12 просмотров

Индейцев лодка как называется

Индейцев лодка как называется

Как транспортное средство, каноэ, байдары и каяки были распространены у многих народов севера – эскимосов, алеутов и, конечно, у североамериканских индейцев. Эти лодки использовались для торговли, охоты и рыбалки, войны и просто для передвижения по рекам, озерам и даже морям. В основном, конструкция лодок разных народов схожа – это прочный каркас, обтянутый оболочкой из коры или кожи. Исключение составляют индейские пироги, сделанные из цельного дерева методом долбления острыми камнями и выжигания огнем. Каяк и каноэ не различаются по конструкции. Название «каяк» имеют лодки, в который гребец сидит лицом вперед и управляет лодкой при помощи двухлопастного весла. Название «каноэ» имеют точно такие же лодки, но гребец стоит на колене и управляет лодкой при помощи однолопастного весла. Каркасные лодки относительно просты в изготовлении и потому они стали одним из первых видов водного транспорта, не считая плота.

Материалом для изготовления каноэ американским индейцам служили ветви и кора деревьев (преимущественно кедров, елей и берез) и смола, слоем которой покрывалась вся оболочка. Размер каноэ различался в зависимости от предназначения, например, каноэ для охоты было около 2-х метров в длину и могло вместить в себя 2-х человек. Плюс этой лодки был в легкости (по сравнению с пирогами) и высокой грузоподъемности. Со временем индейцы научились делать многоместные каноэ, используемые в море для охоты на тюленей и китов. Такие каноэ были около двадцати метров в длину и могли перевозить до шестидесяти человек.

Статья в тему:  Который киль для лодки пвх

Прибывавшие на американский континент европейские исследователи отмечали, что каноэ играли важную роль в рыболовном промысле местных жителей, а также в коммуникации между поселениями. Считается, что первыми сведениями об американских каноэ Европа обязана французскому путешественнику Жаку Картье, который видел эти лодки во время экспедиции. Согласно его описанию, эти лодки были около 7-ми метров в длину и могли перевозить до 500 кг грузов или до 10 человек.

Считается также, что каноэ сыграло роль при открытии Амазонки. В 1541 году испанцы под руководством Писарро двигались вдоль реки Напо (приток верхней Амазонки), однако отряд не имел достаточного количества судов, а двигаться дальше по берегу было невозможно из-за непроходимого леса и заболоченности. Тогда было решено построить небольшое судно и несколько каноэ, которые и были сооружены индейцами, сопровождавшими отряд. После чего, в декабре 1541 года, Франсиско де Орельяна с солдатами и индейцами отправился на разведку местности, итогом которой стало открытие Амазонки.

С освоением земель европейскими поселенцами, распространение каноэ пошло на убыль прямо пропорционально сокращению числу индейцев. Европейские переселенцы привозили с собой и налаживали местное производство привычных лодок разных конструкций, что окончательно ликвидировало потребность использовать каноэ в качестве водного транспорта.

Однако история этих лодок на этом не закончилась. В 1865 году шотландский юрист Джон Мак-Грегор создал лодку по подобию каноэ, которую назвал «Роб-Рой». В 1866 году Мак-Грегор основал первый в мире клуб по гребле – Английский королевский клуб любителей гребли на байдарках и каноэ. В музее клуба сохранилась одна из лодок основателя. В XIX в. эта лодка стала прототипом для большинства создаваемых в Англии и Америки и называемых «Роб-Рой каноэ».

Статья в тему:  Как нарисовать лодку маслом

В 1871 году в Нью-Йорке был основан Каноэ-клуб, который первоначально стал использовать привозимые из Англии «Роб-Рои». Однако спустя время клуб начал специализироваться на усовершенствованных типах канадских каноэ и гребле веслом с одной лопастью.

Появление качественных и быстрых лодок способствовало организации и проведению соревнований по гребле, так первые состязания в Америке прошли в 1811 году. Самыми первыми наградами за победу в соревнованиях по гребле считаются «Кубок вызова» Английского королевского клуба и приз Нью-Йоркского каноэ-клуба.

Данный вид спорта развился настолько, что в 1880 году появилась Американская ассоциация каноэ, а в 1881 ассоциация начала издавать собственный журнал – «Американский канонист».

В 1924 году гребля была включена в программу Олимпийских игр в Париже.

Первая и Вторая Мировые войны приостановили развитие гребного спорта. Но спустя несколько лет после окончания Второй Мировой войны интерес к этому спорту возобновился с новой силой. Гребля вновь стала частью Олимпийских игр в 1948 г. Появилось несколько новых направлений гребли в каноэ, среди них водный слалом (наиболее распространенный) и каноэ-поло. Выработаны новые методы оценки спортсменов на соревнованиях – по времени и качеству прохождения препятствий, по длине трассы, а также по количеству участников в команде. В настоящее время, отдельным направлением каноэ считается «canoe/kayak-jumping» – прыжки в каноэ или каяках с трамплинов и водопадов.

Статья в тему:  Сколько подводных лодок затонуло

Однако, несмотря на развитие спорта, появление новых видов лодок, снаряжения и трасс, в Америке не забывают «предков» современного каноэ – индейских лодок, верой и правдой служивших коренному народу Америки. Так в Канаде и в штате Висконсин существуют крупные музеи, посвященные каноэ, в которых посетителям не только демонстрируются различные образцы лодок, но и объясняется технология изготовления. Стоит упомянуть и национальные парки и зоны отдыха, где распространено катание на индейских каноэ.

Нескольких типов индейских каноэ

Лодки с таким названием применяются теперь исключительно для спортивных гонок, хотя лет полтораста назад каноэ широко использовались для промысла зверя, рыболовства, перевозки грузов и для разъездов. Пожалуй, преимущества каноэ перед байдаркой незаслуженно забыты современными туристами. Напомним, что в каноэ гребцы сидят в более удобной позе, грузы лежат в центре незапалубленной лодки и потому более доступны. Крепление подвесного мотора упрощается. Следует добавить и большую грузоподъемность каноэ.

Формы и конструкции современных гоночных лодок, естественно, намного отличаются от первоначальных. Поэтому на наш взгляд будет интересно познакомиться с описаниями нескольких типов именно старых лодок, о высоких качествах которых так много хвалебных отзывов в книгах Купера и Майн Рида.

Родиной каноэ считаются лесные районы Северной Америки. С этой лодкой был связан весь уклад жизни индейцев: охота, кочевья, войны. Некоторые племена строили каноэ в расчете на много лет службы; ясно, что эти лодки отличались высоким качеством изготовления и тщательной отделкой, были украшены орнаментами, причем, как правило, на каждой лодке ставилась «марка» — фирменный знак мастера-строителя. Представители других племен, например, ирокезы, наскоро строили грубые, недолговечные каноэ, которые не жалко было бросить, как только надобность в них пропадала (после переправы через озеро и т. п.). При колонизации Америки грузовые каноэ до 8—10 м длиной и водоизмещением около 3,5 т служили единственным видом транспорта в течение не менее чем двух столетий. Каноэ в их традиционной форме и в настоящее время остаются важнейшим средством сообщения в малонаселенных и труднодоступных лесных районах Канады.

Статья в тему:  Что делать если тошнит на лодке

Каноэ бывают различных размеров. В зависимости от назначения это Может быть и охотничья лодка-одиночка длиной 3 м и 11-метровый мореходный гигант. Гребут на них веслами-гребками; на большой лодке может быть до 7—9 гребцов. Первоначально к хождению под парусами каноэ приспособлены не были, хотя, возможно, на больших водоемах индейцы и закрепляли на носу ветви деревьев, чтобы использовать попутный ветер. Но как только им довелось познакомиться со шпринтовым парусом европейцев, они переняли их опыт. При этом надобности в каких-нибудь дополнительных усовершенствованиях самих лодок не возникло: для уменьшения дрейфа служили опущенные вертикально в воду весла.

По характеру обводов различают два основных типа каноэ: круглошпангоутные, распространенные повсеместно, и шарпи, которые встречаются лишь в районах, граничащих с Аляской, и по форме напоминают каяки — кожаные лодки эскимосов.

Корпус круглошпангоутного (нам поневоле придется пользоваться современной терминологией) каноэ обшивают березовой корой толщиной 3—5 мм; реже применяют кору других деревьев, например вяза. Для облегчения работы кору в некоторых местах надрезают и закладывают складки. Обшивку больших каноэ сшивают из нескольких кусков коры свежевырубленными еловыми корнями диаметром 4—5 мм и длиной до б м. Швы покрывают древесной смолой для достижения полной водонепроницаемости.

Прочность корпусу придают уложенные вплотную один к другому стрингеры — продольные планки толщиной около 10 мм и прижимающие их к обшивке цельные гнутые шпангоуты из белого кедра сечением примерно 10X100. Шпангоуты вставляют внутрь корпуса в распаренном состоянии. Количество таких шпангоутов на 5-метровом каноэ обычно около 50, так что шпаций между ними почти нет. Обвод лодки по палубе задается привальным брусом, который, как правило, состоит из трех реек — внутреннего бруса, планширя и буртика. Привальные брусья противоположных бортов связаны тремя-пятью бимсами, фиксирующими ширину каноэ, и используемыми в качестве рукояток при переноске лодки: отметим, что садиться на них не принято. Штевни выполняют гнутыми из пакета тонких планок и для сохранения формы оплетают корнями, которые одновременно создают сложный декоративный узор.

Статья в тему:  Как клеить транец на лодке пвх

В отличие от круглошпангоутных, каноэ-шарпи имеют несущую днищевую раму, распределяющую сосредоточенные нагрузки (вес людей и грузов) по всей площади днища. Отличается и раскрой коры для обшивки, причем на днище она делается двойной. Эти каноэ бывают частично запалубленными.

Строятся каноэ обоих типов практически одинаково. Рассмотрим, например, последовательность постройки круглошпангоутного каноэ (длиной около 5 м) индейцев-мелисайтов, Начинают с того, что подготавливают «строительную постель» — земляную или, если лодок строится несколько, из толстых досок, которая воспроизводит очертания килевой линии будущей лодки. На постель укладывают и тщательно расправляют заготовку обшивки, а на нее — предварительно собранные в один узел и распертые бимсами привальные брусья. Придавив привальные брусья камнями, загибают свободные края обшивки вверх и фиксируют их вертикальное положение забиваемыми в землю кольями. Затем камни снимают, а привальные брусья поднимают и закрепляют по специальным меткам, задающим нужную высоту борта и характерную седловатость. Пришив края обшивки к привальным брусьям, снимают корпус, переворачивают его и ставят на козлы для заделки оконечностей. Следующий этап — укладка на обшивку продольных планок, для чего приходится сначала выставить несколько временных лекал-распорок, а затем и предварительно распаренных шпангоутов.

Постройка каноэ-шарпи отличается тем, что непременно пользуются «вспомогательной» оснасткой — строительной рамой, определяющей форму днища каноэ в плане.

Добавим, что на обширной территории Северной Америки с ее разнообразием природных условий были распространены лодки различных архитектурных типов. При внимательном рассмотрении нельзя не признать различия целесообразными. Например, высокие оконечности у каноэ некоторых племен: когда лодку вытаскивают на берег и кладут на бок, получается удобный навес — укрытие от дождя. Есть каноэ и без подъема борта в носу и корме: это — лодки для самых мелких заросших речек, или наоборот, для открытых водоемов, где высокие оконечности «парусят».

Статья в тему:  Сколько стоит мотор ямаха 300

Посмотрим эскизы простейшего каноэ длиной 4,68 м, которое строили из одного куска коры без каких-либо сложных выкроек или надрезов. Линия киля прямая, что придает лодке устойчивость на курсе. Для волны, конечно, это каноэ малопригодно: острый форштевень не обеспечивает всплытия лодки. У большинства речных охотничьих каноэ линия борта имеет обычную седловатость с плавным понижением к миделю. А у мореходных каноэ некоторых типов есть оригинальный подъем борта в средней части. Объяснение простое: это препятствует заливанию лодки водой, когда в нее втаскивают через борт тушу убитого зверя.

Каноэ, как правило, имеют острые ватерлинии. Малые каноэ — почти плоскодонные, с полукруглыми бортами; у лодок средней длины — равномерно закругленное поперечное сечение и умеренно изогнутая килевая линия; крупные каноэ для открытых водоемов имеют V-образные шпангоуты и большой подъем килевой линии в оконечностях <такая форма облегчает управление на волнении, но требуется укладка внутреннего балласта — камней вдоль киля). Встречаются каноэ с перегнутым днищем, т. е. с подъемом килевой линии в средней части; эти лодки получили распространение в центральной части Канады, изобилующей большими водоемами.

Самые крупные каноэ отличаются опять-таки плоским днищем и почти вертикальными бортами, что сохраняет ватерлинии острыми при любой степени загрузки. Партии с грузом пушнины проходили на этих каноэ по 50—70 миль в день, двигаясь так в течение примерно трех месяцев.

Статья в тему:  Как сделать лодочный мотор из бензопилы урал своими руками

Сейчас каноэ — очень распространенный в США и Канаде тип малых лодок для туризма, спортивной ловли рыбы и охоты. С появлением стеклопластика прошла новая волна усовершенствования каноэ: этот материал позволяет делать их безнаборными и более легкими, чем берестяные.

Для тех, кто, заинтересовавшись каноэ, захочет построить такую лодку, мы приводим эскизы и описание способа постройки безнаборного каноэ (длиной 4,9 м; шириной 91,5 см; весом 33,5 кг), опубликованные в американском журнале «Popular Science» № 3 за 1967 г. Обшивка — трехслойная: внешние слои — стеклопластик, внутренний слой (заполнитель) — деревянные рейки сечением 6X20 (журнал рекомендует секвойю, но можно обойтись и сосновыми). На одну лодку идет примерно 70 таких реек. Постройка каноэ начинается с установки на стапеле и закрепления шурупами шаблонов-шпангоутов из фанеры толщиной 8—10 мм и штевней. Правильность их установки относительно ДП проверяется по струне; все шаблоны связываются временной килевой планкой. Торцевую поверхность шаблонов закрывают полиэтиленовой пленкой, чтобы предотвратить приклеивание к ним реек, и начинают набирать обшивку, ведя работу симметрично на обоих бортах от ширстрека к килю. Каждую рейку временно прибивают к шаблонам гвоздями длиной 20 мм с откушенной шляпкой. К штевню срезанные на ус рейки прибивают сразу «намертво», гайка к рейке приклеивается водостойким клеем.

Затем корпус зачищают шкуркой и покрывают слоем полиэфирной или эпоксидной смолы. После отверждения смолы гвозди надо тонким пробойником выбить из обшивки и оклеить корпус снаружи двумя слоями стеклоткани (перекрывая их на днище) на той же смоле, в которую рекомендуется добавить сухую минеральную краску в качестве пигмента. После отверждения стеклопластика корпус становится достаточно прочным и может быть снят с шаблонов. Для этого отвинчивают шурупы или винты, крепящие шаблоны к стапелю, и выбивают шаблоны & сторону большей ширины корпуса.

Статья в тему:  Как правильно установить подвесной лодочный мотор

Внутреннюю поверхность корпуса также зачищают шкуркой и оклеивают одним слоем стеклоткани. Установкой планширя по верхней кромке борта заканчивается изготовление корпуса. Окончательная отделка заключается в тщательной зачистке корпуса снаружи, окраске его и установке банок.

Каноэ индейцев

Каноэ представляет собой оригинальную гребную лодку, создателями которой были индейцы Северной Америки. Они изобрели ее много сотен лет назад для охоты, рыбалки, путешествий к неведомым землям, сражений с врагами. Изначально каноэ выдалбливались из дерева и покрывались берестой. Такие лодки отличались необыкновенной легкостью, поворотливостью и очень высокой проходимостью. Они свободно миновали заросшие и заполненные топляком тростником места водоемов, узкие излучины, мелководье и без труда переносились по берегу на плечах.

По сути, каноэ – это древние челны, аналоги которых существовали в Африке, Индокитае, в северных регионах России. К примеру, даже сегодня в Сибири существуют похожие лодки-долбленки и лодки, собранные из досок лиственницы и сшитые ремнями из оленьей кожи. Форма и особенности каноэ оттачивались годами и в итоге приобрели качества, максимально соответствующие комфортному плаванью в любых природных условиях. Например, они управляются небольшими однолопастными веслами, что очень удобно в нешироких протоках и на неглубоких реках. Кроме того, каноэ можно спускать на воду с крутого берега и носовой, и кормовой частью вперед, не опасаясь, что лодка перевернется. Это замечательное свойство позволяет не тратить лишнее время в случаях, когда необходимо быстро покинуть берег. А вес лодок настолько маленький, что даже шестиметровое каноэ без особых усилий переносят на плечах один-два человека.

Статья в тему:  Нужны ли документы на лодку

Конструкция индейских каноэ

Ходовые характеристики каноэ являются настолько высокими, что даже в наши дни только их используют при походах по заповедным дальним районам. Их обеспечивает главным образом узкий удлиненный корпус с высокими острыми оконечностями и уплощенное днище без выступов, способных зацепиться за камни на дне водоема. Классические индейские каноэ симметричны по миделю и не имеют палубы. Их борта немного завалены внутрь, обладают заметной седловатостью, резко поднимаются вверх у штевней и жестко соединены в оконечностях.

Гребцы в каноэ либо стоят на дне на коленях, либо располагаются на сиденьях-банках, опуская короткие весла то с одной, то с другой стороны лодки. Каноэ вмещают до десяти человек, при этом соотношение их габаритов таково, что чем длиннее лодка, тем меньше её ширина. Это дает возможность увеличивать грузоподъемность каноэ без ущерба для их проходимости.

Современные каноэ

Современная промышленность выпускает различные модели каноэ, но их форма осталась такой же, как у индейских предков. Они изготавливаются из композитных материалов, полиэтилена, стеклопластика, алюминия, ПХВ, фанеры. Они предназначены для сплава, гребного слалома, для рыбалки, охоты, для дальних походов, экспедиций, туристических путешествий. Сплавные и слаломные каноэ обладают закрытой декой и дополняются защитными фартуками. Туристические модели в ряде случаев оснащаются маломощными моторами и рулевым управлением.

Самыми легкими являются каноэ из алюминия и фиберлита. Существуют и модели из дерева, но они скорее относятся к эксклюзивным, чем к массовым. Длина современных каноэ достигает 8 метров, ширина 1,8 метра, максимальная грузоподъемность 700-800 килограмм. Самые длинные лодки ориентированы на длительные походы и способны перевозить довольно много багажа. Он помещается в гермомешки и укладывается на дно и в отсеки, находящиеся на корме и носу лодок. Наиболее распространенными являются двухместные модели, в которых банки расположены в оконечностях. Основная их часть рассчитана на недельные путешествия по пресноводным водоемам, по морю и рекам невысокой сложности.

Статья в тему:  Как лодка без весел

Большинство одноместных и двухместных каноэ состоят из двух одинаковых половин, соединенных с помощью заклепок. Эти половинки делаются из тонких листов материала, который штампуется на специальных прессах. В итоге получаются легкие подвижные лодки, которые по берегу может переносить на плече один человек.

Обычно производители выпускают несколько похожих друг на друга разновидностей каноэ. В стандартных вариантах они укомплектовываются сиденьями банками, которые либо подвешиваются на ремнях, либо приклепываются к бортам. В моделях для сплава и гребного слалома банок нет, но предусмотрены мягкие подушечки для колен. Дно лодок покрывается нескользящим материалом. Некоторые производители делают каноэ с продольным гофром, проходящим по борту над ватерлинией. Он усиливает жесткость корпуса и расширяет ватерлинию. В оконечностях отдельной линейки моделей присутствуют надувные емкости или блоки из пенопласта, способствующие непотопляемости лодок.

На каноэ из стеклопластика нередко имеются планшири из алюминия и бимсы, изготовленные из металлических труб. Иногда в них есть отдельная палубная секция с планширем или запалубленные оконечности. Характерный для индейских каноэ завал бортов и их седловатость во всех случаях сохраняются.

Основные отличия каноэ от байдарок

Байдарки – это узкие компактные лодки с двухлопастными веслами, предками которых были байды, созданные народами Северами. Они имеют открытую и закрытую деку, дополняются ножными и бедренными упорами, анатомическими сиденьями, багажными отсеками и так же, как и каноэ, предназначены для туристических путешествий, сплава, гребного слалома, охоты, рыбалки, дальних походов и кратковременных прогулок. Байдарки обладают хорошей курсовой устойчивостью, могут набирать большую скорость на гладкой воде, однако гребцы в них располагаются спиной к ходу лодки и не имеют возможности полностью контролировать фарватер. В каноэ гребцы сидят лицом вперед, поэтому вовремя могут реагировать на неожиданное появление препятствий и принять какие-то меры. Это очень удобно и при охоте или рыбной ловле.

Статья в тему:  Сколько стоит мотор ямаха 300

В большинстве своем байдарки обладают отдельными грузовыми отсеками, закрывающимися герметичными крышками. Это делает погрузку и разгрузку багажа более сложной, чем в каноэ, куда его просто складывают на дно. Каноэ меньше рыскают при гребле и устойчивее на курсе, так как лопасти из весел при гребле проходят ближе к корпусу, чем весла байдарок.

Особенности современных каноэ

В последние годы многие производители стали выпускать каноэ из термопласта АСБ, кевлара, фиберлита, полиэтилена. Это материалы высокой прочности, выдерживающие очень сильные удары, влияние агрессивных сред, резкие перепады температур, длительное воздействие ультрафиолета. Они обладают небольшим весом, что дает возможность создавать легкие каноэ с большой грузоподъемностью, и отличаются надежностью и превосходной плавучестью. Каноэ из стеклопластика тяжелее, чем предыдущие модели, но они прочнее и имеют более длительный срок службы. Каноэ из алюминия тоже имеют небольшой вес, послушны в управлении, поворотливы, однако на рыбалке и охоте они не очень удобны, так как при движении создают излишний шус. Каноэ из ПХВ весят очень мало, часто дополняются системами самоотлива, надувными банками и нередко используются для сплава по рекам высокой сложности.


Ох уж эти плавстредства! Что такое каяк, и как его отличить от каноэ?

А действительно, какие они, эти туристические лодки? То есть, с большими судами все более-менее понятно, они, то есть лодки- это собственно лодки, надувные и не очень, складные и вырубленные из цельного бревна; катармараны, эдакие надувные грузовики-баржи; рафты, которые сами сливают воду после прохождения порога. Тут все более менее ясно.

Статья в тему:  Что делать если тошнит на лодке

Но, оказывается, человеку обычному довольно сложно понять, что из себя представляет каноэ, байдарка, или каяк. Откуда вообще взялись эти диковинные слова, означающие, как правило реки, или озера, костры, уху и песни под гитару.

Лодки различаются по- строению. Назначению. И оборудованию.

Номер первый. Каяк. Появился в обыденной жизни, как-то плавно перейдя от северных охотников на тюленей и китов- Эскимосов, к туристической и рыболовной братии. Каяк- это каркасное судно, обтянутое тюленьей кожей. Это если мы говорим про классический эскимосский. Чаще всего каяк одноместный. Иногда бывают двухместные каяки, но чаще всего это все-таки соло лодка. Современные каяки делаются, в основном, из стеклоплатика( который постепенно уходит в прошлое) и литые из полиэтилена. Как отличить каяк от всех остальных лодок? Первая особенность его – это юбка гребца. Это устройство, плотно закрывающее посадочное место, отверстие, где сидит человек,от набегающей воды. Собственно, это устройсто помогало маленькому судну оставаться на плаву в суровых северных морях. Каяк плоскодонный. На вид он похож на веретено, или на носы утки с двух сторон( это современный спортивный, для слалома) Управляется двухлопастным веслом, лопасти которого стоят немного в разных плоскостях, при гребле нужно как бы чуть доворачивать рукоять весла. Судно очень верткое и маневренное, быстрое и стремительное, но легко меняет курс и теряет равновесие. И вот тут -то мы подходим к самому главному, что отличает каяк от остальных судов. Только этот малыш позволяет, с помощью особых навыков, совершить немыслимое- эскимосский разворот. А именно- когда вы, потеряв равновесие, ушли в оверкиль, то есть,дно у вас сверху, а вы,соответствено, снизу. И вот, сжимая руками весло, вы можете одним движением вернуть лодку в обратное положение, и что самое важное- себя в это положение вернуть тоже. Это и есть основное отличие каяка от всех остальных видов плавстредств. Остальные на это просто НЕ СПО СОБ НЫ. Именно по этой причине, несмотря на кажущуюся утлость, каяк находится на первом месте по желающим проходить на нем серьезные горные реки до 4-5 категории сложности. А вот все остальное в каяке это минусы. малая грузоподьемность, сложное управление, нескладываемость, трудный ( относительно) ремонт.

Статья в тему:  Как сделать лодочный мотор из бензопилы урал своими руками

Номер два. Байдарка. Именно ее мы можете увидеть вон там свехру вначале статьи. Байда́рка — длинная узкая лёгкая лодка приморских народов тихоокеанского севера: алеутов , чукчей , коряков , эскимосов , предназначенная для охоты на морского зверя. То же, что и каяк . Современные аналоги используются в первую очередь для спорта и туризма. Обычно приводится в движение двухлопастным веслом, поэтому не имет уключин . Иногда используется парус. Так говорит Википедия. И вот тут я полностью не согласен. Каяк на Севере- это лодка добытчиков – мужчин. Для перевозки барахла и большой оравы народа северные люди использовали так называемую “женскую лодку” – умиак. В общем-то, женского в ней только название- это тяжелая каркасная, также обтянутая шкурой морских зверей шлюпка, на которую надо кучу гребцов. А Женской она зовется потому, что какое там умение-то надо ей управлять- знай, греби. Что же касается байдарки, мне кажется, только её каркасность, и иногда юбки для гребцов, только это и объединяет ее с каяком. Во всем остальном байдарка это самобытное судно, целью которого является уже более-менее человеческий туризм. бывает одно- двух и трехместная, хотя на практике ходят и большими составами, лишь бы не утонула. Но тут уж, как говорится, надо соображать просто.

Слово «байдарка» — уменьшительное от «байдара», его нет как названия лодки ни в одном языке аборигенных прибрежных народов региона. Оно стало применяться вместо местных названий русскими первопроходцами, которые использовали привычный им термин, известный в разных вариантах для больших парусных рыбацких и грузовых лодок, вёсельных паромов, лодки для завода невода, широко распространённый в европейской части России, в том числе на Чёрном, Азовском, Каспийском морях и на Тереке. В силу исторических обстоятельств это слово закрепилось в русском языке для наименования традиционной герметично закрытой лодки северных народов. Собственное алеутское название этой лодки — игах , аюхток , а у эскимосов — каяк , кэюкэй . Ну вот вам и ответ. Выходит, что байдарка- это можно сказать, русское изобретение. Ну а как иначе. Ведь англоязычные спецы говорят про нее все как один Kayak. Вот так то! Каяк- да не каяк. Чаще всего встречаются сегодня байдарки- каркасные. Каркасно-надувные( там две кишки стоят в левом и правом борту надувные, дают доп. жесткость и положительную плавучесть. И надувные. Я бы еще отметил тот факт, что несмотря на разборность, байдарка русская имеет очень много общего по форме с пирогой ( Pirogue) – индейско-французское название долбленой из цельного дерева лодкой сигарообразонй формы. Именно узкая лодка и развивает на воде нужную скорость. И в то же время байдарка, по сравнению с каяком, достаточно устойчива, чтобы не киляться при первой возможности, хотя поверьте мне, она тоже на это очень способна. Основной особенностью байды ( именно за это ее так любили в геологических партиях) является потрясающая ремонтопригодность. Пробил днище- три часа на закленивание- и ты снова на весле. Погнул привальный брус- нашел палку поровнее- примотал ее проволокой, или веревкой- всяко доплывешь до точки. С каноэ и каяком такое не прокатит, там все сложнее. Управление в байдарке осуществляется таким же веслом, как и на каяке. Оно так и называется каячное, чтобы не говорить двухлопастное. Некоторые считают, что надувная байдарка, та, где жесткость появляется по мере избыточного давления в надувающемся элементе из резины или ПВХ- это уже все таки больше каноэ, чем байдарка, но я не согласен и дальше я скажу, почему.

Статья в тему:  Как нарисовать лодку маслом

Номер три. Каноэ. Это настоящий Кадиллак среди примитивных аборигенных судов. Именно на таких судах доколумбовые ( как же бесит это название. ) племена Северной Америки ходили океаном торговать с племенами. Южной! Да- да! Есть исторические сведения о том, что такая торговля существовала! Огромные лодки, с горделиво поднятыми форштевнем и ахтерштевнем, с десятками гребцов шли караваном по западному побережью Америки на юг с продуктами обмена. В современном мире каноэ, конечно, это гораздо более скромная лодка, обычно с двумя гребцами, но, все таки, по-прежнему, заслуживающая внимания. Почему? Во первых, это самая грузоподьемная из всех видов примитивных ( и туристических теперь уже) лодок. Во вторых, она, в силу своей специфики, является еще и самой устойчивой. Ну а в третьих, она, пожалуй, самая комфортная по посадке.

Есть желающие сказать, что в картинке с этими девчонками не так? Опытные водники, конечно же, сразу догадались, о чем я говорю. То, что сидят они слишком низко- это ладно. Это, ну, неправильно немного, но не это главное. Главное -вёсла! Есть такое понятие- канойное весло. И в зависимости от задачи этого весла, их есть несколько видов, хвост выдры, наконечник копья и тд. Но самое главное, что канойные весла с одной лопастью. В силу специфики каноэ, есть канойная техника гребли- даже если гребец один, он гребет с одной стороны, крайне редко окуная весло за дальний от себя борт. Получается, чтобы эффективно сделать гребок, весло нужно держать почти вертикально, почти не сгибая при этом рук. Верхняя рука держит весло за некую перекладину, напоминающую лопату- заступ. Нижняя рука примерно посередине весла, или ближе к лопасти, тоже почти прямая. Сейчас на картинке человек выполняет маневр, поэтому весло так наклонено. На ходу, когда весла два, они синхронно опускаются в воду вертикально, делая плавание почти беззвучным, без этих плюх плюх. В идеале и на каяке надо так грести. работа только плечевых суставов и незначительное сгибание при гребке в локтях. Техника работы с одного борта, позволяет выделывать с каноэ такие коленца, как гребля с наклоненным бортом ( как на картинке) балетные повороты на месте прямо на течении, без всякой резкости, которая присуща каяку. Но самое главное хорошее качество каноэ -это возможность, при некоторой сноровке, вылить из него воду и залезть на борт прямо с воды.

Статья в тему:  Как клеить транец на лодке пвх

Современные каноэ – это высокотехнологичные лодки, с просчитанной геометрией и превосходными ходовыми характеристиками. Выполняются как из полимеров, так и с традиционных для лодкостроения фанеры, реек, или каркасов, обтянутых шкурой из авизента, полиэтилена, ПВХ. А вот в Северной Америке, то и дело появляется движение, успешно воссоздающее берестяные каркасные каноэ прошлой эпохи. В силу высокой посадки, либо коленной либо на специальной сидушке, каноэ является универсальной лодкой, довольно удобной для длительных путешествий. Именно поэтому я считаю надувные каноэ все таки больше байдарками. Они и более узкие, и работать там двухлопастным веслом удобнее.

Как и каяки, современные каноэ не сильно просты в ремонте, хотя в экстремальной ситуации всё возможно. Даже лодку починить)

Что выбрать человеку, который не хочет вилять “как маркитантская лодка” под ветром на ПВХшке, деревянном яле, или алюминиевом корыте, а смело идти против течения, или преодолевать стремнины горной речки, лавируя между огромных затопленных валунов- это решать вам. Но популярность этих судов, всех трех, и каяков, и каноэ, и байдарок, пока все еще не падает. Все они( рассматриваем, как гребные суда) великолепны на ходу, позволяют преодолевать водные преграды, заросшие водными растениями, да и просто несут множество положительных эмоций, новых встреч с единомышленниками, реализации каких -то детских грёз, таких, как тяга к неизведанному.

Самое главное при выборе судна и подготовке его к плаванию- не забыть о мерах безопасности.

Статья в тему:  Как лодка без весел

Пишите в комментариях, понравилась ли вам статья, какое туристическое снаряжение заслуживает отдельной ТАКОЙ же статьи, да и вообще любые мысли. Спасибо, что были здесь, и читали этот текст)

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: