6 просмотров

Для чего анод на лодочном моторе

Для чего анод на лодочном моторе

При эксплуатации моторной и парусной яхты большинство судовладельцев сталкиваются с гальванической коррозией. Последствия данного процесса могут оказаться весьма плачевными для корпуса судна и его металлических частей находящихся под водой, включая подвесной двигатель и угловую колонку.

Гальванической коррозией называется электрохимический процесс, который происходит при помещении в электролит металлов со взаимным контактом и разными электрическими потенциалами. Контакт может осуществляться как благодаря непосредственному соприкосновению, так и посредством взаимного соединения с любым токопроводящим материалом. Как только пара разных металлов образует гальванический элемент, один из них становится катодом, а другой – анодом. Анодом становится металл с наиболее низким значением электрического потенциала из пары, катодом – с наибольшим значением. С анода на катод устремляется поток электронов. Из-за оттока электронов атомы анода превращаются в ионы. Ионы анода взаимодействуя с кислородом в электролите (которым является вода) образуют молекулы оксидов, которые уносятся прочь жидкостью электролита. Именно так анод начинает корродировать и разрушаться, отдавая свои атомы металла в электролит. Вода – это превосходный электролит. Лишь химически чистая вода, которая не содержит никаких минеральных веществ, не является электролитом. У соленой воды электропроводность намного выше чем у пресной, но и в воде пресных водоемов, и в воде из-под крана, химический состав способствует эффективному развитию коррозии, при этом с ростом температуры электропроводность воды увеличивается. Таким образом процесс гальванической коррозии неизбежен как в соленой, так и в пресной воде.

Статья в тему:  Как поставить на учет в гимс лодку без документов

На подводной части яхты (также двигателе и угловой колонке) различные металлы применяются очень широко, причем в разных сочетаниях. Примером гальванической пары из нержавеющей стали и алюминия, служит сочетание гребного винта из нержавеющей стали и `ноги` подвесного мотора из алюминиевого сплава. При этом мотолодка согласно своему прямому назначению постоянно находится в воде (т.е. электролите). Даже находясь на суше под дождем лодка может подвергаться гальванической коррозии. Стоит отметить что, для создания гальванической пары на судне, взаимодействие различных конструктивных частей изготовленных из разного металла не обязательно . При постоянном нахождении в электролите на большинстве даже однородных металлических поверхностей все равно образуются крошечные локальные аноды и катоды – в основном в тех местах, где состав сплава неоднороден или имеются посторонние вкрапления или примеси – например, частицы металла с производственных форм или штампов.

Защитить корпус лодки или мотор от коррозии можно установкой специальных анодных протекторов из активных металлов обладающих большим значением электрического потенциала – алюминия, цинка, или магния. При установке протектора создается контакт между защищаемым металлическим изделием и протектором из активного металла, который разрушается в первую очередь, принося себя в жертву процессу коррозии.

ЦИНКОВЫЕ АНОДЫ применяют в соленой и слабосоленой воде. В пресной воде цинковые аноды также будут “работать”, но с меньшей эффективностью нежели алюминиевые, и уж намного меньшей чем у магния. Это обусловлено меньшей разницей потенциалов между цинком (-1100) и защищаемым металлом, нежели у алюминия (-1150) и магния (-1550), в сочетании с низкой электропроводностью пресной воды.

Статья в тему:  Командир счастливой щуки какая лодка снималась

АЛЮМИНИЕВЫЕ АНОДЫ являются универсальным решением. Их можно использовать в соленой, слабо соленой и даже в пресной воде. Обладая более низким потенциалом по сравнению с цинком, алюминий обеспечивает более лучшую защиту при эксплуатации судна. Оптимальными условиями для алюминиевых анодов считаются слабо соленые воды, например в местах устий рек впадающих в моря, где смешивается соленая и пресная воды. В условиях сильно соленой воды алюминиевый протектор будет “съеден” коррозией быстрее цинкового при примерно одинаковой эффективности.

МАГНИЕВЫЕ АНОДЫ обеспечивают самую лучшую защиту судна при эксплуатации в пресной воде, но их крайне не рекомендуется использовать в соленой. Соленая вода обладает высокой электропроводностью, что при очень большой разности потенциалов магния и защищаемого металла, вызовет избыточно интенсивное протекание коррозии анода и магниевый анод израсходуется очень быстро. Также при использовании протекторов для защиты корпуса, высокая разность потенциалов в условиях соленой воды может спровоцировать разрушение окраски судна, поскольку в составе подавляющего большинства морских необрастающих красок присутствуют частицы металла, например меди или олова, используемых в качестве вещества препятствующего обрастанию корпуса.

Заземление на лодке

Новичок

Купил себе китайский AIS Matsutec HP-528A. Говорят, он очень капризен и его лучше заземлять.

Вопрос. Как заземление на лодке делается? Какие приборы к земле вообще подключаются?

Корпус у меня пластиковый. Есть тяговые аккумуляторы, стартерный, навигация, рация и прочее, что обычно бывает на лодках.

Статья в тему:  Как ухаживать за резиновой лодкой

И вопрос сопутствующий заземлению. Кингстоны надо проводом подсоединять к аноду? Или это паранойя уже?

Такой анод снаружи корпуса не есть заземление? Если к аноду подключить и землю, и кингстоны проводом присоединить, это не будет работать и как земля, и как анод, который раствориться вперёд кингстона?

weeFOX

Старожил форума
  • 07.12.2019
  • #2
  • Новичок
    • 07.12.2019
  • #3
  • Спасибо за ответы!

    Лодка 7,5 метра, мотор подвесной Y300, глиссер. Соответственно в моторе всё придумано до нас. А пластина, размером 155×31 – это не моя тема, размер не тот. Молниезащита тоже, маленький я. А вот заземление приборов, раз советуют сделать, может и сделать?

    Алексей С.

    Коломенский водномоторник
    • 07.12.2019
  • #4
  • Спасибо за ответы!

    Лодка 7,5 метра, мотор подвесной Y300, глиссер. Соответственно в моторе всё придумано до нас. А пластина, размером 155×31 – это не моя тема, размер не тот. Молниезащита тоже, маленький я. А вот заземление приборов, раз советуют сделать, может и сделать?

    weeFOX

    Старожил форума
    • 07.12.2019
  • #5
  • Новичок
    • 07.12.2019
  • #6
  • Ох, это в миллиметрах! Да уж, посмотрел не туда. Тогда пластина в самый раз, конечно!

    220 вольт на лодке у меня есть. 4 розетки разведены в каюты и под плитой. Кофемашина есть от 220. А вот заземления нет!

    Статья в тему:  Сколько вольт выдает лодочный мотор

    Про заземление AIS Matsutec это я на другом форуме прочёл, что именно поскольку этот прибор сделан китайцами не так качественно, как фирменные, то заземление и советуют сделать.

    А как заземлить и 220, и 12 вольтовые системы? На одну и ту же пластину? Это нормально?

    weeFOX

    Старожил форума
    • 07.12.2019
  • #7
  • dialmi

    Старожил форума
    • 07.12.2019
  • #8
  • Ох, это в миллиметрах! Да уж, посмотрел не туда. Тогда пластина в самый раз, конечно!

    220 вольт на лодке у меня есть. 4 розетки разведены в каюты и под плитой. Кофемашина есть от 220. А вот заземления нет!

    Про заземление AIS Matsutec это я на другом форуме прочёл, что именно поскольку этот прибор сделан китайцами не так качественно, как фирменные, то заземление и советуют сделать.

    А как заземлить и 220, и 12 вольтовые системы? На одну и ту же пластину? Это нормально?

    Владимир Ленько

    Старожил форума
    • 07.12.2019
  • #9
  • Алексей С.

    Коломенский водномоторник
    • 07.12.2019
  • #10
  • Владимир Ленько

    Старожил форума
    • 08.12.2019
  • #11
  • Старожил форума
    • 08.12.2019
  • #12
  • weeFOX

    Старожил форума
    • 08.12.2019
  • #13
  • Алексей С.

    Коломенский водномоторник
    • 08.12.2019
  • #14
  • weeFOX

    Старожил форума
    • 08.12.2019
  • #15
  • Алексей С.

    Коломенский водномоторник
    • 08.12.2019
  • #16
  • А откуда она возьмется если нет заземления?

    Статья в тему:  Как установить лодочный мотор на лодку

    Конечно, только тело человека в этом случае тестер. Как человек прикоснется и удар получит – УЗО сработает, то есть надолго под напряжение не попадет – это безусловно плюс

    Даже если одеть резиновые тапочки и встать на резиновый коврик и схватиться голой рукой за фазу – то обязательно шарахнет, т.е. ток через тело пойдет. Вот куда он при этом девается – я не знаю

    Еще один вопрос меня мучает – почему если неоновый пробник приложить к фазе он светится, а если к нулю – то нет. Хотя эта та же самая катушка (обмотка) генератора, но с другой стороны.

    motoras

    Старожил форума
    • 08.12.2019
  • #17
  • weeFOX

    Старожил форума
    • 08.12.2019
  • #18
  • gromoverjetc

    Старожил форума
    • 08.12.2019
  • #19
  • Ток через тело может быть и емкостной. Изолированый объект имеет емкость относительно земли. Переменное напряжение будет этот конденсатор заряжать с переполюсовкой, соответственно потечет ток через один провод.

    Принцип действия узо, если по простому, в том, что сколько ушло по одному проводу, столько же вернулось по второму. Если вернулось меньше, значит утечка и узо отключается.

    Если прибор заземлен, то при повреждении изоляции ток потечет на землю внутри прибора и сработает узо.

    Если прибор не заземлен, то ток потечет в землю через человека, взявшегося за корпус прибора и сработает узо.

    Статья в тему:  С какого числа можно рыбачить с лодки в башкирии

    По заземлению мое мнение, что на пластиковом катере надо или делать всю проводку с землей, или вообще землю не делать. Одна из задач заземления, это уравнивание потенциалов корпусов приборов, чтобы исключить перетекание токов через трубы, экраны сигнальных проводов, тросики привода, мокрые тряпки и так далее. Поэтому если не доделать, может получится только хуже.

    Простой пример, один прибор заземлен, один нет. Человек одной рукой касается заземленнного прибора, а второй незаземленного, в котором пробой изоляции. Вероятность летального поражения током выше, чем в случае, если оба прибора не заземлены, так как цепь замкнется не через влажные тапки, а через корпус заземленного прибора непосредственно на землю.

    Для чего анод на лодочном моторе

    Практически все так называемые «алюминиевые» лодки на самом деле изготовлены не из чистого алюминия, а из сплава на его основе, например, дюралюминия, АМг (алюминий-магний) или других. А некоторые суда совмещают в себе не один металл, например, до 1975 года мотолодки «Прогресс» выпускались с элементами (скуловые накладки) из нержавеющей стали X18Н10Т. В результате, из-за значительной разницы потенциалов, электрохимическая коррозия протекала в разы интенсивнее. Протекторная защита маломерного судна от коррозии – довольно простой и действенный метод борьбы с разрушением. В процессе эксплуатации алюминиевая лодка подвергается воздействию не только влаги, находящейся в воздухе. Судно непосредственно контактирует с водой, которая является отличным электролитом.

    Статья в тему:  Можно ли лить автомобильное масло в лодочный мотор

    Суть протекторной защиты заключается в следующем. К алюминиевой лодке присоединяют металл, потенциал которого более электроотрицательный. Работает гальванический элемент. Катодом является металл лодки, а жертвенным анодом – протектор. Вода – электролитическая среда, которая обеспечивает работу гальванопары. В данной гальванической паре постепенно разрушается протектор, отдавая электроны в раствор и, тем самым, ограждая корпус от воздействия агрессивной среды. Алюминиевая лодка и ее составные части не подвергаются электрохимической коррозии до тех пор, пока работает и разрушается протектор. О том, что данный способ защиты работает можно судить по увеличению срока службы маломерного судна и уменьшению массы протектора. После полного разрушения анода его необходимо заменить на новый.


    Народ владельцы алюминиевых лодок, скажите есть смысл в установке Анода, стоит ли у вас или эта приблуда?

    tlt70

    Пользователи

    tlt70

    Пользователи

    Balansir писал(а):
    ну если я лодку поднимаю – опускаю, воздействие в разы меньше, и вода у нас преснасная
    Да, да. Лодка на воде только во время рыбалок. А так стоит дома и на прицепе.
    Сколько видел гнилых мест у лодок, так почти у всех, окислы появляются в местах где установлены стальные болты или детали. А также в местах соприкосновения с древесиной (сгнивший транец).
    П.С. Но подстраховаться охото )))))

    П.П.С. Ты на “кастрюли” перешел?

    OKUN

    Пользователи

    Анод конечно сильно замедляет процессы коррозии, особенно заметен эффект при эксплуатации лодки в морской воде. На всякий случай для тех, кто подзабыл:

    Статья в тему:  Как перевозить мотор для лодки

    Т.е. цинковые аноды, которые применяются для защиты морских судов со стальным корпусом НЕ ГОДЯТСЯ для лодок из алюминиевых сплавов. Они наоборот, только ускорят коррозию. Остается использовать магний.

    stas2043

    Пользователи

    P.S.65

    Пользователи

    Аноды крепятся каждый к корпусу винтами или болтами через диэлектрическую прокладку,
    и через эти же винты обеспечивается контакт. При этом принимаются все меры,
    чтобы вода с самими крепежными винтами не контактировала ни в коем случае:
    прокладка (обычно резиновая) ставится на герметике, а снаружи головки винтов
    также тщательно замазываются герметиком.

    Зачем изолировать винты – это понятно, они обычно стальные, а анод – цинковый или магниевый,
    если крепеж будет омываться водой – это ухудшит защиту корпуса из-за образования
    малого контура протекания тока.

    Сложнее с пониманием того, зачем нужна прокладка между плоскостями корпуса и анода.
    В точную теорию этого дела я не вникал, но в литературе пишут, что в таком случае
    развивается явление перекомпенсации и корпус вместо защиты начинает разрушаться.

    Анодная защита корпуса яхт и катеров

    Из различных видов коррозии в морских условиях основной является электрохимическое – разрушение поверхности металла в жидкостях, проводящих электрический ток (электролитах). Ведь если в электролит поместить соединенные между собой электроды – металлы, имеющие разный потенциал, то электрод с более низким значением потенциала (анод) будет разрушаться, а по проводнику, соединяющему электроды, будет проходить электрический ток.

    Статья в тему:  Как крепить лодку пвх на прицепе

    В судовых условиях электролитом является морская вода, а роль электродов выполняют корпус яхты и бронзовые втулки в дейдвудной трубе и рулевом устройстве, а также бронзовый или латунный гребной винт. Медь и ее сплавы, обладая более высоким потенциалом, при контакте со сталью создают катод. В результате этого сталь, являющаяся анодом, подвергается значительному коррозионному разрушению, особенно на участках, близко расположенных к контакту. При отсутствии разнородных металлов гальванические пары образуют сталь с прокатной окалиной, которая имеет потенциал более положительный, чем потенциал железа, поэтому она по отношению к местам, не имеющим окалины, играет роль катода. Это вызывает бурный процесс электрохимического разрушения анодных участков. Подобным же образом действуют различные примеси и шлаковые включения, содержащиеся в стали, а также окрашенные участки.

    Катодная защита при помощи анодов – это “абсолютная необходимость” для защиты всех металлических частей под водой. Следовательно, аноды требуются не только стальным судам, но и деревянным, стекло-пластиковым и алюминиевым судам.

    Для судов, которые используются в основном во внутренних (пресных) водах, рекомендуются алюминиевые аноды, так как алюминий имеет меньший электрохимический потенциал, чем цинк (разность потенциалов алюминия и железа больше, чем цинка и железа). Это очень важно, так как пресная вода обладает большим электрическим сопротивлением, чем соленая. Для использования в соленых и слабо соленых водах рекомендуется использовать цинковые аноды.

    Статья в тему:  Нужен ли прицеп для лодки пвх

    Алюминиевые аноды тоже хорошо действуют в соленой воде, но «съедаются» значительно быстрее. Не рекомендуется также использовать магниевые аноды, потому что электрохимический потенциал магния еще меньше, чем у алюминия, и его использование может привести к повреждению окраски корпуса, особенно в соленых водах.

    Как было сказано выше бронзовые и латунные элементы валолинии тоже создают с водой анод-катодную пару и требуют защиты специальными анодами, которые устанавливаются на гребной вал.

    Эти аноды очень хорошо сидят на валу даже если они уже подверглись эрозии. Крепеж вмонтирован в обе половинки анода, что обеспечивает его легкую установку на вал. Вокруг отверстий для крепежа на аноде сделаны утолщения, чтобы эрозия не привела к ослаблению крепления анода на валу. Такие аноды не рекомендуется устанавливать на быстроходных судах, т.к. они создают турбулентность при движении, а в случае существенной эрозии могут создавать дисбаланс на валу. Таких проблем не возникнет при использовании фиксирующей гайки с интегрированным анодом Vetus. Аноды для вала поставляются с крепежом. Обезопасить свое судно от коррозии и себя от проблем, Вам поможет интернет-супермаркет «Яхтенные товары».

    голоса
    Рейтинг статьи
    Ссылка на основную публикацию
    Статьи c упоминанием слов: