3 просмотров

Где собирают подводные лодки

Подводное кораблестроение России

Материал из Documentation.

Подводное кораблестроение России — крупная отрасль российского кораблестроения.

Россия обладает технологиями по строительству как дизель-электрических, так и атомных подводных лодок. Производимые корабли в основном передаются в состав российского ВМФ, значительная часть строится по экспортным контрактам.

Содержание

[править] История

Идея подводного плавания неоднократно обсуждалась в правительственных и военных кругах России на протяжении XVII‑ХIX веков. Различные изобретатели предлагали свои проекты, некоторые из них были воплощены в жизнь. Впервые подводная лодка документально упоминается в российских источниках в 1718 году как «потаенное судно» Ефима Никонова. В начале 1880‑х по проекту Степана Джевецкого были построены 50 подводных кораблей. Лодки Джевецкого приводились в действие мускульной силой гребца и предназначались для обороны приморских крепостей. [1]

До 1900 года в России было построено свыше 60 подводных лодок. Все они предназначались для прикрепления мин к неподвижным (стоящим на якорях) кораблям противника, но малая скорость, неустойчивость движения по курсу и глубине, невозможность ориентирования в подводном положении не позволили стать этим подводным лодкам боевым оружием. [2]

К началу ХХ века Морское ведомство России всерьез поверило в могущество подводного флота и в 1901 года утвердило комиссию для проектирования полуподводных судов. Комиссия разработала проект подводной лодки «Дельфин», принятой в состав флота 14 октября 1903 года под названием «миноносец № 150». [3]

Статья в тему:  Как получить права на лодку в рязани

К началу Первой мировой войны в составе российского военно‑морского флота числились уже 22 боеспособные подлодки, ещё 24 — строились. [4]

Строительство советского подводного флота началось после преодоления последствий разрухи с восстановления кораблей, сохранившихся от царского флота. За период с 1930 по 1939 год для флота СССР было построено более 20 больших, 80 средних, 60 малых подводных лодок и 20 подводных минных заградителей. К началу Великой Отечественной войны в составе четырех флотов имелось 212 подводных лодок. [5]

В 1950‑е годы в СССР появились подводные лодки с ядерными энергетическими установками. Благодаря этому они получили практически неограниченную автономность плавания. [6]

Уже к 1961 году российский флот имел 9 атомных лодок — 4 ракетных и 5 торпедных. А всего Советский Союз построил 243 атомные подводные лодки различных классов и (с учётом царской России) свыше 1000 дизельных подводных лодок. [7]

После 1990 года темпы и объёмы строительства подводных лодок резко снизились. [8]

В настоящее время строятся новые подводные ракетные крейсера стратегического назначения, многоцелевые подводные лодки для пополнения подводных сил ВМФ. [9]

В 2014 год стал рекордным для российских подводных кораблестроителей — в Северодвинске и Санкт-Петербурге заложены в общей сложности 8 атомных и дизель-электрических подводных лодок, в том числе два крейсера стратегического назначения серии «Борей» («Князь Олег» и «Генералиссимус Суворов») и одна ДЭПЛ для ВМС Вьетнама. [10]

Статья в тему:  Как сделать мотор для лодки из мотоблока

[править] Организации

[править] Севмаш

АО «Производственное объединение „Севмаш“» — крупнейший в России судостроительный комплекс, единственная верфь в стране, главная задача которой — строительство атомных подводных лодок для ВМФ. Завод с территорией более 300 га объединяет в своей структуре более 100 подразделений. [11]

[править] Центр судоремонта «Звёздочка»

Центр судоремонта «Звёздочка» — судостроительная и судоремонтная верфь, расположенная в устье реки Северной Двины, на берегу Белого моря в Северодвинске. Важнейшим направлением производственной деятельности ЦС «Звездочка» является ремонт и модернизация атомных подводных лодок российского ВМФ. Прежде всего это РПКСН проекта 667 БДРМ, составляющих основу морских стратегических ядерных сил России. [12]

В состав ЦС «Звездочка» входят 6 судоремонтных заводов: судоремонтный завод «Нерпа» (г. Снежнегорск), 176 судоремонтный завод (г. Архангельск), СРЗ № 35 (г. Мурманск), судоремонтный завод № 5 (г. Темрюк), 1-я судоверфь (пос. Лазаревское), Астраханский судоремонтный завод и НПО «Винт» (г. Москва) с опытным заводом «Вега» (г. Боровск). [13]

