Где производят подводные лодки в россии
Подводное кораблестроение России
Материал из Documentation.
Подводное кораблестроение России — крупная отрасль российского кораблестроения.
Россия обладает технологиями по строительству как дизель-электрических, так и атомных подводных лодок. Производимые корабли в основном передаются в состав российского ВМФ, значительная часть строится по экспортным контрактам.
Содержание
[править] История
Идея подводного плавания неоднократно обсуждалась в правительственных и военных кругах России на протяжении XVII‑ХIX веков. Различные изобретатели предлагали свои проекты, некоторые из них были воплощены в жизнь. Впервые подводная лодка документально упоминается в российских источниках в 1718 году как «потаенное судно» Ефима Никонова. В начале 1880‑х по проекту Степана Джевецкого были построены 50 подводных кораблей. Лодки Джевецкого приводились в действие мускульной силой гребца и предназначались для обороны приморских крепостей. [1]
До 1900 года в России было построено свыше 60 подводных лодок. Все они предназначались для прикрепления мин к неподвижным (стоящим на якорях) кораблям противника, но малая скорость, неустойчивость движения по курсу и глубине, невозможность ориентирования в подводном положении не позволили стать этим подводным лодкам боевым оружием. [2]
К началу ХХ века Морское ведомство России всерьез поверило в могущество подводного флота и в 1901 года утвердило комиссию для проектирования полуподводных судов. Комиссия разработала проект подводной лодки «Дельфин», принятой в состав флота 14 октября 1903 года под названием «миноносец № 150». [3]
К началу Первой мировой войны в составе российского военно‑морского флота числились уже 22 боеспособные подлодки, ещё 24 — строились. [4]
Строительство советского подводного флота началось после преодоления последствий разрухи с восстановления кораблей, сохранившихся от царского флота. За период с 1930 по 1939 год для флота СССР было построено более 20 больших, 80 средних, 60 малых подводных лодок и 20 подводных минных заградителей. К началу Великой Отечественной войны в составе четырех флотов имелось 212 подводных лодок. [5]
В 1950‑е годы в СССР появились подводные лодки с ядерными энергетическими установками. Благодаря этому они получили практически неограниченную автономность плавания. [6]
Уже к 1961 году российский флот имел 9 атомных лодок — 4 ракетных и 5 торпедных. А всего Советский Союз построил 243 атомные подводные лодки различных классов и (с учётом царской России) свыше 1000 дизельных подводных лодок. [7]
После 1990 года темпы и объёмы строительства подводных лодок резко снизились. [8]
В настоящее время строятся новые подводные ракетные крейсера стратегического назначения, многоцелевые подводные лодки для пополнения подводных сил ВМФ. [9]
В 2014 год стал рекордным для российских подводных кораблестроителей — в Северодвинске и Санкт-Петербурге заложены в общей сложности 8 атомных и дизель-электрических подводных лодок, в том числе два крейсера стратегического назначения серии «Борей» («Князь Олег» и «Генералиссимус Суворов») и одна ДЭПЛ для ВМС Вьетнама. [10]
[править] Организации
[править] Севмаш
АО «Производственное объединение „Севмаш“» — крупнейший в России судостроительный комплекс, единственная верфь в стране, главная задача которой — строительство атомных подводных лодок для ВМФ. Завод с территорией более 300 га объединяет в своей структуре более 100 подразделений. [11]
[править] Центр судоремонта «Звёздочка»
Центр судоремонта «Звёздочка» — судостроительная и судоремонтная верфь, расположенная в устье реки Северной Двины, на берегу Белого моря в Северодвинске. Важнейшим направлением производственной деятельности ЦС «Звездочка» является ремонт и модернизация атомных подводных лодок российского ВМФ. Прежде всего это РПКСН проекта 667 БДРМ, составляющих основу морских стратегических ядерных сил России. [12]
В состав ЦС «Звездочка» входят 6 судоремонтных заводов: судоремонтный завод «Нерпа» (г. Снежнегорск), 176 судоремонтный завод (г. Архангельск), СРЗ № 35 (г. Мурманск), судоремонтный завод № 5 (г. Темрюк), 1-я судоверфь (пос. Лазаревское), Астраханский судоремонтный завод и НПО «Винт» (г. Москва) с опытным заводом «Вега» (г. Боровск). [13]
С начала производственной деятельности на ЦС «Звездочка» выполнены ремонт и переоборудование свыше 110 подводных лодок, из которых более 80 — с атомной энергетической установкой. [14]
[править] Адмиралтейские верфи
АО «Адмиралтейские верфи» — центр неатомного подводного кораблестроения России. За историю предприятия на нём было построено более 300 подводных лодок. [15]
[править] ЦКБ МТ «Рубин»
АО «Центральное конструкторское бюро морской техники „Рубин“» — крупнейшее в России многопрофильное конструкторское бюро морской техники. По проектам ЦКБ МТ «Рубин» построено более 80 % подводных лодок, входивших в разное время в состав ВМФ СССР и России, включая несколько поколений стратегических подводных ракетоносцев. [16]
Разработанные ЦКБ МТ «Рубин» подводные лодки составили основу российского экспорта военно-морской техники. [17]
[править] СПМБМ «Малахит»
АО «СПМБМ „Малахит“» — конструкторское бюро в Санкт-Петербурге, специализирующееся на разработке проектов подводных лодок. Является ведущей в России организацией по проектированию многоцелевых подводных лодок. [18]
[править] Типы подводных лодок
[править] Проект «Борей»
У атомных стратегических ракетоносцев проекта «Борей» в экипаже 130 человек. Они оснащены современным гидроакустическим и навигационным оборудованием, передовыми системами связи и управления огнём, и имеют характеристики малозаметности четвёртого поколения. Длина каждой лодки составляет 185 футов, ширина 15 футов, а скорость в подводном положении 29 узлов. [19]
10 января 2013 года подводная лодка «Юрий Долгорукий», относящаяся к проекту «Борей», вошла в боевой состав российского Северного флота. Её строительство велось на «Севмаше» с 1996 по 2008 год. [20]
В начале 2013 года отмечалось, что второй ракетоносец этого класса «Александр Невский» в настоящее время проходит ходовые испытания в море, а третий, получивший название «Владимир Мономах», в конце прошлого 2012 года был выведен из цеха для спуска на воду. [21]
На следующих лодках класса «Борей» будет по 20, а не по 16 ракет «Булава». Первая субмарина этого усовершенствованного класса «Борей-А» «Князь Владимир» была заложена в июле 2012 года. [22]
К 2020 году российский ВМФ намерен получить ещё два ракетных подводных крейсера класса «Борей-А». В совокупности на восьми субмаринах классов «Борей» и «Борей-А» будет 148 ракет «Булава». [23]
[править] Проект «Ясень»
9500-тонные подводные лодки «Ясень» имеют на вооружении 24 крылатых ракеты, а также восемь торпедных аппаратов (калибр 650 миллиметров). Некоторые крылатые ракеты имеют дальность пуска более 3 000 километров, остальные же называют «убийцами авианосцев». Применение более крупных торпедных аппаратов позволит производить из них пуски ракет, а также более мощных торпед. У «Ясеней» в состав вооружения входят новые «умные» торпеды с возможностью самонаведения, созданные специально для этой лодки. [24]
«Ясени» — это высокоавтоматизированные субмарины, а поэтому экипаж там в два с лишним раза меньше, чем у новых американских лодок класса «Вирджиния», где его численность составляет 134 человека. Основу проекта «Ясень» составляют атомные подводные лодки более ранних поколений «Акула» и «Лира». [25]
В 1993 году на «Севмаше» началось строительство подводной лодки «Северодвинск», относящейся к проекту «Ясень». В июне 2014 года на ней был поднят флаг ВМФ России. [26] [27]
Всего до 2020 года планируется построить 8 «Ясеней». [28] [29]
[править] Проект «Варшавянка»
Россия продолжает строительство усовершенствованных многоцелевых дизель-электрических подлодок проекта 636 «Варшавянка», предназначенных как для российского флота, так и на экспорт. [30] [31]
Подлодки проекта 636.1 относятся к третьему поколению. Они разработаны в ЦКБ морской техники «Рубин» (Санкт-Петербург). Подлодки считаются одними из самых малошумных. Скорость подводного хода субмарин проекта 636 составляет 20 узлов в час, рабочая глубина погружения — около 240 м. [32]
Подлодка проекта 636 обладает оптимальным сочетанием акустической скрытности и дальности обнаружения целей, оснащена новейшим инерциальным навигационным комплексом, современной автоматизированной информационно-управляющей системой. Кроме того, субмарина несёт на себе мощное быстродействующее торпедно-ракетное вооружение, что позволяет обеспечивать мировой приоритет кораблей этого класса в области неатомного подводного кораблестроения. [33]
[править] Перспективы
Атомная подводная лодка «Хаски». По состоянию на 2016 год готовятся различного рода технические задания предварительные, проводятся наработки. [34]
Где делают подводные лодки в России
Самый крупный, самый мощный, самый северный — всё это смело можно отнести к нашему сегодняшнему герою. При этом его можно и дальше хвалить, не останавливаясь. Первая атомная подводная лодка в стране, самая глубоководная, самая быстроходная, самая тихая подлодка — и это всё его работа.
АО «ПО «Cевмаш» — это один из крупнейших судостроительных комплексов России (входит в состав АО «Объединенная судостроительная корпорация»), более того, единственная верфь в стране, которая осуществляет весь цикл строительства и испытаний подводных лодок с атомными энергетическими установками. Именно отсюда вышла большая часть наших подводных лодок, а в настоящее время строятся самые современные субмарины проектов 955 «Борей» и 885 «Ясень».
Итак, друзья, мы переносимся с вами в Северодвинск. где в дельте Северной Двины на берегу Белого моря и расположено это замечательное предприятие.
Фотографии и текст zavodfoto
Необходимость создания судостроительного завода на Севере появилась еще в годы первой пятилетки, когда в 1926 году в стране была принята программа военного кораблестроения. Правительство решает модернизировать кораблестроительные заводы и срочно приступить к созданию новых.
На этом фоне выходит постановление Совета Труда и Обороны при Совете Народных Комиссаров СССР от 31 мая 1936 года № ОК-137 о строительстве новой Судостроительной верфи. В марте 1936 года правительственная комиссия прибывает в Архангельск для выбора площадки под строительство нового кораблестроительного завода. В результате комиссия остановилась на территории в районе Николо-Корельского монастыря в Никольском устье Северной Двины.
Говорят, по этому поводу Иосиф Сталин заметил: «монахи плохую территорию для жизни выбрать не могли, поэтому и завод надо строить там…». Из объективных причин выбора места. Во-первых, хорошие ледовые условия. Благодаря приливным водам лёд в Никольской протоке рыхлый и быстро удаляется в море во время отливов. Во, вторых, кромка льда зимой находится не дальше 14 км от берега, что облегчает сообщение с морем. В-третьих, удачное расположение с точки зрения безопасности. Ведь наличие острова Ягры создаёт естественную защиту акватории и не требовало строительство дополнительных защитных сооружений. Плюс болота вокруг, на танках особо не подъедешь.
Собственно, строительство завода и посёлка при нём Судострой (позднее, в 1938 году, он стал городом Молотовск, а с 1957 года, носит сегодняшнее название Северодвинск) начинается в 1936 году.
В 2021 году и далее. Планы по строительству атомных подлодок для ВМФ России
В настоящее время «Объединенная судостроительная корпорация» в интересах военно-морского флота реализует два крупных и сложных проекта по строительству атомных подводных лодок. Одновременно строятся многоцелевые АПЛ пр. 885(М) «Ясень» и стратегические ракетоносцы пр. 955(А) «Борей». В последние годы ВМФ получил несколько подлодок двух этих типов, и в ближайшие месяцы ожидается сдача еще двух. Затем «ОСК» предстоит завершить строительство еще 11 корпусов.
Текущие планы
Актуальные планы по развитию подводных сил ВМФ предусматривают строительство 10 ракетных подводных крейсеров стратегического назначения пр. 955 и 955А («Борей» и «Борей-А»). Четыре из них уже переданы заказчику и несут службу. Также ВМФ получит в общей сложности 9 атомных подводных ракетных крейсеров пр. 885 и 885М («Ясень» и «Ясень-М»). Пока эта программа строительства показывает более скромные успехи – в строй введено только два таких корабля.
В декабре прошлого года замминистра обороны Алексей Криворучко раскрыл планы на ближайшие несколько лет. Он рассказал, что до 2027 г. будут построены 14 АПЛ двух основных типов. Строительство кораблей ведется заводом «Севмаш» (г. Северодвинск). Ему предстоит ежегодно сдавать по одной многоцелевой и стратегической подлодке. Важно, что наличие подобных заказов позволило полностью загрузить производственные мощности предприятия.
Планы, раскрытые замминистра обороны, уже частично выполнены. В мае этого года в состав ВМФ ввели первую АПЛ обновленного пр. 885М – «Казань». Еще несколько заказов находятся на поздних стадиях, и будут завершены в ближайшее время. Несколько дней назад был раскрыт актуальный график подобных работ.
3 сентября «Интерфакс» опубликовал интервью с гендиректором «ОСК» Алексеем Рахмановым. Среди прочих тем в нем обсуждались перспективы подводного кораблестроения. Глава корпорации рассказал, что до конца этого года заказчику передадут две новые подлодки – РПКСН «Князь Олег» и АПРК «Новосибирск».
Строительство кораблей двух типов будет продолжаться. В результате этого в следующем году на испытания выйдут еще два корабля. Это стратегический «Генералиссимус Суворов» и многоцелевой «Красноярск». Ранее сообщалось, что «Суворов» смогут передать заказчику до конца 2021 г., но теперь это событие смещается на следующий год. «Красноярск» начнет службу в 2022-м, как и планировалось ранее.
Еще 9 АПЛ двух типов находится на разных стадиях строительства, и их испытания с последующей передачей заказчику пока остаются делом отдаленного будущего. Любопытно, что такое количество корпусов на стапелях было достигнуто буквально пару недель назад. 23 августа на «Севмаше» заложили сразу два «Борея-А».
Успехи строительства
Строительство атомных подводных лодок отличается особой сложностью и требует немало времени. Кроме того, на стадии освоения серийного строительства по новому проекту возможно возникновение различных проблем, из-за которых приходится пересматривать график. Как показывают новости последнего времени, российскому кораблестроению удалось преодолеть эти трудности и выйти на требуемые темпы строительства АПЛ.
Следует напомнить, что строительство головного РПКСН пр. 955, «Юрий Долгорукий», продолжалось с 1996 по 2008 г. Затем несколько лет ушло на испытания и доработку, и только в 2013 г. корабль вошел в строй. В том же году ВМФ принял подлодку «Александр Невский», заложенную в 2004 г. «Владимира Мономаха» строили с 2006 г. и приняли на службу в конце 2014-го. Первый представитель пр. 955А, «Князь Владимир», был построен в 2012-18 гг. и несет службу с июня прошлого года.
В этом году ВМФ получит РПКСН «Князь Олег». Этот корабль строился с июля 2014 г. и был спущен на воду через шесть лет. Недавно, в мае начались испытания, и до конца года его передадут заказчику. Закладка следующего корабля «Генералиссимус Суворов» состоялась на несколько месяцев позже, и его собираются сдать в следующем году.
Схожим образом выглядит ситуация и в сфере АПРК. От закладки до спуска головного «Ясеня» прошло более 16 лет. Еще через 4 года на «Северодвинске» подняли флаг. Первый «Ясень-М», «Казань», строили с 2009 по 2017 г. В мае этого года эта АПЛ была передана ВМФ. Ожидаемый в этом году «Новосибирск» заложили в середине 2013 г. и спустили в конце 2019-го. Следующий «Красноярск» пребывал на стапеле с 2014 по 2021 г.
Таким образом, за последние годы «Севмаш» и «ОСК» в целом смогли решить все вопросы строительства и нарастить темпы производства работ. На данный момент строительство одной АПЛ пр. 955(А) или 885(М) занимает не более 6-8 лет. Это вполне соответствует актуальным планам Минобороны и ВМФ – и позволяет рассчитывать, что строительство двух серий будет завершено в установленные сроки.
Вымпелы будущего
Согласно последним заявлениям А. Рахманова, до 2027 г. ежегодно будут сдавать две атомные подлодки – по одному кораблю каждого серийного проекта. Есть все основания считать, что такие планы вполне соответствуют возможностям промышленности. Более того, нетрудно заметить наличие некоторого резерва по времени.
В ближайшее время ожидается спуск на воду РПКСН «Генералиссимус Суворов». В следующем году он пройдет испытания и, вероятно, войдет в состав флота. На разных стадиях строительства находятся еще четыре аналогичных корабля. При ежегодной сдаче одной подлодки всю серию удастся завершить уже в 2026 г. либо либо годом позже. В последнем случае появляется запас времени размером в год.
Схожим образом обстоит дело и со строительством «Ясеней-М». В 2021-22 гг. ВМФ получит две уже построенные подлодки – одна сейчас проходит испытания, вторая готовится к ним. Затем, начиная с 2023 г., сдадут еще пять. Соответственно, последний из запланированных крейсеров войдет в строй в 2027 г. Впрочем, в случае с пр. 885(М) заметный запас по времени отсутствует.
Вопросы обновления
Строящиеся АПЛ распределяются между Северным и Тихоокеанским флотами и дополняют наличные подводные силы. В средней перспективе они станут заменой для кораблей старых типов, которые будут списываться по мере морального и физического устаревания. При этом особое внимание должно уделяться развитию КТОФ.
Из четырех построенных «Бореев» два вошли в состав КТОФ. Место службы нового «Князя Олега» пока не уточнялось. Следующие два РПКСН тоже отправятся на Тихий океан. Таким образом, к середине десятилетия из семи построенных кораблей не менее четырех будет в распоряжении Тихоокеанского флота. Причины этого просты – КТОФ до сих пор использует устаревшие РПКСН пр. 667БДР «Кальмар». В обозримом будущем их будут списывать и заменять современными «Бореями».
В случае с многоцелевыми подлодками такие тенденции не наблюдаются. Их продолжат поровну разделять между двумя флотами. Первые два «Ясеня» уже служат в составе Северного флота, а два следующих отправят Тихоокеанскому. Существующая группировка многоцелевых АПЛ двух флотов пока соответствует всем требованиям, и форсированное переоснащение одного из них не требуется.
Большие достижения
Таким образом, за несколько лет судостроители «Севмаша» и «ОСК», а также смежные предприятия смогли обеспечить выход программы производства новых АПЛ на требуемые темпы. Результатом этого через 6-7 лет станет самое серьезное обновление флота стратегических и многоцелевых подводных ракетоносцев. Вместе с этим повысится общий потенциал подводных сил и флота в целом.
Необходимо отметить, что перед российскими судостроителями по-прежнему стоит достаточно сложная задача. В ближайшие годы им предстоит сохранять достигнутый темп работ, от чего зависит будущее ВМФ, в т.ч. морской компоненты стратегических ядерных сил. Впрочем, вряд ли стоит беспокоиться об этом. Несмотря на все трудности, «ОСК» уже показала и подтвердила свой потенциал и возможности. Значит, к 2027 г. флот получит обе требуемые серии подлодок.
Амурский судостроительный завод: подводное кораблестроение
В августе 1931 года Совет труда и обороны СССР принял постановление о строительстве Амурского судостроительного завода. При разработке предварительного генерального плана родилась идея отказаться от привычных и, казалось, единственно возможных стапельных устройств.
Текст подготовил Юрий Зайцев, главный инженер завода в период с 1980 по 2000 год
Строили по-новому
В частности, было предложено осуществлять постройку кораблей на горизонтальных стапелях в сухих доках с шатровыми покрытиями, т. е. в эллингах. После постройки корабли всплывают путем наполнения доков водой, выводятся в наливной бассейн, а затем, после спуска воды в наливном бассейне до уровня реки Амур, через полушлюз переводятся к достроечной набережной в Большое Силинское озеро.
Уже через два года после ввода в промышленную эксплуатацию, в 1938 году, Амурский судостроительный завод построил и передал ВМФ две подводные лодки XI серии, а в период Великой Отечественной войны выполнил капитальный ремонт 17-ти и текущий ремонт 13 подводных лодок Тихоокеанского флота.
10 апреля 1945 года за успешное выполнение заданий Государственного комитета обороны по строительству кораблей и проявленную инициативу по освоению новой техники завод был награжден орденом Трудового Красного Знамени.
Дизель-электрическая подводная лодка проекта 877 «Варшавянка»
Применение военного опыта
Послевоенное строительство Военно-Морского флота СССР осуществлялось с учетом боевого опыта, полученного в Великой Отечественной войне.
В начале 50-х годов заводу было поручено строительство дизельных подводных лодок проекта 613. Полный комплект конструкторской документации завод получил в июне 1953 года. Стапельный период строительства первой подводной лодки составил около шести месяцев. Спуск на воду состоялся 19 сентября 1954 года, а приемный акт был подписан 31 декабря 1954 года. Всего было построено 11 подводных лодок проекта 613. В 1955 году в состав ТОФ было передано 4 ПЛ, в 1956 году — четыре ПЛ и в 1957 году — две ПЛ.
Испытания подводных лодок проходили в трудных условиях. Сдаточная база не была подготовлена к обслуживанию подводных лодок, не располагала оборудованными причалами, отсутствовали плавкран, компрессора ВВД, средства для зарядки аккумуляторной батареи. Задержки испытаний проходили и по вине флота, который также не имел нужных технических средств для обеспечения испытаний ПЛ. Район глубоководного погружения выделялся в 120 милях от базы.
Строительство и испытания подводных лодок проекта 613 дали заводу возможность подготовить необходимых специалистов, которым предстояло в будущем осуществлять постройку подводных лодок нового поколения.
В 1958 году на заводе уже были все рабочие чертежи проекта 629. Первая ПЛ заводской № 131, проекта 629 была спущена на воду 15 августа 1958 года, провела часть швартовных испытаний, необходимых для безаварийного перехода на сдаточную базу во Владивостоке. 31 декабря 1959 года был подписан приемный акт большой подводной лодки заводской № 131, проекта 629.
Атомная подводная лодка проекта 971 «Барс» — вершина мастерства амурских корабелов
Кардинальные перемены: эра атома и радиоэлектроники
Принципиально новый этап в советском военном кораблестроении связан с внедрением на кораблях ракетного оружия, атомной энергетики и радиоэлектронной техники. Они изменили боевые свойства кораблей, увеличили их ударные возможности, дальность и точность поражения наземных, морских и воздушных целей, сделали возможной сферой боевых действий кораблей практически весь мировой океан.
Атомные подводные лодки получили возможность длительного, практически неограниченного плавания под водой. Приобретенный опыт, высокое качество и надежность построенных ранее подводных лодок позволили амурским корабелам получить оборонный заказ по строительству атомных ПЛ.
Рабочие чертежи АПЛ проекта 659 начали поступать на завод в сентябре 1957 года. Но уже в ноябре пришло решение о приостановке строительства ПЛ проекта 659. За ноябрь и декабрь 1957 года завод не получил ни одного чертежа. Решение отменили, но завод потерял набранный темп и не менее двух месяцев из общего цикла постройки головной лодки. 28 июня 1961 года был подписан приемный акт головной атомной подводной лодки, заводской № 140, проекта 659. Было построено и передано ТОФ пять АПЛ проекта 659: две — в 1961 году, две в 1962 году, одна — в 1963 году.
За создание новой техники Правительство СССР высоко оценило самоотверженный труд амурских кораблестроителей. 28 апреля 1963 года завод был награжден орденом Ленина.
С III квартала 1959 года на завод начали поступать рабочие чертежи нового проекта АПЛ проекта 675. По мере получения чертежей от проектанта АПЛ ЦКБ МТ «Рубин», их проработки разрабатывались новые технологические процессы, технологическая и плановая документация, необходимая для организации работ в цехах. Первая атомная подводная лодка проекта 675, заводской № 171, была сдана Тихоокеанскому флоту 30 декабря 1963 года. За период 1963–1968 годов всего было построено 13 АПЛ проекта 675.
В 1965 году завод получил задание на строительство серии из десяти АПЛ проекта 667А со сдачей первой АПЛ, заводской № 151, в 1969 году.
При строительстве на заводе АПЛ второго поколения была изменена технология постройки. Учитывая, что АПЛ проекта 667А не может всплыть с помощью понтонов в построечном доке эллинга «Б» ввиду большого водоизмещения и спусковой осадки, пришлось отказаться от «мокрого» вывода и перейти к «сухому» выводу ПЛ из построечного дока. Этой технологией предусматривалось использование системы судопоезда для выкатывания АПЛ из построечного дока на судовозных тележках по железнодорожным путям в плавучий транспортно-спусковой док, стоящий на двух опорах в наливном бассейне и соединенный с построечным доком наружной железнодорожной эстакадой.
24 декабря 1969 года был подписан приемный акт атомной подводной лодки стратегического назначения проекта 667А, заводской № 151. Крайняя в серии десятая АПЛ проекта 667А была сдана ТОФ в 1974 году.
18 января 1971 года Указом Президиума Верховного Совета СССР «За успешное выполнение заданий 8-й пятилетки и освоение новой техники» завод был награжден орденом Октябрьской Революции.
На базе АПЛ проекта 667А ЦКБ МТ «Рубин» спроектировало новую атомную подводную лодку с ракетным комплексом «Д-9» проекта 667Б.
Создание такой АПЛ приблизила зону боевого патрулирования наших ракетоносцев в районы, находящиеся на относительно небольшом удалении от наших берегов и прикрытых силами ВМФ СССР. Боевая эффективность АПЛ проекта 667Б с ракетным комплексом Д-9 по сравнению АПЛ 667А повысилась в 2,5 раза.
Первая АПЛ проекта 667Б, заводской № 221, была заложена 6 марта 1973 года.
Строительство атомных подводных лодок проекта 667Б шло с опережением плановых показателей. 11 июня 1974 года при технической готовности 91,7% первая АПЛ серии была спущена на воду. 14 июня начались швартовные испытания, а комплексные испытания главной энергетической установки с работающим атомным реактором начались 20 июля.
После расхолаживания реактора в начале сентября АПЛ покинула акваторию завода, и буксиры повели плавучий док «Амур» с лодкой на борту на сдаточную базу в городе Большой Камень (Приморский край), где были продолжены оставшиеся швартовные испытания, затем были проведены заводские ходовые испытания.
Приемный акт первой атомной подводной лодки стратегического назначения проекта 667Б, заводской № 221, подписан 30 декабря 1974 года, на год раньше назначенного срока. Завод построил и сдал ВМФ СССР 8 АПЛ проекта 667Б: одну — в 1974 году, две — в 1975 году, две — в 1976 году и три — в 1977 году.
15 июня 1977 года прошла процедура закладки атомной подводной лодки проекта 671 РТМ, заводской номер 271. С 12 ноября начались заводские ходовые испытания. Они проводились тщательно, в полном соответствии с программой и продолжались около месяца. Государственные испытания также прошли успешно. 31 декабря 1978 года был подписан приемный акт АПЛ, заводской № 271, проекта 671РТМ. Всего до 1984 года было построено и сдано ВМФ 13 АПЛ проекта 671 РТМ.
Памятник в честь основания Амурского судостроительного завода
Новый боевой потенциал
14 июля 1984 года из цеха предприятия был осуществлен вывод головной атомной подводной лодки третьего поколения проекта 971 заводской № 501, отличительными особенностями которой являются мощный боевой потенциал, большая глубина погружения, высокие маневренные и скоростные характеристики.
Эти подводные лодки воплотили в себе самые современные достижения отечественной науки и технологии, явились новым качественным этапом в развитии отечественных атомных подводных лодок многоцелевого назначения. Приемный акт первого атомного корабля был подписан 30 декабря 1984 года.
Параллельно с освоением новой серии атомных подводных лодок третьего поколения проекта 971 на заводе шло строительство дизель-электрических ПЛ проекта 877, что никак не отразилось на темпах постройки первых. Отработанная конструкторская документация, наличие квалифицированных рабочих кадров и специалистов на заводе, большая серия ПЛ, постоянный авторский надзор и помощь со стороны проектанта и министерства позволили заводу осуществить строительство 15 ПЛ проекта 877. Головная подводная лодка проекта 877, заводской № 451, была заложена на стапеле 16 марта 1980 года. Вывод ПЛ из цеха осуществлен 15 сентября 1980 года, передана ВМФ она была 31 декабря 1980 года.
Таковы основные этапы строительства подводных лодок на нашем трижды орденоносном предприятии. Есть надежда, что строительство подводных лодок продолжится на заводе. Для этого есть все предпосылки.