2 просмотров

Где сейчас находится подводная лодка курск

“Курск” 17 лет спустя: эксперт показал фото подлодки, которые никто не видел ранее

12 августа 2000 года, ровно 17 лет назад, в Баренцевом море затонула атомная подлодка “Курск”. Спасательная операция, которая продлилась с 13-го по 21 августа, не дала результатов: погиб весь экипаж – 118 человек. Спустя год подлодка была поднята со дна Баренцева моря.

Согласно официальной версии, авария произошла из-за взрыва торпеды в торпедном аппарате №4. Следователи полагают, что он был вызван утечкой водородной смеси. После этого произошел взрыв остальных торпед. Документы о трагической гибели атомной подводной лодки “Курск” были засекречены. Журналисты РЕН ТВ встретились с Александром Горбуновым, который в начале 2000-х годов был старшим экспертом-криминалистом 1082-й судебно-медицинской лаборатории Северного флота. С его участием поднято 37 тел погибших подводников с АПРК “Курск”.

– Александр Владимирович, когда узнали, что придется участвовать в расследовании катастрофы “Курска”?

– Прошло около двух недель со дня катастрофы, когда стало понятно: нужно готовиться к опознанию погибших подводников. Тогда руководство решило: я буду участвовать в сборе криминалистической информации. Она позволит идентифицировать каждого из членов экипажа. Откомандировали в поселок Видяево. Там жили родственники моряков, и, вместе со следователем, мы приступили к опросам родственников, друзей и сослуживцев моряков с “Курска”.

– У вас же стояла задача – понять, как погиб экипаж? Что нужно было знать криминалистам?

– Истории болезни, рентгеновские снимки, медицинские книжки, санаторно-курортные карты – первым делом запрашивали сведения из медучреждений, затем изучали и систематизировали поступившие документы. Это вроде базы данных. После – особое внимание к внешности. Здесь уже помогали близкие. На основе полученной информации составляли идентификационные карты. Кто-то помогал фотографиями из семейных архивов. У кого-то из погибших, например, имелись татуировки; мы уточняли, где на теле и какая именно. Это западало в память. Особенно если было не изображение группы крови, а, к примеру, акула или подводная лодка. Естественно, они в памяти откладывались. И потом, уже во время работы на самой лодке, естественно, я вспоминал, кто и что об этом герое-подводнике рассказывал. Можно представить, составлено около 100 протоколов допросов. Все это было нужно для опознания – никто ж не знал, в каком состоянии будут тела, когда их поднимут. Скажу сразу, с нами всегда дежурили медики скорой, которым часто приходилось помогать родственникам, – нелегко было рассказывать о детях и братьях, которых нет в живых.

– Что вас больше всего поразило во время осмотра отсеков?

Статья в тему:  Сколько стоят права на лодку украина

– Работали независимо от времени суток. Начали с девятого отсека. Была поставлена задача – обнаружить и поднять тела. Там была вода, на поверхности которой пленка из мазута, воздух с большой концентрацией угарного газа. Кромешная тьма. Спускались туда в специальных костюмах и дыхательных масках – работать без них было нельзя. Несколько вдохов не из баллонов с кислородом – все, считай, погиб.

Осмотром непосредственно руководил, и принимал участие, руководитель следственной группы – Егиев Артур Левонович – тогда еще старший следователь по особо важным делам Главной военной прокуратуры. Внутри – что-то наподобие кадров из фильма ужасов. Было видно: ребята делали все, чтобы спастись. Повсюду – средства регенерации воздуха и спасательные гидрокостюмы, такого… оранжевого цвета. На лицах некоторых из подводников были надеты маски портативных дыхательных аппаратов.

Мы обнаруживали тела даже в таких местах, куда пройти просто нереально. К некоторым, чтобы извлечь их в проход, приходилось проползать по-пластунски, и затем, практически в обнимку, выползать назад. В 9-м отсеке я работал обычно вместе со следователем военной прокуратуры Северного флота Андреем Мезеновым. Одного из моряков мы поднимали почти 5 часов. Но не всех, кого планировали найти, нашли сразу.

– Одновременно нужно было собирать и информацию?

– Весь ход следственных действий и осмотра отсеков фиксировался на видео и фото. Где и в каком положении находились тела, одежда на них. Расположенные рядом предметы, агрегаты, показания приборов. На этом всём делали акценты. А нужно было успеть все за 20 минут. На столько времени хватало запаса воздуха в баллонах за спиной. О том, что нужно выходить, сигнализировала лампочка – в маске аппарата она моргала красным цветом. Кто-то даже едва успевал выйти наружу – несколько секунд, и кто знает, что могло бы случиться.

Статья в тему:  Где появляется летающая лодка в пв

Уже когда работали в пятом отсеке с Вадимом Золотухиным – следователем военной прокуратуры, – прошли повсюду, по всем палубам – установили, сколько тел и где они расположены. Начали их поднимать, с нижней палубы достали нескольких моряков. Четыре часа, отведенные на смену, пролетели как пять минут. А наверху тогда был Юрий Яковлев, первый заместитель главного военного прокурора. Он руководил работой следственной группы. Помню, генерал по рации сказал Золотухину: “Сворачивайтесь, выходите”. На что тот ответил: пока не подниму всех, наверх не выйду. И вот мы с ним, считай, две смены проработали и практически всех, кого обнаружили в отсеке, подняли. Только тогда вышли. Естественно, мне, наверное, от усталости, стало нехорошо. Товарищи помогли спуститься на вспомогательное судно, а там начальник медслужбы уже оказал помощь – 200 граммов “лекарства”. Я сразу отключился и проспал 5 часов.

Фото: передвижная криминалистическая лаборатория

Фото: медаль за подъем АПРК “Курск”

Со временем привыкли к такому режиму? Наверное, в других отсеках, где уже не было воды, проще работалось?

– Там не нужны были дыхательные аппараты с баллонами. Воздух в отсеках к тому времени уже очистили. Зато там был настоящий хаос. Искать тела приходилось в огромных кучах обломков, настоящей каше из металла. Нельзя было фрагментировать тела – старались, как могли, их сохранить. Адский труд на самом деле, после того, как они пробыли в соленой воде почти полтора года. Копали по несколько часов – и это было нормально. Представьте, если следователей, которые работали непосредственно на “Курске”, было около 40 человек, то экспертов всего четверо. Один из нас, экспертов, Шамиль Шамшутдинов, сутками не вылезал из подлодки. На самых сложных участках, где взрыв уничтожил почти все, находили только части тел. Здесь уже приходила на помощь та база данных, которую создали. И идентификационная карта – ее завели на каждого моряка. К концу марта 2002 года удалось обнаружить и опознать тела 115 погибших подводников. Двух матросов и главного специалиста “Дагдизеля” не нашли. Позже комиссия подтвердила: все находившиеся в 9-м отсеке люди погибли от отравления угарным газом. В течение 7-8 часов после катастрофы.

Статья в тему:  Как да направим хартиена лодка

Служба в то время проходила в экстремальных условиях. Непосредственно с моим участием было поднято из отсеков субмарины 37 тел. Руки и глаза до сих пор помнят как вчера “своих” подводников – кто, где, когда был обнаружен и как был поднят из той могилы. “Курск” сделал многих героями. Моряков, спасателей, подводников, командиров, руководителей. Это очень ценный опыт, но стоил он очень дорого…⁠⁠⁠⁠

Новое в блогах

  • Как вывести сюда мое сообщество?

Сообщество «Д̅у̅х̅о̅в̅н̅о̅е̅ р̅а̅з̅в̅и̅т̅и̅е̅ »

Рассекреченные материалы по «Курску»: почему никто не ответил за гибель подлодки

Все тайное рано или поздно становится явным. Поэтому не стоит удивляться, что еще 29 августа 2019 года на сайте цифровой библиотеки Билла Клинтона были опубликованы стенограммы его телефонных и личных бесед с Владимиром Путиным. Документы датированы 1999–2001 годами, все они были под грифом «секретно». Спустя 20 лет гриф секретности был снят, и они были выложены в открытый доступ. Ничего странного в этом нет, странно, что заметили мы это только год спустя. Утечку опубликовала «Медуза» (тот еще ресурс).

В рассекреченных материалах Путин общается с американскими коллегами в качестве директора ФСБ и секретаря Совбеза РФ, главы правительства, и. о. президента РФ и уже как глава российского государства. Темы обсуждаются разные. Меня заинтересовали две из них – гибель атомохода «Курск» и судьба президента Югославии Слободана Милошевича.

Статья в тему:  Кто остался на лодке в живых

ПЛАРК К-141 «Курск»

6 сентября 2000 года Владимир Путин и Билл Клинтон встретились в Нью-Йорке в президентском номере гостиницы Waldorf Astoria. На встрече также присутствовали зам. главы АП РФ Сергей Приходько и зам. госсекретаря США Строуб Тэлботт, свободно владеющий русским языком. Прошу учесть, что ниже приведенная стенограмма (в частности, речь Путина), переведена дважды: сначала переводчиком с русского языка на английский, а затем «Медузой» обратно с английского на русский (возможны некоторые стилистические неточности, но смысл передан точно).

Справка: Оклахома-Сити – крупнейший на момент разговора Клинтона и Путина теракт в США. 19 апреля 1995 года там взорвался заминированный автомобиль. Была разрушена северная часть федерального здания имени Альфреда Марра. В результате теракта погибли 168 человек, более 680 получили ранения.

Путин: «Хорошего выбора у меня не было. Я оказался в ловушке между плохими и худшими вариантами. Мне говорили, что если бы я сразу спустил туда маленькую подводную лодку и хотя бы попытался спасти парней, мои рейтинги выросли бы. Нельзя позволять делать что-то подобное ради пиара. Нужно отдавать приоритет реальному спасению людей. Я ценю вашу искреннюю поддержку. Как ни странно, последующие опросы показали, что этот инцидент не повлиял на мое положение. Но я очень боюсь, что нечто подобное может повториться.»

Клинтон: «Сейчас мы работаем в другой обстановке. Если в Москве взрывается здание, это словно происходит у наших родственников. Или если люди в Мозамбике вынуждены залезать на деревья, чтобы спастись от наводнения… Во многих отношениях это хорошо. Это напоминает нам, что другие — тоже люди. После этого сложнее ненавидеть. Но иногда и лидеру бывает трудно поступать правильно из-за всех этих сильных ощущений.»

Статья в тему:  Как убрать дельфинирование на лодке пвх

Путин: «Мы чувствовали себя бессильными во время этой катастрофы. Сейчас все выглядит так, что весь экипаж погиб в течение 60 или 90 секунд. Мы не могли рассказать родственникам, но в корпусе была дыра размером около двух метров, через которую затопило первые три отсека подлодки. Я даже не знаю, как мы можем вытащить тела. В этих водах много трески – плоти на костях может не остаться. Мы пытались спустить на тормозах всю эту шумиху, но некоторые люди странные, и они просто продолжали ее подпитывать. Это просто факт жизни.»

На что следует обратить внимание. Данный разговор состоялся 6 сентября, а авария с ПЛАРК «Курск» произошла 12 августа, в результате которой он затонул и лег на дно в Баренцевом море, в 175 км от Североморска (69°40′ с. ш. 37°35′ в. д.) на глубине 108 метров. Все 118 членов экипажа, находившиеся на борту, погибли. По количеству погибших это крупнейшая трагедия в послевоенной истории советского и российского подводного флота.

Официальная версия гибели К-141 «Курск»

Расследование уголовного дела было завершено 22 июля 2002 года.

– написано в постановлении старшего следователя по особо важным делам Главной военной прокуратуры Артура Егиева.

Согласно официальной версии, озвученной в 2002 году генеральным прокурором Устиновым, причиной крушения ПЛАРК стал взрыв в 11:28:26 по мск учебной торпеды 65-76 ПВ («Кит») в торпедном аппарате № 4 лодки, приведший к пожару в 1-ом отсеке, который в свою очередь через 2 мин привел к детонации уже боевых торпед и второму взрыву, который и похоронил лодку вместе с экипажем. Причиной первого взрыва стала утечка компонентов топлива торпеды (пероксида водорода).

Статья в тему:  Как сделать лодку своими руками из алюминия

Версия вице-адмирала Рязанцева

Это официальная версия, которую пока никто не опроверг. Хотя существует и доклад зам. начальника ГУ ВМФ по боевой подготовке вице-адмирала Валерия Рязанцева, входившего в состав правительственной комиссии по расследованию причин и обстоятельств катастрофы К-141, который считает, что причиной первого взрыва так называемой «толстой» торпеды 65-76 ПВ, стало её пополнение необезжиренным воздухом высокого давления 11 августа 2000 года, произведённое экипажем лодки, пользовавшимся при этом, в силу своей некомпетентности, неправильными инструкциями, что спровоцировало неконтролируемую реакцию разложения перекиси водорода после загрузки торпеды со стеллажа в торпедный аппарат 12 августа 2000 года. Это стало возможным вследствие доукомплектования экипажа ПЛАРК «Курск» перед выходом в море ввиду некомплекта специалистами с других подлодок, не имеющих опыта работы с торпедами на пероксиде водорода.

Второй взрыв, по версии вице-адмирала Рязанцева, произошёл не в результате объёмного пожара в 1-ом отсеке, а из-за столкновения ПЛАРК с грунтом. Согласно его версии, К-141 «Курск», с заполненным водой 1-ым отсеком после первого взрыва, на скорости около 3 узлов, с дифферентом на нос 40-42 градуса столкнулся с грунтом на глубине 108 метров, в результате чего торпедные аппараты № 1, 3, 5 и 6 с боевыми торпедами, снаряжёнными взрывателями, были смяты и разрушены, что и привело к взрыву и последующей гибели экипажа.

Факты, установленные после подъема лодки в 2001 году

Верховный Главнокомандующий не был проинформирован должным образом, в результате он даже не прервал свой отпуск в Сочи, который продлился до 17 августа. Погибшие моряки были посмертно награждены орденами Мужества, командир К-141 каперанг Лячин удостоен звания Героя РФ (но не за гибель лодки, а за предыдущий поход, так уж случилось, что посмертно).

Статья в тему:  К чему снится быть в лодке

То, что версия вице-адмирала Рязанцева принята к исполнению, явствует из следующего факта: после того, как 25 ноября 2001 года генеральный прокурор Устинов представил его доклад президенту, в течение трёх часов был подписан Указ об увольнении семнадцати офицеров Северного флота и Главного штаба ВМФ, включая нескольких адмиралов, с формулировкой «за упущения в организации боевой подготовки». Фактически тем самым замели мусор под ковер, а официальной версией признана версия генпрокурора Устинова.

Дело ясное, что дело темное

Шансов спастись у них самих не было. Шансы спасти их были только у спасателей. Но два первые дня были утеряны, благодаря командующему СФ. Спустя двое суток спасать было уже некого. Понятно, что о спасении людей речь тогда уже не шла.

Кто в этом больше виноват, каждый решает сам. Я бы не снимал часть вины с Верховного, при всем моем к нему уважении. На флоте принят негласный закон – за все на корабле отвечает командир. Даже если вахтенный ему не доложил о происшествии, виноват все равно он, и за то, что не доложил – тоже!

А Путин на тот момент принял управление нашим общим кораблем. Я уверен, он сам до сих пор чувствует свою вину за это, он порядочный человек. Но почему не наказаны виновные, тот же командующий СФ – вопрос! Значит, была попытка заиграть. И в этом наш большой минус. Всё пытаемся заиграть. Тогда с «Курском», год назад с Лошариком. Все шито-крыто – погибшие герои, никто не виноват.

Статья в тему:  Как выбрать якорь для алюминиевой лодки

К чему приводит подобная практика? К следующим авариям! А то, что ВВП возродил наш ВМФ, так честь ему и слава, никто этого не отрицает. Но попытка все заиграть и спрятать под сукном – наше всё! Ничего не изменилось со времен Петра I.

Резюме

Все усилия спасти подводников со стороны наших спасателей, которые с большим опозданием всё-таки прибыли к месту катастрофы, не увенчались успехом. В результате, руководство поздно обратилось за помощью к норвежскому правительству, где такие спасательные устройства были. Потеряли время, и оставшиеся в живых моряки из-за наступившего резкого ухудшения обстановки в отсеке погибли…

Вечная память героям!

А в рассекреченных переговорах Путина и 42-го президента США лично меня поразила степень откровенности обоих. Особенно на фоне слитых недавно Макроном через французские СМИ подробностей своих конфиденциальных телефонных переговоров с российским коллегой. Вполне допускаю, что лидеры обеих стран в приватных беседах, полагая, что они не будут преданы гласности, могут еще и не такое наговорить.

Только Клинтон для огласки переговоров ждал 20 лет, а Макрон поступил некрасиво, нарушив неписанный кодекс чести. Если бы его фамилия была Зеленский, я бы даже не удивился, но от президента 5-й республики не ожидал. Даже Лавров, повидавший многое, не мог поверить в подобное.

Но возвращаясь к Клинтону и нашей погибшей подлодке проекта 949А «Антей», хочу сказать, что она обязана своей жизнью именно ему. Точнее, его операции «Союзная сила» (англ. «Operation Allied Force»), бомбардировок Сербии (СРЮ) силами НАТО в 1999 году, после чего отношения между нашими странами испортились, и мы приостановили утилизацию ПЛАРК этого проекта.

Статья в тему:  Где взять лодку в рдр2

Новости Барнаула

Опросы

Спецпроекты

  • Газ на Алтае
  • Налоги для физических лиц
  • FITamic
  • FM-Продакшн
  • Все проекты
  • Правила поведения на сайте

  • Рубрики
  • Алтай
  • Барнаул
  • Коронавирус сегодня
  • Бийск
  • Рубцовск
  • Республика Алтай
  • Политика
  • Экономика
  • Правила жизни Искателей
  • Общество
  • Недвижимость
  • Происшествия
  • Мобильный репортер
  • Экология
  • Здоровье
  • Авто
  • Инфографика
  • Культура
  • Туризм
  • Спорт
  • Наука
  • Только о хорошем
  • Тесты и игры
  • Люди говорят
  • Образование
  • Кухня
  • Дача
  • Только на amic.ru
  • Подкасты
  • Вакансии
  • А это вообще законно?!
  • AmicМилосердие
  • Марафон победы

Прямой эфир

Лучшая лодка, лучший экипаж: хроника гибели атомной подводной лодки “Курск”

Трагедия, которая потрясла мир. 20 лет назад в Баренцевом море затонула подводная лодка “Курск”. Погиб весь экипаж – 118 человек. Как спасали и надеялись на чудо – в хронике amic.ru.

Во время учений Северного флота в Баренцевом море в установленное время атомная подводная лодка (АПК) К-141 “Курск” не вышла на связь. В районе, где находился “Курск”, в 23:44 (здесь и далее указано московское время, – прим. ред.) был зафиксирован взрыв.

На поиски “Курска” вышла группа кораблей под командованием адмирала Вячеслава Попова. Подводный крейсер был обнаружен лежащим на грунте на глубине 108 метров в 04:51. В 07:15 министр обороны Игорь Сергеев доложил о случившемся президенту России Владимиру Путину.

В этот день в 11:00 утра командование российского флота сделало первое официальное заявление о том, что АПЛ легла на дно. В заявлении было сказано, что с “Курском” поддерживается радиосвязь. Позже по заявлению представителя флота стало известно, что связь с людьми поддерживается только через перестукивание. Также было сказано, что опасности для жизни экипажа подлодки нет, а через спасательный аппарат “колокол” идет подача топлива, кислорода и продув систем АПЛ.

Статья в тему:  Где появляется летающая лодка в пв

После осмотра крейсера стало понятно, что “Курск” воткнулся в дно под углом 40 градусов. У подлодки разворочена носовая часть, выведена из строя всплывающая спасательная камера. Главком ВМФ адмирал Владимир Куроедов делает заявление, что шансов на спасение людей очень мало.

15 августа Главный штаб ВМФ делает официальное заявление, что начинается спасательная операция. Экипаж АПЛ планировали эвакуировать при помощи спасательных снарядов. Суда аварийно-спасательной службы, атомный крейсер “Петр Великий” и еще около 20 кораблей и спасательных судов сосредоточились над местом трагедии. Однако тяжелые погодные условия не позволили начать спасательную операцию. Волнение моря в районе катастрофы составляло 4-5 баллов.

Генеральный конструктор ЦКБ МТ “Рубин” Игорь Баранов признал, что воздуха на “Курске” хватит всего на 5-6 дней. В Москве создают правительственную комиссию по расследованию причин аварии крейсера. Возглавляет комиссию вице-премьер Илья Клебанов. В это же время в Брюсселе представители Министерства обороны РФ начали переговоры с НАТО.

В этот же день, 15 августа 2000 года, представителям СМИ заявили, что члены экипажа субмарины живы. Однако неизвестно, есть ли раненые и пострадавшие.

Наконец-то погодные условия позволили начать спасательную операцию – волнение моря составило 2 балла. Со спасательного судна “Рудницкий” спущен глубоководный спасательный аппарат “Приз”. За ночь было принято несколько неудачных попыток проникнуть к лодке.

Адмирал Куроедов делает заявление, что Россия примет любую предложенную Западом помощь.

Статья в тему:  Как да направим хартиена лодка

К месту трагедии вышло норвежское судно Seaway Eagle с глубоководными водолазами на борту и транспортное судно Normand Pioneer с британскими специалистами и оборудованием.

Спасательная операция, которую продолжают российские спасатели, не дает результата.

К месту катастрофы прибыло норвежское судно Normand Pioneer с британской спасательной мини-лодкой LR5. Стартовала новая, международная фаза операции по спасению экипажа “Курска”.

Норвежские водолазы обследовали подводную лодку на предмет повреждений и наличия воздушных подушек в кормовых отсеках. Иностранным спасателям удалось разблокировать вентиль аварийно-спасательного люка, но проникнуть внутрь не смогли. Они срочно изготовили специальный инструмент для вскрытия люка.

Норвежцам удается вскрыть верхний спасательный люк девятого отсека. Шлюзовая камера пуста. После спасатели открывают внутренний люк девятого отсека. Внутри оказывается вода. Внутрь корпуса субмарины введена видеокамера. С ее помощью спасатели хотели определить состояние седьмого и восьмого отсеков “Курска”. В девятом отсеке крейсера обнаружено тело члена экипажа.

В этот же день начальник штаба Северного флота вице-адмирал Михаил Моцак официально подтвердил, что экипаж АПЛ К-141 “Курск” погиб.

Владимир Путин своим указом объявил 23 августа днем траура. Президент России вылетел в Североморск, где встретился с родными и близкими погибших моряков. В СМИ появляется информация, что в порту норвежского города Берген находится американская подлодка “Мемфис”. Крейсер зашел в порт 18 августа для пополнения запасов.

Этот день в России объявлен днем траура.

Статья в тему:  Как ремонтировать лодки пвх

Генеральный прокурор России Владимир Устинов объявил о возбуждении уголовного дела по факту гибели субмарины.

Президент России подписал указ о награждении государственными наградами членов экипажа атомной подводной лодки “Курск” (посмертно). Звание Героя Российской Федерации присвоено капитану I ранга Геннадию Лячину (посмертно). Остальные члены экипажа награждены орденами Мужества. В этот же день Путин подписал указ “Об увековечении памяти экипажа атомного подводного крейсера “Курск”.

В США признают, что в момент аварии “Курска” рядом с ним находились две американские субмарины. Но при этом они отрицают, что причиной катастрофы стало столкновение с одной из них.

19 сентября

Владимир Путин принял решение приступить к операции по подъему останков экипажа “Курска” и самого крейсера. Операция по подъему тел была намечена на октябрь – ноябрь 2000 года, по подъему субмарины – ориентировочно на сентябрь 2001 года.

Начинается операция по подъему тел погибших моряков-подводников. В восьмой отсек затонувшей АПЛ спустился первый российский водолаз – мичман Сергей Шмыгин.

В ночь на 26 октября водолазы осмотрели тела членов экипажа “Курска”. После взрыва в шестом, седьмом, восьмом и девятом отсеках люди были живы. В кармане погибшего командира девятого отсека Дмитрия Колесникова нашли предсмертную записку. Вначале была опубликована только первая часть текста: “13:15. Весь личный состав из шестого, седьмого и восьмого отсеков перешел в девятый. Нас здесь 23 человека. Мы приняли это решение в результате аварии. Никто из нас не может подняться наверх”. Позже журналистам рассказали о второй части записки. Там было написано, что два-три человека пытались выйти из лодки через аварийно-спасательный люк, однако это не удалось, потому что отсек был заполнен водой.

Статья в тему:  Где взять лодку в рдр2

В Североморске на Приморской площади прошла ритуальная церемония прощания с четырьмя подводниками, которые погибли в результате катастрофы.

В конце октября в Баренцевом море прекращены все работы в девятом отсеке лодки.

Начались и затем были прекращены работы по вскрытию корпуса в третьем отсеке. Отсек в тот же день законсервировали. Телекамеры показали “значительные разрушения, нагромождение аппаратуры, отсечных механизмов, фрагментов приборов”. В тот же день в Санкт-Петербурге на Серафимовском кладбище прошли похороны капитан-лейтенанта Дмитрия Колесникова.

7 октября 2001 года

Началась операция по подъему АПЛ “Курск” со дна Баренцева моря.

22 октября 2001 года

Атомоход “Курск” установлен на киль-блоки в плавдоке № 50 судоремонтного завода в Росляково. Для работы на субмарине были сформированы восемь следственных групп, они приступили к работе в полном объеме после полной откачки воды из подлодки. В состав групп включены специалисты Северного флота, представители Московского и Санкт-Петербургского военных округов.

27 октября 2001 года

Генеральный прокурор России заявляет, что визуальный осмотр атомохода позволяет заключить, что пожар происходил по всей лодке. В эпицентре температура достигала 8 тысяч градусов по Цельсию. Полностью водой лодка была заполнена максимум за восемь часов.

Из отсеков “Курска” за период осени 2000 года и осени-зимы 2001 года были извлечены и опознаны 115 из 118 погибших подводников.

26 июля 2002 года

Генеральный прокурор России сообщил, что гибель “Курска” произошла вследствие взрыва, центр которого локализован в месте расположения учебной торпеды, внутри четвертого торпедного аппарата, и дальнейшего развития взрывного процесса в боевых зарядных отделениях торпед, находившихся в первом отсеке АПЛ.

Статья в тему:  Как выбрать якорь для алюминиевой лодки

Устинов также заявил, что Генпрокуратура закрыла уголовное дело о гибели атомохода “Курск” за отсутствием состава преступления.

По его словам, в действиях должностных лиц, ответственных за проведение учений в Баренцевом море, изготовление, эксплуатацию и установку торпеды, ставших причиной гибели “Курска”, нет состава преступления. Версия столкновения и версия мины исключена.

Гибель экипажа стала самой масштабной катастрофой в истории отечественного подводного флота.

Журнал «ПАРТНЕР»

  • Новости
    • По материалам европейских СМИ
  • Политика
    • Германия
    • Европейский Союз
  • Социальные вопросы
    • Пенсии
  • Семья
    • Семья и школа
    • Развод
  • Образование
    • Высшее образование
  • Общество
    • Полезная информация
    • Люди и судьбы
    • Криминал
    • Человек и общество
  • Техника и наука
    • Люди науки
  • Здоровье
    • Медицинские кассы и страхование
    • Болезни
  • История
    • История Европы
    • Люди, вошедшие в историю
    • Памятные даты
    • Неизвестное об известном
  • Культура
    • Деятели культуры
    • Праздники
  • Путешествия
    • Путешествия по Германии
    • Путешествия по Европе
  • Досуг
    • Юмор
    • Спорт
    • Тесты, загадки, головоломки, кроссворды

Как поднимали атомную подводную лодку Курск

Как поднимали атомную подводную лодку «Курск»

Операция «Подъем»

Предыстория

В августе 2000 года весь мир облетела весть о трагедии российской атомной подводной лодки (АПЛ) «Курск», погибшей вместе со всем экипажем в ходе маневров Северного флота.

После взрыва собственных торпед в первом (носовом) отсеке АПЛ легла на дно на глубине немногим более 100 м вблизи от побережья Кольского полуострова. На дне Баренцева моря остались два атомных реактора, 24 крылатые ракеты «Гранит», размещенные в забортных пусковых контейнерах, неизвестное количество невзорвавшихся боевых торпед, а также тела 118 погибших подводников. Уже через неделю после гибели лодки главный конструктор ЦКБ «Рубин», (разработчик проекта 949А, по которому был построен «Курск») Игорь Спасский представил президенту России план работ по ликвидации последствий катастрофы. 28 августа 2000 года вышло распоряжение правительства РФ, возложившее координацию работ по подъему погибшей АПЛ на ЦКБ «Рубин».

Статья в тему:  Сколько стоят права на лодку украина

Предстояло проведение уникальной операции. Правда, ее разработчикам уже был известен зарубежный аналог. В марте 1968 года в Тихом океане при невыясненных обстоятельствах погибла советская дизель-электрическая подводная лодка К-129, вооруженная тремя баллистическими ракетами Р-21. Американским ВМФ и спецслужбам удалось установить место гибели К-129 и провести единственную в своем роде тайную операцию по ее подъему с глубины более 5000 м. «Курск» покоился на глубине порядка всего лишь 100 м, но зато его водоизмещение (т.е. масса и габариты) многократно превышали аналогичные параметры К-129.

К процессу подъема АПЛ были предъявлены жесткие требования – следовало поднимать лодку, не допуская при этом крена и дифферента, без силового воздействия на ее наружный (легкий) корпус. Это объяснялось тем, что в результате взрыва механизмы АПЛ были сорваны со своих фундаментов, а состояние оставшегося боезапаса неизвестно.

Прошедшие с большими потерями сквозь годы «перестройки» советские ВМФ и промышленность были не в состоянии собственными силами осуществить сложнейшую операцию подъема гигантской АПЛ. К участию в ней были привлечены зарубежные фирмы, главную роль среди которых сыграла голландская компания Mammoet Transport BV, разработавшая и детальный план подъема. Общее руководство и координация работ оставались за ЦКБ «Рубин». Голландские специалисты предложили вырезать в прочном корпусе лодки между шпангоутами отверстия, в которые завести специально разработанные раздвижные зацепы. Поднимать лодку следовало с помощью гидравлических домкратов, установленных на специально перестроенном для этого судне.

Статья в тему:  Как сделать лодку своими руками из алюминия

Первые шаги

Естественно, прежде чем начинать непосредственную подготовку к подъему лодки, следовало сделать детальный осмотр ее корпуса и прилегающей к нему поверхности морского дна. Кроме того, был необходим радиационный мониторинг.

Для этого в сентябре 2000 года были проведены две экспедиции с использованием научно-исследовательского судна «Академик Келдыш», имеющего на вооружении два глубоководных аппарата «Мир». В результате была собрана необходимая информация о состоянии наружных поверхностей корпуса лодки и ее пространственном положении. Были обнаружены две зоны разброса фрагментов корпусных конструкций и оборудования первого, разрушенного взрывом, отсека. Некоторые фрагменты удалось поднять на поверхность и отправить для исследования. Проведенный мониторинг показал, что радиационная обстановка вблизи АПЛ находится в пределах нормы.

Эвакуация погибших

На следующем этапе работ главная роль отводилась специальной полупогружной платформе «Регалия», принадлежащей норвежской фирме «Halliburton». 20 октября 2000 года она прибыла и встала на якоря точно над покоящимся на дне «Курском». Удержание платформы в этой точке с точностью до 1 м осуществлялось по данным спутниковой навигации и средствами динамического позиционирования. Еще раз был проведен дозиметрический контроль, после чего водолазы приступили к эвакуации из корпуса АПЛ тел погибших моряков.

Для этого в прочном корпусе прорезали отверстие диаметром 0,8 м. Резка выполнялась тончайшей струей воды с абразивным песком, подаваемой из сопла резака под давлением 900 атмосфер. 50-миллиметровая высокопрочная сталь корпуса прорезалась легко, как масло. Из 9-го отсека удалось поднять на поверхность и с почестями похоронить тела 12 моряков. Вырезы в обшивке прочного корпуса в районе 3-го и 4-го отсеков показали, что масштаб разрушений в этой части корабля не позволяет проникнуть внутрь корпуса. После этого операция по эвакуации тел погибших была свернута – стало ясно, что на поверхность их можно поднять только вместе с кораблем.

Статья в тему:  Как убрать дельфинирование на лодке пвх

Частичная ампутация

Но прежде чем приступить непосредственно к подъему останков АПЛ, следовало решить судьбу ее первого отсека, практически полностью разрушенного взрывом. Помимо того, что в нем оставались неразорвавшиеся торпеды, он представлял опасность еще и тем, что в процессе отрыва корпуса лодки от грунта, в котором он основательно увяз, отсек мог сместиться или полностью отделиться от корпуса, нарушив балансировку всей системы. Было решено отделить первый отсек от корпуса АПЛ, разрезав оставшиеся после взрыва перемычки между ними. Кроме того, следовало выполнить вырезку отверстий для введения зацепов в прочный корпус в местах с координатами, указанными «Рубином» и размеченных водолазами.

Компании «Smit» и «Mammoet Transport» для отрезки первого отсека предложили использовать технологию, применяемую при резке трубопроводов больших диаметров. В качестве основного звена режущей системы используется пила в форме троса с нанизанными на него цилиндрическими элементами, наружная поверхность которых покрыта острыми зубьями, сделанными из высокопрочного режущего материала. Пробег троса в одну сторону составляет около 20 м.

С обоих бортов лодки в районе первого отсека были размещены вверх дном огромные стаканы, на которых закрепили колесные направляющие блоки. На них были заведены ходовыми тросами пилы, а также гидроцилиндры, обеспечивающие возвратно-поступательные движения пилы. Попутно водолазами были прорезаны в прочном корпусе лодки 26 окон для зацепов.

На этом этапе подготовки к подъему участвовало два судна: баржа «Carrier» с оборудованием для резки и водолазное судно «Mayo» шотландской фирмы «DSND».

Статья в тему:  Кто остался на лодке в живых

Возвращение «Курска»

К месту проведения операции была доставлена буксирами гигантская баржа «Giant-4», на палубе которой были смонтированы 26 гидравлических домкратов. На ней же разместился главный пульт управления операцией подъема. Днище баржи было переделано таким образом, что теперь оно представляло собой обратный профиль корпуса «Курска» и было снабжено ложементами, к которым должна была быть прижата подымаемая лодка. Рядом с бортом баржи встало на якоря судно «Mayo», обеспечивающее все водолазные работы. В третий раз была проверена радиационная обстановка, после чего начат размыв грунта вдоль бортов АПЛ гидромониторами, вода в которые подавалась с борта «Mayo» под давлением 1200 атмосфер. Наконец, в 26 прорезанных в прочном корпусе лодки отверстий завели зацепы, подвешенные каждый на 54 так называемых стрендах – специально сплетенных чрезвычайно прочных тросах.

И вот в работу включились домкраты. Вначале в течение 12 часов они создали подъемную силу порядка 4000 тонн, периодически увеличиваемую поочередно на носовых и кормовых домкратах до 6500 тонн. Делалось это с целью, слегка раскачав лодку, нарушить сцепление нижней части ее корпуса с грунтом. В 3 часа 45 минут 8 октября 2001 года произошел долгожданный отрыв АПЛ от грунта. Теперь домкратам помогала собственная подъемная сила лодки. «Курск» медленно, со скоростью 9 м/час поднимался вверх. А погода подгоняла людей: в октябре штормы в Баренцевом море – дело обычное. Когда лодка находилась в подвешенном состоянии на глубине 70 м, баржу начали со скоростью 1 узел буксировать в направлении Кольского залива. В 17.00 весь караван остановился, и «Курск» с помощью домкратов был подтянут к барже и прижат к ложементам ее днища. После этого скорость буксировки смогли повысить до 4 узлов.

Статья в тему:  К чему снится быть в лодке

Но прежде чем двинуться дальше, состоялся торжественный ритуал прощания Северного флота со своим погибшим кораблем. Мимо баржи в кильватерном строю с включенными сиренами прошли корабли во главе с атомным ракетным крейсером «Пётр Великий». На воду были опущены венки. А шотландские водолазы с «Mayo» опустили на место, где без малого 14 месяцев лежал погибший «Курск», памятную доску с выполненным на русском и английском языках текстом:

«В память о 118 членах экипажа

российской АПЛ «Курск»,

погибших 12 августа 2000 г.

Наши мысли обращены к семьям погибших»

Поскольку общая осадка баржи с «Курском» составляла 21 м, ее было невозможно завести ни в один док. Поэтому к барже присоединили два специально изготовленных огромных понтона, что позволило уменьшить осадку до 14 м. Затем 21 октября в 15.00 баржа с «Курском» была введена в предварительно притопленный док. После этого АПЛ освободилась от зацепов и, навсегда расставшись со спасательной баржей, легла днищем на ложементы дока. 25 октября док был осушен, и это стало завершением уникальной операции по возвращению АПЛ «Курск» из бездны.

Редакция благодарит ЦКБ «Рубин» за помощь в подготовке этого материала, а также за предоставленные в распоряжение редакции фотографии.

Константин Ришес (Нюрнберг)

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: