0 просмотров

Где находится база подводных лодок

База подземных лодок Балаклава — гениальное инженерное сооружение или величайший просчёт?

Объект 825 ГТС (Более известный как база подводных лодок в Балаклаве) одно из множества мегасооружений построенных в годы «холодной войны» и лишь одно и немногих подобных мест, существующих в качестве музея и доступных простым гражданам.

Мне довелось побывать в уникальном месте и сделать серию фотографий наиболее приближенных к первоначальному облику места. Но сейчас речь пойдёт не о самом объекте, а про одну крайне любопытную байку, что мол советские инженеры просчитались и построили объект размером меньше, чем нужно и «подводные лодки с ядерными ракетами туда не влезали».

Попробуем разобраться так это или нет!

Существует легенда, что Иосиф Сталин поручил курировавшему советскую ядерную программу Лаврентию Берия найти место, для базы подводных лодок, которые могли бы нанести ответный ядерный удар…

Выбор пал на действительно удобную, безопасную, а самое главное очень скрытно расположенную Балаклавскую бухту, где в период с 1953 по 1961 год в условиях строжайшей секретности строился данный объект. Я думаю, знакомый с историей читатель уже понял к чему я клоню…

С одной стороны: какие баллистические ракеты на подводных лодках в 1953 году? Но, с другой стороны, первый успешный запуск такой ракеты был осуществлен в 1955 году с экспериментальной подводной лодки Б-67.

Статья в тему:  Какая высота подводной лодки курск

Да и строился проект уже после смерти Сталина и отношение к «Вождю Народов» имеет лишь косвенное. Принимал сдачу проекта уже Никита Сергеевич Хрущёв и с приёмкой, связана ещё одна легенда, плавно вытекающая из первой. Как я уже писал база подводных лодок в Балаклаве была нужна для нанесения ответного ядерного удара и легенда заключалась в том, что Хрущёва «надули» при приёмке объекта.

Суть байки такова, что якобы Никите Сергеевичу показали сначала лодку одного проекта вплывающую внутрь объекта, внутри его ждала уже другая, заранее заготовленная. Суть же представления была якобы в том, что советские инженеры просчитались с размерами и таким образом хотели избежать гнева первого секретаря ЦК КПСС.

Попробуем разобраться, а вообще помещались ли лодки с ядерным вооружением внутри базы?

По официальным источникам объект 825 был предназначен для подлодок 613-го и 633-го проектов, а это относительно небольшие дизель-электрические подводные лодки вооруженные лишь минами и торпедами.

И тут стоит ещё раз вернуться к истории. Итак!

Первый пуск баллистической ракеты с подводной лодки осуществлен в 1955 году и укладывается в легенду. Проект Б-67, с которого осуществлялся пуск является модификацией подводной лодки проекта-611 (длинна 90 метров, а ширина со стабилизаторами 9.54 метра)

Стоит отметить, что подобные объекты строились «впритык» и любой лишний метр обходился в миллионы рублей.

Статья в тему:  Сколько стоит yamaha 115

А теперь посмотрим на размеры подлодок которые по официальным источникам должны были в Балаклаве укрываться:

Проект 613 имеет длину «всего» 76 метров, а ширину корпуса 6.64 метра. Проект 633 имеет практически похожие характеристики в 76,7 метра в длину и 6.7 метров ширины в наиболее широкой части. Значит ли это, что подводная лодка проекта 611 не влезает? — Спорно! При ширине канала на объекте от 12 до 22 метров войти то она была должна, но вот при с перемещением по комплексу возникли бы определенные проблемы.

Что уж говорить о том, что первая серийная советская подводная лодка проекта-659(Т) вооруженная ракетами П-5 хоть и заступила в строй одновременно с окончанием строительства объекта в бухте Балаклавы, но во-первых относилась к Тихоокеанскому-Флоту и в Черном море никогда не плавала, а во вторых определенно не влезала в канал объекта со своей средней осадкой в 7.5 метров при максимальной глубине канала в восемь.

Что это значит? Определенно в качестве укрытия подводных лодок способных нести ядерное вооружение Балаклаву рассматривать не стоит.

Так, что несмотря на гуляющие среди народа легенды про подводную лодку, которая не влезла в укрытие по вине просчётов советских инженеров считаю неубедительной, а саму байку, скорее высмеивающую Хрущёва как человека, которого так легко обвести вокруг пальца.

Статья в тему:  Откуда появились лодки

Единственное, что немного смущает во всей этой истории наличие в Балаклаве ещё одного объекта в составе данного комплекса — 820-ю РТБ (проще говоря ядерный арсенал), но насколько мне известно, данный объект хоть и находился в составе комплекса, не предполагал установку специальных боевых частей внутри самого комплекса. Впрочем, не все тайны СССР раскрыты до сих пор и возможно, мы ещё много не знаем.

А что вы, читатели, думаете под данному поводу?

Каталогизация: #urbexcrimea (индустриальный туризм полуострова)

База подводных лодок в Балаклаве — одно из крупнейших стратегических строений СССР

Всего в десяти километрах от города Севастополь, в славном крымском городе-курорте Балаклава, располагается сверхсекретная база подводных лодок, именуемая как 825 ГТС. Впервые за сорок шесть лет своего существования, сооружение, предназначенное для ремонта военной подводной техники, предстало на всеобщее обозрение широких масс в 2003 году. На сегодняшний день база подводных лодок Балаклавы открывает свои двери для туристов и экскурсионных групп, желающих ознакомиться с внутренним убранством некогда сверхсекретного объекта Советского Союза.

  1. Видео экскурсия по базе подводных лодок 825 ГТС в Балаклаве
  2. Как строилась знаменитая станция подводных лодок 825 ГТС?
  3. Завод для ремонта подводных лодок в Балаклаве – одно из крупнейших стратегических строений СССР
  4. Имел ли этот крупномасштабный проект недостатки?
  5. Где расположена База подводных лодок на карте
Статья в тему:  Видеть во сне как тонет лодка

Видео экскурсия по базе подводных лодок 825 ГТС в Балаклаве

Подземная база подводных лодок в Балаклаве представляет собой огромное сооружение, располагающееся глубоко в недрах земли и способное защитить своё содержимое от крупнейшего атомного взрыва – в случае попадания в базу атомной бомбы мощностью 100 Килотонн, все боеприпасы, лодки и служащие должны остаться целы и невредимы. Всё сооружение разделяется на несколько частей: водный комбинированный канал под землёй со всегда сухим доком, несколько цехов для ремонта подводной техники, склад горюче-смазочных материалов для подводных лодок и минно-торпедная часть ГТС.

База подводных лодок в Балаклаве располагается в Балаклавской бухте, в живописной горе с античным названием Таврос. С двух сторон гора имеет выходы из станции, а со стороны бухты имеется вход в канал, или, как его называют работники ГТС, штольню. В случае, если над базой подводных лодок нависает угроза, этот вход блокируется специальным батопортом, общий вес которого может достигать ста пятидесяти тонн. На северной стороне горы сооружён выход лодок в открытое море, также обеспеченный батопортом. Каждое из отверстий в горе Таврос мастерски замаскировано рыболовными сетями и другими маскировочными приспособлениями.

Как строилась знаменитая станция подводных лодок 825 ГТС?

Секретная база подводных лодок Балаклавы начала строиться в далёком 1957 году, в то время, когда между страной Советов и далёкой Америкой полным ходом разгоралась так называемая «холодная война». В целях сохранения конфиденциальности этот крупнейший стратегический объект было условлено называть Городской Телефонной Станцией номер 825, отсюда и пошла простая и запоминающаяся аббревиатура «825 ГТС». Даже на сегодняшний день ни один из рассекреченных военных объектов не превзошёл по своей величине знаменитую станцию подводных лодок, расположенную в Балаклавской бухте.

Статья в тему:  Когда появились надувные лодки

Во время строительства «Городской Телефонной Станции» был прорыт огромный тоннель, при этом вывезено около ста двадцати пяти тонн земли. В целях конспирации строительства, земные породы вывозились с территории Балаклавской бухты ночью, пока город спит, и баржами выгружались прямо в открытое море. Поначалу задача построения сверхсекретного объекта стояла перед военными, но потом процесс бурения земли значительно осложнился, и правительству Союза Социалистических Республик пришлось обращаться за помощью к строителям метро.

В конечном итоге был прорыт подземный канал, глубина которого достигла восьми метров, и ширина колебалась от восьми до двенадцати метров. Площадь всех помещений подземного завода составляет более чем пять тысяч квадратных метров, а общая поверхность водной глади, под которой располагается ГТС, равна трём тысячам метров. Одновременно завод по ремонту подводной техники мог вмещать в себя до семи подлодок, что весьма впечатляет даже современных строителей военных объектов.

Завод для ремонта подводных лодок в Балаклаве – одно из крупнейших стратегических строений СССР

Так называемый «объект 825 — Городская Телефонная Станция» предназначался для ремонта и технического обслуживания военных подводных лодок 613-го и 633-го проектов. Кроме того, на территории сверхсекретного объекта хранились различные боеприпасы и запасные части для этих сооружений. Центральная штольня ГТС вмещала в себя одновременно до семи подводных лодок подобного типа, а в случае крайней необходимости все штольни завода могли вместить в себя около четырнадцати подлодок совершенно различных классов. На случай ядерной угрозы проектировщиками завода была предусмотрена специальная штольня для погрузки подводных лодок на станцию под водой. Помимо всего прочего, среди всех запасов спецобъекта Балаклавы хранилось и ядерное оружие.

Статья в тему:  Как правильно обкатать лодочный мотор

Имел ли этот крупномасштабный проект недостатки?

Безусловно, да. За то время, пока строители осуществляли сооружение подводной станции 825 ГТС, на вооружение уже стали поступать новые подлодки 625-го проекта, работавшие на дизельном топливе, которые просто не могли вместиться в местные каналы. Во время небольшого шторма войти на территорию станции с другой стороны горы было также невозможно. По этим же соображением было достаточно проблематично расположение более, чем трёх лодок в каналах ГТС одновременно.

Как известно, балаклавский завод был объектом крайней секретности, именно поэтому в 1957 году было принято решение о присоединении города к Севастополю и лишении его статуса города. Проще говоря, довольно-таки большое поселение с некоторым количеством местных жителей было попросту стёрто с лица земли и закрыто от общего доступа. После перестройки, в 1994 году, с территории завода была отправлена последняя подводная лодка, а в последующие годы эта огромная станция попросту разворовывалась.

В настоящее время 825 ГТС считается музеем, где каждый желающий может сделать фото базы подземных лодок Балаклавы и узнать много интересного о временах холодной войны СССР и США.

Объект 825: история секретной базы, спрятанной в Крыму

Самое секретное гидротехническое сооружение Советского Союза – объект 825 ГТС. Такой код во времена холодной войны присвоили подземной базе подводных лодок в Балаклаве. В те годы СССР и США активно наращивали свой ядерный потенциал и не исключали глобального военного конфликта.

Статья в тему:  Когда можно рыбачить с лодки 2021 украина

Именно тогда Сталин отдал Берии секретный приказ найти место, где могли бы базироваться субмарины. В итоге стратегический объект построили в Балаклавской бухте, внутри горы Таврос. Почему именно это место выбрали для сооружения гигантского подземного бункера и какие функции выполняет комплекс сегодня? Об этом рассказывает программа “Загадки человечества” с Олегом Шишкиным на РЕН ТВ.

Секретные убежища

“Берлингтонский бункер” в английском графстве Уилтшир построили в 1950-х годах на случай ядерного удара со стороны СССР. В первую очередь укрытие проектировалось для спасения британского правительства. В бункере могли разместиться 4 тысячи человек. В нем были офисные помещения, кафетерий, телефонный узел, телестудия и даже железнодорожная станция.

Между тем “Берлингтонский бункер” – далеко не самое крупное убежище времен холодной войны. В 1950-е годы в СССР по личному распоряжению Сталина построили уникальное подземное сооружение, где могла укрыться целая подводная флотилия, это так называемый объект 825 ГТС в Балаклаве.

“Балаклава для строительства объекта была выбрана неслучайно, здесь удобная бухта, в которой практически никогда не бывает штормов. Город скрыт горным рельефом, вход в бухту не виден из открытого моря”, – рассказала заместитель директора Военно-исторического музея фортификационных сооружений (Балаклава) Светлана Миненко.

Город внутри скалы

Подземную базу для подводных лодок построили прямо внутри горы. Десятки метров скальной породы над трехметровым бетонным сводом бункера позволяли выдерживать прямое попадание 100-килотонной атомной бомбы, это в пять раз мощнее боеголовок, сброшенных на Хиросиму и Нагасаки. Объект 825 ГТС был одним из самых безопасных мест СССР при угрозе ядерной атаки.

Статья в тему:  Как утилизируют подводные лодки

“Были еще и другие сооружения, например “Нора” в пяти километрах от Балаклавы, где был размещен запасной защищенный командный пункт Черноморского флота. Тот объект позволял осуществлять руководство Черноморским флотом, да и в целом морским флотом во время боевых действий”, – рассказал капитан 2 ранга запаса Александр Козлов.

Общая площадь подземной базы в Балаклаве превышает 15 тысяч квадратных метров. Бункер настолько огромен, что в нем уместилась бы египетская пирамида. Грандиозный комплекс строили восемь лет, с 1953 по 1961 год. Объект начинали возводить военные, но из-за сложности работ привлекли метростроевцев. Горные породы бурили взрывным методом.

“Скальные породы вывозились в открытое море и там незаметно для населения затапливались, поскольку объект был секретным. Сокращение “ГТС” расшифровывается как “городская телефонная станция”, якобы строилась городская телефонная станция”, – рассказал Александр Козлов.

Все необходимое для подлодок

Секретная база была предназначена для укрытия, ремонта и обслуживания подводных лодок. В целях маскировки субмарины заходили в бухту только по ночам. В эти часы в Балаклаве полностью выключали электричество. В подземном канале длиной 602 метра могли разместиться семь средних или девять малых субмарин. Кроме того, здесь же находилось хранилище торпед и ядерных боеголовок.

У сквозного подземного канала было два замаскированных выхода, один – в бухту, другой – в открытое море. В случае необходимости их перекрывали гидротехническими конструкциями – батопортами, самый большой из которых весил 150 тонн.

Статья в тему:  Fallout 3 как взорвать подводную лодку

“Батопорт – это гидротехническое сооружение, плавучий затвор, который мог герметично закрыть вход в канал. На объекте есть два батопорта, северный и южный, которые закрывают сам канал, и есть малый батопорт, который герметично закрывает вход в сухой док, где ремонтировали подводные лодки”, – поясняет заместитель директора Военно-исторического музея фортификационных сооружений Светлана Миненко.

На объекте функционировал целый подземный завод по ремонту и обслуживанию субмарин. В секретных цехах работали сотни людей. Для перемещения грузов по тоннелям гигантского бункера проложили узкоколейную железную дорогу. Тележки весом 996 килограмм легко перемещались по рельсам.

“Колеса тележки были обшиты латунью, а верх – алюминием. Это мягкие металлы, которые при соприкосновении не высекают искры. На тележку укладывали два контейнера весом по 850 килограмм каждый. Перемещали тележку только вручную”, – рассказала Светлана Миненко.

На случай ядерной войны

В случае ядерной атаки в подземном убежище могли укрыться 3 тысячи человек. Запасов продовольствия и энергии им хватило бы на месяц. Коридоры бункера сделали не прямыми, а изогнутыми, чтобы взрывная волна быстро угасала, ударяясь о стены. Кроме того, проектировщики предусмотрели специальные противоатомные ворота.

“Каждая створка весит десять тонн, это металлическая конструкция, залитая внутри бетоном. Толщина створки 60 сантиметров, высота – четыре метра. Вторая дверь водо- и газонепроницаемая”, – комментирует Светлана Миненко.

В самой секретной части бункера хранился ядерный арсенал. База стратегического оружия носила кодовое название “Объект 820”. Даже среди работников подземного комплекса далеко не все знали о его местонахождении. Жители советского Крыма даже не подозревали, что в Балаклаве хранится ядерный арсенал, способный сравнять землей весь полуостров.

Статья в тему:  Как снять двигатель yamaha jog

Из военной базы – в музей

Однако со временем все стратегическое оружие с базы вывезли. В 1980-е годы объект 825 ГТС начал терять свою значимость для Вооруженных сил СССР.

“Объект строился исходя из параметров небольших дизельных подводных лодок проекта 633. А 1980-е годы – это период строительства крупных атомных подводных лодок, ни одна из которых не может войти внутрь базы, поэтому значимость этого объекта изменилась”, – рассказал капитан 2 ранга запаса Александр Козлов.

С развалом Советского Союза подземная база и вовсе перестала функционировать. В 1990-е годы почти все ценное оборудование уникального объекта вынесли мародеры. После возвращения Крыма в состав Российской Федерации специалисты Минобороны провели масштабную реконструкцию бункера и превратили его в музейный комплекс. Ежегодно его посещает более 200 тысяч человек.

О невероятных событиях истории и современности, об удивительных изобретениях и явлениях вы можете узнать в программе “Загадки человечества” с Олегом Шишкиным!

Объекты 825 ГТС и 820 РТБ или Сверхсекретная подземная база подводных лодок в Балаклаве

Вскоре после окончания Второй мировой войны между СССР и США началось противостояние, известное в истории как «холодная война». Время было непростое: противоборствующие сверхдержавы на полном серьёзе рассматривали возможность обмена ядерными ударами и по обеим сторонам Атлантического океана с упоением возводили многочисленные военные объекты, которые должны были эти удары пережить. Считается, что секретная директива о поисках места для базирования подводных лодок, способных в случае превентивного нападения со стороны США тоже «бахнуть, и не раз, так, чтобы весь мир — в труху», была разработана лично Сталиным. Поиск подходящего места продолжался в течение нескольких лет, в итоге выбор пал на тихую Балаклаву.

Статья в тему:  Когда можно рыбачить с лодки 2021 украина

Узкий извилистый пролив, ширина которого в самом узком месте не превышала ста метров, укрытый от всех штормов и недоступный для посторонних глаз (со стороны моря Балаклавская бухта не просматривается ни под каким углом) — всё это сыграло свою роль, и в 1953 году в Балаклаве началось масштабное строительство. Город с историей в несколько тысяч лет был лишён своего статуса, оперативно стёрт со всех карт, превращён в ЗАТО и включён в состав Севастополя. В последующие восемь лет под горой Таврос, расположенной на западном берегу Балаклавской бухты, в условиях тотальной секретности был создан подземный комплекс, включавший в себя два объекта: 825 ГТС — специальный цех с сухим доком и морским каналом по ремонту подводных лодок, и 820 РТБ — арсенал для хранения и подготовки к боевому применению ядерного оружия.

Всего за время строительства было вывезено около 120 тысяч тонн породы. Для обеспечения секретности её удаление производилось по ночам баржами. Работы на объектах велись круглосуточно в четыре смены.

В 1961 году проект чуть не был свёрнут. Говорят, что во время осмотра почти готового комплекса Никита Хрущёв махнул рукой и сказал: «Лучше отдайте всё это виноделам!». С большим трудом руководству ВМФ удалось отстоять проект и в том же году обе его части были введены в строй.

Статья в тему:  Когда появились надувные лодки

Для сохранения конфиденциальности база подводных лодок была названа «городской телефонной станцией № 825» (сокращённо «Объект 825 ГТС»), а арсенал — «ремонтно технической базой № 820» (сокращённо «Объект 820 РТБ»). Комплекс представлял собой сооружение противоатомной защиты первой категории и мог выдержать прямое попадание ядерного снаряда с мощностью заряда свыше 100 килотонн (то есть в 5-7 раз мощнее атомной бомбы, сброшенной на Хиросиму).

Свой закрытый статус Балаклава сохраняла до середины 1990-х годов. Вскоре после развала Советского Союза я с родителями отдыхал в Севастополе, и мы ездили в Балаклаву, чтобы погулять по крепости Чембало. База подводных лодок (про существование которой тогда, понятно, ещё никто не знал) уже не функционировала, но охраняющие её зоркие военные выследили нас, гуляющих по разрушенной крепости с фотоаппаратом, заставили достать из него фотоплёнку и засветить её — уровень секретности тогда всё ещё оставался на самом высоком уровне.

В 1990-х годах разваленная империя резалась на куски и бесцеремонно сдавалась в цветмет. Украина объявила себя безатомной державой и база в Балаклаве стала никому не нужна. Уникальный комплекс, неожиданно оказавшийся в соседней стране, Черноморский флот, в отличие от Севастополя, отстоять не смог. В 1991 году отсюда ушла последняя подводная лодка, в 1994 году объект был официально покинут военными. В течение следующих девяти лет база оставалась без присмотра, всё что можно было продать — было разграблено и вывезено. В 2003 году то что осталось превратили в музей.

Статья в тему:  Как правильно обкатать лодочный мотор

Вплоть до настоящего времени это — крупнейший из всех рассекреченных военных комплексов времён холодной войны.

В Балаклавской бухте плавают медузы, пустые бутылки и недокуренные хабарики. Сразу вспоминаются бессмертные слава Вадима Галыгина из Comedy Club: «Чтобы сделать Чёрное море, нужно в ванной на полу наплевать семечек, набросать бычков, под ванну насрать, в ванну нассать — вот вам Чёрное море!»

Так выглядит вход в подземный канал со стороны Балаклавской бухты. В случае необходимости он перекрывался 150-тонным батопортом — гидротехническим затвором, полностью закупоривавшим подземную базу. Сейчас он находится в открытом положении, то есть, утоплен в спецнишу.

В случае нападения объект должен был стать убежищем для жителей Балаклавы. Об этом свидетельствуют сохранившиеся надписи рядом со входом.

Под защитой объекта смогли бы разместиться до 3000 человек. В этом случае полная автономность составила бы 30 суток.

Объект 825 ГТС включал в себя подземный водный канал с сухим доком, цеха для ремонта, склады горюче-смазочных материалов и минно-торпедный склад.

Все подземные помещения были защищены специальными воротами, полностью герметизировавшими внутреннее пространство. Ворота закрывались автоматически за 2 минуты. В случае выхода автоматики из строя существовали специальные двери, которые можно было открыть вручную за 12 минут.

По центру коридоров располагались транспортировочные рельсы для тележек.

Вдоль стен висят информационные плакаты, рассказывающие про подводные лодки времён СССР.

Статья в тему:  Сколько стоит yamaha 115

Слева и справа лежат старые корпуса мин и торпед.

В бетонных сводчатых галереях до сих пор витает дух холодной войны.

Коридор, ведущий к подземному доку, проложен полукругом. Считается, что ударная волна при прохождении через этот изгиб должна была ослабиться.

Примерно в этом месте находится наиболее мощный слой скальной пород над головой — 126 метров. Толщина бетонного свода достигает 3 метров. Рецепт и марка цемента, использовавшегося при строительстве, — до сих пор находятся под грифом «совершенно секретно».

Единственная действующая подводная лодка, демонстрирующаяся в музее, — Тритон-1М. Такие сверхмалые подлодки использовались для скрытной доставки и высадки водолазов, постановки мин, подводного патрулирования и выявления вражеских диверсантов, осмотра корпусов кораблей и других субмарин.

Тритон-1М производился на Ново-Адмиралтейском заводе в Ленинграде. Всего было выпущено 32 экземпляра. До наших дней сохранилось не более 7.

Экипаж подлодки состоял из двух человек. Дальность хода — 35 морских миль, предельная глубина погружения — 40 метров, автономность — 7,5 часов.

Подземный канал для подводных лодок имел глубину 8 метров, ширину от 12 до 22 метров, высоту арки — 18 метров.

В мирное время лодки заходили в канал исключительно в надводном положении и в ночное время. Погрузка снаряжения и боеприпасов осуществлялась на специальной подземной пристани. Несмотря на распространённое мнение, атомных подводных лодок на этой базе никогда не было.

Статья в тему:  Fallout 3 как взорвать подводную лодку

В военное время здесь могли укрыться 9 малых или 7 средних субмарин.

В центре канала расположен сухой док — особое гидротехническое сооружение, отделённое от канала малым батопортом и предназначенное для ремонта и технического обслуживания внешних корпусов лодок.

В наполненную водой камеру дока заводили субмарину, после этого в течение четырёх часов вода откачивалась, и корабль вставал на кильбоки (специальные опоры). Далее в течение одного-двух дней подлодка обшивалась ремонтными лесами, и начинался её ремонт, который в среднем длился 3-4 недели.

С противоположной от объекта 825 ГТС стороны канала располагался объект 820 РТБ — арсенал для хранения и подготовки к боевому применению ядерного оружия.

Сейчас из одного объекта в другой можно перейти по перекинутому через канал мосту. В советские времена моста не существовало, оба объекта функционировали независимо друг от друга.

Объект 820 РТБ имел высочайший статус секретности, и ни один человек, несший службу на соседнем с ним объекте 825 ГТС, даже и не подозревал о том, что с другой стороны канала находится ядерный арсенал. Всё-таки, умели в то время государственные тайны хранить (а болтунов прилюдно вешали за яйца на ржавые гвозди, и правильно, к слову, делали).

Вход в арсенал преграждают двое ворот: жёлтые защитные из листового металла с бетоном внутри весом в 10 тонн каждая — на случай бомбового удара — и красные герметичные — для защиты от радиации, ядовитых газов и воды. Говорят, что при входе на объект 825 ГТС раньше тоже было двое ворот, но в 1990-х годах они были сданы в металлолом.

Статья в тему:  Как снять двигатель yamaha jog

Все ворота имели электрический привод. В случае отключения электричества их можно было открыть и вручную.

В арсенале строго соблюдался температурно-влажностный режим (температура — от +5 до +15 градусов, влажность от 50 до 60 процентов). Так же в целях конспирации здесь была сделана максимально возможная звукоизоляция.

На объекте 820 РТБ постоянную службу несло около 150 военнослужащих.

Арсенал включал в себя техническую площадку, локальную зону, большой транспортный коридор, склад для хранения подготовленных боеприпасов и погрузочную площадку.

В случае чрезвычайной ситуации (например, превентивного ядерного удара со стороны США) в арсенале включалась красная подсветка.

Ядерные заряды для малых ракет перевозили на такой тележке. Её вес — почти 1000 килограмм, грузоподъёмность — 7 тонн. Перемещать её по арсеналу нужно было вручную.

Я — Владимир Кезлинг, автор этого сайта, и мне важно ваше мнение!

Было интересно? Есть что дополнить? Можете рассказать свою историю и поделиться своими фотографиями? Оставьте комментарий внизу этой страницы!

Хотите узнать обо мне либо отправить сообщение частного характера — посетите мою страницу. Давайте знакомиться!

Понравилось? Поделитесь с друзьями!

Серия статей «Крым переходного периода»

9–17 мая 2014

1. Крым: начало

2. Керчь — самый древний город на территории России

3. Вокруг Керчи: Булганакские грязевые вулканы, Аджимушкайские каменоломни, Царский курган, крепости Ени-Кале и Керчь

4. Кара-Даг — самое красивое место Крыма

5. Солдайя — генуэзская крепость в Судаке

6. Демерджи — гора-кузнец

7. Мраморная пещера — самая красивая в Крыму

8. Южный берег Крыма или Очерк о постреферендумных настроениях на полуострове

9. Балаклавские твердыни: крепость Чембало и форт Южная Балаклава

10. Объекты 825 ГТС и 820 РТБ или Сверхсекретная подземная база подводных лодок в Балаклаве

11. Севастополь — город русской военно-морской славы

12. Эски-Кермен — средневековый пещерный город-крепость

13. Сказ о Бахчисарайском фонтане

14. Парк львов «Тайган» — самое захватывающее место Крыма

15. Бонус-трек: Полуостров в стиле Клода Моне или Когда лучше всего ехать в Крым

Другие статьи про Балаклаву

Морская прогулка на закате из Балаклавы до мыса Айя | 2020

Балаклава со всех сторон | 2019

Балаклавские твердыни: крепость Чембало и форт Южная Балаклава | 2014

Подпишитесь на мою авторскую рассылку!

В начале каждого месяца я рассказываю своим подписчикам о новых удивительных местах, о которых сам раньше не знал, делюсь ссылками на интересные статьи и блоги, формирую свежую подборку своих актуальных статей — новых и архивных. Всего 12 писем в год, написанных лично мной. Не пропустите!

голоса
Рейтинг статьи
Статья в тему:  Видеть во сне как тонет лодка
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: