Где производят атомные подводные лодки в россии
Места, где рождаются лучшие подводные лодки России
Нельзя не отметить тот факт, что морской флот очень развит в нашей стране и занимает лидирующие позиции в мировом рейтинге. Да, были моменты когда программа кораблестроения стояла на месте, но к счастью с приходом нулевых рывок, совершенный учеными в данной области, удивил многих представителей мировой общественности. Однако, не все наши соотечественники знают про эти достижения.
Производители подводных лодок в России не останавливаются на достигнутом и продолжают совершенствовать модели, делая их более безопасными и комфортными. Это и позволяет оставаться лидером сегмента. В этой статье ты сможешь развернуто узнать о том, какие существуют подводные корабли, почему наш флот побаиваются заокеанские партнеры и что нового внедряется в разработку подводных лодок, для большей безопасности в синих водах.
При создании мощнейшего подводного флота, наши соотечественники имеют свои секреты, раскрыть которые в полную меру строжайше запрещено. НО, некоторые апгрейды и особенности мы обсудить сможем, подробно разобравшись в том, почему именно Россия столь развита в данной сфере.
Подводное кораблестроение России
Старт развитию подводного флота был положен в 1904 году. И с самых первых дней наблюдалась положительная динамика, так как инженеры проектировали модели высокого уровня, даже для того времени. В то же время не запускалось и линейное кораблестроение, так как предпочтение по тем временам все таки отдавалось им.
Все развитие подводного флота Российской Федерации можно поделить на четыре главы, каждая из которых внесла свою лепту для мировой державы:
- первый этап продлился до окончания первой мировой войны, срок его составлял чуть больше 14 лет и за это время было изготовлено 68 подводок;
- второй этап стартовал после десяти лет затишья, но имел большой прорыв. Конструкторы смогли создать 206 подлодок и еще 95 единиц были в разработке;
- третий этап порадовал не только количеством, но и качеством подводного судостроения. Создатели разработали 20 больших судов, 215 средних и 30 малых подводных лодок;
- четвертый этап подарил миру первую атомную подводную лодку. Теперь они стали более прочными, внедрилось большое количество оружия на судно высокого качества, что значительно увеличило защиту водного пространства.
На вопрос, где делают подводные лодки в России, можно смело ответить что Северодвинск, а также Балтийские и Черноморские заводы брали на себя основную нагрузку кораблестроения. Помимо этого есть небольшие филиалы, каждый отвечающий за определенную нишу в данной сфере.
Где строят и проектируют подводные лодки в России
Крупнейший судостроительный комплекс России это конечно же завод АО “ПО “Севмаш”.Хвалить его работы можно бесконечно, ведь именно он выпустил в морские глубины монстра, который является самым быстроходным, самым глубоководным и самым тихим кораблем страны.
Большой цикл строительства и различных испытаний падает на долю данного завода. Атомные энергетические установки вылетают оттуда как горячие пирожки, развивая защиту нашей страны.
Также современные субмарины производятся в Мурманске, а также подлежат ремонту и утилизации. Это основные точки морского развития, но существует множество филиалов и заводов меньшего масштаба. Для большего развития можно обратить свое внимание на статью “Чем богат подводный флот Российской Федерации на сегодняшний день?”, там имеется актуальная информация об инновационных моделях нашего времени.
Севмаш
Лидирующий завод, который активно использует в своей работе многолетний опыт и современный подход к производству. Трудовой коллектив имеет возможность реализовывать наукоемкие проекты за счет высокотехнологичного оборудования. Основными его направлениями является:
- техника для добывания нефти и газа;
- судостроение;
- изготовление технической продукции для промышленности (нефть, газ, машиностроение);
- утилизация, ремонт и модернизация кораблей;
- проектирование новых субмарин.
Как уже было сказано выше, этот завод создал самые популярные субмарины “золотая рыбка” и “Комсомолец”.
Адмиралтейские верфи
Еще одно популярное место где строят подводные лодки в России. Завод сам по себе довольно молодой, открытие его состоялось 12 лет назад. При этом, используя опыт своих предшественников, инженеры выпускают мощные плавучие конструкции не атомного типа.
Адмиралтейские верфи модернизируют суда гражданского и военного назначения и активно сотрудничают с другими странами, предлагая свои услуги и продукцию. Завод находится во второй столице Санкт-Петербурге.
Специалисты гордятся выпуском своих ледоколов, которые пользуются спросом как у нас в стране, так и за рубежом.
ЦКБ МТ “Рубин”
Завод можно смело назвать мировым лидером в активном развитии кораблестроения. Более 120 лет развивается их деятельность, постоянно улучшая качество готовых конструкций. Производство обширное, выпускаются дизельно-электрические и атомные подводные лодки. В их деятельность входит:
- научно-исследовательская деятельность в кораблестроении;
- изготовление ледостойких платформ;
- гарантийный ремонт и модернизация субмарин;
- судостроение.
Данное вооружение активно используется в морском флоте, для учений и показательных выступлений. При этом оно также активно используется и в промышленных целях и для военной защиты
СПМБМ “Малахит”
Ведущее конструкторское бюро в России, которое выпускает в свет проекты морской техники, как стандартного вида, так и с атомной установкой. Испытания, которые проводятся на заводе, позволяют с точностью до мелочей воспроизводить поведение судна под водой, исключать возможные опасности и поломки.
Высшей точкой их производство стала первая советская атомная субмарина с жидкометаллическим реактором.
На сегодняшний день проецирование не стоит на месте, внедрение современных технологий позволяет изготавливать безопасные и маневровые подводные лодки как для промышленных целей, так и для защиты от нападений с других стран.
Центр судоремонта “Звездочка”
Если предыдущие заводы активно специализируются на строительстве подводных машин, то “Звездочка” является их основным доктором. Конструкторы активно работают над модернизацией и ремонтов подводных кораблей, переоборудуют их для длительного дальнейшего использования.
Помимо этого, в центре активно развита утилизация старых кораблей, что может позволить себе не каждое предприятие. Заниматься подобным можно только в специально оборудованном помещении, без вреда окружающей среде. Также, на заводе идет активное производство корабельных двигателей и моторов.
В настоящее время, в составе ВМФ России имеется более семидесяти моделей подводных лодок и аппаратов разного назначения. Производители подводных лодок в России не стоят на месте и продолжают модернизировать старую технику и создавать новые модели высокого качества, на зависть зарубежным последователям. Пока что не планируется полное обновление флота, старые модели вполне справляются с поставленной задачей и не теряют свою мощность. Для более точной информации о новинках в подводном машиностроении можно почитать статью: “В России появилась новая подлодка”.
Амурский судостроительный завод: подводное кораблестроение
В августе 1931 года Совет труда и обороны СССР принял постановление о строительстве Амурского судостроительного завода. При разработке предварительного генерального плана родилась идея отказаться от привычных и, казалось, единственно возможных стапельных устройств.
Текст подготовил Юрий Зайцев, главный инженер завода в период с 1980 по 2000 год
Строили по-новому
В частности, было предложено осуществлять постройку кораблей на горизонтальных стапелях в сухих доках с шатровыми покрытиями, т. е. в эллингах. После постройки корабли всплывают путем наполнения доков водой, выводятся в наливной бассейн, а затем, после спуска воды в наливном бассейне до уровня реки Амур, через полушлюз переводятся к достроечной набережной в Большое Силинское озеро.
Уже через два года после ввода в промышленную эксплуатацию, в 1938 году, Амурский судостроительный завод построил и передал ВМФ две подводные лодки XI серии, а в период Великой Отечественной войны выполнил капитальный ремонт 17-ти и текущий ремонт 13 подводных лодок Тихоокеанского флота.
10 апреля 1945 года за успешное выполнение заданий Государственного комитета обороны по строительству кораблей и проявленную инициативу по освоению новой техники завод был награжден орденом Трудового Красного Знамени.
Дизель-электрическая подводная лодка проекта 877 «Варшавянка»
Применение военного опыта
Послевоенное строительство Военно-Морского флота СССР осуществлялось с учетом боевого опыта, полученного в Великой Отечественной войне.
В начале 50-х годов заводу было поручено строительство дизельных подводных лодок проекта 613. Полный комплект конструкторской документации завод получил в июне 1953 года. Стапельный период строительства первой подводной лодки составил около шести месяцев. Спуск на воду состоялся 19 сентября 1954 года, а приемный акт был подписан 31 декабря 1954 года. Всего было построено 11 подводных лодок проекта 613. В 1955 году в состав ТОФ было передано 4 ПЛ, в 1956 году — четыре ПЛ и в 1957 году — две ПЛ.
Испытания подводных лодок проходили в трудных условиях. Сдаточная база не была подготовлена к обслуживанию подводных лодок, не располагала оборудованными причалами, отсутствовали плавкран, компрессора ВВД, средства для зарядки аккумуляторной батареи. Задержки испытаний проходили и по вине флота, который также не имел нужных технических средств для обеспечения испытаний ПЛ. Район глубоководного погружения выделялся в 120 милях от базы.
Строительство и испытания подводных лодок проекта 613 дали заводу возможность подготовить необходимых специалистов, которым предстояло в будущем осуществлять постройку подводных лодок нового поколения.
В 1958 году на заводе уже были все рабочие чертежи проекта 629. Первая ПЛ заводской № 131, проекта 629 была спущена на воду 15 августа 1958 года, провела часть швартовных испытаний, необходимых для безаварийного перехода на сдаточную базу во Владивостоке. 31 декабря 1959 года был подписан приемный акт большой подводной лодки заводской № 131, проекта 629.
Атомная подводная лодка проекта 971 «Барс» — вершина мастерства амурских корабелов
Кардинальные перемены: эра атома и радиоэлектроники
Принципиально новый этап в советском военном кораблестроении связан с внедрением на кораблях ракетного оружия, атомной энергетики и радиоэлектронной техники. Они изменили боевые свойства кораблей, увеличили их ударные возможности, дальность и точность поражения наземных, морских и воздушных целей, сделали возможной сферой боевых действий кораблей практически весь мировой океан.
Атомные подводные лодки получили возможность длительного, практически неограниченного плавания под водой. Приобретенный опыт, высокое качество и надежность построенных ранее подводных лодок позволили амурским корабелам получить оборонный заказ по строительству атомных ПЛ.
Рабочие чертежи АПЛ проекта 659 начали поступать на завод в сентябре 1957 года. Но уже в ноябре пришло решение о приостановке строительства ПЛ проекта 659. За ноябрь и декабрь 1957 года завод не получил ни одного чертежа. Решение отменили, но завод потерял набранный темп и не менее двух месяцев из общего цикла постройки головной лодки. 28 июня 1961 года был подписан приемный акт головной атомной подводной лодки, заводской № 140, проекта 659. Было построено и передано ТОФ пять АПЛ проекта 659: две — в 1961 году, две в 1962 году, одна — в 1963 году.
За создание новой техники Правительство СССР высоко оценило самоотверженный труд амурских кораблестроителей. 28 апреля 1963 года завод был награжден орденом Ленина.
С III квартала 1959 года на завод начали поступать рабочие чертежи нового проекта АПЛ проекта 675. По мере получения чертежей от проектанта АПЛ ЦКБ МТ «Рубин», их проработки разрабатывались новые технологические процессы, технологическая и плановая документация, необходимая для организации работ в цехах. Первая атомная подводная лодка проекта 675, заводской № 171, была сдана Тихоокеанскому флоту 30 декабря 1963 года. За период 1963–1968 годов всего было построено 13 АПЛ проекта 675.
В 1965 году завод получил задание на строительство серии из десяти АПЛ проекта 667А со сдачей первой АПЛ, заводской № 151, в 1969 году.
При строительстве на заводе АПЛ второго поколения была изменена технология постройки. Учитывая, что АПЛ проекта 667А не может всплыть с помощью понтонов в построечном доке эллинга «Б» ввиду большого водоизмещения и спусковой осадки, пришлось отказаться от «мокрого» вывода и перейти к «сухому» выводу ПЛ из построечного дока. Этой технологией предусматривалось использование системы судопоезда для выкатывания АПЛ из построечного дока на судовозных тележках по железнодорожным путям в плавучий транспортно-спусковой док, стоящий на двух опорах в наливном бассейне и соединенный с построечным доком наружной железнодорожной эстакадой.
24 декабря 1969 года был подписан приемный акт атомной подводной лодки стратегического назначения проекта 667А, заводской № 151. Крайняя в серии десятая АПЛ проекта 667А была сдана ТОФ в 1974 году.
18 января 1971 года Указом Президиума Верховного Совета СССР «За успешное выполнение заданий 8-й пятилетки и освоение новой техники» завод был награжден орденом Октябрьской Революции.
На базе АПЛ проекта 667А ЦКБ МТ «Рубин» спроектировало новую атомную подводную лодку с ракетным комплексом «Д-9» проекта 667Б.
Создание такой АПЛ приблизила зону боевого патрулирования наших ракетоносцев в районы, находящиеся на относительно небольшом удалении от наших берегов и прикрытых силами ВМФ СССР. Боевая эффективность АПЛ проекта 667Б с ракетным комплексом Д-9 по сравнению АПЛ 667А повысилась в 2,5 раза.
Первая АПЛ проекта 667Б, заводской № 221, была заложена 6 марта 1973 года.
Строительство атомных подводных лодок проекта 667Б шло с опережением плановых показателей. 11 июня 1974 года при технической готовности 91,7% первая АПЛ серии была спущена на воду. 14 июня начались швартовные испытания, а комплексные испытания главной энергетической установки с работающим атомным реактором начались 20 июля.
После расхолаживания реактора в начале сентября АПЛ покинула акваторию завода, и буксиры повели плавучий док «Амур» с лодкой на борту на сдаточную базу в городе Большой Камень (Приморский край), где были продолжены оставшиеся швартовные испытания, затем были проведены заводские ходовые испытания.
Приемный акт первой атомной подводной лодки стратегического назначения проекта 667Б, заводской № 221, подписан 30 декабря 1974 года, на год раньше назначенного срока. Завод построил и сдал ВМФ СССР 8 АПЛ проекта 667Б: одну — в 1974 году, две — в 1975 году, две — в 1976 году и три — в 1977 году.
15 июня 1977 года прошла процедура закладки атомной подводной лодки проекта 671 РТМ, заводской номер 271. С 12 ноября начались заводские ходовые испытания. Они проводились тщательно, в полном соответствии с программой и продолжались около месяца. Государственные испытания также прошли успешно. 31 декабря 1978 года был подписан приемный акт АПЛ, заводской № 271, проекта 671РТМ. Всего до 1984 года было построено и сдано ВМФ 13 АПЛ проекта 671 РТМ.
Памятник в честь основания Амурского судостроительного завода
Новый боевой потенциал
14 июля 1984 года из цеха предприятия был осуществлен вывод головной атомной подводной лодки третьего поколения проекта 971 заводской № 501, отличительными особенностями которой являются мощный боевой потенциал, большая глубина погружения, высокие маневренные и скоростные характеристики.
Эти подводные лодки воплотили в себе самые современные достижения отечественной науки и технологии, явились новым качественным этапом в развитии отечественных атомных подводных лодок многоцелевого назначения. Приемный акт первого атомного корабля был подписан 30 декабря 1984 года.
Параллельно с освоением новой серии атомных подводных лодок третьего поколения проекта 971 на заводе шло строительство дизель-электрических ПЛ проекта 877, что никак не отразилось на темпах постройки первых. Отработанная конструкторская документация, наличие квалифицированных рабочих кадров и специалистов на заводе, большая серия ПЛ, постоянный авторский надзор и помощь со стороны проектанта и министерства позволили заводу осуществить строительство 15 ПЛ проекта 877. Головная подводная лодка проекта 877, заводской № 451, была заложена на стапеле 16 марта 1980 года. Вывод ПЛ из цеха осуществлен 15 сентября 1980 года, передана ВМФ она была 31 декабря 1980 года.
Таковы основные этапы строительства подводных лодок на нашем трижды орденоносном предприятии. Есть надежда, что строительство подводных лодок продолжится на заводе. Для этого есть все предпосылки.
Где производят атомные подводные лодки в россии
Потаенные корабли с атомными реакторами:
как строили подлодки в России
Российские верфи строят самые современные субмарины уже около 100 лет, за это время их аппараты смогли погрузиться на предельные глубины с максимальным сроком автономности. РИА Новости вспоминает историю создания подводных судов от «потаенного корабля» до современных атомных подлодок.
300 лет назад крестьянин Ефим Никонов обратился к Петру I с идеей построить военную подводную лодку. Свой проект Никонов описывал так: «Судно, что под водою ходит потаенно, которым на море в тихое время можно из снаряду забивать корабли, хотя бы десять или двадцать – смотря по тому, сколько на нем будет пушек».
Царь велел всячески содействовать работе Никонова, помогать с материалами и рабочей силой, при этом сам уверенно правил чертежи мастера. Например, он убрал из проекта пушки, так как использовать их под водой в то время было невозможно. Первый пробный пуск состоялся в марте 1721 года. Макет лодки погрузился в Неву на глазах царя и толпы петербуржцев, а потом всплыл неподалеку. К сожалению, после нескольких погружений корпус не выдержал и дал течь, но Петр был впечатлен.
Спустя три года подлодка была готова. На этот раз даже первое погружение прошло неудачно: судно слишком быстро опустилось, ударилось о дно и потонуло.
В архивах не сохранилось чертежей подводной лодки Никонова, поэтому о ее характеристиках можно только догадываться. Историки, изучавшие строительные сметы крестьянина, предполагают, что она была похожа на бочку длиной около 6 метров и шириной до 2 метров, в движение ее приводили сильные руки гребцов.
Следующий российский проект подлодки был значительно более сложным, но и реализован он был спустя только 150 лет одним целеустремленным фотографом.
Гребные суда в середине XIX века постепенно вытеснялись кораблями с паровыми двигателями: они были эффективнее, быстрее и в целом соответствовали эпохе индустриализации. Фотограф, в прошлом художник Иван Александровский, побывав в командировке в Британии, удивился мощности королевского флота и понял, что противопоставить России в случае войны будет нечего. Тогда он начал чертить проект первой отечественной подводной лодки. Бизнес приносил Александровскому немалые доходы, поэтому он мог позволить себе отвлечься на создание субмарины.
Фотограф получил ссуду и, добавив все свои накопления, передал проект на судостроительный завод, где за несколько лет была построена 33-метровая субмарина.
Александровский установил на лодку современные устройства. Например, на носу исправно работал магнитный компас, давление на судне нагнеталось специально разработанным компрессором, в движение его приводила двухвальная машинная установка. Вооружение представляло собой две связанные мины, которые при всплытии должны были «обнять» корпус противника снизу и подорваться после получения электрического сигнала.
Во время одного из испытаний чиновники Морского министерства поручили погрузиться на экстремальную глубину 30 метров, к чему корпус судна был не готов. Испытания проходили без экипажа, поэтому человеческих жертв удалось избежать, однако и поднять субмарину удалось лишь через несколько лет.
Тем не менее проект Александровского оказался прорывным для флотов крупнейших морских держав. Некоторые технические решения, например продувка водяного балласта сжатым воздухом, эволюционировали и сейчас применяются на современных атомных подводных лодках.
Подлодка у парадного «Астории»
В XX веке конструкторы научились не только строить прочные герметичные корпуса подводных лодок, но и устанавливать на них мощные двигатели. Сначала это были дизель-электрические и электрические установки, потом – парогазотурбинные, но современные субмарины оснащаются атомными двигателями, что дает им колоссальные преимущества в скорости, дальности и автономности плавания, а также делает их почти невидимыми.
Первая подлодка с атомной энергетической установкой «Ленинский комсомол», или К-3 (проект 627), была построена в 1958 году. Одновременно 350 конструкторских бюро, научных институтов и предприятий Советского Союза работали над созданием двигателя и корпуса. Это судно открыло эру атомного подводного флота.
Строить субмарину поручили специалистам завода №402 Министерства судостроительной промышленности СССР, известного сегодня как АО «ПО “Севмаш”».
Главный конструктор Владимир Перегудов интересным способом решил проблему компоновки оборудования такого гигантского корабля. Он отдал команду создать деревянные макеты всех отсеков атомной подводной лодки (АПЛ) в натуральную величину, однако ни в одном здании объемная конструкция длиной больше 100 метров не помещалась, поэтому ее разделили на пять частей и установили в разных местах в обстановке строжайшей секретности. Например, два носовых отсека собирали в центре Ленинграда, неподалеку от гостиницы «Астория».
Лодка проекта 627 получила китообразную форму носа, тогда как все предыдущие подводные суда имели носовую оконечность корабельного типа, ведь большую часть времени они проводили в надводном положении.
«Каждая каюта атомохода была покрашена в свой цвет, краски использовались матовые для удобства экипажа. Мебель изготавливали по специальному заказу: например, стол для кают-компании был изготовлен из лимонного дерева и в случае необходимости легко превращался в операционный. Его стоимость можно было сравнить с легковым автомобилем», – сообщили в пресс-службе АО «ПО “Севмаш”».
В 1962 году К-3 устроили суровое испытание: проплыть подо льдами Северного Ледовитого океана и, дважды пройдя точку Северного полюса, подняться на поверхность и установить флаг СССР. Команда не с первого раза смогла найти в полынье место для всплытия, но справилась с задачей. Весь экипаж судна получил ордена и медали, а руководящий состав – высокие звания.
Пока верфь спешно сдавала флоту субмарины, проектировщики старались повысить надежность оборудования, улучшить тактико-технические характеристики и усовершенствовать технологии постройки. Они добились успеха, значительно сократив срок сборки кораблей и снизив трудозатраты. За шесть лет флот получил 12 подлодок проекта 627А, которые совершили более 90 автономных походов.
Для следующей серии субмарин использовали силовую установку АПЛ проекта 627. Эти суда решали важную стратегическую проблему — доставить к берегам потенциального противника ракеты с ядерными боеголовками. Одна из лодок (К-19) в 1964 году первой из атомных ракетоносцев запустила ракету из-под воды.
Из поколения в поколение
Следующие АПЛ принято называть вторым поколением, потому что конструкторы стали разрабатывать для них новые реакторные установки. В этот период появился новый класс подводных кораблей – крейсерские атомные подводные лодки (проект 667). Для них создали корпус из титанового сплава и реактор с жидкометаллическим теплоносителем (проект 705К). Тогда же был построен глубоководный рекордсмен — судно проекта 685, оно погрузилось на 1027 метров, что казалось невозможным.
В 1970 году «Севмаш» установил рекорд, сдав ВМФ в течение года сразу шесть кораблей проекта 667А.
Ввод в строй этих АПЛ позволил СССР установить ядерный паритет с США, к тому моменту в советском флоте насчитывалось 34 субмарины, вооруженные баллистическими ракетами.
В декабре 1968 года завод спустил на воду «золотую рыбку» – так чиновники назвали АПЛ К-162 из-за дороговизны строительства. Ее корпус был сделан из титанового сплава, а на вооружении стоял противокорабельный ракетный комплекс подводного старта «Аметист». Во время опытной эксплуатации атомоход показал скорость полного подводного хода в 44,7 узла, что стало рекордом, который до сих пор не превзойден ни одной субмариной в мире.
Подлодке «Комсомолец» проекта 685, переданной флоту в 1983 году, принадлежит рекорд погружения – 1027 метров. На такой глубине судно невозможно атаковать даже глубоководным оружием, тогда как команда «Комсомольца» могла запускать торпеды. Судно успешно эксплуатировалось несколько лет, но затонуло после пожара в Норвежском море в 1989 году.
Подлодки третьего поколения помимо нового атомного реактора были оборудованы современной системой амортизации приборов и механизмов, что значительно снизило уровень шума. Конструкторы позаботились и об экипаже: на кораблях построили сауну, бассейн и комнату отдыха.
«На “Севмаше” строились многоцелевые подводные крейсеры проекта 971, предназначенные для поиска, слежения и уничтожения подводных лодок и надводных кораблей и судов противника; многоцелевые подводные крейсеры проектов 949 и 949А, основной задачей которых было уничтожение авианосных группировок противника; тяжелые атомные подводные крейсеры стратегического назначения проекта 941, вооруженные баллистическими ракетами – самые большие атомные подводные лодки в мире», – рассказали в пресс-службе предприятия.
Подлодки России: от бочки в Неве до атомных крейсеров с гиперзвуком
Иностранные военные эксперты признали атомную подводную лодку К-329 «Белгород» самой совершенной на российском флоте. В западной прессе ее даже окрестили «подлодкой Судного дня». Полные характеристики субмарины держат в секрете, но известно, что «Белгород» оснащен беспилотными аппаратами «Посейдон» и линейкой роботизированных комплексов. Недавно К-329 успешно прошла испытания в Белом море. К концу года она заступит на боевое дежурство. Мало кто знает, но история российского подводного флота насчитывает около 300 лет. Как выглядела первая подлодка в нашей истории? И почему американцы отстали от нас на годы? Об этом рассказывает программа «Неизвестная история» с ведущим Борисом Рыжовым на РЕН ТВ!
Смертоносная серия «Ясень»
Летом 2021-го в Северодвинске спустили на воду подводный крейсер «Красноярск» четвертого поколения. Длина подлодки – почти 1,5 футбольных поля, глубина погружения – до 600 метров, автономное плавание – 100 дней. Несмотря на внушительные габариты и вес в 14 тысяч тонн, субмарина разгоняется до 60 километров в час. Это одна из подлодок проекта «Ясень-М». Крейсер «Казань» уже вошел в состав Северного флота. Еще одна субмарина – «Новосибирск» – проходит испытания. На западе представителей серии «Ясень» считают смертоносными. Они быстрые, бесшумные, малозаметные и вооружены гиперзвуковыми ракетами.
«Лодка может нести крылатые ракеты «Калибр», которыми можно стрелять по береговым объектам на 2,5 тысячи километров. Она несет крылатые ракеты «Оникс», которыми можно уничтожать надводные корабли, и торпедное вооружение, уничтожающее подводные объекты», – говорит военный эксперт, капитан 3-го ранга запаса Дмитрий Литовкин.
«Потаенное судно» для Петра I
Родоначальником российского подводного флота можно считать плотника-самоучку Ефима Никонова. В 1719 году он пообещал Петру I построить «потаенное судно» для поражения вражеских кораблей. Государь ухватился за идею, выдал плотнику деньги и присвоил ему звание «мастера потаенных судов». В марте 1724-го Никонов провел первые испытания на Неве в присутствии императора. Судостроитель отвесил поклон государю и торжественно начал погружение. Вскоре «потаенное судно» камнем пошло ко дну, ударилось о грунт и дало течь. Петру I пришлось организовать спасение горе-подводника и его субмарины.
«Это был, несомненно, самородок, но абсолютно неграмотный человек. Испытания по погружению каждый раз заканчивались неудачно», – рассказывает военный эксперт, капитан 1-го ранга запаса Василий Дандыкин.
Подлодка Александровского
Не повезло и другому русскому изобретателю-самоучке Ивану Александровскому. В 1866 году он создал первую отечественную подлодку с механическим двигателем. После ряда испытаний и доработок субмарину даже приняли на вооружение и набрали команду.
«Были нижние чины, унтер-офицерские составы, офицер-командир. На них смотрели как на потенциальных смертников», – делится Василий Дандыкин.
В июне 1871 года судну решили устроить еще одно испытание на прочность. Подлодку загерметизировали и без экипажа погрузили на глубину 30 метров. Корпус не выдержал давления, и субмарина затонула. Морской комитет тут же утратил к новинке всякий интерес. Александровский разорился на других изобретениях и умер в забвении.
Гатчинский успех
Первым коммерчески успешным проектом стал «подводный минный аппарат» конструктора Степана Джевецкого. Он эффектно представил изобретение будущему императору Александру III и его супруге Марии Федоровне. В 1880 году они отдыхали на Серебряном озере в Гатчине. Джевецкий проплыл на субмарине прямо под шлюпкой августейшей четы, взорвал миной небольшой плот, причалил к берегу и вручил Марии Федоровне букет ее любимых орхидей. Инженер тут же получил заказ на 50 подлодок и 100 тысяч рублей. Через пять лет Джевецкий построил первую в мире подлодку с электрическим двигателем.
«Это та субмарина, от которой «стали танцевать» конструкторы подводных лодок конца XIX – начала XX века», – уточняет Василий Дандыкин.
Практика мировых войн
В Первую и Вторую мировые войны операции с участием боевых подлодок стали обычным делом. Против нацистской Германии сражались 170 советских дизель-электрических субмарин. 81 подводная лодка не вернулась из военных походов.
«Большинство кораблей на момент гибели находилось на подзарядке аккумуляторных батарей или пополняло запасы кислорода. Немецкая авиация уничтожала их в надводном положении», – комментирует Дмитрий Литовкин.
«Ленинский комсомол»
Советские инженеры учли ошибки. В конце 1950-х в СССР построили атомную подлодку «Ленинский комсомол», которой не нужно было всплывать для подзарядки батарей. В июне 1962 года субмарина прошла подо льдами Северного Ледовитого океана и дважды пересекла Северный полюс, где подводники установили государственный флаг. 1960-е годы называют «золотым веком» советского подводного флота.
«Тогда появились уникальные проекты – например, так называемая «Золотая рыбка». Она отличалась небывалой скоростью хода – порядка 45 узлов. Торпеда не могла догнать подводную лодку», – утверждает Василий Дандыкин.
Проект 661 «Анчар»
Официальное название субмарины – проект 661 «Анчар», а «Золотой рыбкой» ее прозвали за колоссальную стоимость. Но два миллиарда рублей по курсу 1968 года того стоили. Рекорд скорости подлодки – 83 километра в час – не побит до сих пор. А на Западе ее прозвали «убийцей авианосцев». Это была первая в мире подводная лодка, скрытно запускавшая крылатые ракеты из-под воды. Уже в 1980-е сверхскоростную субмарину списали и отправили в утиль. После развала СССР эта судьба постигла и многие другие атомные подлодки.
Возрождение флота
Спустя несколько лет подводный флот начали возрождать – в Северодвинске заложили первый подводный ракетный крейсер проекта «Борей». А в 2010-м на воду спустили субмарину проекта «Ясень».
«Эти корабли составляют костяк подводного флота России. Они технологичны. Отследить современную атомную подводную лодку практически невозможно. Северный флот недавно продемонстрировал учения на запредельных глубинах – 500 метров. Причем там применяли оружие. Это ноу-хау нашего флота», – делится Дмитрий Литовкин.
Отставание американцев
Главными конкурентами российских субмарин называют американские ракетоносцы Ohio с боеголовками Trident на борту. Но это устаревшие подлодки, самая новая поступила на службу почти четверть века назад. «Огайо» планируют заменить новейшими атомными подлодками «Колумбия», рассчитанными на 42 года службы. Однако первый экземпляр спустят на воду не раньше чем через 10 лет. За это время российские инженеры вполне могут совершить новый технологический скачок. В Министерстве обороны уже разрабатывают системы искусственного интеллекта – в том числе для подводных лодок.
Разные версии исторических событий, поразительные эпизоды истории, малоизвестные факты и интересные теории – все это и многое другое изучайте в программе «Неизвестная история» с Борисом Рыжовым на РЕН ТВ.