8 просмотров

Из чего древние египтяне строили лодки

Первые Лодки Египтян

Древний Египет по праву считается родиной речного судоходства. Первые лодки египтян (5000—3500 гг. до н. э.), изготовленные из папируса, предназначались для путешествий по Нилу, крупнейшей водной «магистрали» доисторических времен.

Древние судостроители собирали стебли папируса в крепкие связки, после чего сплетали из них толстый, изогнутый мат, концы которого были подняты. Нужная форма и жесткость придавались корпусу лодки с помощью специального троса, материалом для которого служил тот же папирус.

С началом эпохи династий фараонов (3200—2240 гг. до н. э.) в Египте появилось и стало развиваться деревянное судостроение. Внешне лодка из дерева была кровной сестрой своей папирусной предшественницы — тот же профиль «апельсиновой корки», поднятые концы и плоское днище.

Деревянное судно большой ширины имело малую осадку, и для того, чтобы морская прогулка закончилась благополучно, приходилось нагружать его балластом. На конструкцию лодок сильно повлиял строительный материал, который использовали египтяне, — короткие доски, полученные распилкой стволов акации и смоковницы.

Между тем древнеегипетская лодка стала первым дошедшим до нас наборным судном, корпус которого состоял из внутреннего остова (набора) и дощатой обшивки. От носа до кормы лодки проходил внутренний продольный киль с мощными поперечинами, так называемыми траверзами. К траверзам крепили доски обшивки, которые устанавливались на шипах.

Древнеегипетское речное судно 2500г. до н. э.

Статья в тему:  Как закрепить садок на лодке пвх

Из-за отсутствия длинных досок и наружного киля судно становилось слишком хрупким для испытаний морскими волнами, из-за чего его корпус по всей длине вдоль бортов приходилось обхватывать тросом. Чтобы уберечь корпус от перегиба, нос и корма распирались поперечными балками.

Египетское судно времен Древнего Царства, V династия, 2550г. до нэ.

Рисунок из гробницы фараона Сахора, Мемфис

Киль — основа корпуса судна. Киль расположен снизу днища судна и обеспечивает продольную прочность корпуса. К килю крепятся шпангоуты.

Корма — задняя часть судна.

Мачта — вертикальное рангоутное дерево, служит для установки парусов.

Между ними натягивался еще один трос, который опирался на вертикальные стойки с развилкой. Судно имело примитивный четырехугольный парус, с которым могло идти только по ветру. Из-за скромных возможностей управления египтяне не возлагали на парус особых надежд, а потому их морские суда, подобно нильским лодкам, еще долгое время оставались гребными. Единственную заваливающуюся двуногую мачту, которая при необходимости опускалась, удерживали штаги. Парус, непривычно высокий и узкий, крепился на рее. Вооружение судна завершали гребковые весла, а также одно или несколько весел-рулей, прочно закрепленных в уключинах на корме.

Конструкция корпуса судна из пирамиды Хеопса

Уключина — приспособление, служащее упором для весла.

Рей — круглое веретенообразное рангоутное дерево, равномерно сужающееся к обоим концам (нокам). Крепятся к мачтам и несут на себе паруса. Реи принимают название в зависимости от принадлежности к той или иной мачте, а также от местоположения на мачте.

Статья в тему:  Можно ли рыбачить с лодки в нерестовый запрет

Древнейшее наборное судно египтян было найдено в 1952г. в южной части пирамиды Хеопса (Хуфу). Его возраст — почти 4,5 тыс. лет! Серповидный корпус судна водоизмещением 40 т имел длину 434м при ширине 5,9м.

На нем имелось лишь шесть пар весел длиной 7,8м и только два коротких (6,8м) кормовых весла — с виду типичная речная «плоскодонка» шитой конструкции. Тем большей неожиданностью для специалистов стали открывшиеся их взору 67 поперечных днищевых балок и центральный продольный брус, опирающийся на стойки, через которые проходили поперечные бимсы, служившие основой для палубного настила. После реставрации замечательная находка археологов была выставлена на всеобщее обозрение в специально созданном для этого музее, который находится неподалеку от гробницы легендарного фараона.

Египетское судно времен Нового царства, около 1500г. до нэ.

Бимсы — поперечные балки, соединяющие противоположные ветви шпангоутов и придающие судну поперечную прочность. Служат также для поддержания палуб.

Планширь — брус, ограничивающий фальшборт судна в его верхней части.

Положив привычный гребок на планширь, египтяне заставили весло работать по принципу рычага. Корабль приводился в движение значительно меньшим мускульным усилием, что сразу же было признано весьма выгодным и взято на заметку следующими поколениями судостроителей. Трудно сказать, когда именно произошел полный переход от гребка к веслу. Найденные на египетских монументах барельефы, изображающие первые сорокавесельные суда, отсылают нас к 2800—2000 гг. до н. э.

Статья в тему:  Чем обработать дно резиновой лодки

Суда эпохи Нового царства разительно отличались от своих предшественников. По примеру финикийцев, славившихся своим корабельным мастерством, египтяне начали использовать высокие хвойные деревья, специально завозившиеся для этой цели из Ливана (на его территории и располагалась древняя Финикия). Балки, вытесанные из их длинных стволов, придавали корпусу судна большую прочность. Профиль судна стал заметно острее, еще выше приподнялись нос и корма. Навеки ушел в прошлое обвязывающий пояс, но, во избежание продольного изгиба судна, корабелы все же продолжали натягивать трос между балками на носу и корме. Благодаря поперечным балкам, концы которых выступали из обшивки, значительно усилилась конструкция корабля. Четырехугольный парус стал ниже, шире и крепился уже не на одном, как прежде, а на двух реях. Роль руля играли два кормовых весла с широкими лопастями, имевшие рукоятки для управления. Из-за своего большого размера весла-рули устанавливались на специальных опорах.

Древнеегипетское морское судно 1500г. до нэ.

Стрингеры — продольные балки набора корпуса судна. В зависимости от местоположения различают днищевые, скуловые, бортовые и палубные стрингеры.

Штевни — общее название ахтерштевня и форштевня. Ахтерштевень — кормовая часть корабля в виде балки или рамы, составляющая продолжение киля. Форштевень — брус по контуру носового заострения судна, соединяющий киль, набор и обшивку корабля.

Водоизмещение — количество вытесненной плавающим судном воды, Одна из основных характеристик судна.

Статья в тему:  Какие лодки и моторы подлежат регистрации

Начав строить суда-великаны еще во времена царицы Хатшепсут (1500 лет до н. э.), древние египтяне стали, пожалуй, первыми кораблестроителями, всерьез «заболевшими» гигантоманией. Царица вела активное храмовое строительство, в помощь которому и предназначались огромные корабли. По ее велению было создано транспортное судно водоизмещением 1,5 тыс. тонн, имевшее длину 63м, ширину 21м, высоту борта 6м и осадку 2м.

Днищевые стрингеры были собраны из толстых брусьев, шедших от одного штевня до другого, а бимсы — из трех рядов бревен, протянутых через наружную обшивку Монументальность корабля не оставляла сомнений в том, что он справится с почетной миссией — перевезти по Нилу два 350-тонных гранитных обелиска от скал Асуана в священный город Фивы. Двигаться вперед ему, однако, было довольно тяжело: судно тянули на буксире лодки, на нем же самом были установлены только четыре рулевых весла в корме.

Рост водоизмещения и размеров кораблей древних египтян подстегивался достижениями греков — их соседей и соперников на море. Так, согласно письменам, оставленным современниками этих далеких событий, ответом Египта на строительство весельного гиганта «Сиракузянка» водоизмещением 4,2 тыс. тонн стало громадное по тем временам многоярусное судно длиной 128м с четырьмя тысячами гребцов. Ширина его достигала 17м, высота носа и кормы над водой — 22м, а водоизмещение — три тысячи тонн. Мачта имела высоту около 40м, тогда как длина весел верхнего яруса доходила до 19м.

Статья в тему:  Какие есть атомные подводные лодки

Парусные суда и их история.

Египет.

Другой средиземноморской страной с древнейшими судостроительными традициями являлся Египет. Искусство судоходства и в особенности речного судостроения было развито у египтян не меньше, чем у других древних народов. Мы не можем сказать, было ли оно заимствовано египтянами у других средиземноморских стран. Однако можно предположить, что речное судостроение возникло в Египте раньше морского. Возможно, что только типы морских египетских судов были заимствованы у Финикии.

По свидетельству Геродота, каста речных и морских матросов в Египте насчитывала до 700 тыс. человек, имела свои отдельные жилища и свои обычаи; многие из членов этой касты жили на судах. Особые лодки строили египтяне для различных празднеств, которые совершались на воде. Богатые египтяне содержали специальные суда для катанья по Нилу; на судах совершались различные религиозные процессии.

В гробницах, относящихся к середине III тыс. до н. э., найдены изображения судов, прибывавших из Верхнего Египта с зерном, скотом и т. д. К этому времени египтяне умели уже изготовлять из меди орудия для обработки дерева. Ко времени IV династии относятся сведения о привозе морем в Египет финикийского леса. В одной из сохранившихся летописей упоминается о том, что при первом царе IV династии поступило 40 судов с кедрами, из которых строили суда длиной до 50 м. Во время VI династии обычны были плавания египтян в Финикию и южную часть Красного моря. В надписях сохранились также сведения о передвижении морем вооруженных сил.

Статья в тему:  Какой нужен аккумулятор для лодочного мотора

Сохранившиеся отрывочные письменные источники времени египетского фараона Тутмоса III свидетельствуют об оживленных морских связях между Египтом и другими средиземноморскими странами. Располагая искусными кораблестроителями, египтяне строили мореходные и хорошие по тому времени торговые и военные суда. Геродот оставил любопытное описание способа постройки судов египтянами. По его словам, египтяне из акаций выделывали брусья длиной до 0,5 м, из которых собирали шпангоуты; затем шпангоуты связывали продольными планками. Изготовленный таким образом набор обшивали папирусом. Такие суда имели паруса из папируса и ходили даже в море, однако не теряли из виду берега.

На одном из памятников в Ком-эль-Амаре было найдено изображение грузового судна. Его внешний вид свидетельствует, что оно имело деревянный набор, обшитый досками, несколько выпуклые борта. Положение изображенных людей говорит о наличии палубы, на которой от кормы до мачты устроена рубка (каюта), заканчивающаяся с обоих концов навесами. Полотнища паруса расположены горизонтально. Мачта составлена из двух деревьев, согнутых и скрепленных в вершине; двумя своими концами она упирается в палубу и удерживается натянутыми к корме и носу канатами. По числу весел можно предположить, что длина судна равнялась 40 — 50 м

Из чего древние египтяне строили лодки

Египтяне связывали из папируса не только примитивные плоты, но и большие лодки, или барки, с высоко поднятыми носом и кормой.

Статья в тему:  Как подключить синтезатор yamaha r200 к компьютеру

В вязании барки древние египтяне не имели себе равных, потом их опытом воспользовались арабы. Судно, связанное из пучков тростника, папируса, камыша или любого другого водного растения, для плавания в океане непригодно: оно быстро намокает, погружается в воду и разваливается. Более одного рейса на таком корабле совершить нельзя.

Египетское судостроение начинается с создания больших лодок. Такие лодки найдены при раскопках в Египте.

Египтяне – “народ, живущий на реке и рекой” – с доисторических времен использовал Нил как транспортную магистраль. Первые лодки до династического периода были предназначены для плавания по Нилу. Паруса появились сначала на Ниле.

Древнейшее изображение нильской парусной лодки имеется на вазе, относящейся примерно к 3200 г. до н. э. В Древнем Египте было мало деревьев, пригодных для строительства судов, поэтому лодки там делали из стеблей папируса, которые собирали в связки и уплотняли смолой.

Вероятно, этим можно объяснить, что более поздние деревянные египетские лодки окрашивались в зеленый цвет всех оттенков. Однако довольно часто применялись также желтый и голубой цвета.

Корабли Египта

Древние корабли Египетского флота

История кораблестроения началась довольно рано, это одна из причин почему многие люди не могут дать однозначного ответа, какое же государство было родиной наводного транспорта. Тем не менее большинство историков склоняются к тому, что Древний Египет был родоначальником судостроения.

Статья в тему:  Сколько человек помещается в подводной лодке

Чаще всего египтяне передвигались по реке Нил, они использовали свои лодки для транспортировки людей, предметов, животных и так далее. Самые первые и примитивные образцы приводились в движение человеком, или же животным, который стоял на берегу. Как можно догадаться первыми плавательными аппаратами были обыкновенные лодки. Если европейцы начинали строить свои судна из дерева, то египтяне не могли позволить себе такую роскошь из-за недостатка материала и строили их как правило из папируса, он смачивался смолой и скреплялся канатами.

  • Корабли 16 века
  • Корабли 18 века
  • Корабли 17 века
  • Корабли 19 века
  • Корабли 20 века

Это вовсе не означает, что более поздние образцы всегда строились из этого материала. Дерево также использовали, например, в те же античные времена на просторах Нила можно было встретить деревянные лодки, они напоминали широкий и недорисованный месяц и в длину они были около 28 метров.

С развитием прогресса суда также не отставали в своей модернизации. Так, например, при нехватке древесины, как строительного материала, его привозили из Ливии и делали уже более новые корабли, которые уже были оснащены квадратным парусом. Данные судна уже были довольно прочны, достигалось это тем, что из привезенных хвойных пород целиком выпиливались балки, корпус был более острым. Парус в это время также был довольно небольшим, но очень широким, крепился он на две рейки.

Статья в тему:  Как открыть лодку тысячи дверей

Технологии стротельства

Египет был одной из самых развитых стран в древности. Достигалось это не только военными конфликтами, или умами и трудолюбием народа, но и торговлей. Поэтому судна начали делать с целью большей грузоподъемности. На подобных кораблях перевозили не только товары из зарубежных стран, но и блоки пирамид. Именно торговые судна и были первыми наводными средствами, которые приводились в движение не только парусом, но и гребцами. Сам корпус на торговом корабле строился из плашек акации. Данная конструкция не должна была давать большую прочность. Ведь основное предназначение корабля вовсе не военное, а лишь торговое, но тем не менее экипажу нужно было учитывать и погодные условия, которые также могут повредить корабль. Поэтому с целью увеличения крепости конструкции весь корабль был обтянут канатом по всей длине. Также он имел палубу и по своим габаритам был довольным большим, длина – от 14 до 20 метров, а ширина 2-5.

Античное время Египта было крайне неспокойным, добавим сюда то, что по территории пролегала самая полноводная река и получаем необходимость создания военных судов. Разумеется, к данным ноу-хау египтяне пришли более поздно, чем к примитивным лодочным образцам о которых рассказывалось раннее. Скелет самого корабля имел опору в виде килевого и мощного бруса, если торговые суда приходилось обвязывать вдоль корпуса, то сейчас этот вопрос был решён без потери прочности, которая была очень важна при боевых действиях. Здесь корабль уже был оснащен металлическим тараном, как правило он изображался в виде головы какого-либо животного. Также в движение корабли приводился не только парусом, но и гребцами. Сидели они на скамейках, которые также давали дополнительную прочность. Их располагали поперек судна, так чтобы края доски упирались в разные борта. От вражеских стрел сидячие гребцы защищались фальшбортом. Основной мощью судна Древнего Египта были лучники и для них были предусмотрены отдельные позиции на корабле, а на мачте для них специально вешали корзины. В то время стрелки действовали на большом расстоянии, около 150 метров. Что давало большую фору египетским воинам.

Статья в тему:  Какую лодку сделал робинзон крузо

Военный корабль Египта

Лундстрем, научный деятель, занимающийся изучением древних судов, сумел показать внешний вид и устройство судна из 1200 годов до нашей эры, ориентируясь исключительно на барельефы.

Судно обладало удлиненным корпусом, оборудованным поперечным набором1. Опорой ему служил килевой брус повышенной прочности, что подарило возможность не использовать канатную стяжку корпуса. В передней части находился килевой брус, верхний конец которого оборудовалась тараном. Делали его из металла, а по форме напоминал голову живого существа. Ахтерштевень сравнительно далеко выдвигался за пределы корпуса, и к нему прикреплялось поворотное весло. Чтобы обеспечить повышенную жесткость, использовались банки2. Они располагались поперечно и на них могли расположиться большое количество гребцов. Для их защиты оборудовался 80 см фальшборт.

На крайних частях корабля устанавливались ограждения для защиты лучников, находящихся внутри плетеной корзины на верхней половине мачты. Именно они являлись главной ударной мощью боевого судна.

Египетский торговый корабль

В египетских гробницах, датированных 3 тысячелетием до н.э. обнаружились изображения, на которых легко различается грузовое судно, способное двигаться за счет ветровых потоков или человеческой силой.

Корабль относится к 2550 году до нашей эры, когда у правления находилась V династия. Парус прямоугольной формы, сравнительно небольшой по ширине. Крепление осуществляется к двуногой мачте, которую можно убирать при необходимости. Кормовой помост снабжен 6 веслами для управления большой длины. На них отсутствуют уключины, из-за чего способ гребли был аналогичен каноэ. Для корпуса использовались акациевые плашки, не отличающиеся прочностью, а чтобы обеспечить связку применялся канат, идущий по стойкам, вдоль всего корпуса.

Статья в тему:  Какую лодку сделал робинзон крузо

Ходили такие суда чаще всего по речным маршрутам, но также могли применяться и в других направления. В длину варьировались от 14 до 20 метров, при ширине от 2 до 5 метров. Палуба присутствовала.

Мореходное торговое судно Египта

Древний Египет активно развивал торговое направление, что затронуло и морскую отрасль. Необходимость постоянно совершенствовать судопроизводство привела к появлению носовых брусьев, а позднее их добавили и на корму. В них прорезались шипы, а внутрь вставлялись обшивочные доски. Свес на носу получилось уменьшить, что позволило увеличить длину весла управления и закрепить их посредством уключин. Но, продольная прочность оставалась малой, что приводило к необходимости использовать стягивающий канат, идущий по корпусу и прикрепленный к стойкам. В передней и задней части предусматривались маленькие площадки. Роль якоря выполнял булыжник, удерживаемый при помощи толстой веревки. Максимальное водоизмещение доходило до 80 тонн. Существовали также и большие представители, используемые для транспортировки крупногабаритных материалов, скальных пород, обелисков. Планширы оборудовались уключинами с привязанными веслами. Лопасти последних выполнялись в копьевидной форме. Перьевая часть форштевня и ахтерштевня украшалась различными узорами, включая древний египетский символ – глаз.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: