3 просмотров

Как атомная подводная лодка пробивает полярный лед

Взорванный лед. Как действуют ракетные атомоходы в Арктике

МОСКВА, 14 сен — РИА Новости, Николай Протопопов. Толстые паковые льды над головой, кромешная темнота и абсолютная изоляция от внешнего мира — ровно 55 лет назад, 14 сентября 1963-го, советская атомная подлодка К-178 начала первый в истории подледный трансарктический переход с баллистическими ракетами на борту. Моряки Северного флота за две недели преодолели четыре с половиной тысячи миль и отработали десятки маневров, включая всплытие в полынье.

Ледовый плен

С военной точки зрения Арктика всегда была стратегически важным регионом для США и СССР, особенно в разгар холодной войны. В 1958-м американская атомная субмарина “Наутилус” первой прошла от Аляски до Гренландии, изучив кратчайшие маршруты для подхода и нанесения ракетно-ядерных ударов по СССР. В 1962-м советские подводники тоже осуществили подобный переход. Однако в обоих случаях это были торпедные подлодки без баллистических ракет.

Экипажу под командованием капитана первого ранга Аркадия Михайловского командование поручило освоить поиск в сплошном ледовом поле участков чистой воды, подходящих для всплытия и стрельбы баллистическими ракетами. Во время перехода изучался рельеф дна, оценивались возможности радиосвязи и навигационной аппаратуры в высоких широтах, впервые выполнялись десятки других операций, необходимых при решении стратегических задач. О важности этого похода говорит и то, что корабль и экипаж осматривал и провожал в поход лично главнокомандующий ВМФ СССР адмирал Сергей Горшков.

Статья в тему:  Что за компания yamaha

Атомная подводная лодка К-178 проекта 658 — одна из первых советских субмарин, способная кроме торпед нести также баллистические ракеты Р-13 надводного старта с ядерными зарядами. Подлодка погружалась на глубину до трехсот метров, под водой развивала скорость до 26 узлов, в надводном положении — семь-восемь узлов. Численность экипажа — 104 человека, автономность плавания — до 50 суток.

Попасть в полынью

Лодка К-178 ушла под паковый лед в 150 милях севернее Земли Франца-Иосифа. Курс пролегал строго на север до параллели 84 градуса северной широты, после пересечения которой лодка двинулась на восток до меридиана острова Врангеля и затем снова повернула на юг. Первое всплытие провели уже через несколько часов похода. Просвет в толще льда искали практически на ощупь — командир корабля не отрывался от перископа.

Подледный поход — это сильнейшее психологическое напряжение для экипажа. Ведь случись любая нештатная ситуация, всплыть не получится — сверху льды толщиной несколько десятков метров. Для подстраховки носовые торпедные аппараты зарядили двумя боевыми торпедами, чтобы в случае чего пробить хоть какую-нибудь полынью.

Поход продолжался 16 дней — 30 сентября 1963-го подводная лодка ошвартовалась у пирса в бухте Крашенинникова. В общей сложности она прошла почти четыре с половиной тысячи миль. Из них в подводном положении — три с половиной тысячи, в том числе подо льдами — более полутора тысяч.

Статья в тему:  Как построить небольшую лодку

“Подводные” космонавты

По словам бывшего командира АПЛ, Героя России Александра Астапова, который в 1993-м совершил подледный переход примерно по тому же маршруту, что и К-178, любая операция на борту в таких условиях требует высочайшего уровня подготовки всех без исключения членов экипажа.

“Над головой у тебя десятки метров льда, и ты не можешь всплыть в любой момент, — рассказывает он РИА Новости. — Поэтому безопасность стоит на первом месте. Аварийная ситуация — значит, надо всплывать, а через слишком толстые льды невозможно пробиться. Приходится с помощью гидроакустического оборудования постоянно искать полыньи, засекать и контролировать их координаты, чтобы при необходимости туда вернуться. Торпеды тоже не панацея — высока вероятность просто не найти образовавшийся после взрыва просвет, который очень быстро закроется”.

Сегодня Северный Ледовитый океан и в целом Арктика — зона особого интереса России. Российские моряки накопили огромный опыт подводного плавания, боевого патрулирования в высоких широтах, освоения Арктической зоны и приполюсных районов.

“В интересах безопасности мы были там всегда. Мы полностью сохранили отечественную школу подледного плавания и, более того, в последние несколько лет обогатились новым опытом. Речь идет об успешной практике межфлотских переходов подводных лодок подо льдами Арктики”, — заявил журналистам главнокомандующий ВМФ России Владимир Королев на праздновании 60-летия атомного подводного флота России.

Экипажи ракетных подводных лодок стратегического назначения постоянно совершенствуют мастерство подледного плавания, а отряды кораблей Северного флота ежегодно совершают походы по акватории Северного морского пути.

Статья в тему:  Как выбрать цифровое пианино yamaha

ЛЕД КАКОЙ ТОЛЩИНЫ МОЖЕТ ПРОБИТЬ ПОДВОДНАЯ ЛОДКА ПРИ ВСПЛЫТИИ.

Совсем недавно в СМИ прошло сообщение, что в льдах Арктики всплыла подводная лодка ВМС США. Из комментариев «экспертов» стало известно, что всплытие было неудачным, американская субмарина застряла, и экипажу пришлось ее освобождать с помощью ломов и бензопил.

У людей незнающих возникают вопросы- чего все так прутся в эту, покрытую льдом, Арктику, а так же- какую толщину льда может проламывать своим корпусом субмарина при всплытии?

Почему подводники разных стран упорно пытаются освоить льды Арктики? Ответ прост- для ракет, запущенных с «шапки» Земли , очень короткое подлетное время до любой из стран потенциальных целей при нанесении ядерного удара. И что самое главное- даже сегодня не существует эффективных средств обнаружения и уничтожения АПЛ если та, скрывается под арктическими льдами. Вроде все просто- загоняй подводные ракетоносцы в Арктику и диктуй свою непреклонную волю всему мировому сообществу. Всплыл , шарахнул ракетами, погрузился и ушел по тихому.

Просто, да не очень. Проблема в том, что толщину арктического льда легче в метрах исчислять, чем в сантиметрах и тем более- миллиметрах. В таких льдах могут ходить только специализированные суда-ледоколы. Да и то- не всякие и не везде. К примеру, в России только строятся три атомных ледокола, которые будут способны преодолевать лед толщиной до 3-х метров, но это не значит, что они смогут бороздить льды Арктики так же свободно, как яхта олигарха Абрамовича Средиземное море.

Статья в тему:  Кто главный герой рассказа чудесная лодка

А как же всплывают подводные лодки в Арктике? Лед какой толщины они могут проламывать при всплытии? Никакой. Подводная лодка не может всплыть в ледяном поле обычным способом, ломая лед своим корпусом. Дело в том, что легкий корпус подводной лодки (обтекатель прочного корпуса) сделан из легкого алюминиевого сплава. Повредить (смять) такой корпус очень легко, а любое, даже легкое повреждение может вывести АПЛ из строя. Но ведь лодки всплывают в Арктике и даже проводят учебные пуски баллистических ракет, спросят читатели! Как же они это делают?! А делают они это так- АПЛ ходит подо льдом и ищет полынью, где нет сплошного льда. Это может продолжаться сутками и даже неделями, а можно и вовсе не найти. Тут, как повезет. При этом не получить «подсказку» командования, так как из подо льда нельзя произвести сеанс связи. На советских подводных лодках устанавливались видеокамеры, с помощью которых и происходил поиск подходящей для всплытия полыньи. Нашли полынью. Расположились под ней. «Продулись». Всплыли. Никаких киношных трюков, когда при всплытии ПЛ глыбы льда разлетаются от удара в разные стороны, распугивая белых медведей

Когда я служил на РТМе, у нас были инструкции на случай аварийной ситуации, если для спасения экипажа необходимо произвести всплытие, но нет времени на поиск полыньи. В этой ситуации можно произвести торпедный залп и попытаться взломать лед подрывом торпеды. Или выпустить через торпедный аппарат подготовленных аквалангистов( я как раз был одним из таковых) с зарядами взрывчатки. Аквалангисты устанавливают заряды, возвращаются на АПЛ, дальше подрыв и бла-бла-бла, бла-бла-бла. На бумаге все складно, но на практике этого никто и никогда не делал, так что в такие ситуации лучше не попадать. Сложное это дело, уважаемые читатели- ходить подо льдами. Не даром в СССР, за удачные всплытия АПЛ на Северном Полюсе, командиров представляли к званию «Герой Советского Союза», а экипаж награждался орденами и медалями.

Статья в тему:  Как понять что лодка вышла на глиссер

В потолок ледяной: подлодки пробьют полынью для всплытия ракетой

«Стальные акулы» взломают арктический лед реактивными снарядами. Для новейших атомных подлодок разработаны и сейчас проходят испытания ракеты, разрушающие торосы. Они позволяют создать полынью, откуда субмарины смогут нанести удар. Подледное плавание, а главное, всплытие — самые сложные элементы в боевой работе корабля. Ошибка при исполнении таких маневров может привести к тому, что лодка получит повреждения или застрянет во льдах. Новые ракеты-«взломщики» серьезно расширят возможности российских АПЛ, отмечают эксперты.

Приказ важнее погодных условий

Сейчас новые боеприпасы проходят испытания в составе атомных подлодок проектов 955 «Борей» и 855 «Ясень» российского ВМФ, рассказали «Известиям» источники в Минобороны.

Специальные ракеты представляют собой неуправляемые реактивные снаряды (НРС). В ходе испытаний они подтвердили способность в нужном месте пробить прорубь в любых торосах. Эти спецбоеприпасы необходимы для обеспечения пуска стратегических ракет из подводного состояния, а также подъема на поверхность всплывающих спасительных капсул, с помощью которых эвакуируются экипажи при аварии. Подлодки смогут запускать НРС не только из подледного положения, но и находясь на поверхности, уточнили источники «Известий» в военном ведомстве.

Первые испытания НРС прошли летом 2014 года. Тогда запускали ракеты без взрывчатого вещества в боевой части, но со снаряженным двигателем. Использование взрывчатки на начальном этапе посчитали излишним, так как процесс ее разрушительного воздействия на лед давно известен.

Статья в тему:  Honda yamaha suzuki kawasaki что лучше

В ВМФ входят ракетные подводные крейсеры стратегического назначения, которые являются морской частью Сил ядерного сдерживания, отметил контр-адмирал, экс-командир АПЛ, Герой России Всеволод Хмыров.

Все эти атомные подводные лодки должны действовать в любой ситуации и не зависеть от условий окружающей среды, — сообщил эксперт «Известиям». — После поступления команды о применении оружия, они обязаны в максимально короткие сроки ее исполнить. И лед не должен стать для этого помехой. Проделывание полыньи — один из тактических приемов, позволяющий в нужные сроки провести ракетную атаку. Подлодка может пробить панцирь и корпусом, но при этом рискует получить повреждения. Поэтому обычно, если позволяет время, ракетоносцы ищут уже существующие проруби или выходят за кромку льда.

Северный Ледовитый океан является особо важным регионом для проведения операций подводного флота, напомнил военный эксперт Дмитрий Болтенков.

Подледное плавание в Арктике — опасное дело, но оно дает ряд неоспоримых преимуществ, — рассказал эксперт «Известиям». — Спутники, самолеты и вертолеты не видят субмарин, а использовать сбрасываемые гидроакустические буи, которые ищут подводные цели по шуму, в Арктике нельзя — они просто не смогут пробить лед. По этой причине обнаружить подлодку под зимним панцирем практически невозможно, что делает ответный удар российских стратегических ракетоносцев по стране-агрессору неизбежным.

Кроме того, Северный Ледовитый океан — это стратегически важный морской перекресток. Под торосами можно незамеченным подобраться к Аляске или, обогнув Гренландию с севера, выйти в Атлантику, резюмировал эксперт.

Статья в тему:  Что такое рым на лодке

Торпеды не помогли

В ВМФ СССР для проделывания прорубей использовали штатные торпеды. Однако на практике они оказались не столь эффективными, как ожидалось. Командованию уже тогда стало очевидным, что для этого нужны специальные средства.

Сейчас все экипажи АПЛ отрабатывают навыки по ледовому и подледному плаванию, поэтому готовы к их выполнению. В США команды субмарин готовят иначе: как правило, их нацеливают на выполнение одной боевой задачи в случае начала масштабных боевых действий. По этой причине далеко не все из подводников знакомы с арктическими условиями мореплавания, и здесь американцы уступают российским морякам. Однако в последние годы ВМС США стали обращать больше внимания на отработку действий в Севером Ледовитом океане и прилегающих морях.

Гонка в северных широтах

В Арктике между США и СССР 60 лет назад шла своеобразная гонка, подобная космической, — военные моряки двух стран старались первыми пройти подо льдами к Северному полюсу и всплыть там. В 1962 году советская подлодка К-3 «Ленинский комсомол» была близка к успеху. Однако подняться на самом полюсе ей не удалось из-за льда толщиной до 5 м.

В следующем году подлодка К-181 проекта 627А «Кит» преодолела под зимним панцирем более 1 тыс. морских миль и 29 сентября 1963 года всплыла на Северном полюсе. В честь важного события моряки подняли государственный и военно-морской флаги.

Статья в тему:  Как правильно покрасить алюминиевую лодку

Рывок к макушке планеты был важен и с научно-технической точки зрения. Во время похода проводились испытания новой аппаратуры. В частности, экспериментального навигационного комплекса «Сигма» и ряда других приборов. О важности события говорит тот факт, что в походе старшим на борту К-181 был командующий Северным флотом адмирал Владимир Касатонов. А по его итогам командиру лодки капитану II ранга Юрию Сысоеву было присвоено звание Героя Советского Союза.

С тех пор значение Арктики, причем не только военное, но и экономическое, возросло. Благодаря глобальному потеплению и сокращению площади ледяной шапки Севморпуть становится рентабельнее других маршрутов доставки грузов между Азией и Европой. Потенциально по нему могут перевозить до половины евроазиатских товаров — в таком случае торговый оборот маршрута будет измеряться в сотнях миллиардов долларов.

Представители США не раз заявляли, что Севморпуть должен быть транспортной артерией, открытой для всего мирового сообщества. В 2018 году, например, по нему без предупреждения прошел корабль тылового обеспечения ВМС Франции «Рона». Его командир заявил, что целью похода было «развитие знаний о регионе».

Россия, в свою очередь, разработала правила прохода по Севморпути иностранных военных кораблей. Им предлагают объявлять о своих планах за 45 суток и обязательно брать на борт наших лоцманов.

Взломанный лед: как подводные ракетоносцы научили всплывать в Арктике

Сегодня это крупнейший мировой научно-исследовательский центр. Вот лишь небольшой перечень направлений его деятельности: фундаментальные исследования в области морской и речной техники; разработка и обоснование программ кораблестроения и судостроения; разработка и экспертиза проектов морских и речных кораблей, судов и сооружений; исследования в области гидродинамики, прочности, энергетики и электроэнергетических систем, физических полей, гидроакустики; проектирование электротехнического оборудования, гребных винтов, движительных комплексов; проектные решения и разработки по созданию платформ для добычи нефти и газа на морском шельфе.

Статья в тему:  Как разобрать пульт yamaha

Бассейн Крыловского центра, в котором проходят натурные испытания всего, что будет работать в водной среде, самый большой в мире – его длина составляет 1 322 метра.

А начиналось все в 1894 году, когда в строй ввели первый российский опытовый судостроительный бассейн на территории Новой Голландии. В его создании участвовала целая плеяда отечественных ученых самых различных направлений, морских офицеров и адмиралов, высокопоставленных чиновников. В середине ХХ века уже в новом месте – тогда на окраине Ленинграда – был построен научно-исследовательский центр, которому в 1944 году присвоили имя академика А.Н. Крылова.

Историческое здание первого опытового судостроительного бассейна в Новой Голландии сохранилось вплоть до ХХI века. Но место оказалось слишком лакомым для недалеких историческим умом, но состоятельных людей. Бассейн и все постройки вокруг него разрушили, территорию отдали под коммерческое строительство. А ведь могли отстроить на этом месте, ничего не руша, интереснейший музей истории морской техники и ее создания. Был бы он сегодня одной из жемчужин мировых музеев техники и, несомненно, приносил немалый доход в городскую казну. Жаль, конечно, но главное – сам Крыловский центр в его нынешнем виде сохранился и работает очень активно.

Обо всех направлениях его деятельности рассказать в одной публикации невозможно.

Например, в центре ведут работы по адаптации разработок, которые велись исключительно в военных целях, к гражданскому судостроению. В частности, в рамках проекта “ЭкоБот” создается энергомодуль на топливных элементах. Он будет построен на базе отечественных батарей топливных элементов с твердополимерным электролитом и конвертора органического топлива. Планируется, что его мощность составит один мегаватт. Этого хватит и на движение судна, и на его освещение, и на работу приборов.

Статья в тему:  Как правильно распределить груз в лодке

Суда, оснащенные такой энергетикой, будут экологически чистыми, отсюда и название – “ЭкоБот”. Расчеты показывают, что в десятки раз уменьшатся выбросы вредных веществ и парниковых газов, в том числе по окислам серы, азота, СО и до тридцати процентов выбросы углекислого газа, что позволит получить годовую экономию российских квот вредных выбросов в окружающую среду по Киотскому протоколу в размере нескольких десятков миллионов тонн при серийном переходе на судовые энергоустановки с топливными элементами.

По словам специалистов, простота в эксплуатации, автоматическое управление и увеличение сроков техобслуживания делают их пригодными для оснащения даже безэкипажных судов.

Вне сомнения, одно из самых интересных направлений – исследования, связанные с плаванием и работой в арктических широтах.

Россия возвращается в Арктику всерьез и навсегда. Для обеспечения этого возврата необходимы совершенно новые разработки в области арктических технологий. И они ведутся.

Сейчас в Крыловском центре просчитаны концептуальные проекты судов и морской техники высокого ледового класса. Это целая линейка атомных и дизель-электрических ледоколов для использования на Севморпути и Арктическом шельфе, научно-исследовательские суда для работы в полярных широтах, включая научно-исследовательские суда для рыбопромысловой отрасли, имеющие уникально низкий уровень шума, суда для развития шельфовых проектов, начиная с судов 3D-сейсморазведки, арктических буровых судов и заканчивая всеми видами буровых и эксплуатационных платформ для широкого диапазона глубин, ледовых и метеорологических условий.

Статья в тему:  Что такое рым на лодке

Для исследований в области строительства различных объектов в Арктике введена в эксплуатацию ландшафтная аэродинамическая труба, которая по своим техническим возможностям является уникальной даже по мировым меркам. Благодаря большим размерам ее рабочей части можно проводить аэродинамические испытания крупномасштабных портовых сооружений, терминалов отгрузки углеводородов, угля, руд, а также макетов кораблей, судов, морских платформ, прибрежных объектов военной и гражданской инфраструктуры. По полученным результатам будут даваться конкретные рекомендации по конфигурации и размещению корабельных надстроек и вертолетных площадок, наиболее благоприятным местам строительства различных объектов.

Аэродинамические испытания крупномасштабного макета будущего атомного ледокола “Лидер” с хорошей детализацией и воспроизведением пограничного слоя атмосферы существенно повысят точность предсказания аэродинамических характеристик. Определяются аэродинамические нагрузки на надводную часть судна, которые необходимы для оценки его управляемости. Ведутся измерения поля скоростей воздушных потоков над взлетно-посадочными площадками – это необходимо для выбора безопасной траектории (глиссады) посадки на ледокол вертолетной техники. Также исследуется задымляемость надстройки судна выхлопными газами от вспомогательных энергоустановок, что необходимо при оптимальном выборе размещения выхлопных и заборных отверстий системы вентиляции.

Такие исследовательские работы при создании ледоколов в нашей стране ведутся впервые. И “Лидер” действительно станет лидером в части реализованных в нем ноу-хау с хорошей предварительной проработкой.

В истории Крыловского центра есть одна малоизвестная страница, связанная с Арктикой. “Российская газета” рассказывает об этом первой.

Статья в тему:  Что за компания yamaha

Сама Природа подарила нам огромную и абсолютно защищенную стартовую площадку для межконтинентальных баллистических ракет – ледовый панцирь Ледовитого океана. Находящийся под его прикрытием подводный ракетоносец невозможно отследить. Поэтому его удар будет всегда гарантирован и сокрушителен для врага. Проблема в том, что всплыть для залпа в урочный час, проломив двухметровую толщу льда, оказалось делом почти невозможным.

Все американские подлодки, всплывавшие в Арктике, были многоцелевыми. Стратеги у них не всплывают до сих пор. И почти каждое всплытие превращалось в проблему. Иногда удавалось высунуть из-подо льда только рубку, случалось, что всплывшая субмарина намертво вмерзала в лед, и “утопить” ее обратно получалось с огромным трудом.

Те же проблемы были и у нас. В Крыловском центре над их решением бились долгие годы. Было проведено множество расчетов и огромное количество сложнейших экспериментов. И только в 1979 году первый советский атомный подводный ракетоносец смог взломать ледовый панцирь и всплыть.

Пусть об этом расскажет непосредственный участник тех событий, ныне советник генерального директора “Крыловского государственного научного цента” Валерий Николаевич Поляков.

Вот его воспоминания:

– В конце 1970-х годов состоялась серия натурных экспериментов по всплытию стратегических атомных подводных лодок в арктических льдах. Причины интереса к Арктике тогда были совершенно понятны.

Во-первых, в арктических льдах не ходят иностранные надводные боевые корабли, и, следовательно, опасность обнаружения ими наших подлодок отсутствовала.

Статья в тему:  Как разобрать пульт yamaha

Во-вторых, полеты иностранных самолетов ПЛО в Арктике сопряжены с большими трудностями, требуют большого опыта и их появление в арктическом небе было достаточно редким событием, особенно в сравнении с акваториями Атлантического и Тихого океанов.

В-третьих, нашим подводным ракетоносцам с баз на Кольском полуострове в арктические акватории можно было попасть без преодоления мощных противолодочных рубежей в Северной Атлантике, а вот американским субмаринам надо было либо проходить мелководным Беринговым проливом из Тихого океана, либо протяженным маршрутом из баз на Атлантическом побережье США и в северной Англии.

После прихода на работу в Крыловский научный центр, тогда ЦНИИ им. А.Н. Крылова, мне пришлось активно заниматься всем комплексом вопросов, связанных с отработкой методик боевого применения АПЛ в ледовых условиях. Поэтому закономерным стало мое включение в состав группы ученых и специалистов промышленности, принявшей участие в боевом походе атомного подводного ракетоносца в Арктику, что оставило неизгладимый след в моей памяти.

Подводный ракетоносец, следуя нашим рекомендациям, без проблем взломал лед и всплыл. Четверо специалистов, включая меня, были высажены на лед, после чего подлодка погрузилась в глубину. А мы остались одни среди белого безмолвия. Даже страшно было думать о том, что наша субмарина еще раз всплыть не сможет. Однако она, совершив циркуляцию подо льдом, снова всплыла в двухстах метрах от места нашей высадки. Радость наша была неописуемой.

Статья в тему:  Honda yamaha suzuki kawasaki что лучше

После этого всплытия на арктическом льду вблизи острова Визе в нескольких сотнях километров от Северного полюса состоялся футбольный матч между сборной “хозяев” – личным составом АПЛ и “гостями” – командированными учеными и специалистами, который “гости” вчистую проиграли, что, впрочем, нисколько не омрачило общее приподнятое настроение от хорошо выполненной работы.

Более десяти раз мы всплывали из-подо льда, толщина которого достигала порой двух метров, раз за разом на практике успешно отрабатывая методики боевого применения атомных подводных ракетоносцев в арктических условиях. Прямо оттуда, с борта подводной лодки, руководству Советского Союза был направлен подробный доклад о результатах всего комплекса проведенных работ, в итоге получивший его высокую оценку. Как следствие этого арктического похода трое из экипажа АПЛ были удостоены звания Герой Советского Союза, на долю же командированных ученых и специалистов выпала Государственная премия.

При следующих походах в Арктику, уже в начале 1980-х, производились учебные пуски по Камчатскому полигону Кура.

Был отработан способ всплытия во льдах, позволяющий избавиться от тяжелого ручного труда по освобождению палубы от взломанного льда. Эксперименты позволили уточнить ледовую нагрузку на корпус всплывающей подводной лодки и соответственно более правильно определять местную прочность корпусных конструкций.

Проведенный цикл испытаний и отработки методик всплытия в арктических условиях позволили приступить к планомерной боевой подготовке личного состава и кораблей к действиям в высоких широтах и накапливать соответствующий опыт. Использование отечественных ракетных подводных комплексов стратегического назначения в Арктике дало возможность существенно увеличить вклад морских стратегических ядерных сил в обеспечение гарантированной защиты нашего государства…

Статья в тему:  Как выбрать цифровое пианино yamaha

Можно добавить, что наш способ всплытия во льдах оказался настолько уникальным, что его удалось даже запатентовать. Американские подводники, наверное, сейчас знают эту технологию всплытия, но не применяют ее. Вероятно, просто потому, что рядом с ними не было и нет таких специалистов Крыловского научного центра, которые научили наших подводников не бояться льда еще 40 лет назад.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: