11 просмотров

Из какого дерева американские индейцы делали лодки

Каноэ

Каноэ (англ. canoe , от исп. canoa — чёлн; заимствование из языка карибских индейцев) — универсальное название для безуключинных маломерных гребных судов (лодок) разных народов. Характерной особенностью является способ гребли — она осуществляется лопатообразным однолопастным или двулопастным веслом, которым также производится и руление путём поворота весла в воде и изменением его траектории в конце гребка.

Древнейшее в мире каноэ из Пессе датируется ок. 8000 г. до н. э. и обнаружено на территории Нидерландов.

Содержание

Каноэ индейцев Северной Америки

Термин «каноэ» применяют как к долблёным, так и к каркасным лодкам индейцев Северной Америки. Наиболее известны каркасные лодки, покрытые берёзовой корой. Хотя некоторые племена изготовляли их с использованием коры вяза, орехового дерева или кожи.

Современное каноэ

Современное каноэ представляет собой лодку челночнообразной формы. Количество гребцов может быть от одного до нескольких десятков человек, они располагаются сидя на дне лодки или на сиденьях-банках.

Среди каноэ различают лодки хозяйственно-бытового назначения, предназначенные для перевозки грузов и пассажиров, а также для рыболовства и охоты. Кроме этого существуют туристские и спортивные каноэ, на которых проводится гребной слалом на горных реках или гладкие гонки на спокойной воде.

Изготовляются каноэ либо выдалбливанием из стволов деревьев, либо обтягиванием каркаса непромокаемыми материалами — прорезиненными тканями, специальной фанерой, синтетическими плёнками, пластиками или шкурами, также существуют надувные каноэ.

Статья в тему:  Когда можно выходить на лодке с мотором 2019

Спортивные и туристические каноэ

Спортивные каноэ для проведения соревнований по гребле на гладкой воде отличаются повышенными требованиями к характеристикам, поэтому изготавливаются из полированной фанеры (лучшим материалом считается углепластик (карбон), красное дерево или пластмасса. Правилами ограничиваются длина, вес и форма лодок. Максимальная длина для одиночек — 520 см, минимальная масса — 16 кг; для каноэ-двоек — 720 см и 20 кг соответственно; для каноэ-четвёрок 900 см 30 кг для каноэ-семёрок — 1100 см и 50 кг соответственно (гонки в каноэ-семёрках не проходят с 1979 года); ширина не регламентируется с 2001 года. Продольные линии корпуса и сечения спортивных каноэ должны быть выпуклыми и непрерывными. Количество гребцов на спортивных каноэ варьируется от одного до семи, гребут стоя на одном колене.

Каноэ для гребного слалома как правило изготавливаются из стеклопластиков с отсеками непотопляемости на носу и корме.

Каноэ для водного туризма обычно имеют вместимость 2-3 человека и изготавливаются надувными или разборными на каркасе.

См. также

  • Каноэ с аутригером
  • Гребля на байдарках и каноэ
  • Пирога
  • Разница между каяком и каноэ
  • Как сделать разборное каноэ из стеклопластика

Источники

Каноэ на Викискладе ?
  • БСЭ

Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Форт (значения)
  • Халифман, Иосиф Аронович

Полезное

Смотреть что такое “Каноэ” в других словарях:

КАНОЭ — [англ. conoe Словарь иностранных слов русского языка

Статья в тему:  Как сделать макет подводной лодки

каноэ — сущ., кол во синонимов: 6 • кано (5) • каное (1) • каноэ двойка (1) • … Словарь синонимов

Каноэ — Каноэ. КАНОЭ (испанское canoa челнок; заимствование из карибских языков), 1) лодка индейцев Северной Америки из целого ствола дерева или деревянного каркаса, обтянутый кожей; без уключин с однолопастными веслами. Вместимость 2 100 человек. 2)… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

Каноэ — спортивное гребное судно длиной 4 7 м с высокими штевнями. Гребут на каноэ коротким однолопастным веслом, стоя на одном колене, лицом к носу. EdwART. Толковый Военно морской Словарь, 2010 … Морской словарь

каноэ — Каноэ. каноэ (англ, canoe, исп. и португ. canoa, заимствование из языка араваков), индейский лёгкий плоскодонный чёлн. Изготовляется из древесной коры, натянутой на остов из деревянных планок. Корма и нос несколько загнуты кверху и имеют… … Энциклопедический справочник «Латинская Америка»

КАНОЭ — (испанское canoa челнок; заимствование из карибских языков), 1) лодка индейцев Северной Америки из целого ствола дерева или деревянного каркаса, обтянутый кожей; без уключин с однолопастными веслами. Вместимость 2 100 человек. 2) спортивная лодка … Современная энциклопедия

КАНОЭ — (от исп. canoa челнок; заимствование из карибских языков) 1) лодка индейцев Сев. Америки из целого ствола дерева или деревянный каркас, обтянутый кожей; без уключин, с однолопастными веслами. Вместимость 2 100 человек.2) Спортивная лодка (см.… … Большой Энциклопедический словарь

Статья в тему:  Как увеличить мощность лодочного мотора хайди 5 л с

КАНОЭ — КАНОЭ, нескл., ср. Гребная спортивная одновёсельная лодка без уключин с заострённым носом и высоко поднятой кормой. К. одиночка. К. двойка. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

КАНОЭ — (карибск.), лодка у индейцев Северной Америки долблёная либо на деревянном каркасе, покрытом корой … Этнографический словарь

каноэ — (карибск.), лодка у индейцев Северной Америки — долблёная либо на деревянном каркасе, покрытом корой … Энциклопедия «Народы и религии мира»

Из какого дерева американские индейцы делали лодки?

Первый вариант, который мне пришел в голову, это баобаб какой-либо или секвойя, что еще может расти в Америке рядом с индейцами. Однако это ошибочная версия, потому что вариант ответа совсем русский – это береза. Удивительно, не правда ли.

Свои лодки – пироги и каноэ – индейцы делали даже не из дерева, а из коры берёзы – берёсты – она очень легко отделяется от ствола, а также лёгкая и крепкая. Соединяли китовым усом. В случае чего, можно перенести на другое место.

Кстати, такие же плавсредства изготавливали и дальневосточные жители.

Встретила этот вопрос в игре загадки сфинкса, и с удивлением обнаружила, что ответ – береза. Довольно неожиданный вариант, который даже и не подумал прийти мне в голову. Раньше думала, что березки – это исконно русские деревца, которые больше нигде не растут:)

Статья в тему:  Как сделать лодку в бдо

Известно, что сокодвижение в деревьях начинается при первых весенних потеплениях, а продолжается до распускания почек. Точно установить начало выделения березового или кленового сока невозможно, здесь важен регион произрастания и погодные условия.

В средней полосе сок обычно можно собирать с середины марта. В это время активно тает снег, а почки на деревьях начинают набухать. Можно сходить в лес и шилом сделать укол на дереве, появление сока говорит о том, что сок можно собирать.

Распускание листьев на деревьях свидетельствует о том, что сезон сбора сока березы или клена завершается. Обычно при появлении первых листиков, сбор сока прекращается, а бывает это во второй половине апреля.

Все зависит от того, в какой местности вы живете.

Если вы живете в Центральной России, в Сибири, в лесиситых метах, то раздобыть сосенки для посадки не так уж и сложно.

Конечно, искать саженцы и сажать сосны лучше в теплое время года, летом.

Я как-то была в гостях в Ижевске и мы ездили в деревню, хозяйка дачи захотела, чтобы мы на память посадили на ее участке сосенки.

так вот за саженцами мы ещдили в поле.

Поле расположено недалеко от леса и лесопосдок с соснами и молодняка там было очень много.

Мы накопали четыре штуки и сразу же привезли и посадили на участке.

Статья в тему:  Как добыть лодку

Если вы живете в такой местности, и у вас есть время или людские и транспортные ресурсы, то накопать такого молодняка не составит проблем, ведь он как сорняк растет и в полях, и на опушках.

Труднее будет, если надо куда-то везти саженцы.

В таком случае обратитесь в ближайший питомник, возможно, цена на такое количество саженцев сосен покажется вам привлекательной и вы просто их купите.

Любые трещины дерева лечатся. Есть мастера, так заделают, что и не видно вовсе. Так что Буратину вполне можно вылечить. А вот на счет пожара, это серьезнее. Там горит все, даже организм живой, состоящий на 80% из воды.

Так что такая опасность для него есть. Но где он должен сгореть? Волшебный театр, владельцем которого он стал в кооперации с папой Карло, вроде как несгораемый. Потому и волшебный. А больше Буратину нигде не признают. Он рассорился с властями города и обидел “сироту” Карабаса – Барабаса – человека влиятельного и злобного. Так ему и сидеть в своем театре.

Если речь о другом конце, то и там по-моему все в порядке. Его починить еще проще. Остругал палочку и поменял старую на новую.

Ниже мультик о новых приключениях Буратино. Но он там не сгорел.

Само по себе дерево кедр очень уж нежное,не всякая почва и климат подойдет.Приживается плохо,растет медленно.Хотя в природе расти может в самых неожиданных местах-на скалах например.Нужно создать все условия для посадки-подобрать почву,соблюдать оптимальную влажность-кедр любит влагу.Также важно защитить саженец от всякого рода птиц(могут клевать побеги )и грызунов-слишком уж сладкая добыча для многих зверушек.А уж когда вырастет-то вполне возможно лет через 25 порадует вас первым урожаем.

Статья в тему:  Сколько стоит зарегистрировать резиновую лодку

У знакомого на даче растёт, спрашивал его как вырастил, вот рассказ:

отдыхали семьёй на юге в частном доме, хозяйка дала семя, приехав домой посадили его в ведре на балконе, зиму перезимовал в квартире, а по весне привезли на дачу и посадили в грунт, первое время вокруг ложили солому и поливали водой из дома, а потом и забыли про него, выросло отличное дерево, каждый год плодоносит, но орехи не вызревают до конца, но из них получается вкусное варение.

Из какого дерева американские индейцы делали лодки

Как транспортное средство, каноэ, байдары и каяки были распространены у многих народов севера – эскимосов, алеутов и, конечно, у североамериканских индейцев. Эти лодки использовались для торговли, охоты и рыбалки, войны и просто для передвижения по рекам, озерам и даже морям. В основном, конструкция лодок разных народов схожа – это прочный каркас, обтянутый оболочкой из коры или кожи. Исключение составляют индейские пироги, сделанные из цельного дерева методом долбления острыми камнями и выжигания огнем. Каяк и каноэ не различаются по конструкции. Название «каяк» имеют лодки, в который гребец сидит лицом вперед и управляет лодкой при помощи двухлопастного весла. Название «каноэ» имеют точно такие же лодки, но гребец стоит на колене и управляет лодкой при помощи однолопастного весла. Каркасные лодки относительно просты в изготовлении и потому они стали одним из первых видов водного транспорта, не считая плота.

Статья в тему:  Ямаха джог 36 какое масло лить

Материалом для изготовления каноэ американским индейцам служили ветви и кора деревьев (преимущественно кедров, елей и берез) и смола, слоем которой покрывалась вся оболочка. Размер каноэ различался в зависимости от предназначения, например, каноэ для охоты было около 2-х метров в длину и могло вместить в себя 2-х человек. Плюс этой лодки был в легкости (по сравнению с пирогами) и высокой грузоподъемности. Со временем индейцы научились делать многоместные каноэ, используемые в море для охоты на тюленей и китов. Такие каноэ были около двадцати метров в длину и могли перевозить до шестидесяти человек.

Прибывавшие на американский континент европейские исследователи отмечали, что каноэ играли важную роль в рыболовном промысле местных жителей, а также в коммуникации между поселениями. Считается, что первыми сведениями об американских каноэ Европа обязана французскому путешественнику Жаку Картье, который видел эти лодки во время экспедиции. Согласно его описанию, эти лодки были около 7-ми метров в длину и могли перевозить до 500 кг грузов или до 10 человек.

Считается также, что каноэ сыграло роль при открытии Амазонки. В 1541 году испанцы под руководством Писарро двигались вдоль реки Напо (приток верхней Амазонки), однако отряд не имел достаточного количества судов, а двигаться дальше по берегу было невозможно из-за непроходимого леса и заболоченности. Тогда было решено построить небольшое судно и несколько каноэ, которые и были сооружены индейцами, сопровождавшими отряд. После чего, в декабре 1541 года, Франсиско де Орельяна с солдатами и индейцами отправился на разведку местности, итогом которой стало открытие Амазонки.

Статья в тему:  Чем залить масло в редуктор лодочного мотора

С освоением земель европейскими поселенцами, распространение каноэ пошло на убыль прямо пропорционально сокращению числу индейцев. Европейские переселенцы привозили с собой и налаживали местное производство привычных лодок разных конструкций, что окончательно ликвидировало потребность использовать каноэ в качестве водного транспорта.

Однако история этих лодок на этом не закончилась. В 1865 году шотландский юрист Джон Мак-Грегор создал лодку по подобию каноэ, которую назвал «Роб-Рой». В 1866 году Мак-Грегор основал первый в мире клуб по гребле – Английский королевский клуб любителей гребли на байдарках и каноэ. В музее клуба сохранилась одна из лодок основателя. В XIX в. эта лодка стала прототипом для большинства создаваемых в Англии и Америки и называемых «Роб-Рой каноэ».

В 1871 году в Нью-Йорке был основан Каноэ-клуб, который первоначально стал использовать привозимые из Англии «Роб-Рои». Однако спустя время клуб начал специализироваться на усовершенствованных типах канадских каноэ и гребле веслом с одной лопастью.

Появление качественных и быстрых лодок способствовало организации и проведению соревнований по гребле, так первые состязания в Америке прошли в 1811 году. Самыми первыми наградами за победу в соревнованиях по гребле считаются «Кубок вызова» Английского королевского клуба и приз Нью-Йоркского каноэ-клуба.

Данный вид спорта развился настолько, что в 1880 году появилась Американская ассоциация каноэ, а в 1881 ассоциация начала издавать собственный журнал – «Американский канонист».

Статья в тему:  Лодка от которой произошло название бега

В 1924 году гребля была включена в программу Олимпийских игр в Париже.

Первая и Вторая Мировые войны приостановили развитие гребного спорта. Но спустя несколько лет после окончания Второй Мировой войны интерес к этому спорту возобновился с новой силой. Гребля вновь стала частью Олимпийских игр в 1948 г. Появилось несколько новых направлений гребли в каноэ, среди них водный слалом (наиболее распространенный) и каноэ-поло. Выработаны новые методы оценки спортсменов на соревнованиях – по времени и качеству прохождения препятствий, по длине трассы, а также по количеству участников в команде. В настоящее время, отдельным направлением каноэ считается «canoe/kayak-jumping» – прыжки в каноэ или каяках с трамплинов и водопадов.

Однако, несмотря на развитие спорта, появление новых видов лодок, снаряжения и трасс, в Америке не забывают «предков» современного каноэ – индейских лодок, верой и правдой служивших коренному народу Америки. Так в Канаде и в штате Висконсин существуют крупные музеи, посвященные каноэ, в которых посетителям не только демонстрируются различные образцы лодок, но и объясняется технология изготовления. Стоит упомянуть и национальные парки и зоны отдыха, где распространено катание на индейских каноэ.

Каноэ индейцев

Каноэ представляет собой оригинальную гребную лодку, создателями которой были индейцы Северной Америки. Они изобрели ее много сотен лет назад для охоты, рыбалки, путешествий к неведомым землям, сражений с врагами. Изначально каноэ выдалбливались из дерева и покрывались берестой. Такие лодки отличались необыкновенной легкостью, поворотливостью и очень высокой проходимостью. Они свободно миновали заросшие и заполненные топляком тростником места водоемов, узкие излучины, мелководье и без труда переносились по берегу на плечах.

Статья в тему:  Жилет спасательный как написать номер лодки

По сути, каноэ – это древние челны, аналоги которых существовали в Африке, Индокитае, в северных регионах России. К примеру, даже сегодня в Сибири существуют похожие лодки-долбленки и лодки, собранные из досок лиственницы и сшитые ремнями из оленьей кожи. Форма и особенности каноэ оттачивались годами и в итоге приобрели качества, максимально соответствующие комфортному плаванью в любых природных условиях. Например, они управляются небольшими однолопастными веслами, что очень удобно в нешироких протоках и на неглубоких реках. Кроме того, каноэ можно спускать на воду с крутого берега и носовой, и кормовой частью вперед, не опасаясь, что лодка перевернется. Это замечательное свойство позволяет не тратить лишнее время в случаях, когда необходимо быстро покинуть берег. А вес лодок настолько маленький, что даже шестиметровое каноэ без особых усилий переносят на плечах один-два человека.

Конструкция индейских каноэ

Ходовые характеристики каноэ являются настолько высокими, что даже в наши дни только их используют при походах по заповедным дальним районам. Их обеспечивает главным образом узкий удлиненный корпус с высокими острыми оконечностями и уплощенное днище без выступов, способных зацепиться за камни на дне водоема. Классические индейские каноэ симметричны по миделю и не имеют палубы. Их борта немного завалены внутрь, обладают заметной седловатостью, резко поднимаются вверх у штевней и жестко соединены в оконечностях.

Статья в тему:  Как сделать макет подводной лодки

Гребцы в каноэ либо стоят на дне на коленях, либо располагаются на сиденьях-банках, опуская короткие весла то с одной, то с другой стороны лодки. Каноэ вмещают до десяти человек, при этом соотношение их габаритов таково, что чем длиннее лодка, тем меньше её ширина. Это дает возможность увеличивать грузоподъемность каноэ без ущерба для их проходимости.

Современные каноэ

Современная промышленность выпускает различные модели каноэ, но их форма осталась такой же, как у индейских предков. Они изготавливаются из композитных материалов, полиэтилена, стеклопластика, алюминия, ПХВ, фанеры. Они предназначены для сплава, гребного слалома, для рыбалки, охоты, для дальних походов, экспедиций, туристических путешествий. Сплавные и слаломные каноэ обладают закрытой декой и дополняются защитными фартуками. Туристические модели в ряде случаев оснащаются маломощными моторами и рулевым управлением.

Самыми легкими являются каноэ из алюминия и фиберлита. Существуют и модели из дерева, но они скорее относятся к эксклюзивным, чем к массовым. Длина современных каноэ достигает 8 метров, ширина 1,8 метра, максимальная грузоподъемность 700-800 килограмм. Самые длинные лодки ориентированы на длительные походы и способны перевозить довольно много багажа. Он помещается в гермомешки и укладывается на дно и в отсеки, находящиеся на корме и носу лодок. Наиболее распространенными являются двухместные модели, в которых банки расположены в оконечностях. Основная их часть рассчитана на недельные путешествия по пресноводным водоемам, по морю и рекам невысокой сложности.

Статья в тему:  Чем залить масло в редуктор лодочного мотора

Большинство одноместных и двухместных каноэ состоят из двух одинаковых половин, соединенных с помощью заклепок. Эти половинки делаются из тонких листов материала, который штампуется на специальных прессах. В итоге получаются легкие подвижные лодки, которые по берегу может переносить на плече один человек.

Обычно производители выпускают несколько похожих друг на друга разновидностей каноэ. В стандартных вариантах они укомплектовываются сиденьями банками, которые либо подвешиваются на ремнях, либо приклепываются к бортам. В моделях для сплава и гребного слалома банок нет, но предусмотрены мягкие подушечки для колен. Дно лодок покрывается нескользящим материалом. Некоторые производители делают каноэ с продольным гофром, проходящим по борту над ватерлинией. Он усиливает жесткость корпуса и расширяет ватерлинию. В оконечностях отдельной линейки моделей присутствуют надувные емкости или блоки из пенопласта, способствующие непотопляемости лодок.

На каноэ из стеклопластика нередко имеются планшири из алюминия и бимсы, изготовленные из металлических труб. Иногда в них есть отдельная палубная секция с планширем или запалубленные оконечности. Характерный для индейских каноэ завал бортов и их седловатость во всех случаях сохраняются.

Основные отличия каноэ от байдарок

Байдарки – это узкие компактные лодки с двухлопастными веслами, предками которых были байды, созданные народами Северами. Они имеют открытую и закрытую деку, дополняются ножными и бедренными упорами, анатомическими сиденьями, багажными отсеками и так же, как и каноэ, предназначены для туристических путешествий, сплава, гребного слалома, охоты, рыбалки, дальних походов и кратковременных прогулок. Байдарки обладают хорошей курсовой устойчивостью, могут набирать большую скорость на гладкой воде, однако гребцы в них располагаются спиной к ходу лодки и не имеют возможности полностью контролировать фарватер. В каноэ гребцы сидят лицом вперед, поэтому вовремя могут реагировать на неожиданное появление препятствий и принять какие-то меры. Это очень удобно и при охоте или рыбной ловле.

Статья в тему:  Как увеличить мощность лодочного мотора хайди 5 л с

В большинстве своем байдарки обладают отдельными грузовыми отсеками, закрывающимися герметичными крышками. Это делает погрузку и разгрузку багажа более сложной, чем в каноэ, куда его просто складывают на дно. Каноэ меньше рыскают при гребле и устойчивее на курсе, так как лопасти из весел при гребле проходят ближе к корпусу, чем весла байдарок.

Особенности современных каноэ

В последние годы многие производители стали выпускать каноэ из термопласта АСБ, кевлара, фиберлита, полиэтилена. Это материалы высокой прочности, выдерживающие очень сильные удары, влияние агрессивных сред, резкие перепады температур, длительное воздействие ультрафиолета. Они обладают небольшим весом, что дает возможность создавать легкие каноэ с большой грузоподъемностью, и отличаются надежностью и превосходной плавучестью. Каноэ из стеклопластика тяжелее, чем предыдущие модели, но они прочнее и имеют более длительный срок службы. Каноэ из алюминия тоже имеют небольшой вес, послушны в управлении, поворотливы, однако на рыбалке и охоте они не очень удобны, так как при движении создают излишний шус. Каноэ из ПХВ весят очень мало, часто дополняются системами самоотлива, надувными банками и нередко используются для сплава по рекам высокой сложности.


голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: