль, что ради спасения родного, любимого человека можно пожертвовать самым дорогим в жизни; постараться убедить школьников в том, что только сила любви дает возможность совершить невозможное.
Планируемые результаты изучения темы:
Предметные умения: знать содержание прочитанного произведения; уметь воспринимать и анализировать текст, определять жанр литературного произведения, формулировать идею, проблематику произведения, давать характеристику герою, аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению.
Метапредметные УУД (универсальные учебные действия):
Личностные: осознает себя гражданином своего Отечества, проявляет интерес и уважение к другим народам; признает общепринятые морально-этические нормы.
Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану.
Познавательные: выполняет учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляет для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливает причинно-следственные связи, делает обобщения, выводы.
Коммуникативные: строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.
Ход урока
I . Оформление выставки рисунков учащихся.
Учащиеся должны отметить, почему изменился Кай, и задуматься над вопросом: изменилась ли Герда?
II. Работа над пересказом.
Вопрос: Какие испытания ожидали Герду во время поисков Кая?
Беседа о характере главных героев.
Герда.
1. Что заставило отважную героиню идти вперед? Что придавало ей силы?
2. Кто из героев сказки больше всех помогал Герде в поисках Кая?
Снежная королева.
1. Добра ли Снежная королева (она согрела Кая, не дала ему погибнуть), или она не имеет жалости?
2. Найдите и прочитайте описания внешности Герды и Снежной королевы. Можно ли сказать, что обе героини велики в своей красоте?
3. Согласны ли вы с утверждением, что Герда сильнее Снежной королевы? Докажите.
Последнее изменение этой страницы: 2019-05-18; Просмотров: 325; Нарушение авторского права страницы