Где закрепить эхолот на лодке
Установка эхолота на лодку | Правильная установка датчика эхолота
С каждым днём растёт количество эхолотов у обладателей разнообразных плавсредств. Вместе с ростом продаж растёт и количество вопросов и жалоб на некорректную работу эхолотов, хотя сами эхолоты в этом, как правило, не виноваты. Эхолот может работать некорректно только в двух случаях: если он не исправен и если его датчик (излучатель) неправильно установлен. Третьего не дано.
Так как вопрос неисправности решается гарантийными обязательствами, то говорить будем о правильности установки датчика (излучателя) на лодку. Особенно это касается быстроходных лодок с мощными двигателями.
КАВИТАЦИЯ
Кавитация (от лат. cavitas — пустота), образование в жидкости полостей (кавитационных пузырьков, или каверн), заполненных газом, паром или их смесью. Кавитация возникает в результате местного понижения давления в жидкости, которое может происходить либо при увеличении её скорости (гидродинамическая Кавитация), либо при прохождении акустической волны большой интенсивности во время полупериода разрежения (акустическая Кавитация). Перемещаясь с потоком в область с более высоким давлением или во время полупериода сжатия, кавитационный пузырёк захлопывается, излучая при этом ударную волну. Кавитация разрушает поверхность гребных винтов, гидротурбин, акустических излучателей и др.
Главный враг эхолота — это кавитация, возникающая при движении. Обычно датчик (излучатель) эхолота крепится на транце лодки и пузырьки воздуха, движущиеся вдоль поверхности днища, очень сильно рассеивают и поглощают ультразвук, в результате чего эхолот «теряет» дно и «слепнет». У разных моделей эхолотов это выражается по-разному: цифры глубины мигают, цифры пропадают, эхолот показывает несуществующие глубины и т. д. В любом случае это неприятно, а виновата в этом только неправильная установка датчика (излучателя). Если такое случилось с Вами, то попробуйте дотянуться до датчика и ладонью провести по его нижней поверхности. Если прибор заработал, то виноваты те самые крошечные пузырьки воздуха.
Дело в том, что разные корпуса дают разную кавитацию, и панацеи здесь нет, есть только специалист, который хорошо понимает, в каком месте лучше ставить датчик( излучатель). К глубокому сожалению таких специалистов единицы и они не в состоянии помочь всем. Выход, однако, можно найти. Можно датчик крепить таким образом, чтобы его можно было перемещать по высоте, а можно перед тем как крепить датчик намертво создать временное крепление и опытным путём установить, где его лучше закрепить. В любом случае необходимо очень серьёзно отнестись к установке датика, ибо переделывать всегда хуже, чем делать заново.
Как правильно установить эхолот на лодку
Кроме места установки, необходимо следить и за его положением в горизонтальной плоскости, т. к. это тоже влияет, как на бесперебойную работу, так и на достоверность выдаваемой информации.
На этом рисунке показано, как крепится датчик «в идеале», но иногда приходится искать более подходящее место или глубину его погружения.
Датчик должен быть строго горизонтален поверхности воды, но не всегда положение всей лодки будет одинаковым при движении с разной скоростью. Следовательно нужно определить положение лодки на тихом ходу и на глиссере, и устанавливать излучатель, чтобы его положение было наиболее близким к горизонтальному в этих положениях.
Cамое плохое положение датчика, кавитация будет создаваться и самим датчиком. Некорректная работа эхолота — гарантирована.
При таком положении датчика данные о глубине будут искажены.
Идеальное положение датчика.
В любом случае, чем глубже будет опущен датчик, тем лучше. Однако, следует учитывать, что при более глубоком положении эхолота, он будет создавать большее сопротивление при передвижении.
На лодках с пластиковыми корпусами датчик можно ставить изнутри лодки, как это показано на рисунке:
При обнаружении некорректной работы эхолота не спешите сразу нести его продавцу. Попытайтесь сначала понять причину. Самый простой способ — остановить лодку, рукой протереть нижнюю поверхность датчика, выключить и снова включить эхолот. В 99% случаев эхолот снова заработает. Затем можно начать движение и отследить момент начала сбоя.
Ничего сложного в этом нет, надо просто уделить установке датчика эхолота больше внимания.
Крепление эхолота на лодку
Эхолот был создан для крупных морских судов. Он помогает обходить мелководья или подводные препятствия. Но этот прибор используют и для других целей. С помощью эхолота можно отследить косяки рыб.
Многие рыбаки предпочитают ловить рыбу с лодки. Хорошее плавучее средство из ПВХ позволяет свободно передвигаться по водоему. Для большего успеха мероприятия стоит обзавестись эхолотом. Прибор значительно сократит время на поиски рыбных мест, и шансы на хороший улов резко возрастут. Чтобы удобно расположить эхолот в лодке, следует учесть потребности рыбака, прислушаться к советам экспертов. Крепление эхолота на лодку ПВХ не займет много времени.
- Виды держателей и особенности конструкции
- Транцевые
- Крепления к днищу лодки
- Врезные
- Врезные поворотные
- Самодельные
- Вариант с плавающим датчиком
- Съемные самодельные держатели
- Установка держателя на лодку
- Изготовление держателя своими руками
Виды держателей и особенности конструкции
Прибор состоит из двух функциональных частей:
- корпуса с экраном на жидких кристаллах;
- датчика-излучателя или трансдьюсера.
Чтобы получить адекватные показания и добиться четкого рисунка рельефа дна, следует выполнить несколько условий при креплении датчиков для лодок:
- Сигнал, излучаемый трансдьюсером должен быть строго под углом 90 градусов к поверхности воды.
- Около трансдьюсера под водой не должно быть пузырьков воздуха.
- Должна быть исключена даже незначительная вибрация трансдьюсера.
Рекомендуется использовать один из трех способов закрепления:
- транцевый;
- крепление к днищу;
- выносной способ (самодельный).
Экран прибора не требует особых условий монтажа, и его можно зафиксировать:
- на подставке (скамейке) в удобном месте;
- на боковой поверхности;
- на дне лодки.
Способы монтажа держателей выбираются индивидуально. Среди доступных вариантов кронштейн, специальные муфты с замочками, клей, вакуумная присоска.
Транцевые
Транец – это металлическая жесткая пластина. Ее длина должна быть равна ширине плавсредства или быть чуть меньше.
Транец играет роль опоры для подвесного лодочного мотора. На него приходится большая нагрузка, поэтому он должен обладать высокой прочностью. Если используется надувное плавучее средство, конструкция транца может быть стационарной или навесной. Крепеж для навесного транца на лодку можно купить в торговой сети.
Транец часто используется для крепежа дополнительных приборов и элементов.
Для установки датчика прибора на транце плавучего средства используются специальные транцевые держатели или транцевые кронштейны.
Крепления к днищу лодки
Используется несколько способов крепления к днищу. Один из них наиболее часто используется и только в лодках из поливинилхлорида. Трансдьюсер крепят на дно лодки на эпоксидку. Такой способ – для любителей.
Профессионалы используют врезные и врезные поворотные крепления. Лучшие способы крепления датчика эхолота те, которые выполняются с помощью приспособлений заводского изготовления. Они удобны в использовании и безопасны.
Врезные
Врезное крепление является кронштейном или уголком, с помощью которого в днище лодки врезается датчик. Соединение герметично, работе датчика не препятствует ни поток от гребного винта, ни водоросли.
Датчик, фиксируемый посредством врезки, следует крепить перед рулем или гребным винтом. Это важно.
Врезные поворотные
Такое приспособление представляет собой врезное крепление, внутри которого датчик поворачивается на угол не более 120 градусов. Благодаря этому изображение на экране эхолота можно видеть под разным углом. Такой способ монтажа применяется, если дно водоёма имеет сложный рельеф.
Самодельные
Вариант с плавающим датчиком
Этим вариантом можно воспользоваться, если поверхность водоема гладкая, нет течения, и используется вёсельная лодка, у которой нет транца. В этом случае сделанное своими руками приспособление для датчика эхолота может использоваться в качестве бюджетного варианта.
Последовательность монтажа и изготовления плавающего трансдьюсера:
- Корпус эхолота фиксируется на подставке.
- В центральной части пластиковую полулитровую бутылку перехватывают клейкой лентой, прикрепляя датчик, а на горлышке фиксируют провод датчика.
- Выполненное своими руками приспособление опускают в воду на проводе.
- Чтобы отрегулировать глубину погружения датчика, подливают воду в бутылку.
Съемные самодельные держатели
Чтобы изготовить такие держатели, потребуется:
- струбцина;
- эпоксидный клей;
- крепеж;
- обрезки металлической и металлопластиковой трубы.
Последовательность изготовления самодельного держателя подробно представлена в видео:
Установка держателя на лодку
Существует две большие группы держателей для установки прибора на плавсредство из ПВХ: заводские и самодельные. Правильный крепеж обеспечит сохранность оборудования. Заводское приспособление удобно крепится к транцу лодки.
При выборе держателя нужно учитывать особенности плавсредства, например, если оно не оснащено подставкой (скамейкой). В таком случае следует воспользоваться следующими советами установки держателя:
- Установить пластиковый держатель на клей. Для этого следует продумать место, где будет расположено крепление, взвесить все за и против, так как сдвинуть его потом не получится. Пластиковый держатель приклеивают на любой баллон резиновой лодки или закрепляют его, но только на жесткой поверхности (подставке). В данном случае следует правильно выбрать клей, чтобы монтаж был надежным и крепление прослужило долго.
- Выбирая крепление для эхолота к корме, следует учитывать, что во время движения или при высокой волне эхолот заливает водой.
- Надежное соединение прибора с плавучим средством выполняют с помощью замков разных модификаций, которые имеются в продаже. Устройство простое, на его монтаж уходят считанные минуты.
- Прибор прикрепляют к сидению с помощью винтов.
- Можно корпус эхолота просто держать в руке как телефон, если позволяют размеры экрана.
Изготовление держателя своими руками
Ничто не мешает воспользоваться при монтаже эхолота держателем, сделанным своими руками. Для этого следует изготовить металлические кронштейны, которые будут удерживать полочку для оборудования. Всю конструкцию защищают прутами, пластиковыми пластинами.
Каким образом крепится держатель для эхолота на лодку ПВХ, значительный момент, оказывающий влияние на работу прибора. От того, насколько правильно будет выбран метод монтажа, зависит достоверность получаемой информации и срок службы эхолота.
Правильная установка и крепление эхолота на лодку ПВХ
Эхолот создавался для кораблей, помогая обходить мелководье и подводные препятствия. Но с развитием микроэлектроники появилась возможность создавать компактные устройства для любителей рыбной ловли. Современные изделия могут показать рельеф дна, глубину, температуру воды и даже косяки рыбы.
- Место установки эхолота ↓
- Крепление эхолота ↓
- Заводской способ ↓
- Самодельное крепление ↓
- У вас нет эхолота? Garmin Striker Plus 4CV выбор редакции ↓
- Блиц-советы ↓
Так как эхолот не относится к разряду дешевых товаров, давайте разберемся, зачем он нужен рыбаку. Итак:
- Определяет глубину. Крупные особи всегда находятся около дна, поэтому правильно подобрать параметры спиннинга или выбрать оптимальный вес приманки является залогом успешной рыбалки;
- Показывает рельеф дна. Особенно важно это при ловле хищных представителей водоема. Зная повадки рыбы можно быстро определить место ее обитания;
- Указывает места скопления, размер рыбы. Так подобрать оптимальное место для заброса значительно легче;
- Постоянно контролируется температура и атмосферное явление. От этих факторов в основном зависит активность подводных жителей;
- Функция GPS. Особенно помогает при выезде на крупный водоем. Удачное место помечается, прибор сохраняет координаты.
Место установки эхолота
Хорошая лодка ПВХ незаменима для рыбалки, но эхолот для получения адекватных показаний требует выполнения нескольких условий:
Транец – это наиболее часто используемое место для крепежа на всех типах ПВХ лодок
Перпендикулярный к поверхности воды сигнал от датчика (трансдьюсера). Только так можно добиться правильной картины дна;
Исходя из этих особенностей, рекомендуется три основных места для крепления датчика:
- Транец. Это наиболее часто используемое место для крепежа на всех типах ПВХ лодок. Так обеспечивается необходимая жесткость, возможность корректировки положения при помощи заводских или самодельных креплений;
- Днище лодки. Еще один распространенный метод, позволяющий добиться правильных показаний. Используется клей или присоски, часто включающиеся в комплектацию прибора;
- Выносной способ. При отсутствии транца или постоянно меняющихся плавательных средствах можно использовать пластиковую бутылку, которая позволит разместить изделие перпендикулярно воде. Глубину погружения можно регулировать доливая или убирая жидкость из бутылки.
Непосредственно экран эхолота чаще всего крепится:
- Скамейка в удобном месте. Это может быть кронштейн, присоска, клей. Каждый определяется самостоятельно;
- Днище или боковая поверхность. Способы крепежа практически те же – клей или присоска.
Крепление эхолота
Каждый прибор комплектуется системой крепления, помимо этого подобрать крепеж можно под себя, он доступен в продаже отдельно. Но наши люди не привыкли доверять важное дело производителям, поэтому существует несколько вариантов самостоятельного изготовления.
Заводской способ
Наиболее распространенным креплением является вариант жесткой установки на транец при помощи следующих приспособлений:
- Струбцина. Обычно выполняется из нержавеющего материала с резиновой прослойкой, позволяющей плотно и надежно закрепить изделие к жесткой поверхности лодки;
- Кронштейн. Трубка, дающая возможность регулировать датчик по глубине, а в дорогих моделях и углу поворота;
- Крепежный узел для трансдьюсера. Этим приспособлением датчик прижимается к кронштейну.
Порядок работы:
Струбцина плотно прижимается к транцу. При наличии двигателя положение изделия подбирается так, чтобы исключить неудобства при маневрировании. Место крепления обычно переносится вправо или влево ближе к борту;
- Датчик жестко крепится к кронштейну, опускается на необходимую глубину;
- Кронштейн с помощью специального болта прижимается к струбцине;
- Проводится корректировка по глубине и углу к поверхности. Для этого зажим на струбцине слегка отпускается и кронштейн двигается в необходимом направлении. После этого вся конструкция жестко закрепляется.
- Экран эхолота помещается на скамейке или днище. Возможен вариант с присоской на резиновом борту.
Преимущества:
- Возможность быстрого монтажа и демонтажа. Для лодки ПВХ это важно, так как она после окончания рыбалки обычно сдувается и складывается;
- Надежность крепления, корректное расположение датчика, простая корректировка.
Недостатки:
- сравнительно высокая цена;
- жесткость конструкции может привести к серьезным повреждениям транца при наезде на препятствие, поэтому управлять лодкой нужно крайне осторожно.
Кронштейн с помощью специального болта прижимается к струбцине
Самодельное крепление
Вариант 1
Намного дешевле изготовить конструкцию самостоятельно. Для этого понадобится:
- Обычная металлопластиковая труба около метра длиной;
- Трубка из нержавеющего материала, диаметр которой будет немного больше металлопластиковой;
- Струбцина. Легко находится в строительных магазинах;
- Болты с шайбами, резиновые прокладки (можно использовать старые велосипедные камеры), хомуты, шплинт.
Порядок действий:
- При помощи хомутов и прокладок крепим металлическую трубу длиной около 0,4 метра к струбцине;
- Вставляем во внутрь металлопластик, нижний конец которого расплющиваем. Сверлим 2 отверстия для крепления датчика с помощью болтов, гаек. Обязательно использование шайб;
- Трансдьюсер закрепляется, а провод от него пропускается внутри трубы;
- Струбцина становится на свое место (транец), а длина металлопластиковой трубы выставляется с помощью шплинта и просверленных заранее отверстий;
- На выступающий вверху конец металлопластика любым удобным способом крепится экран.
Вариант 2
Данный способ подойдет для людей, постоянно пользующихся одной и той же лодкой
Другой способ крепления датчика раз и навсегда заключается в его вклеивании в корпус. Как это делается:
- Около киля снимаются все слои на днище вплоть до внешнего;
- При помощи эпоксидного клея датчик приклеивается к поверхности. Малая толщина резины не способна помешать нормальной работе трансдьюсера;
- Оставшееся место от выреза заливается тем же составом.
Данный способ подойдет для людей, постоянно пользующихся одной и той же лодкой, а при хранении в свернутом состоянии вреда датчику нанесено не будет.
Вариант 3
Вынос датчика за пределы плавательного средства. Простая инструкция:
- скотчем или изолентой трансдьюсер крепится к середине пластиковой бутылки, объемом от 0,5 до литра;
- провод от датчика теми же средствами закрепляется на горлышке;
- экран становится на скамейке, к нему подключается провод;
- в бутылку наливается вода до тех пор, пока не будет достигнута необходимая глубина погружения датчика.
Подойдет для водоемов без течения или заводей.
У вас нет эхолота? Garmin Striker Plus 4CV выбор редакции
Эхолот Garmin STRIKER PLUS 4CV удостоен множества международных наград. Он получил награду на CES 2018, победил на европейской рыболовной выставке EFTEX 2018 и азиатской China Fish 2018 Deeper. Умный эхолот был назван выбором редакции в изданиях Fish Alaska, Anglers Mail и PC Magazine.
- Для рыбалки в любое время года и любых условиях.
- Создает карту водоема во встроенной программе Garmin Quickdraw Contours.
- Высокая точность показа глубины водоема и местонахождение рыбы (ее размера, глубины нахождения).
- Издает звуковой сигнал при обнаружении рыбы.
![]() | Четкие изображения сканирующего сонара CHIRP ClearVü. Рыбопоисковый эхолот STRIKER Plus 4cv включает технологию Garmin CHIRP, которая в сочетании со сканирующим сонаром Garmin ClearVü обеспечивает почти фотографические изображения того, что находится под судном. Вы получите четкую картину подводного рельефа, объектов и рыбы. Традиционный сонар Garmin CHIRP обеспечивает отличное разделение целей. Таким образом, данный трансдьюсер поможет вам поймать больше рыбы. |
![]() | Программа Garmin Quickdraw Contours. Никто не знает водоем лучше, чем тот, кто в нем рыбачит. Пока вы плаваете вдоль берегов и на глубине, программа Quickdraw Contours создает рыболовные карты HD для тех мест, в которых вы побывали. От пользователей не требуются специальные знания. Устройство STRIKER Plus 4CV позволяет сохранить до 2 миллионов акров карт Quickdraw Contours с изобатами через 30 см. |
Купить на официальном сайте с доставкой. Цена 5800 руб. Бывают сезонные скидки.
Крепление эхолота на лодку
Хорошая работа эхолота зависит от некоторых условий, к ним относится и правильная установка прибора на лодке. Чтобы было видно всё, что происходит под водой, нужен хороший угол обзора и качественное изображение. Добиться этого можно выполнив некоторые условия:
1. Установить датчик эхолота параллельно дну.
2. Избавиться от помех, т.е. выбрать место для установки, возле которого не будет волн и пузырьков от лодки.
3. Надёжно закрепить корпус датчика.
4. Учитывать типы датчиков.
Последний пункт нужно объяснить. Существуют переносной, стационарный, универсальный тип эхолотов. Переносной тип устанавливается на лодку или крепится в леске и забрасывается в воду. Крепление двух других видов зависит от типа корпуса трансдьюсера.
Крепление трансдьюсера и экрана эхолота
Место для крепления трансдьюсера выбирают в зависимости от видов его корпуса. Тип корпуса трансдьюсера может быть:
3. Монтируемый на транец лодки
4. Монтируемый на корпус лодки с внутренней стороны.
Сквозной тип корпуса имеет длинный стержень. Он проходит в отверстие, просверленное в лодке, и с обратной стороны закрепляется гайкой.
Для крепления переносных трансдьсеров к корпусу лодки используются присоски. А если характеристики устройства позволяют, его просто крепят к леске и забрасывают с наживкой в воду.
На транце лодки устанавливают транцевые датчики, они должны находиться в воде, чуть ниже дна лодки.
Для крепления датчиков с внутренней стороны судна используют эпоксидную смолу. Но такой способ подходит только для лодок, внутренние стенки которых сделаны из стекловолокна. Так смола не сможет испортить корпус лодки, а датчик сможет считывать необходимую ему информацию. На лодках с алюминиевым, деревянным и другими корпусами такой датчик работать не будет.
Инструкция по установке эхолота на лодку
Компании-производители эхолотов чаще всего создают приборы с транцевыми датчиками. Они имеют несколько преимуществ, поэтому рыбаки выбирают этот тип. Их легче закрепить на лодке. Они работают при движении лодки на высокой скорости. Датчики такого типа подходят для любого вида лодки.
В этой инструкции речь пойдёт именно об установке эхолотов с корпусом, устанавливаемым на транец судна.
Предварительная подготовка
Перед началом установки нужно учитывать следующее:
• Рассчитать расстояние от эхолота до прибора электропитания, чтобы хватило длины провода;
• Заранее проложить провода по краям судна, чтобы не спотыкаться об них;
• Установить в эхолот батареи, если они предусмотрены, и собрать прибор.
В комплекте с эхолотами обычно идут приспособления для их установки: кабеля, скобы, штативы.
В установке датчика на транце есть свои особенности. Располагать датчик нужно подальше от мотора не меньше чем на 30 см., иначе бурлящая от мотора вода будет попадать на него. Провода от датчика нужно разместить отдельно от остальных, чтобы они не создавали помехи. Желательно расположить датчик пониже, чтобы он полностью погружался в воду.
Установка датчика
Установка будет удобнее, если сначала собрать все детали и подставить крепёжную скобу. В начале необходимо вставить в скобу шестерёнки. Между ними в скобу вставляется датчик, для его крепления используется болт. Не забудьте провести кабель датчика через скобу.
Прежде, чем просунуть болт, наденьте на него металлическую шайбу и резиновый уплотнитель. Теперь вставьте болт через скобу и шестерни. На его обратной стороне также вставьте резиновый уплотнитель и металлическую шайбу. Сверху закрутите гайку.
Для крепления датчика к транцу сделайте два отверстия в заранее выбранном месте. Приложите датчик со скобой и расположите его так, чтобы он был параллельно водной поверхности. Закрутите винты на крепёжной скобе и закрепите гайками скобу к транцу. Не прикручивайте слишком сильно. У датчика должна остаться возможность откинуться вверх, чтобы он не разбился, если столкнётся с посторонними большими предметами в воде. Сделайте отверстие герметичным.
Установка дисплея эхолота
Экран эхолота лучше прикрепить в той части лодки, где будет удобно за ним наблюдать. Это может быть скамейка или дно лодки с держателем, чтобы регулировать подходящую высоту. Можно использовать присоски для крепления на боковую внутреннюю часть корпуса.
При его установке важно не забывать, что необходимо оставлять пространство для кабелей и проводов. Закрепить дисплей нужно надёжно, чтобы его не разболтало.
Некоторые модели имеют объёмные дисплей, важно, чтобы они не закрывали рыболову обзор во время движения судна. Угол наклона дисплея можно регулировать самостоятельно, учитывая при этом его защищённость от солнца, чтобы предотвратить образование солнечных бликов.
Работа с кабелями
При правильной установке кабеля электропитания были подключены к датчику и дисплею во время монтажных работ. Для начала работы эхолота вам останется лишь подключить их к источнику питания.
Остальные провода и кабеля подключаются уже после того, как дисплей и датчик были прикреплены в нужных местах. Для соединения между собой экрана и трансдьюсера у каждого их них есть специальный вход и общий кабель. Некоторые модели работают на беспроводной связи.
Подключение дополнительных функций GPS-модуля, смартфона тоже производится в зависимости от модели. Его можно осуществить: по беспроводной связи, проводами из комплекта устройства или купленными кабелями.
Полезные советы
Эхолот будет работать эффективно, если все этапы монтажных работ и соединения кабелей выполнены верно.
Правильно прикреплённый эхолот, на какой бы стороне лодки он не находился, не должен её наклонять.
Также важно помнить, что во время движения от трансдьюсера не должны разбегаться круги и появляться брызги.
Рыболовам нужно соблюдать осторожность, помнить о том, что для датчика опасна большая скорость. Необходимо стараться избегать мелководья и затопленные объекты.