11 просмотров

Чья подводная лодка взорвалась

Взорвавшаяся подводная лодка Б-37 и Карибский кризис

В истории отечественного ВМФ России трагедия с подводной лодкой «Курск» является самой масштабной. Та катастрофа, произошедшая в 2000 году, побила печальный рекорд «коллеги» Б-37, продержавшийся тридцать восемь лет. Тогда, в январе 1962 года, трагедия унесла жизни семидесяти девяти человек, а более пятидесяти получили ранения. Капитана взорвавшейся подводной лодки Б-37, который выжил лишь по счастливой случайности, судил военный трибунал. А граждане СССР о произошедшей трагедии узнали спустя год.

Подлодка Б-37 была построена и отправилась на базу в Северодвинск для прохождения испытаний в 1959 году. После этого дизель-электрическая субмарина, относящаяся к проекту 641, вошла в состав тридцать третьей дивизии подводных лодок Северного флота. А «прописали» ее в пункте базирования в военном порту Полярный. В 1960 году Б-37 приняла участие в учениях «Метеор», проходивших в Атлантическом океане.

Изначально подводная лодка «капризничала». То и дело возникали неполадки различной сложности. Но ее ремонтировали, доводя, что называется, до ума (четыре из семи аварий, случившихся на базе Полярный в течение года, произошли именно на Б-37). Но 11 января 1962 года случилась катастрофа — взорвался весь боезапас подлодки. Взрыв одиннадцати торпед был такой силы, что первый и второй отсеки были полностью уничтожены. Мгновенно погибли пятьдесят девять членов экипажа, находящиеся в тот момент на борту.

Взрыв погубил две подводные лодки

Досталось и подлодке С-350, располагавшейся неподалеку. Взрывной волной убило одиннадцать человек, а сама субмарина от полученных повреждений пошла ко дну. Также погибло еще четверо человек из других подводных лодок, один — из состава резервного экипажа № 154 и четверо — из состава береговой базы четвертой эскадры. В общей сложности семьдесят девять человек. А ранения различной тяжести получили еще пятьдесят два человека.

Статья в тему:  Как выбрать резиновую лодку видео

Из всей команды Б-37 выжить удалось лишь тринадцати морякам. Троих не было в момент взрыва на подлодке, еще трое спаслись самостоятельно, а десятерых вытащили через люк седьмого отсека. Не погиб и капитан второго ранга Анатолий Степанович Бегеба. Его взрывной волной отбросило с палубы в воду.
После взрыва Б-37 в считанные минуты затонула…

Причины трагедии

Утро одиннадцатого января было стандартным. Экипаж, как обычно, выстроился на поднятие военно-морского флага. Но вместо этого в Екатериновской гавани военного порта Полярный прогремел мощный взрыв.

Вскоре на место трагедии прибыла специальная высокая комиссия, которой предстояло разобраться в причинах гибели подводной лодки. Первая версия (она же и официальная по решению экспертов) заключалась в том, что во время погрузки одна из торпед получила механическое повреждение и этого никто из экипажа не заметил (либо же заметили и решили по-быстрому починить). Поэтому рядом с ней кто-то начал сварочные работы, использовав бытовую паяльную лампу. Из-за этого поврежденный снаряд сначала загорелся, а потом и взорвался. Затем произошла детонация и остального боезапаса.

Комиссия выдвинула несколько причин гибели Б-37

По другой версии, причиной взрыва стала халатность одного из вахтенных, который при перезарядке автомата случайно выстрелил в головную часть торпеды, которую в тот момент как раз загружали в первый отсек. Но никто из выживших не смог вспомнить, был ли выстрел или нет.

Статья в тему:  Как отмыть пвх лодку

Третья версия заключалась в заводском дефекте торпеды. Но что это был за дефект и почему торпеда взорвалась — неизвестно.


Подлодки после подъема и демонтажа оторванных взрывом отсеков

Капитан подводной лодки рассказал комиссии о пожаре, который произошел незадолго до взрыва. Из-за чего произошло возгорание, Бегеба не знал. Поэтому его показания лишь добавили вопросов специальной комиссии.

Когда тела были подняты на борт базового тральщика, перед выжившими матросами поставили тяжелую задачу — опознать своих боевых товарищей. Погибших уложили на кусок брезента, растянутого прямо на корме. По воспоминаниям очевидцев, от вида изуродованных тел потерял сознание врач.

Работы по подъему обеих затонувших лодок заняли более трех недель. Примерно полтора года Б-37 с заглушкой вместо носовой части стояла у пирса. А в начале мая 1963 года ее вывели из состава Северного флота и отправили на утилизацию.

Гибель Б-37 привела в ярость тогдашнего Первого секретаря ЦК КПСС Никиту Сергеевича Хрущева. Расследование причин катастрофы он взял под свой личный контроль. Поэтому, в ходе разбирательств многие высокопоставленные чиновники и военные были лишены своих должностей и званий, поскольку «не углядели».

Хрущев взял расследование под личный контроль

Конечно, крепко досталось и капитану погибшей подводной лодки. Под военный трибунал его отправил лично министр обороны СССР Родион Яковлевич Малиновский. Во время судебных разбирательств Анатолию Степановичу пришлось самостоятельно себя защищать, поскольку женщина-адвокат не разбиралась в тонкостях военной службы.

Статья в тему:  Нужен ли судовой билет на резиновую лодку

На состав военного трибунала давили «верхи» (ЦК КПСС, государственная комиссия, министр обороны, командующий Северным флотом, не сомневались в вине Бегебы), ведь им просто необходим был козел отпущения, а выживший капитан — идеальный вариант. Но судьи работали дотошно, стараясь во всем разобраться.

Из воспоминаний Анатолия Бегебы: «Государственная комиссия выдвинула более двадцати версий гибели лодки. В том числе и такую: в ходе погрузки торпед одну из них слегка помяли или поцарапали о причальные стойки. А потом подмарафечивали с помощью паяльника. Она и взорвалась. Спросили об этом и меня. Ответил примерно так. Когда я прибыл из отпуска на корабль, минер доложил: «Товарищ командир, мы приняли не боезапас, а мусор!». Стал разбираться, в чем дело.

Оказывается, все лучшее погрузили на лодки, которые ушли в Атлантику под Кубу, где начинался известный Карибский кризис. А нам — второму эшелону — сбросили просроченное торпедное старье, все, что наскребли в арсеналах. Хотя мы стояли в боевом дежурстве».

Судебный процесс занял несколько дней. И, что удивительно, несмотря на «рекомендации», трибунал оправдал капитана. А граждане СССР о трагедии узнали лишь спустя год. Да и то, в газетах об этом рассказали несколькими короткими предложениями.

Военный трибунал оправдал капитана

В Морском соборе на Крюковом канале находится памятная доска с именами моряков, погибших во время взрыва. Она появилась благодаря усилиям Бегебы и Санкт-Петербургского клуба моряков-подводников. Самого же Анатолия Степановича не стало в декабре 2002 года. Он похоронен на Серафимовском кладбище.

Статья в тему:  Сколько действующих подводных лодок в россии

Все за сегодня

Политика

Экономика

Наука

Война и ВПК

Общество

  • Культура
  • История
  • Религия
  • Спорт
  • Россия глазами иностранцев

ИноБлоги

Подкасты

Мультимедиа

  • Фото
  • Инфографика
  • ИноВидео
  • ИноАудио

История

Nyheter24 (Швеция): три страшных аварии подводных лодок, которые потрясли мир

Представьте, что вы застряли на борту подлодки, которая неотвратимо погружается на смертельную глубину в несколько тысяч метров… А для сотен человек, которые были членами экипажей «Курска», «Комсомольца» и «Трешера», это стало реальностью.

К-141 «Курск»

12 августа 2000 года российская атомная подводная лодка К-141 «Курск» пошла на дно. Это стало одной из величайших трагедий, происходивших в мире с подводными лодками.

Длина этой одной их самых современных подводных лодок была 154 метра (примерно полтора футбольных поля), а высота — с четырехэтажный дом. Даже в голову прийти не могло, что она может потерпеть крушение.

Контекст

Норвежский подводник: людей с «Курска» можно было спасти (FF)

Но именно это и произошло с «Курском» в Баренцевом море к северу от Кольского полуострова. На борту произошел взрыв торпеды. Подлодка утащила с собой в ледяные глубины весь экипаж — 118 человек.

Сначала 23 человека выжили, чудом избежав гибели от воды и дыма. Они укрылись в одной из секций в хвосте подлодки.

Находясь на стометровой глубине, они писали родным и близким письма, которые потом нашли спасатели. Но спасательное судно не добралось до места крушения, а прежде чем власти страны приняли международную помощь, прошло пять дней.

Статья в тему:  Как заводить лодочный мотор после зимы

К тому времени все моряки погибли.

Согласно официальному объяснению, первый взрыв произошел из-за пусковой трубы одной из торпед. А потом на борту подлодки взорвались еще несколько снарядов.

K-278 «Комсомолец»

Подлодка K-278 «Комсомолец» весила 8 000 тонн, и у нее была уникальная конструкция и потенциал.

Выполняя задание в августе 1984 года, она спустилась на глубину 1 020 метров — это был рекорд для советского флота того времени.

Статьи по теме

NRK: советская подлодка стала смертельной ловушкой

Но в апреле 1989 года на борту «Комсомольца» начался пожар, и 69 членам экипажа не удалось его потушить.

Всего в аварии погибли 42 человека. Еще 27 моряков удалось спасти, прежде чем подлодка погрузилась на глубину 1 600 метров.

После крушения «Комсомольца» прошло чуть больше 30 лет, и сейчас норвежские власти начали ощущать его последствия. Дело в том, что на борту «Комсомольца» были ядерный реактор и две ядерные боеголовки.

Летом 2019 года в районе крушения взяли пробы воды, и оказалось, что радиоактивное излучение там в 100 тысяч раз выше нормы. Власти особенно встревожены угрозой коммерческому рыболовству в регионе.

USS «Трешер» (SSN-593)

10 апреля 1963 года затонула американская субмарина «Трешер» с 129 членами экипажа на борту. Это была первая в истории авария подводной лодки. И до сих пор это несчастье остается самым смертоносным в своем роде.

Статья в тему:  Как установить стационарный мотор на лодку

Катастрофа произошла, когда «Трешер» совершал тестовое погружение на глубину примерно 400 метров. За подлодкой следили со спасательных судов, с которым экипаж поддерживал связь, но внезапно контакт прервался.

Спасатели оставались наверху и ничего не могли сделать, понимая, что лодка исчезает в темной смертельной глубине, которая в том месте достигала 2 600 метров. Но что предпринять, они не знали.

Подлодка взорвалась из-за давления на глубине 600 метров. Все, кто был на борту, погибли.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

  • Россия
  • США
  • К-141 «Курск
  • К-278 «Комсомолец
  • USS Thresher
  • подводная лодка
  • авария

Лучшие

Все комментарии

Jackson 57

Вышиватник

liova01

reloj

liova01

aswan37

aTrop

Пятый из шести

reloj

azbukiwedi

в ответ ( Показать комментарий Скрыть комментарий)

Популярное

  • Популярное
  • Обсуждаемое

Daily Express: этот популярный орех снизит давление и спасет от инфаркта

WeChat: этот дешевый суперовощ быстро снижает давление и сахар

Air & Space: МиГ-29 заставил прослезиться очень многих

Seznam zprávy: рассказ очевидца из восставшего Казахстана

Newsweek Polska: что продлевает мужчинам жизнь

Seznam zprávy: рассказ очевидца из восставшего Казахстана

Geopolitika.news: тупое, безоговорочное расширение НАТО на восток — опасная политика

Британцы о столкновении с подлодкой: русские легонько тюкнули наш радар, подумаешь!

Читатели TAC: с чего вы взяли, что нам удастся одолеть Россию?

ЕП: Украина поссорилась с Польшей. Вот почему

При полном или частичном использовании материалов ссылка на ИноСМИ.Ru обязательна (в интернете — гиперссылка).
Использование переводов в коммерческих целях запрещено

Статья в тему:  Чем конопатить деревянную лодку

Сетевое издание — Интернет-проект ИноСМИ.RU зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 08 апреля 2014 года. Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 – 57642
Учредитель: Федеральное государственное унитарное предприятие «Международное информационное агентство «Россия сегодня» (МИА «Россия сегодня»).
Главный редактор: Тургиева А.А.
Адрес электронной почты редакции: info@inosmi.ru
Телефон редакции: +7 495 645 66 01
Настоящий ресурс содержит материалы 18+

Ошибка

Произошла ошибка. Пожалуйста, повторите попытку позже.

Здравствуйте, !

Здравствуйте, !

Факт регистрации пользователя на сайтах РИА Новости обозначает его согласие с данными правилами.

Пользователь обязуется своими действиями не нарушать действующее законодательство Российской Федерации.

Пользователь обязуется высказываться уважительно по отношению к другим участникам дискуссии, читателям и лицам, фигурирующим в материалах.

Публикуются комментарии только на русском языке.

Комментарии пользователей размещаются без предварительного редактирования.

Комментарий пользователя может быть подвергнут редактированию или заблокирован в процессе размещения, если он:

  • пропагандирует ненависть, дискриминацию по расовому, этническому, половому, религиозному, социальному признакам, содержит оскорбления, угрозы в адрес других пользователей, конкретных лиц или организаций, ущемляет права меньшинств, нарушает права несовершеннолетних, причиняет им вред в любой форме;
  • призывает к насильственному изменению конституционного строя Российской Федерации
  • порочит честь и достоинство других лиц или подрывает их деловую репутацию;
  • распространяет персональные данные третьих лиц без их согласия;
  • преследует коммерческие цели, содержит спам, рекламную информацию или ссылки на другие сетевые ресурсы, содержащие такую информацию;
  • имеет непристойное содержание, содержит нецензурную лексику и её производные;
  • является частью акции, при которой поступает большое количество комментариев с идентичным или схожим содержанием («флешмоб»);
  • автор злоупотребляет написанием большого количества малосодержательных сообщений («флуд»);
  • смысл текста трудно или невозможно уловить;
  • текст написан по-русски с использованием латиницы;
  • текст целиком или преимущественно набран заглавными буквами;
  • текст не разбит на предложения.
Статья в тему:  Какой мотор взять на резиновую лодку

В случае трехкратного нарушения правил комментирования пользователи будут переводиться в группу предварительного редактирования сроком на одну неделю.

При многократном нарушении правил комментирования возможность пользователя оставлять комментарии может быть заблокирована.

Пожалуйста, пишите грамотно – комментарии, в которых проявляется неуважение к русскому языку, намеренное пренебрежение его правилами и нормами, могут блокироваться вне зависимости от содержания.

Крупные аварии на подводных лодках в СССР и России

8 ноября 2008 года во время заводских ходовых испытаний в Японском море произошла авария на атомной подводной лодке (АПЛ) “Нерпа”, построенной на Амурском судостроительном заводе в Комсомольске‑на‑Амуре и еще не принятой в состав ВМФ России. В результате несанкционированного срабатывания системы пожаротушения ЛОХ (лодочная объемная химическая) в отсеки лодки стал поступать газ фреон. Погибли 20 человек, еще 21 человек был госпитализирован с отравлением. Всего на борту АПЛ было 208 человек.

30 августа 2003 года в Баренцевом море при буксировке в город Полярный для утилизации затонула атомная подводная лодка К‑159. На борту субмарины находились десять членов швартовой команды, девять из них погибли, одного спасли.
Во время шторма произошел отрыв понтонов, с помощью которых производилась буксировка К‑159. Катастрофа произошла в трех милях к северо‑западу от острова Кильдин в Баренцевом море на глубине 170 метров. На АПЛ ядерный реактор находился в безопасном состоянии.

Статья в тему:  Что лучше ямаха 15 или тохатсу 18

12 августа 2000 года в ходе проведения военно‑морских учений Северного флота в Баренцевом море затонул атомный подводный ракетный крейсер (АПРК) “Курск”. Катастрофа произошла в 175 километрах от Североморска, на глубине 108 метров. Все 118 членов экипажа, находившиеся на борту, погибли.
По сообщению Генпрокуратуры, “Курск” затонул в результате взрыва учебной торпеды внутри четвертого торпедного аппарата, повлекшего за собой взрыв остальных торпед, находившихся в первом отсеке АПРК.

7 апреля 1989 года при возвращении с боевой службы в Норвежском море в районе острова Медвежий погибла АПЛ К‑278 “Комсомолец”. В результате возникновения пожара в двух смежных отсеках К‑278 были разрушены системы цистерн главного балласта, через которые произошло затопление подлодки забортной водой. Погибли 42 человека, причем многие от переохлаждения.
27 членов экипажа удалось спасти.

6 октября 1986 года в районе Бермудских островов в Саргассовом море (Атлантический океан) на глубине около 5,5 тысячи метров затонула АПЛ К‑219. Утром 3 октября на борту подлодки произошел взрыв в ракетной шахте, а затем начался пожар, продолжавшийся в течение трех суток. Экипаж сделал все возможное для предотвращения взрыва ядерного боезапаса и радиационной катастрофы, однако спасти корабль они так и не смогли. На борту подлодки погибли четыре человека. Оставшиеся в живых члены экипажа были подняты на российские суда “Красногвардейск” и “Анатолий Васильев”, которые пришли на помощь терпящей бедствие субмарины.

Статья в тему:  Как глубоко плавают подводные лодки

24 июня 1983 года в 4,5 милях от берегов Камчатки во время погружения затонула АПЛ К‑429 из состава Тихоокеанского флота. К‑429 была срочно отправлена из ремонта на торпедные стрельбы без проверки на герметичность и со сборным экипажем (часть штатного находилась в отпуске, сменный был не подготовлен). При погружении через вентиляционную систему затопило четвертый отсек. Лодка легла на грунт на глубине 40 метров. При попытке продуть главный балласт из‑за открытых клапанов вентиляции цистерны главного балласта большая часть воздуха ушла за борт.
В результате катастрофы погибли 16 человек, остальные 104 смогли выйти на поверхность через носовые торпедные аппараты и шахту кормового аварийного люка.

21 октября 1981 года дизельная подводная лодка С‑178, возвращаясь в базу после двухдневного выхода в море, погибла в результате столкновения в акватории Владивостока с транспортным рефрижератором. Получив пробоину, подлодка приняла около 130 тонн воды, потеряла плавучесть и ушла под воду, затонув на глубине 31 метр. В результате катастрофы погибли 32 моряка‑подводника.

13 июня 1973 года в заливе Петра Великого (Японское море) произошло столкновение АПЛ К‑56 с научно‑исследовательским судном “Академик Берг”. Лодка ночью шла в надводном положении на базу после выполнения учебных стрельб. “Академик Берг” ударил “К‑56” в правый борт, в стык первого и второго отсеков, проделав в корпусе огромную пробоину, в которую стала поступать вода. Подводную лодку от гибели спас ценой своей жизни личный состав второго аварийного отсека, которые задраили переборку между отсеками. В результате аварии погибли 27 человек. В живых остались около 140 моряков.

Статья в тему:  Как установить стационарный мотор на лодку

24 февраля 1972 года при возвращении на базу с боевого патрулирования на АПЛ К‑19 произошел пожар.
В это время лодка находилась в северной части Атлантического океана на глубине 120 метров. Благодаря самоотверженным действиям экипажа, К‑19 всплыла на поверхность. В спасательной операции приняли участие корабли и суда ВМФ. В условиях сильного шторма удалось эвакуировать большую часть экипажа К‑19, подать на лодку электричество и отбуксировать ее на базу. В результате аварии на лодке погибли 28 моряков, еще двое скончались во время спасательной операции.

12 апреля 1970 года в Бискайском заливе Атлантического океана погибла АПЛ К‑8 в результате сильного пожара, приведшего к потере запаса плавучести и продольной остойчивости.
Пожар начался 8 апреля почти одновременно в двух отсеках, когда лодка находилась на глубине 120 метров. К‑8 всплыла на поверхность, экипаж мужественно боролся за живучесть лодки. В ночь с 10 на 11 апреля в район аварии прибыли три судна Морского флота СССР, но из‑за разыгравшегося шторма взять подводную лодку на буксир не удалось. Часть личного состава подлодки была переправлена на судно “Касимов”, а на борту К‑8 остались 22 человека во главе с командиром для продолжения борьбы за живучесть корабля. Но 12 апреля подводная лодка затонула на глубине более 4000 метров. Погибли 52 члена экипажа.

24 мая 1968 года произошла радиационная авария на АПЛ К‑27, имевшей два реактора на жидкометаллическом теплоносителе. В результате нарушения теплоотвода от активной зоны произошли перегрев и разрушение тепловыделяющих элементов в одном из реакторов субмарины. Все механизмы лодки были выведены из действия и законсервированы.
Во время аварии пострадал весь экипаж, девять человек получили смертельные дозы радиоактивного облучения.

Статья в тему:  Как выбрать резиновую лодку видео

8 марта 1968 года погибла дизель‑электрическая ракетная подводная лодка К‑129 из состава Тихоокеанского флота. Подлодка несла боевую службу в районе Гавайских островов, а с 8 марта перестала выходить на связь. На борту К‑129 находились, по разным данным, от 96 до 98 членов экипажа, все они погибли. Причина катастрофы неизвестна. Впоследствии К‑129 обнаружили американцы и в 1974 году произвели ее подъем.

8 сентября 1967 года в Норвежском море на АПЛ К‑3 “Ленинский комсомол” в подводном положении произошел пожар в двух отсеках, который был локализован и потушен герметизацией аварийных отсеков. Погибли 39 членов экипажа. Подлодка своим ходом вернулась на базу.

11 января 1962 года на военно‑морской базе Северного флота в городе Полярный взорвалась дизельная подводная лодка Б‑37. На субмарине, стоявшей у пирса, начался пожар, после чего произошел взрыв торпедного боезапаса. Носовую часть лодки оторвало, обломки разлетелись в радиусе более километра.
Значительные повреждения получила стоявшая рядом подводная лодка С‑350. В результате ЧП погибли 78 моряков (не только с Б‑37, но и еще с четырех подлодок, а также из резервного экипажа). Были пострадавшие и среди гражданского населения города Полярный.

4 июля 1961 года во время океанских учений “Полярный круг” на борту АПЛ К‑19 вышел из строя один из двух реакторов главной энергетической установки. Лопнула труба в системе охлаждения одного из реакторов, из‑за чего произошла утечка радиации.
В течение полутора часов подводники ремонтировали аварийную систему охлаждения реактора без защитных костюмов, голыми руками, в армейских противогазах. Членам команды удалось починить вышедший из строя атомный реактор, корабль остался на плаву, и его отбуксировали на базу.
От полученных доз радиации восемь членов экипажа скончались через несколько дней.

Статья в тему:  Как отмыть пвх лодку

27 января 1961 года в Баренцевом море затонула дизельная подводная лодка С‑80, входившая в состав Северного флота. 25 января она вышла в море на несколько суток для отработки совершенствования задач одиночного плавания, а 27 января радиосвязь с ней прервалась. С‑80 на базу в Полярный не вернулась. Поисковая операция результатов не дала. С‑80 была найдена только в 1968 году, а позже была поднята со дна моря. Причиной аварии стало поступление воды через клапан РДП (выдвижного устройства подводной лодки для подачи при перископном положении подлодки атмосферного воздуха в ее дизельный отсек и удаления выхлопных газов дизелей). Погиб весь экипаж — 68 человек.

26 сентября 1957 года в Таллинском заливе Балтийского моря затонула дизельная подводная лодка М‑256 из состава Балтийского флота.
На подлодке, производившей замеры подводных скоростей на мерной линии на полигоне Таллинской военно‑морской базы, возник пожар. Всплыв с глубины 70 метров, М‑256 встала на якорь. Выведенный на верхнюю палубу из‑за сильной загазованности внутренних помещений экипаж не прекращал борьбу за живучесть лодки. Спустя 3 часа 48 минут после всплытия подлодка внезапно ушла на дно. Большая часть экипажа погибла: из 42 подводников в живых осталось семь моряков.

21 ноября 1956 года недалеко от Таллина (Эстония) в результате столкновения с эскадренным миноносцем “Статный” затонула дизельная подводная лодка М‑200 из состава Балтийского флота. Из воды сразу были спасены шесть человек. В результате аварии погибли 28 моряков.

Статья в тему:  Как заводить лодочный мотор после зимы

В декабре 1952 года в Японском море погибла дизель‑электрическая подводная лодка С‑117 из состава Тихоокеанского флота. Лодка должна была принять участие в учениях. На пути к району маневров ее командир доложил о том, что из‑за поломки правого дизеля субмарина идет в назначенную точку на одном двигателе. Через несколько часов он сообщил об устранении неисправности. Больше лодка на связь не выходила. Точная причина и место гибели подводного корабля неизвестны.
На борту лодки находились 52 члена экипажа, в том числе 12 офицеров.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Гибель подводников на секретной атомной подлодке. Факты, версии, мнения

1 июля во время проведения батиметрических измерений на одном из научно-исследовательских глубоководных аппаратов Минобороны России произошел пожар, в котором погибли 14 моряков. В скупом официальном сообщении Минобороны говорится, что инцидент произошел в российских территориальных водах, а аппарат сейчас находится на военно-морской базе в Североморске. Журналисты и эксперты склоняются к версии, что речь идет об атомном подводном исследовательском аппарате АС-12, носящем неофициальное название «Лошарик», однако быть уверенным в какой-то из версий не представляется возможным — информация о ЧП засекречена.

О трагедии стало известно днем 2 июля около 16:30 по московскому времени, когда СМИ стали транслировать официальное сообщение Минобороны. Причиной смерти подводников ведомство называет отравление продуктами горения. Не сообщалось, где именно произошло ЧП. Поскольку аппарат, как сообщают военные, доставили в Североморск, который находится в Кольском заливе, значит авария могла произойти в Баренцевом море, предполагают эксперты.

Статья в тему:  Сколько действующих подводных лодок в россии

«Лошарик»

Позже различные источники сообщили, что речь идет о «Лошарике» — глубоководном исследовательском аппарате, названном так за особенности конструкции — под корпусом подлодки шарообразные отсеки соединены цилиндрическими «коридорами» между собой, что по форме напоминает персонажа советского мультфильма Лошарика — лошадь, состоящую из шариков.

Максимальное число экипажа на «Лошарике» — 25 человек. Водоизмещение — 2 тыс. тонн, максимальная скорость — 30 узлов (более 55 километров в час). Другие характеристики подводного аппарата в источниках разнятся, например, максимальная глубина указывается от 1 тыс. до 6 тыс. метров. Автономное подводное плавание — от нескольких суток до нескольких месяцев. Версию с «Лошариком» назвали источники РБК.

Исходя из того, что этот аппарат был глубоководным, он мог принадлежать 29-й отдельной бригаде подводных лодок, которая базируется на военной базе ВМФ Гаджиево в бухте Оленья губа. Это бригада, в составе которой — глубоководные аппараты, пишет ВВС.

Гаджиево — одна из самых секретных военных баз в России. 29-я бригада подчиняется главному управлению глубоководных исследований министерства обороны России, войсковой части 45707, которая расположена в Ленинградской области. Эту информацию подтвердил и. о. губернатора Александр Беглов. Он написал на своей странице в соцсети «ВКонтакте»: «Приношу глубокие соболезнования семьям погибших подводников в Баренцевом море. Команда была закреплена за нашей воинской частью и в последнее плаванье отправилась из Петербурга. Память о наших героях всегда будет с нами».

Статья в тему:  Какой мотор взять на резиновую лодку

В состав 29-й отдельной бригады подводных лодок входят несколько глубоководных атомных субмарин специального назначения. Также в бригаду входит носитель аппаратов — атомная подлодка БС-136 «Оренбург».

В 2015 году фотография, на которой, предположительно, изображен «Лошарик», была опубликована в русскоязычной версии автомобильного журнала Top Gear.

Носитель

Источники издания «Открытые медиа» сообщили, что пожар произошел не на «Лошарике», а на подлодке-носителе. Один из собеседников СМИ пишет, что речь может идти о подлодке «Оренбург», второй — о судне «Подмосковье». Версию с «Оренбургом» называют и другие источники.

БС-136 «Оренбург», построенная еще в начале 1980-х и принятая на вооружение как К-129, за свою жизнь сменила не только индекс, но и проект, отмечает ВВС.

Изначально созданная по проекту 667БДР «Кальмар» как носитель межконтинентальных ракет, она была перестроена по проекту 09786 в носителя малых подлодок.

Несколько лет назад сообщалось, что АПЛ «Оренбург» проходила ремонт, но информации о его результатах в открытых источниках нет. Информация об этой субмарине также глубоко засекречена.

Подлодка «Подмосковье» была спущена на воду еще в 1984 году. В 1999 году началась ее реконструкция, которая закончилась только в 2016 году. После реконструкции подлодки на ней установили оборудование для перевозки глубоководных мини-подлодок проекта 18 270 «Бестер», писала «Российская газета».

Третьим носителем АС-31 «Лошарик», кроме БС-136 «Оренбург» и БС-64 «Подмосковье», может выступать атомная подводная лодка К-329 «Белгород» проекта 09852, которая должна первой получить шесть беспилотных ядерных подводных аппаратов «Посейдон». Спуск К-329 «Белгород» на воду на «Севмаше» состоялся в этом году. Известно, что субмарина способна опускаться на глубину более 500 метров и развивать скорость выше 30 узлов, а ее совместные испытания с «Посейдоном» должны состояться этим летом, пишет Lenta.ru.

Статья в тему:  Чем конопатить деревянную лодку

«Русская служба ВВС» связалась с жителем Североморска, который также утверждает, что пожар случился на «Оренбурге». «В 20:30 объявили тревогу силам флота. В 01:00 подлодка сама подошла к причалу в Североморске», — рассказал он.

«Три отсека [было] затоплено, в первом 13 человек на перестукивания не отвечали. Когда смогли добраться до отсека, установили, что все погибли», — утверждает собеседник издания.

Погибшие

Официально сообщается о 14 погибших. Среди них было семь капитанов первого ранга и два Героя России. Об этом стало известно из беседы Владимира Путина с министром обороны Сергеем Шойгу. Телеграм-канала Baza пишет, что один из погибших — капитан первого ранга и командир судна АС-12 «Лошарик» Долонский Денис Владимирович, который был приписан к воинской части Петергофа и получил звание Героя России 6-7 лет назад за исследование Арктики и Антарктики. Второй — испытатель глубоководной военной техники, капитан первого ранга Николай Иванович Филин. Звание Героя России он получил в 2018 году. Филин также приписан к воинской части Петергофа.

Телеграм-канал «Смычок Скрипаля» называет еще одного капитана первого ранга — Андрея Воскресенского.

Точное количество выживших неизвестно, разные источники сообщают, что госпитализированы от 5 до 10 человек.

Во время написания этого материала Храм «Спас-на-Водах» в Мурманске опубликовал на своем сайте имена 14 моряков, погибших на подлодке. Их фамилии не указаны.

Статья в тему:  Что лучше ямаха 15 или тохатсу 18

Причины ЧП

В условиях строгой секретности и обрывочности данных об инциденте говорить о причинах трагедии не представляется возможным. Согласно сообщению Минобороны, причиной гибели подводников стало отравление продуктами горения. Почему возник пожар, не сообщается.

Расследованием причин пожара занимается главнокомандующий ВМФ адмирал Николай Евменов. Следственный комитет начал проверку по факту гибели моряков.

Норвежское агентство по радиационной и ядерной безопасности заявило, что, по словам российских чиновников, на борту глубоководного аппарата произошел взрыв газа.

При этом Минобороны сообщило, что никаких уведомлений норвежцам не направляло, пишет РБК.

Опрошенный «Комсомольской правдой» эксперт, попросивший не называть своего имени, предположил, что, исходя из информации о количестве погибших, пожар был локализован путем герметизации — экипаж закрыл отсек, в котором началось горение, чтобы спасти корабль. Такие действия предполагает «Руководство по борьбе за живучесть» — основной документ, в котором описаны действия команды во время ЧС. «Есть и второй вариант, что огонь распространялся лавинообразно и экипаж просто ничего не успел предпринять, — продолжает эксперт. — Но он, как мне кажется, менее вероятен».

По его словам, ни одна подлодка не защищена на 100% от пожара. Издание пишет, что чаще всего пожары случаются из-за технических сбоев (воспламенение обмотки двигателя, короткое замыкание, отказ систем очистки воздуха и так далее) или из-за ошибки личного состава. Но здесь как раз с уверенностью ничего говорить нельзя, пока не будет результатов официального расследования.

Статья в тему:  Нужен ли судовой билет на резиновую лодку

Миссия «Лошарика»

Известно, что в 2012 году носителем АС-31 «Лошарик» выступала атомная подводная лодка специального назначения БС-136 «Оренбург». Тогда же в ходе экспедиции «Севморгео», в ходе которой уточнялись границы континентального шельфа России в Арктике, АС-31 «Лошарик» удалось взять пробы морского грунта с глубины более двух километров, которые впоследствии легли в основу доказательства принадлежности хребтов Ломоносова и Менделеева к российской части континентального шельфа. Об этом пишет Lenta.ru.

Исследовав извлеченные со дна северной и южной частей хребта Менделеева базальты и долериты, ученые установили, что они возникли в нижнем или среднем ордовике, то есть примерно 470 млн лет назад. Аналогичную природу имеет древнее основание Новосибирских островов, выступающее частью континентального шельфа. Также ученые выполнили сейсмические и батиметрические исследования.

Общая площадь подводных территорий, которые Россия рассматривает как продолжение своего континентального шельфа (естественной части материка), оценивается в 1,2 млн квадратных километров. Согласно Минприроды, запасы углеводородов под расширенным шельфом оцениваются в 5 млрд тонн условного топлива — около 12% мировых запасов нефти.

Несмотря на успехи «Севморгео», в ходе экспедиции оказались повреждены манипуляторы, система внешнего освещения и корпус АС-31 «Лошарик». Ремонт аппарата завершился в 2017 году, когда были проведены его глубоководные испытания совместно с носителем — атомной субмариной БС-64 «Подмосковье», отмечает издание.

Между тем Пентагон считает АС-12 «диверсионным аппаратом», предназначенным для разрушения подводной инфраструктуры — в основном кабелей связи и систем обнаружения подлодок, пишет The Bell. На глубине свыше 1000 метров «Лошарик» практически неуязвим для современных средств поражения.

голоса
Рейтинг статьи
Статья в тему:  Как отмыть пвх лодку
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: