Из чего сделать пол в лодке
Пайолы для лодки пвх своими руками
03 Апр 2017 | 17:02
Что такое пайол?
Пайол – это специальный защитный настил, который представляет собой съемную конструкцию и укладывается на дне водного транспортного средства. В шлюпках или небольших катерах, наличие пайол обеспечивает свободное перемещение, при этом вода не попадает на борт. Пайолы позволяют равномерно распределить нагрузку на судне, а также они защищают от попадания воды. Для изготовления пайол чаще всего используется специальная фанера, не пропускающая воду — она позволяет защитить груз, находящийся на судне, от намокания.
Виды пайолов
Мы уже разобрались с тем, что же такое пайолы, теперь нужно детальнее рассмотреть разновидности настилов. Пайолы производятся из разных материалов:
Настил, который укладывается на днище, может быть складным или состоять из отдельных элементов. Складной тип использовать удобнее, ведь его, при необходимости, можно поставить на место без каких-либо усилий. Разборной пайол позволяет выровнять поверхность, его части не будут складываться во время движения судна, что является очевидным преимуществом, в сравнении с моделями типа «книжка».
Пайол из алюминия
Для маломерных судов, которые в длину достигают трех метров, используют алюминиевые настилы. Пайолы из алюминия отличаются достаточной прочностью, они позволяют полностью покрыть дно лодки, при этом конструкция хорошо держится. На судах, которые имеют надувной киль, алюминиевый настил должен доходить до самого края. Толщина надежного алюминиевого пайола должна составлять 12 мм. В конструкции предусмотрены специальные пазы для крепления настила.
Жесткость пайола
Жесткость конструкции – важная характеристика, от которой зависит, будет ли удобно находится на лодке и по ней передвигаться. Вот несколько полезных рекомендаций:
• пайолы, которые состоят из деревянных реек, не могут обеспечить высокий уровень жесткости, поэтому нужно осторожно перемещаться по такому настилу;
• настил, который складывается по типу «книжки», очень часто используется на суднах, однако такой вид пайол может трансформироваться во время движения судна по волнам, что вызывает массу неудобств;
• пайолы, которые имеют Н-образный профиль, могут обеспечить хорошую устойчивость, но их не стоит укладывать на дно больших суден, оснащенных мощным мотором, они больше подойдут для небольших лодок;
• настил из плотной фанеры или металла – наиболее удачный вариант; с его помощью можно покрыть дно судна полностью, равномерно распределить нагрузку и обеспечить комфортное пребывание пассажирам.
Как самостоятельно смастерить пайолы
Лодки ПВХ, как и другие одноместные судна, не имеют в своей конструкции заводского настила. Это существенно облегчает транспортировку лодки, однако при этом заказчик остается без защитного настила. В этом случае вовсе не обязательно дополнительно покупать пайол, сделать его можно самостоятельно. Воспользуйтесь нашей инструкцией, чтобы изготовить надежный, устойчивый пайол из подручных средств.
Для изготовления настила вам понадобятся: лист фанеры толщиной 10 мм, линолеум, 15 петель, болты, гайки, а также пропитка и специальный яхтный клей.
Возьмите линолеум и вырежьте из него выкройку, предварительно измерив днище лодки. Прямоугольную часть выкройки стоит увеличить в размерах на 2 см. Также необходимо отметить, где будут находиться зазоры для креплений.
Выполните разметку пола на линолеуме. Материал, который вам уже не нужен, не спешите выбрасывать – он отлично ляжет между днищем судна и установленным фанерным настилом. Таким образом можно предотвратить возможность повреждения ПВХ-пола лодки.
Дальше нужно сложить выкройку из линолеума пополам и подравнять края, чтобы обе стороны изделия были одинаковыми. Из имеющегося листа фанеры необходимо вырезать шесть пайолов – размер их будет зависеть от общего размера лодки.
Воспользуйтесь напильником, чтобы закруглить стороны изготовленных деталей. Используйте специальную пропитку для обработки фанеры, а дальше соберите все детали настила в виде «гармошки». При этом носовые пайолы нужно сделать немного меньше, чем другие элементы конструкции.
Чтобы получившаяся конструкция легко складывалась, нужно взять болт с потайной головкой, на который будет крепиться пайол. Воспользуйтесь болгаркой, чтобы удалить лишние части с обратной стороны болтов, таким же образом вы можете обточить гайки.
Важно: чтобы настил имел достаточную жесткость, необходимо закрепить каждый его элемент на трех петлях. Положите сверху на установленный настил вырезанную из линолеума выкройку, отрежьте лишний материал, используйте напильник, чтобы закруглить края изделия. Дальше поверхность настила нужно отшлифовать наждачной бумагой и покрыть лаком.
Изготовление самодельного жесткого пола для надувной лодки
Для изготовления жёсткого дна были приобретены:
- Лист фанеры 10 мм. 1525*1525 мм.;
- Петли 15 штук;
- Болты, гайки, шайбы;
- Пропитка, яхтный лак.
Сделал из линолеума выкройку по размеру днища. Ширина прямоугольной части днища сделана на 2 см. больше стандартных реек, т. к. при установке последних зазоры до баллонов оставались неоправданно большие. Зазоры остальной части периметра сделаны в соответствие с зазорами прямоугольной части.
По вырезанному линолеуму будет осуществляться разметка жёсткого пола, а также он будет укладываться между штатным ПВХ полом и жёстким полом для предотвращения повреждения ПВХ пола фурнитурой жёсткого пола. Выкройку сложил вдоль пополам и путём небольшой обрезки сделал её симметричной.
Из листа фанеры вырезал 6 пайолов шириной 80 см.
И ещё остался квадрат со стороной 725 мм. Из данного квадрата при желании можно сделать упор для ног или использовать для других целей в хозяйстве.
Длинные стороны пайолов скруглил напильником. Пропитал защитной пропиткой. Собрал из пайолов для дна «гармошку» на петлях.
Два носовых пайола шириной несколько меньше остальных, т. к. размер листа фанеры не позволяет сделать ещё один ряд по 80 см. Длина полученного пола при зазорах между пайлоами в 5-6 мм. Получается равной длине вырезанного линолеума, вследствие чего отпадает необходимость приобретения второго листа фанеры.
Болт со стороны петли обязательно должен быть с потайной головкой, иначе пол не сложится. С обратной стороны лишнюю часть болтов срезал болгаркой и ею же обточил гайки. Позднее в голову пришёл не столь трудоёмкий способ: срезать лишнюю часть болтов, захватывая часть гайки, и заменить гайки на новые. Для обеспечения жёсткости конструкции петель должно быть минимум по три штуки на одно соединение.
Далее на полученную конструкцию положил вырезанный линолеум, обвёл карандашом, отрезал лишнее лобзиком, скруглил края по периметру напильником, отшлифовал поверхности наждачной бумагой, покрыл тремя слоями яхтного лака и…
Самодельный жесткий пол для надувной лодки готов
Жёсткий пол с банками, завёрнутые в линолеум, образуют отдельную транспортную единицу, что облегчает процесс переноски и размещения в багажнике автомобиля
Лодка не комплектовалась жёстким пайолом. В комплекте была так называемая «реечная слань». Жёсткость реечной слани оставляет желать лучшего.
Моя конструкция устанавливается быстрее и удобнее стандартного сборного пайола, жёсткости для гребной лодки хватает с запасом.
Пол помещается внутрь лодки непосредственно перед накачкой, далее «гармошка» раскладывается.
Полезное видео — «Самодельный жесткий пол для надувной лодки»
Как сделать пол в лодке ПВХ
Владельцев надувных плавсредств часто волнует вопрос: «Как сделать пол в лодке ПВХ?». Найти ответ на этот вопрос очень просто, о чем мы вам подробно расскажем в этой статье.
Современные надувные лодки из ПВХ делятся на два типа по конструкции пола:
Лодки с жестким полом
Объективности ради отметим: сборка, разборка, мойка и сушка лодок, оборудованных жестким съемным полом (пайолом), сложнее. Также возможна легкая вибрация при проходе коротких волн.
Лодки с надувным полом
Это более современное решение, уменьшающее вес модели (в среднем), но несколько удорожающее производство.
Поговорим более детально о разновидностях жесткого пола для надувной лодки.
Виды пайол
1) Слань одиночная — представляет собой целиковый кусок более-менее жесткого материала, полностью покрывающий дно лодки по площади кокпита. Выполняет функцию защиты ПВХ пола, уплотняет пол, добавляет жесткости.
Как сделать, из чего сделать? — Можно снять размеры кокпита и вырезать самостоятельно из линолеума (самый простой вариант), плотного ковролина или подходящего листа фанеры.
Обратите внимание: в последнем случае крайне желательно использовать специальную марку фанеры, предназначенную для использования при постоянном контакте с водой. Эта марка должна быть профессионально обработана составами, защищающими фанеру от влаги. Иначе ваша слань быстро впитает влагу, растрескается и разбухнет, что сделает невозможным ее использование.
Лайфхак: самый простой способ усилить жесткое дно — использовать несколько одиночных сланей, для чего нужно просто сложить их вместе. Этот способ также позволяет варьировать вес лодки в сборе, что может пригодиться в походе. На рыбалке у берега на передвигающейся на малой скорости лодке можно усилить днище по максимуму, дополнительный вес не станет большой нагрузкой. А если вы запланировали динамичный переход на гребной лодке, слани можно снять, что уменьшит вес лодки и, соответственно, облегчит нагрузку на плечи гребцов.
2) Реечный настил — легкая конструкция, собирающая поперечные пластины в одно напольное покрытие, основу которого составляют «карманы» из ПВХ, брезента или другой плотной ткани. «Рейка» имеет малый вес и достаточно легко собирается, однако усиливает жесткое дно незначительно. По этой причине конструкция мало используется в настоящее время. Однако при рыбалке на небольшой надувной лодке с одним рыбаком использование реечного настила вполне целесообразно. С его помощью можно быстро и просто усилить пол, что позволяет провести в лодке больше времени без ощущения дискомфорта, которое вызывает чрезмерно мягкое и податливое днище.
3) Пол-книжка. Это решение напоминает реечный настил, однако так называемые листы пайола, склеенные ПВХ-тканью, прилегают друг к другу гораздо плотнее, что значительно повышает продольную жесткость и, как следствие, комфорт рыбаков. Пол-книжка не обязательно закрывает пол на 100% площади, есть более бюджетные варианты лодок, в которых предусмотрено размещение «книжки» в центральной части. Таким образом снижается вес комплекта, а рыбак получает возможность получить твердую опору, необходимую при рыбалке сидя и стоя.
4) Жесткий сборный пол с Н-образным профилем. Это, пожалуй, самый надежный тип конструкции пайол, обеспечивающий максимальную жесткость в плоскости днища. Пол с Н-образным профилем, усиленный дополнительными элементами крепления, обеспечивает ровный и твердый (практически как на суше) пол в кокпите. Это самым благоприятным образом отражается на гидродинамике судна, а также существенно повышает комфорт рыбаков. Они избавлены от необходимости перемещаться в пространстве кокпита на полусогнутых ногах.
Отметим: сборка подобного пайола требует опыта, некоторых усилий и… терпения, ведь соединение металлических пазов и фанерных листов — дело весьма тонкое!
5) Сборный пол с креплением листов по принципу «папа-мама». Также дает достойную жесткость, также зачастую идет в комплекте со стрингерами. Пайолами с таким типом крепления оборудуются моторные надувные лодки, предназначенные для эксплуатации, в том числе в режиме глиссирования.
Сделать пол в лодке даже при наличии материалов и с учетом того, что в сети можно найти много видео по данной теме, — задача небанальная. Вырезать слань нетрудно, однако сконструировать сборный пол гораздо сложнее. Мы рекомендуем не тратить свое время на подобную самодеятельность.
В сети магазинов «Лодки-Питер» вы всегда найдете большой выбор качественно изготовленных пайол под самые популярные размеры лодок.
Пайолы: альтернативы фанере (Просматривает: 1)
Владимир2691
- 02.02.2011
Falcon1980
- 02.02.2011
Чтобы было более понятно, объясню подробнее. Я не рискнул покупать алюбонд, пока не были проведены испытания (чтобы трата денег не оказалась напрасной, если материал плохо себя покажет), потому ждал, когда на ближайшей стройке начнут выбрасывать обрезки алюбонда. Из них только один (!) вставал в лодку по ширине. Но, поскольку один кусок в моторной лодке ничего не решает, испытал сначала на гребнухе (в моей лодке всего 2 куска фанеры — под каждым посадочным местом, и я заменил один из них на алюбонд). Если стоя меня с моим немалым весом (110 кг) и в осенней одежде и со спиннингом этот кусок алюбонда выдержал, я рискну предположить, что сильного прогиба при движении на моторе в водоизмещающем положении не будет. А вот про глисс рассуждать не могу. Нужны еще другие куски алюбонда, чтобы покрыть все дно полностью. За зиму насобираю.
По поводу 1. Предполагаю с помощью шприца выдавить «точками» или «решеткой» какого-нибудь клея с хорошей адгезией к металлу (например, 88-НТ) и таким образом получить противоскользящее покрытие. За зиму это сделаю. Значительной прибавки в весе дать не должно.
По поводу 2. Можно и не соединять куски в пайол-книжку, кому-то и цельное дно будет пригодно (но не мне — т. к. нужна компактность). Возможно, просто соединю куски пайола с помощью полосок ПВХ-ткани, но пока не знаю, чем можно прочно приклеить ПВХ к металлу (подскажите, если знаете). Упомянутый выше 88-НТ не клеит ПВХ. Или просто насверлить отверстий и пришить кевларовой нитью?
По поводу 3 см. выше. Только учтите, все это — для МАЛЫХ (г/п до 225 кг) лодок. На большие я и не предлагаю такой вариант.
Таким образом, алюбонд все-же альтернатива фанере для малых лодок и несложных условий эксплуатации (при хождении на веслах и в на моторе водоизмещающем режиме).
Однако, хочется и другие варианты попробовать. Например, сендвич-панели из ПВХ, которые применяются для изготовления откосов при установке пластиковых окон. Этот материал еще легче и, в отличии от алюбонда, обладает некоторой плавучестью (не утонет, если случайно уронить за борт). И к нему прекрасно приклеится ПВХ-ткань (на строительный ПВХ-клей), если собирать «книжку». Пока не испытал, так как дорого.
Может, кто-то предложит и другие материалы. Хорошо бы в этой ветке собрать воедино опыт эксплуатации различных материалов для изготовления пайолов.