С начала производственной деятельности на ЦС «Звездочка» выполнены ремонт и переоборудование свыше 110 подводных лодок, из которых более 80 — с атомной энергетической установкой. [14]

[править] Адмиралтейские верфи

АО «Адмиралтейские верфи» — центр неатомного подводного кораблестроения России. За историю предприятия на нём было построено более 300 подводных лодок. [15]

[править] ЦКБ МТ «Рубин»

АО «Центральное конструкторское бюро морской техники „Рубин“» — крупнейшее в России многопрофильное конструкторское бюро морской техники. По проектам ЦКБ МТ «Рубин» построено более 80 % подводных лодок, входивших в разное время в состав ВМФ СССР и России, включая несколько поколений стратегических подводных ракетоносцев. [16]

Статья в тему:  Как называется алюминиевая лодка

Разработанные ЦКБ МТ «Рубин» подводные лодки составили основу российского экспорта военно-морской техники. [17]

[править] СПМБМ «Малахит»

АО «СПМБМ „Малахит“» — конструкторское бюро в Санкт-Петербурге, специализирующееся на разработке проектов подводных лодок. Является ведущей в России организацией по проектированию многоцелевых подводных лодок. [18]

[править] Типы подводных лодок

[править] Проект «Борей»

У атомных стратегических ракетоносцев проекта «Борей» в экипаже 130 человек. Они оснащены современным гидроакустическим и навигационным оборудованием, передовыми системами связи и управления огнём, и имеют характеристики малозаметности четвёртого поколения. Длина каждой лодки составляет 185 футов, ширина 15 футов, а скорость в подводном положении 29 узлов. [19]

10 января 2013 года подводная лодка «Юрий Долгорукий», относящаяся к проекту «Борей», вошла в боевой состав российского Северного флота. Её строительство велось на «Севмаше» с 1996 по 2008 год. [20]

В начале 2013 года отмечалось, что второй ракетоносец этого класса «Александр Невский» в настоящее время проходит ходовые испытания в море, а третий, получивший название «Владимир Мономах», в конце прошлого 2012 года был выведен из цеха для спуска на воду. [21]

На следующих лодках класса «Борей» будет по 20, а не по 16 ракет «Булава». Первая субмарина этого усовершенствованного класса «Борей-А» «Князь Владимир» была заложена в июле 2012 года. [22]

К 2020 году российский ВМФ намерен получить ещё два ракетных подводных крейсера класса «Борей-А». В совокупности на восьми субмаринах классов «Борей» и «Борей-А» будет 148 ракет «Булава». [23]

Статья в тему:  Лодка которая может плавать под водой

[править] Проект «Ясень»

9500-тонные подводные лодки «Ясень» имеют на вооружении 24 крылатых ракеты, а также восемь торпедных аппаратов (калибр 650 миллиметров). Некоторые крылатые ракеты имеют дальность пуска более 3 000 километров, остальные же называют «убийцами авианосцев». Применение более крупных торпедных аппаратов позволит производить из них пуски ракет, а также более мощных торпед. У «Ясеней» в состав вооружения входят новые «умные» торпеды с возможностью самонаведения, созданные специально для этой лодки. [24]

«Ясени» — это высокоавтоматизированные субмарины, а поэтому экипаж там в два с лишним раза меньше, чем у новых американских лодок класса «Вирджиния», где его численность составляет 134 человека. Основу проекта «Ясень» составляют атомные подводные лодки более ранних поколений «Акула» и «Лира». [25]

В 1993 году на «Севмаше» началось строительство подводной лодки «Северодвинск», относящейся к проекту «Ясень». В июне 2014 года на ней был поднят флаг ВМФ России. [26] [27]

Всего до 2020 года планируется построить 8 «Ясеней». [28] [29]

[править] Проект «Варшавянка»

Россия продолжает строительство усовершенствованных многоцелевых дизель-электрических подлодок проекта 636 «Варшавянка», предназначенных как для российского флота, так и на экспорт. [30] [31]

Подлодки проекта 636.1 относятся к третьему поколению. Они разработаны в ЦКБ морской техники «Рубин» (Санкт-Петербург). Подлодки считаются одними из самых малошумных. Скорость подводного хода субмарин проекта 636 составляет 20 узлов в час, рабочая глубина погружения — около 240 м. [32]

Статья в тему:  Как подобрать лодочный мотор

Подлодка проекта 636 обладает оптимальным сочетанием акустической скрытности и дальности обнаружения целей, оснащена новейшим инерциальным навигационным комплексом, современной автоматизированной информационно-управляющей системой. Кроме того, субмарина несёт на себе мощное быстродействующее торпедно-ракетное вооружение, что позволяет обеспечивать мировой приоритет кораблей этого класса в области неатомного подводного кораблестроения. [33]

[править] Перспективы

Атомная подводная лодка «Хаски». По состоянию на 2016 год готовятся различного рода технические задания предварительные, проводятся наработки. [34]

Где делают подводные лодки в России

Самый крупный, самый мощный, самый северный — всё это смело можно отнести к нашему сегодняшнему герою. При этом его можно и дальше хвалить, не останавливаясь. Первая атомная подводная лодка в стране, самая глубоководная, самая быстроходная, самая тихая подлодка — и это всё его работа.

АО «ПО «Cевмаш» — это один из крупнейших судостроительных комплексов России (входит в состав АО «Объединенная судостроительная корпорация»), более того, единственная верфь в стране, которая осуществляет весь цикл строительства и испытаний подводных лодок с атомными энергетическими установками. Именно отсюда вышла большая часть наших подводных лодок, а в настоящее время строятся самые современные субмарины проектов 955 «Борей» и 885 «Ясень».

Итак, друзья, мы переносимся с вами в Северодвинск. где в дельте Северной Двины на берегу Белого моря и расположено это замечательное предприятие.

Фотографии и текст zavodfoto

Статья в тему:  Который лодка барк 240с

Необходимость создания судостроительного завода на Севере появилась еще в годы первой пятилетки, когда в 1926 году в стране была принята программа военного кораблестроения. Правительство решает модернизировать кораблестроительные заводы и срочно приступить к созданию новых.

На этом фоне выходит постановление Совета Труда и Обороны при Совете Народных Комиссаров СССР от 31 мая 1936 года № ОК-137 о строительстве новой Судостроительной верфи. В марте 1936 года правительственная комиссия прибывает в Архангельск для выбора площадки под строительство нового кораблестроительного завода. В результате комиссия остановилась на территории в районе Николо-Корельского монастыря в Никольском устье Северной Двины.

Говорят, по этому поводу Иосиф Сталин заметил: «монахи плохую территорию для жизни выбрать не могли, поэтому и завод надо строить там…». Из объективных причин выбора места. Во-первых, хорошие ледовые условия. Благодаря приливным водам лёд в Никольской протоке рыхлый и быстро удаляется в море во время отливов. Во, вторых, кромка льда зимой находится не дальше 14 км от берега, что облегчает сообщение с морем. В-третьих, удачное расположение с точки зрения безопасности. Ведь наличие острова Ягры создаёт естественную защиту акватории и не требовало строительство дополнительных защитных сооружений. Плюс болота вокруг, на танках особо не подъедешь.

Собственно, строительство завода и посёлка при нём Судострой (позднее, в 1938 году, он стал городом Молотовск, а с 1957 года, носит сегодняшнее название Северодвинск) начинается в 1936 году.

Статья в тему:  Сколько стоят весла для лодки

В 2021 году и далее. Планы по строительству атомных подлодок для ВМФ России

В настоящее время «Объединенная судостроительная корпорация» в интересах военно-морского флота реализует два крупных и сложных проекта по строительству атомных подводных лодок. Одновременно строятся многоцелевые АПЛ пр. 885(М) «Ясень» и стратегические ракетоносцы пр. 955(А) «Борей». В последние годы ВМФ получил несколько подлодок двух этих типов, и в ближайшие месяцы ожидается сдача еще двух. Затем «ОСК» предстоит завершить строительство еще 11 корпусов.

Текущие планы

Актуальные планы по развитию подводных сил ВМФ предусматривают строительство 10 ракетных подводных крейсеров стратегического назначения пр. 955 и 955А («Борей» и «Борей-А»). Четыре из них уже переданы заказчику и несут службу. Также ВМФ получит в общей сложности 9 атомных подводных ракетных крейсеров пр. 885 и 885М («Ясень» и «Ясень-М»). Пока эта программа строительства показывает более скромные успехи – в строй введено только два таких корабля.

В декабре прошлого года замминистра обороны Алексей Криворучко раскрыл планы на ближайшие несколько лет. Он рассказал, что до 2027 г. будут построены 14 АПЛ двух основных типов. Строительство кораблей ведется заводом «Севмаш» (г. Северодвинск). Ему предстоит ежегодно сдавать по одной многоцелевой и стратегической подлодке. Важно, что наличие подобных заказов позволило полностью загрузить производственные мощности предприятия.

Планы, раскрытые замминистра обороны, уже частично выполнены. В мае этого года в состав ВМФ ввели первую АПЛ обновленного пр. 885М – «Казань». Еще несколько заказов находятся на поздних стадиях, и будут завершены в ближайшее время. Несколько дней назад был раскрыт актуальный график подобных работ.

Статья в тему:  Как ловить рыбу с резиновой лодки

3 сентября «Интерфакс» опубликовал интервью с гендиректором «ОСК» Алексеем Рахмановым. Среди прочих тем в нем обсуждались перспективы подводного кораблестроения. Глава корпорации рассказал, что до конца этого года заказчику передадут две новые подлодки – РПКСН «Князь Олег» и АПРК «Новосибирск».

Строительство кораблей двух типов будет продолжаться. В результате этого в следующем году на испытания выйдут еще два корабля. Это стратегический «Генералиссимус Суворов» и многоцелевой «Красноярск». Ранее сообщалось, что «Суворов» смогут передать заказчику до конца 2021 г., но теперь это событие смещается на следующий год. «Красноярск» начнет службу в 2022-м, как и планировалось ранее.

Еще 9 АПЛ двух типов находится на разных стадиях строительства, и их испытания с последующей передачей заказчику пока остаются делом отдаленного будущего. Любопытно, что такое количество корпусов на стапелях было достигнуто буквально пару недель назад. 23 августа на «Севмаше» заложили сразу два «Борея-А».

Успехи строительства

Строительство атомных подводных лодок отличается особой сложностью и требует немало времени. Кроме того, на стадии освоения серийного строительства по новому проекту возможно возникновение различных проблем, из-за которых приходится пересматривать график. Как показывают новости последнего времени, российскому кораблестроению удалось преодолеть эти трудности и выйти на требуемые темпы строительства АПЛ.

Следует напомнить, что строительство головного РПКСН пр. 955, «Юрий Долгорукий», продолжалось с 1996 по 2008 г. Затем несколько лет ушло на испытания и доработку, и только в 2013 г. корабль вошел в строй. В том же году ВМФ принял подлодку «Александр Невский», заложенную в 2004 г. «Владимира Мономаха» строили с 2006 г. и приняли на службу в конце 2014-го. Первый представитель пр. 955А, «Князь Владимир», был построен в 2012-18 гг. и несет службу с июня прошлого года.

Статья в тему:  Как поставить сеть с лодки

В этом году ВМФ получит РПКСН «Князь Олег». Этот корабль строился с июля 2014 г. и был спущен на воду через шесть лет. Недавно, в мае начались испытания, и до конца года его передадут заказчику. Закладка следующего корабля «Генералиссимус Суворов» состоялась на несколько месяцев позже, и его собираются сдать в следующем году.

Схожим образом выглядит ситуация и в сфере АПРК. От закладки до спуска головного «Ясеня» прошло более 16 лет. Еще через 4 года на «Северодвинске» подняли флаг. Первый «Ясень-М», «Казань», строили с 2009 по 2017 г. В мае этого года эта АПЛ была передана ВМФ. Ожидаемый в этом году «Новосибирск» заложили в середине 2013 г. и спустили в конце 2019-го. Следующий «Красноярск» пребывал на стапеле с 2014 по 2021 г.

Таким образом, за последние годы «Севмаш» и «ОСК» в целом смогли решить все вопросы строительства и нарастить темпы производства работ. На данный момент строительство одной АПЛ пр. 955(А) или 885(М) занимает не более 6-8 лет. Это вполне соответствует актуальным планам Минобороны и ВМФ – и позволяет рассчитывать, что строительство двух серий будет завершено в установленные сроки.

Вымпелы будущего

Согласно последним заявлениям А. Рахманова, до 2027 г. ежегодно будут сдавать две атомные подлодки – по одному кораблю каждого серийного проекта. Есть все основания считать, что такие планы вполне соответствуют возможностям промышленности. Более того, нетрудно заметить наличие некоторого резерва по времени.

Статья в тему:  То что есть у подводных лодок и кораблей угадай слово

В ближайшее время ожидается спуск на воду РПКСН «Генералиссимус Суворов». В следующем году он пройдет испытания и, вероятно, войдет в состав флота. На разных стадиях строительства находятся еще четыре аналогичных корабля. При ежегодной сдаче одной подлодки всю серию удастся завершить уже в 2026 г. либо либо годом позже. В последнем случае появляется запас времени размером в год.

Схожим образом обстоит дело и со строительством «Ясеней-М». В 2021-22 гг. ВМФ получит две уже построенные подлодки – одна сейчас проходит испытания, вторая готовится к ним. Затем, начиная с 2023 г., сдадут еще пять. Соответственно, последний из запланированных крейсеров войдет в строй в 2027 г. Впрочем, в случае с пр. 885(М) заметный запас по времени отсутствует.

Вопросы обновления

Строящиеся АПЛ распределяются между Северным и Тихоокеанским флотами и дополняют наличные подводные силы. В средней перспективе они станут заменой для кораблей старых типов, которые будут списываться по мере морального и физического устаревания. При этом особое внимание должно уделяться развитию КТОФ.

Из четырех построенных «Бореев» два вошли в состав КТОФ. Место службы нового «Князя Олега» пока не уточнялось. Следующие два РПКСН тоже отправятся на Тихий океан. Таким образом, к середине десятилетия из семи построенных кораблей не менее четырех будет в распоряжении Тихоокеанского флота. Причины этого просты – КТОФ до сих пор использует устаревшие РПКСН пр. 667БДР «Кальмар». В обозримом будущем их будут списывать и заменять современными «Бореями».

Статья в тему:  Как получить права на лодку в рязани

В случае с многоцелевыми подлодками такие тенденции не наблюдаются. Их продолжат поровну разделять между двумя флотами. Первые два «Ясеня» уже служат в составе Северного флота, а два следующих отправят Тихоокеанскому. Существующая группировка многоцелевых АПЛ двух флотов пока соответствует всем требованиям, и форсированное переоснащение одного из них не требуется.

Большие достижения

Таким образом, за несколько лет судостроители «Севмаша» и «ОСК», а также смежные предприятия смогли обеспечить выход программы производства новых АПЛ на требуемые темпы. Результатом этого через 6-7 лет станет самое серьезное обновление флота стратегических и многоцелевых подводных ракетоносцев. Вместе с этим повысится общий потенциал подводных сил и флота в целом.

Необходимо отметить, что перед российскими судостроителями по-прежнему стоит достаточно сложная задача. В ближайшие годы им предстоит сохранять достигнутый темп работ, от чего зависит будущее ВМФ, в т.ч. морской компоненты стратегических ядерных сил. Впрочем, вряд ли стоит беспокоиться об этом. Несмотря на все трудности, «ОСК» уже показала и подтвердила свой потенциал и возможности. Значит, к 2027 г. флот получит обе требуемые серии подлодок.

Как это было: АПЛ “Новосибирск” и “Князь Олег” глазами их строителей

Во вторник, 21 декабря 2021 года, это случилось.

Тот, кто смотрел в этот день новостные программы на главных российских телеканалах, смог узнать и военную тайну – имя командира АПЛ “Новосибирск”. В этой должности его представил стране и миру президент России и Верховный главнокомандующий Владимир Путин. Обращаясь к участникам церемонии по видеоконференцсвязи, он рассказал, что в семье капитана первого ранга Максима Шпирко в разные годы служили во флоте семь человек, и все были офицерами. Президент привлек внимание к этому факту, назвал примером сохранения традиций ВМФ, верного служения Родине и флоту.

Статья в тему:  То что есть у подводных лодок и кораблей угадай слово

В тот же день и тот же час вместе с капитаном I ранга Шпирко Андреевский флаг для своего корабля торжественно принимал командир стратегического ракетного крейсера “Князь Олег” Игорь Голубев. Его имя и звание (на тот момент – капитан II ранга) раскрыли на публике чуть раньше – в момент вывода нового ракетоносца из стапельного цеха для спуска на воду и последующих испытаний.

На плечах Шпирко и Голубева теперь не только каперанговские погоны, но и высочайшая ответственность перед флотом и страной за те корабли, что вверены их экипажам. Вместе с ними эту персональную ответственность разделяют еще как минимум два человека. Их имена не секретят так строго, как принято у военных, но и не светят без надобности на каждом углу.

На корабле и на заводе, где корабль рождается, этих людей в разные годы на разных этапах называли по-разному: руководитель работ, старший строитель, “крестный отец”, “директор парохода”. А еще – “царь, Бог и воинский начальник” в одном лице. Сейчас на “Севмаше” эта должность официально именуется “ответственный сдатчик”.

На АПЛ “Новосибирск” это Максим Сидоренко. И первый серийный “Ясень-М” в его послужном списке тоже первый. А до этого был стратегический ракетоносец серии “Борей” – тот “заказ” Сидоренко вел в роли заместителя ответственного сдатчика.

– Оба проекта своеобразны и мне по-своему дороги, – говорит немногословный Максим Григорьевич. – Первая лодка – это, конечно, особенно теплые воспоминания, хотя не просто все получалось. А на “Ясене”, который меньше габаритами, внутри не так просторно, как на стратегической лодке. Поэтому первое время и с моим ростом привыкать приходилось. Но ничего, ко всему люди привыкают. Вот и мы “сжились” – все нормально…

Статья в тему:  Как подобрать лодочный мотор

“Ясень”, и тем более “Ясень-М” – проект сложный, отмечает Сидоренко. И потому в постройке занимает продолжительное время. Да и программа его испытаний весьма насыщенная.

– Но мы справились – за одну навигацию отходили и заводские, и государственные испытания. Предусмотренная программа, включая пуски ракет, выполнена. И показала полное соответствие характеристикам, заложенным в проект…

А еще, признается Максим, его “Новосибирск”, очень красив внешне: стремительный, обтекаемый – как и другие корабли этой серии, спроектированные в “Малахите”.

У экипажа и сдаточной команды ракетного крейсера “Князь Олег”, который спроектирован в “Рубине”, свои представления о прекрасном. И ревности к коллегам там не испытывают.

– Горжусь и благодарю судьбу, что довелось участвовать в создании этого прекрасного корабля, – признался ответственный сдатчик “Князя Олега” Михаил Ползиков. – Причем с самого начала: с момента контрактации и изготовления первых металлических блок-секций.

Коренной северянин, выросший в семье работников “Севмаша”, он был назначен на эту должность в 31 год. Похоже, у руководителей верфи были на то весомые основания. Вот что писала о Ползикове заводская газета “Корабел”.

“Учился во втузе – филиале Санкт-Петербургского кораблестроительного университета, по системе “завод-втуз”. Практику проходил в корпусно-сварочном производстве, пять лет работал электросварщиком. По окончании учебы в 2005 году стал мастером на участке, который располагался в городе Сосновый Бор Ленинградской области. Тогда-то и приметил его как перспективного молодого специалиста известный корабел Виталий Агафонов, бывший ранее ответственным сдатчиком на подводных лодках “Брянск” и “Томск”.

Статья в тему:  Сколько стоят весла для лодки

– Этому человеку я доверял, к его мнению прислушивался, поэтому без особых раздумий пошел на собеседование, – рассказывает сам Михаил. – И с февраля 2006 года приступил к обязанностям строителя по корпусной части…

А потом – пять лет на строительстве головной АПЛ нового поколения “Юрий Долгорукий”, в команде ответственного сдатчика Николая Семакова. Под руководством Семакова и его личном участии на “Юрии Долгоруком” выпестована целая плеяда молодых корабелов, которые теперь приняли на себя ответственные и важные заботы на строительстве кораблей проектов “Ясень” и “Борей”.

– Эдуард Усов, Сергей Николаев, Сергей Котцов, Александр Рогатых, Дмитрий Кулаковский, – перечисляет Михаил Ползиков. – Их имена связаны с АПЛ “Северодвинск”, “Владимир Мономах”, “Князь Владимир”, “Казань” и другими строящимися или уже вошедшими в состав ВМФ подводными кораблями…

На головном “Юрии Долгоруком” Ползиков вел корпусные работы, занимался всей наружной частью корабля, спасательными устройствами и водяными системами. Потом была АПЛ “Князь Владимир”, а с июня 2013-го – “Князь Олег”. Этот “заказ”, как уже сказано, он вел с момента закладки.

“Объем работы очень большой, – признавался Михаил Павлинович в газете “Корабел” перед этапом гидравлических испытаний. – В огромном количестве поступает вварочное насыщение корпусных конструкций, все надо ввести в графики, отслеживать ход работ. Нужны дополнительно сварщики, сборщики”.

Преодолевать неизбежные трудности помогали опытные строители Андрей Добродеев, Иван Швецов, Игорь Дмитров. А трудности в таком деле как строительство современной атомной подводной лодки были, есть и будут всегда.

Статья в тему:  Как поставить сеть с лодки

– Михаила знаю давно, – говорил в те напряженные дни Николай Семаков. – Грамотный, ответственный, умеет работать с людьми, способен оперативно решать серьезные производственные задачи. Уверен, что коллектив, которым он руководит на строительстве 205-го, цели добьется…

205-й – это номер заказа, если угодно, заводской “паспорт”, по которому строили на “Севмаше” первый серийный ракетоносец “Борей-А”. Строили на совесть, с горячим желанием передать флоту боеготовый корабль в установленные сроки. И желанный день настал: 21 декабря 2021 года “Князь Олег” поднял Андреевский флаг и был зачислен в состав ВМФ.

За экипаж Игоря Голубева и сдаточную команду “Князя Олега” в этот день радовалась вся семья Ползиковых. И сам Михаил Павлинович, и жена – учительница начальных классов, и трое их сыновей, и родители Михаила, и брат Александр, пошедший по его и родительским стопам.

“Рассказ о Михаиле Ползикове будет не полным, – снова цитирую заводскую многотиражку, – если не упомянуть о его спортивной закалке. Михаил много лет занимался флорболом, имеет звание мастера спорта, неоднократный чемпион России – в составе сборной Северодвинска”.

И только “Юрий Долгорукий”, а затем уже “Князь Олег” потребовали полной самоотдачи и не нормированного рабочего дня. Но спорт из жизни не ушел. Он, как и раньше, дисциплинирует, укрепляет характер, учит ставить достойные цели. И – побеждать.

Статья в тему:  Лодка которая может плавать под водой

Максим Сидоренко, ответственный сдатчик АПРК “Новосибирск”:

– Корабль прошел полный цикл заводских ходовых и государственных испытаний. Но еще до выхода в море и в самом начале ЗХИ мы сумели устранить замечания, которые возникли при испытаниях АПЛ “Казань” – головной в нашей серии. Корабли однотипные, требования к ним аналогичные, поэтому у нас была возможность сработать на опережение – разобраться по некоторым замечаниям и снять их на этапе заводских испытаний – до предъявления государственной комиссии.

А вообще за время работы на этом заказе у нас сформировался хороший, сильный коллектив строителей. И часть молодых ребят, которые здесь выросли в настоящих профессионалов, уверен, пойдут дальше, проявят себя на строительстве других заказов, а школа “Новосибирска” будет в помощь. Своим успехом мы обязаны, конечно, всему коллективу “Севмаша”, проектно-конструкторским организациям, с которыми тесно взаимодействовали, поставщикам оборудования, военной приемке. Отдельное спасибо командиру корабля и экипажу – вместе с ними прошли и заводские ходовые, и государственные испытания. И смогли убедиться: экипаж ценит свой корабль и стремится овладевать всеми навыками в управлении им.

Михаил Ползиков, ответственный сдатчик РПКСН “Князь Олег”:

– Никогда не пропадало чувство, что корабль растили как ребенка – насыщали его оборудованием, системами, прокладывали трубопроводы, кабельные трассы… В определенный момент у корабля “забилось сердце” – пустили собственный реактор, и дальше все стальное и холодное постепенно оживало. Мы учили корабль ходить, видеть, слышать – в общем чувства приятные, сравнимы с рождением нового человека.

Статья в тему:  Который лодка барк 240с

“Князь Олег” – первый серийный корабль. При разработке его конструкторской документации многое изменено и дополнено в сравнении с кораблями предыдущей серии. Здесь полностью обновлены комплексы связи, комплекс радиолокации, навигации. Корабль стал тише под водой по акустическим характеристикам, быстрее, маневреннее. Есть элементы автоматизации, которые следят за правильностью выполнения экипажем той или иной последовательности действий. Человеческий фактор исключить нельзя, управляет кораблем человек, но при этом система помогает в какой-то сложный момент выбирать правильное решение. Или – предупредить о возможной неполадке, повреждении оборудования, нештатной ситуации.

У нашего корабля – новое, современное вооружение. Внедрено много нужных, тщательно продуманных конструкторских решений. А еще – сильный, сплоченный экипаж во главе с талантливым командиром. И нам не стыдно передавать полностью готовый, испытанный в море корабль.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: